ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Устойчивое развитие регионов
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НА МЕЗОУРОВНЕ*
Валерий Петрович ГРАХОВА, Сергей Анатольевич МОХНАчЕВь*, Юлия Геннадьевна КИСЛЯКОВА% Ольга Фахритдиновна КАЛИНИНАd
2 доктор экономических наук, заведующий кафедрой промышленного и гражданского строительства, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, Ижевск, Российская Федерация [email protected]
ь кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и управления, Восточно-Европейский институт, Ижевск, Российская Федерация [email protected]
<: кандидат педагогических наук, доцент кафедры промышленного и гражданского строительства, Ижевский государственный
технический университет им. М.Т. Калашникова, Ижевск, Российская Федерация
а студентка магистратуры кафедры промышленного и гражданского строительства инженерно-строительного факультета, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, Ижевск, Российская Федерация [email protected]
* Ответственный автор
История статьи:
Принята 31.03.2015 Одобрена 20.04.2015
УДК 005.591.6
Ключевые слова: жилищностроительный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, модернизация, инфраструктура, регион
Аннотация
Предмет и тема. Статья посвящена проблемам влияния жилищно-коммунального хозяйства на развитие жилищно-строительного комплекса региона на примере Удмуртской Республики. Цели и задачи. Цели — выявление и раскрытие основных проблем в инвестиционно-строительной деятельности на территории республики.
Методология. В исследовании использовались системный подход, методы структурного анализа и статистические методы.
Результаты. Проанализированы существующие в настоящее время проблемы обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. Процесс формирования данной инфраструктуры рассмотрен в качестве комплексной системы, зависящей от ряда факторов. Определены необходимые объемы инвестиций для модернизации коммунальной инфраструктуры на территории республики. Выводы и значимость. В республике разработаны и реализуются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые призваны обеспечить развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышением качества услуг, предоставляемых потребителям. Анализ показал, что за прошедшие пять лет в республике большое внимание уделялось развитию коммунального комплекса, а также повышению надежности обеспечения населения и объектов социальной сферы теплоснабжением, водоснабжением и водоотведением. Определено, что для этого были разработаны и реализовывались республиканские целевые программы. Авторами сделан вывод о том, что в условиях недостаточности бюджетных средств необходимо находить новые источники финансирования, выходить на новые уровни сотрудничества, одним из которых является государственно-частное партнерство. Для этого администрациям муниципальных образований необходимо внедрять механизмы взаимодействия с бизнесом, а предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разрабатывать и реализовывать инвестиционные программы с привлечением инвестиций в модернизацию и развитие объектов инженерной инфраструктуры.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Жилищно-коммунальное хозяйство является сложным системным экономическим комплексом, призванным обеспечить условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования
* Авторы выражают благодарность Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики за оказанную помощь при написании настоящей статьи.
жилищно-коммунальных структур. Для жилищно-коммунального хозяйства характерны следующие основные системные компоненты:
- организационная структура экономических институтов и отношений, закрепленных в различных нормативных правовых актах;
Ввод в действие коммуникаций в Удмуртской Республике в 2009-2013 гг., км
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013
Канализационные сети 1,58 5,4 14,5 2,3 1,1
Водопроводные сети 23,06 18,8 7,6 5,6 6,6
Тепловые сети 4,16 3,2 0,7 1,4 0,2
Газовые сети 697,64 304,2 344,7 372,6 253,6
Источник: авторская разработка.
- многоуровневая структура управления системой;
- системная инфраструктура.
Данные компоненты указывают на существование в рамках жилищно-коммунальной системы рынка жилья, а также рынков жилищных и коммунальных услуг, его обслуживающих [1, 2].
К факторам, влияющим на развитие жилищностроительного комплекса региона, относятся:
- экономическое состояние инвестиционно-строительного комплекса региона;
- объем промышленного производства;
- диверсификация занятости работоспособного населения;
- приток капитала в регион и др.
