Научная статья на тему 'Жизнь и творчество Пань Юэ в контексте его «Оды о губном оргáне»'

Жизнь и творчество Пань Юэ в контексте его «Оды о губном оргáне» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пань Юэ / государственная служба / ученое уединение / стихи и оды / тема скорби об умерших / Pan Yue / government service / scholarly seclusion / poems and fu / theme of mourning for the deceased

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семененко Иван Иванович

Цель исследования – определить основные особенности жизненного пути и литератур-ного творчества одного из наиболее крупных китайских поэтов второй половины III в. н. э. Пань Юэ. В статье рассматриваются биография этого автора по ее периодам и этапам, тематика и своеобразие написанных им произведений разных традиционных жанров, историческая судьба и значение его литературного наследия. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной синологии жизнь и поэзия Пань Юэ становятся предметом конкретного комплексного изучения: дается подробная периодизация биографии, приводится тематическая классификация произведе-ний, анализируются связанные с ними дискуссии в китайской традиции, раскрывается ключевое значение «Оды о губном оргáне» Пань Юэ для понимания его мировосприятия, творчества и жиз-ненных коллизий. В результате исследования установлены основные периоды и этапы в биографии Пань Юэ; объяснена противоречивость в традиционных оценках стихов поэта; определена основная тематика его произведений с центральной в ней темой скорби об умерших; выяснено эстетическое значение в творчестве Пань Юэ категории «печали» как средства восстановления гармонии и жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life and creative work of Pan Yue in the context of his “Rhapsody on the Mouth Organ”

The research aims to determine the main characteristics of the life and literary works of one of the most prominent Chinese poets of the late 3rd century CE Pan Yue. The paper examines the biography of the author in its various periods and stages, the themes and uniqueness of his works in different tradi-tional genres, as well as the historical fate and significance of his literary legacy. The scientific novelty of the research lies in the fact that it is the first time in Russian Sinology that the life and poetry of Pan Yue become the subject of a specific and comprehensive study: a detailed periodization of his biography is pro-vided, a thematic classification of his works is presented, the related discussions in Chinese tradition are analyzed, the key importance of Pan Yue’s “Rhapsody on the Mouth Organ” for understanding his worldview, creative work and life conflicts is revealed. As a result of the research, the main periods and stages in Pan Yue’s biography have been established; the contradictory nature of traditional evalua-tions of the poet’s verses has been explained; the main themes of his works with the central theme of mourning for the deceased have been identified; the aesthetic significance of the category of sorrow in Pan Yue’s literary works as a means of restoring harmony and life has been clarified.

Текст научной работы на тему «Жизнь и творчество Пань Юэ в контексте его «Оды о губном оргáне»»

i rpomÔTQ

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2023. Том 16. Выпуск 11 | 2023. Volume 16. Issue 11

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Жизнь и творчество Пань Юэ в контексте его «Оды о губном органе»

Семененко И. И.

Аннотация. Цель исследования - определить основные особенности жизненного пути и литературного творчества одного из наиболее крупных китайских поэтов второй половины III в. н. э. Пань Юэ В статье рассматриваются биография этого автора по ее периодам и этапам, тематика и своеобразие написанных им произведений разных традиционных жанров, историческая судьба и значение егс литературного наследия. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной синологии жизнь и поэзия Пань Юэ становятся предметом конкретного комплексного изучения дается подробная периодизация биографии, приводится тематическая классификация произведений, анализируются связанные с ними дискуссии в китайской традиции, раскрывается ключевое значение «Оды о губном органе» Пань Юэ для понимания его мировосприятия, творчества и жизненных коллизий. В результате исследования установлены основные периоды и этапы в биографии Пань Юэ; объяснена противоречивость в традиционных оценках стихов поэта; определена основная тематика его произведений с центральной в ней темой скорби об умерших; выяснено эстетическое значение в творчестве Пань Юэ категории «печали» как средства восстановления гармонии и жизни.

EN

Life and creative work of Pan Yue

in the context of his "Rhapsody on the Mouth Organ"

Semenenko I. I.

Abstract. The research aims to determine the main characteristics of the life and literary works of one of the most prominent Chinese poets of the late 3rd century CE Pan Yue. The paper examines the biography of the author in its various periods and stages, the themes and uniqueness of his works in different traditional genres, as well as the historical fate and significance of his literary legacy. The scientific novelty of the research lies in the fact that it is the first time in Russian Sinology that the life and poetry of Pan Yue become the subject of a specific and comprehensive study: a detailed periodization of his biography is provided, a thematic classification of his works is presented, the related discussions in Chinese tradition are analyzed, the key importance of Pan Yue's "Rhapsody on the Mouth Organ" for understanding his worldview, creative work and life conflicts is revealed. As a result of the research, the main periods and stages in Pan Yue's biography have been established; the contradictory nature of traditional evaluations of the poet's verses has been explained; the main themes of his works with the central theme of mourning for the deceased have been identified; the aesthetic significance of the category of sorrow in Pan Yue's literary works as a means of restoring harmony and life has been clarified.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена потребностями современного синологического литературоведения в комплексном и систематическом изучении литературного процесса, относящегося к различным периодам исторического развития Китая. Одним из таких периодов является китайское раннее Средневековье, или эпоха Шести династий Лючао Л^Л (III-VI вв.), подготовившая высший подъем китайский поэзии в эпоху Тан ® (VII-X вв.). Многие ведущие литераторы эпохи Лючао стали заметными вехами в продвижении литературы к этому подъему. Одним из них был поэт второй половины III в. Пань Юэ, воплотивший в своем творчестве не только типичные, но и новые явления в поэзии того времени. Уже с эпохи Тан он, по существу, обретает статус классика и становится родоначальником отдельного жанра «стихов о плаче по усопшей [жене]», получившего большое распространение в китайской средневековой лирике. Таким образом, исследование его биографии и произведений представляется совершенно необходимым для понимания литературного процесса в эпохи Лючао и Тан.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20230576

© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть биографические сведения о Пань Юэ и на их основе составить подробную периодизацию его биографии;

- проанализировать литературное наследие этого автора и определить основную тематику относимых к нему произведений;

- выяснить круг вопросов, встающих при изучении жизни и творчества Пань Ю, и значение его «Оды о губном органе» для их понимания.

С целью выполнения поставленных задач в работе используется комплексный подход с применением описательного, культурно-исторического, историко-типологического, герменевтического методов исследования, необходимых для рассмотрения исторической эпохи, в которой жил Пань Юэ, реконструкции биографии поэта, выяснения особенностей поэтического творчества этого автора и интерпретации его произведений.

Материалом для исследования послужили следующие издания:

• Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 -ти т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2008. Т. 3. Литература. Язык и письменность.

• Ancient and Early Medieval Chinese Literature. A Reference Guide: in 3 parts / ed. by D. R. Knechtges, T. Chang. Leiden - Boston: Brill, 2010. Part One.

• SS^nftKffi. да-Н: 2002^ (Ван Цзэнвэнь. Собрание сочинений придворного советника Пань Юэ со сверкой и коммент. Чжэнчжоу: Древняя литература Чжунчжоу, 2002).

• ЖЙР. А^: 2005^ (Дун Чжигуан. Собрание сочинений Пань Юэ со сверкой и коммент. Тяньцзинь: Древняя литература, 2005).

• / Лм: ФФ^М, 1974 Ш£® (Книга Цзинь: в 10-ти т. / сост. Фан Сюаньлин и др. Пекин: Чжунхуа, 1974. Т. 5).

• / ШШ&, ФШШ. Лм: Ш&ЕР-Ш, 1959 Ш~Ш (Литературный изборник: в 2-х т. / сост. Сяо Тун, коммент. Ли Шаня. Пекин: Коммерческое издательство, 1959. Т. 1).

Теоретическую базу исследования составляют работы по поэтике, риторике и эстетике (Лосев, 1960; Бахтин, 1975; Лихачев, 1979; Аверинцев, 1996; Курциус, 2021; Ш№Ш, 2018), а также по классической китайской литературе (Алексеев, 2002; Конрад, 1977; Позднеева, 2011; Owen, 2006; ЩШШ, 2017).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы и выводы статьи в создании монографий, учебников и преподавании курсов по классической китайской поэтике и истории литературы.

