УДК 159.923 ББК 88.411.9 К 88
Е.Р. Куашева
Соискатель кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета; E-mail: Spasatel6868@mail.ru
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: СОГЛАСОВАННОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье решается задача по выявлению связи жизнестойкости личности с её ценностно-смысловыми предпочтениями в сочетании с особенностями экзистенциального самоопределения и субъектной позиции. Подобная постановка задачи осуществлена в логике субъектно-бытийного подхода, согласно которому ценностно-смысловые предпочтения личности целесообразно рассматривать во взаимосвязи с её онтологической идентичностью и особенностями субъектной активности (как структурными составляющими модуса бытия личности).
Ключевые слова: ценностно-мировоззренческая сфера, модус бытия личности;
жизнестойкость, экзистенциальное самоопределение, субъектная позиция.
E.R. Kuasheva
Applicant for Candidate degree of the Person S Psychology and General Psychology Department of the Kuban State University; E-mail: Spasatel6868@mail.ru
STEAD-FASTNESS AND VALUE-SEMANTIC PREFERENCES OF THE PERSON: THE COORDINATION AND CONTRADICTIONS (AS SHOWN BY THE MATERIAL OF
LAW-ENFORCEMENT BODY EMPLOYEES)
Abstract. The paper is aimed at revealing connection between the person’s stead-fastness and value-semantic preferences in a combination with features of existential self-determination and subject position. Such statement of a problem is carried out in the logic of the subject-life approach according to which the value-semantic preferences of the person are expedient for considering in interrelation with its ontologic identity and features of subject activity (as structural components of modus of the person).
Keywords: value-world outlook sphere, modus of the person; stead-fastness, existential selfdetermination, a subject position.
В глобализирующемся мире в структуре важнейших компетенций профессионала основная нагрузка приходится на ценностно-мировоззренческую сферу, которая становится ключевой, а её исследование представляется перспективным в теоретическом и прикладном аспекте [1, 2, 3, 4, 5]
Для сотрудников силовых ведомств исследование ценностно-мировоззренческой сферы имеет первостепенное значение по многим основаниям.
Во-первых, это обусловлено социальной значимостью их профессии в сочетании с тем, что в некоторых ведомствах (МВД) имеются системные проблемы и даже «провалы» в реализации ими своего функционального предназначения. Показатель - реформа МВД.
Во-вторых, то обстоятельство, что для сотрудников данных ведомств в силу специфики профессии необходимость разрешения личностью как субъектом жизни основного противоречия - между собственными потребностями, интересами и внешними требованиями - приобретает особую остроту.
В настоящее время исследователи всё чаще обращаются к реальной психологии конкретного профессионала. Новые возможности для изучения последней открываются в
предметной области «личность и её бытие» с использованием в качестве методологического основания психологию субъекта. При изучении особенностей бытия личности в экстремальных условиях было установлено (концепция Г.Ю. Фоменко бытия личности и её профессионализации в экстремальных условиях), что полноценное профессиональное становление личности в видах деятельности, связанных с экстремальными нагрузками, возможно только при условии предельного модуса бытия [5]. Последний обусловлен особенностями субъектности личности и характером её экзистенциального самоопределения и предполагает специфическое содержание и конфигурацию ценностно-смысловой, мотивационно-потребностной сфер личности, образа мира и особенностей организации активности личности. Данное обстоятельство, согласно логике субъектно-бытийного подхода, требует внимания не просто к ценностно-смысловым предпочтениям личности, а обязательного рассмотрения последних во взаимосвязи с её экзистенциальным
самоопределением (онтологическая идентичность) и особенностями субъектной позиции.
Особое значение для профессионалов, чья деятельность реализуется в экстремальных условиях, имеет феномен жизнестойкости. Феномен жизнестойкости обычно рассматривается в аспекте его позитивного влияния на показатели эффективности профессиональной деятельности, поскольку сам конструкт был выделен в ходе исследований, в которых занимались поиском ответа на следующий вопрос: какие
психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению (или даже предупреждению) внутреннего напряжения? По данным исследований, жизнестойкость оказалась ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также успешность деятельности [6, 7, 8].