При этом к основным проблемам в сфере жилищного строительства относятся:
- недостаток земельных участков с обустроенной коммунальной инфраструктурой;
- отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры;
- наличие непрозрачных и обременительных для застройщика условий присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.
Решение данных проблем на мезоуровне необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья [3-6].
В соответствии с государственной программой Удмуртской Республики «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Удмуртской Республики (2013-2020 годы)»1 в 2015 г.
1 Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Удмуртской Республики (2013-2020 годы)»: постановление Правительства Удмуртской Республики от 04.09.2013 № 396.
планируется ввести в эксплуатацию 790 тыс. м2 жилья. Это непростая задача, которую невозможно решить без государственной поддержки, в том числе и в обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
Причинами замедления темпов строительства жилья в Удмуртской Республике являются высокий уровень износа действующих объектов коммунальной инфраструктуры, их технологическая отсталость, ограниченная возможность присоединения к ним вновь строящихся жилых домов и объектов социальной сферы [7, 8]. Так, в настоящее время средний процент износа инженерных сетей в республике составляет2:
- по сетям теплоснабжения — 47%;
- по сетям водоснабжения — 63%;
- по сетям водоотведения — более 61%.
При этом существующие ограничения на рост тарифов не позволяют адекватно формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры, что приводит к повсеместному несоответствию фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры их минимальным потребностям.
За прошедшие пять лет в республике большое внимание уделялось развитию коммунального комплекса. Многое удалось сделать для повышения надежности обеспечения населения и объектов социальной сферы тепло- и водоснабжением, а также водоотведением. Для этого были разработаны и реализовывались республиканские целевые программы.
Данные о развитии инфраструктуры в Удмуртской Республике представлены в таблице.
В современных условиях развитие такой энергоемкой отрасли, как «Жилищно-коммунальное хозяйство», невозможно без пристального внимания к вопросам
2 Строительство в Удмуртской Республике. Ижевск:
Удмуртстат, 2014.
энергоресурсосбережения и энергоэффективности. В соответствии с Федеральным законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности3 в республике была успешно реализована целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года»4. В 2012 г. из республиканского бюджета выделено свыше 172 млн рублей на техническое перевооружение, капитальный ремонт, реконструкцию источников теплоснабжения и тепловых сетей2. Кроме того, в соответствии с соглашением между Министерством энергетики Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики на реализацию программы из федерального бюджета было направлено свыше 108 млн руб. [9, 10].
Сумма капитальных вложений Удмуртии в объекты коммунальной отрасли составила 548,3 млн руб. На эти средства были реконструированы котельные, отремонтированы скважины, построены новые инженерные и заменены сети, пришедшие в негодность. На мероприятия по поддержке коммунального хозяйства в 2012 г. из республиканского бюджета было выделено 74,5 млн руб. Это позволило поддержать объекты инженерной инфраструктуры на должном уровне и выполнить все необходимые мероприятия в рамках подготовки республики к отопительному сезону.
В условиях недостаточности бюджетных средств необходимо находить новые источники финансирования, выходить на новые уровни сотрудничества, одним из которых является государственно-частное партнерство. Для этого администрациям муниципальных образований необходимо внедрять механизмы взаимодействия с бизнесом, а предприятиям жилищно-коммунального хозяйства разрабатывать и реализовывать инвестиционные программы с привлечением инвестиций в модернизацию и развитие объектов инженерной инфраструктуры. Этому способствует реализация программ комплексного развития систем
3 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
4 О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2010 № 75 «Об утверждении республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года"»: постановление Правительства Удмуртской Республики от 25.11.2013 № 528.
коммунальной инфраструктуры, а также начало разработки в муниципальных образованиях схем тепло- и водоснабжения, водоотведения [11-13].
