ранения Саратовской области. ИЯЬ: http://minzdrav.saratov.gov.ru/news/index.
рЬр?ЕЬЕМЕЫТ_1П=20403
10. Твердохлеб Л. С врачами мы говорим на одном языке // Сарат. обл. газ. 2012. 2 февр.
11. Богатырев Д. Леди Аспирин // Время. 2012. 5 марта.
12. Предвыборная Программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» «План Путина - достойное будущее великой страны». иИ.Ь: http://www.edinros.ru/rubr.shtml7110099
13. Программный документ партии «Единая Россия» «Россия: сохраним и приумножим!» иИ.Ь: http://old.er.ru/er/text.shtml710/9535j110030
14. Итоги голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4 дек. 2011 г. ийЬ: http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011/itogi/ index.html
15. Итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 г. иИ.Ь: http://www.cikrf.ru/banners/prezident_2012/itogi/index.html
N.E. Timerbulatova Social-Economic Determinants of the Process of Student Life Strategies Formation and Implementation
Issues of the study of youth life strategies are considered. The social factors and conditions that determine life choices are shown. The key areas for the implementation of youth policy on the formation of professional and motivational attitudes of students at the regional level in the context of human capital development are highlighted.
Key words and word-combinations: human capital, life strategies, professional and motivational attitudes, youth policy.
Рассматриваются вопросы исследования жизненных стратегий молодежи. Показаны социальные факторы и условия, детерминирующие жизненный выбор. Выделены ключевые направления реализации молодежной политики по формированию профессионально-мотивационных аттитю-дов студенчества на региональном уровне в контексте развития человеческого капитала.
Ключевые слова и словосочетания: человеческий капитал, жизненные стратегии, профессиональномотивационные аттитюды, молодежная политика.
УДК 316.34/.35 ББК 60.54
Н.Э. Тимербулатова
СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНЧЕСТВА
^Социально-экономические преобразования российского общества вызвали качественные изменения в структуре его ценностных ориентаций. В условиях трансформирующегося общества и непосредственной смены системы общественных отношений, когда базовые социальные институты пере-предмечивают свои взаимодействия, часто сопровождаемые содержательным и структурным изменением основных функций, неизбежно актуализируется проблема социальной адаптации личности к новым условиям ее жизнедеятельности [1, с. 37].
В сфере труда и занятости переход к рын-
13B 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
ку привел к возникновению принципиально новой ситуации в профессионально-трудовых отношениях. В частности, существенно изменились ценности, установки и специфика профессионально-трудовой мотивации российской студенческой молодежи. С одной стороны, состояние экономики расширило границы приложения ее сил и способностей в профессионально-трудовой сфере, а с другой - ценностная значимость труда по получаемой специальности для молодых людей зачастую оказывается невысока.
Акцентирование внимания социологов на проблемах формирования жизненных стратегий молодежи связано как с возросшим многообразием социальных каналов, способов вхождения молодежи во взрослое общество, так и с растущим разнообразием форм профессионального образования, с развитием специфического молодежного рынка труда и способов трудоустройства молодежи [2, с. 88]. В условиях свободы выбора в образовательной сфере, увеличения конкуренции в системе образования, коммерциализации образовательной деятельности параллельно сосуществуют разнонаправленные тенденции. С одной стороны, растет предложение и увеличиваются возможности получения высшего образования, с другой - реалиями свободного рынка труда является достаточно ограниченное предложение вакансий для специалистов с высшим профессиональным образованием наряду с высокими требованиями к опыту и стажу профессиональной деятельности. Как следствие, увеличивается разочарование молодежи в социально-экономической востребованности выбираемых ими профессий, выпускники переходят в отрасли, не связанные с жизненно важными интересами страны, а у многих молодых людей складывается устойчивое мнение о невозможности государства обеспечить им социально-экономическую поддержку [3, с. 82-83].
Само по себе наличие высшего образования не является предпосылкой для успешной самореализации молодых людей в региональном пространстве. Во многом это обусловлено тем, что в установках работодателей четко фиксируется ориентация на наличия у претендентов опыта профессиональной деятельности [4, с. 3-5]. Такое положение детерминирует серьезные изменения в моделях достижения жизненных перспектив студентов. В настоящее время можно выделить уже сложившуюся тенденцию переноса предпринимаемых студенческой молодежью усилий с получения знаний на возможности трудоустройства во время учебы. Получение диплома студенчеством рассматривается лишь как формальность, в связи с тем что он уже не гарантирует доступ к социально успешным позициям.
Результаты социологических исследований фиксируют существенные изменения как в представлениях молодежи о возможностях достижения успеха в жизни, так и факторах, его определяющих [5]. Все это актуализирует потребности концептуального осмысления условий и факторов выбора жизненных стратегий студенческой молодежью, исследование вектора изменения профессионально-мотивационных аттитюдов студенчества, которые для нас выступают основной исследовательской проблемой.
