УДК: 82-92; 070
ББК: 80; 76.0
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_134
Демина И.Н., Шкондин М.В.
ЖУРНАЛИСТИКА В МИРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: СЛАГАЕМЫЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ КАК ФАКТОРА ПРЕОДОЛЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ
Demina I.N., Shkondin M. V.
JOURNALISM IN THE WORLD OF EVERYDAY LIFE: COMPONENTS OF CONVENTIONAL INTEGRITY AS A FACTOR IN OVERCOMING CONFLICTS
Ключевые слова: мир повседневности, журналистика, публичность, культура повседневности, цивилизационный дискурс, интеллектуальное взаимодействие, конвенциональное общение, медиакартина мира.
Key words: the world of everyday life, journalism, publicity, culture of everyday life, civiliza-tional discourse, intellectual interaction, conventional communication, media picture of the world.
Аннотация: в статье исследуется характер целостности журналистики как фактора оптимизации мира повседневности на основе конвенционального общения в системе интеллектуального взаимодействия в социуме. На современном цивилизационном этапе социальное творчество в этом мире приобретает всё более массовый характер. В этих условиях важно выявить содержание процессов необходимой актуализации функций журналистики в системе духовного производства как фактора оптимизации культуры повседневности и репрезентации систем целеполагания и целеосуществления участников текущей социальной практики. В работе журналистика исследуется как феномен событийности, призванный обеспечить динамичность процессов интеллектуального взаимодействия в текущей социальной практике, как фактор социальной репрезентации ресурсов социального творчества. Изучаются возможности журналистики, которые обогащаются в результате интеллектуализации мира повседневности на основе развития новых информационных и коммуникационных технологий. В центре внимания авторов исследования - проблемы оптимизации публичности как слагаемой культуры повседневности, призванной обеспечить гармонизацию взаимодействия традиционного и инновационного в текущей социальной практике, как преодоление противоречий между новым и старым в мире повседневности, конфликтов между участниками социального творчества.
Abstract: the article explores the nature of journalism integrity as a factor in optimizing the world of everyday life based on conventional communication in the system of intellectual interaction in society. At the modern civilizational stage, social creativity in this world is becoming more and more massive. In these conditions, it is important to identify the content of the processes of the journalism functions necessary updating in the spiritual production system as a factor in optimizing the culture of everyday life and representing the targeting systems and target implementation of participants in current social practice. In the article journalism is explored as a phenomenon of eventuality, designed to ensure the dynamism of the intellectual interaction processes in current social practice, as a factor of the social representation in the social creativity resources. The possibilities of journalism, which are enriched by the intellectualization of the world of everyday life through the development of new information and communication technologies, are being studied. The authors of the study focus on the problems of optimizing publicity as a part of the everyday life culture, designed to ensure the harmonization of the interaction between traditional and innovative in current social practice, as overcoming the contradictions between new and old in the world of everyday life, conflicts between participants in social creativity.
Мир повседневности - это главная социальная реальность, которая призвана обеспечивать движение социума по цивилизованному пути. Журналистика неразрывно связана с оптимизацией мира повседневности как фактора социального прогресса. Мир повседневности - это мир настоящего, устремленного в будущее, требующий интеллектуальной зрелости участников текущей социальной практики, действующих в системе сложившегося общественного разделения труда, требующего единства их сознания и деятельности1. Ему присуще сохранение устойчивости интеллектуальных ресурсов в нем как достижений культуры повседневности - знаниевых, аксиологических, поведенческих и других. В нем происходит изменчивость этих ресурсов в соответствии с процессами социального созидания, процессами инновационными2.
Важнейшим результатом оптимизации мира повседневности является оптимизация его цивилизационной направленности, сохранение, непрерывное обновление его интеллектуальных ресурсов в соответствии с характером изменчивости условий жизнедеятельности социума, развитием интеллектуального потенциала общества3. Ведущим фактором оптимизации мира повседневности является его динамичное обновление, осовременивание в соответствии с характером и динамикой изменчивости жизнедеятельности социума, в соответствии с конструированием его пути из настоящего в будущее4.
1 Шюц А. Структура повседневного мышления / А. Щюц. Пер. с англ. Е.Д. Руткевич // Социологические исследования. — 1988. — № 2. — С. 129—137.
