ТЕКСТИЛЬНАЯ АТРИБУТИКА МЕДВЕЖЬЕГО ПРАЗДНИКА НА СВЯТИЛИЩАХ СЕВЕРНЫХ МАНСИ НАЧАЛА XXI в.1
А.А. Богордаева
Систематизируются текстильные атрибуты медвежьего праздника, обнаруженные в ходе экспедиционных исследований на святилищах северных манси. Приводятся описания головных уборов, халатов и рукавиц, рассматриваются способы ношения платков, особенности орнаментации рукавиц. Все предметы были найдены в домашних святилищах. В составе атрибутики количественно преобладают головные уборы, что свидетельствует о значимости функции, которую они выполняли в ритуально-обрядовой практике манси.
Манси, мансийская традиционная одежда, медвежий праздник, традиционный текстиль, обрядовый халат, обрядовая шапка, обрядовые рукавицы, ритуальные способы повязывания платка.
В настоящее время два важных аспекта определяют необходимость подробного исследования атрибутики медвежьего праздника северных манси. Это изучение, во-первых, собственно мансийской культуры и определение ее специфики, а во-вторых — предметной стороны медвежьего праздника, которой до сих пор уделялось недостаточно внимания. Можно выделить три группы работ по этому вопросу. К первой из них относятся те, в которых приводятся сведения об атрибутах медвежьего праздника в рамках изучения ритуально-обрядовых традиций манси и обских угров в целом [Источники..., 1987; Каннисто, 1999; Новикова, 1995; Ромбандеева, 1993; Соколова, 1971; Чернецов, 2001; Капп1Б1о, 1958]. Другую группу составляют описания мансийских святилищ, где хранилась атрибутика медвежьего праздника [Бауло, 2013; Богордаева, 2012; Гемуев, 1990; Гемуев, Бауло, 1999; Гемуев, Сагалаев, 1986; Источники..., 1987; Каптэ1о, 1958]. Третью группу представляют исследования, в которых рассматриваются особенности материальной культуры манси в целом и отдельных ее элементов [Богордаева, 2006; Гондатти, 2000; Федорова, 1994].
Задачи данного исследования заключаются в систематизации и описании текстильных атрибутов медвежьего праздника, зафиксированных в домашних святилищах северных манси в ходе экспедиций. Экспедиции проводились совместно с Приполярным этнографическим отрядом Института археологии и этнографии СО РАН на территории проживания северной группы манси в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2006-2010 гг.2 Обследовались домашние и поселковые святилища в бассейнах рек Ляпин и Северная Сосьва. Атрибуты медвежьего праздника были обнаружены в заброшенных домашних святилищах, большинство из которых разрушены и разорены. Используемые во время праздника предметы представлены здесь платками, шапками, халатами и рукавицами, принесенными в дар духам-покровителям.
Платки. Представляют наибольшую по численности группу среди текстильных предметов на святилищах северных манси. Здесь есть восточные (китайские (?), бухарские (?)) платки из шелка ХУШ-Х1Х вв., шелковые, хлопчатобумажные платки и шерстяные шали, полушалки XIX — начала XX в. российского производства, платки (шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные, полиэстеровые и др.) советских фабрик, а также современные [Бауло, 2013, с. 166-167, рис. 213215]. Этот простейший головной убор в целом является принадлежностью женского костюма, но у манси его носили и мужчины [Источники.., 1987, с. 33]. Платки и шали приносили в качестве подарка духам-покровителям женского и мужского пола. На медвежьем празднике их использовали в костюме духов-покровителей как женского, так и мужского пола. Представляя духов-покровителей женского пола, актеры закрывались большим платком или шалью как покрывалом, накидывая его на голову или плечи [Источники., 1987, с. 217-218, 227, 234]. При показе
1
Работа выполнена в рамках проекта «Текстиль на святилищах северных манси в начале XXI в.» по программе Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре».
Автор благодарит д.и.н. А.В. Бауло за предоставленную возможность участия в экспедиционных исследованиях Приполярного этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН.
