ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.В. Остроухое
Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Настоящая статья посвящена анализу запрещенных международным гуманитарным правом деяний, посягающих на личные права и свободы человека в ходе вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера. В статье делается вывод, что данный запрет распространяется на деяния, совершаемые при проведении террористических актов.
В международном уголовном праве содержится довольно обширный перечень запрещенных для применения средств и методов ведения войны, в том числе при проведении террористических актов.
Эта группа преступлений посягает на регламентированный договорными и обычными нормами международного права порядок ведения боевых действий в международных и внутригосударственных вооруженных конфликтах. В литературе утверждается, что дополнительным объектом многих преступлений в военное время по международному уголовному праву являются личные права и свободы человека (право на жизнь, физическую неприкосновенность, личную свободу и пр.). Соответственно предложено выделить следующие подгруппы военных преступлений:
1. «Серьезные нарушения Женевских конвенций, посягающие на лиц и имущество, защищаемые этими конвенциями» (умышленное убийство; пытки и бесчеловечное обращение; умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений; бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью; принуждение военнопленного к службе в вооруженных силах неприятельской державы; умышленное лишение военнопленного права на справедливое и нормальное судопроизводство; незаконные депортация, перемещение или лишение свободы; взятие заложников).
2. «Другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права» (умышленное нападение на гражданское население и отдельных гражданских лиц, не принимавших участие в вооруженных действиях; умышленное нападение на гражданские объекты; умышленное нанесение ударов по персоналу, транспортным средствам и иным объектам, задействованным для оказания гуманитарной помощи; умышленное нападение, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели гражданских лиц, ущерба гражданским объектам или окружающей среде; убийство или ранение сдавшегося комбатанта; ненадлежащее использование флага парламентера, национального флага или знаков различия; перемещение оккупирующей державой части ее собственного населения на оккупируемую территорию; нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности; причинение лицам, находящим-
ся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода; вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии: заявление о том, что пощады не будет; уничтожение или захват имущества неприятеля (кроме случаев военной необходимости); объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны; принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны; разграбление города или населенного пункта; применение яда или отравленного оружия; применение удушающих и ядовитых газов; применение легко-разворачивающихся или сплющивающихся пуль; применение оружия и методов ведения военных действий, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания; оскорбительное и унижающее обращение; изнасилование и иные принуждения сексуального характера; использование гражданского лица для защиты от военных действий определенных пунктов; умышленное нанесение ударов по объектам, использующим отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями; умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду; набор или вербовка детей в возрасте до 15 лет в состав вооруженных сил и их использование в боевых действиях).
3. «Серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера» (перечень этих преступлений в основном соответствует перечню «серьезных нарушений» правил и обычаев, применимых к вооруженному конфликту международного характера).
4. «Наемничество» (вербовка, обучение, финансирование и использование в вооруженном конфликте наемника; участие самого наемника в вооруженном конфликте).
Наемничество является одним из наиболее опасных социально-общественных явлений, тесно связанных с преступлениями террористического и экстремистского характера и представляющих реальную угрозу безопасности государствам — участникам СНГ.
В настоящее время решение данной проблемы перестало быть внутренним делом отдельных государств и требует объединения усилий международного сообщества. В этой связи постоянно на заседаниях Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ (СОРБ), поднимаются вопросы взаимодействия органов безопасности и специальных служб стран СНГ в области борьбы с наемничеством.
Однако организации эффективного международного взаимодействия и сотрудничества в данной сфере препятствует ряд объективных и субъективных факторов, в первую очередь, в законодательной сфере.
В настоящее время в национальных законодательствах существуют различные подходы к юридическому определению понятий «наемничество» и «наемник».
Так, признанное большинством государств (закрепленном, например, в Уголовных Кодексах России, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Молдовы) определение «наемничество» понимается как «вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях», а состав преступления включает также «участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях».
