ИСКУССТВОЗНАНИЕ
М.А. БАРАШЕВ (Владимир)
АРХИТЕКТУРА ВОТЧИННЫХ ХРАМОВ ВО ВЛАДИМИРСКОМ КРАЕ XVII в.
Исследуются художественно-архитектурные особенности вотчинных храмов во Владимирском крае XVII в. На основе существующих современных исследований и на материале выполненных в иконописной манере чертежей, описаний вотчинных усадеб, храмов, монастырей г. Владимира и области, датируемых концом XIXв., рассматриваются типология вотчинных храмов, их архитектурные формы и специфика.
Ключевые слова: вотчинное строительство, монументальные каменные храмы, домовые церкви, храмы домовых монастырей, феодальная земельная собственность, владельческий заказ.
Начало каменного вотчинного строительства на Руси относится к концу XV -началу XVI в. - времени, когда окончательно оформляется система феодального землевладения. Среди первых каменных храмов можно отметить церковь Рождества Христова в Юркине Голохвастовых (нач. XVI в., Московская обл.). В XVI в. каменное вотчинное строительство было связано с заказами крупнейших феодальных землевладельцев - Годуновых, Шереметевых, «царя и великого князя Тверского» Симеона Бекбулатовича и т. п. Ярким примером вотчинных храмов этого времени являются Спасо-Преображенская (Троицкая) церковь в Больших Вяземах (ок. 1598 г., Московская обл.), церковь Троицы в Хо-рошеве (1594 - 1596 гг., Москва) и Богоявленская церковь в Красном-на-Волге (1592 г., Костромская обл.), возведенные в 1590-е годы по инициативе Б.Ф. Годунова. В XVII в. возрастают масштабы каменного вотчинного строительства и существенно расширяется круг его заказчиков. Это уже не только представители изве-
стнейших княжеских фамилий и старомосковских служилых родов, например, Пожарские, Прозоровские, Троекуровы, Голицыны, Ромодановские, Черкасские, Стрешневы, Головины и т. д., но и провинциалы, прежде всего породнившиеся с царской династией, т. е. Милославские и Нарышкины. На их средства были выстроены замечательные вотчинные храмы: Борисоглебская церковь в Зюзине (1688 - 1704 г., Москва), церковь Николая Чудотворца в Троекурове (1699 - 1704 гг., Москва), церкви Знамения Богоматери в Дубровицах (1690 - 1704 гг., Московская обл.) и Перове (1690 - 1708 гг., Москва), церковь Троицы в Останкине (1677 - 1683 г., Москва), Покровская церковь в Филях (1690 - 1694 гг., Москва) и церковь Троицы в Троицком-Лыкове (1690 -1696 гг., Москва).
Строительство каменных вотчинных храмов в XVI - XVII вв., несомненно, выражало идеи могущества и феодального иммунитета родовой знати. Вместе с тем, оно отчетливо свидетельствовало о ее художественных вкусах, а также об отношении к политическим и культурным событиям в жизни страны. К началу XVII в. складываются основные типы вотчинного храмового строительства. Во-первых, это монументальные каменные храмы в родовых и выслуженных усадебных владениях; во-вторых, небольшие, обычно деревянные домовые церкви, расположенные на «дворе вотчинника», и, в-третьих, храмы домовых монастырей. Об архитектуре вотчинных храмов первой половины XVII в. можно судить по ктиторской деятельности князя Д.М. Пожарского. В с. Юрино (Нижегородская обл.) сохранилась его домовая Казанская церковь, датируемая 1610 - 1620 гг. Этот небольшой деревянный храм клет-ского типа сложен из бревен до 60 см в диаметре, рубленных с остатком. Его объемная композиция предельно проста. Высокий четверик основного объема без прируба апсиды покрыт самцовой двухскатной кровлей, в конек которой врезана небольшая глава с крестом. К нему примыкает пониженный прямоугольный в пла-
© Барашев М.А., 2009
не прируб трапезной под самостоятельной двухскатной кровлей. Перед входом в храм с запада было устроено крыльцо, вероятно, с папертью и односкатной кровлей [1]. В 1630-е гг. по заказу Д.М. Пожарского были выстроены каменные вотчинные храмы: Покровская церковь (1634 - 1635 гг.) в с. Медведково (г. Москва) и Спасо-Преображен-ский храм (конец 1630-х - начало 1640-х гг.) домового монастыря князя в с. Пурех (Нижегородская обл.). Они характеризуются сходством объемной композиции, но различаются завершением, т. е. Покровскую церковь венчает высокий шатер, а Спасо-Преображенский храм - традиционное пя-тиглавие. Архитектура этих вотчинных храмов наглядно свидетельствует об устойчивых художественных вкусах ктитора, а также явно выражает специфику их культового назначения.