духов-покровителей мужского пола фиксируется несколько способов ношения платка. Так, на сделанных В.Н. Чернецовым рисунках со сценками медвежьего праздника показаны способы повязывания платка актерами, которые изображали духов-покровителей: 1) платок накидывали на плечи, закрывая им руки, спину и грудь [Чернецов, 2001, с. 10, рис. 1/а]; 2) повязывали голову [Там же, с. 10, рис. 1/б, 2]; 3) свернутый косынкой платок накидывали на плечи, закрывая спину и плечи, концы свободно свисали спереди [Там же, с. 37, рис. 18, 19, 20]; 4) свернутый косынкой платок накидывали на плечи, два его конца скрещивали на груди и заправляли за пояс [Там же, с. 13, рис. 2, 3а]. В дневниках В.Н. Чернецова упоминается еще один способ повязывания платка у мужчин, представлявших духов-покровителей: им закрывалась нижняя часть лица до глаз [Источники..., 1987, с. 216, 218]. Кроме того, известен обычай повязывания платков на кисти рук [Там же, с. 217, 219, 235, 250; Новикова, 1995, с. 77; Соколова, 1971, с. 215].
Шапки. В отличие от платков шапки на медвежьем празднике были исключительно мужским атрибутом. Использовавшиеся во время медвежьего праздника шапки духов-покровителей, обнаруженные нами на святилищах, имеют два типа кроя, каждому из которых соответствует определенная форма тульи: конусообразная или трапециевидная. Трапециевидный тип кроя наблюдается у трех шапок из пяти обнаруженных (рис. 1, 1-3).
Рис. 1. Шапки, использовавшиеся для представления духов-покровителей на медвежьем празднике: 1 — д. Верхненильдина; 2, 3 — д. Хурумпауль; 4 — д. Кимкъясуй Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Так, шапка (высота 22 см, окружность 63) духа-покровителя из д. Верхненильдина имеет трапециевидный тип кроя тульи (рис. 1, 1). Она сшита вручную белыми хлопчатобумажными нитками из четырех чередующихся по цвету клиньев сукна: двух клиньев красного и двух клиньев черного цвета. На макушке сделана круглая вставка из красного сукна. Край тульи подшит полосками также красного и черного сукна. Особенностью шапки является вырезанный из красного сукна круг, нашитый на одну из черных полос обшивки края тульи. Он располагается так, что одна его половина находится на изнаночной стороне шапки, а другая — на наружной. На верхнюю часть клиньев пришиты кисточки — полоски из красного и черного сукна (длина 10-21 см).
Шапка из д. Хурумпауль (высота 28 см, длина окружности 55 см) сшита сухожильными нитками из четырех пятиугольных клиньев коричневого сукна таким образом, что верхняя часть тульи имеет четырехугольную форму (рис. 1, 2) [Бауло, 2013, с. 110, рис. 124е]. Один из швов
не доведен до края тульи, в результате чего образован разрез. Над этим разрезом по всей окружности нашита полоса позумента (ширина 3 см).
Другая шапка (высота 24,5 см, окружность 60 см) из д. Хурумпауль сшита вручную сухожильными нитками из синего сукна и обшита по краю полосой беличьего меха (рис. 1, 3) [Бауло, 2013, с.110, рис. 1246]. Шапка имеет трапециевидную форму, тулья ее сшита из четырех клиньев: двух узких боковых и двух широких переднего и заднего. Клинья имеют трапециевидную, зауженную кверху форму. Широкие клинья достигают в ширину в верхней части 11 см, в нижней части — 16,5-18 см, узкие клинья в верхней части — 7-7,5 см и 10,5-11 см в нижней.