Для обеспечения населения питьевой водой гарантированного качества и в необходимых объемах с 2011 г. на территории Удмуртии реализуется республиканская целевая программа «Чистая вода на 2011-2015 годы»5. За это время профинансированы мероприятия программы на сумму более 271 млн руб., в том числе из бюджета Удмуртской Республики в размере 202,8 млн руб., при этом из федерального бюджета на условиях софинансирования было выделено 68,8 млн руб. На эти средства продолжено строительство главной канализационной насосной станции № 3 на Костиной мельнице и 26-го коллектора — стратегически важных объектов для развития жилищного строительства в Ижевске, очистных сооружений канализации в г. Можга и п. Ува. Кроме того, выполнена реконструкция очистных сооружений в п. Балезино и построено более 10 км сетей водоснабжения и водоотведения.
Для развития водоснабжения населения сельских районов республики в рамках республиканской целевой программы «Социальное развитие села на 2011-2015 годы»6 на строительство подземных источников и сетей водоснабжения сельских поселений было направлено 105,7 млн руб., в том числе из бюджета Удмуртской Республики 64,8 млн руб. и 40,9 млн руб. привлечено из федерального бюджета.
На территории муниципальных образований построено более 71 км сетей водоснабжения, пробурено и сдано в эксплуатацию семь артезианских скважин.
В рамках республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Воткинска на 2011-2013 гг.7 закончено строительство и введена в эксплуатацию насосная станция 2-го подъема с подключением резервуаров чистой воды объемом 10 тыс. м3. Объем финансирования строительства объекта в 2012-2013 гг. составил 188,5 млн руб., из них более 58 млн руб. — федеральные
5 Об утверждении республиканской целевой программы «Чистая вода на 2011-015 годы»: постановление Правительства Удмуртской Республики от 22.11.2010 № 356.
6 Об утверждении республиканской целевой программы «Социальное развитие села на 2011-2015 годы»: постановление Правительства Удмуртской Республики от 06.09.2010 № 274.
7 Об утверждении республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Воткинска Удмуртской Республики (2011-2013 годы): постановление Правительства
Удмуртской Республики от 20.12.2011 № 471.
средства. Построенный объект позволил увеличить запасы питьевой воды и повысить надежность водоснабжения населения Воткинска.
Ежегодно для подготовки коммунального хозяйства Удмуртской Республики к отопительному периоду из республиканского бюджета выделяются средства муниципальным образованиям для решения первоочередных вопросов по капитальному ремонту и замене отработавшего нормативные сроки оборудования котельных, тепловых сетей, подземных источников и сетей водоснабжения, являющихся муниципальной собственностью. За прошедшие пять лет для реализации мероприятий в области коммунального хозяйства на эти цели израсходовано 370 млн руб., что позволяет сдерживать уровень износа коммунальной инфраструктуры в пределах 70% и проводить отопительные сезоны без серьезных аварий.
В 2013 г. Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики была разработана региональная программа по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 20132015 гг.8. Правление государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 18.07.2013 одобрило заявку Удмуртской Республики на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда для реализации мероприятий программы в сфере горячего водоснабжения г. Сарапула. Республика стала первым регионом, по которому правлением Фонда было принято решение о предоставлении средств на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с одобренной заявкой Удмуртская Республика получила из средств Фонда 6,24 млн руб.
Общая стоимость программы составит 127,4 млн руб., в том числе:
- заемные средства — 107,03 млн руб.;
- средства участника региональной программы ООО «Удмуртские коммунальные системы»
— 8,74 млн руб.;
- средства бюджета Удмуртской Республики
— 4,81 млн руб.;
- средства городского бюджета — 581,94 тыс. руб.
8 Об утверждении региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы: постановление Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2013 № 258.
Это позволит повысить качество и надежность предоставляемых коммунальных услуг, сократить расходы коммунальных ресурсов на оказание услуг населению и снизить уровень потерь при транспортировке9.
В рамках программы планируется:
- подготовка проектной документации по ре ко нструкции объ е кто в систе мы централизованного горячего водоснабжения;
- установка автоматических регуляторов температуры и насосных агрегатов с преобразователями частоты;
- замена устаревших водоподогревателей;
- модернизация тепловых сетей и оборудования центральных тепловых пунктов.
