Научная статья на тему 'Функциональная и проблемно-тематическая модели городской газеты (по итогам опроса редакторов и журналистов малых и средних городов РФ)'

Функциональная и проблемно-тематическая модели городской газеты (по итогам опроса редакторов и журналистов малых и средних городов РФ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
982
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ГАЗЕТА / TOWN NEWSPAPER / МЕДИАСИСТЕМА / MEDIA SYSTEM / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / МЕДИАКАРТИНА / МЕДИАКОНТЕНТ / MEDIA PICTURE / MEDIA CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Луиза Григорьевна, Смирнова Ольга Владимировна, Ширяева Алла Александровна, Шкондин Михаил Васильевич

В постсоветский период существенно трансформировалась функциональная, структурная, содержательная целостность исследуемых СМИ. В этой, как и в других медиасистемах, идет активная переориентация от авторитарных, манипулятивных коммуникативных стратегий прошлого к стратегиям конвентивным, диалоговым, основанным на публичности. В статье анализируются результаты опроса редакторов и журналистов газет средних и малых городов РФ о состоянии и перспективах развития печатных средствах массовой информации (СМИ) этого типа в условиях острых экономических, социальных и других проблем российской провинции 2010-х гг. Предмет изучения функциональная и проблемно-тематическая модели исследуемых печатных СМИ. Рассматриваются особенности актуализации и деактуализации различных функций городской печати. Описываются представления редакторов и журналистов газет средних и малых городов России о функциональной и содержательной моделях изданий и степени их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Свитич Луиза Григорьевна, Смирнова Ольга Владимировна, Ширяева Алла Александровна, Шкондин Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional and problem-thematic models of the city newspaper: functional and problem thematic (following the results of surveying editors and journalists in small and medium-sized towns of the Russian Federation)

During the post-Soviet period there has been a considerable transformation of the functional, structural and substantial integrity of the mass media under investigation. In this media system, as well as in other ones, there is an active reorientation from authoritative, manipulative communication strategies of the past to convective and dialogue strategies based on publicity. The article analyses the results of surveying editors and journalists in middle-sized and small towns of the Russian Federation about the position and development prospects of publication media (mass media)of this type in terms of pressing economic, social and other problems in the Russian province over the period of the 2010s. The subject matter is functional and problem-thematic models of the publication media under investigation. Consideration is given of actualization and deactualization features for various functions of the town press, as well as description of visions of editors and journalists of Russias middle-sized and small towns of functional and substantial models of editions and their sales level.

Текст научной работы на тему «Функциональная и проблемно-тематическая модели городской газеты (по итогам опроса редакторов и журналистов малых и средних городов РФ)»

УДК 070 Л. Г. Свитич

доктор филологических наук, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

О. В. Смирнова кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

А. А. Ширяева кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

М. В. Шкондин доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ

ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ (ПО ИТОГАМ ОПРОСА РЕДАКТОРОВ И ЖУРНАЛИСТОВ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РФ)

В постсоветский период существенно трансформировалась функциональная, структурная, содержательная целостность исследуемых СМИ. В этой, как и в других медиасистемах, идет активная переориентация от авторитарных, манипулятивных коммуникативных стратегий прошлого к стратегиям конвентивным, диалоговым, основанным на публичности. В статье анализируются результаты опроса редакторов и журналистов газет средних и малых городов РФ о состоянии и перспективах развития печатных средствах массовой информации (СМИ) этого типа в условиях острых экономических, социальных и других проблем российской провинции 2010-х гг. Предмет изучения — функциональная и проблемно-тематическая модели исследуемых печатных СМИ. Рассматриваются особенности актуализации и деактуализации различных функций городской печати. Описываются представления редакторов и журналистов газет средних и малых городов России о функциональной и содержательной моделях изданий и степени их реализации.

Ключевые слова: городская газета; медиасистема; медиапространство; медиакартина; медиаконтент.