Обсуждение и результаты

Биографические сведения об авторе Пань Юэ ЖЙ, по второму имени Аньжэнь (247-300 гг.), традиционно относившийся по месту происхождения своих предков к уезду Чжунмоу ф^округа Синъян (провинция Хэнань), был уроженцем расположенного к западу от Чжунмоу уезда Гун%, где проживала со времени поколения его отца их семья. Его дед Пань Цзинь ЖЛ и отец Пань Пи ЖЙбыли достаточно видными чиновниками, возглавлявшими «округа» ирюнь

Пань Юэ "^^^ШМШ, 0 в^^Шж -о» " 1974, с. 1500) / «с детства славился незаурядными спо-

собностями и прозывался в родной деревне необыкновенным ребенком...» (здесь и далее, за исключением специально оговоренных случаев, перевод автора статьи. - И. С.). Он также отличался необычайно красивой внешностью и великолепными манерами, благодаря чему стал одним из нарицательных имен красавца в китайской традиции. О том, как им увлекались женщины, в источниках приводится, например, такое сообщение, относящееся к пребыванию поэта в Лояне в начальный период его чиновничьей службы: ЖИМ, 1974, с. 1507). / «В молодые годы [Пань Юэ]

часто ездил с рогаткой под мышкой по дороге в Лояне, и встречавшиеся на пути женщины, взявшись за руки, окружали его и бросали ему фрукты, после этого [он] возвращался домой на полной фруктами повозке».

Будучи двенадцатилетним подростком (здесь и далее возраст указывается по его традиционному для китайцев счету с добавлением одного года), он познакомился с известным цзиньским генералом Ян Чжао ШШ (? - 275 г.), который тогда же помолвил с ним свою дочь, Ян Жунцзи Ш^Ш (249-289 гг.). Сам брак между ними, имевший блестящие последствия для китайской литературы, был заключен позднее, в 274 г., когда разжалованный за неудачное сражение генерал жил затворником дома.

Жизнь Пань Юэ начиналась еще в период Троецарствия (220-280 гг.), в царстве Вэй Ш, но в 265 г. в результате узурпации власти в Вэй и разгрома царства Шу Щ полководческий род Сыма основывает империю Цзинь или, как она позднее будет названа, Западную Цзинь Ш® (265-317 гг.), и поэт вместе со всей семьей переезжает в округ Ланъя ЛЖ на время службы там своего отца, ставшего тогда управляющим нэйши этого места.

Где и у кого Пань Юэ получил образование, в источниках не сообщается, но уже к двадцатилетнему возрасту, т. е. к 266 г., когда он жил в Ланъя, им были написаны «Ода об охоте на фазанов» «Шэ чжи фу» <ВДШШ) , включенная в классическую антологию Сяо Туна ШШ «Литературный изборник» «Вэнь сюань» (VI в. н. э.), и «Ода о синем море» «Цан хай фу» ((^ШШ) , отражавшие особенности обычаев и географическое положение этих мест.

В том же году он поступил на службу в ведомство министра общественных работ сыкун и был избран «выдающимся талантом» сюцай Щ^, т. е. включен в категорию ученых, предназначенных для занятия государственных должностей.

Таким образом, к достигнутому Пань Юэ совершеннолетию, которым в Китае с древности обычно признавался возраст в двадцать лет, уже вполне определились основные сферы всей его будущей деятельности, типичные для образованных людей того времени: частная, включавшая семейную, жизнь, литературное творчество и государственная служба. Здесь следует заметить, что поэт, будучи одним из выдающихся авторов ранне-средневекового Китая, по указанным выше трем сферам различно оценивается в последующей традиции, в том числе и в работах современных китайских ученых, причем эти оценки колеблются от полной идеализации до весьма суровой критики. Исходным источником большинства нареканий становится его чиновничья карьера.

Он и сам относился к ней не без иронии. Его карьера складывалась весьма неровно, даже прерывисто, и когда ему исполнилось пятьдесят лет, т. е. когда, по словам Конфуция, познается «воля Неба», поэт в написанной им в 296 г. «Оде о привольной жизни» «Сянь цзюй фу» ((ЙёШ) , подводя предварительный итог своей службы за тридцать лет, характеризовал ее так: ЗШН

ЩВ^" (^й, 1959, с. 322). / «С тех пор как слабому юноше шапку впервые надели (имеется в виду ритуал надевания шапки при достижении совершеннолетия. - И. С.) и вплоть до тех лет, когда понял уже человек весь смысл своей жизни и волю Небес, я восемь раз службу менял и раз был допущен к дворцовому входу, и далее дважды меня увольняли, раз вычеркнули мое имя из списков, раз я не откланялся даже, когда был назначен, и трижды я был с повышением по службе на новую переводим. И это все...» (перевод В. М. Алексеева (2006, с. 223)).

Формально карьера Пань Юэ определялась, во-первых, чередованием самой службы с частной жизнью в отставке и, во-вторых, сменой места, где он служил - в центральном правительстве или провинции. Конечно, много значило продвижение по служебной лестнице. Не менее важным был также содержательный, философский аспект, ибо для конфуцианского ума Пань Юэ находиться в отставке, частная жизнь «разжалованного» или добровольно ушедшего в простолюдины, «народ» миньй чиновника тоже становились видом государственной службы, как он писал в той же, процитированной выше оде:

Ш" (^й, 1959, с. 323). / «"Сыновняя религия! Она религия и есть! И если я дружу как следует и с тем, и с этим братом", то "это все и будет той правительственной службой", которая приличествует тем, кто из неприспособленных» (Алексеев, 2006, с. 224) (нами добавлены кавычки, отсутствующие в переводе. - И. С.). Словами «сыновняя религия» В. М. Алексеев переводит иероглиф сяо Ф «сыновняя почтительность», обозначающий одну из важнейших добродетелей конфуцианства, и в данном случае он дает аллюзию на высказывание Конфуция в «Лунь юе», цитирующего «Канон преданий» «Шу цзин» (2.21). Для человека, стремящегося соответствовать конфуцианскому идеалу «благородного мужа» цзюньцзы Щ^, уход в отставку и частная жизнь не могут не означать возможность нравственного самосовершенствования как публичного акта, оказывающего положительное воздействие на государство и общество. Об этом см., например, в «Мэн-цзы», 6.3, 9.7, 13.9 (Мэнцзы в новом переводе ..., 2016, с. 408). Метафизическую глубину в отношения Пань Юэ с официальным миром вносило также даосское в своей основе «учение о сокровенном» сюань сюэ которое тогда получило широкое распространение в цзиньском обществе и не только повлияло на поэта, как и на многих других литераторов и ученых того времени, но и составляло органическое единство с его конфуцианскими взглядами.

По этим причинам государственная служба оказывается нерасторжимо связанной со всей жизнью Пань Юэ и является ведущим критерием ее периодизации. В ней можно схематически выделить несколько периодов и этапов:

I. Жизнь в семье до совершеннолетия (247-266).

II. Первые двадцать лет службы (266-287).

1. Начало и застойные годы в придворной карьере (266 - 278/282).

2. Увольнение и затворничество в родных местах (278/282 - 282).

3. Служба в качестве главы уездов (278/282 - 287).

III. Средний период службы: в череде назначений и отставок (287-297).

1. Служба при дворе (287-289).

2. Увольнение со службы (289).

3. Служба при дворе (290-291).

4. Разжалование в простолюдины (291).

5. Служба в качестве главы Чанъани (292-295).

6. Отказ от службы и ученое «отшельничество» (295/296 - 297).

IV. Последние годы придворной службы перед казнью (297-300).

В этой схеме косой чертой разделяются альтернативные даты, предлагаемые в различных источниках и исследованиях по биографии Пань Юэ. В нескольких других местах тоже встречаются несовпадения в датировке, но, в отличие от помеченных случаев, нами здесь выбраны одни из наиболее вероятных вариантов.

Период II, уже чиновничий, в отличие от периода I, характеризовался для Пань Юэ удачным началом, но не совсем успешным продолжением. Получив официальное приглашение от императорского двора, поэт, выходец из средних слоев чиновничества, удостаивается хотя и незначительной, но все же относительно перспективной должности помощника министра общественных работ сы кун юань однако ожидания

не оправдываются, и те должности, которые он затем занимает, такие, например, как помощник военного министра тай вэй юань ЖШй и др., никак особенно не повышали его должностного статуса. Династийная

история «Книга Цзинь» объясняет это завистью к нему других чиновников:

(Ж^, 1974, с. 1502). / «Пань Юэ по таланту и славе превосходил современников, и многие ему завидовали, в результате чего в течение десяти лет препятствовали [его] [продвижению по службе]». Для поэта, чьим «стремлением» чжи ¿как «благородного мужа» было «добиваться [славных] достижений и совершать [выдающиеся] дела» «ли гун ли ши» о чем он писал в «Оде о привольной жизни» (Хй, 1959, с. 321), такая ситуация представлялась удручающей: (Ж^, 1974, с. 1502). / «...обладая талантом, он печалился о том, что не осуществляет своего стремления».

