Научная статья на тему 'Жертвенная одежда северных хантов в ХХ в.'

Жертвенная одежда северных хантов в ХХ в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
603
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕРТВЕННАЯ ОДЕЖДА / СЕВЕРНЫЕ ХАНТЫ / ДУХИ-ПОКРОВИТЕЛИ / СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И УКРАШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богордаева Аксана Александровна

Рассматриваются особенности изготовления, украшения и покроя предметов одежды, приносимых в жертву духам-покровителям у северных хантов. В число предметов жертвенной одежды входят рубахи, халаты, штаны, обувь, головные уборы, рукавицы. Наиболее архаичными из них по способам покроя и украшения являются рубахи и халаты. К особым жертвенным предметам относятся головные уборы и рукавицы, которые специальным образом орнаментируются и могут использоваться в других ритуальных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers details regarding making, ornamenting, and cutting clothing articles meant to be sacrificed to spirits-the-protectors among North Khanty. Articles of the sacrifice clothing include shirts, dressing-gowns, trousers, footwear, headdresses, and mittens. In methods of cutting and ornamenting, the most archaic of those being shirts and dressing-gowns. Special sacrifice articles include headdresses and mittens which are specifically ornamented, and could be used for other ritual purposes.

Текст научной работы на тему «Жертвенная одежда северных хантов в ХХ в.»

ЖЕРТВЕННАЯ ОДЕЖДА СЕВЕРНЫХ ХАНТОВ В ХХ в.

А. А. Богордаева

Рассматриваются особенности изготовления, украшения и покроя предметов одежды, приносимых в жертву духам-покровителям у северных хантов. В число предметов жертвенной одежды входят рубахи, халаты, штаны, обувь, головные уборы, рукавицы. Наиболее архаичными из них по способам покроя и украшения являются рубахи и халаты. К особым жертвенным предметам относятся головные уборы и рукавицы, которые специальным образом орнаментируются и могут использоваться в других ритуальных целях.

К числу наиболее часто встречаемых на святилищах обских угров предметов относится одежда, преподносимая в качестве жертвы духу-покровителю. Такая одежда неоднократно описывалась исследователями, которые подчеркивали ее значение в культовой практике. В то же время четкого ее определения так и не сформировалось. В ряде случаев затруднение вызывает установление отличий той одежды, которая надета на изображение духа-покровителя, от той, которая содержится здесь же в виде приклада, жертвоприношения. Так, еще К. Ф. Карьялайнен замечал: «При обсуждении снаряжения духа упоминалось, что часто нельзя сказать, какие вещи являются жертвоприношением, а какие — снаряжением» [1994. С. 111].

Рассматривая культовую одежду хантов и манси, Н. Ф. Прыткова выделила одежду на изображениях семейных и родовых духов и собственно одежду-приклад в две разные группы. Последняя определена как сделанная в качестве специальных жертвенных приношений, она «соответствовала настоящей человеческой одежде и отличалась от обычной бытовой или покроем, или украшением» [Прыткова, 1971. С. 101, 110]. Исследование атрибутики мансийских святилищ позволило И. Н. Гемуеву и А. М. Сагалаеву выделить находящиеся здесь одежду, обувь и головные уборы в особую группу [1986. С. 146]. При этом они также различают одежду, надетую на фигуры богов, и хранящуюся здесь же «обычную мужскую и женскую одежду, пожертвованную духу-покровителю» [Там же. С. 147]. В конце XX в. на поселковых и региональных святилищах удалось, однако, зафиксировать, что «одежды на фигурах не меняют, новые платки и рубашки кладут рядом» [Гемуев, Бауло, 1999. С. 169]. Отмечается также, что для домашних духов-покровителей шилась специальная одежда — островерхие шапки, рубахи и халаты, «которых обычно было надето по пять-семь штук», но «брюки и обувь в оформлении фигур домашних пенатов не применялись» [Там же. С. 178]. Находящиеся в домашних святилищах головные уборы (шлемы), орнаментированные в технике мозаики стилизованными изображениями всадника, птицы или медведя, были отнесены к особой категории жертвенных покрывал [Там же. С. 181].

Позднее, рассматривая атрибутику домашних святилищ березовских хантов, А. В. Бауло описывает и конкретную жертвенную одежду, предназначавшуюся тому или иному духу-покровителю [2002]. Так, Калтащ-ими дарили большие платки, детскую обувь с носками, Ем-вож-ики и Вэрту — халаты и шерстяные пояса, остальным — одежду и головные уборы [Там же. С. 64]. Сынские ханты в дар семейному духу-покровителю приносили халаты, рукавицы, обувь [Сынские ханты, 2005. С. 151-152].

Таким образом, под жертвенной понимается одежда, не надетая на изображение духа-покровителя, хранящаяся на святилище или другом священном (культовом) месте. Очевидно, что под «настоящей человеческой» и «обычной мужской и женской» одеждой понимается традиционная одежда хантов и манси больших («человеческих») размеров, имеющая некоторые особенности в покрое и украшениях. Подробных сведений о том, в чем заключаются эти особенности, не имеется. Помимо одежды обычного человеческого размера (40-46 р.) в прикладах содержится миниатюрная, «кукольного» размера. Поскольку последняя не надета на изображение духа-покровителя, она также может быть отнесена к разряду жертвенной. Наличие таких вещей в прикладе соответственно расширяет рамки определения «жертвенная одежда», ранее ограниченного только одеждой «человеческого» размера.

В ходе экспедиционных исследований 2005-2006 гг. на территории Березовского и Белояр-ского р-нов ХМАО — Югры и Шурышкарского района ЯНАО были собраны значительные материалы по жертвенной одежде северных групп хантов и манси XX в. В этнотерриториальном

плане обследованная территория соотносится с районами проживания березовских хантов (д. Пашторы, Юханкурт и Тутлейм) и сынских хантов (д. Хорьер, Ямгорт). Населенные пункты: д. Ишвары, Анжигорт, Ханты-Мужи, Овагорт, п. Питляр, находящиеся на р. Малая Обь, этнои-сторически связаны с сынским регионом. В целом же березовских и сынских хантов объединяют длительные этнокультурные связи.

