История Русской Церкви
УДК 260.2
Иерей Илья Сергеевич Третьяков, преподаватель Нижегородской духовной семинарии
Жизнь и пастырское служение духовенства в Горьковской епархии в советский период (на примере биографии протоиерея Петра Алексеевича Исакова)
Аннотация: На основе исследования биографических сведений рядового священника Горьковской епархии протоиерея Петра Алексеевича Исакова показываются особенности жизни и пастырского служения духовенства в советский период. Ключевые слова: христианство, православие, священство, Великая Отечественная война, жизнь верующих в СССР.
Prie& Ilya Sergeevich Tretyakov, Teacher of the Nizhny Novgorod Theological Seminary
Life and pastoral Ministry of the Clergy in the Gorky Diocese in the Soviet Period (on the Example of the Biography of Archpriest Pyotr Alekseevich Isakov)
Absract: Based on the ftudy of biographical information of an ordinary prieft of the Gorky diocese, Archprieft Peter Isakov, the author shows the features of the life and paftoral Miniftry of the clergy in the Soviet period.
Key words: Chriftianity, Orthodoxy, Priefthood, Great Patriotic War, Life of Believers in the USSR.
История Русской Церкви в советский период — это трагическая повесть о временах гонений на веру Христову и ее исповедников. Мишенью власти, взявшей бразды правления в октябре 1917 года, стали верующие как класс, которому, по мнению большевиков, не может быть места в новом советском государстве. Основной удар большевиков пришелся на представителей духовенства, многие из которых претерпели тюрьмы и ссылки за свои христианские убеждения, а большое количество собственной смертью засвидетельствовало верность Христовым заповедям. Но и те немногочисленные священнослужители, которые оставались на свободе и продолжали свое служение, сполна пережили гонения безбожной власти.
При внимательном рассмотрении советского периода истории Нижегородской (Горьковской) епархии Русской Православной Церкви, мы нередко встречаем имена священнослужителей, которые были скромными пастырями, но заслужили искреннюю любовь верующих. Оставаясь и в советский период верными служителями Церкви, они старались сохранить христианскую веру, несмотря на гнет безбожной власти.
В зачастую скудных сведениях их личных биографий исследователю открываются отражения событий государственного масштаба.
В рамках данной статьи мы рассмотрим биографию клирика Горьковской епархии протоиерея Петра Алексеевича Исакова, исторические описания некоторых храмов, где он служил, а также сведения о его ближайших родственниках.
Биографические сведения, полученные из Государственного архива Ивановской области (ГАИО), а также сохранившиеся фотоматериалы переданы для публикации Владимиром Валерьевичем Введенским.
Данная статья стала результатом исследовательской работы автора в рамках проекта «Церковный Некрополь»1, посвященного памяти церковно — и священнослужителей, преподавателей духовных школ, монашествующих и активных мирян Нижегородской епархии Русской Православной Церкви.
Протоиерей Петр Алексеевич Исаков родился 4 (17) октября 1883 г. в селе Бонячки Тезинской волости Кинешемского уезда Костромской губернии. В настоящее время село Бонячки входит в состав города Вичуги Ивановской области. С 6 июня 1925 года путем слияния трех больших фабричных сел (Бонячки, Тезино и Новая Гольчиха) был образован город Вичуга.
Родители Петра Алексеевича — диакон Богородицкой церкви села Бонячки Исаков Алексей Иванович и Исакова (Фалова) Александра Алексеевна.
Был крещен в Богородицкой церкви села Бонячки. В актовых записях №№ 15, 18 от 6 октября 1883 г. находим запись от 4 октября 1883 года о рождении в семье диакона Алексея Исакова близнецов — Петра и Елизаветы. В восприемники были взяты старшая дочь отца Алексия Анна и потомственный почетный гражданин Николай Николаевич Розов.
«Родители: с. Бонячек Богородицкой церкви диакон Алексей Иванов Исаков и законная жена его Александра Алексеева; оба православного вероисповедания.
Восприемники: потомственный почетный гражданин Николай Николаев Розов и дочь диакона Анна Алексеева Исакова»2.
В возрасте десяти лет Петр Исаков начинает учебу по духовному ведомству. В период с 1893 по 1899 гг. он учится в Кинешемском духовном училище.
С 1 октября 1902 года по январь 1907 года состоит на должности учителя церковно-приходской школы села Спас-Берегово Кинешемского уезда.
7 января 1907 года по старому стилю учитель Береговской цер-ковно-приходской школы Исаков Петр Алексеевич венчается с Марией Геннадьевной Смирновой в Георгиевской церкви села Дебова. Данный брак был характерен для духовного сословия. Отец невесты — Смирнов Геннадий Федорович — состоял в причте в Георгиевской церкви.