L. G. Svitich

Doctor habil. (Philology), Lomonosov Moscow State University, O. V. Smirnova PhD in Philology, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University, A. A. Shiryaeva PhD in Philology, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University, M. V. Shkondin Doctor habil. (Philology), Professor, Lomonosov Moscow State University

FUNCTIONAL AND PROBLEM-THEMATIC MODELS OF THE CITY NEWSPAPER: FUNCTIONAL AND PROBLEM THEMATIC (FOLLOWING THE RESULTS OF SURVEYING EDITORS AND JOURNALISTS IN SMALL AND MEDIUM-SIZED TOWNS OF THE RUSSIAN FEDERATION)

During the post-Soviet period there has been a considerable transformation of the functional, structural and substantial integrity of the mass media under investigation. In this media system, as well as in other ones, there is an active

© Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, А. А. Ширяева, М. В. Шкондин, 2014

reorientation from authoritative, manipulative communication strategies of the past to convective and dialogue strategies based on publicity. The article analyses the results of surveying editors and journalists in middle-sized and small towns of the Russian Federation about the position and development prospects of publication media (mass media)of this type in terms of pressing economic, social and other problems in the Russian province over the period of the 2010s. The subject matter is functional and problem-thematic models of the publication media under investigation. Consideration is given of actualization and deactualization features for various functions of the town press, as well as description of visions of editors and journalists of Russia's middle-sized and small towns of functional and substantial models of editions and their sales level.

Keywords: town newspaper; media system; media space; media picture; media content.

Медиасистема современного города представляет собой сложное коммуникативное образование. Наряду с газетами оно часто включает также телевидение, радио, интернет-СМИ. В условиях глобализации и конвергенции, преобразований в сферах экономики, политики, культуры происходят существенные трансформации, позитивно и негативно влияющие на городскую газетную периодику, ее структурную и функциональную целостность. Во время исследования ставилась задача выявить коллективное мнение редакторов и журналистов газет средних и малых городов о современном состоянии городской прессы данного типа и их суждения о перспективах развития исследуемых групп изданий в РФ1.

Процессы глобализации, происходящие в современном мировом медиа-пространстве, ставят серьезные проблемы, связанные с глокализацией в региональных СМИ, т. е. с тем, чтобы активно развивать потенциал регионов, способный конкурировать в современном экономическом пространстве. Активное участие газет средних и малых городов в процессах создания локальной медиакартины мира в сознании городской аудитории, т. е. медиакартины городской жизни как проективной модели оптимизации коллективной деятельности горожан, вызывает необходимость в модернизации типологических моделей городских газет, их форматов и концепций. Их функция сформировать такой медиаконтент, который отражал бы реальную ситуацию в городе, стимулировал бы его знаниевый, аксиологический и проективный потенциал, содействовал взаимодействию властных структур и гражданского общества.

Характеризуя городскую газету как целостное образование, важно проанализировать ее интегративные составляющие, которые образуются в результате взаимодействия всех структурных компонентов и процессов газетной медиасистемы города. Прежде всего речь идет о функциональной целостности медиасистемы городских газет, модель которой вбирает в себя коммуникативные стратегии и функции не только журналистского творчества, но и коммуникативные функции основных субъектов социальной деятельности, осуществляемой в масштабе города. Ответственность за полноту и гармонизацию этой функциональной модели лежит на редакции издания. О коммуникативных стратегиях, в частности, говорится в работах Е. Л. Вартановой [2], И. Н. Деминой [3], О. В Смирновой [12], В. В. Тулупова [14].

1 Исследование проводилось коллективом кафедры периодической печати и лаборатории актуальных проблем журналистки факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова при участии факультетов и отделений журналистики вузов России. Руководители исследования: заведующая кафедрой, доцент О. В. Смирнова и профессор М. В. Шкондин. Авторы программы исследования: доктор филологических наук Л. Г. Свитич, доцент А. А. Ширяева.

Другой интегративной составляющей, выступающей результатом реализации всех функционально-целевых направлений, является медиакартина городской жизни в различных сферах экономики, политики, культуры и быта, воспринимаемая аудиторией. Важно подчеркнуть, что она содействует разрешению противоречия между реальным знанием аудитории об условиях городской жизни и желаемым знанием, мнением, опытом, которые рождаются в процессе жизнедеятельности городского социума, входят в информационный потенциал медиасистемы и помогают людям обогащать свои познавательную, аксиологическую и поведенческую модели.

Третьей интегративной составляющей является медиапространство городских газет, которое представляет собой пространство взаимодействия тех, кто участвует в производстве, распространении и потреблении массовой информации. Оно создает совокупность информационных отношений между ними, способствуя реализации функциональной модели городских печатных СМИ. Медиапространство — это информационно-коммуникативная структура, способ связи компонентов, которая «служит» функциям системы. О роли структуры писал в свое время один из ведущих исследователей систем академик В. Г. Афанасьев [1]. Понятие медиапространства все активнее используется современными исследователями теории журналистики [2; 4; 9; 16; 17].

