ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
О. Ю. Литвинова, соискатель, кафедра психологии личности и общей психологии,
Кубанский государственный университет, г. Майкоп, Россия, oylitvinova@yandex.ru
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ОСНОВА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И АУТЕНТИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ
Проблема выбора профессии — часть экзистенциальной проблемы смысла жизни, которая задает дальнейшее направление развитию личности: способствует осуществлению целей, формирует мотивационную сферу, ценностные ориентации, расширяет возможности человека, вплоть до самосовершенствования, самореализации и самоактуализации, что в свою очередь влечет за собой творческое преобразование самой профессии (Л. Н. Захарова, В. А. Понома-ренко, Н. С. Пряжников, В. Д. Шадриков и др.). Профессиональный выбор, безусловно, связан с нахождением своего бытия в мире. Через поиски ответа на вопрос: «Кто Я?» человек реализует базовую потребность в понимании смысла жизни. Ответ на этот вопрос служит усилению чувства идентичности, лучшей ориентации человека в условиях, определению своего места в них.
Процесс адаптации к требованиям трудовой деятельности представляет собой процесс идентификации личности с профессией. По мнению З. И. Рябикиной, чувство идентичности, аутентичности бытия дает личности чувство цели, придает жизни смысл1. Наличие смысла жизни, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, является критерием развития личности2. Осмысливая жизнь через переживания, человек обретает смысл своего существования, который соответствует его потребностям и ценностям3. М. Чиксентмихайи назвал состояние, в ко-
тором результаты соответствуют стремлениям, способностям и ожиданиям, — «чувством потока». Личность, испытывающая это состояние, достаточно часто идентифицирует себя со «счастливым человеком»4.
В случае же, когда смысл замещается значением, когда человек в позиции профессионала осуществляет функцию групповых ожиданий профессионального сообщества, носителей обезличенной идеологии, — профессиональная деятельность отчуждается от личности. Развивается человек-функционал. Общим качеством подобных ситуаций выступает появляющееся у человека ощущение потери смысла. Форма «исчерпания смыслов» достаточно широка по феноменологии5: «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл), «дефицит исполненности» (А. Лэнгле), «экстремальный модус бытия» (Г. Ю. Фоменко), «неаутентичное бытие» (З. И. Рябикина), «профессиональный мар-гинализм» (Е. П. Ермолаева). Как следствие — отсутствие идентификации и чувства сопричастности, невовлекаемости в общественные процессы6, предопределяющее постоянную «хроническую» неудачу в деятельности индивида.
Так, например, недостаточная идентификация себя со статусом военнослужащего, по мнению Г. Ю. Фоменко, приводит к ощущению собственной уязвимости, нарастанию чувства неопределенности и социальной незащищенности. При таком под-
№ 7 (25) ИЮЛЬ 2012
Ш
ходе профессия приобретает образ того, что никак не связано с личностной реализацией, а представляет набор функций, которые следует выполнять, и выглядит как формализованная роль, перечень предписаний, «мундир», который нужно надеть на время, а затем снять как надоевшую сковывающую одежду.
В том случае, когда личность имеет сформированную субъектную позицию, т. е. умеет выбирать для себя органичные стратегии профессионального развития, связанные с различными способами и пространствами ее самоактуализации, и встраивать их в структуру своих личных смыслов, профессионализация способствует формированию личностной идентичности, и, по мнению Е. П. Ермолаевой, наряду с уровнем компетентности влияет на безопасность выполняемой работы. Таким образом, субъектная позиция в трудовой деятельности связана с принятием личностью профессионализации как задачи, ее личностно-смыс-ловым встраиванием в общий жизненный план, обеспечивая сохранение идентичности (Е. П. Ермолаева, В. А. Пономаренко, Г. Ю. Фоменко и др.). В результате чего формируется неповторимый трудовой опыт. Следовательно, профессиональная идентичность — высший уровень соответствия специалиста самому себе. Только личностная установка на защиту Отечества, по мнению В. А. Пономаренко, рождает смысловое понятие «служба» и формирует в сознании военнослужащего особые слои духовного сознания в виде веры и доверия к справедливости приказов, святости устава и помогает переносить объективные тяготы войны, противодействуя боевому стрессу7.
Субъектная позиция, таким образом, выступает определяющим фактором процесса формирования личностной идентичности и способствует преобразованию действительности, а также собственной жизнедеятельности, позволяя занять активную позицию, а значит — =
стать «автором своей жизни». В представленном в статье эпизоде экспериментальной работы отражены результаты исследования субъектной позиции военнослужащих как
Осмысливая жизнь через переживания, человек обретает смысл своего существования, который соответствует его потребностям и ценностям.
показателя экзистенциального самоопределения и аутентичности бытия личности в условиях служебной деятельности.