Всего за пятилетний период на строительство, модернизацию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике было направлено 3,67 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — более 484 млн руб., из республиканского бюджета — 3,188 млрд руб. На эти средства реконструированы и капитально отремонтированы 126 котельных, более 145 км сетей водо- и теплоснабжения, 353 артезианские скважины, 20 водонапорных башен, заменено 133 низкоэффективных отопительных котла, построено 132,5 км инженерных сетей, 10 артезианских скважин10.
Уровень благоустройства жилищного фонда республики представлен на рисунке.
Анализ данных, представленных на рисунке, показывает, что в среднем по ре спублике водопроводом оборудовано — 78,5%, канализацией — 67,3%, централизованным отоплением — 78,7%, горячим водоснабжением — 57,1%, газом — 78,8% жилищ.
В соответствии с требованиями федерального законодательства в муниципальных образованиях республики разработаны и реализуются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые призваны обеспечить развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества услуг, предоставляемых потребителям. Перспективный период, на который разрабатываются программы,
9 Вестник Минстроя Удмуртской Республики. 2014. № 1. 62 с.
10 Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы: закон Удмуртской Республики от 18.12.2009 № 68-РЗ.
Оборудование жилищного фонда,%
Напольные электроплиты Газификация Ванны
Горячее водоснабжение Отопление Канализация
Водопровод
□ Сельская местность
Источник: авторская разработка.
приближен к периоду разработки документов территориального планирования. В настоящее время программы разработаны и утверждены в 29 муниципальных образованиях республики.
Задачами, стоящими перед органами местного самоуправления на ближайшую перспективу, являются их актуализация на основе анализа выполненных мероприятий, определение приоритетных направлений и утверждение на следующий перспективный период. К сожалению, большое количество мероприятий, запланированных к реализации в рамках программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, из-за дефицита бюджетов муниципальных образований остаются невыполненными. Максимально обеспечить их реализацию — одна из важнейших задач, которая позволит модернизировать действующие и построить новые объекты коммунальной инфраструктуры, необходимые для социально-экономического развития районов республики.
В соответствии с требованиями законов о водоснабжении и водоотведении11 и о
Городская местность
теплоснабжении12 на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке и утверждению схем тепло- и водоснабжения, водоотведения муниципальных образований. Эти документы позволяют определить долгосрочную перспективу развития централизованных систем тепло- и водоснабжения, водоотведения поселений и городских округов на основе информации аналитического характера о техническом состоянии существующих коммунальных систем. Кроме того, они позволяют определить основные направления развития таких систем с учетом перспективного развития территорий муниципальных образований и планируемых мероприятий по приведению качества предоставляемых услуг потребителям в соответствие с установленными требованиями законодательства [14-17]. В настоящее время из 273 городских округов и сельских поселений республики, в которых требуется разработка схем, лишь в 34 утверждены схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения — только в двух. Причина отсутствия данных документов одна — недостаточность средств в республиканском бюджете и бюджетах муниципальных образований.
11 О водоснабжении и водоотведении: Федеральный закон от 12 О теплоснабжении: федеральный зак°н от 27.°7.201°
07.12.2011 № 416-ФЗ. № 190-ФЗ.
По предварительным расчетам для разработки схем тепло- и водоснабжения, водоотведения муниципальных образований республики в соответствии с требованиями нормативных документов необходимо около 280 млн руб.
Одним из способов решения вопросов модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры являются инвестиции средств, предусмотренных органами регулирования в тарифах, установленных для организаций коммунального комплекса. Эти средства должны быть предусмотрены в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности [18, 19].
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики определено в качестве уполномоченного исполнительного органа государственной власти республики по утверждению инвестиционных программ в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения. В настоящее время утверждены инвестиционные программы только 12 предприятий (из более чем 435 предприятий, оказывающих данные услуги). Разработка инвестиционных программ организациями коммунального комплекса в большинстве своем затрудняется из-за отсутствия инвестиционной составляющей в тарифах, рост которых ограничивается предельными индексами.
