Научная статья на тему 'Живые традиции: заметки о китайском гончарстве'

Живые традиции: заметки о китайском гончарстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1252
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жущиховская И. С.

The paper considers Chinese traditional pottery-making in historical perspective from past times to the present. Ceramic and porcelain production of famous pottery-making centers is an important element of Chinese national culture. Technological and design principles of modern pottery art are preserving and improving main standards of ancient craftsmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Surviving traditions: the notions on Chinese pottery-making

The paper considers Chinese traditional pottery-making in historical perspective from past times to the present. Ceramic and porcelain production of famous pottery-making centers is an important element of Chinese national culture. Technological and design principles of modern pottery art are preserving and improving main standards of ancient craftsmen.

Текст научной работы на тему «Живые традиции: заметки о китайском гончарстве»

И.С. Жущиховская,

доктор исторических наук, ДВГУ

Живые традиции: заметки о китайском гончарстве

В глубокой древности Китай является наиболее представительной частью Восточно-Азиатского центра мирового гончарного искусства. По данным современной науки, районы восточного, юго-восточного и отчасти северовосточного Китая наряду с Японским архипелагом и южными территориями российского Дальнего Востока составляют особый ареал, где с интервалом в 13-9 тысяч лет назад появилась древнейшая в мире керамическая посуда. Проблема появления керамики относится к наиболее интересным и дискуссионным проблемам современной пауки — не только ее гуманитарных, по и технических отраслей. Ведь речь идет об изобретении, имевшем огромное значение для человеческой культуры и, что очень важно, положившем начало технологии производства искусственных материалов. Керамика — первый материал, полученный человеком из природного сырья путем специального технологического цикла, главную роль в котором играют процессы термообработки. В задачи этой статьи не входит обсуждение условий и причин появления, функционального назначения и характеристик древнейшей керамики — эти вопросы рассматриваются во многих публикациях1. Здесь же необходимо подчеркнуть, что мастерство изготовления керамики, возникнув в Восточной Азии на рубеже плейстоцена

— голоцена, динамично развивалось на протяжении всех последующих тысячелетий и сохранило свои лучшие традиции до наших дней. Далеко не последнюю роль в этом сыграли природно-климатические и сырьевые условия региона. Значительная часть территории Восточной Азии лежит в поясе субтропиков и низких умеренных широт, где сезон, подходящий для занятий гончарством, продолжается 5-8 месяцев в году2. Теплый, даже жаркий климат идеален для приготовления формовочной массы, лепки и сушки глиняных изделий. Не случайно те районы мира, где искусство керамики расцвело ещё в далеком прошлом и продолжает жить сегодня, тяготеют к субтропическим и низким умеренным шпротам. Это Средняя Азия и Ближний Восток, Средиземноморье и Центральная Америка. Длительный рабочий сезон открывает перед гончарами широкие возможности в совершенствовании мастерства, поиске новых, оригинальных решений в технологии и декоративном оформлении изделии, наконец, позволяет получать значительные объемы продукции. Природа щедро одарила районы Восточной Азии запасами гончарного сырья — керамическими и фарфоровыми глинами, пигментами, минеральными добавками для улучшения качества формовочной массы. С глубокой древности в Китае, на Японских островах, Корейском полуострове и Дальнем Востоке России гончарство развивалось на местных сырьевых ресурсах — наиболее предпочтительной была модель эксплуатации месторождений, расположенных на незначительном расстоянии от пунктов производства керамики. В местах локализации особенно цепных и обильных сырьевых

материалов образовывались крупные центры гончарного дела3. На территории Китая наиболее благоприятными для развития керамического производства являются восточные и юго-восточные провинции — пуклеарная зона формирования в эпоху неолита древнейших в Восточной Азии земледельческих культур, а позднее — ранней государственности и одной из величайших в мире цивилизаций. Здесь оптимальные климатические условия и плодородные почвы сочетаются с богатыми и разнообразными запасами гончарного сырья.