В статье помимо собственно одежды (плечевой и поясной) описываются головные уборы, обувь и рукавицы. Большая часть жертвенной одежды принадлежит семейным духам-покровителям и составляет целые комплексы, которые и рассматриваются далее в соответствии с классификацией по месту нахождения (плечевая, поясная одежда, обувь, головные уборы, рукавицы). Таким образом, полученные материалы позволяют провести исследование жертвенной одежды с целью определения ее специфики на основе изучения материала и технологии ее изготовления, украшений и покроя.

По свидетельству информаторов, жертвенную одежду для семейных духов-покровителей может сшить любой член семьи по желанию в любое время (А. И. Артанзеева, 1929 г. р., д. Ямгор; Т. М. Кельчина, 1925 г. р., п. Питляр; С. А. Лельхова, 1953 г. р., п. Пашторы). Но, как правило, чаще всего такую одежду шьют женщины. По другим данным, жертвенную одежду шьют только те женщины, которые умеют и знают, как ее шить. Такую одежду «шьет не каждая» (Т. И. Макарова, 1940 г. р., д. Ишвары). В целом, считалось необходимым сделать жертвоприношение в виде одежды раз в год (Т. М. Кельчина, 1925 г. р., п. Питляр).

От обычной одежды жертвенная отличалась и покроем и украшениями. Покрой последней был «проще». Жертвенная одежда семейных духов-покровителей различается в зависимости от пола и функции духа-покровителя. Так, чаще всего всем шьют рубашки, а женским духам-покровителям кладут обычно платки и куски ткани (А. И. Артанзеева, 1929 г. р., д. Ямгор). Известно также, что для духов-покровителей мужского пола чаще всего шили одежду в виде халата с завязками и пуговицами. Желателен был красный цвет используемой для шитья ткани. На халате иногда делали и карманы, в которые клали деньги. Халаты украшали, «кто как может», но орнаментацию для этого не использовали (Т. М. Кельчина, 1925 г. р., п. Питляр). По другим данным, орнаментация жертвенной одежды должна была соответствовать статусу духа-покровителя, но чаще всего нашивали 1-2 полоски ткани, тесьмы, позументы и т. п. (З. В. Лельхова, 1960 г. р., п. Пашторы).

Комплекс предметов из д. Тутлейм

Комплекс включает в себя 7 предметов жертвенной одежды, в том числе халат, штаны, кожаную обувь, чулки из сукна, детскую туфельку, два головных убора, рукавицы. Все они кроме детской туфельки сшиты вручную сухожильными и хлопчатобумажными нитками из традиционных для хантов материалов — ткани, меха, кожи, ровдуги. Для украшения использованы бусы, свинцовые бляхи, тесьма, металлические пуговицы, монеты.

Халат из красного сукна имеет прямой силуэт, прямые и узкие рукава с манжетами и квадратными ластовицами, шалевый воротник. Спинка и полочки халата сшиты из одного куска сукна, на котором для пройм сделаны разрезы (рис. 1). Полочки соединяются двумя парами завязок из желтой тесьмы фабричного производства. Халат украшен бусами, свинцовыми бляхами, металлическими пуговицами и бляхами, фабричной тесьмой желтого цвета. Низки желтых и синих бус пришиты по краям рукавов и полочек. Тесьма нашита двумя полосами, образующими бордюр, вдоль края полочек и подола. Внутреннее пространство образованного таким образом бордюра зашито четырехугольными свинцовыми бляхами. Крестовидные свинцовые бляхи нашиты также по краям подола и рукавов. Кроме того, на край левого рукава пришита металлическая пуговица и бляха. Длина халата составляет 63 см, ширина подола — 110 см, длина рукава — 21 см, ширина рукава — 10 см. Период изготовления халата может быть датирован началом XX в.

Штаны сшиты из одного четырехугольного куска парчи, края которого загнуты к середине и образуют штанины (рис. 2). Спереди между штанинами вставлен треугольный клинышек. Передний шов не зашит, образуя ширинку, правый край которой обшит каймой из красной хлопчатобумажной ткани. На кайме сделаны прорезные петли для двух пуговиц, которые нашиты на левый край ширинки. К поясу пришита кулиска из полосы такой же ткани. Поверх кулиски нашита позументная тесьма, концы которой образуют завязки. К краям штанин пришиты манжеты из парчи, а на правую штанину спереди — накладной карман. Длина штанов составляет 65,5 см, ширина в поясе — 74 см. Вероятно, штаны были сшиты в 60-70-е гг. XX в.

Рис. 1. Халат для духа-покровителя, д. Тутлейм Березовского района, 2006 г. Фото автора

Рис. 2. Штаны для духа-покровителя, д. Тутлейм Березовского района, 2006 г. Фото автора

Головные уборы представлены двумя суконными шапками, которые входят в комплекс жертвенных покрывал в категории «шлемы», были посвящены Вэрту [Гемуев, Бауло, 2001. С. 35-36].

Шапка сшита из четырех трапециевидных клиньев сукна, из них два — красного цвета и два — черного. Клинья чередуются по цвету и орнаментированы в технике мозаики (орнамент орнито-морфный — «глухарка»). На макушке между клиньями вставлен четырехугольный кусок красного

151

сукна. Широкая полоса красного сукна нашита по нижнему краю шапки. Между ней и красными клиньями в качестве разделителя вставлен кант из черного сукна. На полосу сукна ранее было нашито семь монет, о чем свидетельствуют оставшиеся сухожильные нитки. Монеты к настоящему времени утрачены. К нижнему краю шапки пришита полоса меха рыжей лисицы. Шапка имеет полусферическую форму, высота шапки достигает 24 см, ширина тульи 30 см. Период изготовления шапки относится к концу XX в.