Один из ранних вотчинных храмов во Владимирском крае - Благовещенская церковь, выстроенная в 1501 г. в вотчине Нагих (Кольчугинский р-н) [2. Вып. II: 330 -334]. Она отличается оригинальной двух-столпной конструкцией. Среди вотчинных храмов второй половины XVII в. своей эффектной объемной композицией и изысканным декором выделялась каменная Троицкая церковь, выстроенная в 1659 г. в богатой вотчине Милославских с. Подолец (Юрьев-Польский р-н) (Там же. Вып. III: 447 - 449). Двухэтажный бесстолпный храм с апсидой нижней церкви, выдвинутой на восток по отношению к верхней, завершен довольно компактным пятиглавием. С севера к храму примыкает несколько пониженный двухэтажный одноглавый придел, где в нижнем этаже находились фамильные захоронения Милославских. Ярким свидетельством вотчинного характера Троицкой церкви является монументальное арочное крыльцо, над средней частью которого поставлена колокольня. С некоторым упрощением композиция и декор Троицкого храма повторены в Знаменской церкви, возведенной также в середине XVII в. в соседнем селе Сваино (Юрьев-Польский р-н) (Там же). Вместе оба этих памятника представляют собой единственный в крае пример вотчинных храмов с повторяющейся композицией, выстроенных в крупной «родовой круговине».
В конце XVII в. во Владимирском крае получили распространение вотчинные ка-
менные церкви, где использован тип посадского бесстолпного храма с сомкнутым сводом и пятиглавием, например, Казанская церковь в с. Ундол (г. Лакинск), возведенная в 1693 г. по заказу П.В. Головина [2. Вып. I: 138 - 139]. Новации московского зодчества конца XVII в., хотя и в трактовке суздальских мастеров, нашли свое выражение в Никольском крестообразном в плане центрическом ярусном храме, выстроенном в начале XVIII в. на средства богатых вотчинников Загряжских в с. Мили-нове (Ковровский р-н) (Там же. Вып. IV: 534 - 537). Одним из лучших памятников, связанных с вотчинным храмовым строительством конца XVII в., является каменная Воскресенская церковь, возведенная, видимо, московскими мастерами на рубеже XVII - XVIII вв. в старинной вотчине князей Щенятьевых в с. Воскресенская слободка (Суздальский р-н) (Там же. Вып. III: 104- 105; 3). Ее объемную композицию составляют характерный для нарышкинского стиля храм типа «восьмерик на четверике» с пониженной трехчастной апсидой, двухэтажная трапезная и пятиярусная шатровая колокольня (построена, вероятно, ок. 1743 г.). Во втором этаже трапезной устроены два придела, расположенные по сторонам прохода на балкон-хор, т. е. типичный «знак» раннепетровского вотчинного строительства. Приделы отмечены изящными световыми восьмериками, которые в сочетании с ярусным восьмериком храма и небольшой главкой над апсидой создают выразительный многоглавый силуэт Воскресенской церкви. Тонкий по исполнению декор храма включает колонки на постаментах, наличники с разорванными фронтонами, восьмигранные окна и, наконец, «царственные» раковины. Заказчик Воскресенской церкви неизвестен, но, скорее всего, он принадлежал к кругу ближайших сподвижников или даже родственников царя Петра I, получивших в конце XVII в. крупные земельные наделы в Суздальском уезде.