Одной из основных задач, от решения которой зависит развитие коммунальной инфраструктуры, модернизация объектов инженерных систем, реконструкция действующих объектов с высоким уровнем износа и строительство новых, является привлечение в отрасль частных инвестиций. Мероприятия по реализации проектов строительства
объектов коммунальной инфраструктуры являются очень дорогостоящими. Строительство таких объектов осуществляется в несколько этапов в течение нескольких лет. Это связано с тем, что многие объекты являются технологически сложными с уникальным производственным циклом, для их реализации необходимо выполнение значительных объемов работ. Высокая стоимость строительства таких объектов требует значительных финансовых затрат. При этом объекты водоснабжения и водоотведения являются объектами социальной направленности и непривлекательны для частных инвесторов. Длительный срок возврата вложенных средств и отсутствие источников возврата ввиду жесткого тарифного регулирования, не позволяющего включать в тариф инвестиционную составляющую, приводят к отказу инвестиционных компаний и частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения от участия в финансировании проектов строительства объектов коммунальной инфраструктуры [20].
Окупаемость проектов в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения и электроснабжения более очевидна. Их реализация возможна в рамках энергосервисных контрактов.
Для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Удмуртской Республики Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики республики утвержден график проведения конкурсных процедур по передаче в концессию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Развитие данной формы государственного частного партнерства — одно из приоритетных направлений модернизации коммунальной инфраструктуры.
Список литературы
1. Грахова Е.В. Оценка региональных финансов на примере Удмуртской Республики // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 80-летию УГАТУ: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Уфа: УГАТУ, 2012. Ч. 2. С. 43-46.
2. ДанилевичЯ.Б., Коваленко А.Н. Энерго- и ресурсосбережение — условия и факторы экономического возрождения // Экономическое возрождение России. 2007. № 2. С. 8-16.
3. АлексееваН.А. Мезоэкономика как часть экономической теории // Экономические науки. 2008. № 38. С. 219-221.
4. Алексеева Н.А. Некоторые аспекты мезоэкономической теории региона // Регионология. 2008. № 1. С. 68-72.
5. Алексеева Н.А. Учет социальных факторов экономического роста в новой модели межбюджетных отношений // Человек и труд. 2008. № 4. С. 60-61.
6. Воронцова Т.В., Губанова Е.С. Строительный комплекс региона: современное состояние и инновационный потенциал // Отраслевая экономика. 2012. № 5. С. 96-106.
7. Денисов Г.А., Каменецкий М.И. Организация инновационной деятельности в строительном комплексе // Проблемы прогнозирования. 2003. № 3. С. 50-63.
8. Дикарева В.А., Шалунов К.Е. Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства как институт проведения реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2. С. 699-702.
9. Грахова Е.В., Мирзаянов Ф.Ф. Развитие принципов формирования интегративного управления в инвестиционно-строительном комплексе // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-3. С.
10. Ковалева Л.В. Государственно-частное партнерство и механизмы регулирования инвестиционных вложений в жилищно-коммунальное хозяйство // Экономика предпринимательства: теория и практика: сборник материалов международного научного симпозиума. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С 199-203.
11. Крюкова Е.М., Карпачев П.Ю., Голина С.В. Приоритетные направления повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства // Финансы и кредит. 2013. № 28. С. 54-61.
12. Асадуллин А.Ф., Файзуллин Р.В. Анализ бюджетной обеспеченности районов и городов Удмуртской Республики // Приволжский научный вестник. 2013. № 8-1. С. 70-78.
13. Асаул А.Н. Концептуальный подход к решению проблемы финансирования жилищного строительства в условиях развития глобальных рынков жилья // Научные труды вольного экономического общества России. 2005. № 55. С. 305-321.
14. Мохначев К.С. Формирование условий для создания и развития инновационных подсистем в мезоэкономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 27. С. 48-52.
15. ПримакЛ.В., КононыхинБ.Д. Управление и качество в системах ЖКХ // Механизация строительства. 2006. № 6. С. 2-3.