Шапка сшита из четырехугольных кусков сукна: двух красного и двух темно-зеленого цвета. Темно-зеленые и красные куски сукна сшиты попарно — два красных и два темно-зеленых. Между ними вставлены темно-зеленые и красные полосы. Одна полоса красного сукна проходит через макушку, соединяя пары четырехугольников сверху и по бокам. Между парой красных кусков вставлена полоса темно-зеленого цвета, темно-зеленая полоса пришита и к нижнему краю этой пары. Между парой кусков темно-зеленого цвета вставлена полоса красного цвета, такая же полоса пришита к нижнему краю этой пары. К нижнему краю тульи пришита полоса меха рыжей лисы. Четырехугольные куски сукна орнаментированы в технике мозаики (орнито-морфный орнамент — «глухарка»). На темно-зеленых кусках орнамент выполнен красным сукном, на красных — темно-зеленым сукном. На макушку (по середине верхней красной полосы сукна), а также на тулью шапки (на орнамент и на полосы, разделяющие четырехугольники) было нашито семь монет, о чем свидетельствуют оставшиеся нитки. Из семи монет сохранилось две (20 коп. РСФСР, 1961). Шапка имеет четырехугольную форму. Высота шапки составляет 25,5 см, ширина тульи — 60 см. Как и предыдущая, эта шапка могла быть сшита в конце XX в.

Пара обуви имеет башмаковидный покрой без голенища и состоит из подошвы и головки. Подошва сделана из ровдуги, головка — из кожи. По краю головки пришита кулиска из хлопчатобумажной ткани. Обувь обвязана сверху шерстяной ниткой красного цвета. Длина подошвы составляет 5 см, ширина подошвы — 1,8 см, высота головки — 2,5 см. В обувь были вставлены чулки.

Рис. 3. Обувь для духа-покровителя, д. Тутлейм Березовского района, 2006 г. Фото автора

Чулки имеют голенище и подошву из зеленого сукна и ромбовидную вставку из красного сукна на подъеме спереди. Длина голенища составляет 8 см, ширина подошвы 3 см, длина подошвы 5 см. Обувь и чулки были изготовлены в середине XX в.

Здесь же была найдена детская туфелька фабричного производства (рис. 3). Она изготовлена из коричневой кожи с подкладкой из хлопчатобумажной ткани. На ремешок прикреплена свинцовая бляха в форме розетки. Туфелька была изготовлена в 70-80-е гг. XX в.

Рукавицы из черного сукна орнаментированы белой, зеленой, красной, желтой и синей хлопчатобумажной тканью в технике аппликации (рис. 4). Тыльная часть рукавиц выкроена из одного куска сукна, в то время как ладонная часть сшита из нескольких кусков, при этом манжета и большой палец выкроены также отдельно. Верхний край рукавиц и больших пальцев обшиты кантом из красной хлопчатобумажной ткани. Орнамент на тыльной части рукавиц распола-

гается горизонтальными бордюрами, на большом пальце — также горизонтальными полосами. Длина каждой рукавицы составляет 22 см, ширина — 13 см, длина большого пальца — 7 см, ширина — 5 см. Рукавицы могли быть сшиты во второй половине XX в.

Рис. 4. Рукавицы для духа-покровителя, д. Тутлейм Березовского района, 2006 г. Фото автора

В целом, все предметы, представленные в комплексе, имеют разновременной характер и являются мужскими по принадлежности. К наиболее ранней по происхождению одежде относится халат, на что указывает способ его изготовления и украшения. В обыденной традиционной одежде хантов в XX в. аналогов этому халату не существует. Халаты из сукна носят женщины. Мужские суконные халаты имели иной покрой и практически не украшались. На рассматриваемой территории они вышли из использования в 80-е гг. XX в. Традиционный покрой имеют представленные здесь штаны, хотя в обыденной одежде хантов штанов с карманами не зафиксировано. И конечно, ханты не носили штаны, сшитые из парчи. Использование блестящей парчи для штанов, вероятно, подчеркивает особый статус того, кому они предназначались.

Комплекс предметов из д. Хорьер

В этот комплекс входят рубахи, халаты, меховая и кожаная обувь, чулки, шапка, рукавицы. Всего было описано 12 предметов жертвенной одежды. Все они сшиты вручную сухожильными нитками.

Плечевая одежда представлена тремя рубахами и тремя халатами. Все они изготовлены из ткани. Особое внимание в этом отношении заслуживают рубахи, для шитья которых использованы как домотканый холст, так и ситец и сукно.

Рубаха из грубого неотбеленного домотканого холста с ручной набойкой масляной краской синего, белого и оранжевого цвета имеет прямой силуэт, туникообразный покрой, прямые проймы, прямые и широкие рукава, округло вырезанный ворот с нагрудным разрезом по середине. Швы под мышками оставлены незашитыми. Края ворота, нагрудного разреза и подола обработаны швом «в подгибку». Длина рубахи составляет 33,5 см, ширина подола — 67,5 см, длина рукава — 14 см, ширина рукава — 8 см. Рубаха могла быть изготовлена в первой трети XX в.

По покрою рубаха из цветного ситца совпадает с вышеописанной, она также имеет прямой силуэт, туникообразный покрой, прямые и широкие рукава, воротник-стойку из красного сукна с нагрудным разрезом посередине. Края нагрудного разреза соединяются при помощи пары ров-дужных завязок, пришитых к краям воротника. Швы под мышками оставлены незашитыми. Край подола обшит полосой красного сукна. Длина рубахи достигает 24 см, ширина подола — 47,5 см, длина рукава — 8,5 см, ширина рукава — 5 см. Вероятно, рубаха была изготовлена в середине — второй половине XX в.

Значительные отличия от предыдущих имеет в покрое рубаха из черного сукна. Она также имеет прямой силуэт, длинные и прямые рукава. Перед рубахи сшит из трех равных по ширине частей — средней и двух боковых, при этом средняя сшита из двух одинаковых частей — ниж-

ней и верхней. Спинка сшита из двух равных частей. Швы под мышками оставлены незашиты-ми. В длину рубаха надставлена широкой полосой сукна. Ворот рубахи округло вырезан и имеет нагрудный разрез спереди. К вороту пришит воротник-стойка. Рубаха украшена полосками сукна, которые пришиты на спинку и спереди на плечах. Длина рубахи составляет 27 см, ширина подола — 42 см, длина рукава — 8 см, ширина рукава — 2,5 см. Время изготовления рубахи можно определить первой половиной XX в.