Функциональная модель этих изданий неразрывно связана с формированием общественного диалога в рамках регионального (городского) меди-апространства и выявлением на этой основе познавательного, аксиологического, проективно-поведенческого потенциала города и удовлетворением соответствующих информационных потребностей общегородской аудиторной общности, а также различных аудиторных групп, существующих на основе общественного разделения труда, социальной, производственно-профессиональной, возрастной, гендерной и иной структуры регионального социума. На этой основе происходит актуализация функций городской медиасистемы, что находит отражение в ее трансформирующей интегративной функциональной модели. Эта модель предусматривает прежде всего обеспечение организованности городского медиапространства как совокупности информационных и иных отношений между теми, кто производит, распространяет и потребляет массовую информацию в рамках данного медиаареала.

Суть функциональной и результативной целостности городской медиаси-стемы состоит в том, чтобы предоставить региональной аудитории информацию, которая адекватно отражала бы жизнь города и стимулировала бы его творческий потенциал, созданный и обогащенный на основе взаимодействия субъектов духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности и учитывающий информационные потребности всей городской аудитории и отдельных аудиторных групп.

Таким образом, говоря о функциональной модели городской периодики, мы можем отметить, что она призвана организовать такое медиапростран-ство, которое позволяет в рамках ее компетенции по отношению к другим городским СМИ обеспечить гласность городской жизни, дающей возможность всему городскому социуму наблюдать складывающуюся медиакартину условий жизни города как социальной системы, участвовать в процессах познания этой картины, в выработке и корректировке своих позиций по отношению к актуальным явлениям, своей модели поведения [7; 13]. Наряду с этим, многие участники массовой информационной деятельности будут также иметь возможность участвовать в производстве, обогащении массовой информации, публикуемой городскими газетами. Городская периодика — важный фактор общественного диалога в рамках городского сообщества, создаваемого на основе газетного медиапространства.

Отражение в сознании городской аудитории медиакартины жизни города представляет для газет данного типа сложную проблему, зависящую от многих политических, экономических, технологических, информационных, редакционных, аудиторных и других условий и факторов.

Как показал проведенный нами опрос редакторов и журналистов городских газет, целевая модель данных изданий видится им как полифункциональная, а тематическая как многоаспектная, что соответствует специфике местных газет общего содержания. Однако под влиянием многих факторов в реальной редакционной практике наблюдаются некоторые целевые «перекосы»: несоразмерно акцентируется внимание на информационном обслуживания органов власти, что идет в ущерб роли газет в их гражданском качестве.

Как свидетельствуют полученные ответы, функционально-целевая модель газеты среднего и малого города представляется весьма органичной и многоплановой. Вне конкуренции с другими задачами — базовая составляющая для местной прессы, которая тесно связана с привлечением общественного внимания к актуальным проблемам в жизни города (83 %), информирование о важнейших событиях (96 % опрошенных считают ее очень важной). Весьма высокое место (77 %) в этой функциональной модели занимает и содействие развитию у горожан чувства малой родины, причастности к жизни города, патриотизма. В большей степени ориентированы на нее журналисты малых городов. Журналисты местной прессы своей важной функцией считают пропаганду позитивных ценностей, содействие морально-этическому воспитанию аудитории.

Довольно важными (от 27 до 42 % ответов) считаются роли помощника в решении жизненных проблем людей, собеседника, защитника справедливости, доверенного лица аудитории и выразителя общественного мнения, выполняющего функции общественной критики и контроля и пропагандиста гуманистических ценностей и идеалов. Весьма примечательно, что содействие отдыху, развлечению аудитории журналисты газет полагают второстепенной задачей, очевидно потому, что эту роль выполняют другие СМИ, главным образом электронные.

Обобщая информацию о характере функциональной модели современной газеты среднего и малого города, следует сказать, что важным для редакторов и опрошенных кажется все, что связано с локальной общностью и насущными заботами ее жителей. Это вполне соответствует особенностям прессы данного типа.

Больше половины голосов набрали задачи, которые носят нравственно-гуманитарный характер. Это воспитание чувства малой родины, причастности к жизни города, патриотизма, пропаганда позитивных ценностей, морально-этическое воспитание, просветительская роль, расширение кругозора, повышение уровня культуры аудитории и развитие культурно-исторических традиций, социальная защита людей, помощь в конкретных житейских делах. Довольно важными считаются и общественные, гражданские задачи: привлечение общественного внимания к актуальным проблемам, обсуждение важных вопросов жизни города, выражение и формирование общественного мнения, развитие городского самоуправления, гражданского общества.