Конусообразный тип кроя имеют две шапки. Обе они происходят из д. Кимкъясуй. Одна из них (высота 24, окружность 58 см), сшита вручную сухожильными нитками из четырех клиньев черного и зеленого сукна одинакового размера (рис. 1, 4). Край тульи обшит полосой светлой хлопчатобумажной ткани. Другая конусообразная шапка (высота 23 см, окружность 54 см) сшита вручную сухожильными нитками из черного и красного сукна. Тулья состоит из четырех верхних клиньев одинакового размера (ширина 13,5 см, высота 14 см) с одинаковым орнаментом криволинейного типа («всадник»), выполненным в технике мозаики. Два клина сделаны из сукна красного цвета с черным орнаментом, два — из сукна черного цвета с красным орнаментом. К нижнему краю клиньев пришита орнаментированная полоса (ширина 7 см), состоящая из трех частей с орнаментом, который выполнен в технике мозаики. При этом одна часть выкроена из красного сукна с черным орнаментом и две части — из черного сукна с красным орнаментом. Между этими частями вставлено по два клинышка из черного и красного сукна. Полоса красного сукна вставлена в шов между верхними клиньями тульи и нижней орнаментированной полосой. Нижний край тульи шапки обшит полосой рыжего лисьего меха. К макушке шапки пришита кисточка, сделанная из трех кусочков сукна, из них два — красного цвета, один — черного.
В целом шапки, использовавшиеся во время представления духов-покровителей на медвежьем празднике, фиксировались у манси повсеместно. В этнографической литературе упоминаются и другие шапки, надевавшиеся мужчинами на медвежьем празднике. Так, данные о меховых шапках, надевавшихся при показе духов-покровителей на медвежьем празднике, имеются в записях В.Н. Чернецова [Источники..., 1987, с. 216, 233]. Есть сведения также о бытовавших у северных манси: «остроконечных» шапках [Соколова, 1971, с. 215]; «шапки сферической и конической формы» [Гемуев, 1990, с. 82, 91]; остроконечных шапках с семью лоскутами на макушке [Ромбандеева, 1993, с. 121]; «колпаке», сшитом из красной и черной байки и обшитом по краю беличьим мехом [Новикова, 1995, с. 134]; «особых шапках, отороченных мехом» с нашитыми сзади хвостами [Новикова, 1995, с. 103]; трапециевидной суконной шапке с кисточками; шапке из цветных суконных клиньев; полусферической орнаментированной шапке [Гемуев, Бауло, 1999, с. 143]. Также в д. Кимкъясуй (р. Северная Сосьва) была зафиксирована конусообразная шапка, сшитая из шести клиньев зеленого и черного сукна, четыре из которых орнаментированы в технике мозаики изображениями оленей, с опушкой из беличьего меха [Гемуев, Бауло, 1999, с. 159]. Неоднократно описывались и меховые головные уборы, состоявшие из шкур пушных зверей (лисы, соболя), надевавшиеся во время представления духов-покровителей [Источники., 1987, с. 218, 232-233, 235; Новикова, 1995, с. 77, 103, 134]. Однако на обследованных святилищах шкур не обнаружено.
Халаты. Плечевая одежда, использовавшаяся во время представления духов-покровителей на медвежьем празднике, представлена на святилищах халатами. Они имеют обычные размеры по росту и размеру человека, сшиты из разнообразных тканей вручную или на швейной машинке. Всего было описано четыре халата, которые могли использоваться на медвежьем празднике, из них один — из д. Верхненильдина и три — из д. Посолдино.
Халат из д. Верхненильдина сшит вручную сухожильными нитками из саржи сиреневого цвета с синей изнаночной стороной (рис. 2, 1). Изделие (длина 93,5 см, ширина подола 206,5 см, длина рукава 56 см, ширина рукава 38 см, размер 38-40) имеет трапециевидный, расширяющийся книзу силуэт и туникообразный покрой с прямыми проймами и широкими прямыми рукавами. Стан составляет прямоугольная полоса ткани, перегибающаяся на плечах и разрезанная спереди посередине. В центре полосы вырезан округлый ворот. К средней полосе пришиты рукава, под которые к бокам — расширяющиеся к низу боковые вставки. При этом правая боковая вставка надставлена в ширину клином спереди, а левая боковая вставка — сзади, со стороны спинки. К вороту пришит узкий воротник-стойка, концы которого заканчиваются завязками. Края полочек, подола и рукавов подшиты.
Первый халат из д. Посолдино сшит вручную сухожильными нитками из отдельных кусков жаккардовой ткани голубовато-зеленого цвета с цветочным рисунком (рис. 2, 2). Длина 102,5 см, ширина подола 222 см, ширина полочек 31 и 25,5 см, длина рукава 63 см, ширина рукава 14 см. Имеет расширяющийся книзу силуэт, воротник-стойку, широкие рукава, пришитую подкладку из ситца белого цвета с цветочным рисунком розового цвета. Позументной тесьмой обшиты воротник, края рукавов, позумент также нашит вдоль края полочек и подола. Три пробивные петли сделаны на правой полочке, на левой полочке сохранились две металлические пуговицы.