2 Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал / В.Ж. Келле // В диапазоне гуманитарного знания: сб. ст. Вып. 4. - Санкт-Петербург, 2001. -иКЬ: http://anthropology.ru/ru/text/kelle-vzh/duhovnost -ь intelektualnyy-potencial
3 Социология вчера, сегодня, завтра. IV Социологические чтения / Под редакцией О. Б. Божкова — СПб.: Эйдос, 2011. — 857 с.
4 Вартанова Е.Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. —
С. 156-176. [Б01 10.17150/2308-6203.2018.7(1). 165-
176]; Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс / Е.Л. Вартанова. - Москва: Изд-во Фак. журн. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019. - 224 с.; Владимирова Т.Н., Панферова В.В., Шкондин М.В. Публичный разум в медиапространстве жизненного
Чтобы оптимизировать на современном этапе цивилизационную направленность мира повседневности, необходима интеллектуализация всех его реальностей, оптимизация традиционного и инновационного в нем5. А для этого требуется обеспечение единства между сознанием и деятельностью участников текущей социальной практики в процессе создания и освоения интеллектуальных инновационных ресурсов - знаниевых, аксиологических, поведенческих и других6. Мир повседневности как главная социальная реальность представляет собой единство устойчивого, традиционного в нем и постоянной изменчивости в этом устойчивом. И это единство достигается на основе социального взаимодействия в этом мире, на основе единства повседневного мышления и повседневной деятельности .
Мир повседневности призван обеспечить цивилизационность пути текущей социальной практики из настоящего в будущее. Его главная сущность состоит в том, чтобы, с одной стороны, сохранить достижения культуры, традиции текущей практики в процессе социального развития, а, с другой стороны, обеспечить обновляемость интеллектуальных ресурсов для удовлетворения потребностей, достижения интересов этой практики личностей, различных общностей, социума в целом. Осуществление этих процессов невозможно без обеспечения единства сознания и деятельности участников социальной практики, без ин-
мира повседневности // Социально-гумантарные зна-ния.2020. № 4.DOI 10.34823/SGZ.2020.4.51398. C. 4153; Смирнова О.В. Роль журналистики в медиатизи-рующемся жизненном мире повседневности / О.В. Смирнова, Л.Г. Свитич, М.Г. Шкондин. — DOI: 10.17150/2308- 6203.2020.9(4).595-611 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 595-611.
5 Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал / В.Ж. Келле // В диапазоне гуманитарного знания: сб. ст. Вып. 4. - Санкт-Петербург, 2001. -URL: http://anthropology.ru/ru/text/kelle-vzh/duhovnost -i- intelektualnyy -potencial
6 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1973. - 423 с.; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1975. - 304 с.
7 Шюц А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. - 1988, № 2.
формационного обмена между ними в рамках интеллектуального взаимодействия.
Мир повседневности на современном этапе испытывает острую нужду в ресурсах социального творчества, которые могли бы оптимизировать его функционирование как фактора цивилизационного развития, фактора преодоления противоречий, конфликтов между участниками текущей социальной практики. Одна из причин этого явления - значительный дефицит публичности, создаваемой в рамках этого мира. Публичности посвящены многие работы зарубежных и отечественных исследователей1. Публичность в мире повседневности неразрывно связана с системой информационного обмена в мире повседневности в процессе его оптимизации в соответствии с развитием условий жизни общества, в том числе обновлением событийного интеллектуального потенциала2.
Информационный обмен является фундаментальным механизмом социального взаимодействия, в том числе в рамках мира повседневности3. Публичность представляет собой упорядоченный информационный обмен в мире повседневности, обеспечивающий в том числе оптимизацию цивилиза-ционного диалога в этом мире. Важнейшей формой этого диалога является журналистика как один из главных участников интеллектуального взаимодействия в медиа-пространстве, которое призвано обеспечивать реализацию функций журналистики в осуществлении свободы социального твор-
4
чества .
1 О характере публичности см. работы И. Канта, Х. Аренд, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, а также современных отечественных авторов Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского, А.С. Пую, С.Г. Корконосенко, М.А. Бережной, С.С. Бодруновой, Т.И. Фроловой и др.