Для исследования интегративной характеристики параметров субъектной позиции (ценностно-смысловые образования; мотивационно-потребностная сфера; образ мира; специфика личностной активности) автором были использованы следующие диагностические методики: опросник «ценностные ориентации»; тест «незаконченные предложения», модифицированный вариант, М. О. Калашникова; тест «смысложиз-ненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева; опросник «стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой; тест «личностные факторы принятия решения» (ЛФР) Т. В. Корниловой; методика «уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Г. Ксе-нофонтовой; тест «копинг-стратегии»; биографическая анкета. Все испытуемые были условно разделены на две группы. В первую группу вошли сотрудники МЧС, летчики, военнослужащие контрактной службы, чей профессиональный выбор был осознанным и целенаправленным. Во вторую — военнослужащие срочной службы, выбор которых является внешней необходимостью. Всего в исследовании приняли участие 273 человека. Средний возраст испытуемых в первой группе — от 25 до 45 лет, во второй — от 20 до 22 лет. Все испытуемые первой группы имели непрерывный стаж воинской службы от 5 до 15 лет. Для представителей второй группы характерна локальность, пространственно-временная ограниченность воинской деятельности продолжительностью срока службы (один год).
Анализ результатов исследования показал, что высокий уровень развития параметров субъектной позиции характерен для представителей первой группы. Высокое развитие специфики образа мира (показатели по методике СЖО, биографической анкете) говорит о добровольности выбо-= ра, осознанности решения и восприятии условий служебной деятельности как наиболее благоприятных для личностного роста («аутентичное бытие» по З. И. Рябикиной, «ощущение экзистенциаль-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ной исполненности» по А. Лэнгле, «предель ный модус бытия» по Г. Ю. Фоменко, «чув ство потока» по М. Чиксентмихайи, «про фессиональная идентичность» по Е. П. Ермолаевой). Мотивацией (41 %) у таких сотрудников является любовь к Родине, защита Отечества. Для сотрудников
Люди испытывают большую удовлетворенность жизнью и самим собой, если у них есть возможность заниматься любимым делом.
МЧС и «контрактников» также характерно развитие специфики личностной активности, что свидетельствует о профессиональной оснащенности и психологической подготовленности (показатели по методикам ССПМ, УСК, ЛФР, «копинг-стратегии»).
Представители второй группы характеризуются низким уровнем развития параметров субъектной позиции. Наиболее развитой оказалась ценностно-смысловая структура (на основании высоких показателей по методике «ценностные ориентации»), что характеризует добровольность и осознанность выбора, систему убеждений, определяющую значимость самореализации в данных условиях. Однако неразвитость мотивационно-потребностной сферы (тест «незаконченные предложения», биографическая анкета) говорит о психологической неготовности, когда условия служебной деятельности воспринимаются как аномальная реальность, вынужденность. Так, у преобладающего большинства опрошенных респондентов были диагностированы поверхностно-рациональные мотивы военной службы: 23 % рассматривают службу в армии как возможность получить военный билет; 16 % — как способ в дальнейшем устроиться на работу; 7 % — как поиск новых ощущений и приобретение новых знакомств. 20 % отличаются несформированностью мотивации. И лишь у 27 % ведущей мотивацией выступает — приобретение военной выучки и хорошей физической формы, данные респонденты воспринимают службу в армии как хороший жизненный урок, который способствовал формированию патриотизма и нового мировоззрения. Дальнейшее продолжение службы в армии, заключение контракта после окончания своего срока службы планируют только 9 % «срочников».
Таким образом, люди испытывают большую удовлетворенность жизнью и са-
мим собой, если у них есть возможность заниматься любимым делом. Профессиональная деятельность становится ведущим видом деятельности человека, тем пространством, которое транслирует индивиду нормативные значения и, одновременно, выступает областью реализации индивидуальных смыслов. Проявление субъектной позиции в профессии (активность, ответственность, «преобразова-тельность», осмысленность, преобладание активной неадаптивности, убежденность в своей эффективности, тенденция к интер-нальности, способность к саморегуляции)8 позволяет рассматривать личность в контексте полноты жизни и самореализации, аутентичности ее бытия. (|Р)
1. Рябикина З. И., Фоменко Г. Ю. Личность в профессии: теоретико-эмпирическая интерпретация с позиций субъектного и событийного подходов // Социальная психология труда теория и практика / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. Т. 1. С. 82-101.
2. Фоменко Г. Ю. Парадоксы субъектности при различных модусах бытия личности // Личность и бытие: субъектный подход (к 75-летию А. В. Брушлин-ского) / Под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, Е. А. Сергиенко и др. Институт психологии РАН, 2009. С. 148-163.
3. Кащук Я. Н. Смысложизненный кризис как проявление экзистенциального отношения человека к жизни // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 3 (21) март. С. 115-120.
4. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 2 (20) февраль. С. 132-138.
5. Сутормин О. Ю. Психологическое содержание жизнетворчества личности в современной психологии // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 8 (16) октябрь. С. 108-111.
6. Рябикина З. И., Фоменко Г. Ю. Личность в профессии: теоретико-эмпирическая интерпретация с позиций субъектного и событийного подходов. С. 100.
7. Фоменко Г. Ю. Парадоксы субъектности при различных модусах бытия личности. С. 151-160.
8. Там же. С. 162.