Рис. 2. Халаты, использовавшиеся для представления духов-покровителей на медвежьем празднике: 1 — д. Верхненильдина; 2 — д. Посолдино Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Еще один халат (длина 91 см, ширина подола 177,5 см, ширина полочек 28 и 31 см, длина рукава 34,5, ширина рукава 17,5 см) из д. Посолдино имеет туникообразный покрой и сшит из смешанной хлопчатобумажной ткани синего цвета (рис. 3, 1). В боковые швы под рукава вставлены прямоугольные клинья, расширяющие подол. Пройма прямая, рукав прямой, одношов-ный. К вороту пришит воротник-стойка. Полочки соединяются при помощи пары завязок из полосок синей ткани. Халат имеет подкладку из черной хлопчатобумажной ткани. Обшит полосой из белого ситца по краю ворота, рукавов, полочек и подола. На полочках и подоле нашито по две белых полосы.
Другой халат из д. Посолдино (длина 111 см, ширина подола 240 см, длина рукава 50 см, ширина рукава 16 см, ширина полочек 39-40 см) сшит на швейной машинке белыми хлопчатобумажными нитками из ситца розового цвета (рис. 3, 2). Трапециевидного силуэта, расширяющегося книзу, с воротником-стойкой, широкими и прямыми рукавами. Спинка из двух равных частей со швом по середине. Изделие имеет боковые и плечевые швы. Рукава сделаны с клином, который перегибается внизу. К халату пришита подкладка из белой хлопчатобумажной бязи. Их этой же ткани сделана петля для пуговицы, пришитая к краю воротника. На другом краю воротника — обшитая белой тканью металлическая пуговица (диаметр 1,6 см) с двумя отверстиями. Халат украшен золотой тесьмой шириной 8,5 см, которая нашита на воротник, края правой полочки, подола и рукавов.
Сравнительно-типологический анализ способа изготовления, материала, украшения халатов для медвежьего праздника показал, что для них характерны яркие цвета ткани, украшения в виде нашивки полос ткани контрастного цвета, а также позумента и блестящей мишуры [Богордаева, 2012, с. 111]. В отличие от жертвенных халатов, имеющих более высокий статус, у них нет таких отличительных признаков, как разрезы под мышками и пришитая монета [Там же].
Рис. 3. Халаты, использовавшиеся на медвежьем празднике для представления духов-покровителей, д. Посолдино Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
В целом использование особой распашной одежды (халатов, шабуров) на медвежьем празднике и ее хранение в домашних святилищах зафиксировано у северных и восточных (кон-динских) манси [Соколова, 1971, с. 215; Источники., 1987, с. 211, 216; Гемуев, 1990, с. 92-93; Ромбандеева, 1993, с. 121; Новикова, 1995, с. 93, 103, 134; Гемуев, Бауло, 1999, с. 31, 49, 125, 151, 153; Гондатти, 2000, с. 108-109; Чернецов, 2001, с. 9; Кап^о, 1958, с. 308-309].
Рукавицы. Из числа других атрибутов медвежьего праздника на святилищах были зафиксированы рукавицы (рис. 4). Три пары рукавиц были обнаружены в числе священных предметов домашних хранилищ, в том числе две пары — в д. Верхненильдина и еще пара — в д. Посолдино [Бауло, 2013, с. 159, рис. 206б-д]. Рукавицы первой пары (длина 21,5 см, ширина 12 см) из д. Верхненильдина сшиты вручную белыми хлопчатобумажными нитками из репсовой хлопчатобумажной ткани бирюзового цвета, имеют полуовальную форму и подкладку из красного ситца с цветочным рисунком (рис. 4, 1). На внешней стороне выполнена аппликация из желтого сукна в виде медальонного орнамента криволинейного типа («медведь»?). В способах шитья и кроя рукавиц имеются некоторые отличия. Так, правая сшита из одного куска ткани, который перегнут справа пополам, на сгибе в верхней части сделана вытачка, закругляющая рукавицу. Напальник для большого пальца сшит отдельно из одного куска сукна, перегнутого справа, где также сделана вытачка, закругляющая верхушку напальника. Левая рукавица сшита из двух кусков ткани. Из них один перегибается слева и образует тыльную часть рукавицы и половину
ладонной части. Справа же сделана вытачка, которая закругляет верхнюю часть рукавицы. Второй кусок образует половину ладонной части. Напальник — из одного куска ткани, имеет соединительный шов справа и вшит в соединительный нижний шов ладонной части. Нижний край рукавиц обшит кантом из желтого сукна.
