Научная статья на тему 'Жилищная политика на Дальнем Востоке СССР в 50-е – 60-е годы ХХ века'

Жилищная политика на Дальнем Востоке СССР в 50-е – 60-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА СССР / ЖИЛИЩНЫЙ КРИЗИС / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дробница Августина Васильевна, Ярославцев Александр Владимирович

В статье раскрывается решение жилищной проблемы на Дальнем Востоке СССР в период 1953 – 1964 гг. Авторы анализируют правительственные меры по развитию жилищного строительства на востоке страны, показывают трудности в достижении поставленных целей и результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жилищная политика на Дальнем Востоке СССР в 50-е – 60-е годы ХХ века»

Дробница Августина Васильевна - д-р ист. наук, профессор. ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск)

Ярославцев Александр Владимирович - аспирант ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск)

Жилищная политика на Дальнем Востоке СССР в 50-е - 60-е годы ХХ века

А.В. Дробница А.В. Ярославцев

В статье раскрывается решение жилищной проблемы на Дальнем Востоке СССР в период 1953 - 1964 гг. Авторы анализируют

правительственные меры по развитию жилищного строительства на востоке страны, показывают трудности в достижении поставленных целей и результатов.

The paper deals with the housing problem solution in the Far Eastern region of the USSR in 1953 - 1964. The authors analyze the government measures in housing construction development, show the shortcomings in achievement of the reported aims and its results.

Ключевые слова: жилищная политика СССР, жилищный кризис, жилищное строительство.

Современное жилье как элемент материальной культуры прошло длинный исторический путь: от естественных укрытий и пещер - первых пристанищ наших предков - до современных домов-небоскребов, оборудованных сложной инженерной техникой. На различных этапах развития общества по-разному решались вопросы обеспечения граждан жильем.

В дореволюционной России жилищное хозяйство, в основном, находилось в руках частных предпринимателей и являлось наиболее отсталым в мире. По низкому уровню благоустройства и переуплотненности жилища, а также антисанитарии Россия занимала первое место в Европе. По статистике, средняя обеспеченность жилой площадью в городах России в 1913 г. составляла 4,5 м , фактическая же обеспеченность была еще ниже [1].

С 1917 г. советская власть решала жилищные вопросы граждан в соответствии со своими программными документами, начиная с конфискации домов состоятельных домовладельцев и заселения их семьями рабочих из подвалов, трущоб, казарм [2]. «Жилищный передел» явился главным направлением жилищной политики в первые годы советской власти. Однако принятые меры не способствовали решению жилищной проблемы граждан, особенно горожан, и, начиная с первой пятилетки, программные

мероприятия уже предусматривали строительство жилья. Бурное развитие промышленности, транспорта, строительства, городского хозяйства вело к росту городского населения страны, что, в свою очередь, требовало больших капитальных вложений в государственное и кооперативное жилищное строительство. Уже к 1940 г. весь городской жилищный фонд СССР составлял 421 млн. м общей площади [3].

Великая Отечественная война затормозила развитие городского хозяйства, в целом, и жилищного хозяйства, в частности.

Коренной перелом в решении жилищной проблемы произошел в 1960-е годы. Этому способствовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 г. «О развитии жилищного строительства в СССР», которым была поставлена задача в кратчайшие сроки достигнуть значительного прироста жилищного фонда страны [4]. Перспективной задачей на ближайшие 10 - 15 лет являлось обеспечение каждой семьи, в т. ч. молодоженов, благоустроенной квартирой, соответствующей требованиям гигиены и культурного быта. Специальный раздел Программы партии, принятой в 1961 г., «Разрешение жилищной проблемы и благоустройство быта» охватывал широкий круг вопросов социально-экономического и народно-хозяйственного значения [5].

Принятый 11 июня 1964 г. на третьей сессии Верховного Совета РСФСР шестого созыва Гражданский кодекс РСФСР [6], исходя из положений Конституции СССР от 5 декабря 1936 г., содержал норму (ст. 95) о нахождении в собственности государства основного жилищного фонда в городах и в поселках городского типа. Поэтому основной формой удовлетворения потребности граждан СССР в жилье являлось предоставление им жилых помещений из этого фонда по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполкомами Советов депутатов трудящихся. Что касается общественного жилищного фонда (включая жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзам и иным общественным организациям), фонда жилищно-строительных кооперативов и индивидуального жилищного фонда, то их роль в решении жилищной проблемы была второстепенной.