Существенное значение для развития гончарства имеют топливные и водные ресурсы, которыми также богаты восточные и юго-восточные районы Китая. Одним из лучших видов древесного топлива издавна считалась сосна, в изобилии произраставшая в прошлом в гористых местностях. Что касается водных ресурсов, то жители восточных и юго-восточных районов Китая никогда не испытывали в них недостатка. Крупные и мелкие реки н озера в избытке снабжали керамическое производство водой и, что очень важно, начиная с эпохи средневековья, играли ведущую роль в транспортировке продукции гончарных мастерских, поступавшей в большом количестве на внутренний рынок страны.

В целом, не будет преувеличением сказать, природные факторы создали благоприятную ситуацию для развития гончарства в Восточном и ЮгоВосточном Китае. Этот вид производственной деятельности прошел через всю историю китайского народа, на каждом культурно-хронологическом этапе достигая нового уровня и обретая новые черты. По числу и значимости открытий и нововведений в сфере керамического производства Китай является мировым лидером, начиная с древнейших времен. Высочайший технологический и художественный уровень китайского гончарства нашел безусловное признание в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Европы. Свидетельством этого явилось не только развитие экспорта гончарной продукции из Китая в ближние и дальние государства, по и стремление овладеть секретами мастеров из «Поднебесной», подражать формам и декору их изделий4.

В самом Китае традиции и навыки керамического дела, накопленные в течение длительного времени, бережно передавались из поколения в поколение и служили основой для новых достижений. С точки зрения структуры и форм производственного процесса, гончарство — достаточно консервативная отрасль. Когда-то найденные и отработанные технологические рецепты, технические средства и приемы, если они обеспечивали необходимое качество готовых изделий, не менялись столетиями и даже тысячелетиями. Китайское гончарство первой половины XX в. имело в главных своих чертах тот же облик, что и в средневековье, в периоды династий Суп, Юань н Мин. Перипетии социально-экономической и политической истории страны в прошедшем веке практически не затронули устоев этого производства и его общественного статуса. В самые трудные для китайского парода времена сохранялась живая ткань его традиционной культуры со всеми составляющими ее элементами, из которых гончарство и его продукция всегда были ведущими.

Современный Китай, в первую очередь его восточные и юго-восточные районы, представляет собой ценный источник информации для исследователей традиционного гончарства. Поездки в 1999-2002 гг. в провинции Чжэцзянь, Цзянсу, Цзянси, Аньхой, где мастерство изготовления керамики и фарфора процветает издавна, позволили автору провести интересные наблюдения в организации и технологии производства гончарной продукции, ее роли в хозяй-

ственно-бытовой сфере. Некоторые материалы предлагаются вниманию читателей этой статьи.

Сегодня в Китае функционируют два крупнейших центра производства глиняных изделий в городе Исипе в провинции Цзянсу и Цзипдэчжене в провинции Цзянси. Первый носит образное название «столицы керамики», второй — «столицы фарфора». Оба города имеют многовековую историю, неразрывно связанную с гончарным промыслом. Вероятно, решающую роль в формировании этих центров сыграли богатейшие запасы высококачественного сырья. В Исипе — это уникальные «пурпурные», или «шоколадные», глины, в Цзиндэчжене — каолин и «фарфоровый камень». Кроме того, в обоих случаях немалое значение имела близость больших речных артерий, что создавало благоприятные условия для транспортировки готовой продукции в другие районы.

История Исина как специализированного керамического центра насчитывает более полутора тысяч лет. Продукция местных гончаров была хорошо известна в Китае уже в периоды правления династий Таи (618-907 гг.) и Суп (960-1279 гг.). Особый расцвет керамического дела связан с периодом Мин (1386-1644 гг.).

Традиционная исинская керамика носит название «цзыша» — от собственного имени местных глин, из которых она производится. Глины залегают мощными пластами в речной долине. Наиболее ценный сорт — «пурпурные» глины, имеющие специфическую коричневую с фиолетовым оттенком окраску и отличающиеся очень тонкой текстурой за счет полного отсутствия пепластпчных примесей. Добытая из карьера глина имеет консистенцию пластилина, не требует какой-либо очистки и сразу может использоваться в качестве формовочной массы. В глинистых отложениях Исина помимо «пурпурного» сорта встречаются пласты п линзы сырья светлого цвета — серого, желтоватого. Иногда слон темной и светлой глин находятся в перемешанном состоянии, что создает разноцветный, «мраморный» узор на поверхности готового изделия. Впервые этот оригинальный эффект был использован местными гончарами еще в VI в.5 Температура обжига испнскпх глин более высокая, чем для обычного керамического сырья, — около 1100° С.