Геннадий Федорович исполнял обязанности псаломщика, несмотря на глубокую инвалидность. У него была ампутирована нога. Позже он будет репрессирован и расстрелян 3 декабря 1937 года за контрреволюционную деятельность. Реабилитирован 13 октября 1989 года.
В метрической книге Георгиевской церкви села Дебова в актовой записи находим следующую информацию:
Актовая запись №.. от 7 января 1907 г. о бракосочетании:
«Жених: учитель Береговской ЦПШ Исаков Петр Алексеевич; православного вероисповедания, первым браком, 23 лет.
Невеста: Георгиевской церкви с. Дебово псаломщика Смирнова Геннадия Федоровича дочь Мария; православного вероисповедания, первым браком, 18 лет.
Поручители: по жениху — с. Бонячки почетный потомственный гражданин Исаков Леонид Алексеевич и мещанин г. Юрьевец Мальгин Никандр Николаевич; по невесте — почетный потомственный гражданин с. Пеньки Горский Алексей Николаевич и с. Дебово подпорутчик 57 пешего Моулигского полка Островский Иван Иванович»3.
В день венчания было положено начало большой и крепкой семьи. За время семейной жизни Петр и Мария Исаковы родят и воспитают 12 детей.
Вскоре Петра Алексеевича рукополагают во священники, а 2 февраля 1907 года он получает назначение в штат Казанской церкви в селе Богородицкое-Бетино Макарьевского уезда Ковернинской волости Костромской губернии. В настоящее время это деревня Бетино, кторая относится к Большемостовскому сельсовету Ковернинского района Нижегородской области.
По сведениям И. В. Баженова, «Казанская единоверческая с. Богородицкое-Бетино зданием деревянная, с такою же колокольнею, постр. в 1903 г. тщанием Синодального миссионера, протоиерея Ксенофонта Крючкова на пожертвования благотворителей, им изысканные. Ограда деревянная. Кладбище в 250 саж. от церкви, обнесено дерев. оградою. Храм однопрестольный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Расстояние от Костромы 210 в., от Макарьева 110 в. Ближайшие церкви: Ильинская с. Ковернина и Успенская с. Понурова в 10 в.»4.
С ноября 1918 г. священник Петр Исаков является членом Благочиннического совета.
В период с 7 июня 1911 по 22 декабря 1929 г. о. Петр служит настоятелем Преображенской церкви в селе Берегово Кинешемского уезда Костромской губернии. В настоящее время село не сохранилось. Сейчас Преображенская церковь располагается в деревне Ногинская Кинешемского района Ивановской области.
Преображенская церковь в деревне Ногинская (Спас-Береговое, Берегово, Береговое) относится к первой половине XIX века.
«Стоит на сильно заросшем деревьями кладбище, ранее находившемся на окраине ныне не существующего села. Построена в 1836 г. на средства прихожан. Кирпичные стены побелены по обмазке, колокольня оштукатурена и побелена. Интересный образец позднего классицизма в провинциальной интерпретации. Объемная композиция здания асимметрична. Высокий двусветный четверик завершен четырехгранной изогнутой кровлей, над которой поднимается квадратный световой фонарь с главкой. Невысокая, прямоугольная, чуть суженная апсида и большая, сильно развитая к северу трапезная равны между собой
по высоте. Колокольня у западной стены трапезной, состоящая из двух высоких четвериков и полуяруса между ними, также смещена с продольных осей (как трапезной, так и всего здания в целом). Ее покрывает четырехгранный купол с невысоким шпилем над глухим постаментом.
Строгий декор включает ленточную рустовку стен нижнего яруса храма, апсиды и трапезной, а варьирующийся мотив итальянского окна в апсиде и трапезной; полуциркульные трехчастные окна второго света четверика с балюстрадой в нижней части. Круглые нишки, размещенные выше и по сторонам большинства окон на всех фасадах, в апсиде заменены на пологие арочные окошечки. Наиболее представителен южный фасад четверика, где установлен четырехколонный портик (свободная переработка тосканского ордера). В его интерколумниях традиционно расположены вход и два окна по сторонам. В декоре колокольни использованы те же элементы. Двусветное пространство четверика завершено сомкнутым сводом. Одностолпная трапезная перекрыта плоским потолком по балкам, первый ярус колокольни — цилиндрическим сводом. В левом от входа пилоне колокольни устроена винтовая лестница к звону. Иконостас выполнен в сер. 19 в. Хороший пример провинциального иконостаса в упрощенных формах классицизма. Трехъярусная пирамидальная композиция, разделенная слабо крепованными антаблементами, завершается иконой в арочном обрамлении и крестом. Над короткими колонками между иконами по краям среднего и верхнего ярусов поставлены резные фигурные башенки. Царские врата с четырьмя овальными иконами декорированы в нижней части резным геометрическим орнаментом. Филенки в нижней части иконостаса украшены крупными розетками в лежачих ромбах»5.
