УДК 343.2/.7 ББК 67.408.1
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10064
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Мария Геннадьевна ЛЕВАНДОВСКАЯ, кандидат юридических наук, Московский государственный юридический университет имени О.Е Кутафина (МГЮА) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье исследуются актуальные проблемы, касающиеся правопонимания термина «жестокое обращение как способ совершения военных преступлений» в отечественном уголовном и международном праве.
Ключевые слова: международное право, уголовный кодекс, жестокое обращение, военные преступления, преступления против мира и безопасности человечества.
Annotation. The article examines the current problems concerning the legal understanding of the term cruel treatment as a way of committing war crimes in domestic criminal and international law.
Keywords: international law, criminal code, cruel treatment, war crimes, crimes against peace and security of mankind.
Термин «жестокое обращение» употребляется законодателем в составе нескольких преступлений (доведение до самоубийства путем жестокого обращения, невыполнения обязанности родителей воспитывать несовершеннолетнего ребенка, если это связано с жестоким обращением с несовершеннолетним, и т.д.).
Жестокое обращение — это фактическое причинение лицу физических страданий — лишение воды и пищи (истязание жаждой, голодом), избиение, отказ в медицинской помощи, изгнание из жилища, помещение в место, не пригодное для жизни, и т.д. Это можно быть совершено как путем действия (например, нанесение побоев), так и путем бездействия (лишение пищи, крова и т.д.) [9, с. 121—128].
Российский законодатель использовал так называемый абстрактный метод, который характеризуется максимальным обобщением признаков, при помощи которых сформулировано уголовно-правовое предписание, предусмотренное
в конструкции первых двух форм совершения преступления по ст. 356 УК РФ.
Вместе с тем в международном праве все чаще используется так называемый казуистический способ, при помощи которого законодатель пытается охватить максимальное число конкретных ситуаций диспозициями нормы.
Так, в последнем варианте проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества [2], который предусматривает ответственность за военные преступления (ст. 18), содержится исчерпывающий перечень серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 г., любое из которых является военным преступлением.
К ним относятся деяния, которые совершены в нарушение международного гуманитарного права, а именно:
а) умышленные убийства;
б) пытки и бесчеловечное обращение, в том числе связанное с биологическими экспериментами;
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
в) умышленное причинение серьезных увечий или ущерба здоровью;
г) незаконные, произвольные и производимые в значительном масштабе разрушения, а также не вызываемое военной необходимостью присвоение имущества;
д) принуждение лиц (гражданских или военнопленных) служить в рядах вооруженных сил неприятельского государства;
е) лишение лиц (гражданских или военнопленных) прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство;
ж) незаконные депортирование или аресты гражданских лиц;
з) взятие заложников.
В рассматриваемом проекте Кодекса термин «жестокое обращение», при перечислении возможных форм совершения военных преступлений, не употребляется; при этом ст. 18 данного документа содержит прямое указание на то, что при совершении вышеперечисленных деяний они являются преступлением против мира и безопасности человечества только тогда, когда соответствующее деяние «совершается систематически или в больших масштабах» [2].
В целом следует отметить, что если термин «жестокое обращение» и употребляется в международных документах, то в более узком смысле, чем он трактуется отечественным законодателем. В то же время термин «жестокое обращение» с военнопленными или гражданскими лицами используется в российском законодательстве без ссылки на систематическое или широкомасштабное совершение таких действий. В связи с указанным, даже если совершен единичный акт жестокого обращения, который причинил страдание хотя бы одному военнопленному или одному лицу из числа гражданского населения, такое деяние может быть квалифицировано по ст. 356 УК РФ [7, с. 566].
Хотя анализируемая статья УК РФ за жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением прямо не связывает ответственность с систематическим или широкомасштабным совершением таких действий, этот признак признается Женевскими конвенциями 1949 г. обязательным.
Данная позиция соответствует содержанию непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 356 УК РФ. При совершении единичных уголовно-противоправных действий, например, таких, как убийство солдатом военнопленного или изнасилование гражданского лица оккупированной территории, их следует
квалифицировать по статьям УК РФ, которые предусматривают ответственность за соответствующие преступления против личности.
Как указывалось, международное право к преступлениям против мира и безопасности человечества относит не любые, а лишь серьезные нарушения Женевской конвенции об обращении с военнопленными [3]. Перечень таких нарушений приведен в ст. 130 указанной Конвенции. Это представляется обязательным и для квалификации деяний по ст. 356 УК РФ.