Необходимо отметить, что сукно для шитья рубах в этнографической действительности хантами не использовалось. Однако этот признак, а также использование кисточек в качестве украшения сближают ее с другой плечевой одеждой глухого покроя — кумышом (гусем). Однако кумыш имеет капюшон. Из сукна изготавливается еще и навершница, которая надевается поверх малицы, но украшение навершницы кисточками не зафиксировано. Поэтому идентификация этой одежды с существующей в обыденной реальности затруднена.

Для шитья халатов использованы сукно и шелк. Кроме того, в отличие от рубах халаты имеют также нашивные украшения из бисера и блестящей тесьмы, бубенчики. Значительным образом халаты отличаются от рубах и по покрою.

Халат из черного и коричневого сукна, имеет прямой силуэт, длинные и зауженные рукава из коричневого сукна с клиньями, вставленными в шов (рис. 5). Спинка и полочки сшиты из одного куска черного сукна, в котором сделаны разрезы для пройм. Швы под мышками оставлены незашитыми. Воротник халата подкроен: спереди он сделан из верхнего края полочек, сзади к вороту пришита полоска черного сукна, состоящая из двух сшитых частей. Края полочек соединяются двумя парами завязок из полосок цветного ситца. Халат украшен белым, зеленым и черным бисером и бубенчиками. Бисер нанизан на сухожильную нить и затем пришит к краям рукавов, воротника, полочек и подола. Медные бубенчики по два нашиты на края полочек. Остатки ниток и ножек бубенчиков свидетельствуют о том, что ранее таких бубенчиков было нашито больше (по три на каждую полочку). Длина халата составляет 23,5 см, ширина подола — 35,5 см, длина рукава — 10 см, ширина рукава — 3 см. Изготовление халата может быть отнесено к началу XX в.

Рис. 5. Халат для духа-покровителя, д. Хорьер Шурышкарского района, 2006 г. Фото автора

Халат из зеленого сукна также имеет прямой силуэт, широкие и прямые рукава. Спинка и полочки выкроены отдельно. Швы под мышками оставлены незашитыми. Полочки соединяются парой завязок из этого же сукна. Рукава халата согнуты в локтевой части и пришиты к полочкам. Длина халата составляет 26,5 см, ширина подола — 36 см, длина рукава — 11 см, ширина рукава — 4,5 см. Вероятно, халат был сшит в первой половине XX в.

Халат из зеленой шелковой ткани имеет прямой силуэт, длинные и узкие рукава. Спинка, правая полочка и часть левой сшиты из одного перегнутого по бокам куска ткани. Левая полочка в ширину надставлена куском этой же ткани. На нагрудной части левой полочки выполнен горизонтальный шов. Полочки соединяются пришитой к краям парой завязок из полосок голубой шелковой ткани. Для пройм сделаны разрезы. Швы под мышками оставлены незашитыми. Край ворота халата обшит плетенной из шерстяных малиновых ниток тесьмой. Края полочек обшиты блестящей тесьмой. Край подола обшит полосой цветного ситца. Длина халата составляет 48 см, ширина подола — 83 см, длина рукава — 14,5 см, ширина рукава — 5 см. Халат мог быть сшит в первой половине XX в.

Обувь представлена двумя парами — меховой и кожаной. Кроме того, были описаны сшитые из сукна пара чулок и один отдельный чулок. Все материалы традиционно использовались хантами для изготовления обуви.

Пара обуви из меха имеет башмаковидный с союзками тип кроя (унтовидный) (рис. 6). В швы вставлены канты из сукна синего и красного цвета. Расположение полос на передней части голенища свидетельствует, что это мужской вариант обуви. Обувь соединена между собой завязками ровдуги, пришитыми на передний край голенища. Длина голенища составляет 18,5 см, длина подошвы — 6 см, ширина подошвы — 5 см. Изготовление этой обуви можно датировать второй половиной XX в.

Рис. 6. Меховая обувь для духа-покровителя, д. Хорьер Шурышкарского района, 2006 г.

Фото автора

Пара обуви из черной кожи имеет башмаковидный тип кроя. Соединительный шов на головке проходит сзади. По краю головки пришита кулиска из мешковины, в которую продет шнурок, сплетенный из шерстяных ниток. В обувь были вставлены чулки, сшитые из зеленого сукна (рис. 7). Высота головки обуви составляет 4,5 см, длина подошвы — 10 см, ширина подошвы — 6,5 см. Период изготовления обуви может быть определен серединой XX в.

Рис. 7. Кожаная обувь с чулками для духа-покровителя, д. Хорьер Шурышкарского района,

2006 г. Фото автора

Чулки из зеленого сукна имеют башмаковидный тип кроя. К краю передней части голенища пришиты завязки из полосок красного сукна. Длина голенища составляет 16,5 см, ширина голенища — 7 см, длина подошвы — 9,5 см, ширина подошвы — 15,5 см. Чулки, так же как и кожаная обувь, были сшиты в середине XX в.

Чулок из сукна синего и красного цвета имеет башмаковидный тип кроя. Задняя часть голенища и носок выкроены из синего сукна, передняя часть голенища и подошва — из красного сукна. При этом подошва сшита из двух равных продольных частей. Спереди к верхнему краю голенища пришита шерстяная нитка с позументной тесьмой. Длина голенища чулка составляет 17,5 см, ширина голенища — 6,5 см, длина подошвы — 9 см, ширина подошвы — 5,5 см. Чулок сшит в первой половине XX в.

Головной убор в комплексе представлен шапкой, сшитой из сукна. Суконные шапки являются распространенным ритуальным атрибутом у хантов. Вероятно, описываемая далее шапка также использовалась в ритуальных целях.

