УДК 070 : 316.346.2 - 055.2
ББК 76.024
П 34
Писаревская Н. С.
Старший преподаватель кафедры журналистики Московского государственного института культуры, e-mail: n-pisarevsk@mail.ru
Женские глянцевые журналы и пути идентификации личности
(Рецензирована)
Аннотация:
Анализируется влияние на формирование личностной идентичности современного человека средств массовой информации. Впервые в качестве транслятора эффективного пути личностной идентификации рассматриваются женские глянцевые журналы, а также поднимается проблема особенностей их функционирования в этом аспекте. Целью является изучение специфики воздействия женских журналов на аудиторию, в соответствии с которым у нее происходит формирование искаженной картины мира. В результате проведенного анализа делается вывод о том, что современный глянец предлагает читательницам пути идентификации личности, соотносимые с понятием «красивой жизни», где идеалом мыслится успешная и обеспеченная личность, культивирующая ценности общества потребления.
Ключевые слова:
Пути идентификации личности, женские глянцевые журналы, СМИ, успешность, общество потребления.
Pisarevskaia N.S.
Senior Lecturer of the Department of Journalism of the Moscow State Institute of Culture, e-mail: n-pisarevsk@mail.ru
FEMALE GLOSSY MAGAZINES AND WAYS OF THE PERSON'S
IDENTIFICATION
Abstract:
It is well known that the mass media are actively influencing the formation of the personal identity of a modern person. In the article for the first time women's glossy magazines are considered as a translator of an effective way of personal identification, and the problem of the features of their functioning in this aspect is raised. The purpose of the work is to study the specific impact of women's magazines on the audience, in accordance with which it creates a distorted picture of the world. As a result of the analysis made, it is concluded that modern gloss offers readers ways of identifying individuals that are correlated with the notion of «beautiful life», where the ideal is a successful and well heeled person who cultivates the values of the consumer society.
Keywords:
Ways of person's identification, women's glossy magazines, mass media, success, consumer society.
Идентификация, которая есть отождествление на основании определенных признаков и критериев различных объектов и процесс осмысления личностью собственного места в мире, в последнее время попала в фокус пристального исследовательского внимания. Ученые самых разных областей знания - психологии, философии, культурологии, филологии - занимаются изучением отдельных аспектов этого процесса в своем профессиональном преломлении ([1,2,3,4] и многие другие). Особый интерес у специалистов вызывают эффективные пути и способы формирования идентичности.
Некоторую сложность в исследовании этой проблемы вызывают сами научные дефиниции терминов. Так, в своей статье «Пути и способы идентификации харизматической личности» современный исследователь С.Н. Зинев эксплицирует понятие «пути идентификации личности» как «направление идентификации личности в процессе социализации», саму идентификацию называя одним из «способов обретения личностью собственного места в обществе» [5]. Опираясь на эти определения, попробуем взглянуть на проблему с точки зрения медиаведения.
По нашему мнению, не вызывает сомнения, что сегодня одним из самых действенных инструментов формирования личностной идентичности, в процессе которой человек обретает место в системе «Я - Они», являются средства массовой информации. В современном обществе умами людей и их пристрастиями управляют СМИ, транслирующие эталоны красоты и нормы поведения, внедряющие в сознание человека некие социальные критерии и ценности, которые человек в целом одобряет и принимает, вследствие чего они становятся неотделимы от него самого и его переживаний. Особое место здесь занимают глянцевые журналы, прежде всего рассчитанные на женскую аудиторию.
Продукция современных СМИ - и
глянцевых журналов в первую очередь -нацелена на унификацию людей. Женский глянец предлагает читательницам путь к стандартной «красивой» жизни, состоящей в основном из модной одежды, диет, путешествий, выгодных взаимоотношений с противоположным полом, ощущения себя в мейнстриме. Акцент смещается с личностной оригинальности, собственного «Я», на подобие другим, к общему «Мы», принадлежности к определенной группе. Просматривая журналы, женщины находят образцы для подражания в «звездах», чьи фотографии украшают глянцевые страницы, видят красивую одежду, которой хотелось бы обладать, и подсознательно хотят относиться к группе людей, способной себе это позволить. Можно сказать, что женские глянцевые журналы устанавливают критерии идентификации. При этом возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, именно посредством чтения глянцевых журналов современная женщина получает некий массив новой информации, но, с другой, - она зачастую утрачивает личностную идентичность, отождествляя себя с героинями журнальных статей, а также с определенной группой читателей, стремящихся походить на них. Таким образом, можно вести речь об идентичности, основания которой транслируются женскими глянцевыми журналами, как о синтезе предлагаемых, а иногда даже навязываемых читательнице норм, ценностей, представлений о внешнем мире и, в соответствии с ними, о себе.
Чаще всего глянцевые СМИ создают у своих потребителей образ успешного и состоятельного человека. Не случайно исследователи идентичности обращают внимание на такую важную для многих наших современников характеристику, как стремление личности к успеху, к славе.