Итак, жестокое обращение с военнопленными предполагает совершение деяний, представляющих собой серьезные нарушения Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными» 1949 г. и состоящих, согласно ст. 130 указанной Конвенции, в преднамеренном убийстве, пытках или бесчеловечном обращении, в том числе связанном с биологическими экспериментами, умышленном причинении серьезных увечий или ущерба здоровью, причинении страданий, принуждении военнопленных служить в рядах вооруженных сил неприятельского государства или лишении их прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство [1].
Истории известно множество случаев жестокого обращения с военнопленными во время войн и вооруженных конфликтов. Особенно систематический и массовый характер они приобрели во время Второй мировой войны, с первых дней начала которой Германия нарушила все международные законы и обычаи обращения с военнопленными. Практически все военнопленные, попавшие во власть германской стороны, подверглись жестокому, бесчеловечному обращению. Их часто зверски убивались. Еще до нападения на СССР была принята Директива главной военной ставки Гитлера об обращении с захваченными в плен советскими политическими и военными работниками, в которой предусматривалось создание лагерей для советских военнопленных, а в отношении всех политработников и коммунистов — их немедленное уничтожение.
17 июля 1941 г. гестапо издало приказ, предусматривающий и предписывающий убийство советских военнопленных, которые были или могли стать опасны для национал-социализма, для чего в лагеря направлялись специальные команды полиции безопасности и СД. Условия содержания военнопленных в лагерях были также нацелены на массовую смертность. Часто военнопленные становились объектами смертельных опытов. Согласно специальной директиве
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
ОКВ от 16 января 1942 г. стало применяться клеймение советских военнопленных. Со второй половины 1942 г. труд советских военнопленных стал использоваться в военной промышленности.
Обращение с военнопленными из стран Западной Европы с германской стороны не было столь зверским, но и оно не соответствовало нормам международного права. В соответствии с приказами ОКВ лица еврейской национальности и коммунисты изымались из числа военнопленных и подлежали «специальному обращению» — расстрелу или «убийству трудом» в концлагерях. Разрешалось и немедленное убийство летчиков, совершивших вынужденную посадку или сбросившихся с парашютом на контролируемую территорию. Военнопленные должны были работать в тяжелых условиях, часто на военных предприятиях. Отказывавшихся работать подвергали пыткам, морили голодом, отправляли в концлагеря.
Эти и другие примеры жестокого обращения с военнопленными были квалифицированы после Второй мировой войны согласно приговору Нюрнбергского трибунала как военные преступления.
Одними из самых последних примеров жестокого обращения с военнопленными могут служить деяния, обоюдно совершаемые каждой воюющей стороной во время военных действий на территории бывшей Югославии. Уже окончено проведение расследования нескольких дел по обвинению лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.
Так, согласно обвинительному заключению против Драгана Николича последнему вменяется совершение ряда действий, квалифицируемых как военные преступления, в том числе и жестокое обращение с военнопленными. Все описанные в обвинительном заключении деяния были совершены в течение 1992 г. в восточной части Боснии в районе Власеницы, главным образом в Сумицком лагере — бывшем боснийском объекте, превращенном боснийскими сербами в концентрационный лагерь (в котором содержались и военнопленные, и лица из мирного населения, начальником которого предположительно был Драган Николич). Согласно обвинительному заключению Николичу вменяется совершение восьми убийств лиц, содержавшихся в Сумицком лагере [6].
Кроме убийств, Драган Николич обвиняется в совершении других преступных актов, в том
числе и против военнопленных — в совершении «бесчеловечных актов», выразившихся в зверском избиении потерпевших (в том числе из числа военнопленных) и применении пыток по отношению к ним. Например, как утверждалось, Драган Николич неоднократно нападал на Фик-рета «Чиче» Арнаута [6]. В обвинительном заключении в качестве потерпевших фигурируют и другие лица, подвергавшиеся бесчеловечному обращению или пыткам со стороны Драгана Николича в Сумицком лагере.
Все описанные в обвинительном заключении деяния, безусловно, следует квалифицировать как акты жестокого обращения с лицами, содержащимися в Сумицком лагере (в том числе с военнопленными).