2 Смирнова О.В. Роль журналистики в медиати-зирующемся жизненном мире повседневности / О.В. Смирнова, Л.Г. Свитич, М.Г. Шкондин. — DOI: 10.17150/2308- 6203.2020.9(4).595-611 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 595-611.
3 Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Информационный обмен как фундаментальный механизм социального взаимодействия// Идеи и идеалы. 2011. № 2(8), т. 1. С. 106-116.
4 Шкондин М. В. Системность и организован-
ность медиасферы: интегративные аспекты /
Социальное творчество как источник инновационных ресурсов для жизненного мира повседневности - знаниевых, аксиологических, поведенческих и других, призвано непрерывно обновлять традиционное в этом мире, устраняя устаревшее, заменяя его новым. Типизация этого нового, которое непрерывно рождается как единичное в этом творчестве, - важнейшее назначение интеллектуального взаимодействия в текущей социальной практике.
Мир повседневности повседневен, то есть располагает совокупностью традиционных ресурсов, в том числе знаниевых, аксиологических, поведенческих, управленческих и других. Но в процессе социального творчества рождаются интеллектуальные ресурсы, использование которых оптимизирует цивилизационный процесс. Интеллектуальное взаимодействие обеспечивает гармонизацию отношений между изменчивостью и устойчивостью жизненного мира повседневности, которая заключается в том, чтобы сохранять традиционные ресурсы, имеющие важное значение для социальной практики, и использовать новые интеллектуальные ресурсы, добытые каждодневным социальным творчеством. Суть всех этих взаимодействий состоит в том, чтобы обеспечить единство между сознанием и деятельностью участников социальной практики как субъектов цивилизационного развития, преодолеть противоречия и конфликты между теми, кто создает инновации, распространяет и осваивает их5.
Современный этап цивилизационного развития требует преодоления существенного дефицита публичности в жизненном мире повседневности как главной социальной реальности. Несмотря на активные интеллектуальные процессы в публичном ра-
М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 177-186. — DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1). 177-186.
5 Тернер Д. Теория конфликта / Д. Тернер // Структура социологической теории. Москва: Прогресс, 1985. - 472 с.; Boulding K.E. Conflict and defense: a general theory / K.E. Boulding. - New York: Harper & Brothers, 1962. - 349 p.; Владимиров А.А. Современная модернизация в России с позиций социальной философии и конфликтологии: монография / А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов, Е.И. Степанов. - Москва: URSS, 2013. - 208 с.
зуме и дигитализацию в публичной практике, существует, по сути, значительное отчуждение участников социальных преобразований от непрерывно обновляемого интеллектуального потенциала общества. В результате рассогласовывается единство в социуме, нарушается согласие между этими участниками как субъектами цивилизаци-онного процесса1.
Определение характера целостности системного объекта зависит от того, в рамках какой системы он исследуется как ее компонент. Активные исследования в мире повседневности как главной социальной реальности зарубежными и отечественными авторами открыли возможности изучения характера целостности журналистики в рамках этого мира. Жизненный мир повседневности - это прежде всего мир текущей социальной практики, осуществляемой на основе использования традиционных интеллектуальных ресурсов, содержащихся в нём, на основе ценностей культуры повседневности, оптимизирующей этот мир. В этом состоит его устойчивость. Однако это также мир изменчивости, рождающий новые возможности цивилизационного развития.
Эти возможности рождает социальное творчество, социальные созидания в этом мире, позволяющие обновлять ресурсы текущий социальной практики, осовременивать их в соответствии с развитием условий жизни общества, устранять отжившее, устаревшее в ней, мешающее цивилизационно-му развитию общества . Для того чтобы обеспечить единство сознания и деятельности личности, различных общностей, организаций, важнейшим в механизме обеспечения этого единства является интеллектуальное взаимодействие в жизненном мире повседневности. Исследователи считают,
1 Зиновьев А.А. Интеллект общества // Академия Зиновьева [портал]. иКЬ: http://zinoviev.org/az/texts/ articles/zlobo/intellekt-obshhestva/; Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. -Москва: Аспект Пресс, 1996. - 414 с.
2 Смирнова О.В. Роль журналистики в медиати-зирующемся жизненном мире повседневности / О.В. Смирнова, Л.Г. Свитич, М.Г. Шкондин. — Б01: 10.17150/2308- 6203.2020.9(4).595-611 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 595-611.