19 сентября 1916 года священник Преображенской церкви села Берегова Петр Исаков был награжден правом ношения набедренника.
Служение отца Петра в Преображенском храме пришлось на период серьезных потрясений и исторических перемен. Здесь он застал революцию 1917 года и красный террор. Избежать репрессий ему удалось благодаря сплоченности своих прихожан. По сохранившемуся семейному
преданию, прихожане так любили и уважали своего батюшку, что смогли узнать о грядущих облавах на духовенство, и заранее предупредили его об опасности. На время террора отцу Петру вместе с семьей удалось скрыться от комиссаров.
В 1929 году из села Берегово священник Петр Исаков был переведен в Воскресенскую церковь села Соболева Юрьевецкого района (церковь Воскресения Христова в Соболево относится к концу XVIII века).
«Поставлена на окраине приволжского села на высоком холме. Кирпичный храм возведен в 1794 г., его фасады выбелены по обмазке. В 20 в. разобраны полуциркульная апсида, притвор у западной стены трапезной и отдельно стоящая колокольня; утрачены луковичные завершения декоративного пятиглавия. Характерный для приволжских районов области несколько архаичный по формам приходский храм в традициях нарышкинского барокко.
Высокий двусветный четверик завершен пологой четырехскатной кровлей, над которой возвышаются барабаны пяти маленьких главок. К нему примыкает широкая низкая трапезная, охватывающая с двух сторон четверик скругленными апсидами своих приделов. Углы четверика закреплены плоскими огибающими лопатками. Пояс ступенчатых кронштейнов-язычков отрезает от стены ряд крупных полуциркульных кокошников с профилированными обрамлениями. Асимметрично размещенные окна первого и второго света украшены наличниками с полуколонками, несущими треугольные перспективные фронтончики. Углы трапезной и места сопряжения с апсидами отмечены парными пилястрами. Оконные наличники здесь, также с полуколонками по сторонам, имеют полуциркульные завершения.
Внутреннее пространство храма перекрыто сомкнутым сводом. Два квадратных столба трапезной, несущих подпружные арки, разделяют ее пространство на ряд ячеек, перекрытых крестовыми (центральные) или коробовыми (боковые) сводами. В местах примыкания к аркам -большие распалубки; над придельными алтарями — граненые полусомкнутые своды. В храме сохранились остатки чугунных плит пола сер. 19 в.
Настенные росписи, скорее всего, были выполнены в конце 18 в. в технике клеевой живописи по очень тонкому слою штукатурки и в конце 19 в. поновлялись. Четыре ряда стенописи делятся, в свою очередь, на прямоугольные композиции пышными барочными рамами с картушами. Первый ряд сверху — Страсти Христовы, второй — христологический, третий — Ветхозаветный. Нижний ряд не сохранился. Все композиции сюжетные и многофигурные. Манера живописи напоминает народный лубочный рисунок, выполненный в барочных традициях, что указывает на местных мастеров, прошедших палехскую школу. Все композиции подписаны в нижней части крупными буквами. Колорит, несколько приглушенный, выполнен в пастельных тонах.
В церкви сохранился фрагмент трехъярусного иконостаса кон. 19 в., который завершался круглыми иконами в килевидных киотах. Резьба и иконы не сохранились»6.
В книге священника Алексия Федотова «Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом» находим сведения о закрытии Воскресенской церкви в селе Соболево в 1935 году:
«С церквей в селах Исаково, Горки, Старково, и др. Юрьев-Польского района в 1935 году были сняты колокола и сданы в металлолом^]. В Юрьевецком районе в селах Соболево, Завражье, Дорках, Столпино были разобраны ограды церквей, чтобы полученный материал использовать на строительство школ. Это притом, что внутри указанных оград имелись действующие кладбища! Учитывая это, райисполком обязали установить деревянные ограды»7.
В середине 30-х годов XX века о. Петр покидает пределы Ивановской области и продолжает свое служение уже в Нижегородской (Горьковской) епархии. Первым местом его служения на Нижегородской земле стал Починковский район. Затем с 5 августа 1938 г. о. Петр служит священником Никольской церкви в селе Николо-Погост Городецкого района.
