Наиля ТИМЕРБУЛАТОВА
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ
В статье рассматриваются жизненные стратегии молодежи, изменение социальных факторов и условий, детерминирующих жизненный выбор. Выделены ключевые направления реализации молодежной политики по формированию профессионально-мотивационных аттитюдов студенчества на региональном уровне.
Life strategies of youth are considered in the article as well as the changing of social factors and conditions determining a life choise. The key directions of realization the youth policy of forming the professional and motivational attitudes of students on regional lelvel are revealed.
Ключевые слова:
человеческий капитал, жизненные стратегии, профессионально-мотивационные аттитюды, молодежная политика; human capital, life strategies, professional and motivational attitudes.
ТИМЕРБУЛАТОВА
Наиля
Эдуардовна — соискатель кафедры антикризисного управления социальноэкономическими системами РАНХиГС [email protected]
Изменения социальной реальности в российском обществе актуализировали внимание к социальной роли молодежи, вызвали потребность в целостном подходе, способном концептуально интегрировать различные стороны ее жизнедея -тельности. Система ценностей является исходным пунктом в про -цессе становления личности. Знание системы профессионально -мотивационных аттитюдов, детерминирующих профессиональную деятельность человека, позволяет судить о значимости для него труда, прогнозировать его результативность, глубже понять лич -ность, что особенно значимо для обеспечения инновационного характера социально - экономического развития.
Обществу модерна присуща специфическая профессиональная этика, становящаяся фактически стержнем культуры. Ее становле -ние и сущность подробно проанализированы М.Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» и других, менее извест -ных, но не менее значимых работах, вошедших в «хозяйственную этику мировых религий». Отличие современной профессиональ -ной этики от традиционной состоит в том, что она утверждает не «дух мастерства» в рамках жесткой привязанности индивида к при писанной ему профессии, а «дух профессионализма» как основу самоидентификации личности. Профессиональная и трудовая этика составляют, по М. Веберу, основу рационализации жизнен ных стратегий индивидов и их интеграции в общество. Элементами профессиональной этики модерна являются самоорганизация и самодисциплина индивида, основанные на рациональном отноше -нии к окружающему и на стремлении к достижению более высоких экономических и социальных статусов.
На современном этапе проявляется эффект временного дис -хроноза: в одном социальном пространстве сосуществуют люди, фактически живущие в разных темпомирах. Скорость преобразова -ний, социальной мобильности во многом приобретает роль нового социального капитала, который не только определяет более высо кий социальный статус людей, но и выступает индикатором модер -низации, культурных и научных достижений. Однако отмеченные социальные тенденции не универсальны, не приводят к увеличению функциональности всего социума, особенно в части гуманистиче -ской составляющей человеческого капитала. Определенная часть общества не справляется с увеличивающейся скоростью перемен, не успевает осознать последствия социальных изменений, оценить новые вызовы и угрозы.
Социологи, исследующие социаль -ную структуру российского общества, характеризуют ее как остро проблемную. Она свидетельствует о незавершенности модернизации, проявляется в слабости социальных идентичностей, выражается в высокой степени социального рас слоения. Это приводит к разобщенности людей, невозможности сформулировать общие интересы (в рамках различных социальных групп наблюдается большая степень дифференциации подгрупп, воз можно, не имеющих общих интересов), и, как следствие — в невозможности объеди -нения для их эффективного отстаивания. В этой связи сохраняется потребность в «сильном государстве», которое взяло бы на себя функции выражения общих инте ресов1.
Проблема социального управления, осо -бенно в период социальных трансформа ций, занимает одно из центральных мест в социологии. Необходимость прогнозиро вания и управления социальным поведе нием личности в условиях неопределенно -сти резко возрастает. Наиболее актуальной становится поиск новой управленческой парадигмы, ориентированной на пере ход от управленческого рационализма в сторону большей открытости и гибкости по отношению к постоянно меняющимся вызовам внешней социальной среды.
Социальные изменения в значительной степени затрагивают поколение молодых людей, перед которыми стоит комплекс -ная проблема жизненного самоопреде -ления. От того, каким образом решает эту задачу российская молодежь, зависит настоящее и, в большей степени, буду щее нашего общества. Это имеет особое значение в отношении студенчества, чей профессиональный и личностный потен циал формируется во многом институтом образования.
Акцентирование внимания в рамках социологических исследований на про блемы формирования жизненных страте гий молодежи связано как с возросшим многообразием социальных каналов, спо собов вхождения молодежи во взрослое общество, так и с растущим разнообразием форм профессионального образования, с развитием специфического молодежного
1 Горшков М.К., Тихонова Н.Е. и др. Готово ли Российское общество к модернизации? — анали -тический доклад ИС РАН // Общество и эконо -мика, 2010, №5, № 6.
рынка труда и способов трудоустройства молодежи.
