Научная статья на тему 'Медиапубличность как фактор социального созидания'

Медиапубличность как фактор социального созидания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
176
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СОЗИДАНИЕ / МЕДИАПУБЛИЧНОСТЬ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАКАРТИНА МИРА / АВТОРСКАЯ И РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ВОЛНОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL CREATION / MEDIA PUBLICITY / MEDIA SPACE / WORLD MEDIA PICTURE / AUTHOR'S AND EDITORIAL ACTIVITY / SOCIAL REALITIES / SOCIAL CREATIVITY / INTELLECTUAL INTERACTION / INFORMATION-AND-WAVE INTERACTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Луиза Григорьевна, Смирнова Ольга Владимировна, Шкондин Михаил Васильевич

В статье обсуждаются проблемы формирования модели информационного импульсно-волнового взаимодействия общества и СМИ в системе социального созидания, выдвинутые А.П. Суходоловым и его соавторами; характеризуются системные качества медиапубличности как фактора социального созидания на современном цивилизационном этапе. Медиапубличность изучается как информационный феномен, тесно связанный с социальным творчеством, с созидательностью общественной практики, с интеллектуальным взаимодействием в обществе, обеспечивающими единство сознания и действия в социуме, с обогащением интеллекта аудиторных групп на основе непрерывно обновляемой медиареальности в информационном потенциале СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Creation and Media Publicity

The article discusses the problems of formation of a model of informational impulse-wave interaction of society and mass media within a system of social creativity, which were suggested by A.P. Sukhodolov and co-authors, as well as characterizes systematic properties of media publicity as a factor of social creativity on the current civilization stage. Media publicity is analyzed as an informational phenomenon closely related to social art, to creativity of social practice, to interaction within society providing unity of thought and action, to intellectual interaction within a society, to enrichment of the intellect of audience groups based on continuously updated media reality in the informational potential of mass media.

Текст научной работы на тему «Медиапубличность как фактор социального созидания»

Вопросы теории и практики журналистики. 2019. T. 8. № 2

ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ THEORY OF JOURNALISM AND MASS MEDIA

УДК 070.1

DOI 10.17150/2308-6203.2019.8(2).229-243 Свитич Луиза Григорьевна

Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: svitichb@yandex.ru

Luisa G. Svitich

D.Sc. in Philology, Leading Research Associate Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: svitichb@yandex.ru

Смирнова Ольга Владимировна

Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой

Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: smirnova.olga@smi.msu.ru

Olga V. Smirnova

PhD in Philology, Associate Professor, Head of the Department Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: smirnova.olga@smi.msu.ru

Шкондин Михаил Васильевич

Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лауреат Международной Невской премии СПбГУ в области изучения журналистики и массовых коммуникаций 2019 г.

Кафедра периодической печати, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: skond@mail.ru

Mikhail V. Shkondin

D.Sc. in Philology, Full Professor, Leading Research Associate, A prize winner of the 2019 International Neva Award of Saint Petersburg State University in Journalism Studies and Mass Communication

Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation, e-mail: skond@mail.ru

МЕДИАПУБЛИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО СОЗИДАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы формирования модели информационного импульсно-волнового взаимодействия общества и СМИ в системе социального созидания, выдвинутые А.П. Су-ходоловым и его соавторами; характеризуются системные качества медиапубличности как фактора социального созидания на современном цивилизационном этапе. Медиапубличность изучается как информационный феномен, тесно связанный с социальным творчеством, с созидательностью общественной практики, с интеллектуальным взаимодействием в обществе, обеспечивающими единство сознания и действия в социуме, с обогащением интеллекта аудиторных групп на основе непрерывно обновляемой медиареальности в информационном потенциале СМИ.

Ключевые слова. Социальное созидание, медиапубличность, ме-диапространство, медиакартина мира, авторская и редакторская деятельность, социальные реальности, социальное творчество, интеллектуальное взаимодействие, информационно-волновое взаимодействие.

Информация о статье. Дата поступления 25 февраля 2019 г.; дата принятия к печати 6 мая 2019 г.; дата онлайн-размещения 24 мая 2019 г.

SOCIAL CREATION AND MEDIA PUBLICITY

Abstract. The article discusses the problems of formation of a model of informational impulse-wave interaction of society and mass media within a system of social creativity, which were suggested by A.P. Sukhodolov and co-authors, as well as characterizes systematic properties of media publicity as a factor of social creativity on the current civilization stage. Media publicity is analyzed as an informational phenomenon closely related to social art, to creativity of social practice, to interaction within society providing unity of thought and action, to intellectual interaction within a society, to enrichment of the intellect of audience groups based on continuously updated media reality in the informational potential of mass media.

Keywords. Social creation, media publicity, media space, world media picture, author's and editorial activity, social realities, social creativity, intellectual interaction, information-and-wave interaction.

Article info. Received February 25, 2019; accepted May 6, 2019; available online May 24, 2019.