Сегодня изготовлением керамики в Исине занимаются несколько фаб-рнк, множество артелей н мелких мастерских. Основные виды продукции тра-диционпы — чайная посуда, пользующаяся большой популярностью в Китае, тарные емкости, декоративные напольные вазы, емкости для цветов. Производственный цикл сохраняет выработанные веками стандарты технологии, формы и декора глиняных изделий.

«Фирменный знак» города Исина — керамический чайник. Считается, что именно в Исипе в средние века приобрели свой классический вид все элементы привычного нам набора чайной посуды. Это прежде всего относится к чайнику, играющему основную роль в древней китайской церемонии чаепития. Исипские чайники знамениты во всем мире своей необычной цветовой гаммой, разнообразием морфологических вариаций и оригинальностью декора. Когда в XVI-XVII вв. эти изящные изделия стали известны в Европе, они сразу вошли в категорию дорогих экзотических редкостей с Востока. Сегодня на исипских фабриках по производству чайной посуды работают ведущие художники-керамисты, которые изготовляют как эксклюзивные авторские изделия, так и модели для внедрения в серийное производство. Среди художников немало таких, чьи имена известны не только в Китае. Это, например, госпожа

Ван Иньсяиь, супруги Чуиьфаи Пан и Чепчжапь Сю. Их изделия, умело сочетающие традиционные технологические и художественные каноны с современными тенденциями гончарного искусства, неоднократно получали высокие награды на международных керамических выставках.

Для изготовления чайной посуды формовочной массой служит глина «цзыша» без каких-либо специальных примесей. Наиболее популярно сырье «пурпурного», или «шоколадного», цвета, однако нередки и другие варианты, например, естественная или искусственная смесь темной и светлой глин, дающая уже упомянутый выше «мраморный» узор. Интересным приемом, известным еще со времен средневековья, является окрашивание светлых глин различными минеральными пигментами в синий, зеленый, ярко-желтый цвета. После обжига яркая окраска изделия сохраняется.

Традиционный способ формовки чайников, чашек и блюдец — ручной, с использованием приема выбивки (техника «наковальни и молоточка»), позволяющего придать стенкам изделия необходимый контур. Наиболее

I сложная операция —

моделирование чайников,

имеющих четыре конструктивных элемента — тулово, песик, ручку и крышку. Тулово может иметь самые разные очертания — от шаровидного до цилиндрического и квадратного. Весьма разнообразны по форме и другие детали чайника. В процессе работы мастер сидит за небольшим деревянным столом, на котором находятся его инструменты, поворотная

подставка, необходимый запас формовочной массы (Фото 1). «Классические» исипские

чайники невелики по размеру, поэтому для изготовления одного изделия требуется в среднем от 200 до 400 г. пластичного сырья. Тщательная, сплошная обработка стенок аккуратными непрерывными ударами маленькой лопаткой пли шпателем (выбивка) и последующее заглаживание

позволяют получить идеально ровную поверхность. Выбивкой достигается не только желаемый контур стенок, по и их равномерная толщина, которая у исипских чайников

составляет обычно 0,2-0,3 см. Крышка, ручка и носик чайника

изготавливаются отдельно и присоединяются к готовому тулову, в котором предварительно проделываются соответствующие отверстия.