Неизбежным следствием сверхцентрализации жилищного строительства стало балансирование между двумя крайностями: строить высококачественное, долговечное и дорогое жилье для немногих или много дешевого, стандартного и не очень долговечного жилья. Последнее решение легло в основу жилищной политики конца 50-х - начало 70-х гг., которая определила стратегию жилищного строительства, предусматривающую переход от сооружения единичных домов по индивидуальным проектам к типовому, индустриальному строительству. Стандартизация домов, индустриализация домостроения, строительство экономичных (нередко в ущерб комфортности) квартир позволило перейти преимущественно к

посемейному заселению, понизить долю коммунального и неблагоустроенного жилья.

В результате реформы, государственные жилищные финансы стали направляться, наряду с отраслевыми Министерствами, непосредственно в местные бюджеты территориальных органов власти. Местные Советы были наделены правами единого заказчика жилищного строительства и эксплуатации жилья на своей территории. В структуре городского управления были созданы специализированные службы по организации строительства и содержанию жилья, а также отделы по распределению квартир по единым нормативам в соответствии с жилищной очередью.

В течение этого периода местный жилищный фонд пополнялся за счет городского строительства и обязательных отчислений (долей) от строительства ведомственного жилья. Начался процесс передачи существующего ведомственного фонда на баланс местных Советов. Было разрешено и получило поддержку кооперативное строительство жилья за счет средств граждан и государственных ссуд. Постановления 1957, 1959, 1962 и 1964 гг. предусматривали более широкое участие населения в строительстве жилья - метод народной стройки, кредитование индивидуального строительства, рост продажи стройматериалов, возрождение жилищной кооперации [7].

Капитальное строительство переводилось на индустриальную основу путем внедрения поточного механизированного процесса сборки и монтажа зданий, что способствовало резкому росту масштабов государственного жилищного фонда. Если за предвоенный период было введено в действие 127,9 млн. м общей площади жилья, то за период 1956 - 1975 гг. было построено в 10 раз больше, т. е. 1284,2 млн. м [8].

На Дальнем Востоке СССР в рассматриваемый период шла интенсивная застройка жилых массивов для работников угольной, рыбной и целлюлозно-бумажной промышленности, железнодорожного транспорта и других отраслей дальневосточного хозяйства. Жилой фонд резко увеличивался, однако острота жилищной проблемы не была снята, так как значительная часть жилого фонда в городах и рабочих поселках находилась в ветхом состоянии, требовала срочной замены. Государство выделяло большие денежные ассигнования, лимиты строительных материалов, оказывало помощь индивидуальным застройщикам. По почину горьковчан широкое развитие получило и ведомственное строительство жилья - методом народной стройки.

Динамика жилищного строительства в Хабаровском крае свидетельствует об увеличении его объемов: если за 1950 - 1951 гг. было построено и введено в эксплуатацию 236 тыс. м , то за два первых года шестой пятилетки 627 тыс. м2 жилой площади. В колхозах и совхозах края за 1953 - 1958 гг. было построено около 5 тыс. жилых домов, в т. ч. для семей новоселов.

Для жилищной политики в последующее десятилетие (1954 - 1964 гг.) характерно беспрецедентное увеличение государственных ассигнований на

жилищное и социально-культурное строительство и предприятия,

обеспечивающие реализацию стратегической задачи - массовое строительство жилья.

В Амурской области за первый год шестой пятилетки (1956) на капитальное жилищное, культурно-бытовое строительство и благоустройство города Благовещенска горкомхозу, предприятиям и учреждениям города, по всем ведомствам было выделено из бюджета около 55 млн. руб., в т. ч., на капитальное строительство - 22, на жилищное строительство - 15765 млн. руб., на культурно-бытовое строительство - 12035 млн. руб. и на благоустройство города - 5750 тыс. руб., в т. ч. за счет средств местного бюджета - 3250 тыс. руб. и за счет предприятий и организаций - 2500 тыс. руб. [9]. За 1955 - 1956 годы в г. Благовещенске введено новой и капитально отремонтировано жилой площади более трех тыс. м (1955 г.) [9; л. 45 - 46] и 1000 м (1956 г.) [9; л. 31 - 32]. Кроме того, за счет кредита коммунального банка построено 275 индивидуальных домов, общей площадью 9720 м2 [9; л. 33-38]. По жилищному строительству в 1957 г. освоено 24 млн. руб., тогда

как в 1956 г. - только 16 млн. руб. Введено в эксплуатацию жилой площади

22

20 тыс. м , что на 5 тыс. м больше, чем в 1956 г. Из указанного количества жилой площади (наряду с многоквартирными домами) был построен 271 индивидуальный дом [9; л. 49].