Рис. 4. Рукавицы медвежьего праздника: 1, 2 — д. Верхненильдина; 3 — д. Посолдино Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Вторая пара рукавиц из д. Верхненильдина сшита вручную из двух кусков сукна — красного и синего цвета (рис. 4, 2а, б). Каждая рукавица (длина 20 см, ширина 11 см) состоит из пяти деталей: верхней орнаментированной стороны, внутренней неорнаментированной стороны (ладонная часть), манжеты (длина 13 см, ширина 5,5 см), пришитой к внутренней стороне, и двух частей напальника (внутренней неорнаментированной и внешней орнаментированной) (длина 13,5 см, ширина 6,5 см). К верхней части манжеты каждой рукавицы была пришита полоса меха (?), ворс осыпался, осталась только полоска белой кожи. Рукавицы были выкроены из двух кусков сукна (красного и синего), таким образом, что неорнаментированную основу одной составляет синий цвет, а орнамент вырезан из красного сукна; неорнаментированную часть другой составляет красный цвет, а орнамент вырезан из синего сукна. То есть раскрой деталей производился из сложенных вместе кусков красного и синего сукна. У правой рукавицы ладонная часть и внутренняя часть пальца сшиты из трех кусков сукна. Орнамент располагается на внешней стороне ладонной части рукавицы и на внешней стороне напальника. Орнамент относится к криволинейному типу, имеет форму розетки, на внешней стороне ладонной части он изображает символ медведя.
Пара рукавиц из д. Посолдино (длина 22 см, ширина 13 см) сшита вручную сухожильными нитками из черного сукна (рис. 4, 3). Ладонная деталь каждой рукавицы сшита из нескольких частей, на ней сделан разрез для напальника, который сшит из двух деталей — внешней и внутренней. Края ладонной части и напальника обшиты полосой красной хлопчатобумажной ткани. Внешняя сторона рукавиц и внешняя сторона напальника украшены прямолинейным ленточным орнаментом, выполненным в технике аппликации хлопчатобумажной тканью красного, белого, желтого, синего и зеленого цвета. На внешней стороне рукавиц выделяется четыре горизонтально расположенных орнаментальных мотива, внешняя сторона напальника украшена белыми, синими и желтыми полосками (ширина 0,3-0,5 см). Орнаментом из белой и синей ткани на внутренней стороне каждой рукавицы выделена манжета (ширина 8,5 см).
Особая орнаментация найденных в д. Верхненильдина рукавиц указывает на их принадлежность к атрибутике медвежьего праздника. Характерно, что и описанные в этнографической литературе орнаментированные рукавицы для медвежьего праздника происходят из д. Верхненильдина [Гемуев, Бауло, 1999, с. 125]. Эти рукавицы также сшиты из сукна с медальонным криволинейным орнаментом из сукна синего цвета. Орнамент на них отличается от представленного на описанных выше. По мнению авторов, орнамент на этих рукавицах, скорее всего, изображает не столько медведя, сколько мув хора (земляного быка или мамонта) [Гемуев, Бауло, 1999, с. 124, рис. 67].
Использование специальных рукавиц на медвежьем празднике фиксируется у (восточных) кондинских, северных (сосьвинско-ляпинских) манси [Источники., 1987, с. 217; Новикова, 1995, с. 90, 103, 134]. По записям В.Н. Чернецова, «женщины во время танца надевают хансан пасса ('узорные рукавицы'.— А. Б.). Мужчины — или с голыми руками или обернув руки платком» [Источники., 1987, с. 217]. По данным Н.И. Новиковой, у северных манси рукавицы, надевавшиеся во время медвежьего праздника, имели орнамент «медвежья лапа» [1995, с. 103].