В исследовании факторов формирования жизненных стратегий особое внимание следует уделить аксиологическому подходу, поскольку социальные изме-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 139
нения, происходящие на макро-, мезо- и микроуровнях, радикально изменяют социальный контекст формирования стратегий молодежи, трансформируют ее ценностные ориентации и приоритеты. Научное осмысление происходящих изменений в жизненных стратегиях позволяет выстроить эффективную политику в сфере занятости и профориентации молодежи, открывает дополнительные возможности по разработке стратегии развития человеческого капитала.
Понятие «жизненные стратегии» может рассматриваться как динамическая система рационализированных представлений личности о своей будущей жизни, размещенных в социальном пространстве и времени. Жизненные стратегии представляют собой способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни, ориентирующих и направляющих ее повседневное поведение. Они отражают ценностно-ориентационный выбор индивида, определяемый оценкой условий социальной среды, связаны с личностным управлением жизнедеятельностными ресурсами в течение достаточно длительного времени.
В контексте рационально осуществленного выбора личностные стратегии определяются с учетом актуально складывающихся обстоятельств, имеющихся как средовых, так и персональных ресурсов. Индивидуальные жизненные стратегии характеризуются сложной структурой, важными элементами которой выступают образовательный, трудовой компонент, миграционные установки, накопление социально-коммуникационного капитала. Жизненные стратегии студенческой молодежи формируются в условиях нарастающей неопределенности социокультурной среды, носят преимущественно ситуативный характер. Снижается роль институционализированных структур, и выбор преимущественно определяется не под влиянием социальных институтов, а на основе ситуационных факторов, значимых для каждой конкретной личности в отдельности.
В условиях социальной неопределенности процесс формирования и реализации жизненных стратегий представляет собой пространство риска, в котором действуют разнообразные факторы. К примеру, глобализация предоставляет индивиду высокую степень свободы выбора, но обостряет ситуацию неопределенности, тем самым усложняя процесс социальной адаптации молодежи в региональном социуме. В итоге в социокультурном поле региона нарастает стилевое разнообразие стратегий, меняя в целом привычную социокультурную среду.
В условиях сочетания глобализации и регионализации усиливается региональная дифференциация. Отличаясь своеобразием природных условий, сложившейся специализацией производства, уровнем развития производительных сил, производственной инфраструктуры, регион в то же время характеризуется спецификой социальной структуры и инфраструктуры, а также образа жизни населения. Территориальная дифференциация природных условий составляет естественную основу общественного (территориального) разделения труда, исторически закрепленного, находящего продолжение в своеобразии социальных условий жизни и в социальном облике населения. Пространственные трансформации российского общества как множества социально-территориальных сообществ в социологическом плане рассматриваются через призму ценностных ориентаций и установок населения.
1 4 0 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
Регион представляет собой открытую развивающуюся социальную систему, имеющую географические и административно-территориальные параметры, социально-культурное пространство, особенности образа жизни, идентичности, условий социализации, менталитета и ценностных ориентаций. В этом контексте статусная позиция студенческой молодежи достигается в процессе адаптации и интеграции в конкретном социально-территориальном сообществе, что обусловлено социальной средой, зависящей от социально-экономических, демографических, этнических особенностей, менталитета и степени урбанизиро-ванности регионального социума.
Региональная специфика опосредует стилевое разнообразие стратегий в конкретном социокультурном поле. В этих условиях стиль жизни приобретает новое сущностное содержание как потенциал нового социально-культурного ресурса в контексте развития человеческого капитала, активно применяемого студенческой молодежью при конструировании своих жизненных стратегий. Особенности социокультурного поля определяют противоречия формирования жизненных стратегий - экзогенные (связанные с ценностным выбором в ограниченном социокультурном поле) и эндогенные (связанные с рассогласованностью различных видов стратегий в личностной структуре жизненных стратегий).
Противоречия в структуре смысложизненных ориентаций предопределяют характер взаимодействия с окружающим социальном миром и могут приводить к существенным негативным сдвигам и последствиям. Так, сильное давление на личность со стороны окружающей действительности способно разрушить индивидуальные смысложизненные ориентации, способствовать их подмене «искусственными» социальными эталонами. В этих условиях личность, как правило, выбирает адаптивную стратегию, следствием чего может стать, в частности, и профессиональная стагнация.
Сформированные высокие индивидуальные смысложизненные ориентации профессионального и личностного развития являются ведущим фактором развития человеческого капитала. Процесс формирования индивидуальных смысложизненных ориентаций неразрывно связан со способностью к глубокой рефлексии, с устойчивой сложной структурой мотивации и самоконтроля, что, в свою очередь, обусловливает успешное противостояние неизбежному давлению со стороны окружающей действительности, в том числе в сфере профессиональных отношений [6, с. 5-9].
Профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта. Социальные отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности человека, опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи, стимулируют развитие личности. Личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, предопределяют, в свою очередь, отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни и связаны с его статусной позицией в обществе.
Идеал является определяющим фактором, оказывающим влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор сферы приложения собственных сил. Призвание человека представляет собой одно из важнейших экзистенциальных переживаний, отражающих реалистичность предпринятых
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 141
усилий в контексте сознательного выбора, а также склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения (т.е. мотивационной установки) в горизонте времени.
Ориентация на определенные профессии у молодых людей складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию профессиональной ориентации молодежи способствует также стремление к самовыражению и самоутверждению. Для выявления условий и факторов, определяющих жизненные стратегии студенческой молодежи, обнаружения региональной специфики формирования профессионально-мотивационных аттитюдов было проведено авторское социологическое исследование. В качестве ключевых идентификационных критериев, определяющих тип жизненной стратегии, были выделены: степень субъек-тности в системе социальных отношений, уровень адаптированности внешнему изменяющемуся социальному контексту, устойчивость диспозиции личности. В исследовании тенденций изменения профессионально-мотивационных аттитюдов важным приставлялся эмпирический анализ на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Опрос проводился 2009-2010 гг. среди студентов саратовских вузов, было опрошено 512 человек.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что для значительной части молодежи мотивацией трудовой деятельности является удовлетворение насущных жизненных потребностей, в частности материальная независимость, потребность в самоуважении и престиже. Работа как способ получения материальной независимости, как стремление заработать деньги стабильно остается на первом месте. Вместе с тем повысилась роль следующих мотивов: получить опыт работы для дальнейшего трудоустройства (с 28 до 46%), как можно раньше начать профессиональную карьеру (с 18 до 27%), поскольку сейчас это основное требование работодателей. Студенты предпочитают сразу устраиваться на такую работу или в ту сферу деятельности, в рамках которой они планируют дальнейшую карьеру и профессиональный рост. Таким образом, намечается тенденция смены отношения к работе в студенческой среде - от средства заработка к способу повышения конкурентоспособности.
Каждое общество вырабатывает своеобразное видение будущего и механизмы социального управления. Соответственно, продуцируется специфический подход к студенческой молодежи, к тем социальным ролям, которые ей необходимо освоить. Наиболее эффективным является тонко сориентированное, так называемое «резонансное» регулирующее, корректирующее общественное воздействие на студенческую молодежь [7].
Государственная молодежная политика в регионе должна строиться на основе программно-целевого подхода, направленного на развитие человеческого капитала регионального сообщества. Комплексные программы должны основываться не только на концептуальном осмыслении образа жизни студенческой молодежи с позиции мультипарадигмальности, но и обеспечивать тесную связь на методологическом, специально-теоретическом и эмпирическом уровнях. Важной представляется направленность на внедрение профессионально-мотивационных образовательных технологий, развитие системы
1 4 2 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
В.М. Смирнова
информационно-коммуникативного управления и информационного сопровождения реализации целевых программ молодежной политики.
Библиографический список
1. Бегешолд Д. Социальное неравенство и социология стиля жизни: Материальные и культурные аспекты социальной стратификации // Реферативный журнал. Сер. 11. 2002. № 3. С. 37-40.
2. Осадчая ГИ. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 88-94.
3. Константинова Е.Б. Методические основы изучения жизненных стратегий молодежи // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования. Екатеринбург, 2006. Ч. 1.
4. Большов В.Б. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2007.
5. Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 43-48.
6. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи. М., 2002.
7. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 56-63.
V.M. Smirnova Formation of the Auto-Psychological Competence of Graduate Students
The problem of graduates' auto-psychological competence formation is stated. Stages of experimental work on the implementation of auto-psychological competency model for agricultural academy students are described.
Key words and word-combinations: auto-psychological competence, a model of students' auto-psychological competence formation.
Ставится проблема формирования аутопсихологической компетентности выпускников высшей школы. Дается описание этапов экспериментальной работы по внедрению модели формирования аутопсихологической компетентности у студентов сельскохозяйственной академии.
Ключевые слова и словосочетания: аутопсихологическая компетентность, модель формирования аутопсихологической компетентности студентов.
УДК 378:159.9:370 ББК 74.58+88.40
В.М. Смирнова
ФОРМИРОВАНИЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
С
оциальный запрос на высокий профессионализм и компетентность выпускников высших учебных заведений выразился в предъявляемой системе требований к личности специалиста. От него требуется продуктивно относиться к своим собственным ресурсам и возможностям, уметь их объективно оценивать и эффективно использовать с целью достижения успеха в профессиональной деятельности, реализовывать способности к саморазвитию, проявлять гибкость и уме-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 143