Первостепенным в малых и средних городах, которые сейчас испытывают серьезные трудности с развитием производственной базы и увеличением рабочих мест, представляется содействие социально-экономическому развитию города. И наконец, журналисты довольно высоко поставили консультативную роль газеты.

Вместе с тем функциональная модель городской газеты актуализирована далеко не полностью. В частности, функция обеспечения общественного диа-

лога между властными структурами и гражданским обществом оптимизирована далеко не в полной мере. Открытость политики городских властей лишь частично отвечает необходимым требованиям публичности. Особенно это касается налаживанию через СМИ общественного контроля за деятельностью различных властных структур и их представителей.

Следует отметить, что редакции достаточно широко используют возможности для привлечения населения к публичному обсуждению важных проблем города как в традиционных формах, так и в Интернете. В исследовании зафиксирован интереснейший опыт создания площадок для диалога, публичного обсуждения проблем между населением и представителями власти с участием газет. Тем самым горожанам предоставляется довольно широкая возможность влиять на содержание газеты. Однако опрошенные редакторы и журналисты полагают, что газеты недостаточно отражают интересы и позиции различных групп, слоев населения. Меньше критических оценок среди журналистов малых городов, так как там более однородная социальная среда и, соответственно, меньше разброс мнений. Напрашивается вывод о том, что журналисты недостаточно активно представляют в контенте газеты информацию, идущую от аудитории.

Исследование зафиксировало, что ориентации опрошенных редакторов и журналистов показывают их зрелую социально-профессиональную позицию. Это отражается в достаточно точной функционально-целевой, проблемно-тематической и жанровой моделях, предложенных журналистами. В то же время реализовать эти модели не удается в полной мере, что связанно с экономическими проблемами, менеджментом, недостаточной обеспеченностью квалифицированными кадрами, а также с факторами (прежде всего властными), влияющими на профессиональную независимость журналистов.

Итак, целевая модель данных изданий видится редакторам и журналистам как полифункциональная, что соответствует специфике местных газет общего содержания. Выделяются две доминантные функции. Первая — информирование аудитории об актуальных проблемах города и привлечение к ним общественного внимания. Вторая — формирование у жителей чувства патриотизма и принадлежности к данному городу, как к малой родине. Особенно это касается функциональных ориентаций сотрудников газет малых годов. Такие газеты не дистанцируются также от помощи в развитии производственно-экономической сферы своих городов. К сожалению, меньшее значение придается социально-консолидирующей, гражданской роли городских газет, задачам развития местного самоуправления, использования потенциала газеты как средства выражения общественного мнения и контроля. Между тем это особенно актуально в целом для страны и для данной локальности в частности.

Реализации функционально-целевой модели газеты был посвящен специальный вопрос с оценочной шкалой. Соотнесем ответы по первой позиции шкалы «Задача реализуется в полной мере» с задачами, которые опрошенные маркировали как очень важные» (табл. 1).

Самый общий вывод состоит в том, что те задачи, которые редакторы и журналисты считают очень важными, и лучше, по их мнению, реализуются. Второй вывод: они реализуются не полно, а некоторые явно недостаточно. Самое больше внимание, судя по ответам, на практике уделяется информированию аудитории о важнейших событиях в жизни города, о решениях и действиях органов местной власти, информационной поддержке ее решений, важных для города и привлечению общественного внимания к актуальным проблемам жизни города (от 60 до 82 % ответов). Остальные пока реализуются недостаточно.

Таблица 1

Ответы на вопрос: «Каковы наиболее важные задачи вашего издания сегодня?»; «Какие задачи реализуются в полной мере?», % к числу опрошенных

Задачи изданий Задача Реализуется

очень в полной

важная мере

% ранг % ранг

Информирование о важнейших событиях в жизни города 96 1 82 1

Информирование о решениях и действиях органов местной 68 5 77 2

власти, информационная поддержка важных для города

решений органов власти

Привлечение общественного внимания к актуальным проблемам жизни города 83 2 61 3

Содействие развитию у горожан чувства малой родины, при- 77 3 52 4

частности к жизни города, патриотизма

Распространение рекламной информации 31 17 50 5

Пропаганда позитивных ценностей, морально-этическое 73 4 50 6

воспитание

Содействие развитию культурно-исторических традиций 56 10 48 7

Консультативная роль, публикация практически полезной, справочной информации 59 9 41 8

Социальная защита людей, помощь в конкретных житей- 64 7 40 9

ских делах

Организация общественных обсуждений по важным вопросам жизни города, выражение общественного мнения 68 6 37 10