Основные показатели экономического и социального развития ЕАО показывают ежегодный прирост объемов жилищного фонда, обобществленная жилплощадь которого составила (тыс. м ): в 1955 г. - 315,1, в 1959 г. - 438,2, в 1960 г. - 647,8, в 1961 г. - 666,3, в 1962 г. - 702,6, в 1963 г.

- 712,5, в 1964 г. - 739,2, в 1965 г. - 744,9 [10]. Быстрые темпы жилищного строительства обеспечивались за счет развития базы стройматериалов, производимых в ЕАО. Так, увеличилось производство: извести - с 51,8 в 1955 г. до 91,6 (тыс. т.) в 1965 г.; кирпича силикатного - с 15458 в 1958 г. до 63510 тыс. шт. в 1965 г.; пиломатериалов (тыс. м ) - с 38,0 в 1955 г. до 274,5 в 1965 г. [10].

В 1955 г. в Южно-Сахалинске имелось 8978 жилых домов общей

площадью 480 тыс. м , коммунальный жилой фонд составлял 1880 домов с

22 общей площадью 95,3 тыс. м . При этом, 330 тыс. м приходилось на ветхие,

каркасно-засыпные японские постройки [11]. В 1956 и 1957 гг. введено в

эксплуатацию по 42 тыс. м жилой площади домов [12] и около 600

индивидуальных жилых домов [13]. К 1960 г. жилой фонд города Южно-

22 Сахалинск составлял около 506,6 тыс. м , из них 229 тыс. м приходилось на

ветхие бараки и каркасно-засыпные строения японского типа [14]. По видам

строений жилой фонд представлял следующую картину (Таблица 1) [15].

Разные источники дают такую характеристику жилым строениям на первую

половину 1960-х годов.

Таблица 1

Виды строений жилого фонда

Вид Строений по степов ым материалам Этажность строений Всего

одноэтажные двухэтажные трехэтажныв четыре у-пятнэтажные О аз С л У си 2 О -й М О 9 К

количество л С ^ с О « £ та Е £ о т ь □г X. с; о и Л =С с * 1= ■-> й 1 І 1 количество ■XI Її 1= О 5 ё. количество м с С О га і. £

Каменные 1179 51,4 111 33,7 23 15,3 39 41.7 1352 147,1

Деренянныв 2507 103.6 157 40,5 - ■ - - 2664 144,1

Кэркэсние 4434 227,6 359 32,7 2 0.8 - 4795 261,1

Итого 3120 382,6 111,9 25 16,1 39 41,7 3811 552,3

Источник: ГАСО. - Ф. 695. - Оп. 1. - Д. 32. - Л. 3.

В июле 1962 г. введен в эксплуатацию завод крупнопанельного домостроения производственной мощностью 35 тыс. м [16], что позволило в 4-5 раз сократить сроки строительства. Первые четыре крупнопанельных дома были заселены в 1962 г. В соответствии с генеральным планом, в городе прекратилось государственное строительство одно-, двух- и трехэтажных жилых домов [17]. Вместо малых кварталов площадью всего 0,5 га появились микрорайоны площадью до 35 га. В 1962 г. вступила в действие первая очередь теплофикации, а еще через три года тепло получил весь центральный район города, или 74% населения. Начались работы по сооружению северной подстанции ЛЭП на 220 кВт для получения электроэнергии со строящейся Южно-Сахалинской ГРЭС. Велось профилирование магистральных улиц: Ленина, Предгорной, Железнодорожной, Украинской, Пограничной, Южной, Коммунистического проспекта.

На майской (1963 г.) сессии городского Совета депутатов трудящихся

Южно-Сахалинска отмечалось, что за послевоенные годы построено 402,2

тыс. м жилья. К 1964 г. в городе одноэтажные строения составляли 30,5%,

двухэтажные - 28%, трехэтажные - 7,5%, четырехэтажные - 27%,

пятиэтажные - 7%. Общий жилой фонд превышал 600 тыс. м , из них:

2 2 обобществленный 430,5 тыс. м (77,8%), индивидуальный - 121,8 тыс. м

(22,2%). Более 260 тыс. м2 жилой площади размещалось в каркасных домах

японского типа, непригодных для жилья как по степени износа, так и по своей

конструкции [18]. На одного жителя приходилось 6,5 м , а без учета японского

фонда - 3,3 м2 жилой площади.