Таким образом, личностная переменная hardiness (которую Д.А.Леонтьев предложил обозначать на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности [6, с. 3].
Понятие жизнестойкости, введённое Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди [7, 8],
находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и
прикладной области психологии стресса и совладания с ним. При этом прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которая эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего, в профессиональной деятельности.
Известно, что компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и в дальнейшем (существуют специальные тренинги по развитию жизнестойкости). Однако уже само содержание этого конструкта (как системы убеждений о себе, мире и об отношениях с миром) позволяет предположить, что, с одной стороны, данная характеристика личности может изменяться в процессе жизни, с другой стороны, она связана с ценностно-мировоззренческой сферой личности.
В связи с этим перспективным представляется следующий ракурс анализа и изучения жизнестойкости, а именно: выявление и анализ факторов, влияющих на степень её выраженности.
В исследованиях С.Кобейсы и Р.Хинклера было установлено, что жизнестойкость демонстрирует стабильную положительную корреляцию не только с эффективностью деятельности, но и с удовлетворённостью всеми аспектами работы, уверенностью в том, что организация предоставляет достаточную свободу принятия решений [8]. Соответственно актуальным является изучение жизнестойкости в тех сферах деятельности (силовые структуры), которые при строгой регламентации служебной деятельности в современных условиях объективно требуют самостоятельности принятия решений в повседневных, а тем более в экстремальных ситуациях, не всегда поощряя подобные инициативы личности (как изначально, так и post factum, особенно в случае неоднозначности полученного результата).
Поскольку жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, мире, об
отношениях с миром, а в качестве источника духовности в жизнестойкости рассматриваются личностные усилия по интерпретации, упорядочению и обобщению картины окружающего мира [6], то можно предположить, что степень её выраженности связана с ценностносмысловыми предпочтениями личности в сочетании со спецификой её субъектной позиции и экзистенциального самоопределения (онтологической идентичности).
Данное предположение может быть обосновано и несколько иной линией рассуждения.
В системе понятий экзистенциальной психологии жизнестойкость является операционализацией введённого П. Тиллихом (1995) понятия «отвага быть» [9].
Применительно к профессионализации личности в экстремальных условиях было введено понятие предельного модуса бытия как основы её продуктивного функционирования [10]. Данный понятийный конструкт в смысловом отношении созвучен вышеуказанному понятию П. Тиллиха, но не сводится нему. Он является более широким понятием, поскольку конституируется спецификой субъектной позиции личности в сочетании с особенностями экзистенциального самоопределения и предполагает специфическое содержание и конфигурацию особенностей ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфер личности, образа мира и организации её активности, а также возможность успешного разрешения личностью разноуровневых противоречий (внутриличностных, экзистенциальных, в различных бытийных пространствах и т.п).
Таким образом, каждый из вышеуказанных конструктов (жизнестойкость и предельный модус бытия личности) имеет сложную структуру. В общую жизнестойкость входят вовлечённость, контроль, принятие риска. Но жизнестойкость - это личностная переменная, в связи с чем имеет смысл уяснить, каким образом она связана с предпочитаемым личностью как субъектом жизни модусом бытия. В данном исследовании мы сужаем проблему до попытки выявить, каким образом жизнестойкость связана со структурными составляющими модуса бытия личности.
Таким образом, проблема исследования - выявление и изучение факторов, влияющих на степень выраженности жизнестойкости личности, в частности, выяснение того, каким образом жизнестойкость связана со структурными составляющими модуса бытия личности.
Объект: жизнестойкость личности.
Предмет: связь жизнестойкости личности с её ценностно-смысловыми
предпочтениями в сочетании с особенностями экзистенциального самоопределения и субъектной позиции.
Цель работы: выявить связь жизнестойкости как личностного конструкта со структурными составляющими модуса бытия личности.
Основные гипотезы:
1. Показатели жизнестойкости связаны со спецификой ценностно-смысловых предпочтений личности и опосредуются особенностями её субъектной позиции и экзистенциального самоопределения.
2. Общая жизнестойкость личности повышается при согласованности её жизненных принципов с реальным поведением и жизненных принципов с групповыми ценностями (независимо от их содержания) в случае высокой осмысленности жизни и возможности её контроля.