Символика рукавиц на медвежьем празднике до конца не ясна. В угроведении традицию использования рукавиц во время медвежьего праздника связывают с ритуальным разделением медвежьей шкуры на части, в том числе с отрезанием лап, которые какое-то время хранились вместе с головой и шкурой медведя, а у некоторых групп хантов также использовались в обрядах [Кулемзин, 1976, с. 79; Новикова, 1995, с. 94]. Интересен в этой связи ритуал, зафиксированный Н.И. Новиковой у северных манси, производившийся во время варки медвежьего мяса: «Охотник, убивший медведя, трижды обходил женщин, сидевших рядом с котлом, в котором варилось мясо медведя. В руках у него был деревянный котелок с мясом с задней части медведя. Во время обхода он "храпел" как медведь, а потом ставил котелок на колени пожилой женщины. Женщина должна была отдарить его, сделав рукавицы, украшенные орнаментом "медвежья лапа"» [1995, с. 109].
Очевидно, что по способу декоративной отделки и орнаменту найденные на святилищах рукавицы делятся на два типа — с медальонным криволинейным и прямолинейным орнаментом ленточного типа, что можно рассматривать как свидетельство разной знаковой функции,
которую они выполняли, а возможно, и разной половой принадлежности.
* * *
В целом анализ текстильных атрибутов медвежьего праздника показывает, что большая их часть была обнаружена в домашних святилищах, и это, очевидно, связано с необходимостью их оперативного применения. В составе предметов преобладают головные уборы — шапки и платки, что свидетельствует о важной роли, которая им отводилась и на медвежьем празднике, и в целом в религиозно-обрядовой практике. При этом способы использования платков на медвежьем празднике указывают на их разнообразные функции, которые, вероятно, в прошлом выполняли другие, не дошедшие до наших дней предметы одежды. Требуют дальнейшего исследования вопросы, связанные с использованием на медвежьем празднике рукавиц и их орнаментацией. Необходимо исследование и самой традиции хранения обрядовой одежды на святилищах, поскольку она напрямую связана с проблемой происхождения и формирования святилищ и находящихся здесь изображений духов-покровителей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бауло А.В. Священные места и атрибуты северных манси в начале XXI века: Этногр. альбом. Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2013. 208 с.
Богордаева А.А. Традиционный костюм обских угров. Новосибирск: Наука, 2006. 239 с. Богордаева А.А. Покрой и украшения обрядовых халатов северных манси // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2012. № 1 (16). С. 102-112. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новосибирск: Наука, 1986. 192 с. Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. 240 с.
Гондатти Н.Л. Предварительный отчет о поездке в Северо-Западную Сибирь // Лукич. 2000. № 4 (14). С. 96-144.
Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1987. 284 с. Каннисто А. Статьи по искусству обских угров. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 52 с.
Новикова Н.И. Традиционные праздники манси. М.: ИЭА РАН, 1995. 225 с.
Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: Сев. дом: Северо-Сиб. регион. кн. изд-во, 1993. 208 с.
Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // СМАЭ. М.; Л.: АН СССР, 1971. Т. 37. С. 211-238.
Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. СПб.: МАЭ РАН, 1994. 284 с.
Чернецов В.Н. Медвежий праздник у обских угров. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. 50 с.
Kannisto A. Materialien zur Mythologie der Wogulen // MSFOu. Helsinki, 1958. Vol. 113. 444 S.
Тюмень, ИПОС СО РАН bogordaeva@mail.ru
The article systematizes textile attributes of a bear festival discovered under expedition investigations at holy places of North Mansi. The author gives a description of headwear, robes and mittens, considering methods of wearing shawls, and details of mittens' ornamentation. It is indicated that all the obtained objects were found in home sanctuaries. It is determined that it was headwear quantitatively prevailing among the attributes, which testifies to significance of the function those performed in the Mansi sacral ritual practice.
Mansi, Mansi traditional clothing, bear festival, traditional textile, ritual robe, ritual fur-cap, ritual mittens, ritual methods of tying shawls.