15 июля 1964 г. Совет Министров РСФСР принял Постановление № 872 «О проекте планировки г. Южно-Сахалинска». В проект вошли генеральный план застройки, схема размещения строительства первой

очереди и план пригородной зоны на 20-25 лет. Планировалось увеличить площадь городской застройки с 1768 до 2283 га из расчета средней нормы обеспеченности жилой площадью каждого жителя не менее 12 м2.

Жилая и общественная застройка велась укрупненными кварталами трех- и четырехэтажными деревянными и каменными домами главным образом в центральной и южной частях города. Однако отсутствие планировочной структуры и зачастую случайный характер застройки создавали трудности в размещении инженерных коммуникаций [19], обеспечении транспортных связей и в благоустройстве. В целом же, за период с 1959 по 1965 гг. было построено 210 тыс. м жилья [20]. Индустриальное строительство пятиэтажных домов и комплексная застройка жилых микрорайонов 90-квартирными крупнопанельными домами способствовали увеличению жилой площади города до 812 тыс. м2.

Экономическое и социальное развитие, большие успехи в народном образовании обусловили дальнейший рост населения Хабаровского края. Если на начало 1956 г. в районах края (в современных границах) проживало 1 млн. 140 тыс. чел., при этом почти 3/4 составляло городское население [21], то в 1958 г., по данным Всесоюзной переписи, численность населения Хабаровского края составляла 1142,5 тыс. чел., в т. ч. городского населения -848,3 и сельского 294,2 тыс. чел. [22].

Важной задачей государственных органов власти являлось дальнейшее улучшение жилищно-бытовых условий трудящихся. Программа строительства требовала от руководителей, хозяйственных и профсоюзных органов принять все меры к тому, чтобы обеспечить выполнение установленных планов по вводу жилой площади и создать условия для еще более интенсивного развития жилищного строительства в последующие годы [9; л. 56 - 58].

Огромное значение имело развитие в регионе деревообрабатывающих предприятий, которые обслуживали как промышленность, так и жилищное строительство и нужды населения. Сформированная строительная индустрия обеспечивала возведение в городах, поселках и отдельных селах благоустроенных многоквартирных домов [23]. К 1957 г. в крае было построено и введено в действие 507,5 тыс. м жилой площади, сдано в эксплуатацию 16 школ на 4240 мест, 19 детских садов на 1604 места, 7 больниц на 468 мест [24].

В плане 1958 г. по большинству предприятий и организаций Дальнего Востока было предусмотрено расширение жилищного строительства. Только в Хабаровске в 1958 г. ввели в эксплуатацию 30 тыс. м жилой площади, что на 10 тыс. м было больше, чем в 1957 году. Кроме того, за счет кредита коммунального банка и собственных сбережений трудящихся было построено не менее 16 тыс. м жилой площади или 400 домов, тогда как в 1957 г. был построен 271 индивидуальный дом.

Решением Хабаровского крайисполкома в 1961 г. был организован специализированный строительно-монтажный трест «Хабаровскцелинстрой» Главцелинстроя Министерства совхозов РСФСР, который выполнял все

строительно-монтажные работы по строительству производственных, жилых, социальных и культурно-бытовых объектов в сельской местности [25], что способствовало реализации жилищной политики на Дальнем Востоке России.

В итоге, государственный жилищный фонд в городах и рабочих поселках края за 1961 - 1967 гг. увеличился в 1,7 раза, капитально отремонтировано более 500 тыс. м жилой площади. Организовано централизованное теплоснабжение и водоснабжение более 70 тыс. м2 жилья в 26 поселках [26].

Широким фронтом шло жилищное строительство. За восьмую

22 пятилетку построено 3 млн. м жилья, что на 0,2 млн. м больше, чем в 1959 -

1965 гг. Многие промышленные предприятия Хабаровска, Комсомольска-на-

Амуре, Советской Гавани и других городов значительно увеличили

ассигнования на строительство жилья, дошкольных учреждений, пионерских

лагерей, спортивных комплексов и других социально-культурных объектов

для нужд своих коллективов.

В послесталинский период, под идеологическим воздействием Программы построения коммунизма в сознании населения утверждалось стремление к лучшей жизни в отдельной квартире для отдельной семьи. С отставкой в октябре 1964 г. Н.С. Хрущева до конца 1960-х годов жилищное строительство на Дальнем Востоке было приостановлено. И в последующем, несмотря на принимаемые государством меры по интенсивному строительству жилья, жилищная проблема в СССР не была окончательно решена.