Отсюда традиция предлагала ему два выхода: отказаться от государственной службы, ограничиться обычным сельским трудом и общением с семьей и друзьями в природном окружении, ставя во главу угла духовное самосовершенствование, либо сменить малозначащую службу при дворе на службу в провинции с надеждой добиться в ней успехов, благодаря которым он мог бы вернуться ко двору и реализовать свои конфуцианские амбиции. Пань Юэ последовательно воспользовался обеими этими возможностями.

Свое желание обратиться к первой из них он выразил в «Оде об осеннем вдохновении» («Цю син фу» «^^Й» ), написанной им в 278 г. В ее заключительной части поэт представляет, как займется в родных местах сельскохозяйственным трудом «на жирных угодьях» и по заветам Чжуан-цзы (369-286 гг.) обретет полное единство с природой: "......йШШ^ЩЩ- Й^^ЛИ^Щ" (Хй, 1959, с. 270). / «Я ку-

паюсь в текучей, текучей воде, да, в ней любуюсь вертляво плывущею в ней бродячей мелкотою рыб. Все брожу я и блуждаю по холмам да по рекам: на свободе, на просторе, от людей и мира прочь» (Алексеев, 2006, с. 231).

В отношении дальнейших действий поэта приводятся разные версии. По одной, наиболее распространенной, он в том же 278 году, согласно философскому посылу оды, уходит со службы и поселяется недалеко от своего родного дома в горах Тяньлиншань ARl, ведя там затворническую жизнь на лоне природы инь цзюй Rig (^РЖ, 1986, с. 199; I^X, 1997, с. 27; ^ftfLl, 2010, с. 58; Ancient and Early Medieval Chinese Literature, 2010, p. 699). Но высказывается и другая версия, в соответствии с которой поэт прибегает к такому затворничеству гораздо позднее, в 282 г., сразу после смерти своего начальника и патрона, военного министра и первостепенной важности государственного деятеля цзиньской империи Цзя Чуна (217-282 гг.) (Шж$П, 1985, с. 704) в связи с необходимостью соблюдать траур по нему 2018, с. 97). Исследователи биографии поэта

сильно расходятся и в определении продолжительности его отставки: от одного-двух месяцев в 278 или 282 г. (ЙЙЙ, 2010, с. 58; 2014, с. 32; 2018, с. 97) до четырех и более лет, т. е. с 278 до 282 г., а то и еще

до более позднего срока (^РЖ, 1986, с. 202; Ancient and Early Medieval Chinese Literature, 2010, p. 699).

Но сколько бы затворничество ни длилось, важно, что Пань Юэ не удовлетворяется им и возобновляет свою чиновничью службу, причем уже не в столице, а в провинции, и на уровне уездного главы, последовательно возглавив два уезда, сначала - Хэян МИ, затем - Хуай ff. Эта служба продолжалась, по разным данным, от пяти до восьми лет, т. е. была намного более продолжительной, чем большинство других назначений поэта. Вместе с тем он пошел на нее вынужденно и, несомненно, предпочел бы ей придворную карьеру, но по-прежнему столкнулся с противодействием чиновников центрального правительства, ведавших подбором чиновничьих кадров и поэтому, уже отправляясь служить в уезд, осмеливается высмеять их в яо или тун яо «отроческой песенке» Ж®, представляющей своеобразную древнекитайскую частушку. Об этом в «Цзинь шу» читаем: "Wl^blil^ -

(Ж^, 1974, с. 1503). / «В то время заместитель начальника императорской канцелярии Шань Тао, руководитель министерства по назначениям Ван Цзи, Пэй Кай и другие пользовались благосклонностью императора У-ди, а Пань Юэ в душе не считал это правильным и тогда написал песенку яо под названием "В галерее кабинета": "В восточной части галереи кабинета находится огромный вол. Ван Цзи крепит на нем хомут, Пэй Кай прилаживает упряжь, Хэ Цяо погоняет, не давая отдохнуть"». Здесь под «волом» имеется в виду Шань Тао (205-283 гг.), известный «славный муж» мин (так назывались тогда те, кто в своем боль-

шинстве выступали носителями «учения о сокровенном»), в прошлом один из членов знаменитого содружества литераторов «Семь достойных из бамбуковой рощи» («Чжу линь ци сянь» ставший в цзиньской импе-

рии могущественным сановником, определявшим какое-то время ее кадровую политику; он, как и другие упомянутые с ним лица, тоже «славные мужи», находился в политическом противостоянии с патроном Пань Юэ -Цзя Чуном. Таким образом, неудачи в придворной службе Пань Юэ имели своей причиной не только личную, но и политическую подоплеку: борьбу различных придворных группировок (йЙЙ, 2011; 2018, с. 24).

Уже возглавляя уезды, Пань Юэ пишет два поэтических цикла по два стихотворения - «Написал два стихотворения в уезде Хэян» («Хэян сянь цзо эр шоу» ) и «Написал два стихотворения в уезде Хуай» («Цзай Хуай сянь цзо эр шоу» ), в которых прослеживаются несколько основных мотивов: скрытое за формальным самоуничижением недовольство своим низким периферийным назначением, желание со всей ответственностью выполнять обязанности главы уезда и надежда на возвращение к службе при дворе.

В соответствии с этой настроенностью Пань Юэ, уйдя служить в провинцию, "Ш^ЙШ" (Ж^, 1974, с. 1503) / «прикладывал большие усилия к тому, чтобы добиться достижений в управлении». Так, в связи с тем, что он во время своей службы в Хэяне способствовал массовой посадке в уезде фруктовых деревьев, о нем стал известен, выражаясь современным языком, мем, определяющий его как «главу уезда цветов» («хуа сянь лин» Жй^). А когда, управляя уездом Хуай, написал доклад двору об устранении недостатков в содержании «постоялых

дворов» кэ которые "Ж^ШЛ, ffffit^, ......" (Ж^, 1974, с. 1502) / «... гнались

за мелкой выгодой, отказывались от земледелия, и на них в большом количестве собирались злодеи, распутники и беглецы, нарушались законы.», то "ВДйЛ^" / «двор ему последовал».

В результате Пань Юэ добивается своей цели и в 287 г. переводится на службу при дворе: назначается порученцем ведомства доходов (шан шу ду чжи лан Й^Й^^), а в 289 г. - советником судебного ведомства (тин вэй пин йШ№), но с этого последнего поста его вскоре за какой-то «служебный проступок» (гун ши увольняют 1974, с. 1503). Так начинается средний период в чиновничьей карьере поэта, когда он зани-

мает более высокие, чем в предыдущий период, должности, но пребывание на них становится, как правило, короче, а сами назначения непрерывно чередуются с отставками. Это был своего рода этап развития действия перед кульминацией и развязкой в жизненной драме Пань Юэ. На следующий год после увольнения из судебного ведомства, в 290 г., он привлекается «великим наставником» (тай фу Ян Цзюнем ШШ (? - 291 г. н. э.), тестем цзиньского императора У-ди йфСыма Яня ЩЦ^ (236-290 гг.), к себе на службу в качестве секретаря (тай фу чжу но уже в следующем году после смерти У-ди главная жена его унаследовавшего трон

слабоумного сына, императора Хуэй-ди Йф (259-307 гг.), императрица Цзя-хоу ™й(257-300 гг.), с целью захвата власти в империи организует убийство Ян Цзюня, а также казнит его родственников и подчиненных. Пань Юэ избегает казни только благодаря помощи одного из своих друзей: "Й,

(№ 1974, с. 1503). / «Ранее Гунсунь Хун из Цяо в молодости был одинок и беден, трудился на арендованном поле в Хэяне, искусно играл на лютне и преуспевал в написании литературных произведений. Когда Пань Юэ стал главой [уезда] Хэян, то полюбил его талант и мастерство и относился к нему очень по-доброму. Ко времени [казни Ян Цзюня] Гунсунь Хун стал главным помощником чуского принца Вэя (одного из основных участников в заговоре против Ян Цзюня. - И. С.) и обладал властью казнить и миловать. В то время всех, кто служили делопроизводителями у Ян Цзюня, должны были осудить как его соучастников, и секретаря того же учреждения Чжу Чжэня уже казнили. Пань Юэ в тот вечер по какому-то срочному делу не находился на службе, и Гунсунь Хун сказал [чускому принцу] Вэю, что он был временным чиновником, поэтому ему удалось спастись». Вместо казни Пань Юэ был уволен и вообще «вычеркнут из списка» чиновников, разжалован в простолюдины.

Но опала оказалось недолгой и в следующем, 292 г., он был назначен главой уезда и бывшей древней столицы Китая - Чанъани, находившихся гораздо дальше от его родных мест и Лояна, чем уезды, в которых ему раньше приходилось служить. Этот этап в биографии поэта знаменовался с самого начала тем, что в итоге поездки с семьей к своему месту службы им было создано одно из его наиболее значительных произведений -«Ода о путешествии на запад» «Си чжэн фу» «ШЩЙ)) («запад» в ее названии подразумевает Чанъань, находящуюся на западе от Лояна). В «Цзинь шу» дается краткая характеристика этой оды: "......