О создании модели информационно-волнового взаимодействия СМИ и общества: поиски и проблемы

В современной научной литературе все активнее утверждается необходимость системного и синерге-тического подходов в медийных ис-

следованиях. Об этом пишут многие авторитетные специалисты, в том числе Е.Л. Вартанова, С.Г. Корко-носенко, А.С. Пую, А.П. Суходолов, М.П. Рачков [1-4]. О важности системного анализа взаимодействия медиа и общества размышляют в своих публикациях и авторы данной статьи [5-7].

Для характеристики целостности медиасистемы больше внимания стало уделяться изучению ее системных качеств, основой которых является медиапубличность социальной практики [8-11]. Дефицит публичности рождает разрыв между интеллектуальным потенциалом общества, обогащаемым социальным творчеством, и информационным полем СМИ, которое его отражает и предлагает широким аудиторным общностям. В результате интеллектуальные ресурсы социальной практики не обновляются в должной мере новыми возможностями общественного развития. Возникает рассогласованность между реальными интеллектуальными ресурсами, которыми располагает социальная практика, и интеллектуальным потенциалам, который возникает в процессе социального творчества, но не отражается в полной мере в медиакартине мира всей социальной общности, активно не влияет на совершенствование процессов освоения и преобразования мира в рамках субъективного фактора ци-вилизационного развития.

Главный вывод состоит в том, что для системных характеристик медиасферы необходимо сомкнуть в единую цепь все звенья системного анализа медиа, и прежде всего ее интегративную целостность с ее функциональной, структурной, организационно-технологической, экономической, аудиторной и другими целостностями [12-14].

А.П. Суходолов, И.В. Анохов и В.А. Маренко в статье «Информационное импульсно-волновое взаимодействие СМИ и общества», опубликованной в журнале «Вопросы теории и практики журналистики»,

исследуют актуальные проблемы медиапубличности и факторы оптимизации медиасистемы как инструмента социального созидания в парадигме соотнесенности информационных и импульсно-волновых механизмов взаимодействия средств массовой информации и социума [15]. Анализ модели информационно-волнового взаимодействия СМИ и общества, предпринятый авторами, представляется весьма актуальным, многие подходы к исследованию данной модели, связанные с применением научных категорий, которые используются естественными науками, для изучения воздействия на социальные процессы, можно назвать прорывными. Однако ключевым достоинством представляется то, что в статье ставится важная научная и социальная задача, которая носит междисциплинарный характер и требует безотлагательного анализа. По сути, авторы ставят насущные задачи, которые предстоит решать научному сообществу, объединенным силам исследователей из разных сфер гуманитарных и естественных наук. Безусловно, на этом пути возникнут трудности, связанные в том числе с такими факторами, как недостаточная исследо-ванность соотношения реальных и потенциальных (непроявленных) информационных воздействий, в том числе метаинформационных [16], нерасчлененность информационного поля, пополняемого помимо СМИ из самых разных источников, и ряд других. Актуальным на следующих этапах исследования представляется поиск способов разделения соотнесенных во времени и пространстве физических, эмоциональных, интеллектуальных и ценностных по-

токов, определение этих понятий, а также выделение ограниченных во времени импульсно-волновых информационных воздействий в связи со сложностью наложения друг на друга разных временных циклов: крупных (цивилизационных), среднесрочных и более коротких, оперативных, выявления их эффектов и воздействий. На данном этапе, как нам кажется, направление исследований и концепция, сформулированные авторами статьи, позволяет вывести медиаисследования в этой сфере на совершенно новый уровень осмысления.

Ключевые тезисы статьи А.П. Су-ходолова, И.В. Анохова и В.А. Ма-ренко, в частности, связанные с феноменом социального созидания, подтолкнули авторов данной статьи к необходимости более глубокого осмысления данного явления, формулирования методологических подходов к проблеме социального созидания.

Социальное созидание

как итог информационно-

волновых взаимодействий

Социальное созидание — важнейшее понятие, связанное с субъективным фактором цивилизаци-онного развития общества, с общественной практикой. Оно является необходимым звеном в определении характера целостности медийной системы. Многие авторы называют созидание важнейшей чертой познания и творчества. И познание, и созидание — суть творчество. Созидание не только и не просто высшая из известных человеку форм изменения реальности, но и построение этой реальности на идеальной желаемой основе [17].

Социальное созидание — это сложная система, которой в условиях современного цивилизационного этапа предстоит существенным образом укрепить единство сознания и действия, и прежде всего единство самодвижения общественного интеллекта и самодвижения общественной практики. Медиапублич-ность в обеспечении этого единства играет важную роль. В современных условиях социальное творчество все в большей степени начинает обретать массовый характер. В этих условиях информационное поле СМИ призвано в полной мере вбирать в себя все акты созидательной деятельности, социального творчества как интеллектуальные, аксиологические и поведенческие ресурсы в форме медиасообщений (тексты в жанрах журналистики, произведения науки и искусства, мнения и опыт из различных реальностей — экономической, политической, научной, художественной, образовательной и др. И прежде всего — повседневной реальности).