16. Санжина О.П. Управление строительством в регионе: проблемы и перспективы развития. СПб: СПбГАСУ, 2000. 177 с.
17. Цыбин А.В., Орлов С.В. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством нуждается в совершенствовании // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 8. С. 76-77.
18. Асаул А.Н. Состояние и перспективы инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации // Экономическое возрождение России. 2008. № 2. С. 3-9.
19. Барабанов А.С. Жилищно-коммунальное хозяйство регионов: проблемы финансирования и пути их решения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8. URL: http://web.snauka. ru/issues/2013/08/26119.
20. Жадько П.А. Современное состояние и перспективы совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством // Вопросы экономических наук. 2009. № 6. С. 38-39.
377-379.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Sustainable Development of Regions
HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT AT THE MESO-LEVEL
Valerii P. GRAKHOV, Sergei A. MOKHNACHEVb*, Yuliya G. KISLYAKOVAc, Ol'ga F. KALININAd
a Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation [email protected]
b East European Institute, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation [email protected]
c Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation [email protected]
d Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation [email protected]
'Corresponding author
Article history:
Received 31 March 2015 Accepted 20 April 2015
Abstract
Importance The article considers the problems of the impact of housing and communal services on the development of the housing complex of the region, using the Udmurt Republic case study. Objectives The paper aims to identify and disclose the basic problems in investment and construction activities in the territory of the Republic.
Methods The study used a systems approach, methods of structural analysis and statistical methods.
Results We analyzed the current challenges of ensuring an engineering infrastructure of land earmarked for housing. The process of formation of this infrastructure is considered as a complex system that depends on several factors. We identified the necessary investments to upgrade the municipal infrastructure in the Republic of Udmurtia territory.
Conclusions and Relevance The analysis showed that over the past five years, the Republic has paid much attention to the development of communal complex, as well as the improvement of the reliability of provision of the social infrastructure with heat supply, water supply and utilization. We concluded that under the conditions of insufficient budget funds, there is a need to find new sources of funding, enter new levels of cooperation, one of which is a public-private partnership. To do this, municipal administrations are to introduce arrangements with business, and the enterprises of housing and communal services are to develop and implement investment programs involving investment in modernization and development of objects of engineering infrastructure.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
We express our gratitude to the Ministry of Construction, Architecture and Housing Policy of the Udmurt Republic for the assistance in writing this article.
Keywords: building complex, housing and communal services, modernization, infrastructure, region
References
1. Grakhova E.V. [Evaluation of regional finance: the Udmurt Republic case study]. Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 80-letiyu UGATU: sbornik trudov v 2 ch [Proc. Sci. Conf. All-Russian Scientific and Practical Conference Dedicated to the 80-th Anniversary of USATU]. Ufa, USATU Publ., 2012, vol. 2, pp. 43-46.
2. Danilevich Ya.B., Kovalenko A.N. Energo- i resursosberezhenie — usloviya i faktory ekonomicheskogo vozrozhdeniya [Energy and resource saving: the conditions and factors of economic recovery]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2007, no. 2, pp. 8-16.
3. Alekseeva N.A. Mezoekonomika kak chast' ekonomicheskoi teorii [Meso-economics as part ofthe economic theory]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2008, no. 38, pp. 219-221.
4. Alekseeva N.A. Nekotorye aspekty mezoekonomicheskoi teorii regiona [Some aspects of the meso-economic theory of region]. Regionologiya = Regionology, 2008, no. 1, pp. 68-72.
5. Alekseeva N.A. Uchet sotsial'nykh faktorov ekonomicheskogo rosta v novoi modeli mezhbyudzhetnykh otnoshenii [The social factors of economic growth in the new model of interbudgetary relations]. Chelovek i trud = People and Work, 2008, no. 4, pp. 60-61.
6. Vorontsova T.V., Gubanova E.S. Stroitel'nyi kompleks regiona: sovremennoe sostoyanie i innovatsionnyi potentsial [A building complex of the region: State-of-the-art and the innovative potential]. Otraslevaya ekonomika = Industry Economics, 2012, no. 5, pp. 96-106.