ШаШ'Ш^^М" 1974, с. 1504). / «.[в ней он] рассказал о людях, делах, горах и водах [тех мест], мимо

которых проезжал; ее стиль ясен, идеи глубоко продуманы, [но поскольку] обильна словами, [здесь] не приводится». «Ода о путешествии на запад» вызывает такой большой интерес у китайских исследователей, что по количеству посвященных ей статей (^ММ, 2018; Й^^, 2019; 2022), пожалуй, может конкури-

ровать с самым известным произведением Пань Юэ - «Стихами о плаче по усопшей» (о нем см. ниже). Она относится к разновидности «путевых од» цзисин фу Й^ТЙ, возникших еще в эпоху Хань и отличающихся соединением маршрута с историей, что предусматривает сочетание реального описания различных географических пунктов с рассмотрением и оценкой связанных с ними исторических событий. Маршрут был продолжен осмотром Чанъани и ее окрестностей, совершенным Пань Юэ уже после того, как он приступил к выполнению обязанностей градоначальника. В этой «большой оде» да фу АЙ, насчитывающей более 5000 иероглифов, охватывается огромный промежуток времени - со второго тыс. до н. э. до 90-х гг. III в. н. э. и упоминается более 70 исторических мест, свыше 140 исторических лиц, несколько десятков исторических событий, приводятся 200 с лишним аллюзий на письменные источники. Прибегая к различным стилистическим приемам -дескрипции, нарративу, рассуждению и лиризму, Пань Юэ говорит о своей приверженности конфуцианским принципам политики и морали, выражает готовность следовать им на посту руководителя вверенного ему уезда и города, высказывает личную преданность императорскому двору и косвенно критикует моральные изъяны властей того времени. Он стремится сделать блестящую карьеру, но в то же время полностью осознает, насколько это опасно для его жизни. Отсюда возникает и главная проблема, поставленная в оде: как совместить «жизнь» шэн ^и «положение» вэй которые Пань Юэ признает, с аллюзивной ссылкой на конфуцианский «Канон перемен», «величайшими сокровищами» да бао для человека (^й, 1959, с. 197). Он так эту проблему и не смог решить в оставшийся уже небольшой отрезок своего жизненного пути.

Но в тот момент двор снова обратил на него внимание, и поэту в 295 или 296 г. был предложен пост «эрудита» боши в столичной Высшей школе Тайсюэ (й#Ш, 2014, с. 34; 2018, с. 138), т. е. его снова прибли-

жали к центральной власти и придворной службе. На этот раз он, еще не приступив к выполнению своих обязанностей на новой должности, ушел в отставку по причине болезни своей матери, чтобы посвятить себя заботе о ней как сын, в полной мере наделенный добродетелью сыновней почтительности. Правда, к данному решению его могли подтолкнуть и некоторые другие личные и внешние обстоятельства 2018, с. 137-138).

Так начался следующий этап в жизни Пань Юэ, вне государственной службы, когда он поселился вместе с семьей на берегу реки Ло в границах Лояна вблизи сельской местности и стал уже во второй раз, занимаясь сельскохозяйственным трудом, «жить в уединении» ученым «отшельником» инь цзюй Вйё, вести «привольную жизнь» сянь цзюйШШ, в общении с родными и друзьями. По крайней мере, таким он изображает свое бытие в написанной им тогда (и уже цитированной нами ранее) «Оде о привольной жизни». Но частная жизнь поэта была весьма активной и носила публичный характер. Видимо, именно в этот период он стал

членом и ведущей фигурой литературного салона «Двадцать четыре друга» «Эр ши сы ю» создан-

ного племянником императрицы Цзя-хоу, всесильным сановником Цзя Ми (? - 300 г. н. э.). В нем участвовали многие известные литераторы, среди них Пань Юэ был особенно дружен с Ши Чуном (249-300 гг.), одним из самых богатых людей того времени, устраивавшим на своей огромной загородной усадьбе под названием «Золотая долина» «Цзинь гу» ^^многочисленные поэтические собрания, на которых гости совершали прогулки, пировали, музицировали, создавали стихи. От тех встреч среди произведений Пань Юэ сохранилось одно стихотворение под названием «Стихи, написанные для собрания в "Золотой долине"» («"Цзинь гу" цзи цзо ши» ), которое было включено в «Литературный изборник».

Пань Юэ, как и многие другие участники «Двадцати четырех друзей», стремился заручиться поддержкой Цзя Ми для продвижения своей карьеры. Например, стараясь ему угодить, по его поручению поэт писал от имени Цзя Ми различные произведения. К наиболее известным из них относится «Послание Лу Шихэну, написанное от имени Цзя Ми» в 296 г. «Вэй Цзя Ми цзо цзэн Лу Шихэн» ((Л™й#!1в№±Ш) , в котором Пань Юэ унижал не менее прославленного, чем он, тоже члена «Двадцати четырех друзей», поэта Лу Цзи (по второму имени Шихэна (261-303 гг.)), или составленный им для Цзя Ми позднее, в 298 г., доклад трону «Предложение о границе [эпохи] Цзинь» «Цзинь сянь дуань и» ((ЖРЙКШ) , касающийся определения того, с какой эры начинать историю цзиньской империи. В принципе, такое написание «от имени» тогда вполне соответствовало литературному этикету и являлось распространенной практикой. Но это привело Пань Юэ в конце его жизни к прямому подлогу.

Последний, четвертый период в биографии поэта продолжался всего несколько лет и характеризовался тем, что он ежегодно повышался по службе, занимая все более видные и престижные должности: в 297 г. он назначается составителем государственной истории чжу цзо лан в 298 г. - заместителем начальника

верховой охраны дворца сань ци ши лан в 299 г. - советником императорского двора цзи ши хуан

мэнь ши лан Это была своего рода кульминация не только в чиновничьей карьере, но также

в жизни и творчестве Пань Юэ, завершившаяся развязкой - его казнью в 300 г. В ней с карьерным ростом совместились очень разные события: в 298 г. умирает его жена через 24 года их супружеской жизни, в 299 г. им создается несколько посвященных ее смерти тренодических произведений, ставших вершиной в лирике поэта, и в конце того же года он по принуждению императрицы Цзя-хоу, решившей избавиться от наследного принца Сыма Юя ^ (278-300 гг.), пишет черновик документа, якобы написанного самим принцем, посягающим на императорскую власть своего отца. Затем одурманенного вином Сыма Юя заставляют переписать черновик, показывают эту подделку императору, и наследника подвергают разжалованию, а в следующем году убивают. Но узурпаторские амбиции Цзя-хоу возбуждают против нее других принцев - членов императорского рода, и один из них, чжаоский принц Сыма Лунь, захватывает власть над двором и добивается казни императрицы вместе со многими ее сторонниками. Та же судьба постигает Пань Юэ, которого казнят по клеветническому доносу одного из его давних недругов. Так известное в китайской истории событие под названием «распрей восьми принцев» «ба ван чжи луань» начавшееся с казни Ян Цзюня в 291 г., переходит в свою кульминацион-

ную стадию (о нем более подробно в связи с биографией Лу Цзи см. в работе (Семененко, 2022а, с. 2466-2467)), и Пань Юэ оказывается его непосредственным участником и жертвой. Об этих последних годах жизни Пань Юэ «Цзинь шу» сообщает ряд важных для понимания его личности подробностей: "ЙЙ^Щ, Мй.ШЯЖ, о Ш'^Я.Й^Ш о о й «ЖТОШ.^Й^-Й о

'ШЙ&^МЙ о ......о Й

^ЯЛА, о ^ЛФ^ о ' #0: 'Ф'Ь

' о ^гила, о й&ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'Ш#! ' ЙММ, Ш!^0: «Ж/Ж! ' Й0:

№ШЙ о ' №ШЙ о о " 1974, с. 1504, 1506-1507). / «Пань Юэ

был по характеру беспечен и импульсивен, гнался за земными благами, вместе с Ши Чуном и другими подобострастно угождал Цзя Ми; всякий раз, когда тот появлялся, он и Ши Чун всегда кланялись [поднятой от его повозки] пыли. Документ, сфабрикованный против [наследного принца] Миньхуайя (Сыма Юя. - И. С.), написал Пань Юэ. Пань Юэ был главой 'Двадцати четырех друзей' Цзя Ми. О границах эпохи "Книги Цзинь" Цзя Ми тоже написано Пань Юэ. Его мать несколько раз обращалась к нему с упреками: "Ты должен довольствоваться своим положением, а не гоняться без конца за личной выгодой!" Но Пань Юэ не мог измениться. <...>