Созидательность социальной практики, по мнению исследователей, в значительной мере зависит от того, насколько полно информационно-волновой процесс охватывает циклы создания, освоения и применения на практике создаваемых интеллектуальных ресурсов [15]. Информационно-волновой характер интеллектуального взаимодействия в социальной практике состоит в том, что социальное творчество в ней непрерывно рождает новые акты творческого созидания, которые содержат общественную необходимость сообщения о каждом таком акте социального творчества широкой общественности, обсуждения

в дискурсивном пространстве характера ее влияния на социальную практику, моделирования процессов социального созидания в настоящем и будущем.

Завершение процесса освоения творчества происходит тогда, когда завершается ее типизация в различных социальных практиках, ее освоение в рамках этих практик, переход в устойчивый процесс повседневной практики. В этом состоит информационно-волновой характер интеллектуального взаимодействия в социуме [15].

Социальное созидание — важный фактор обновления результатов социальной практики в процессе интеллектуализации общества, преодоления препятствий цивили-зационного развития. Современный этап требует массовости социального творчества. Однако возможность обеспечения коллективности этого творчества оставляет желать лучшего, а достижение успеха на этом пути возможно лишь при развитии системы интеллектуального взаимодействия в социуме, в том числе повышении роли в ней медиапублич-ности.

Характеристики динамичной

медиареальности

Повседневность как социальная реальность является изменяющейся реальностью [18]. Медиапубличность призвана объединить устойчивые процессы, происходящие в ней, с изменчивостью, которую рождают условия жизни общества. В рамках социального творчества, социальной практики это означает, что ме-диапубличность реализует своими структурными образованиями, прежде всего такими, как авторская,

редакторская, аудиторная общности, медиареальность, медиа-картина мира, важнейшие функции инфосферы, которые делегированы обществом медиасфере [19].

Интеллектуальное взаимодействие посредством медиа носит институциональный характер. Все интеллектуальные достижения личности, различных групп, организаций оцениваются с позиций общественных интересов, вовлекая в познавательный, аксиологический и проективно-поведенческий процессы представителей теории и практики, науки и производства, политики и экономики, всех разновидностей культуры. И только те из них, которые соответствуют этим интересам, могут быть отнесены к интеллектуальному потенциалу общества. В эти процессы наблюдаемости, объ-ясняемости, сообщаемости со стороны широкого круга общественных сил в сотрудничестве с редакциями СМИ включены благодаря медиа-пространству все виды, формы и уровни общественного сознания.

На основе этого взаимодействия происходит интеллектуализация общества. Стремительное возрастание доли и важности инноваций в современном обществе сопровождается интеллектуализмом повышенного уровня. Речь идет о коренном изменении отношения разума к реальности [20].

То необходимое, что вырабатывает разум для осуществления успешного воздействия на реальность социальную: экономическую, политическую и др., должно быть отражено и осмыслено коллективно в дискурсном пространстве медиа и репрезентировано в сознании аудиторных групп. Репрезентировано для

того, чтобы создаваемый совместными усилиями членов общества его интеллектуальный потенциал становился реальной информацией в медиакартине мира личности, различных социальных общностей, социальных пространств.

Системная закономерность ме-диапубличности состоит в том, чтобы содержание совокупности интеллектуальных ресурсов социальной практики, рожденных в ее отдельных звеньях, — знаниевых, аксиологических, организационно-управленческих и других, были сначала освоены общественным интеллектом, а затем активно обновляли собой материальное и духовное производство.

Интегративная функция меди-апубличности состоит в том, чтобы обеспечить информационными ресурсами медиа интеллектуальность социальной практики. Функциональная целостность медиапу-бличности вбирает в себя широкую совокупность функций.

В медиапространстве, подчеркивают исследователи, действуют активно функции управленческого цикла по отношению ко многим процессам, происходящим в этом пространстве [21]. Это:

- исследовательские функции, предшествующие принятию редакционных решений;

- функции принятий решений;

- функции реализации решений;

- функции учета и контроля за выполнением решений.

Познание этой изменчивости, оценка ее влияния на устойчивые общественные тенденции, предложение новых способов освоения мира, моделей поведения, организации этих процессов, — все это в

форме сообщений обновляет ресурсы общественного интеллекта, материализованные в медиатексте с целью его освоения различными аудиторными группами. Медиареаль-ность — это организованный, упорядоченный интеллектуальный ресурс, информационный потенциал СМИ, включающий в себя те достижения общества, которые уже освоены участниками социальной практики, используются ими в своей практической деятельности. Как непрерывно обновляемый, организуемый общественный интеллект, меди-ареальность должна быть адекватна тем ресурсам, которые непрерывно возникают в практике социального творчества [15].

Социальное созидание — это не только процесс, осуществляемый в рамках социальной практики, но и интегративный результат этой практики, связанный с самодвижением социального творчества в ней.

Интеллектуальное взаимодействие в рамках медиапростран-ства — это коллективность процессов:

- самонаблюдения общества за всеми актами социального творчества в ходе социальной практики;

- самоосмысления этих актов как актуальных событий социальной практики в рамках создаваемых СМИ дискурсивных пространств;

- объяснения результатов социального творчества в форме ме-диасообщений, поступающих в редакции и распространяемых через медиапространство;

- сообщаемости между участниками социальной практики на основе медиакоммуникаций [19].