3. Повышению жизнестойкости способствует возможность реализации на уровне индивидуального поведения ценностей Самостоятельности, Достижений, Власти и Универсализма. Невозможность реализации указанных ценностей снижает жизнестойкость личности даже при высокой значимости профессиональной деятельности и высокой вовлечённости в неё.
4. Снижению жизнестойкости способствует наличие в предпочтениях личности конфликтных ценностей, а особенно их амбивалентности на уровне жизненных принципов и реального поведения, а также на уровне жизненных принципов личности и групповых ценностей в сочетании со снижением осмысленности жизни, её эмоциональной насыщенности и
убеждением в невозможности контролировать жизнь и свободно принимать решения. Наличие в ценностных предпочтениях конфликтных и амбивалентных ценностей в случае высокой осмысленности жизни и возможности её контроля не влияет отрицательно на уровень жизнестойкости.
Дополнительные гипотезы:
1. В процессе профессионального становления личности наблюдается динамика жизнестойкости личности в зависимости от этапа её профессионализации и вне зависимости от характера подразделения (содержания его деятельности и особенностей социально-психологического уклада).
2. Имеется специфика содержания и конфигурации, противоречивости/гармоничности ценностно-смысловых предпочтений в зависимости от особенностей подразделения и этапа профессионализации личности.
3. В процессе профессионального становления личности наблюдается динамика субъектной позиции личности и экзистенциального самоопределения в зависимости от этапа профессионализации и специфики подразделения.
Для реализации поставленной в работе цели были использованы следующие методики: клиническая беседа, биографическая анкета, методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности [8], тест жизнестойкости [11], тест смысложизненных ориентаций -СЖО [10], методика диагностики уровня субъективного контроля, методика предельных смыслов - МПС [6].
Исследование проводилось на базе Центра психофизиологической диагностики МЧС МВД по Республике Адыгея медико-санитарной части МВД по Республике Адыгея. Всего было обследовано 180 человек - сотрудников различных подразделений полиции: ОМСН, ППС, УБЭП, УР и ДПС.
Были получены следующие результаты.
1. В процессе профессионализации наблюдается динамика жизнестойкости (вне зависимости от подразделения) с максимумом на втором и завершающем этапах служебной деятельности. При этом уровень показателей жизнестойкости существенным образом различается в зависимости от подразделений (наиболее высок - в спецподразделениях). Однако указанные этапы профессионализации личности выделяются как наиболее продуктивные только в том случае, если высокие показатели её жизнестойкости связаны с конструктивным экзистенциальным самоопределением и субъектной позицией при соответствии содержания ценностно-смысловых предпочтений социальной направленности профессии (спецподразделения, УБЭП).
2. Имеется специфика содержания и конфигурации, противоречивости/гармоничности ценностно-смысловых предпочтений в зависимости от особенностей подразделения и этапа профессионализации:
У сотрудников ППС вне зависимости от этапа профессионализации стремление к властным полномочиям сочетается с мотивационной целью в безопасности. При этом потребность в самовозвышении не уравновешивается социально-стабилизирующими типами ценностей. В связи с этим не исключено, что цели самовозвышения сотрудники данного подразделения добиваются недостаточно социально приемлемыми способами.
У сотрудников спецподразделений вне зависимости от этапа профессионализации наблюдается соответствие убеждений содержанию главенствующих в обществе и государстве ценностей в сочетании со стремлением в процессе ценностно-смыслового самоопределения выйти за пределы собственной личности, рассматривая свою службу как миссию по отношению к человечеству в целом.
У сотрудников УБЭП и УР в процессе профессионализации наблюдается позитивная динамика в плане гармоничности конфигурации ценностей при наибольшей степени соответствия жизненных принципов и реального поведения, а также жизненных принципов и групповых ценностей у сотрудников ОБЭП.
3. Кризисным в процессе профессионализации во всех подразделениях полиции яв-
ляется третий этап служебной деятельности, в процессе которого наблюдаются выраженные сомнения в значимости собственной деятельности, уменьшается вовлечённость в процесс жизнедеятельности и удовольствие от своей профессии. Может появляться чувство отверг-нутости, ощущение себя «вне» жизни. Указанные явления сочетаются со сниженными показателями общей жизнестойкости.