что необходимо развивать инновационную систему общества, чтобы активно использовать ее в текущей практике, в текущей практической системе интеллектуального взаимодействия, актуализируя функции журналистики, расширяя их набор в условиях медиатизации мира повседневности. Журналистика играет важную роль в процессах духовного производства, осваивая событийность жизненного мира повседнев-ности3.
Многие авторы подчеркивают полисистемный характер журналистики4. Мы вправе рассматривать ее в системе информационного обмена в обществе, социального взаимодействия в нем. Исследовать в системе духовно-теоретической, духовно-практической и практической деятельности. Ее изучают в системе массовых коммуникаций. Важным аспектом выявления характера целостности журналистики является анализ ее в рамках мира повседневности.
Журналистика востребована обществом широким набором ее возможностей осуществления информационного обмена в социуме. Важнейший аспект востребованности - гармонизация взаимодействия традиционного и инновационного в мире повседневности. Для динамичной гармонизации необходимо достижение единства между сознанием и деятельностью в процессе освоения событийности жизненного мира повседневности как актуальной изменчиво-
3 Там же.
4 Вартанова Е.Л. От теорий прессы - к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом // Коммуникации. Медиа. Дизайн. — 2018. — № 3(2). — С. 5-16; Вартанова Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 1. — С. 5-13. [Б01 10.17150/2308-6203.2017.6(1).5-13]; Шкондин М.В. Системность и организованность ме-диасферы: интегративные аспекты / М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 177-186. — Б01: 10.17150/2308-6203.2018.7(1). 177-186; Тертыч-ный А.А. Эмпирическое познание в журналистике: методы, методология, методика // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. — 2015. — № 18 (215). — С. 51-57.
стью в нем1.
Анализу события, событийности посвящено множество исследований2. События - это значимые результаты жизни общества, результаты прежде всего инновационные. Это акты социального творчества, которые располагают возможностями обновлять интеллектуальные ресурсы, которыми располагает общество3.
В обществе рождается познавательная активность, связанная с необходимостью осмысления этого творчества, которое реализуют не только профессиональные журналисты, но и широкий авторский актив . Это прежде всего донаучное осмысление на уровне здравого смысла, создающее возможность динамичного взаимодействия всех сообществ5. Журналистика становится важным фактором в обеспечении свободы этого творчества, создавая возможность участия в цивилизационном диалоге широкой общественности6.
1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 308-330; Корконосенко С.Г. Теория журналистики: от схематизма к реализму / С.Г. Корконосенко. - DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(4).536-545 // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 4. - С. 536-545; При-гожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - Москва: Прогресс, 1986. - 432 с.
2 Филиппов А. Ф. Базовый словарь теории социальных событий // Пути России: Проблемы социального познания / Под общ. ред. Д. М. Рогозина. М.: МВШСЭН, 2006. С. 195-208; Фанештиль Т.В., Чи-бир Е.В. Социальное конструирование: событийность и повседневность // Вестник науки Сибири. 2018. № 4.
3 Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Н. А. Бердяев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.; Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. — М., 1983.
4 Тертычный А.А Методологическая роль жанров в познавательной деятельности журналиста // Вопросы теории и практики журналистики. — 2014. — № 4 (8). — С. 42-49; Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., Аспект Пресс, 2000.
5 Тощенко Ж.Т. Смысл как качественная характеристика жизненного мира // Вестн. РГГУ. Серия «Философия, Социология, Искусство». 2016.
6 Чумаков А., Стычинский М. Культурно-цивилизационный диалог и его возможности в условиях глобального мира // Век глобализации. 2018. № 1.
Это участие:
1. В создании повестки дня медиа и ее непрерывном обновлении как конвенциональной реальности, т. е. совокупности интеллектуальных ресурсов здравого смысла, одобряемых широкой общественностью. Эта реальность объективируется в медиасо-общениях как потенциал публичного разума, непрерывно обновляющих свое содержание в процессе обновления интеллектуального потенциала событийности.
2. Это участие аудиторных групп в освоении ресурсов медиакартины мира, непрерывно обновляемой в их сознании.