7. Denisov G.A., Kamenetskii M.I. Organizatsiya innovatsionnoi deyatel'nosti v stroitel'nom komplekse [Organization of innovation in the construction industry]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2003, no. 3, pp. 50-63.
8. Dikareva V.A., Shalunov K.E. Gosudarstvennaya korporatsiya — Fond sodeistviya reformirovaniyu zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva kak institut provedeniya reform v zhilishchno-kommunal'nom khozyaistve [State Corporation: The Fund for housing and public utilities reform as an institute for reforms in housing and communal services]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014,no.5-2, pp. 699-702.
9. Grakhova E.V., Mirzayanov F.F. Razvitie printsipov formirovaniya integrativnogo upravleniya v investitsionno-stroitel'nom komplekse [Development of the principles of integrated management in the investment-building complex]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 1-3, pp. 377-379.
10. Kovaleva L.V. [Public-private partnership and regulatory mechanisms of investment in housing and communal services]. Ekonomika predprinimatel 'stva: teoriya i praktika. 2014: sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchnogosimpoziuma [Proc. Sci. Conf. Economics of Entrepreneurship: Theory and Practice. 2014]. Kirov, International Center for Scientific Research Projects Publ., 2014, pp. 199-203.
11. Kryukova E.M., Karpachev P.Yu., Golina S.V. Prioritetnye napravleniya povysheniya investitsionnoi privlekatel'nosti zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva [Priority directions of increase of the investment attractiveness of housing and communal services]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2013, no. 28, pp.
12. Asadullin A.F., Faizullin R.V. Analiz byudzhetnoi obespechennosti raionov i gorodov Udmurtskoi Respubliki [An analysis of the fiscal capacity of districts and towns of the Udmurt Republic]. Privolzhskii nauchnyi vestnik = Volga Research Journal, 2013, no. 8-1, pp. 70-78.
13. Asaul A.N. Kontseptual'nyi podkhod k resheniyu problemy finansirovaniya zhilishchnogo stroitel'stva v usloviyakh razvitiya global'nykh rynkov zhil'ya [A conceptual approach to solving the problem of housing finance in global housing markets]. Nauchnye trudy vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii = Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 2005, no. 55, pp. 305-321.
14. Mokhnachev K.S. Formirovanie uslovii dlya sozdaniya i razvitiya innovatsionnykh podsistem v mezoekonomike [Formation of the conditions for creation and development of innovative subsystems in meso-economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 27, pp. 48-52.
15. Primak L.V., Kononykhin B.D. Upravlenie i kachestvo v sistemakh ZhKKh [Management and quality of housing-and-communal services systems]. Mekhanizatsiya stroitel 'stva = Mechanization of Construction, 2006, no. 6, pp. 2-3.
16. Sanzhina O .P. Upravlenie stroitel 'stvom v regione: problemy iperspektivy razvitiya [Construction management in the region: problems and prospects]. St. Petersburg, SPbSASU Publ., 2000, 177 p.
17. Tsybin A.V., Orlov S.V. Sistema upravleniya zhilishchno-kommunal'nym khozyaistvom nuzhdaetsya v sovershenstvovanii [The management system of housing and community services needs to be improved].
Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' = National Interests: Priorities and Security, 2008, no. 8, pp. 76-77.
54-61.
18. Asaul A.N. Sostoyanie i perspektivy investitsionno-stroitel'noi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii [The status and prospects of investment and construction activities in the Russian Federation]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2008, no. 2, pp. 3-9.
19. Barabanov A.S. [Housing and communal services of regions: problems and ways of solution].
Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2013, no. 8. (In Russ.) Available at: http://web.snauka. ru/issues/2013/08/26119.
20. Zhad'ko P.A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya upravleniya zhilishchno-kommunal'nym khozyaistvom [Current status and prospects of improving the housing and communal facilities]. Voprosy ekonomicheskikh nauk = Issues of Economic Sciences, 2009, no. 6, pp. 38-39.