Когда прежде Пань Пи служил управляющим Ланъя, Сунь Сю дали Пань Юэ в качестве слуги; он был хитер и самолюбив, Пань Юэ, чувствуя к нему неприязнь как к человеку, несколько раз его бил и срамил, и Сунь Сю питал к нему ненависть. Когда чжаоский принц Сыма Лунь стал канцлером, Сунь Сю был назначен главой государственной канцелярии. Пань Юэ, находясь во дворце, спросил его: "Глава Сунь помнит, как [мы] в прошлом общались?" [Сунь Сю] ответил: "Храню это в глубине сердца, в какой же день смогу забыть об этом?!" Тогда Пань Юэ понял, что не избежит [беды]. Вскоре Сунь Сю ложно обвинил Пань Юэ вместе с Ши Чуном и Оуян Цзянем в том, что они, следуя [указаниям] хуайнаньского принца Юня и циского принца Цзюна, замыслили поднять смуту. И [Пань Юэ] казнили, был истреблен его род в трех поколениях. Перед тем, как отправиться на рынок (где располагалось место казни. - И. С.), прощаясь с матерью, он сказал: "Не оправдал надежд матушки!" Когда их в начале арестовывали, никто из них этого друг о друге не знал; Ши Чуна раньше препроводили на рынок, Пань Юэ привели позже, и Ши Чун сказал ему: "И тебя, Аньжэнь, тоже?!" Пань Юэ ответил: "Можно сказать, что «вместе уходим из мира с седыми головами»". В "Стихах «Золотой долины»" Пань Юэ говорится: "Бросаю жребий и посылаю другу Ши, вместе уйдем из мира с седыми головами". [Эти стихи] стали для них пророческими».

Литературное наследие Пань Юэ

Судьба литературного наследия Пань Юэ достаточно типична для авторов того времени. В библиографических разделах династийных историй сначала отмечается наличие собрания его сочинений: в «Книге Суй» «ЙГО (сост. в VII в.), «Прежней книге Тан» ШЙ^)) (сост. в X в.) и «Новой книге Тан» (ШЙГО (сост. В XI в.) - в 10 томах (цзюанях), но уже в аналогичном перечне династийной «Истории Сун» (сост.

в XIV в.) оно насчитывает только 7 томов, а затем совсем утрачивается и позднее, в эпоху Мин Щ (1368-1644 гг.), становится предметом нескольких реконструкций. К ним относятся сборники произведений Пань Юэ под названием «Собрание сочинений придворного советника Паня» (ШйПЛ)) в таких изданиях, как «Собрание сочинений знаменитых авторов эпох Хань и Вэй» Ван Шисяня (до и после 1602 г.), «Собрание сочинений 72 авторов» Чжан Се Ж® (1574-1640 гг.) и «Собрание сочинений 103 авторов эпох Хань, Вэй и Шести династий» Чжан ПуЖЯ (1602-1641 гг.). На этом этапе итоговой и в значительной мере исходной для последующего времени стала реконструкция Чжан Пу. Пань Юэ издавался также в составе более поздних авторитетных сводов: прозаические и прозопоэтические произведения - в «Полном собрании литературных текстов ранней древности, трех эпох, Цинь, Хань, Троецарствия и Шести династий» ((^^^Н^^'ЖНШ^^Ю) Янь Кэцзюня^^^ (1762-1843 гг.), стихотворения - в «Полном собрании стихотворений эпох Хань, Троецарствия, Цзинь, Южных и Северных династий» ((^'ЖНШ^ШЛ Ш#)) Дин ФубаоТй® (1874-1952 гг.), «Стихотворениях доциньского периода, эпох Хань, Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий» ((^ШХЙ^ШЛШШ)) Лу Циньли й^^ (1910-1973 гг.) и др. Кроме того, в последние десятилетия вышло несколько отдельных современных изданий его Собрания сочинений (см. во Введении к статье).

Творчество Пань Юэ обычно рассматривается по трем большим разделам, представляющим стихотворения ши Ш, оды фу Й и различные прозаические и прозопоэтические жанры вэньХ.

Из стихотворного наследия полностью сохранилось 15 отдельных стихотворений и циклов.

По тематике их значительную часть составляет политическая поэзия, к которой, например, относится большая поэма из 16 восьмистиший «Стихи о Гуаньчжуне» («Гуаньчжун ши» ((^ФШ) ), созданная по приказу императора в ознаменование победы в 299 г. над взбунтовавшимися «инородцами» ди £ и цян - в этом сочинении затрагивались злободневные для того времени политические проблемы 2005, с. 20-21, 45).

С имперской политикой Цзинь было непосредственно связано и упоминавшееся ранее произведение из 11 восьмистиший «Послание Лу Шихэну, написанное от имени Цзя Ми» (Семененко, 2022а, с. 2470). В эту же группу стихотворений входят «Стихи об обсуждении "Книги Хань", написанные для Цзя Ми» («Юй Цзя Ми цзо цзян "Хань шу" ши» ). Конечно, ярким политическим выступлением поэта стала

его единственная «отроческая песенка» туняо «В галерее кабинета» («Гэ дао яо» «ЙШШ ).

Другую тематическую часть поэзии Пань Юэ можно отнести к морально-философской лирике. Это такие произведения, как рассмотренные выше два цикла стихов, созданные поэтом, когда он служил начальником уездов Хэян и Хуай. Хотя они в «Литературном изборнике» занесены в раздел «Путешествий» (син люй главное в них сводится к чувствам и размышлениям лирического субъекта, озабоченного реализацией своего человеческого предназначения в соответствии с идеалом цзюньцзы. Характерной для конфуцианства дидак-тичностью проникнуты также «Стихи о семейном обучении» («Цзя фэн ши» «ЖМШ)) ), их подробный анализ см. в работе (ТМ, 2012). Примыкает к этой части и упомянутое выше стихотворение, включенное Сяо Туном в раздел «Пиршественных» (Гунъ янь ^Ш), - «Стихи, написанные для собрания в "Золотой долине"», в которых утверждается ценность настоящей дружбы.

Еще одна часть поэтических произведений Пань Юэ посвящена теме скорби об усопших, почти все они касаются смерти жены поэта, и самым известным из них является цикл из трех стихотворений «Стихи о плаче по усопшей» («Дао ван ши» ), настолько сильно повлиявший на последующую поэзию

данной тематической направленности, что это привело к формированию отдельного поджанра - элегических стихов на смерть жены. Неслучайно, что этот цикл, судя по количеству посвященных ему статей в Китае, наряду с «Одой о путешествии на запад», стал одним из наиболее часто исследуемых произведений Пань Юэ 2014; 2019; Ш1, 2021).

Из одического наследия Пань Юэ сохранилось 19 произведений. По основным темам они, за малым исключением, сходны со стихами.

Две ранние оды (одна написана до поступления поэта на службу, другая - в ее первые годы) носят политический характер: прибегая в «Оде о синем море» («Цан хай фу» ((^ШЙ)) ) к аллегории, а в «Оде о священном поле» («Цзи тянь фу» ((ЦШЙ)) ) - к повествованию, автор прославляет в них империю и императора Цзинь.

Но подавляющее большинство од - тринадцать - можно отнести к морально-философским произведениям. Из них одна повествовательная - «Ода об охоте на фазанов» («Шэ чжи фу» (ШШЙ)) ), в которой рассказ о ловле диких фазанов как местном народном промысле представляется нравственным уроком. Пять других од, в своей основе лирические, выражают мысли и чувства, умонастроение автора в различные периоды его жизни (три из перечисляемых здесь были частично рассмотрены нами выше): «Ода об осеннем вдохновении», «Ода о привольной жизни», «Ода о путешествии на запад», «Ода о тесном жилище» («Ся ши фу» (Ш^Й)) ) и «Ода о подъеме на гору Хулао» («Дэн Хулао шань фу» ((ЙЙ^ШЙ)) ). В остальных семи произведениях, относящихся к традиционной жанровой разновидности од о «вещах» у Щ («Ода о гранате впереди двора в Хэяне» «МИШи^^®)) , «Ода о свете светлячков» («Ин хо фу» (ОАЙ)) ), «Ода об осенней хризантеме» («Цю цзюй фу» <Щ®Й)) ) и др.), автор через аллегорические образы различных предметов окружающего мира выражает свои чувства, нравственные идеалы и устремления.

От Пань Юэ дошли также три оды на тему скорби об усопших: «Ода о старых друзьях и родственниках» («Хуай цзю фу» <(#10Ш) ), написанная в память об умерших тесте и его сыновьях, «Ода о вдове» («Гуа фу фу» <ШЙЙ» ) - об утратившей мужа младшей сестре жены (об этой оде см. работу (Williams, 2012)) и «Ода о плаче по усопшей» («Дао ван фу» «fêù» ), посвященная жене.