О нарушении Конвенции об обращении с военнопленными другой стороной, участвующей в югославском конфликте, — Хорватской — было составлено Письмо Временного Поверенного в делах Постоянного представительства Югославии при ООН Драгомира Джёкича от 7 марта 1995 г. на имя Генерального секретаря ООН. В нем приведен перечень предполагаемых нарушений международно-правовых норм, определяющих правила обращения с военнопленными. В этом документе отмечается, что «на территории Республики Хорватия насчитывалось 95 лагерей для сербских военнослужащих, гражданских лиц и военного персонала, где сербов подвергали пыткам и убивали».
Все описанные деяния тоже следует квалифицировать как жестокое обращение с военнопленными.
Согласно общепринятому правилу гражданское население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. В международном праве действует принцип защиты гражданского населения от войны и военных действий.
Как справедливо заметил Мохаммед Бед-жауи, «хотя принцип уважения некомбатантов и гражданских лиц провозглашен в качестве первичной нормы гуманитарного права, гражданское население является основной жертвой крупных конфликтов» [4, с. 33.].
Правила обращения с гражданским населением определены в основном в Женевской конвенции о защите гражданского населения от 12 августа 1949 г. Прежде всего, его защите служат нормы, определяющие правовой режим военной оккупации. Так, во время оккупации запрещается обязывать гражданское население принимать участие в военных действия против своего отечества.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018
Согласно положениям Женевской конвенции «О защите гражданского населения» 1949 г. и Дополнительному протоколу I к ней 1977 г. в отношении гражданского населения запрещается: применение насилия над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием.
Под жестоким обращением с гражданским населением следует понимать совершение деяний, представляющих так называемые «серьезные нарушения» Женевской конвенции «О защите гражданского населения» 1949 г. По содержанию серьезные нарушения указанной Конвенции, относящиеся к жестокому обращению с гражданскими лицами (т.е. за исключением тех нарушений, которые представляют собой самостоятельные формы совершения преступления, предусмотренного ст. 356 УК РФ: депортация гражданского населения и разграбление национального имущества на оккупированной территории), практически совпадают с актами жестокого обращения с военнопленными и состоят в убийствах, применении пыток, взятии заложников и т.д.» [7, с. 109].
Следует подчеркнуть, что хотя российский законодатель прямо и не ограничивает возможность признания жестоким обращением с военнослужащими или гражданским населением только случаями, перечень которых дан в ст. 130 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г., это вытекает из международно-правового характера главы 34 УК РФ, в том числе и ст. 356 данного Кодекса.
Жестокое обращение с гражданским населением имело место практически во всех войнах и вооруженных конфликтах.
Во время Второй мировой войны массовые убийства и акты жестокости были последовательным осуществлением заранее разработанных планов, целью которых было не только предотвращение сопротивления со стороны населения, но и избавление от него путем уничтожения мирных жителей [5, с. 365]. Случаи жестокого обращения с гражданским населением
отмечаются и во время Югославского вооруженного конфликта. Так, в ранее упомянутом обвинительном заключении по делу Драгана Нико-лича описаны случаи совершения обвиняемым ряда убийств гражданских лиц, содержавшихся в Сумицком лагере, а также бесчеловечных актов (жестоких избиений и применения пыток по отношению к ним).
Библиографический список
1. Женевская конвенция об обращении с военнопленными» (заключена в г. Женеве 12.08.1949 г.) // Действующее международное право. Т. 2. М.: Моск. независимый ин-т международного права, 1997. С. 634—681.
2. Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества // URL: http:// docs.cntd.ru/document/902042724 (Дата обращения: 29.06.2018)
3. Проект Устава Международного уголовного суда // Генеральная Ассамблея ООН. Офиц. отчеты А/49/10. Нью-Йорк, 1994. С. 44.
4. Беджауи Мохаммед. Гуманитарное право в условиях его недооценки на национальном и международном уровнях // Современные войны. Гуманитарные проблемы: Сб. ст. М., 1990. С. 33.
5. Великая Отечественная война. М., 1984. С. 365.
6. Дело Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии IT-94-2-PT. Обвинитель трибунала против Драгана Николича // URL: http://www.icty.0rg/x/cases/dragan_nik0lic/ ind/en/nik-3ai031031e. pdfdocs.cntd.ru/document/ 902042724 (Дата обращения: 29.06.2018)
7. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. Ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М.: Инф-ра М-Норма, 1996. С. 566.
8. Материалы ООН. Генеральная Ассамблея А 49/10 ООН. Нью-Йорк, 1994. С. 109.
9. Levie Howard. Prisoners of war in international armed conflict. Washington, 1978. P. 121—128.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018