Особое место в вотчинном строительстве Владимирского края занимает ктитор-ская деятельность старомосковского служилого рода Акинфовых. Он ведет свое происхождение от новгородского боярина и воеводы Акинфа Гавриловича (ветвь Рат-шичей), прозванного Великим (уб. 1304 г.). Его сыновья уже служили тверским князьям, а в 1399 г. уехали в Москву. Здесь по-
томки Акинфа Великого были воеводами, а также выполняли дипломатические поручения московских государей. Например, Архип Федорович Акинфов в 1629 г. поставлен царем Михаилом Федоровичем красноярским воеводой, а его брат Иван Федорович с 1643 г. служил воеводой в Шуе, а позднее, при царе Алексее Михайловиче, направлен послом в Варшаву [4]. В первой трети XVII в. Акинфовым принадлежало 10 вотчин в 5 уездах [5], в том числе в 3 уездах Владимирского края и 6 осадных дворов во Владимире [6]. Архип Федорович Акинфов умер бездетным, и после его смерти вотчины достались брату - Ивану Федоровичу. В 1678 г. их унаследовал его сын Никита Иванович Акинфов (ум. не ранее 1723 г.). Н.И. Акинфов начал свою службу при царском дворе стольником, а около 1689 г. был пожалован в окольни-чии. В 1700 г. ему принадлежало в разных вотчинах и поместьях 403 крестьянских двора [7] и несколько господских усадеб, в том числе подмосковное Алтуфьево, где имелся двор вотчинников, проживали 4 семьи конюхов из 12 человек и 3 семьи «деловых людей» из 17 человек, а также был двор скотника [4]. После смерти первой жены Н.И. Акинфов женился на Аксинье Абрамовне Лопухиной - родственнице царицы Евдокии Федоровны. В 1718 г. он был арестован в ходе так называемого суздальского розыска, а его имения «отписаны на государя». В 1721 г. по воле царя Петра I Никита Иванович стал монахом Кирил-ло-Белозерского монастыря, приняв при пострижении имя Иоанникий; причем по царской милости «а в поместьях и вотчинах, которые за ним были, предоставлено ему Акинфову учинить наследникам кого он похочет» (цит. по: [4: 17]).
В XVII в. Акинфовы были известны своей ктиторской деятельностью. Сохранились записи об их богатых пожертвованиях владимирскому Богородице - Рождественско -му монастырю. На средства Акинфовых в XVII в. было построено несколько вотчинных храмов.
До середины XVII в. все вотчинные храмы Акинфовых, видимо, были деревянными, например церковь Николая Чудотворца в Есиплеве [2. Вып. III: 510 - 511] или Андреевская церковь в Суходоле (Там же. Вып. I: 215 - 217). Скорее всего, это были традиционные храмы «древяна клецки» на
подклете с характерными для Владимирского края устремленными вверх крутыми клиновидными кровлями и крытой чешуйчатым лемехом главой на коньке.
Первый известный каменный храм возведен в родовой вотчине - с. Есиплеве по заказу стольника И.Ф. Акинфова в 1652 г. [2. Вып. III: 510 - 511]. Это нарядный двухэтажный храм, где над четвериком с широкой полуциркульной апсидой возвышалась верхняя церковь с алтарем, сдвинутым к западу, что позволяло избежать расположения престолов одного над другим. С севера к храму примыкает одноглавый Борисоглебский придел.
После 1678 г. инициатива каменного вотчинного строительства перешла к Никите Ивановичу Акинфову. В 1678 г. по его заказу в подмосковской вотчине (с. Комя-гине) была выстроена живописная Сергиевская церковь [8]. Храм имеет асимметричную композицию, которая включает в себя высокий бесстолпный четверик, завершенный пирамидой из двух ярусов кокошников и компактным пятиглавием, пониженную трехчастную апсиду, трапезную и паперть с примкнувшей к ее северному концу шатровой колокольней. С севера расположен Макарьевский придел. Фасады Сергиевской церкви отличаются сложным и разнообразным декором, характерным для зодчества в так называемом «стиле Алексея Михайловича». Декоративное «узорочье» представлено заостренными килевидными кокошниками, многопрофильными карнизами с ширинками, резным оформлением оконных проемов и порталов, сдвоенными угловыми полуколонками. В декоре фасадов северного придела были применены муравленые изразцы. Архитектура этого вотчинного храма, несомненно, свидетельствует об осознанном восприятии Н.И. Акинфовым господствующих художественных вкусов и стремлении следовать им в своем вотчинном храмовом строительстве. Последующая ктиторская деятельность Никиты Ивановича только подтверждает его умение вовремя оценить архитектурные новации и увязать их с политической конъюктурой весьма противоречивого времени начала Петровских преобразований.