И еще одно произведение, относящееся, как и ряд отмеченных выше, к разновидности од о «вещах», занимает особое место в творчестве Пань Юэ: «Ода о губном органе» («Шэн фу» ). Эта ода об одном из древних музыкальных инструментов тоже в известной степени аллегорична, но ее главное значение состоит в том, что она оказывается единственным произведением поэта, которое воплощает в достаточно систематическом плане его эстетические и поэтологические взгляды.

Весьма существенную часть литературного наследия Пань Юэ составляют прозаические и прозопоэтиче-ские сочинения вэнь. В них наиболее заметно проявилась его творческая склонность к теме скорби об усопших, заявившая о себе также в стихах и одах. Об этом свидетельствует то, что подавляющую часть его вэнь образуют так называемые тренодические жанры (от др.-греч. ôpfvoç «плач», «плачевная песнь»), связанные с переживанием смерти человека, оплакиванием покойника. Эти произведения поэт мог писать по личной инициативе и на заказ. Они посвящались очень широкому кругу лиц: императорам, императрицам, сановникам, древним и современным героям, родственникам и друзьям. Вся же литература вэнь в наследии Пань Юэ насчитывает 11 «похвал умершему» лэй Ш, 9 «плачей» ай цы Ж®, 3 «поминальные речи» цзи вэнь ^Х, 3 «надписи на камне» бэй вэнь 5$Х, 2 «доклада-предложения» императору®, и по одному «благодарственному докладу» «гимну» сун Щ, «восхвалению» цзань й, «предупреждению» чжэнь ®и «поучению» сюнь ijl|.

Об исторической оценке Пань Юэ и топосе утешения в печали

Приведенные выше сведения о жизни и творчестве Пань Юэ вызывают ряд вопросов. И первый, наиболее очевидный из них, связан с историей его восприятия в средневековом Китае. Ее достаточно подробно проследила Дуань Чуньян в своей докторской диссертации 2014), поэтому при рассмотрении данного аспекта мы воспользуемся некоторыми материалами и положениями этой работы. Отношение к Пань Юэ, особенно в диахроническом плане, было весьма противоречивым. А объясняется эта противоречивость различием в понимании связи между поведением и творчеством, нравственностью и талантом поэта. Средневековые китайские критики характеризовали творчество Пань Юэ в зависимости от того, по какому критерию они его оценивали: если по таланту, то обычно давали высокую оценку, а если по нравственности, то - низкую. На основе этой зависимости и сложилась история его восприятия в Китае до XIX в., предстающая в общем плане как качание от одной противоположности к другой, т. е. от самой высокой оценки к самой низкой.

Наиболее высоко его ценили в современную ему эпоху Шести династий Лючао (III-VI вв.), особенно в ее вторую половину, относящуюся к V-VI вв. Можно выделить три главных показателя этой оценки. Два из них представлены в критике двух крупнейших китайских поэтологов Чжун Жуна (468-518 гг.) и Лю Се (465-520 гг.). Первый отнес Пань Юэ к высшей из трех категорий поэтов (в основной тогда форме пятистопного стиха 2011, с. 174)), а второй определил его как одного из ведущих одописцев III-IV вв. (£iJÄ, 2012, т. 1, с. 96), придавая ему вообще достаточно большое значение. Так, например, из 112 авторов, упоминаемых в трактате Лю Се «Резной дракон литературной мысли» («Вэнь синь дяо лун» ), Пань Юэ по частотности

упоминаний занимает четвертое место 2014, с. 172). Еще одним из главных показателей является

«Литературный изборник» («Вэнь сюань» <(ХШ» ) Сяо Туна^^ (501-531 гг.), первая из сохранившихся средневековых антологий, ставшая классической на все последующие времена.

Как известно, в ней собраны свыше 750 произведений, созданных в 37 жанрах более чем 130 авторами за период IV в. до н. э. - V в. н. э., и в таком масштабном литературном своде произведения Пань Юэ занимают весьма заметное место. Например, из всех 56 од 30 авторов, включенных в «Вэнь сюань», - а они, размещенные в первом разделе, мыслятся как ведущий жанр - 8 относятся к Пань Юэ; для сравнения, у Чжан Хэна ШШ (78-139 гг.) - 5, у Сун Юя (III в. до н. э.) - 4, у нескольких других - по три, две, у многих -по одной. По количеству вошедших в антологию стихотворений - десяти - он среди своих современников тоже занимает «призовое» третье место, уступая только Лу Цзи №tt (261-303 гг.) и Цзо Сы йй (250-305 гг.). Его произведения по другим жанрам представлены не менее заметно: половина «похвал умершим» лэй Ш -четыре из восьми - и один из трех «плачей» ай Ж принадлежат ему. Кроме того, - и это, может быть, самое важное - проявлялось очень большое практическое влияние творчества Пань Юэ на последующую литературу, что выражалось в многочисленных подражаниях, комментариях, аллюзиях и т. д.

Такой «задел» положительного восприятия, получивший продолжение в эпоху Тан (618-907 гг.), причем в какой-то мере благодаря авторитету «Вэнь сюань», способствовал тому, что творчество Пань Юэ к IX в. обретает «статус классики» 2019, с. 24-25). И это несмотря на то, что с достаточно ранних пор звучали и критические голоса в адрес поэта, но они касались по большей части его поведения, нравственности, а не творчества. Вместе с тем была также критика, которая, исходя из поэтологических положений традиционного конфуцианства, оценивала произведения автора по его неблаговидным поступкам, и она от века к веку усиливалась, достигнув кульминации в эпоху Цин M (1644-1911 гг.), когда, например, один из критиков XVIII-XIX вв. назвал Пань Юэ и подобных ему поэтов «вероломными подданными» «цзэй чэнь» ШЕ и «преступниками от поэзии» «ши чжи цзуй жэнь» 2014, с. 279). Но мы согласны с выводом Дуань Чуньян о том, что такое усиление негативного отношения к Пань Юэ не поколебало значения его произведений как классики в китайской литературе 2019, с. 25). Это особенно относится к некоторым

из них, в первую очередь - к «Плачу по усопшей», «Оде о путешествии на запад» и др., продолжавшим оставаться классическими образцами для многих поэтов и читателей в Китае.

Подводя предварительный итог, можно сделать вывод о том, что главным упреком, бросаемым в адрес Пань Юэ, было то, что его стихам отказывали в правдивости. По сути, они объявлялись лживыми, противоречащими личности и поведению поэта,

В «лживости» Пан Юэ подозревали по трем основным пунктам. Первый касался его стремления сменить службу на жизнь сельского жителя в идиллии «садов и полей», выраженного наиболее ярко в «Оде о привольной жизни». Самым влиятельным критиком Пань Юэ по этому пункту выступил известный поэт Юань Ха-овэнь (1190-1257 гг.), который в одном из четверостиший своего знаменитого поэтического цикла

«Рассуждения о стихах» («Лунь ши» <(1£Ш)) ) указал на то, что «достоверность» синь{дидиллического умонастроения в этой оде «оспаривают» чжэн ^поступки ее автора, исполненного карьеристических амбиций и «кланявшегося пыли» от повозки всесильного сановника Цзя Ми (ФИй^^^й, 2019, с. 449). По другому пункту основанием для сомнения в приверженности Пань Юэ морали цзюньцзы, тоже утверждавшейся им в своих произведениях, выдвигалось его непосредственное участие в придворных интригах. И третий пункт - недоверие к его поэтическому плачу по жене как реально отражавшему то, что он долго и глубоко переживал ее смерть, а аргументом в поддержку такого скепсиса стало утверждение о его вторичной женитьбе в 299 или 300 г. вскоре после завершения траура по умершей (^Щ, 2019, с. 127). Правда, имеется и другая версия - не о позднем втором, а о раннем первом браке приблизительно в 263 г., еще до женитьбы на Жунцзи 2013, с. 64).

Упреки в поэтической «лжи» начисто обесценивали многовековой топос, представляющий Пань Юэ как очень эмоционального автора, умевшего выразить в поэзии самые глубокие чувства. Вокруг этого противоречия в современном китайском паньюэведении сформировалось даже отдельное направление, насчитывающее достаточно большое количество статей (из многих приводим только несколько последних публикаций 2014; ^Щ, 2019; Жй®, 2021)). В них по данному поводу приводятся самые разные объяснения, оправдания и смягчающие уточнения со ссылками на условия исторического периода, противоречивость и эволюцию характера поэта, специфику психологии автора и т. д. Но нам здесь хотелось бы обратить внимание на аспект, особенно примечательный для эпохи Пань Юэ. Если в наибольшей степени обобщить все «за» и «против» в посвященной ему критике, то она в конечном счете касается проблемы художественного вымысла в литературе.