Шапка из сукна коричневого цвета имеет конусообразную форму. Тулья шапки сшита из одного куска сукна, перегнутого пополам. Два верхних угла срезаны и выполнены боковые швы. На тулью через равное расстояние друг от друга нашиты семь полос синей хлопчатобумажной ткани, их концы сходятся на макушке. К макушке, кроме того, пришита полоса такой же синей ткани. Ее концы разрезаны на узкие ленточки и образуют таким образом кисточку. Нижний край шапки обшит мехом рыжей лисы со свисающим хвостом. На синие полоски тульи шапки нашиты две расплющенные советские «серебряные» монеты. Такая же расплющенная монета пришита к синей полосе на макушке. Еще одна монета прикреплена к цепочке из белого металла, пришитой к кисточке. К другой металлической цепочке, также пришитой к кисточке, приделана механическая деталь из белого металла. Высота тульи достигает 32 см, ширина — 72 см, длина хвоста — 30 см. Шапка могла быть изготовлена во второй половине XX в.

Единственная рукавица, входящая в комплекс, сшита из зеленого и красного сукна. Тыльная часть рукавицы — из красного сукна, ладонная часть — из зеленого сукна. При этом внутренняя часть большого пальца выкроена вместе с ладонной частью. Внешняя часть большого пальца выкроена также из сукна красного цвета. По нижнему краю ладонной части рукавицы сделан поперечный разрез. Длина рукавицы составляет 11,5 см, ширина — 7,5 см, длина большого пальца — 5 см, ширина большого пальца — 2 см. Период изготовления рукавицы можно отнести ко второй половине XX в.

Итак, для жертвенной одежды из д. Хорьер характерны следующие признаки. Плечевая одежда имеет незашитые под мышками швы. Туникообразный покрой плечевой одежды является характерным для хантов. У халатов прослеживается «обертывающий» покрой (без боковых швов), этот тип покроя также применялся при шитье обыденной одежды из шкур. Башмаковидный тип покроя обуви является одним из наиболее распространенным у северных хантов. Описанные виды обуви по сути представляют модели обыденной, используемой и в настоящее время обуви. Вся одежда, входящая в этот комплекс, является мужской. По виду ткани, способу изготовления и украшения все предметы из этого комплекса следует считать разновременными. Можно также отметить, что наиболее старыми являются предметы плечевой одежды.

Комплекс предметов из д. Юханкурт

Комплекс состоит из трех предметов, в том числе халата и двух головных уборов. За исключением халата все предметы сшиты вручную сухожильными и хлопчатобумажными нитками. Для их изготовления использованы такие традиционные материалы, как ткань и мех. Для украшения использованы тесьма, бисер, бубенчики, монеты.

Халат сшит из желтой хлопчатобумажной ткани на швейной машинке. Он имеет трапециевидный, расширяющийся книзу силуэт и подкладку из белой хлопчатобумажной ткани. Спинка и полочки халата выкроены отдельно. При этом полочки по бокам перегибаются назад, ниже пояса в шов между ними и спинкой вставлены клинья, расширяющие подол. Проймы закруглены, рукав прямой и широкий. Под мышками рукава слегка подпороты до подкладки. Ворот округло вырезан, к нему пришит воротник-стойка. По краю левой полочки пришито три пуговицы, сделанные в технике скани из металлической проволоки желтого цвета. На правой полочке для пуговиц прорезаны петли, обметанные вручную. Халат украшен позументной тесьмой, нашитой по нижнему и верхнему краю воротника, по краям полочек и подола, на рукава, а также на нижние углы пол. Длина халата составляет 120 см, ширина подола — 212 см, длина рукава — 59 см, ширина рукава — 16,5 см. Халат соответствует 38-40 размеру. Период его изготовления может соответствовать середине XX в.

Головные уборы представлены двумя типами — капорообразным и полусферической шапкой. Оба головных убора входят в комплекс жертвенных покрывал, посвященных Вэрту, и соотносятся с категорией богатырских «шлемов» [Бауло, 2001. С. 35-36].

Капорообразный головной убор из сукна сиреневого и серого цвета состоит из двух частей — верхней — тульи и нижней — шейной части. Тулья сшита из четырех прямоугольных клиньев сукна, из них два (передний и задний) — сиреневого цвета, два (боковые) — серого цвета. На них выполнен орнамент («всадник») в технике мозаики из сукна серого или сиреневого цвета соответственно. Клинья сшиты между собой боковыми сторонами, а также в середине верхних сторон и половинками верхних сторон, в результате чего образуются четыре угла. Между задним и боковыми клиньями сделаны вставки из серого сукна, орнаментированные сиреневым сукном в технике мозаики. К боковым и задней частям пришита нижняя часть, которая состоит из четырех суконных полос, пришитых одна к другой. Первые две полосы из серого и сиреневого сукна орнаментированы мозаикой. К нижнему краю второй полосы пришита серая полоса, а к ней — сиреневая. По краям капор обшит полосой меха рыжей лисы. Спереди к краям капора пришито по одной с каждой стороны низке белого бисера на ровдужных ремешках. К концам низок прикреплены медные бубенчики, еще 12 таких же низок с бубенчиками пришито к нижнему краю капора на одинаковом расстоянии друг от друга. Высота головного убора составляет 57,5 см, ширина — 120 см. Его изготовление можно отнести к 60-70-м гг. XX в.

Шапка полусферической формы сшита из семи прямоугольников сукна (четырех синих и трех красных), образующих тулью шапки, и семи треугольников сукна (четырех красных и трех синих), образующих макушку шапки. Прямоугольники декорированы в технике мозаики (орнамент «всадник»). К верхнему краю каждого из них пришиты треугольники из красного и синего

сукна: к четырехугольникам красного сукна пришиты треугольники синего сукна и наоборот. Нижний край тульи обшит полосой меха рыжей лисы. К меховой полосе пришиты подвески, состоящие из двух лисьих хвостов, пять лисьих камусов, восемь кисточек из полосок сукна красного цвета и тесьмы, сплетенной из шерстяных ниток красного цвета, а также — семь низок белого бисера с колокольчиками и бубенчиками на концах. На каждый треугольник макушки шапки пришит четырехугольный кусочек красного или синего сукна с зашитой в него монетой. Высота головного убора составляет 36,5 см, ширина тульи — 136 см. Головной убор мог быть изготовлен в 60-70-е гг. XX в.