Просветительская роль, расширение кругозора, повышение 56 11 35 11

уровня культуры аудитории

Формирование общественного мнения 63 8 34 12

Информирование о важнейших событиях в жизни региона 27 18 33 13

Содействие развитию городского самоуправления, гражданского общества 52 13 31 14

Содействие социально-экономическому развитию города 55 12 27 15

Идеологическое, политическое ориентирование аудитории 32 16 21 16

Помощь в общении и установлении взаимопонимания меж- 45 15 18 17

ду различными слоями, группами горожан

Информирование о решениях и деятельности государствен- 18 19 17 18

ных органов власти более высокого уровня

Содействие отдыху, развлечению аудитории 17 20 14 19

Контроль за деятельностью должностных лиц 52 14 11 20

Информирование о важнейших событиях в жизни страны 12 21 6 21

Важным интегративным качеством городской газетной медиасистемы является формирование в сознании аудитории медиакартины городской жизни. Эта медиакартина многофункциональна и создает познавательную, аксиологическую, организационно-поведенческую модели в сознании социума, различных его групп [8; 9; 10; 11; 13; 17]. Она должна быть адекватна условиям жизни городского населения и поддерживать эту адекватность в процессе происходящих перемен. Она призвана непрерывно вбирать в себя новые результаты социальной деятельности городского сообщества познавательного, ценностно-ориентационного, образовательного, поведенческого характера, создавая соответствующую систему отношений, в том числе отношений координации, субординации, инициативы, дисциплины, ответственности и др. В рамках своего целевого назначения ей предстоит удовлетворять потребности аудиторных групп, входящих в потенциальную аудиторию издания [15].

Актуализация функциональной модели городской газеты является важным фактором адекватного отражения городской жизни в содержании СМИ и в сознании массовой аудитории.

Исследование показало, что журналисты выделяют именно те темы и проблемы, которые острее всего волнуют жителей малых и средних городов. Основная проблема — безработица, поскольку закрылись предприятия, негде работать молодежи, которая уезжает в крупные города. Тесно связана с этими процессами проблема сокращения численности и старение населения. В целом все это плюс малые бюджеты муниципалитетов, отсутствие инвестиций в производство приводит к экономической нестабильности городов, небольшим зарплатам и низкому жизненному уровню населения. Следствием этого являются и проблемы в городском хозяйстве, жилищно-коммунальной сфере, экологии и благоустройстве, бедственном положении культуры, здравоохранения и образования — нет квалифицированных кадров, плохое материальное обеспечение. Особенно кричащие проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве: отсутствие жилья, плохой ремонт, бесконтрольность в этой сфере, проблемы с газификацией, канализацией и водоснабжением, плохое состояние дорог и работа транспорта, его дороговизна.

Часто это замыкается не только на объективные экономические факторы, но и на плохую работу властей, слабый менеджмент, неспособность искать новые источники развития городов, например, развивать малый и средний бизнес, экологический туризм и т. п. Все это имеет и тяжелые психологические последствия: апатия, депрессия, отчаяние людей, алкоголизация населения, особенно молодежи. Всем этим темам местные газеты должны уделять свое внимание, помогать горожанам и властям решать перечисленные проблемы, содействовать развитию городов.

Первоочередными (от 60 до 86 % ответов) вполне справедливо считаются социальные темы, все, что связано с повседневной жизнью простого человека и чему «большая» пресса уделяет крайне недостаточно внимания. Это сферы, состояние которых в средних и особенно малых городах, как мы убедились при анализе ответов, нельзя назвать благополучными: ЖКХ, строительство и ремонт муниципального жилья, дорог, работа городского транспорта, экология, благоустройство, социальное обеспечение, работа и недостаточная финансовая, кадровая база учреждений образования, здравоохранения и культуры, то есть именно те темы, которые являются самыми горячими для жителей этих городов и должны быть в центре внимания властей. В этом ряду и работа городских органов власти и органов правопорядка, борьба с преступностью.

И конечно, в ряду важнейших тем — экономика города, развитие производственной сферы, промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса, сфера занятости, развитие рынка труда, создание рабочих мест, поскольку в большинстве малых и средних городов эти сферы в кризисе. В средней зоне тематической модели, выстроенной журналистами местных газет (около 50 % ответов), находится то, что связано с семьей, воспитанием детей и молодежи, вообще морально-этической тематикой. Около половины опрошенных называют в ряду самых важных и тему, связанную с развитием форм местного самоуправления. К сожалению, на последнем месте — темы истории города, региона, народных промыслов, вопросы развития туризма (например, экотуризма). Между тем, привлечение внимания к ним могло бы помочь некоторым городам, особенно малым, найти резервы для развития их экономического потенциала.