Исследования современной журналистики не могут быть результа-

тивны без анализа характера трансформации ее целостности в соответствии с наступающим этапом циви-лизационного развития. Общественный интеллект на современном цивилизационном этапе испытывает необходимость в значительном росте коллективности социального творчества [22]. Это означает прежде всего, что отдельные результаты социального творчества в сферах экономической, политической, научной, образовательной, художественной и других реальностей, достигаемые личностью, различными общностями людей, организациями, призваны становиться достоянием всего общества, а также его различных социальных пространств и, в первую очередь, обеспечивать создание потенциального общественного интеллекта как целостного образования, вбирающего в медиатекст СМИ важнейшие интеллектуальные результаты социального творчества, достигнутые в процессе социальной практики. В этих условиях медиа-реальность, создаваемая в рамках журналистики, обретает всеобщую значимость как существенный фактор интеллектуализации общества, обеспечения целостного объединения единичного, особенного и всеобщего в познавательных, аксиологических и поведенческих процессах социальной практики1.

1 Всеобщее представляет собой такое исходное основание, которое обусловливает тотальность многообразных явлений действительности. Всеобщее есть единство в многообразии тех или иных фактов реальности, которые реализуются в виде тенденции, объединяющей богатство и многообразие явлений действительности в систему, в единое целое. Всеобщее представляет собой, прежде всего, становящуюся реальность, осуществляющуюся в окружающей действи-

Оптимальность медиареаль-ности — это обеспечение коллективности процессов социального творчества на базе оптимально сформированного медиапростран-ства как структурного образования, служащего реализации функций медиасистемы. Эта коллективность состоит прежде всего в том, чтобы достижения отдельных творцов нового, передового, более совершенного становились достоянием всех участников социального прогресса. А для этого необходимо, чтобы общественный интеллект, обретающий в медиареальности адекватность обновляемому интеллектуальному потенциалу общества, обеспечивал согласованность интеллектуальных действий [23].

Необходимо непрерывное оптимальное обновление ресурсов потенциального общественного интеллекта, который непрерывно обогащается через медиапространство и становится реальным общественным потенциалом в сознании массовой аудитории, в ее медиакартине мира, делающей потенциальную информацию реальной. Дефицит публичности современной социальной практики состоит прежде всего в дефиците публичности социального творчества и сопровождающего это творчество массового информационного процесса.

Различные аспекты публичности, медиатизации публичного пространства анализировались многими зарубежными исследователями [24]. В соответствии с подходом, предложенным Ю. Хабермасом, термин имеет два варианта — publicity от-

тельности в форме факта, который обусловливает единство в многообразии других фактов окружающей действительности [25].

носится к принципу и логике предоставления чего-либо открытому для публичной оценки, publicness используется для обозначения характеристики объекта с точки зрения открытости, включенности и особенностей восприятия [26]. Анализ процессов медиатизации публичного пространства (public space) также является актуальным направлением в современных исследованиях [27].

Медиапубличность в осуществлении социального созидания играет важнейшую роль. Социальное созидание — это освоение и преобразование социальной практикой мира на основе единства сознания и действия. Медиапубличность объединяет два этих процесса в ходе самодвижения социальной практики.

Первый из них — это самонаблюдение общества за результатами обновления социальной практики на основе непрерывно возникающих в ней актов созидания. К этому процессу подключены творчески активные силы из всех социальных реальностей — экономической, политической, научной, художественной, образовательной и др. В нем участвуют представители различных способов освоения мира, в том числе теоретического, художественного, практического и др. В их числе и журналистская деятельность как один из способов освоения мира [28; 29].

На основе медиатекстов, произведений СМИ обеспечивается репрезентация интеллектуальных ресурсов, важнейших актов социального творчества в информационном поле СМИ. Медиареальность этих сообщений должна состоять в том, чтобы создаваемый и обновляемый информационный потенциал

был активным фактором обновления общественного интеллекта в соответствии с развитием условий жизни общества, условий современного этапа цивилизационного развития [30]. Непрерывно обновляемый общественный интеллект — это результат коллективных усилий участников социальной практики, непрерывно рождаемых социальным творчеством личности, других субъектов экономической, политической, научной, художественной, образовательной и иных реальностей. Общественный интеллект выступает как фактор оптимизации настоящего социальной практики, конструирования ее будущего. В рамках повседневной реальности современного общества обеспечить непрерывное обновление общественного интеллекта, адекватно и синхронно рождаемого социальным творчеством, невозможно без соответствующего медиапространства как структурного образования, обеспечивающего реализацию функций общественного интеллекта, регулирующих непрерывное обновление, самодвижение в условиях развивающейся, меняющейся социальной практики [31].