В отделке поверхности чайной посуды важная роль отводится приему лощения. Эта технология известна в китайском гончарстве еще со времен нео-

Фото 1. Процесс изготовления традиционных чайников. Керамическая

литических культур Яншао и Луньшань6. Современный исипский гончар так же, как и его древний «коллега», использует для лощения подходящий по размеру и форме кусочек зашлифованного дерева, камня, кости — главное, чтобы он был безукоризненно гладким и твердым. Отработанными движениями мастер полирует подсохшие степки изделия, добиваясь равномерного «шелкового» блеска. Исинская керамика демонстрирует высший уровень владения техникой лощения, когда на готовом сосуде невозможно увидеть следы работы орудием в виде полос, «дорожек» и т.п. Для изделий, изготовленных из формовочной массы, неотощенной непластичными примесями, не требуется дополнительного покрытия поверхности жидкой глиной, окрашивающим составом, глазурью и т.п. После обжига черепок имеет весьма плотную и тонкую текстуру п становится практически водонепроницаемым — это еще одна особенность исипской керамики.

Опытный мастер обычно работает одновременно над формовкой и отделкой двух чайников. Это позволяет не терять ни одной секунды, так как паузы в процессе изготовления одного изделия, необходимые для подсушки глины перед лощением или присоединением к тулову носика и ручки, используются для операций с другим изделием.

Еще со времен средневековья в Исипе сохраняется традиция широко использовать в дизайне чайников растительные мотивы. Тулова могут моделироваться в виде различных плодов и цветов, а крышки, носики и ручки имитируют листья и стебли растении. Популярны чайники, облик которых напоминает ствол дерева с отходящими от него ветками и сучьями. В этом случае особое внимание уделяется специальной обработке поверхности, что позволяет достичь внешнего эффекта рельефа древесной коры — слегка шероховатой или изрезанной глубокими бороздами, пли идеально гладкой. В дизайне чайников и чашек часто используется прием нанесения врезанной и заполненной черной краской иероглифической надписи, содержащей счастливые пожелания и изречения в духе буддизма и т.п.

Сейчас в Исипе для массового производства чайной посуды широко применяется способ отливки в шаблонах, позволяющий получать много продукции, тратя на это минимум времени. На первый взгляд отличить такие изделия от изготовленных вручную весьма сложно, и, только присмотревшись, можно заметить топкий шов, соединяющий две отлитые в специальных формах половинки чайника или чашки. Рыночная стоимость посуды, изготовленной с помощью литья, значительно ниже изделий ручной работы.

Город Исип — один из основных в Китае производителей больших тарных емкостей, особенно необходимых в крестьянских хозяйствах. Формы этих сосудов, используемых для хранения, приготовления и консервации сухих продуктов и жидкостей, сохраняют традиционные стандарты, принятые в китайском гончарстве еще в периоды Чжоу (1050-221 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Один из самых распространенных типов тарной посуды

— емкость с широким дном и слегка расширяющимися к открытому широкому устью стенками высотой до 1 м. Тулово таких сосудов изготавливается из нескольких сформованных с помощью гончарного круга кольцевых блоков шириной до 30—35 см, насаживаемых один на другой. Процесс насадки включает предварительную подсушку каждого нижележащего блока-кольца, чтобы степки не оседали под собственной тяжестью. Моделирование контура стенок стоящего на полу сосуда производится с помощью приема выбивки. Техника вы-

бивки, применяемая для формовки керамических емкостей, разных по назначению, размеру и контуру стенок, была известна в Китае уже в древности. Можно предполагать ее использование для изготовления сосудов неолитической культуры Яншао7. Техника «наковальни и молоточка», оставлявшая характерный «вафельный» узор на внешней поверхности

сосудов, получила широкое распространение в гончарстве периода Хапь8. Именно такую технику можно наблюдать в процессе изготовления тарного сосуда (Фото 2). Гончар в левой руке держит «наковальню» в виде шляпки гриба диаметром 10 см с короткой ручкой-держателем на вогнутой стороне. «Наковальня»

выпуклой стороной приставляется к внутренней стенке сосуда. В правой руке гончара — «молоточек» — деревянная прямоугольная

лопаточка с резным сетчатым узором на поверхности. Мастер ударяет «молоточком» по тому наружному участку стенки, к которому изнутри приставлена «наковальня». После двух-трех точных, быстрых ударов мастер перемешает «наковальню» в горизонтальном направлении и снова ударяет по ней