3. Это процесс непрерывной оптимизации самосознания личности, ее интеллектуальной зрелости как субъекта цивилиза-ционного процесса. Это непрерывная оптимизация культуры повседневности участников текущей социальной практики в единстве ее статики и динамики. Это оптимизация программ, моделей целеполагания и це-леосуществления в соответствии с динамикой и качеством обновления интеллектуального потенциала событийности.
Функция познавательной активности участников текущей социальной практики предполагает широкое взаимодействие журналистики как редакторской деятельности со всеми способами освоения и преобразования мира: духовно-теоретическим, художественным, духовно-практическим и другими. Познавательный интерес, познавательная активность позволяет потребителям медиасообщений осваивать широкую совокупность научных, художественных, деловых публикаций, размещенных в ме-диапространстве. На этой основе создаются возможности обеспечивать взаимодействие: -между теорией и практикой; -государством и его гражданами; -наукой и производством; -искусством и его почитателями и др. Благодаря журналистике как авторской и редакторской деятельности осуществляется оптимальная динамичная репрезентация в жизненном мире участников текущей социальной практики ресурсов интеллектуального потенциала общества, тех ресурсов, которые рождены в социальном творчестве и освоены в конвенциональном цивилизационном диалоге на базе медиа-
пространства. В результате освоения этих ресурсов оптимизируется культура повседневности личности, различных общностей, социума в целом, а на их основе - системы целеполагания и целеосуществления субъектов цивилизационного процесса в соответствии с развитием условий жизнедеятельности общества. Журналистика как редакторская деятельность участвует в реализации через медиапространство (как структурное образование медиасистемы) коммуникативных функций экономики, политики, науки, образования, искусства и других социальных реальностей, участвуя в процессах оптимизации взаимодействия различных способов освоения и преобразования мира1.
В мире повседневности формируется широкая система информационного обмена между участниками текущей социальной практики, в том числе в рамках медиапро-странства, возникающего в структуре этого мира как инвариант медиасистемы. Функции социального взаимодействия, реализуемые на основе медиапространства, вбирают в себя различные формы этого взаимодействия, причем не только в рамках журналистики, но и РЯ, рекламы и других форм медийной коммуникации (научной, художественной, политической, экономической и др.)
Журналистика как субъект духовного производства вплетена в сеть интеллектуального взаимодействия в социуме, обеспечивая единство повседневной деятельности и повседневного мышления как цивилиза-ционного процесса. Суть этого взаимодействия состоит в том, чтобы обеспечить свободу социального творчества, непрерывно рождающего новые интеллектуальные ресурсы и реализующие их в текущей соци-
Демина И.Н. Синергетика и теория журналистики: аспекты исследования медиасистемы / И. Н. Демина, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 1. — С. 14-28. — Б01 : 10.17150/2308-6203.2016.5(1).14-28; Демина И. Н. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации / И. Н. Демина, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 2. — С. 187-199. — Б01 : 10.17150/2308-6203.2016.5(2). 187-199.
альной практике, преодолевая противоречия, конфликты в мире повседневности.
Духовное производство, в которое вовлечена журналистика, состоит в преодолении противоречий в мире повседневности на основе гармонизации процессов взаимодействия: между старым, устаревшим, тормозящим цивилизационный процесс, и новым, инновационным, способствующим преодолению разногласий и конфликтов между участниками текущей социальной практики2. Это преодоления осуществляется на основе цивилизационного диалога между ними, который посредством осмысления инноваций, рожденных социальным творчеством, обеспечивает конвенциональное общение с участниками диалога, на основе которого гармонизируются связи между традициями и инновациями культуры повседневности, и формируется непротиворечивая система целеполагания и целеосуществ-ления личности, различных общностей, участвующих в освоении инноваций.
Медиатизация - это оптимизация процесса информационного обмена в мире повседневности на основе использования в медиапространстве авторской и редакторской деятельности в нем. Меадиатизация -это процесс социального взаимодействия, в котором участвуют субъекты различных способов освоения мира: духовно-теоретического, духовно-практического, практического, участники процессов текущей социальной практики, представляющие экономическую, политическую, научную, познавательную, художественную и другие реальности. Они обеспечивают информационный обмен как внутри этих реальностей, так и между ними. Происходит повышение уровня динамичности этого обмена в связи с ростом интенсивности социального творчества на современном цивилизационном этапе. Повышение уровня интеллектуальности, креативности, созидательности вызывает необходимость качественных перемен в характере и целостности
2 Galtung J. Toward a conflictology: the quest for transdisciplinarity / J. Galtung // Handbook of conflict analysis and resolution. - London and New York: Routledge, 2009. - P. 511-524; Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии. — М.: Педагогика, 1981. — 104 с.