Исследование показало, что участвующие в нем сотрудники редакций газет средних и малых городов достаточно хорошо информированы об основных проблемах города, в котором издается их газета, его социально-экономическом положении, наиболее острых проблемах, нуждах населения. Примечательно,

что выделенные ими наиболее проблемные зоны в целом совпадает с теми, на которые обращают внимание эксперты, занимающиеся изучением ситуации в городах данного типа [5; 6; 8].

Итак, в соответствии с актуальными проблемами малых и средних городов формируется и содержательно-тематическая модель их изданий. В ней фигурируют практически все важные темы городской жизни, требующие внимания газеты. Более точные выводы о реальном содержании газет можно сделать только на основе социологического метода контент-анализа, который планируется в ходе продолжения данного проекта.

При опросе редакторов и журналистов ставилась задача выявить, в какой степени желаемая содержательно-тематическая модель, нарисованная редакторами и журналистами, совпадает с реальной. Понятно, что абсолютного совпадения быть не может, но то, какова дистанция, и в чем ее причины, помогает понять сравнительный анализ соответствующих ответов (табл. 2).

Таблица 2

Ответы на вопрос: «В какой степени вашей газете удается освещать перечисленные сферы, темы?», % к числу опрошенных

Темы изданий Очень важная Реализуется достаточно хорошо

% ранг % ранг

Работа городских органов власти 76 4 71 1

Строительство, ремонт дорог, других коммуникаций 81 2 63 2

Состояние ЖКХ, деятельность жилищно-коммунальных служб 86 1 62 3

Социальное обеспечение (пенсионная сфера, инвалиды, многодетные семьи и т. п.) 71 8 56 4

Сфера культуры (обеспеченность учреждениями культуры, кадры, материально-технические, финансовые условия и т. п.) 61 12 56 5

Строительство, ремонт муниципального жилья 79 3 55 6

Сфера образования (обеспеченность и состояние учебных заведений, кадры, качество образования, развитие профтехобразования и т. п.) 71 7 54 7

Спорт, досуг 48 19 54 8

Происшествия, криминал 44 21 54 9

Работа органов правопорядка, борьба с преступностью 67 9 53 10

Экология, благоустройство, озеленение городов 60 13 44 11

Сфера здравоохранения (обеспеченность медучреждениями, кадры, оплата труда, оборудование, качество медицинских услуг и т. п.) 76 5 43 12

Развитие форм местного (муниципального) самоуправления 54 15 40 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика города в целом 63 11 37 14

Семейная тематика, воспитание детей 50 16 37 15

Транспортное обеспечение, работа городского транспорта 74 6 36 16

История, этнография, народные промыслы туристический потенциал города 38 23 36 17

Развитие производственной сферы, промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса 66 10 35 18

Сфера занятости, развитие рынка труда, создание рабочих мест 56 14 35 19

Сельское хозяйство, приусадебное хозяйство 46 20 35 20

Морально-этическая тематика 49 17 27 21

Работа учреждений торговли (обеспеченность товарами, ценовая политика, культура торговли и т. п.) 39 22 19 22

Проблемы молодежи 49 18 18 23

Как и в случае с задачами, как правило, лучше реализуются те темы, которые журналисты считают важными. Велико, по мнению опрошенных, внимание к проблемам жилищно-коммунальной сферы и инфраструктуры городов. Достаточно внимания уделяется культуре и образованию (обеспеченности соответствующими учреждениями, кадрами, материально-техническим, финансовым условиям и т. п.), спорту и досугу. Реже на страницах газет появляются публикации, связанным с темой семьи и воспитания детей. Совсем мало, судя по полученным ответам, молодежной тематики.

Как показывают результаты исследования, более важную и интересную информацию не удается помещать из-за недостатка площадей газеты, которые нередко заполнены сухой официальной информацией, мало интересной аудитории. Это дает основания предположить, что органы власти в качестве учредителей слишком расширительно понимают роль газет как средства информационного обеспечения, поэтому права учредителя должны быть более четко отрегулированы.