В условиях свободы выбора в образова -тельной сфере, увеличения конкуренции в системе образования, коммерциализа -ции образовательной деятельности сосу ществуют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, растет предложение и увеличиваются возможности получения высшего образования, с другой реа лиями свободного рынка труда является достаточно ограниченное предложение вакансий для специалистов с высшим профессиональным образованием наряду с высокими требованиями к опыту и стажу профессиональной деятельности. Растет разочарование молодежи в социальноэкономической востребованности выби раемых ими профессий.
Исследование целевых установок сту -дентов и их инструментальных ценностей дало следующие результаты. В качестве приоритетных жизненных ценностей сту денты называют традиционные ценности, связанные с работой и семейной жизнью (содержание работы, заработок, друзья, удовлетворенность в интимной жизни). Содержание жизни современного студен чества составляет частная жизнь. Попытки выжить и как то упрочить свое положение дополняются активным общением с дру зьями, семейными проблемами, развле -чениями и саморазвитием. Основными ценностями для большей части остаются здоровье, крепкая семья и хорошие дети.
Жизненные стратегии личности пред -ставляют собой динамический комплекс, отражающий ценностно - ориентационный выбор индивида, определяемый оцен -кой условий социальной среды на макро , мезо и микроуровнях с пози ции имеющихся ресурсов для достиже ния жизненных целей. Индивидуальные жизненные стратегии характеризуются сложной структурой, важными элемен -тами которой выступают образователь ный, трудовой компонент, миграцион ные установки, накопление социально коммуникационного капитала, которые реализуются в целерациональной или ценностно рациональной деятельности индивида. В условиях социальной нео пределенности процесс формирования и реализации жизненных стратегий пред ставляет собой пространство риска.
Глобализация дает, с одной стороны, высокую степень свободы выбора инди
виду, но, с другой, обостряет ситуацию неопределенности. Многократно усили -вается влияние множества факторов и условий риска, тем самым усложняется процесс социальной адаптации молодежи в региональном социуме. Нарастает стилевое разнообразие стратегий, меняя в целом социокультурную среду в реги оне. Структура и этапы формирования жизненной стратегии, профессионально мотивационных аттидюдов молодежи напрямую зависят от социальных фак торов и социокультурных изменений. В этой связи возникает потребность опре деления ключевых доминант формирова ния и реализации жизненных стратегий и определения механизмов, направлен ных на снижение влияния деструктивных тенденций.
Главными составляющими жизненных стратегий молодежи являются получе ние качественного образования и освое ние престижной профессии; повышение уровня образования и профессиональной квалификации; обеспечение восходящей социальной мобильности, предполагаю щей потенциальную трудовую миграцию; достижение жизненного успеха с опорой на ярко выраженный индивидуализм.
Профессиональное образование спо собствует социализации молодого поко ления в рыночной среде через формиро вание системы ценностей, содействует вхождению новых поколений в открытое информационное общество и адаптации в условиях глобализации; обеспечивает социальную и образовательную интегра цию, устойчивость жизни регионального социума.
В региональном пространстве наблю дается разрыв между профессиональным определением и потребностями регио нального рынка труда, оценками пре стижности профессий и реальной востре бованностью. Отмечаются тревожные тен денции, связанные с тем, что студенчество не связывает свою профессиональную реализацию с региональным развитием, достаточно четко фиксируется стремле -ние к миграции в мегаполисы.
Само по себе наличие высшего образо вания сегодня уже не является предпосыл кой для успешной самореализации моло -дых людей в региональном пространстве.
В условиях социально- экономической трансформации в современном россий ском обществе в установках работодателей четко фиксируется ориентация на наличие опыта профессиональной деятельности. В условиях повышенной конкуренции, существующей в современном россий ском обществе, наибольшего успеха доби вается тот выпускник, который уже имеет такой опыт. Поэтому студенты изменяют модель достижения жизненных перспек тив путем сокращения усилий, затрачива емых на учебу и получение диплома, пере стающего гарантировать доступ к соци ально привилегированным позициям, в пользу получения профессионального опыта. Данные факты свидетельствуют о том, что произошли существенные изме нения в представлениях молодежи о путях достижения успеха в жизни и факторах, его определяющих. Все это актуализирует потребности концептуального осмысле -ния условий выбора жизненных стратегий студенческой молодежью, исследования вектора изменения профессионально-мотивационных аттитюдов студенчества, что и выступает основной исследователь ской проблемой данной работы. Научное осмысление происходящих изменений в жизненных стратегиях позволять выстро ить эффективную политику в сфере занятости и профориентации молодежи, открывает дополнительные возможности по разработке стратегии развития челове ческого капитала.
Необходима разработка концепции и комплексных программ социально культурного развития студенчества, ори ентированных на устранение разрывов в профессионально-мотивационных аттитюдах и потребностях региональ ного рынка труда. Необходимо опреде лить новые формы трудовой мобиль -ности и говорить о конструировании индивидом собственной повседневности в рамках долгосрочного целеполагания и целереализации. Комплексные про -граммы должны обеспечивать внедрение профессионально мотивационных обра зовательныхтехнологий, развитие системы информационно коммуникативного управления и информационного сопро -вождения целевых программ реализации молодежной политики.