4. Общая жизнестойкость личности повышается при согласованности её жизненных принципов с реальным поведением и жизненных принципов с групповыми ценностями (независимо от их содержания) в случае повышения осмысленности жизни и возможности её контроля. В связи с этим показатели жизнестойкости сотрудников ППС на всех этапах профессионализации, кроме первого, приближаются к показателям спецподразделений, несмотря на то, что специфика корпоративных ценностей и реального поведения данных сотрудников не согласуется с социальной направленностью их служебной деятельности.
5. Повышению жизнестойкости способствует возможность реализации на уровне индивидуального поведения ценностей Самостоятельности, Достижений, Власти и Универсализма (именно по этим основаниям, но в разной конфигурации и в сочетании с разными дополнительными ценностями были выделены такие различные подразделения, как ППС и ОМСН). Невозможность реализации указанных ценностей снижает жизнестойкость личности даже при высокой значимости профессиональной деятельности и высокой вовлечённости в неё (УР).
6. Снижению жизнестойкости способствует наличие в предпочтениях личности конфликтных ценностей, а особенно их амбивалентности на уровне жизненных принципов и реального поведения, а также на уровне жизненных принципов личности и групповых ценностей в сочетании со снижением осмысленности жизни, её эмоциональной насыщенности и убеждением в невозможности контролировать жизнь и свободно принимать решения (УР, ДПС). Наличие в ценностных предпочтениях конфликтных и амбивалентных ценностей в случае высокой осмысленности жизни и возможности её контроля не влияет отрицательно на уровень жизнестойкости (ППС).
Примечания:
1. Дикая Л.Г., Ермолаева Е.П. Направления психологической адаптации профессионалов в условиях глобализации // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 4.
2. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.
3. Ермолаева Е.П. Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.
4. Рябикина З.И., Фоменко Г.Ю. Личность в профессии: теоретико-эмпирическая интерпретация с позиций субъектного и событийного подходов // Социальная психология труда теория и практика / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2010. С. 82-101.
5. Фоменко Г.Ю. Личность в экстремальных условиях: два модуса бытия. Краснодар, 2006.
342 с.
6. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов. М.: Смысл. 1999.
7. Kobasa S.C. Stressful Life Events, Personality and Health: an Inquiry into Hardiness // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. № 37. P. 1-11.
8. Maddi S., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow Jones-Irwin, 1984.
9. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.
10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006.
11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
12. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. 7-132.
References:
1. Dikaya L.G., Ermolaeva E.P. The directions of psychological adaptation of professionals in the conditions of globalization // Bulletin of the Russian humanitarian scientific fund. 2005. № 4.
2. Ermolaeva E.P. Psychology of a professional’s social realization. M.: The Institute of Psychology of the RAS, 2008.
3. Ermolaeva E.P. The psychology of professional’s realization in the conditions of social and economic changes: Dissertation abstract for Candidate of Psychology degree. M., 2009.
4. Ryabikina Z.I., Fomenko G. Yu. Personality in profession: theoretical and empirical interpretation from the position of subject and event approaches // Social labour psychology: theory and practice / ed. by L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlyov. M.: Publishing house of the Institute of Psychology of the RAS. 2010. P. 82101.
5. Fomenko G. Yu. A person in extreme conditions: two modi of being. Krasnodar, 2006. 342 pp.
6. Leontjev D.A. Technique of limiting senses. M.: Smysl. 1999.
7. Kobasa S.C. Stressful Life Events, Personality and Health: an Inquiry into Hardiness // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. № 37. P. 1-11.
8. Maddi S., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow JonesIrwin, 1984.
9. Karandashev V. N. Schwarz's technique for studying personality’s values: concept and a study guide. SPb.: Speech, 2004.
10. Leontjev D.A. The test of vitally meaningful orientations (VMO). M.: Smysl, 2006.
11. Leontjev D.A., Rasskazova E.I. The test of viability. M.: Smysl, 2006.
12. Tillikh P. Courage to be // Tillikh P. Selected works.The theology of culture. M.: Lawyer, 1995. P.
7-132.