медиатизации1.
Это касается различных субъектов социального творчества из различных социальных реальностей, использующих различные способы освоения и преобразования мира. Прежде всего речь идет о субъектах духовно-теоретической, духовно-практической и практической деятельности в сферах экономики, политики, науки, образования, искусства. Среди них и журналистика как способ духовного производства, непрерывно обновляющий в сознании участников текущей социальной практики интеллектуальные ресурсы общества, характеризующие актуальную изменчивость в мире повседневности как непрерывное обновление знаниевых, аксиологических, поведенческих и других ресурсов культуры повседневности, оптимизирующих систему целе-полагания и целеосуществления личности, различных социальных общностей.
Преобразование медиапространства, которое практически полностью перешло в сеть, вселяет надежду на рассвет коллективного интеллектуального творчества в области экономики. Совместное интеллектуальное творчество это:
-Экономика совместного пользования (шеринговая экономика - затрагивает и ценностные, и аксиологические, и потребительские аспекты. Личная (частная) собственность перестает быть безусловной ценностью, что очень важно в мире невоз-обновляемых ресурсов. Отношения между людьми по поводу распределения, обмена и потребления становятся качественно иными, способствующими повышению их самосознания, росту «зеленой» экономики.
-Инновационная цифровая экономика, экономика через коммуникации, через социальные сети, «новые» СМИ предоставляет возможность аудитории оказывать друг другу не только шеринговые услуги, но и
1 Вартанова Е.Л. Медиасистема в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии //Медиа альманах, 2020, № 4 (99), с. 8-17; Вартанова Е.Л. Развивая понимание медиа: от технологий к социальному пространству // Медиа альманах, 2020. № 5 (100); Гуреева А.Н., Кузнецова В.С. Трансформация научной коммуникации в контексте медиатизации (теоретическое обоснование и практическое применение) // Медиа альманах, 2020, том 5, № 100, С. 48-59.
развивать совместное консультирование, делиться опытом в использовании товаров и услуг финансового, банковского и др. секторов, что в определенной мере является противопоставлением корпоративным экономическим массовым коммуникациям (массированным рекламе и РЯ). Потребление в условиях дефицита материальных и др. ресурсов становится более разумным, ограниченным, и ограничение это происходит добровольно, вследствие интеллектуализации сетевой аудитории.
-Совместное интеллектуальное творчество породило и совершенно новое экономическое явление - создание децентрализованной сетевой валюты в противопоставление фиатным (декретным) деньгам. Пока даже экономистам ясно не видны все последствия этого, очевидно лишь, что такого рода валюты - порождение именно коллективного творчества. Одновременно с рождением криптовалюты появилась и технология блокчейна, которая также не могла стать реальностью без цифровых технологий и совместной деятельности экономических субъектов.
Все это стало возможным вследствие вхождения экономики в «новые» медиа. Таким образом, социальные сети, сам по себе интернет становятся источником, порождающим новые экономические смыслы. В свою очередь, кроме новых возможностей, это порождает и новые угрозы: государство (любое) в своей институциональной роли просто не успевает за текущей действительностью, реалиями, которые встают перед гражданами. Теоретики, особенно гуманитарии, не всегда успевают с осмыслением сегодняшнего жизненного мира. Еще одним вызовом явилась мировая пандемия, которая во много раз ускорила текущие экономические процессы в связке с информационными и породила новые вызовы для экономических систем всех без исключения стран.
Новая экономическая система зарождается в социальном творчестве граждан. В этом процессе огромную и все возрастающую роль играют средства массовой коммуникации, прежде всего интернет. Одновременно с этим, цифровые технологии, новые способы коммуникации в бизнесе и по-
вседневной жизни порождают и новые противоречия, и угрозы. К ним можно отнести, например, все более неравномерное распределение ресурсов и доходов, связанное с цифровым неравенством и неравенством в образовании. Таким образом, актуализируется проблема несправедливости.