Изменение его художественных пристрастий, а следовательно, и отношения к политическим событиям в стране, показывает
строительство в 1691 г. вотчинной церкви в честь Всех Святых в с. Эдемском (Владимирская обл.) [2. Вып. V: 218 - 219]. Ее объемную композицию составляют характерный для «нарышкинского стиля» храм типа «восьмерик на четверике» с трехчастной полукруглой апсидой, трапезная и трех-ярусная шатровая колокольня. С севера к храму примыкает придел в честь Дмитрия Солунского. Характерными для этого времени деталями декоративного убранства являются многопрофильные карнизы, пучки тройных колонок на углах, наличники прямоугольных оконных проемов с тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами.
Последним известным каменным вотчинным храмом, возведенным по заказу
Н.И. Акинфова, является Тихвинская церковь в с. Суходоле, выстроенная в 1704 г., скорее всего, суздальскими мастерами [2. Вып. I: 215 - 217]. Это центрический ярусный восьмилепестковый храм со скромным декором. Аналогом его композиции, вероятно, служит подмосковная церковь Знамения Богоматери в Перове или вотчинные постройки голицынского круга.
Каменное вотчинное строительство Акинфовых в XVII в. является ярким свидетельством всей сложности процесса усвоения новых художественных вкусов заказчиками в лице старомосковских служилых людей и показывает его неразрывную связь с динамикой политических изменений в общественной жизни этого времени. Наряду с вотчинными храмами во Владимирском крае в XVII в. возводятся и храмы домовых монастырей, например каменная Богоявленская церковь, выстроенная в 1687 г. в старинной родовой вотчине князей Ромодановских (п. Мстера) (Там же. Вып. V: 352 - 360). Нарядный бесстолпный храм отличается редкой композицией завершения, где аттиковые ярусы, включающие в себя подковообразные кокошники, заменили традиционную горку кокошников; причем по желанию заказчика постройку увенчали пятиглавием, а не одной главой, как того требовал митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион. На вотчинный характер Богоявленской церкви, где должна была разместиться княжеская усыпальница, указывает парадное западное крыльцо, напоминающее крыльцо Цари-цыной палаты Саввино-Сторожевского монастыря (1652 - 1654 гг.).
Об архитектуре домовых храмов вотчинников Владимирского края XVII в. дают представления, главным образом, чертежи-миниатюры из фонда Поместного приказа РГАДА, например, чертеж вотчинной усадьбы князя Г.Ф. Долгорукова в с. Лу-чинском Юрьевского уезда, датируемый концом XVII - началом XVIII в. [9]. Подобные чертежи, выполненные в иконописной манере, требовались, как правило, в процессе решения земельных споров между вотчинниками или помещиками. Они не ориентированы и не имеют масштаба. Для составления чертежа к месту расположения спорной земли, обычно по поручению воеводы, выезжала специальная комиссия, в обязанность которой входило выяснение принадлежности земель по показаниям местных жителей. В результате работы комиссии воевода представлял в Поместный приказ так называемый «обыск» и чертеж, отличавшийся высокой степенью достоверности [10; 11].
Таким образом, в XVII в. в вотчинном строительстве утвердились три основных типа храма: собственно вотчинный храм, домовая церковь и домовой монастырь. Их архитектура была напрямую связана с владельческим заказом, и в ней нашли отражение все художественные традиции и новации того времени.
Литература
1. Кагоров В.М. Казанская церковь XVII в. в усадьбе князя Д.М. Пожарского в с. Юрине Балахнинского района // Записки краеведов. Н. Новгород, 2006. С. 167 - 174.
2. Добронравов В.Г., Березин В.М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1893 - 1898.
3. Село Воскресенское, известное под именем Щенячьей слободки // ВГВ. 1850. № 51.
4. Коробко М.Ю. Москва усадебная: путеводитель. М., 2005. С. 16.
5. Шватченко О.А. Светские феодальные вотчины России в первой трети XVII века. М., 1990. С. 227.
6. Мазур Л.Д. Русский город XI - XVIII вв. Владимирская земля. М., 2006. С.25.