Первейшее из них — это характеристика целостности медиа как системного объекта. Многие из авторов, в том числе и современные, называют интегративным результатом функционирования медиасистемы создаваемую ею публичность социальной практики, возникающую на основе функционирования ме-диапространства. Оптимальное ме-диапространство как структурный инвариант медиасистемы создает и непрерывно обновляет:

- медиареальность как информационный потенциал медиасисте-

мы, вбирающий в себя всю совокупность медиасообщений, создаваемых на базе результатов социального творчества в рамках социальной практики как цивилизационного процесса и включающих все наиболее актуальные знаниевые, аксиологические и поведенческие ресурсы, рождаемые в ней. По сути — это непрерывно обновляемый интеллектуальный потенциал общества, репрезентируемый в форме медийных сообщений;

- медиакартину мира как репрезентацию медиареальности в индивидуальном сознании личности и в коллективном сознании аудиторных групп, общества в целом. В процессе освоения потенциальная информация преобразуется в реальную, призванную обеспечивать согласованность интеллектуальных действий в рамках субъективного фактора цивилизационного развития [32].

Оптимальная медиареальность с точки зрения интеллектуализации общества состоит в адекватном отражении в содержании медиа непрерывно обновляемых интеллектуальных результатов социального творчества в рамках социальной практики. Это одна из сторон ме-диапубличности, связанной с репрезентацией в информационном поле медиа различных социальных реальностей — экономических, политических, научных, образовательных, художественных и др.

Имеющийся здесь дефицит публичности, как показывают наши исследования, весьма значителен. Об этом говорит проведенный на факультете журналистики МГУ целый ряд исследований региональных и локальных СМИ. Многие авторы справедливо пишут, что медиаре-

альность наших дней существенно искажает в своей репрезентации существующую социальную реальность. Это искажение, по нашему мнению, состоит прежде всего в том, что она искажает результаты социального творчества, которые достигнуты в рамках субъективного фактора цивилизационного развития.

Медиареальность не может быть адекватна всей совокупности повседневных действий, которые совершаются в обществе. Многие действия в социальной практике имеют, по мысли Бурдье, устойчивый характер, общественной потребности в их информационном сопровождении нет. Необходимо наполнять медиареальность теми ресурсами, которые обновляют общественный интеллект на основе результатов социального творчества, связанного с заменой устаревших ресурсов новыми, содействующими социальному прогрессу, которые необходимо предлагать социальной практике.

Другая сторона медиапублич-ности — потребление, освоение содержащихся в ней интеллектуальных ресурсов с учетом информационных потребностей различных аудиторных групп из различных социальных пространств. Эта потребность в условиях постиндустриального процесса стремительно растет. Препятствием на этом пути являются субъект-объектные информационные отношения2, которые в значительной мере присутствуют в современной практике медиа. Если субъект-субъектные отношения [33] в массовом информационном процессе представляют

2 О субъект-объектных отношениях. URL: https://proza.ru/2012/04/03/792.

собой сотрудничество между теми, кто производит, распространяет и потребляет информацию, то при субъект-объектных отношениях часто преследуются цели манипулирования сознанием реципиента, игнорируются интересы потребителей информации.

Участники авторской деятельности в рамках СМИ — это непрерывно обновляемая общность, образуемая в процессе взаимодействия медиа-системы и ее среды. Средой в данном случае являются все авторы, которые действуют в рамках интеллектуального процесса во всех имеющихся социальных реальностях. В Гражданском кодексе РФ отмечается, что «автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат»3. Как показывают проводимые нами исследования, оптимальность авторских общностей в значительном количестве российских СМИ находится в большом дефиците. А отсутствие представительности творческих сил общества в составе авторов медиа — существенный разрыв в публичности массмедиа.

Оптимальность авторской деятельности в медиа — это обеспеченность представительности участия в интеллектуальном взаимодействии общества всех, кто достиг в своем творчестве результатов, которые являются инновационными и отвечают общественному интересу, связанному с удовлетворением общественных потребностей в их гармоничной

3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4. Ст. 1228 : федер. закон от 18 дек. 2006 г : (ред. от 23 мая 2018). URL: www. consultant.ru/document/.../61d6709b93046543 6b5adb0943843ed28ff5dd8e/

связи с потребностями групповыми и индивидуальными.

Важнейшая проблема — тесная связь в процессе интеллектуального взаимодействия между всеми способами освоения действительности. Ползучий эмпиризм, недостаточность аналитичности, научной обоснованности, четкой политической и правовой направленности, художественной образности, экономической значимости, — все эти негативные проявления, свойственные современной журналистской практике, свидетельствуют о недостаточной степени зрелости привлекаемого авторского актива и самих журналистов.

Результат интеллектуального взаимодействия — согласованные интеллектуальные действия в социуме — может быть достигнут, если будет обеспечена организованность процессов интеллектуального взаимодействия в обществе. Эту организованность призвано обеспечить медиапространство как структурное образование, образуемые в ее рамках авторская, редакторская, экономическая, правовая и другая деятельность с соответствующими структурами.

Заключение

В основе интеллектуального взаимодействия в социальной практике, в социальном творчестве, в социальном созидании лежит тесная взаимосвязь отдельного акта созидания с социальным созиданием в целом.