Цифровая среда показала и неравномерное распределение интеллектуальных ресурсов. Казалось бы, Интернет «уравнивает» всех жителей планеты в возможностях получения информации, участия в строительстве «новой» экономики, образовательном процессе. В реальности информация (и экономическая в том числе) часто проходит своеобразный фильтр «организаторов» информационного процесса, теоретически повышающего интеллектуальный уровень и являющийся катализатором инноваций. Роль журналистики как организатора информационного процесса возрастает в условиях слияния всех видов экономических медиакоммуникаций1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап цивилизационного развития требует преодоления существенного дефицита публичности мира повседневности как главной социальной реальности. Несмотря на активные интеллектуальные процессы в публичном разуме и процессы дигитализации в публичной практике, существует, по сути, значительное отчуждение участников социальных преобразований от непрерывно обновляемого интеллектуального потенциала общества. В результате рассогласовывается единство их сознания и деятельности, нарушается их соответствие развивающимся условиям жизнедеятельности общества как субъектов цивили-зационного процесса, обостряются противоречия и конфликты между ними.
Существенный вклад в оптимизацию конвенционального цивилизационного диалога в мире повседневности призвана внести журналистика, значительно обновляя характер своей целостности в условиях современных инновационных и дигитализа-ционных процессов. Ей необходимо в пол-
Демина И.Н. О сущности экономической массовой коммуникации / И.Н. Демина // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012, № 3. С. 175-179.
ной мере связать себя с событийностью как актуальной изменчивостью в мире повседневности, как актуальным проявлением социального творчества на цивилизацион-ном пути, обеспечивая гармоническую связь между традиционностью и инновационно-стью культуры повседневности, обеспечивая свободу этого творчества как фактора цивилизационного развития общества.
Эта целостность журналистики тесно связана с оптимизацией информационного обмена между участниками текущей социальной практики как субъектами цивилиза-ционного процесса по поводу актуальных событий социального творчества. Это такой характер интеллектуального взаимодействия, который имеет своим результатом непрерывное воссоздание интеллектуальной зрелости каждого субъекта цивилизацион-ного процесса в соответствии с развитием интеллектуального потенциала общества, отражаемого в данных событиях. Это и зрелость, и ответственность, и инициатива, и дисциплина, и непрерывная оптимизация статики и динамики культуры, и непрерывное обновление в соответствии с развитием условий жизни общества системы целепола-гания и целеосуществления в мире повседневности, динамичность, интеллектуальность, масштабность публичного осмысления и публичных действий участников текущей социальной практики. Объем, динамика и качество осмысления событийности системы журналисткой общности не обеспечивают пока адекватность информационного потенциала медиа ресурсами событийности, инновации, которые рождает социальное творчество. Пока информационный потенцал медиа, обновляя реальную медиа-картину личности, различных аудиторных групп, не располагает возможностями оптимизировать в должной мере свою систему целеполагания и целеосуществления. Публичность жизненного мира повседневности, рождаемая журналистикой, должна выступать для каждого участника социального творчества возможностью каждодневно воссоздавать свою социальную роль, интеллектуальную зрелость, социальную ответственность, инициативу, динамично и полномасштабно обновлять свою целевую про-
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1, том 1, 2021 грамму в соответствии с развитием условий жизнедеятельности общества.
Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Н. А. Бердяев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 312 с.
2. Вартанова, Е.Л. Медиасистема в национальном контексте: в продолжение академической дискуссии //Медиа альманах, 2020, № 4 (99), с. 8-17.
3. Вартанова, Е.Л. Развивая понимание медиа: от технологий к социальному пространству // Медиа альманах. - 2020. - № 5 (100).
4. Вартанова, Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс / Е.Л. Вартанова. - Москва: Изд-во Фак. журн. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019. - 224 с.
5. Вартанова, Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6, № 1. - С. 5-13. [DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(1).5-13.].
6. Вартанова, Е.Л. От теорий прессы - к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом // Коммуникации. Медиа. Дизайн. — 2018. — № 3(2). — С. 5-16.
7. Вартанова, Е.Л. Теория медиа как перекресток научных подходов и методов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 1. - С. 156-176. [DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(1) 165-176.].
8. Владимиров А. А. Современная модернизация в России с позиций социальной философии и конфликтологии: монография / А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов, Е. И. Степанов. -Москва: URSS, 2013. - 208 с.