Судя по ответам на открытый вопрос о причинах недостаточного освещения важных тем и проблем, основная причина — закрытость властных и иных структур, отсутствие координации, встреч редакции и пресс-служб органов власти, ограниченный доступ к информации. Городская власть иногда игнорирует журналистов, ньюсмейкеры не идут на контакт (24 % ответов на отрытый вопрос). Сюда же можно добавить высказывания о закрытости правоохранительных органов, полиции. Учредитель не заинтересован в том, чтобы критиковали подведомственные учреждения (правоохранительные органы, организации здравоохранения, образования и т. п.). В целом 55 % опрошенных сказали, что не имеют трудностей с получением информации от различных организаций. Вместе с тем 34 % испытывают их нередко.

Как видим, функциональная и проблемно-тематическая модели газет средних и малых городов в значительной мере учитывают важные информационные потребности городской аудитории, ее различных групп. Функциональная модель в основном ориентирована на обеспечение публичности, гласности городской жизни, хотя не все ее субъекты в полной мере открыты для печати. Необходим более активный общественный диалог между властными структурами и гражданским обществом, между редакциями и некоторыми аудиторными группами, интересы и позиции которых недостаточно отражаются в газете. Важным считают участники опроса содействие со стороны редакций социально-экономическому развитию города.

Широко распространен ценный опыт публичного обсуждения ключевых проблем города как в традиционных формах, так и в Интернете. Вместе с тем некоторые задачи, которые опрашиваемые редакторы и журналисты считают важными, тем не менее, реализуются неполно, а в ряде случаев и недостаточно. Что касается проблемно-тематического содержания газет, то важные, актуальные темы часто находят отражение на страницах городских газет, но далеко не все. Закрытость в деятельности различных городских структур пока имеет место и нередко мешает обеспечить полноту информации об их деятельности. Самих представителей административно-управленческого персонала, а также экспертов по социально-экономической проблематике часто недостает в составе авторского актива газеты. Совсем мало в изданиях молодежной тематики, публикаций на тему семьи и воспитания детей.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. — М. : Политиздат, 1980. — 368 с.

2. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. — М. : МедиаМир, 2013. — 280 с.

3. Демина И. Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С.172-181.

4. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникативные стратегии социальных институтов / И. М. Дзялошинский. — М. : Изд-во АПК и ППРО, 2013. — 479 с.

5. Касютин В. Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса / В. Л. Касютин // Медиаскоп. — 2011. — № 1. — URL : http://www. mediascope.ru/node/739.

6. Колесник С. Г. Газеты в регионах России. 2012 год / С. Г. Колесник. — URL : http://www.old.frip.ru.

7. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. — М. : Аспект Пресс, 2006. — 287 с.

8. Лазутина Г. В. Журналистское познание мира / Г. В. Лазутина // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Знание ; СП-бИВЭСЭП, 2000. — Гл. 2. — 272 с.

9. Свитич Л. Г. Региональная и местная пресса сегодня: опрос журналистов / Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева // Современная пресса: теория и опыт исследования / отв. ред. Л. Л. Реснянская, Т. И. Фролова. — М. : Изд-во «ВК» Москва, 2007. — С. 180-207.

10. Свитич Л. Г. Российский журналист и журналистское образование (социологические исследования) / Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева ; под ред. Я. Н. Засурского. — М. : Изд-во «ВК» Москва, 2006. — 324 с.

11. Свитич Л. Г. Современная периодика: поле понятий и терминов / Л. Г. Свитич // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 6-24.

12. Смирнова О. В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий / О. В. Смирнова // Вестник Московского университета Сер. 10. Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 25-37.

13. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика / А. А. Тертычный. — М. : Аспект Пресс, 2010. — 352 с.

14. Тулупов В. В. О будущем местной прессы: четыре варианта развития / В. В. Тулупов. — URL : http://journ.igni.urfu.ru/index.php/component/content/article/415.

15. Шкондин М. В. Интегративные качества медиасистемы / М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2014. — № 2 (6). — С. 17-24.

16. Шкондин М. В. Периодическая печать: системные основы типологии / М. В. Шкондин // Типология периодической печати / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова [и др.] ; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — М. : Аспект Пресс, 2009. — 236 с.

17. Шкондин М. В. Функциональная целостность медиасистемы / М. В. Шкон-дин // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 2 (94). — С. 144-150.

References

1. Afanasiev V. G. Sistemnost i obshchestvo [Systemacity and society]. Moscow, Politiz-dat Publ., 1980. 368 p.

2. Vartanova E. L. Postsovetskie transformatsii rossiiskikh SMI i zhurnalistiki [Post-Soviet transformations of Russian mass media and journalism]. Moscow, MediaMir Publ., 2013. 280 p.