Особенность реализации жилищной политики на Дальнем Востоке в 50

- 60 гг. XX в. выражалась в том, что целью ее было не только удовлетворение личных потребностей граждан в жилье («обеспечение каждой семьи отдельной благоустроенной квартирой»), но и решением комплексной инфраструктурной проблемы, включающей вопросы градостроительной политики, улучшения архитектуры и планировки населенных пунктов, ликвидации существенных различий между городом и деревней, развития транспорта, энергетики, инженерного оборудования зданий.

Однако означенные меры оказались недостаточными. Из-за жесткой альтернативности и явной нерациональности платных и бесплатных форм предоставления жилья подавляющее большинство горожан было вынуждено вставать в очередь на государственное жилье. Сказывались малые масштабы кооперативного строительства, запреты на малоэтажное жилье в больших городах, слабость правового статуса кооперативной (в части наследования, дарения) и индивидуальной (из-за постоянной угрозы сноса при незначительной компенсации) собственности. Тем не менее, предпринятые меры по строительству благоустроенного жилья позволили значительному числу дальневосточников улучшить жилищные условия, обрести свою квартиру, что явилось важным фактором закрепления населения на Дальнем Востоке.

Литература и источники:

1. Брокер, Д. Л. Современные проблемы жилищного хозяйства / Д. Л. Брокер. - М., 1961. - С. 56.

2. Декреты Советской власти. - М., 1957. - Т. 1. - С. 133.

3. СССР и зарубежные страны после победы Великой Октябрьской социалистической революции : стат. сб. - М., 1970. - С. 180.

4. Сборник постановлений СССР. - 1957. - № 16. - Ст. 162.

5. Материалы XXII съезда КПСС. - М., 1961. - С. 390.

6. Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1964. - № 24. - Ст. 406.

7. О мерах по улучшению эксплуатации и сохранению

государственного жилищного фонда: Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1959 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: Сб. док. - М. : Госполитиздат, 1968. - Т. 4. - С. 565 - 566; Об индивидуальном и кооперативном и жилищном

строительстве: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1962 г. // Сб. док. - М.: Госполитиздат, 1968. - Т. 5. - С. 93 - 95; О дальнейшем развитии кооперативного жилищного строительства: Постановление Совета Министров СССР от 19 ноября 1964 г. // Сб. док. -М. : Госполитиздат, 1968. - С. 531 - 536.

8. Народное хозяйство СССР за 70 лет. - М.: Финансы и статистика, 1987. - С. 508.

9. ГААО. - Ф. 436. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 16 - 17.

10. Экономическое и социальное развитие Еврейской автономной области: статистический сборник. - Биробиджан, 1984. - С. 3.

11. ГАСО. - Ф. 53. - Оп. 1. - Д. 528. - Л. 153.

12. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 133. - Л. 4; // Советский Сахалин. -1957. - 28 февраля.

13. СЦДНИ. - Ф. 44. - Оп. 1. - Л. 25; ГАСО. -Ф. 54. - Оп. 3. - Д. 14. -Л. 3,7; Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 137. - Л. 120.

14. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 159. - Л. 53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. ГАСО. - Ф. 695. - Оп. 1. - Д. 32. - Л. 3.

16. ГАСО. - Ф. 749. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 21.

17. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 187. - Л. 99.

18. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 194. - Л. 88, 90, 107.

19. ГАСО. - Ф. 53. - Оп. 25. - Д. 2882. - Л. 88.

20. СЦДНИ. - Ф. П - 44. - Оп. 15. - Д. 2015. - Л. З - 9.

21. Народное хозяйство Хабаровского края. - Хабаровск,1957. - С. 9.

22. ГАХК. - Ф. Р - 353. - Оп. 10. - Д. 316 в. - Л. 1.

23. ГАХК. - Ф. П - 35. - Оп. 32. - Д. 190. - Л. 14; Оп. 74. - Д. 14. - Л. 37;

Оп. 74. - Д. 4. - Л. 25.

24. ГАХК. - Ф. Р - 353. - Оп. 10. - Д. 50. - Л. 45 - 47.

25. ГАХК. - Ф. Р - 137. - Оп. 14. - Д. 1049. - Л. 395.

26. ГАХК. - Ф. Р - 137. - Оп. 14. - Д. 1950. - Л. 1 - 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.