9. Владимирова Т. Н., Панферова В. В., Шкондин М. В. Публичный разум в медиа-пространстве жизненного мира повседневности // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. DOI 10.34823/SGZ.2020.4.51398. C.41-53.
10. Гуреева, А.Н., Кузнецова, В.С. Трансформация научной коммуникации в контексте медиатизации (теоретическое обоснование и практическое применение) // Медиа альманах, 2020, том 5, № 100, с. 48-59.
11. Демина, И.Н. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации / И. Н. Демина, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 187-199. - DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(2).187-199.
12. Демина, И.Н. О сущности экономической массовой коммуникации / И.Н. Демина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 3. С. 175-179.
13. Демина, И.Н. Синергетика и теория журналистики: аспекты исследования медиаси-стемы / И. Н. Демина, М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. -Т. 5, № 1. - С. 14-28. - DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).14-28.
14. Зиновьев, А.А. Интеллект общества // Академия Зиновьева [портал]. URL: http://zinoviev.org/az/texts/articles/zlobo/intellekt-obshhestva/. (Дата обращения 26.01.2021).
15. Игнатьев, В.И., Розанов Ф. И. Информационный обмен как фундаментальный механизм социального взаимодействия// Идеи и идеалы. - 2011. - № 2(8), т. 1. - С. 106-116.
16. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - М., 1983.
17. Келле, В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал / В. Ж. Келле // В диапазоне гуманитарного знания: сб. ст. Вып. 4. - Санкт-Петербург, 2001. - URL: http://anthropology.ru/ru/text/kelle-vzh/duhovnost-i-intelektualnyy-potencial (Дата обращения 25.01.2021).
18. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: от схематизма к реализму / С. Г. Корконосенко. - DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(4).536-545 // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 4. - С. 536-545.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1975. - 304 с.
20. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Педагогика, 1981. - 104 с.
21. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - Москва: Прогресс, 1986. - 432 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959. - С. 308-330.
23. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1973. - 423 с.
24. Смирнова, О.В. Роль журналистики в медиатизирующемся жизненном мире повседневности / О. В. Смирнова, Л. Г. Свитич, М. Г. Шкондин. - DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).595-611 // Вопросы теории и практики журналистики. - 2020. - Т. 9, № 4. -С. 595-611.
25. Социология вчера, сегодня, завтра. IV Социологические чтения / Под редакцией О. Б. Божкова - СПб.: Эйдос, 2011. - 857 с.
26. Тернер, Д. Теория конфликта / Д. Тернер // Структура социологической теории. -Москва: Прогресс, 1985. - 472 с.
27. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000.
28. Тертычный, А.А. Методологическая роль жанров в познавательной деятельности журналиста // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 4 (8). - С. 42-49.
29. Тертычный, А.А. Эмпирическое познание в журналистике: методы, методология, методика // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2015. - № 18 (215). - С. 51-57.
30. Тощенко, Ж.Т. Смысл как качественная характеристика жизненного мира // Вестн. РГГУ. Серия «Философия, Социология, Искусство». 2016.
31. Фанештиль, Т.В., Чибир, Е.В. Социальное конструирование: событийность и повседневность // Вестник науки Сибири. - 2018. - № 4.
32. Филиппов, А.Ф. Базовый словарь теории социальных событий // Пути России: Проблемы социального познания / Под общ. ред. Д. М. Рогозина. - М.: МВШСЭН, 2006. -С.195-208.
33. Чумаков, А., Стычинский, М. Культурно-цивилизационный диалог и его возможности в условиях глобального мира // Век глобализации. - 2018. - № 1.
34. Шкондин, М.В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты / М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 1. -С. 177-186. - DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).177-186.
35. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. - Москва: Аспект Пресс, 1996. - 414 с.
36. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. - 1988, № 2. - С. 129—137.
37. Boulding, K.E. Conflict and defense: a general theory / K.E. Boulding. - New York: Harper & Brothers, 1962. - 349 p.
38. Galtung, J. Toward a conflictology: the quest for transdisciplinarity / J. Galtung // Handbook of conflict analysis and resolution. - London and New York: Routledge, 2009. - P. 511-524.
Получено: 15.12.2020 г.