Известно, что древние греки сначала называли поэтический вымысел «ложью», но трактовали ее в положительном смысле, усматривая в ней правдоподобие и специфику поэзии (Древнегреческая литературная критика, 1975, с. 51, 60, 88, 101, 119, 136-137). Собственно, поэтическая «ложь» Пань Юэ, в которой его упрекали конфуцианские традиционалисты, и представляет собой такого рода «ложь» как художественный вымысел. Только китайские критики не называли этот вымысел «ложью», но во время жизни Пань Юэ уже вполне подходили к пониманию положительного значения художественной выдумки, того, что создается творческим воображением, фантазией автора. Наиболее глубоко осмыслил тогда категорию воображения в своей «Оде о литературе» («Вэнь фу» «^Й)) ) выдающийся поэт и поэтолог Лу Цзи (Семененко, 2022Ь, с. 3168), который, как известно, был «другом» Пань Юэ по литературному содружеству Цзя Ми. Не приходится думать, что Пань Юэ, деливший славу первостепенного поэта с Лу Цзи, был в стороне от этой общей тенденции в развитии литературного самосознания китайцев того времени.

Другие вопросы, встающие при знакомстве с биографией и творчеством Пань Юэ, касаются того, что он сам определял в «Оде о путешествии на запад» как свои высшие ценности - «жизнь» (шэн^) и «положение» (вэй|4), подразумевая под последним социальный статус человека. Конечно, они не относились только к его индивидуальным предпочтениям, а носили общезначимый характер для чиновничества и знати того времени.

Отдельная человеческая жизнь приобретала тогда все возраставшую ценность. Одним из непосредственных признаков этого был страх смерти, который, по сравнению с предыдущими эпохами, тоже проявлялся намного сильней. Сама же кончина человека, особенно близкого, в сознании людей представала гораздо большим, чем прежде, несчастьем. И если жизнь ассоциировалась с «радостью» лэ^, то смерть - с «печалью» бэй й (во всех ее разновидностях, обозначаемых иероглифами ай Ж, дао '^и т. д.), значение которой в то время тоже заметно возрастало. Ее важность подчеркивал в своих эдиктах цзиньский император У-ди йф, правивший в 265-290 гг. (ИЙЙ, 2010, с. 125). А Пань Юэ, который потерял в течение своей жизни много близких родственников, по существу, возглавил эту тенденцию в литературе, прославившись прежде всего в искусстве написания разного рода плачей по умершим (#1Ш, 2012, т. 1, с. 155, 168; т. 2, с. 496; 1974, с. 1507).

Что касается «положения», то оно у поэта было весьма шатким и ставило его в полную зависимость от эгоистических прихотей вышестоящих. Недовольный такой ситуацией, он испытывал еще одну разновидность духовного страдания, то, что в древности Цюй Юань (340-278 гг. до н. э.) и Сыма Цянь ЩЦ^ (145-86 гг. до н. э.) называли фэнь Йи юань Й - «негодованием», «возмущением» от несправедливости.

Это переживание было близко «печали» и в паре с ней составляло противоположность радости. Но цель их противоположения заключалась в том, чтобы «печаль» и «возмущение», будучи полностью проявленными, переходили в свою противоположность, становились радостью в соответствии с диалектикой конфуцианского «Канона перемен», входившего, наряду с даосскими «Дао дэ цзином» и «Чжуан-цзы», в триаду «сокровенного», которой следовали сторонники «учения о сокровенном», в том числе и Пань Юэ.

Во всем этом еще был очень важный эстетический аспект. Источником жизни с архаической древности считалась гармония хэ ^П 2002, с. 470), гармония составляла сущность жизни, жизнь отождествля-

лась с гармонией, а смерть вносила дисгармонию в жизнь живых людей, как, например, смерть жены Пань Юэ

привела к разрушению их супружеской пары, - о чем он писал в своих «Стихах о плаче по усопшей» (Хй, 1959, с. 500). Но тогда «печаль» и «возмущение» становились средством восстановления гармонии в жизни и обществе. Такую же роль играли произведения Пань Юэ, выражавшие эти чувства. А «теорией» преодоления дисгармонии в жизни отдельного человека и общества стала его «Ода о губном органе», ее музыкальная эстетика и поэтология.

Когда она была им написана, неизвестно. По одной из гипотез, он создал ее ближе к концу своей жизни в 296 г. (ЙЙЙ, 2013, с. 100). Сам выбор губного органа - шэна - для панегирического описания был неслучаен. Этот музыкальный инструмент существовал с очень давнего времени (упоминался еще в середине III тыс. до н. э.) и высоко ценился в традиции, но главным явилось все-таки то, что он по своему названию, строению и звучанию ассоциировался в сознании древних китайцев со вселенской гармонией и жизнью (^ШЖ, 2010, с. 30). Шэн казался также подобным по форме древнекитайской мифической птице феникс (фэн А), а по звучанию -крикам их пары, самца и самки (фэн хуан AS), указывавших на появление разного рода благих вещей и явлений как ответа Неба на высокую добродетель правящего монарха. Образ «феникса» еще мог выступать символом выдающегося человека. В «Оде о губном органе» играть на нем и слушать его - значит, испытывая те чувства, что он внушает, очищаться от всего вредного для жизни и дисгармоничного, проникаться вселенской гармонией и радостью жизни. С Пань Чжи можно согласиться в том, что две строчки песни из репертуара шэна, приводимого в оде: " (Хй, 1959, с. 387). / «Уж если человек не мог при жизни веселиться, зачем ему тогда пустой посмертный титул после смерти?», выражают «основную мысль» Пань Юэ при написании этого произведения (Ж^, 2019, с. 113). В контексте оды предполагается, что именно такое духовное преображение происходит с ее главным героем - музыкантом, чьим исходным импульсом в игре на шэне было «возмущение» фэнь (Хй, 1959, с. 386). Автор вполне мог подразумевать под этим музыкантом самого себя. Таким образом, «Ода о губном органе» касается основ мировосприятия и творчества Пань Юэ, а также может служить пояснением к его судьбе.

Заключение

В результате проведенного исследования мы приходим к следующим выводам. Рассмотрение биографии Пань Юэ позволяет разделить его жизнь по критерию отношения к государственной службе на четыре периода, а второй и третий периоды - на три и шесть этапов соответственно. Несмотря на то, что поэт, как свидетельствуют источники, проявлял подобострастие к власть имущим и порой под их давлением принимал участие в придворных интригах, ему по воспитанию и характеру было свойственно стремиться соответствовать высоким моральным стандартам конфуцианского идеала цзюньцзы. К тому же отклонение от этих стандартов в ту эпоху считалось вполне в порядке вещей. Противоречивость в истории восприятия литературного наследия Пань Юэ связана в значительной степени с особенностями понимания художественного вымысла в средневековом Китае. В его творчестве, состоящем из стихотворений, од и других прозопоэтических произведений, выделяются три основные темы: политическая, морально-философская и поминальная или тре-нодическая. Центральной у Пань Юэ по историко-литературному значению является поминальная тема. В ней, исходя из ее контекста, поднимается проблема печали по усопшему как средства возвращения уходящих вместе со смертью гармонии и жизни. Теорией такого восстановления животворной гармонии становятся музыкальная концепция и поэтика «Оды о губном органе» Пань Юэ.

Перспективу дальнейшего исследования по данной проблематике мы видим в публикации перевода на русский язык «Оды о губном органе» Пань Юэ с ее более подробным и всесторонним анализом.

Источники | References

1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1996.

2. Алексеев В. М. Труды по китайской литературе: в 2-х кн. М.: Восточная литература, 2002. Кн. 1-2.

3. Алексеев В. М. Шедевры китайской классической прозы в переводах академика В. М. Алексеева: в 2-х кн. М.: Восточная литература, 2006. Кн. 1.

4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975.

5. Древнегреческая литературная критика / отв. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука, 1975.

6. Конрад Н. И. Избранные труды. Синология. М.: Восточная литература, 1977.

7. Курциус Э. Р. Европейская литература и латинское Средневековье: в 2-х т. М.: Издательский дом ЯСК, 2021. Т. 1-2.

8. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.

9. Лосев А. Ф. Вступительный очерк // Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева; предисл. и общ. ред. В. П. Шестакова. М.: Музгиз, 1960.

10. Мэнцзы в новом переводе с классическими комментариями Чжао Ци и Чжу Си / исслед., пер. с кит., примеч. и прил. И. И. Семененко. М.: Восточная литература, 2016.