«молоточком». В результате выбивки фото 2. Процесс изготовления тарных стенки емкости уплотняются, контур

сосудов. Керамическая фабрика в г. Исине. тулова становится более выпуклым,

а внешняя поверхность покрывается отпечатками сетчатого узора на поверхности лопаточки. В отличие от чайной посуды тарные сосуды, формовочная масса которых содержит грубые непластичные включения и потому имеет довольно рыхлую текстуру, перед обжигом всегда

покрываются плотным слоем глазури. Глазурь, приобретающая после обжига

зеленоватый или коричневый цвет, делает стенки гладкими и водонепроницаемыми.

Высокие — нередко выше человеческого роста — декоративные напольные вазы собираются, подобно тарным сосудам, из нескольких частей, заранее сформованных на гончарном круге. Для этих изделий используется «пурпурная» глина. Особый интерес в процессе изготовления ваз представляет создание на их поверхности художественных рельефпых композиций из цветных глин. Эта традиция была известна еще в период Таи, хотя достигла своего расцвета в более позднее время9. Цветная формовочная масса, необходимая для декора, получается путем окрашивания светлых глин, как и пластичного сырья для изготовления чайников. Рельефная композиция из цветпых глин опоясывает все тулово вазы. Заметим, что этот принцип декора используется не только для напольных ваз, но и цветочных, а также для настенных тарелок и т. п.

Наиболее распространенные изображения в декоративной рельефной композиции — драконы, цветы, птицы. Одинаковый рисунок может иметь различные цветовые вариации. В одном случае, например, мастер делает туловище дракона из белой глины, а хвост — из розовой, в другом — розовое туловище сочетается с синим хвостом и т.д. Создание рельефной композиции начинается с крупных, основных деталей, затем добавляются более мелкие элементы. На рабочем столе рядом с изготавливаемым изделием лежат несколько комков глины разных цветов. Уднвляет точность и виртуозность исполнения: мастер отщипывает от комка кусочек глины нужного цвета и размера, разминает его пальцами, накладывает на определенное место в общем рисунке, моделирует в виде лепестка цветка, птичьего крыла, лапы дракона и т.п. (ФотоЗ). Основной «инструмент» — руки гончара, и только иногда на помощь приходят деревянные палочки, острия и другие нехитрые приспособления.

Фото 3. Процесс выполнения рельефного узора из цветных глин. Керамическая фабрика в г. Исине.

Следует сказать, что орудия труда китайских гончаров вообще очень просты и сделаны преимущественно из дерева — это лекала для правки профиля формуемого на круге сосуда, шпатели и лопаточки, ножи и скребки для подрезания лишней глины и выравнивания стенок, лощила. В качестве последних могут служить и гальки. Кусочки кожи или ткани используются для заглаживания поверхности сосуда после формовки.

Для исследователей древнего и традиционного гончарства Исин привлекателен редкой возможностью увидеть одну из немногих работающих сегодня в Китае «драконовых» печей. Как известно, тип «драконовой» печи

— это замечательное изобретение средневековых китайских гончаров. Начиная с Тапского времени, они использовались уже достаточно широко. Основной принцип устройства «драконовой», или длинной, печи — узкий тоннелеобразный корпус, расположенный на склоне холма под определенным углом так, что топочный отсек находится в нижней, а дымовая труба — в верхней части печного тоннеля. Такая конструкция создает оптимальные условия для воз-

душной тяги и поддержания в печи необходимого температурного режима (до 1350° С). Атмосферный режим в печи мог быть окислительным при открытом доступе воздуха через специальные отверстия в корпусе либо восстановительным, если не было прямого контакта обжигаемых изделии с кислородом. Средневековые «драконовые» печи сооружались из кирпича, имели длину от 30 до|

60 м и

использовались для обжига различных' видов фарфоровой и керамической продукции. В1

провинциях Чжэц-зянь, Лиьхой, Цзянсу и| других сохранились остатки десятков если не сотен древних гончарны мастерских «драконовыми» печами10. Некоторые

ГпЛ

из них превращены в; музеи (Фото 4).