Аналогичный характер носят и различия в определении понятия «наемник».
В узком смысле — это «лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных операциях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей».
Более широкое толкование включает, например, не только материальное вознаграждение, но и «иную личную выгоду» (УК Казахстана).
Понимание необходимости координации усилий мирового сообщества в сфере борьбы с наемничеством нашло отражение в ряде международных правовых документов. Так, в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года, принятой при активном участии СССР, подчеркивается, что «каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства».
Дополнительный протокол № 1 к Женевской конвенции 1949 г., (принят 8 июня 1977 г., Россия — участник) ввел в международную практику определение понятия «наемник». Согласно статье 47 протокола, наемник — «любое лицо, завербованное для участия в вооруженном конфликте на месте или за границей и принимающее участие в военных действиях. Наемник получает за службу материальное вознаграждение, существенно превышающее выплачиваемое военнослужащим того же ранга, входящим в личный состав армии этой страны. Наемник не является гражданином страны, участвующей в конфликте, и не направлен другой страной в зону конфликта для выполнения официальных функций».
В статье также предусмотрено, что наемник не имеет права на статус комбатанта (лица, входящего в состав вооруженных сил воюющего государства и принимающего непосредственное участие в военных действиях), а соответственно и военнопленного.
Попытка выработки универсального подхода к проблеме борьбы с наемничеством вылилась в подписание под эгидой ООН «Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников», заключенной в декабре 1989 года (вступила в силу 20 января 2001 г.).
Кроме того, законодательство ряда государств не только допускает, но и поощряет деятельность, которая может трактоваться в соответствии с положениями Конвенции, как наемничество. Так, французский «Иностранный легион» (ФИЛ) является официальным государственным воинским формированием, в то время как попытки завербоваться в него законодательством многих государств (в том числе России) могут трактоваться как уголовное преступление.
Тем не менее, объективные факты свидетельствуют о том, что решающим фактором, от которого зависит степень участия наемников в том или ином вооруженном конфликте, безусловно, являются деньги. Даже крупномасштабный этнокон-фессиональный конфликт не обязательно подразумевает высокую степень участия оплаченных «добровольцев». Так, в ходе контртеррористической операции силовых структур КНР в Синцзян-Уйгурском автономном районе, по имеющимся данным, в отличие от других «горячих точек», не отмечалось значительного числа иностранных наемников.
Масштабное финансирование со стороны крупных общественных организаций экстремистского толка, коммерческих структур и отдельных лиц является основой деятельности наемников, что наиболее ярко проявилось в событиях на территории Афганистана, где наемничество тесно переплеталось с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, фальшивомонетничеством и другими видами преступного «бизнеса».
Крупнейшей неправительственной организацией вербовавшей, готовившей и использовавшей наемников, является «Аль-Каида», развернувшая свою деятельность именно на территории Афганистана. До недавнего времени она имела многочисленные лагеря подготовки наемников в городах Хост, Махавия, Кабул, Джела-лабад, Кунар, Кандагар.
Непосредственно за вербовку наемников, их обучение, а также обеспечение вооруженных операций отвечает военный комитет «Аль-Каиды». В его задачи также входят: подготовка террористических актов, включая сбор разведывательных данных с помощью внешнего наблюдения и рекогносцировки намеченных целей; проведение военного обучения; распределение вооружения, инструкторов и иных
ресурсов для прямой и косвенной помощи в отдельных кампаниях; тайная деятельность за пределами страны, включая организацию специальных баз, которые занимаются получением, подделкой и переработкой под конкретного человека различных документов, в том числе паспортов и въездных сертификатов.
Объективным свидетельством масштабов деятельности «Аль-Каиды» по подготовке наемников служат данные о пленных, содержащихся на базе Гуантанамо. По данным на ноябрь прошлого года, в лагере для пленных талибов и членов «Аль-Каиды» содержалось более 600 человек из более 30 государств, включая Саудовскую Аравию, Йемен, Пакистан, Алжир, Кувейт, а также небольшое число граждан Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Австралии, Туниса, Иордании, Бангладеш, Марокко, стран Центральной Азии, курдов из Ирака, а также трое россиян.