Предметы, представленные в комплексе, являются традиционными для ритуальной практики северных хантов. Как шапки, так и, скорее всего, халат были посвящены богатырю Вэрту, чем и объясняются их большие размеры.

Комплекс предметов из д. Овагорт

Комплекс составляют 14 предметов, в том числе пять халатов, три головных убора, пара чулок, татарские сапоги, пара рукавиц. За исключением татарских сапог и халата из черного сукна все предметы сшиты вручную сухожильными или хлопчатобумажными ниткам. Использованы традиционные материалы — ткань, мех. В качестве украшений применяются тесьма, пуговицы, монеты, гильзы, колокольчики.

Халаты имеют разные типы покроев. Среди них выделяется три халата из синего и желтого сукна, которые имеют сходный покрой и украшения и, вероятно, были изготовлены в одно время, предположительно — в последней четверти XX в.

Халат из синего сукна имеет прямой силуэт, прямые и широкие рукава с квадратными ластовицами из желтого сукна (рис. 8). Полочки и спинка выкроены из одного куска сукна (без боковых швов), для пройм сделаны разрезы. К вороту пришит шалевый воротник, к которому спереди прикреплена пара завязок из полосок красного шелка. Края рукавов, воротника, полочек, подола обшиты полосой цветного ситца. Полосой этого же ситца обшиты плечевые швы, полочки и подол халата. Рядом с ней на плечи, полочки и подол нашита полоса желтого сукна. Длина халата достигает 37,5 см, ширина подола — 73,5 см, длина рукава — 12 см, ширина рукава — 8 см.

Рис. 8. Халат для духа-покровителя, д. Овагорт Шурышкарского района, 2006 г. Фото автора

Халат из сукна желтого и темно-синего цвета имеет трапециевидный, расширяющийся к низу силуэт, широкие рукава и квадратные ластовицы из желтого сукна (рис. 9). Спинка и полочки выкроены из сукна желтого цвета и соединяются боковыми вставками из темно-синего сукна. В боковых вставках сделаны разрезы для пройм. К краю подола пришита широкая полоса синего сукна. Полосы этого же сукна пришиты к краям полочек и ворота, образуя воротник халата, а также к краям рукавов в виде обшлагов. Кроме того, края рукавов, полочек, подола обшиты полосой сукна желтого цвета. На плечевые швы нашиты полосы синего цвета. Полочки соединяются пришитой у воротника парой завязок из голубого атласа. Полоской этой же ткани

окантованы полочки и подол. С изнаночной стороны под воротник пришита монета. Длина халата составляет 40 см, ширина подола — 73,5 см, длина рукава — 13 см, ширина рукава — 8 см.

Рис. 9. Халат для духа-покровителя, д. Овагорт Шурышкарского района, 2006 г. Фото автора

Халат из сукна желтого и темно-синего цвета имеет трапециевидный, расширяющийся к низу силуэт, широкие рукава из синего сукна и квадратные ластовицы из желтого сукна. Спина и полочки выкроены из одного куска желтого сукна, для пройм сделаны разрезы по бокам. К краю подола пришита широкая полоса синего сукна. Полосы этого же сукна пришиты к краям полочек и ворота, образуя воротник халата. Края рукавов, полочек, подола обшиты полосой сукна желтого цвета. Полосы синего сукна вставлены в швы между ластовицами и станом. Полочки соединяются пришитой у воротника парой завязок из голубого атласа. Полосками этой же ткани окантованы плечевые швы, рукава, полочки и подол. С изнаночной стороны под воротник пришита монета. Длина халата составляет 40 см, ширина подола — 67 см, длина рукава — 14 см, ширина рукава — 8 см.

Халат из желтой хлопчатобумажной ткани с люрексом имеет прямой силуэт, прямые и широкие рукава, воротник-стойку. Его стан сшит из одного куска ткани, для пройм по бокам сделаны разрезы. На левый край воротника пришита красная пластмассовая пуговица, для которой на правом краю воротника сделана прорезная петля. Такая же пуговица нашита на левый край полочки, на правой полочке для нее сделана петля. Длина халата достигает 52,5 см, ширина подола — 61,5 см, длина рукава — 12,5 см, ширина рукава — 7 см. Халат, вероятно, изготовлен в 50-60-е гг. XX в.

Халат из хлопчатобумажной ткани черного цвета имеет подкладку из черного сатина, прямые и широкие рукава, прямоугольный отложной воротник. Соединительные швы выполнены на швейной машинке и обметаны вручную. Спинка и полочки выкроены отдельно с закругленными проймами. При этом полочки слегка заходят назад. Полы халата запахиваются справа налево. Красной тесьмой с белым и черным цветочным рисунком обшиты воротник, правая полочка и край подола. Синей тесьмой с белым и красным цветочным рисунком обшиты края рукавов. На правую полочку нашиты четыре пластмассовые пуговицы и по ее краю сделаны четыре прорезные петли для таких же пуговиц, пришитых на левую полочку. Длина халата составляет 57,5 см, ширина подола — 94 см, длина рукава — 36,5 см, ширина рукава — 11,5 см. Халат, вероятно, был перешит из детской форменной куртки в 50-60-е гг. XX в.

Головные уборы представлены двумя конусообразными шапками и одной полусферической формы, больших размеров.

Шапка сшита из желтых и бордовых клиньев сукна: 10 клиньев сшиты между собой и образуют тулью. Поверх широких клиньев нашиты пять узких клиньев. Верхние концы сшитых клиньев образуют кисточку на макушке шапки. По нижнему краю шапка имеет пришитую полосу лисьего меха. С изнанки шапки пришита подкладка из коричневой фланели с набивным геометрическим рисунком. Высота шапки составляет 19 см, ширина — 52 см. Ее изготовление можно датировать 70-ми гг. XX в.