Действующая сегодня

«драконовая» печь,:

находится в небольшой ^ керамической артели в деревне Чжаншу, рядом с Исппом.;

Специалисты местные гончары утверждают, что?-эта печь работает в| течение уже 300 лет.|

Она располагается на искусственно

созданном земляном склоне. фото 4. Остатки «драконовой» печи в музеином Длина печи — 45 м, ширина комплексе гончарной мастерской периода Сун в

— 2,3 м, высота — 1,8 м, окрестностях г. Ханчжоу. внутренний объем — 80 куб.

м. Для одного полного обжига требуется 5000 кг сухой сосны и 1500 кг угля. Максимальная температура в печи — 1200°С. Лучший участок для обжига — центральная, часть печи, где температура наиболее устойчива и легко поддается контролю. Весь процесс состоит из нескольких этапов. Первый — загрузка печи керамической продукцией, где заняты 8 чел. в течение 5-7 часов. Второй этап — предварительный нагрев печи — длится 22-24 часа и требует участия 3 чел. Обжиг продолжается 12-14 часов; в этой операции заняты две рабочие группы по четыре человека каждая. В ходе обжига через сквозные боковые отверстия в длинных стенках печи

внутрь подбрасывается топливо. После обжига, когда израсходован весь запас дров и угля, печь остывает в течение 24 часов, затем групна из восьми человек за 5-7 часов разгружает печь.

Приведенные данные позволяют судить о значительной трудоемкости и длительности операции обжига в традиционном гончарстве. Кроме того, печной обжиг требует много топлива — при широкомасштабном производстве это создает серьезную опасность для окружающей среды, грозит уничтожением растительного покрова. Поэтому понятно, что в течение последних десятилетий, с развитием научно-технического прогресса, традиционные методы обжига керамики активно заменяются новыми, более простыми, эффективными н экологически безопасными. Сегодня в керамическое и фарфоровое производство Китая широко внедряются электрические и газовые печи, хотя в сельской местности, в небольших артелях по изготовлению кирпича и черепицы, еще можно паблюдать процесс обжига в печах старого типа.

Не меньший интерес, чем посещение Иснпа, представляет знакомство с Цзипдэчженем, который был известен своими фарфоровыми изделиями уже в X в., в период Тан. С тех пор он стабильно сохранял статус крупнейшего производителя изысканной хрупкой посуды. Сегодня в этом городе, расположенном рядом с красивейшим горным массивом Хуаншань, помимо фабрик и мастерских по производству фарфоровых изделий, находятся ведущий в стране Институт керамики и фарфора, музей старинного китайского фарфора и комплекс-музей мастерских, работающих полностью в традициях древнего гончарства.

Визит в музейный комплекс по производству фарфора, расположенный на окраине города, на территории усадьбы периода Мин, — это экскурс в историю и традиции гончарного дела. Этот производственный комплекс так и сохранился с тех времен, когда он принадлежал хозяину усадьбы. Здесь можно паблюдать весь процесс изготовления фарфора таким, каким он был шесть столетий назад.

Знаменитый цзипдэчжепскнй каолин — лучшее в мире сырье для производства фарфора — по цвету и консистенции напоминает сливочный крем. Он используется без каких-либо добавок. Формовка изделий — чашек, мисок, ваз, кувшинов, тарелок — происходит на гончарном круге. В китайском гончарстве на протяжении его длительной истории было несколько типов ручных и ножных кругов. Тот круг, на котором работают мастера гончарной усадьбы, представляет одну из традиционных моделей, характерную именно для Цзипдэчженя (Фото 5).

Гончарный круг состоит из диска-маховика и диска-формовочпой подставки, соединенных общей вертикальной осью. Диаметр маховика — до 1 м, диаметр формовочной подставки, расположенной над маховиком по центру, около 20-25 см. Маховик и формовочная подставка могут быть деревянными либо сплетенными из гибких, прочных стеблей тростника. Ось круга помещается в специальное углубление так, что маховик незначительно возвышается над уровнем земли или пола (в помещении). Гончар сидит перед кругом на очень низкой скамеечке, широко раздвинув ноги и наклонившись вперед. Чтобы привести круг в движение, мастер при помощи длинной деревянной палки сильным толчком запускает маховик. Во время вращения круга, которое длится приблизительно 1-1,5 минуты, происходит операция формовки. Когда круг замедляет движение, снова следует толчок маховика палкой, и прием формов-

Фото 5. Процесс изготовления посуды на традиционном гончарном круге.