11. Позднеева Л. Д. История китайской литературы. М.: Восточная литература, 2011.

12. Семененко И. И. Жизнь Лу Цзи: с писчей кистью и мечом // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022a. Т. 15. Вып. 8.

13. Семененко И. И. Поэтика Лу Цзи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022b. Т. 15. Вып. 10.

14. Owen St. The Making of Early Chinese Classical Poetry. Cambridge - L.: Harvard University Asian Center, 2006.

15. Williams N. M. Pan Yue's "Study of a Widow" and Its Predecessors // Journal of the American Oriental Society. 2012. Vol. 132. No. 3.

16. // 1ША--ffi 2010Щ. Ш38Ф. Ш5Ш (Ван Дэи. Суждение о литературном творчестве Пань Юэ // Журнал Синьцзянского университета (Философские, гуманитарные и социальные науки). 2010. Т. 38. № 5).

17. im^. ЩЙ¥Щ // ttlfffi 1997. Ш16Ш. Ш1И (Ван Цзэнвэнь. Хронология жизни Пань Юэ // Журнал Суйчанского педагогического колледжа (Общественные науки). 1997. Т. 16. № 1).

18. ййй. ЩЙ'ЧШгГШЯ // 2011Щ. ®3Ш. Ш4И (Гао Убинь. Исследование «Песенки яо в галерее кабинета» // Журнал Юньянского педагогического колледжа. 2011. Т. 31. № 4).

19. ЙЙЭД. ЩЙ|©МЩ // Ws^^^ffi. 2010 Щ. Ш29Ш. Ш4И (Гао Шэнли. Исследование жизни в уединении Пань Юэ // Журнал Суйчанского университета. 2010. Т. 29. № 4).

20. ш^. // ШШЙ'Ш'Ш 2022Щ. ®38Ф. 4И (Го Хуэйин. «Ода о путешествии на запад» и сравнение «талант Пань Юэ подобен реке» // Журнал Хэбэйского северного университета (Общественные науки). 2022. Т. 38. № 4).

21. ШШ. АТШ. ^Ж: ШШШ, 2017Щ. Ш-Ш. АТШ (Го Шаоюй. История литературной критики Китая: в 2-х т. Пекин: Коммерческое издательство, 2017. Т. 1-2).

22. Ш^. // ЖГ. 2013Щ. Ш7И (Гу Нун. История женитьбы Пань Юэ и связанные с ней произведения // Литературное наследие. 2013. № 7).

23. ТМ. #--ШЩЙЙ "ШЩ" // ffiMtA- 2012Щ. Ш28Ф. Ш6И (Дин

Цзин. О стихах о «семейном обучении» в эпохи Вэй и Цзинь - на примере стихотворения Пань Юэ о «домашнем обучении» // Журнал Хэбэйского северного университета (Общественные науки). 2012. Т. 28. № 6).

24. &МШ- Ш&Х^йШЩШ'ЖШ^: ^Ш, 2014Щ (Дуань Чуньян. Исследование литературного творчества Пань Юэ и его восприятия: дисс. ... д. н. Цзинань, 2014).

25. шщъ. ЩЙ1#ХЙШШЬ // 2019Щ. Ш40Ф. Ш1И (Дуань Чуньян. Превращение поэзии и прозы Пань Юэ в классику // Журнал Цзининского университета. 2019. Т. 40. № 1).

26. fm - шжё^шлдагаш-ш // 2019^. w. Ш1И

(Жэнь Мин. Женитьба Пань Юэ и вопрос об «Оде о плаче по усопшей» - и одновременно разговор о написании предисловий к нескольким произведениям Пань Юэ в поздний период // Теоретические исследования Ганьсу. 2019. № 1).

27. ^ИИ. «ВШШШЗМ // ffiMtA-K-fg 2018Щ. Ш34Ф. Ш6И (Ли Ганган. Мысль о народе как основе в «Оде о путешествии на запад» // Журнал Хэбэйского северного университета. 2018. Т. 34. № 6).

28. Щ fi, ЩМЩЩСЩ: ffii^fii^X. АШ, 2018Щ (Линь Цзунмао. Исследование хронологии жизни Пань Юэ и Пань Ни: дисс. ... маг. Шанхай, 2018).

29. Шжй. ^Ж: 1985Щ. АТШ (Лу Каньжу. Китайская литература по годам: в 2-х т. Пекин: Народная литература, 1985. Т. 2).

30. шв. // ^ШШЖ^Ж. 2021Щ. Ш42ф. ШШИ (Лу Чжань. Краткий анализ трех произведений «Стихов о плаче по усопшей» // Журнал Линнаньского педагогического университета. 2021. Т. 42. № 4).

31. лЩШ. "ШИ®, да^й"—// ЖШ^Ж^^т 2010Щ. Ш3И (Лю Бэйни. «Объединение всех звуков гармоничной музыкой и добродетельными тонами» - таков, исходя из шести «Од о губном органе», культурно-музыкальный атрибут древнего губного органа // Журнал Синхайской консерватории. 2010. № 3).

32. *1Щ. ^АШ / ШШ±, ^Ж: Ф^АЙ, 2017Щ. Ш-Ш. ААШ (Лю Се. Литературная мысль и ваяние дракона: в 3-х т. / коммент. Хуан Шулиня; доп. прим. Ли Сяна. Пекин: Чжунхуа, 2017. Т. 1-2).

33. АФА. // . 2014А. 2И (Нин Япин. Пань Юэ и его «Стихи о плаче по усопшей» // Литература Аньхуэя. 2014. № 2).

34. ЩА. // ФЯК&ШЖ. 2019Щ. Ш3И (Пань Чжи. Мысли «двух Паней» в стихах и прозаических произведениях западно-цзиньского Пань Юэ // Китайская национальная выставка. 2019. № 3).

35. / iws, ЯАААЙ. ^Ж: ФААЙ, 2002 (Речи царств со сводными коммент. / сост. Сюй Юаньгао; сверка Ван Шуминя и Чэнь Чанъюня. Пекин: Чжунхуа, 2002).

36. АВ®. гМй. fiftAtt, 1986А (Син Шаньхун (Кодзэн Хироси). Обзор литературы Шести династий. Чанша: Юэлу шушэ, 1986).

37. жш. "мШарг—Щ£«ЙШИ»^Н»Я // яя^шй^эд^йт 2021 А. Ш 5И (Ся ПЭЙ-

сянь. «Короткое духовное уединение» - разъяснение и анализ главной мысли «Оды о привольной жизни» Пань Юэ // Журнал Цицикарского педагогического колледжа. 2021. № 5).

38. ШФ®. ФЯ^АЙАА. ^Ж: AK^AAMi, 2018А (Цай Чжундэ. История музыкальной эстетики Китая. Пекин: Народная музыка, 2018).

39. ШЖ М«АФШША§ё "AAA-" ram // 2005А. Ш22Ф. Ш1И (Цуй Жуйпин. Исследование вопроса о Пань Юэ, касающегося «отличия между писателем и его произведениями», с точки зрения «Стихов о Гуаньчжуне» // Журнал Цзиньчжунского университета. 2005. Т. 22. № 1).

40. // Ш<ЩШШ. 2019Щ. Щ3Ш. Ш6Ш (Чжао Инъин. Исследование творческой психологии «Оды о путешествии на запад» // Журнал Аньканского университета. 2019. Т. 31. № 6).

41. ФЯШ^ХгШ: / ШШШ ^Ш: 2019. (Избранные произведения по теории литературы всех династий: в 4-х т. / гл. ред. Го Шаоюй. Шанхай: Шанхайское издательство древних книг, 2019. Т. 2).

42. / ^Ш: 2011 (Чжун Жун. Категории стихов / сводные коммент. Цао Сюя. Шанхай: Шанхайское издательство древних книг, 2011).

43. |Ш#. // 2014 Щ. Ш 11 Ш (Чэнь Цзинчунь. Краткое исследование причины расхождения между «человеческими качествами и уровнем произведений» Пань Юэ // Журнал Муданьцзянского университета. 2014. № 11).

44. ШШЖ. // 2013Щ. Ш34Ф. Ш2Ш (Ян Сяобинь. Эстетический смысл «Оды о губном органе» Пань Юэ и время ее создания // Журнал Университета Цзинганшань (Общественные науки). 2013. Т. 34. № 2).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Семененко Иван Иванович1, к. филол. н., доц.

1 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Semenenko Ivan Ivanovich1, PhD

1 Lomonosov Moscow State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 13.09.2023; опубликовано online (published online): 03.11.2023.

Ключевые слова (keywords): Пань Юэ; государственная служба; ученое уединение; стихи и оды; тема скорби об умерших; Pan Yue; government service; scholarly seclusion; poems and fu; theme of mourning for the deceased.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.