Конусообразная шапка имеет макушку, сшитую из двух бордовых клиньев сукна и одного синего клина с треугольной заплаткой вверху. К нижнему краю макушки пришита тулья из двух больших трапециевидных кусков сукна синего цвета и двух бордового цвета, орнаментированных в технике мозаики: на синих — орнамент из бордового сукна, на бордовых — из синего. Между кусками вставлены клинья из синего и бордового сукна. С изнанки на орнаменты клиньев нашиты монеты: 10 и 15 коп. СССР (1940, 1951 и ? гг.). Монеты зашиты под сухожильные нитками крест-накрест. Нижний край шапки обшит полосой меха рыжей лисицы. К полосе меха с трех сторон пришиты подвески, каждая из которых состоит: из кусочка меха рыжей лисы; полоски сукна бордового и зеленого цвета; нанизанных на веревочку гильз и с колокольчиком на конце. Внешняя сторона шапки зашита под чехол из красного ситца с набивным рисунком. Высота шапки достигает 34 см, ширина — 71 см. Время изготовления шапки можно определить 60-70-ми гг. XX в.

Шапка из семи белых и красных клиньев сукна. Каждый клин состоит из нижней прямоугольной части, на которой в технике мозаики выполнен орнамент «всадник»: 3 белых с красным орнаментом, 3 красных с белым орнаментом и 1 красный с зеленым орнаментом. Один клин сшит из красного, зеленого (орнамент) и белого сукна. Между ним и клином слева в шов вставлена полоса белого сукна. Сверху к каждому из этих прямоугольников пришит треугольник из красного или белого сукна. Верхний угол треугольника обшит полосой сукна белого или красного цвета соответственно. На макушке шапки сделана кисточка, которую составляют полоски из красного и белого сукна, нашитые на верхний угол каждого клина. На концы полосок были пришиты монеты, из которых сохранилось только две. Нижний край шапки обшит полосой меха рыжей лисицы с хвостом и камусами. Таким образом, образовано восемь меховых подвесок, к которым пришиты полоски белого и красного сукна, тесьма, сплетенная из красных шерстяных ниток, металлические цепочки с бубенчиками и низка зеленых бус с бубенчиком. Высота шапки составляет 43 см, ширина тульи — 120 см. Изготовление шапки можно отнести к 60-70-м гг. XX в.

Обувь представлена двумя парами суконных чулок и татарскими сапогами.

Пара чулок имеет голенище из синего сукна со швом сзади. Из такого же сукна выкроена овальная подошва. Над носком вшита клиновидная желтая вставка. Полосой желтого сукна обшит край голенища. Спереди к краю голенищ пришиты петли из желтого сукна, в которые продеты металлические кольца, соединяющие чулки. Длина голенища составляет 15,5 см, ширина голенища — 10 см, длина подошвы — 11 см, ширина подошвы — 7 см. Вторая пара чулок сшита так же и из такой же ткани, что и первая. Изготовление чулок можно отнести к 70-80-м гг. XX в.

В этот комплекс также входят татарские сапоги, обнаруженные вместе с другими вещами. Они изготовлены кустарным способом из кожи и имеют деревянную клееную подошву. Голенище и головка сшиты из красной кожи с мозаикой из темно-зеленой кожи. Сапоги слегка поношены. Длина подошвы составляет 22,5 см, ширина подошвы — 5,5 см, длина голенища — 22,5 см. Сапоги можно датировать второй половиной XX в.

Пара рукавиц из сукна красного и синего цвета имеет выполненный на тыльной стороне в технике мозаики орнамент «медведь»: на левой рукавице — синим сукном на красном фоне, на правой — красным сукном на синем фоне. Ладонная часть рукавиц изготовлена из красного сукна, вместе с ней выкроена и внутренняя часть большого пальца. Внешняя сторона большого пальца также орнаментирована в технике мозаики. На левой рукавице красный орнамент располагается на синем фоне, на правой — синий орнамент на красном фоне. По краю рукавицы обшиты полосой собольего меха. К каждой рукавице с внешней стороны пришита сплетенная вручную тесьма из красных и черных шерстяных ниток. Длина каждой рукавицы составляет 9 см, ширина — 12,5 см. Предположительно рукавицы были изготовлены в середине XX в.

Предметы, представленные в этом комплексе, являются разновременными, при этом в отдельную группу выделяются три халата из синего и желтого сукна и две пары чулок из этого же сукна. Использование одинаковой ткани (тонкого фабричного сукна) позволяет говорить о том, что они были изготовлены в одно время — в последней четверти XX в. Покрой и архитектоника украшений этих трех халатов соответствует покрою женских халатов северных хантов. Покрой чулок также сходен с покроем обычных чулок, используемых мужчинами и женщинами.

К более раннему периоду (50-60-е гг. ХХ в.) относятся желтый и черный халаты, на это указывают их покрой и материал. Покрой желтого халата аналогичен покрою мужских халатов, которые использовались в качестве ритуальных в XX в.. Черный халат перешит из форменной куртки мальчика. Такие куртки носили в 50-60-е гг. XX в. Переделывая халат для жертвоприношения, его украсили специальным образом — нашили пуговицы и тесьму. Различия в покрое халатов этого комплекса, вероятно, связаны с прерыванием преемственности изготовления жертвенной плечевой одежды. Отсутствие преемственности в изготовлении жертвенной одежды демонстрируют и три разные формы головных уборов и способы их орнаментации и украшения.

Шапка с орнаментом «всадник» и татарские сапоги входят в состав жертвенной атрибутики Вэрта [Бауло, 2002. С. 65].