Социальное созидание неразрывно связано с общественным интеллектом и его самодвижением, которое является результатом осмысления всеми творчески активными силами общества значимости для

социума создаваемых интеллектуальных ресурсов.

Интеллектуальное взаимодействие как общественная функция призвано:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечить наблюдаемость социума за актуальной событийностью социального творчества с целью выявления актов созидания в социальной практике;

- обеспечить осмысление этой актуальной событийности творчески активными силами общества с использованием различных способов освоения мира (теоретического, духовно-практического, в том числе публицистического), осознание ее важности в случае ее типизации, использования в рамках всей практической деятельности для актуализации процессов освоения и преобразования действительности в рамках субъективного фактора социального прогресса;

- обеспечить постоянное обновление процессов программирования, конструирования, моделирования, планирования социальной практики на основе непрерывного обновления информационного потенциала СМИ с учетом новых интеллектуальных ресурсов, создавая и совершенствуя контент-стратегии медиа;

- обеспечить освоение обновляемых в результате информационно-волнового, циклического процесса информационных ресурсов личностью, различными социальными общностями, удовлетворение их информационных потребностей, способствуя превращению потенциальной информации в реальную на основе которой происходит непрерывное обновление интеллектуального потенциала аудиторных групп;

- обеспечить на основе редакционных структур и процессов редактирования научного, литературного, художественного, технического и др. непрерывную оптимизацию управленческого цикла в медиапростран-стве, включающего: а) исследование условий принятия решений по проблемам редакционной организации и управления; б) принятие решений; в) реализацию решений; г) учет и контроль за выполнением решений.

Медиакоммуникации обеспечивают превращение потенциальной информации в реальную. На этой основе может быть достигнута согласованность интеллектуально-ценностных ориентаций и действий социума в ритмическом информационно-волновом пространстве циви-лизационного развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / Е.Л. Вартанова [и др.]. — М. : Фак. журн. МГУ 2019. — 208 с.

2. Суходолов А.П. К созданию теории средств массовой информации: постановка задачи / А.П. Суходолов, М.П. Рачков // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 1. — С. 6-13. — D0l:10.17150/2308-6203.2016.5(1).6-13.

3. Медиакратия: современные теории и практики / под ред. А.С. Пую, С.С. Бодруно-вой. — СПб. : Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2013. — 352 с.

4. Теория журналистики в России / под ред. С.Г. Корконосенко. — СПб.: Алетейя, 2018. — 254 с.

5. Свитич Л.П Изучение журналистики в контексте общенаучных парадигм / Л.Г. Сви-тич // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 4. — С. 546-561. — DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(4).546-561.

6. Методологические предпосылки системного исследования городских газет / Л.Г Свитич [и др.] // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 1. — С. 5-19. — DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).5-19.

7. Шкондин М.В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты / М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 177-186. — DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).177-186.

8. Бодрунова С.С. Концепции публичной сферы и медиакратическая теория: поиск точек соприкосновения // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2011. — Т. 14, № 1. — С. 110-132.

9. Bodrunova S.S. Fragmentation and Polarization of the Public Sphere in the 2000s: Evidence from Italy and Russia [Electronic resource] / S.S. Bodrunova // Global Media Journal — German Edition. — 2013. — Vol. 3, iss. 1. — Mode of access: https://www.db-thueringen.de/servlets/MCRFileNodeServlet/dbt_derivate_00027654/GMJ5_Bodrunova_ final.pdf.

10. Свитич Л.Г. Медиапубличность социальной практики: системные характеристики / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2018. — Т. 1, № 1. — С. 173-181.

11. Свитич Л.Г. Медиапубличность региональных пространств: системные аспекты (по материалам социологического исследования) / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Журналист. Социальные коммуникации. — 2017. — № 2. — С. 60-87.

12. Вартанова Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ / Е.Л. Вартанова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 1. — С. 5-13. — DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).5-13.

13. Горохов В.М. Репозиционирование СМИ в медиатизированном обществе /

B.М. Горохов // МедиаАльманах. — 2018. — № 5. — С. 14-23.

14. Коломиец В.П. Массовая коммуникация в дискурсе отечественных социологов (1960-1980-е гг.) / В.П. Коломиец // Социологические исследования. — 2018. — № 10. —

C. 100-111.

15. Суходолов А.П. Информационное импульсно-волновое взаимодействие СМИ и общества / А.П. Суходолов, И.В. Анохов, В.А. Маренко // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 1. — С. 5-19. — DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(1).5-19.

16. Свитич Л.Г Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. — М.: Икар, 2000. — 252 с.

17. Петров Д.А. Созидание как родовая сущность человека / Д.А. Петров // Аналитика культуры. — 2007. — № 3. — С. 84-85.

18. Меняющаяся социальность: новые формы модернизации и прогресса / отв. ред. В.Г Федотова. — М. : ИФРАН, 2010. — 274 с.

19. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье. — М. : Институт экспериментальной социологии, 2005. — 576 с.

20. Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под ред. В.В. Савчука. — СПб. : С.-Петербург. филос. о-во, 2008. — 346 с.

21. Суходолов А.П. Конструирование СМИ как гомеостатической системы средствами автоматики: базовые понятия, структура, компоненты / А.П. Суходолов, И.А. Кузнецова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 4. — С. 437-464. — DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(4).437-464.

22. Ивин А.А. Человек, творящий историю: новая философия истории : монография / А.А. Ивин. — М. : Проспект, 2018. — 143 с.

23. Сидоров В.А. Медийное взаимодействие как область соприкосновения ценностей / В.А. Сидоров // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2015. — № 5. — С. 57-64.

24. Habermas J. The structural transformation of the public sphere: An inquiry into a category of bourgeois society / Habermas J. — Cambridge : MIT Press., 1989. — 299 p.

25. Иванов С.Ю. Всеобщее, особенное, единичное в структуре картины мира: философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук / С.Ю. Иванов. — Магнитогорск, 2012. — 295 с.

26. Baudrillard J. Simulacra and simulation / J. Baudrillard // Baudrillard J. Selected writings / ed. M. Poster. — Stanford University Press., 1988. — P. 169-187.

27. Couldry N. Conceptualizing mediatization: Contexts, traditions, arguments / N. Couldry, A. Hepp // Communication Theory. — 2013. — Vol. 23, iss. 3. — P. 191-202. — D0l:10.1111/comt.12019.

28. Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное / Дмитриева О.А. [и др.] ; под ред. Г В. Лазутиной. — М.: Аспект Пресс, 2018. — 176 с.

29. Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития / Т.И. Фролова // Журналистика в системе альтернативных источников информации : материалы науч. конф. Н. Новгород, 14 марта 2017 г — Н. Новгород : Изд-во Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2017. — С. 10-18.

30. Субетто А.И. Методологические основания ноосферно-ориентированного синтеза наук в XXI веке / А.И. Субетто. — СПб. : Астерион, 2013. — 45 с.

31. Вартанова Е.Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов / Е.Л. Вартанова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2015. — № 6. — С. 5-26.

32. Свитич Л.Г Журналистика как медийная целостность: структурные аспекты / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — № 8. — С. 24-40.

33. Тихонов А.В. Субъект-субъектные отношения // Социология управления: теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. А.В. Тихонов. — М. : КРАСАНД, 2015. — С. 363-364.

REFERENCES

1. Vartanova E.L., Anikina M.E., Vyrkovskii A.V., Gureeva A.N., Dunas D.V. Ot teorii zhur-nalistiki k teorii media. Dinamika mediaissledovanii v sovremennoi Rossii [From the theory of journalism to the theory of the media. Dynamics of media studies in modern Russia]. Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University Publ., 2019. 208 p.

2. Sukhodolov A.P., Rachkov M.P. To create a theory of the media: statement of the problem. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 6-13. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).6-13. (In Russian).

3. Puyu A.S., Bodrunova S.S. (eds). Mediakratiya: sovremennye teorii i praktiki [Medi-acracy: Modern Theories and Practices]. Saint Petersburg State University Publ., 2013. 352 p.

4. Korkonosenko S.G. (ed.). Teoriya zhurnalistiki v Rossii [Journalism Theory in Russia]. Saint Petersburg, Aleteiya Publ., 2018. 254 p.

5. Svitich L.G. Studying journalism in the context of interdisciplinary paradigms. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 4, pp. 546-561. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(4).546-561. (In Russian).

6. Svitich L.G., Smirnova O.V., Shiryaeva A.A., Shkondin M.V. Methodological premises of learning the system of city's newspapers. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 1, pp. 5-19. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).5-19.

7. Shkondin M.V. Systemacity and Organization of the Media Sphere: Integrative Aspects. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 1, pp. 177-186. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).177-186. (In Russian).

8. Bodrunova S. The Concept of Public Sphere and Theory of Mediacracy: the Search for Common Ground. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii = Journal of Sociology and SosialAntropology, 2011, vol. 14, no. 1, pp. 110-132. (In Russian).

9. Bodrunova S.S. Fragmentation and Polarization of the Public Sphere in the 2000s: Evidence from Italy and Russia. Global Media Journal — German Edition, 2013, vol. 3, iss. 1. Available at: https://www.db-thueringen.de/servlets/MCRFileNodeServlet/dbt_deri-vate_00027654/GMJ5_Bodrunova_f inal.pdf.

10. Shkondin M.V., Svitich L.G., Smirnova O.V. Media publicity of social practice: systemic characteristics. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2018, vol. 1, no. 1, pp. 173-181. (In Russian).

11. Svitich L.G., Smirnova O.V., Shkondin M.V. Media publicity of regional spaces: systemic aspects (based on results of sociological research). Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikat-sii = Journalist. Social communication, 2017, no. 2, pp. 60-87. (In Russian).

12. Vartanova E.L. On the Problem of Updating the Theory of Journalism and the Theory of the Mass Media. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 1, pp. 5-13. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).5-13. (In Russian).