ки продолжается. Подобное устройство круга и принцип работы на нем требуют прекрасной реакции, координации движений, ловкости и быстроты. На изготовление небольшого изделия уходит не более 5 — 7 мипут. Сформованные сосуды ставятся на специальную скамью, расположенную напротив гончара по другую сторону круга.

Основной вид продукции, производимой в гончарной усадьбе, — классический сине-белый фарфор, ставший очень популярным, начиная с периода Юань (1206-1368 гг.). На высохшее изделие кисточкой наносится рисунок. Пигментом служит окись кобальта, имеющая в необожженном виде коричневый цвет, а после обжига приобретающая ярко-синюю окраску. Тонкий слой полевошпатовой прозрачной бесцветной глазури, сквозь которую просвечивает синий узор, придает стенкам блеск и гладкость. Именно производство сине-белого фарфора еще в средние века обеспечило Цзипдэчжешо широкую известность в масштабах страны и далеко за ее пределами. Однако в периоды Мин и Цин (1644-1911 гг.) здешними мастерами были внедрены в производство фарфора не менее замечательные технологические и художественные новшества. Это многоцветная надглазурпая роспись, положившая начало оригинальному жанру «живописи на фарфоре», рецептура тончайшего прозрачного фарфора «яичная скорлупа», получившие мировое признание стили Зеленого и Розового семейств".

На территории музея-усадьбы находится действующая печь Минского времени — внушительных размеров двухъярусное сооружение из кирпича и дерева, с отдельными топочной и обжига камерами, помещением для готовой продукции. Недалеко располагаются модели различных типов традиционных китайских гончарных печей. Как было отмечено выше, печи старого образца, работающие на угле и древесном топливе, по сей день сохранились в сельских районах и используются для обжига кирпича и черепицы.

Изделия, изготовленные в гончарной усадьбе, предлагаются здесь же многочисленным посетителям. Их можно также приобрести и на центральной торговой улице Цзиндэчженя, где продаются разнообразные изделия не только местных производителей фарфора и керамики, но и других гончарных центров, в частности Исипа. Это один из крупнейших в Китае рынков фарфоро-во-керамической продукции.

Итак, знакомство с современным гончарством Китая позволяет прежде всего говорить о жизнеспособности традиций этого производства, дошедших к нам через века, которые востребованы в обществе и сегодня. Успех этого

— удачное сочетание уникальной сырьевой базы, благоприятный климат и специфический контекст китайской культуры с ее стремлением к самосохранению, с одной стороны, и к постоянному совершенствованию — с другой. Производство керамики и фарфора в Китае сохраняет многие приемы и стандарты, сложившиеся в глубокой древности — это касается главным образом операций по приготовлению формовочных масс, формовке изделий, обработке поверхности и декору.

Традиционный облик китайского гончарства представляет интерес не только для этнографа как живое свидетельство сохранения культурных стереотипов. Фиксация приемов и навыков изготовления керамической посуды, выработанных многими поколениями, может оказать существенную помощь и в исследованиях археологов, нередко сталкивающихся с задачей реконструкции технологии древнего гончарства. Это прежде всего относится к специалистам, занимающимся первобытными и средневековыми культурами собственно Китая и соседних с ним районов Восточной и СевероВосточной Азии.