* * *

В целом в четырех комплексах жертвенной одежды северных хантов было описано 42 предмета жертвенной одежды, в том числе — 10 халатов, 3 рубахи, 1 штаны, 2 пары чирков, 1 пара меховой обуви, 9 чулок из сукна, детская туфелька, 1 пара татарских сапог, 8 головных уборов, 5 рукавиц. Состав жертвенной одежды показывает, что духам-покровителям могли дарить плечевую одежду (халаты, рубахи), обувь, в том числе покупную (детская туфелька и татарские сапоги), чулки, головные уборы, рукавицы. Штаны зафиксированы в единственном экземпляре и, скорее, являются исключением. Основная часть одежды имеет миниатюрные размеры. Большие, «человеческие», размеры присущи головным уборам и рукавицам. Среди плечевой одежды зафиксирован лишь один халат (д. Юханкурт), который имеет 38-40 размер. Большая часть одежды сшита из ткани — сукна, шелка и украшена такими традиционными для одежды хантов приемами, как аппликация, кант, нашивка тесьмы, металлических блях, бисера, бус, пуговиц, меховой оторочки.

В цветовых предпочтениях наблюдается разнообразие. Из 42 предметов одежды полностью в красном цвете выполнен только 1 (халат из д. Тутлейм), еще 15 предметов сочетают красный цвет с другими цветами, из них 5 представляют сочетание красного и зеленого цветов и 4 — красного и синего цветов. Также в комплексе представлены 1 предмет желто-серого цвета, 2 предмета желтого цвета, 1 предмет черного цвета, 2 предмета зеленого цвета.

Покрой жертвенных обуви и рукавиц соответствует покрою используемых в обыденной сфере, в то же время жертвенные рубахи, штаны и головные уборы по покрою значительным образом отличаются от бытующих в настоящее время. Для жертвенных рубах характерен туни-кообразный покрой, который применялся у северных хантов для мужских и женских рубах в XVIII — начале XX в. Сегодня мужские рубахи и женские рубахи-платья делают с туникообраз-ной кокеткой. У всех рубах швы под мышками оставлены незашитыми.

Покрой жертвенных халатов варьируется в рамках двух типов: из 10 халатов 6 имеют «обертывающий» покрой (без боковых швов), 4 — с плечевыми и боковыми швами (из них один — с вставленными в боковые швы клиньями, расширяющими подол, и один — с боковыми вставками). Для 4 халатов характерны разрезы, сделанные под мышками, 4 халата имеют ластовицы и 2 халата сшиты без ластовиц и разрезов под мышками.

Имеющий «человеческий» (38-40) размер желтый халат (д. Юханкурт), с плечевыми и боковыми швами и клиньями, расширяющими подол, и перешитый из форменной куртки черный халат (д. Овагорт) также с плечевыми и боковыми швами, кроме того, сшиты на швейной машинке, имеют закругленные проймы, перегибающиеся на спинку полочки и подкладку. Все это может свидетельствовать о том, что оба халата сшиты профессиональными портными или лицами, получившими специальное образование.

Три халата из синего и желтого сукна из д. Овагорт отличаются от остальных единым стилем — все они сшиты из синего и желтого сукна с ластовицами, украшены полосками ткани вдоль пол, края подола и рукавов. Подобные суконные халаты в XX в. являлись принадлежностью женского костюма.

Покрой обуви представлен башмаковидным типом в двух подтипах — из кожи с высокой и низкой головкой без голенища — чирки (2 пары) и камусный с одним рядом союзок (1 пара). Известно, что кожаные чирки носили и мужчины и женщины, однако в XX в. они сохранялись как элемент женского костюма. При этом женские чирки, как правило, украшались вышивкой бисером. Поэтому чирки, представленные в жертвенном комплексе, можно рассматривать как мужские. Также к мужским элементам костюма относится и камусная обувь с союзками, о чем свидетельствует расположение полос на передней части голенища. Такая обувь применяется в настоящее время в качестве зимней.

Традиционно чирки носили вместе с чулками, которые представлены в комплексе экземплярами, сшитыми из сукна. Покрой суконных чулок является традиционным для северных хантов. Такие чулки используются и в настоящее время, большей частью женщинами.

По своим «человеческим» размерам и технике орнаментации (мозаика) из всего комплекса описанной жертвенной одежды выделяются головные уборы и рукавицы. Вероятно, они использовались в качестве облачения во время ритуалов. Так, известно, что головные уборы и рукавицы являлись составными частями костюма мужчин на медвежьем празднике. Особый статус головных уборов подчеркивают и монеты, нашитые на них. Так, монеты были нашиты на 6 из 8 головных уборов и только на 2 халата (д. Овагорт). Северные ханты прикрепляли монеты к жертвенным покрывалам, в том числе к головным уборам (шлемам), посвященным Вэрту [Ге-муев, Бауло, 2001. С. 36, 47].

Таким образом, в жертвенной одежде северных хантов XX в. можно выделить две группы предметов. К первой относится одежда миниатюрных размеров, это рубахи, халаты, штаны, обувь, чулки. Ко второй относятся предметы «человеческих» размеров: головные уборы и рукавицы. Одежда этой группы отличается, кроме того, и техникой орнаментации (мозаика), она надевалась во время ритуалов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бауло А. В. Культовая атрибутика березовских хантов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. 92 с.

Гемуев И. Н., Бауло А. В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гемуев И. Н., Бауло А. В. Небесный всадник: Жертвенные покрывала манси и хантов. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2001. 160 с.

Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Новосибирск: Наука, 1986. 192 с.

Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во тГу, 1994. Т. 1. 152 с.

Прыткова Н. Ф. Один из источников изучения одежды народов Сибири // СМАЭ. 1971. Т. 27. С. 101-112.

Сынские ханты / Аксянова Г. А., Бауло А. В., Перевалова Е. В. и др. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 362 с.

Тюмень, ИПОС СО РАН

The article considers details regarding making, ornamenting, and cutting clothing articles meant to be sacrificed to spirits-the-protectors among North Khanty. Articles of the sacrifice clothing include shirts, dressing-gowns, trousers, footwear, headdresses, and mittens. In methods of cutting and ornamenting, the most archaic of those being shirts and dressing-gowns. Special sacrifice articles include headdresses and mittens which are specifically ornamented, and could be used for other ritual purposes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.