Показательной иллюстрацией трансграничного характера деятельности «Аль-Каиды» является деятельность боевой группы одной из ее ячеек, нейтрализованная итальянскими спецслужбами. Группа возглавлялась алжирцем Сами Бен Кнемайс Ессид, прошедшим подготовку в Афганистане и поддерживавшим связь с Бен Ладеном, и была составным звеном сети экстремистских структур, базирующихся помимо Италии также на территории Великобритании, Бельгии, Германии и стран Магриба (Марокко, Алжир, Тунис). В ее распоряжении находились пропагандистские материалы террористов, инструкции по применению средств связи, методов конспирации, вооружений, включая методики подготовки и проведения террористических актов, а также большое количество банковских кредитных билетов, бланков фальшивых паспортов и удостоверений личности. Лидер группы владел в Милане частной фирмой, которая использовалась в качестве прикрытия деятельности по вербовке новых членов из числа нелегальных мигрантов и переправки их в лагеря подготовки боевиков
Таким образом, в международном уголовном праве к военным преступлениям в целом отнесена довольно значительная группа деяний, из которых свыше сорока подпадают под понимание «применение запрещенных средств и методов ведения войны». В УК РФ таких деяний всего пять. Означает ли это, что национальное уголовное право не соответствует международному в плане регламентации защиты прав человека при применении запрещенных средств и методов ведения войны?
Очевидно, что к «военным» преступлениям по международному уголовному праву причисляется большое количество деяний, совершаемых в период вооруженного конфликта и посягающих на обширный комплекс правоохраняемых интересов. Среди последних необходимо указать такие, как жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная и сексуальная свобода, иные права человека.
Следовательно, основанием для выделения данных деяний как видов военных преступлений является юридическое признание указанных интересов дополнительными объектами охраны в период военных действий. Если же эти деяния совершены не в период и не в связи с вооруженным конфликтом, то речь может идти об общеуголовных преступлениях, которые не подпадают под определение военных по международному уголовному праву.
В Уголовном Кодексе РФ, как известно, вышеназванные интересы являются самостоятельными объектами охраны, отнесенными к правам человека. Тем не менее буквальное понимание ст. 356 УК РФ позволяет говорить о том, что права человека также являются дополнительным объектом применения запрещенных средств и методов ведения войны. Это тем более верно, так как для национального закона такие факторы, как время и обстановка совершения преступлений против личности, не влияют на квалификацию содеянного, будучи факультативными признаками объективной стороны.
Подпадает ли любое преступное нарушение прав человека под действие ст. 356 УК РФ? Исходя из сопоставительного анализа пределов уголовной ответственности по УК РФ за «общеуголовные» преступления против личности, можно утверждать, что в основной массе — да, кроме квалифицированного убийства, наказуемого бо-
лее строго, нежели деяния, предусмотренные в ст. 356 УК РФ.
Таким образом, позволительно утверждать, что при квалификации применения запрещенных средств и методов ведения войны по УК РФ не требует дополнительной квалификации совершение любого «общеуголовного» преступления против личности, за исключением убийства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что УК РФ в целом соответствует положениям международного уголовного права в области регламентации защиты прав человека при применении запрещенных средств и методов ведения войны.
THE USE OF PROHIBITED MEANS AND METHODS IN THE TERRORISTIC ACTIVITIES
N.V. Ostrouhov
The Department of International Law Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya St., 6, 119198 Moscow, Russia
The article is devoted to the analysis of the acts prohibited by the International Humanitarian Law which are violated the personal rights and freedoms of the individual in the course of the Armed Conflicts of International or Non-international character. The conclusion made in the article is the prohibited action include in terroristic acts.