13. Gorokhov V.M. Media Repositioning in a Mediatized Society. MediaAl'manakh = Me-diaAlmanah Journal, 2018, no. 5, pp. 14-23. (In Russian).

14. Kolomiets V. Mass Communication in DIscourse of Russian Sociologists (1960s-1980s). Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 2018, no. 10, pp. 100-111. (In Russian).

15. Sukhodolov A.P., Anokhov I.V., Marenko V.A. Information Impulse-Wave Interaction between the Media and Society. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 5-19. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(1).5-19. (In Russian).

16. Svitich L.G. Fenomen zhurnalizma [The phenomenon of journalism]. Moscow, Ikar Publ., 2000. 252 p.

17. Petrov D.A. Creation as an essential part of human nature. Analitika kul'turologii = Analytics of Cultural Studies, 2007, no. 3, pp. 84-85. (In Russian).

18. Fedotova V.G. (ed.). Menyayushchayasya sotsial'nost': novye formy modernizatsii i progressa [Changing sociality: new forms of modernization and progress]. Moscow, IFRAN Publ., 2010. 274 p.

19. Bourdieu P. Espace social: champs et pratiques. Moscow, Institut eksperimental'noi sotsiologii Publ., 2005. 576 p.

20. Savchuk V.V. (ed.) Mediafilosofiya. Osnovnye problemy i ponyatiya [Media Philosophy. Key issues and concepts]. Saint Petersburg Philosophical Society Publ., 2008. 346 p.

21. Sukhodolov A.P., Kuznetsova I.A. Designing the Mass Media As a Homeostatic System by Means of Automation Engineering: Basic Concepts, Structure, Components. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 4, pp. 437-464. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(4).437-464. (In Russian).

22. Ivin A.A. Chelovek, tvoryashchii istoriyu: novaya filosofiya istorii [The man who makes history: a new philosophy of history]. Moscow, Prospekt Publ., 2018. 143 p.

23. Sidorov V.A. Media Interaction as a Meeting Point for Values. Vestnik Severnogo (Ark-ticheskogo) Federalnogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki = Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanitarian and Social Sciences, 2015, no. 5, pp. 57-64. (In Russian).

24. Habermas J. The structural transformation of the public sphere: An inquiry into a category of bourgeois society. Cambridge, MIT Press., 1989. 299 p.

25. Ivanov S.Yu. Vseobshchee, osobennoe, edinichnoe v strukture kartiny mira: filosofskii analiz. Dokt. Diss. [Universal, specific, individual in the structure of the world view: philosophical analysis. Doct. Diss.]. Magnitogorsk, 2012. 295 p.

26. Baudrillard J. Simulacra and simulation. In Baudrillard J.; Poster M. (ed.). Selected writings. Stanford University Press., 1988, pp. 169-187.

27. Couldry N., Hepp A. Conceptualizing mediatization: Contexts, traditions, arguments. Communication Theory, 2013, vol. 23, iss. 3, pp. 191-202. DOI:10.1111/comt.12019.

28. Dmitrieva O.A., Kolesnichenko A.V., Kulchitskaya D.Yu., Lazutina G.V., Poretska-ya T.Yu. Zhurnalistika v informatsionnom pole sovremennoi Rossii: dolzhnoe i real'noe [Journalism in the information field of modern Russia: the due and the real]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2018. 176 p.

29. Frolova T.I. Humanitarian agenda of the Russian media: development tendencies. Zhurnalistika v sisteme al'ternativnykh istochnikov informatsii. Materialy nauchnoi konferent-

sii, Nizhnii Novgorod, marta 2017 g. [Journalism in the system of alternative sources of information. Materials of International Research Conference, Nizhny Novgorod, march 2017 g.]. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Publ., 2017, pp. 10-18. (In Russian).

30. Subetto A.I. Metodologicheskie osnovaniya noosferno-orientirovannogo sinteza nauk vXXI veke [Methodical basis for noosphere-oriented synthesis of sciences in the 21st century]. Saint Petersburg, Asterion Publ., 2013. 45 p.

31. Vartanova E.L. Modern Russian Media Studies (the Update of Theoretical Approaches). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Lomonosov Moscow State University of Journalism, 2015, no. 6, pp. 5-26. (In Russian).

32. Svitich L.G., Smirnova O.V., Shkondin M.V. Journalism as Media Integrity: Structural Aspects. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Socgum-Zhurnal, 2018, no. 8, pp. 24-40. (In Russian).

33. Tikhonov A.V. Subject-Subject Relations. In Tikhonov A.V. (ed.). Sotsiologiya uprav-leniya [Management of sociology]. Moscow, KRASAND Publ., 2015, pp. 363-364. (In Russian).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Свитич Л.Г Медиапубличность как фактор социального созидания / Л.Г Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 2. — С. 229-243. — DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).229-243.

FOR CITATION

Svitich L.G., Smirnova O.V., Shkondin M.V. Social Creation and Media Publicity. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2019, vol. 8, no. 2, pp. 229-243. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).229-243. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.