В архивах сохранилась переписка верующих села Николо-Погост и Балахнинского райисполкома, в которой они обращаются с просьбой
о регистрации о. Петра в качестве священника Никольской церкви. Чтобы передать дух того времени и унизительное положение верующих в Советском Союзе приведем переписку полностью:
«В Балахнинский райисполком
Мы, верующие православной церкви, в настоящее время не можем исполнять религиозные обряды в церковном помещении, и у нас нет священника. Просим вас, Балахнинский райисполком, нам разрешить службу в Н.-Погостинской церкви. Разрешите взять нам священника для совершения религиозных обрядов.
i мая 1938 г.
М. Павлычев, А. Селезнев, А. Д. Никитина
Верующим Н.-Погоста Павлычеву М. Д., Селезневу А. П., Никитиной А. Д.
На Ваше заявление райисполком сообщает, что помещение у верующих никто не отбирал и оно находится в ведении верующих. Райисполком никогда не имел препятствий по совершению религиозных обрядов верующим, но райисполком не решает вопроса подыскивания священника, а ведет только регистрацию и проверяет правильность соблюдения инструкции в этих случаях.
Зав. общим отделом РУКа Хлынов
В президиум Балахнинского райисполкома Горьковской области религиозной общины
с. Н.-Погост
Заявление
Приходская община с. Н.-Погост настоящим обращается в президиум Балахнинского райисполкома с просьбой зарегистрировать к нашей церкви избранного нами служителя религиозного культа священника Исакова Петра Алексеевича. При сем прилагаем справку патриаршего местоблюстителя за № 614.
10 августа 1938 г.
Члены церковного совета: Никитина Анна Дмитриевна (д. Сивково), Павлычев Михаил Дмитриевич (д. Восчестниково),
Селезнев Александр Петрович (д. Лосево) Справка из Московской патриархии
Дана протоиерею Исакову Петру Алексеевичу (1883 г. р., священник с 1904 г., служил в Починковском районе) в том, что он назначен штатным священником в Никольской церкви с. Н.-Погост, состоит в общении с Московской патриархией и в священнослужении не запрещен.
Патриарший местолюбитель Сергий, митрополит, Московский (печать) 5 августа 1938 г. Москва»8
(в документе указана неверная дата — 1904, верная 1907 - иер. И.Т) Начало Великой Отечественной войны протоиерей Петр Исаков встречает в городе Горьком. С 1941 года отец Петр числится в клире Троицкой церкви села Высоково.
К первой половине 1941 года в Горьком остается только одна действующая церковь — упомянутый нами Троицкий храм в поселке Высоково (ныне Нижегородский район). Власти закрывают ее буквально накануне войны — 8 мая 1941 года. Однако открыли ее вскоре — 10 августа. Отец Петр получает назначение в клир этого храма.
С 18 марта 1942 года он священник Смоленской церкви в селе Выездном Арзамасского района. С 3 ноября 1942 года направляется на служение в Екатерининскую церковь Ветлуги.
В 1942-1944 гг. во многих республиках и областях СССР широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. 30 декабря 1942 года митрополит Сергий призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. На эти средства в Челябинске были построены 40 танков Т-34, которые 7 марта 1944 г. митрополит Николай (Ярушевич) передал фронту. Эти танки участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-ого полка дошли до Берлина. Один из уцелевших танков колонны находится в качестве экспоната в Парке Победы в Нижнем Новгороде. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью имени Александра Невского.
Вклад Горьковской епархии был настолько солидным, что Сталин счел необходимым направить в адрес горьковской общины и лично архиерею письмо:
«Г. Горький. Архиепископу Горьковскому и Арзамасскому Сергию, председателю православной общины Высокову, зам. председателя общины Грибкову, члену общины Ляминой. Прошу передать православному русскому духовенству и верующим г. Горького, собравшим, кроме ранее внесенных 3 млн. рублей в Фонд обороны СССР, дополнительно 500 тыс. рублей на постройку авиаэскадрильи им. Александра Невского, мой искренний привет и благодарность Красной Армии».
Горьковчане сделали очень большие пожертвования — 9 234 000 рублей. В первые же месяцы войны от одной только Троицкой Высоковской церкви города в Фонд обороны страны было внесено более миллиона рублей. На извещении об этом Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский) написал: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит»9.