Предложенный обзор далеко не исчерпывает всего спектра наблюдений, которые могут быть проведены в области современного китайского гончарства. Вне рамок статьи остались вопросы функциональной роли керамических емкостей в хозяйстве и быту населения Китая, организации кустарного и полукустарного керамического и кирпично-черепичного производства в сельских районах, различий в традициях гончарства в разных китайских провинциях. По мере накопления материалов эти темы могут получить специальную разработку.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Жущиховская КС. Ранняя керамика Дальнего Востока и Восточной Азии (проблемы систематизации, технологии, генезиса) // Актуальные пробле мы Дальневосточной археологии. Владивосток: Далыгаука, 2002. С. 109-150; Ikawa-Smith F. On Ceramic Technology in East Asia // Current Anthropology. 1976. Vol. 17. P. 513-515; Rice P. On the Origin of Pottery // Journal of Archaeological Method and Theory. 1999. Vol. 6. N1. P.I — 54; Vandiver P. Paleolithic Ceramics and the Development of Pottery in East Asia, 25000 to 10000 BP // Proceedings of I.S.A. C'99. Shanghai, 1999. P. 1-9; Underhill A. Current Issues in Chinese Neolithic Archaeology // World Prehistory. 1997. Vol. 11. № 2. P. 103-160.

2 ArnoldD. Ceramic Theory and Cultural Process. Cambridge, 1985. P. 61-88.

3 Ксеиофонтова PA. Японское традиционное гончарство XIX -первой по ловины XX в. М. 1980; Adams E. Korea's Pottery Heritage. Vol. 2. Seoul, 1990; Harrison-Hall J. Chinese Porcelain from Jindgdczhcn // Pottery in the Making (World Ceramic Traditions). London, 1997. P. 182-187; Harrison-Hall J. Ding and other whitewarcs of Northern China //Pottery in the Making (World Ceramic Trad it ions). P. 194-199; Zhushchikhovskaya I. Prehistoric and Ancient Pottery-Making of Northern Japan Sea Basin: Spatio-temporal Dynamics of Ceramic Pastes//Archaeological Scienccs'97. Proceedings of the Conference held at the University of Durham 2-4 Sept. 1997. BAR International Scries 939. Oxford, 2001. P. 31-45.

4 Adams E. Op. Cit.; Harrison-Hall J. Chinese Porcelain from Jingdezhen // Pottery in the Making (World Ceramic Traditions). London. 1997. P. 194-199; Portal J. Korean Celadons of the Koryo Dynasty // Pottery in the Making (World Ceramic Traditions). London, 1997. P. 98-103; Rice P. Pottery Analysis: a Sourccbook. Chicago and London, 1987. P.3-19.

5 Yabe M. Ncrikomi and Neriage: Throwing and Applying Mixed, Colored Clays // Studio Potter. 1994. Vol. 23. № 1. P. 37-38.

6 Кашина Т.И. Керамика культуры Япшао. Новосибирск, 1977. С. 35; Underhill A. Pottery Production in Chicfdoms: the Longshan Period in Northern China // World Archaeology. 1991. Vol. 23. № 1. P. 12-27.

7 Кашина Т.Н. Керамика культуры... С. 35.

8 Nelson S. The Archaeology of Korea. Cambridge, 1993. P. 179.

9 Fang Weiming. Brief Introduction to Embosscd-and-Patchcd Decoration on Pottery by Thumb// Proceedings of International Ceramic Art Symposium and International Clay Art Exhibition. Yixing, 2001. P. 47-53.

0 Jin B. A Preliminary Investigation of Eastern Han Kiln Site in Wcnzhou of Zhcjiang Province// Proceedings of I.S.A.C'99. Shanghai, 1999. P. 302-307; Zhou llua.Li Hua. New Findings of the Ancient Kilns in the Coastal Areas of Guangxi//Proceedings of I.S.A.C2002. Shanghai, 2002. P. 519-523.

1 Harrison-Hall J. Chinese Porcelain from Jingdezhen // Pottery in the Making (World Ceramic Traditions). London, 1997. P. 194-99.

Irina S. Zhushchikhovskaya

Surviving traditions: the notions on Chinese pottery-making

The paper considers Chinese traditional pottery-making in historical perspective - from past times to the present. Ceramic and porcelain production of famous pottery-making centers is an important element of Chinese national culture. Technological and design principles of modern pottery art are preserving and improving main standards of ancient craftsmen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.