3. Demina I. N. Methodological approaches to the mission and purpose of media system. Theoretical and practical issues of journalism = Voprosy teorii i practiki zhurnalistiki, 2013, no. 1, pp. 172-181. (In Russian).

4. Dzyaloshinskii I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikativnye strategii sotsi-alnykh institutov [Media space of Russia: communicative strategies of social institutes]. Moscow, APK i PPRO Publ., 2013. 479 p.

5. Kasyutin V. L. Using Contemporary Paradigms of Formal Rationality When Optimizing the Management of Regional Press. Mediaskop, 2011, no. 1. (In Russian). Available at: http://www.mediascope.ru/node/739.

6. Kolesnik S. G. Gazety v regionakh Rossii. 2012 god [Newspapers in Russia's regions. 2012]. Available at: http://www.old.frip.ru.

7. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki [Jounalism Fundamentals]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2006. 287 p.

8. Lazutina G. V. Zhurnalistskoe poznanie mira [Journalistic learning the world]. In Korkonosenko S. G. (ed.) Osnovy tvorcheskoi deyatelnosti zhurnalista [Fundamentals of journalist's creative activity.]. St. Petersburg, Znanie Publ., SPblVESEP Publ., 2000. Chap. 2. 272 p.

9. Svitich L. G., Shiryaeva A. A. Regional and local press today: surveying journalists. In Resnyanskaya L. L., Frolova T. I. (eds) Sovremennayapressa: teoriya i opyt issledovani-ya [Modern Press: theory and research experience]. Moscow, «VK» Moskva Publ., 2007, pp. 180-207. (In Russian).

10. Svitich L. G., Shiryaeva A. A. Zasurskii Ya. N. (ed.) Rossiiskii zhurnalist i zhurnalistskoe obrazovanie (sotsiologicheskie issledovaniya) [The Russian Journalist and the Journalism Education (a sociological research)]. Moscow, «VK» Moskva Publ., 2006. 324 p.

11. Svitich L. G. Modern press: a field of notion and terms. Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 10. Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism,

2013, no. 6, pp. 6-24. (In Russian).

12. Smirnova O.V.Print media strategies in the age of digital technologies. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 2013, no. 6, pp. 25-37. (In Russian).

13. Tertychnyi A. A. Analiticheskaya zhurnalistika [Analytical Journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2010. 352 p.

14. Tulupov V. V. O budushchem mestnoi pressy: chetyre varianta razvitiya [On future of the local press: four variants of development]. Available at: http://journ.igni.urfu.ru/ index.php/component/content/article/415.

15. Shkondin M. V. Integrative feachers of media system. Theoretical and practical issues of journalism = Voprosy teorii i practiki zhurnalistiki, 2014, no. 2 (6), pp. 17-24. (In Russian).

16. Shkondin M. V. Periodicheskaya pechat: sistemnye osnovy tipologii [Periodical Press: system fundamentals of typology]. In Anikina M. E., Baranov V. V., Voronova O. A. et al., Shkondin M. V., Resnyanskaya L. L. (ed.) Tipologiyaperiodicheskoipechati [Typology of Periodical Press]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2009. 236 p.

17. Shkondin M. V. Functional integrity of the media system. Izvestiya Irkutskoy go-sudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy,

2014, no. 2 (94), pp. 144-150. (In Russian).

Информация об авторах

Свитич Луиза Григорьевна — доктор филологических наук, старший научный сотрудник, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: svitichb@list.ru.

Смирнова Ольга Владимировна — кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: smirnovaorama@gmail.ru.

Ширяева Алла Александровна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра социологии журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: alla.a.shiryaeva@yandex.ru.

Шкондин Михаил Васильевич — доктор филологических наук, профессор, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: skond@mail.ru.

Authors

Luiza G. Svitich — Doctor habil. (Philology), Senior Research Assistant, Chair of Periodical Press, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russia; e-mail: svitichb@list.ru.

Olga V. Smirnova — PhD in Philology, Assistant Professor, Head of Chair of Periodical Press, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russia; e-mail: smirnovaorama@gmail.ru.

Alla A. Shiryayeva — PhD in Philology, Assistant Professor, Chair of Journalism Sociology, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russia; e-mail: alla.a.shiryaeva@yandex.ru.

Mikhail V. Shkondin — Doctor habil. (Philology), Professor, Chair of Periodical Press, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russia; e-mail: skond@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.