В организации сбора средств для нужд армии протоиерей Петр Исаков принимал самое живое участие. По сохранившемуся семейному преданию, он активно участвовал личными средствами в общецерковном деле помощи фронту. В 1947 году епископ Горьковский и Арзамасский Зиновий, благочинный по Горьковской епархии протоиерей Петр Морозов, настоятель Спасо-Преображенской Печерской церкви протоиерей Николай Красовский, настоятель Спасо-Преображенской Карповской церкви протоиерей Александр Левитский, настоятель Арзамасского Воскресенского собора протоиерей Сергий Перевалов, протоиерей Сретенской церкви пос. Кубинцева Исаков Петр Алексеевич награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»10.
12 мая 1945 г. по 29 января 1946 г. протоиерей Петр Исаков служит в Воскресенском соборе г. Арзамаса.
С 1946 по 1959 гг. митрофорный протоиерей Петр Исаков является клириком Сретенской церкви в пос. Кубинцево (г. Балахна). В 1959 году он выходит за штат по старости и проживает на покое в Балахне.
Скончался отец Петр 7 сентября 1966 года. Похоронен на Троицком кладбище г. Балахны (новая территория, рядом с ул. Челюскинцев).
Таким образом, проследив жизненный путь рядового священнослужителя советской эпохи протоиерея Петра Алексеевича Исакова, мы видим, как в его биографии отразились события государственного масштаба. Отец Петр стал священником еще в дореволюционной Российской Империи, но основное время его служения пришлось на советский период. В отличие от ближайших родственников, этому сельскому священнику чудом удалось избежать красного террора, арестов и репрессий. Переехав с большой семьей из Ивановской в Горьковскую область, он не оставил служение, но, несмотря на притеснения безбожной власти, продолжал пастырское окормление верующих. В период Великой Отечественной войны он принимал личное участие в сборе пожертвований для нужд фронта. Все это характеризует отца Петра как истинного пастыря, оставшегося верным своему священническому призванию, несмотря на смену политического строя и жизненные сложности. За время своего служения он снискал искреннюю любовь и уважение своей паствы. Он даже был отмечен государственной наградой за доблестный труд во время Великой Отечественной войны.
Память о протоиерее Петре и до нынешнего времени сохраняется не только его потомками, но и духовенством и прихожанами Балахнинских храмов.
Библиография
1. Баженов И. В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии // URL: http://0ld-churches.ru/ma_076.htm (дата обращения 20.08. 2011)
2. ГАИО. Ф.1155 Оп.з Д.39 Л.114.
3. ГАИО. Ф.1155. Оп.6. Д.1. Л. 53 об.-54.
4. Из жизни наших епархий // Журнал Московской Патриархии. 1947. № 7. С. 76.
5. Сайт «Церковный Некрополь» // URL: https://church-necropol.ru/
6. Соболево. Церковь Воскресения Христова: https://sobory.ru/ article/?object=0497i (дата обращения 20.08. 2011)
7. Тихон (Затёкин), архим. Нижегородская епархия и Великая Отечественная война. Издательский отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2015.
8. Федотов А., свящ. Русская Православная Церковь в 1943-200 годах // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iftorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-i943-2000-gg-vnutritserkovnaja-zhizn-vzaimootnoshenija-s-gosudarftvom-i-obsheftvom (дата обращения 20.08. 20ii)
9. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери // URL: http://nikolo-pogoft.ru/index.php/book1/223-lishennye.html (дата обращения 20.08. 2011)
10. Церкви Костромской епархии // URL: https://sobory.ru/article/?object=i4499 (дата обращения 20.08. 20ii)
Примечания и библиографические ссылки
1. Сайт «Церковный Некрополь» // URL: https://church-necropol.ru/
2. ГАИО. Ф.1155. Оп.6. Д.1. Л. 53 об.-54.
3. ГАИО. Ф.1155 Оп.з Д.39 Л.114.
4. Баженов И. В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии // URL: http://old-churches.ru/ma_076.htm (дата обращения 20.08. 20ii)
5. Церкви Костромской епархии: URL: https://sobory.ru/article/?object=i4499 (дата обращения 20.08. 2011)
6. Там же
7. Цит. по: Федотов А., свящ. Русская Православная Церковь в 1943-200 годах // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Iftorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-i943-20 0 0-gg-vnutritserkovnaja-zhizn-vzaimootnoshenija-s-gosudarftvom-i-obsheftvom (дата обращения 20.08. 20ii)
8. Цит. по: Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери // URL: http:// nikolo-pogoft.ru/index.php/booki/223-lishennye.html (дата обращения 20.08. 20ii)
9. Тихон (Затёкин), архим. Нижегородская епархия и Великая Отечественная война. Издательский отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 20i5. С. 2i6.
10. Из жизни наших епархий // Журнал Московской Патриархии. i947. № 7. С. 76.