7. Шватченко О.А. Землевладение и служба думных чинов в России. XVII - начало XVIII в. М., 1999. С.43.
8. Памятники архитектуры Московской области: каталог. М., 1975. Т. II. С. 148 - 149.
9. Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и XVIII веков: сосуществование и противостояние. М.; СПб., 2005.
Ю.Гудзинская А.П., Михайлова Н.Г. Новые материалы по истории древнерусских городов // История СССР. 1970. № 4. С. 199 - 202.
11.Гудзинская А.П., Михайлова Н.Г. Графические материалы как источник по истории архитектуры помещичьей и крестьянской усадеб в России XVII в. // История СССР. 1971. № 5. С. 214 - 227.
The architecture of patrimonial cathedrals of the XVII century in the Vladimir region
There are researched the art and architecture properties of patrimonial cathedrals of the XVII century in the Vladimir region.
On the basis of contemporary researches, iconic drafts and description of patrimonial county estates, cathedrals and monasteries of the XIX century in the Vladimir city and its region there is done the typology of patrimonial cathedrals, their architecture peculiarities and specific.
Key words: patrimonial building, monumental stone-made cathedrals, home church, cathedrals of home monasteries, feudal estate, owner’s order.
Т.В. ЛАЗАРЕВА (Орел)
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ИКОНОСТАСЫ XVIII - XIX вв.
На основе архивных источников и музейных коллекций анализируются история и стилистика несохранившихся провинциальных иконостасов
XVIII — XIX вв. на примере города Волхова. Отмечаются сохранение на протяжении
XIX в. ряда архаических мотивов в живописной программе и резьбе, активная роль фигуративных композиций и деревянной круглой скульптуры
с позолотой и раскраской, а также более частые стилистические изменения в иконостасах приделов.
Ключевые слова: иконостас, придел, страстной цикл, местный чин.
В области изучения церковного искусства российской провинции г. Болхов представляет особый интерес. Некогда довольно известный в России, этот древний купеческий городок к началу XX в. насчитывал десятки храмов. В советское время не был закрыт и разорен лишь один из них.
Бесследно утраченное внутреннее убранство церквей сохранилось только в описаниях и редких изображениях.
Исследование болховских иконостасов началось в последние несколько лет, специальных публикаций о них нет ни в дореволюционных, ни в более поздних изданиях. Большинство архивных документов по этому вопросу не вводится в научный оборот (дела даже не вызывались из хранилища). Изображения, к сожалению, единичны. В этой ситуации в наглядной реконструкции упор делается на использование столичных и местных архивных фондов, создание схем на основе описаний и на привлечение стилистических аналогов.
Безусловную ценность для исследователей представляют «Описи города Болхо-ва Троицкого монастыря» за 1789 - 1868 гг. [2], а также составленное по инициативе Императорской Академии художеств детальное описание Троицкого собора в «Метрике» 1886 г. [22] и недатированный графический материал по Троицкому собору [23]. В середине 1950 гг., ввиду стремительного разрушения святыни, был сделан ряд фотоснимков монастырского комплекса, а в 1979 г. появилась историческая записка Е. И. Островой [3]. Имеющиеся материалы позволяют в некоторой степени осветить исторический контекст, в котором создавалась алтарная преграда монастырского собора, и определить стилистические изменения, сопутствовавшие ее переделке.
В Св.Троице-Оптином монастыре издавна погребали представителей боярского рода Милославских - уроженцев г. Бол-хова. После женитьбы царя Алексея Михайловича на дочери Ильи Милославского Марии в 1668 г. был заложен монастырский собор - первый на Орловщине каменный храм. Е.И. Острова приводит документ 1758 г., составленный учеником школы Д. Ухтомского В. Алисовым (Там же: 23), который был направлен в монастырь для руководства ремонтными работами. В деле зафиксировано пять поясов соборного иконостаса, с перечислением икон только местного чина и замечанием, что все иконы «писаны на красках», а расположенные над праотеческим рядом херувимы и серафимы «писаны по белому железу».
Заметим, что в те же 1756 - 1758 гг. по заказу Милославских костромские резчики создали нарядный пятиярусный ико-
© Лазарева Т.В., 2009