Практически в любом женском глянцевом журнале мы можем видеть фотографии «звёзд», сопровождающиеся
рассказами об их успешной, роскошной и красивой жизни. Читательницы, идентифицируя себя со «звёздами номеров», чьи фотографии располагаются на обложке, стремятся во всем походить на них, поэтому стремятся приобрести товары, реклама которых находится на соседних страницах, заняться тем же видом спорта, посетить те же страны. Таким образом, глянцевые журналы создают «идеологию успешных потребителей» [6: 82] и воспитывают ролевую модель женщины, следящей за модой, за новинками в косметике, ухаживающей за собой. Они рассказывают о том, чем должна заниматься современная женщина и как себя при этом ощущать. Женщина глянцевого журнала - успешная, состоятельная дама, у которой есть все, что ей требуется.
Редактор журнала «Glamour» в своем письме, которым задается тон сентябрьского номера 2017 года, пишет: «Мне, впрочем, чтобы пойти в магазин, не нужны никакие подсказки и приметы, особенно сейчас, когда в бутиках появляются новые осенние коллекции: элегантные пальто, смелые платья, небанальный трикотаж, атласные туфли и бархатные ботильоны, и так далее, и так далее, и так далее. К тому же жаркое летнее солнце прощается с нами, а значит, настало время задуматься о смене ухода за своей кожей - изучить новинки косметики, записаться на процедуры (почему бы и не на 13 число), понять, что ни на что не хватает времени... Знаете, если бы мне предложили 13-й месяц в году на все эти приятные хлопоты, я бы согласилась не раздумывая» [7: 22]. Таким образом, демонстрируется одна из составляющих успешности - непременное следование сезонным модным тенденциям, потребление, основанное на серьезной финансовой обеспеченности.
Поддерживая эту идею, еще один престижный глянец - журнал «Cosmopol-itan» - учит зарабатывать, вкладывать и тратить деньги, дает всевозможные сове-
ты по вопросам повышения зарплаты. В качестве примера здесь размещен рассказ читательницы «Миллион рублей я скопила за полтора года» [8: 193], где она рассказывает, каким образом осуществляла накопления. И сразу же предлагаются варианты, на что потратить деньги.
Глянец рассказывает о престижности потребления того или иного товара, подкрепляя это тем, что «звезды» им уже пользуются, и у читательниц складывается впечатление, что обладание конкретным товаром приближает их к жизни элиты. Вследствие этого страницы глянцевых журналов наполнены красочной рекламой, которая тоже создает «идеальный мир, где все могут испытывать наслаждение, удовлетворение, удовольствие, радость, блаженство. Все должны быть счастливы, любить и понимать друг друга» [9: 141]. Многие материалы содержат вкрапления рекламного характера, например, интервью в журнале «Glamour» сопровождается фотографиями героини в различных нарядах и комментариями к ним: Плащ, Walk of Shame; туфли Max Mara; серьги, часы, браслет, все Cartier [Glamour, 2017 г. - №11 - С.57].
Другими словами, глянцевые журналы транслируют идеологию так называемого гламура. Исследователи указывают на то, что «гламур - это, по сути, оболочка общества потребления, его мировоззрение, основанное на принципах гедонизма, нивелирующее духовные приоритеты, превозносящее роскошь и удовольствие» [11: 3]. Глянец ограждает читательниц от любых проблем. В мире глянца есть только красота, любовь, развлечения, отдых, праздник, удовольствие. Вследствие этого, у человека формируется картина мира в соответствии с предлагаемыми, а иногда даже навязываемыми ему нормами, ценностями, представлениями о внешнем мире и, в соответствии с ними, о себе. Так, например, читательница журнала «Glamour», обращаясь к журналу, пишет: Ты мой мотиватор и едино-
мышленник, с тобой я хочу быть красивее и успешнее [Письмо месяца - Glamour, 2017 г. - №11 - С.22].
Таким образом, с сожалением можно констатировать, что современные женские глянцевые журналы предлагают читательницам пути идентификации личности, соотносимые с понятием «краси-
вой жизни», базирующейся на безудержном потреблении и состоящей в основном из модной одежды, диет, использовании мужского внимания, как правило, в корыстных целях. Отождествление себя с популярными ныне медийными «звездами» приводит, как правило, к культу ценностей общества потребления.
Примечания:
1. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 305 с.
2. Никитина О.А. Герой в современной газетно-журнальной периодике в контексте кризиса идентичности: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006. 196 с.
3. Михайлова С.В. Фемининная идентичность и способы ее объективации в художественном дискурсе XVII века: дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. 236 с.
4. Ижаев А.Н. Информационно-политическая и этническая идентичность в пространстве массовой коммуникации: дис. ... канд. полит. наук. М., 2007. 175 с.
5. Зинев С.Н. Пути и способы идентификации харизматической личности. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3681 (дата обращения: 06.10.2017).
6. Маевская А.Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа: российская практика: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2015. 218 с.
7. Федорова М. Письмо редактора // Glamour. 2017. № 9. С. 22.
8. Севастьянова О. Деньги есть! Краткий курс богатой жизни // Cosmopolitan. 2017. № 10 (октябрь). С. 193-206.
9. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2016. С. 137-144.
10. Точилов К.Ю. Гламур как эстетический феномен: генезис и исторические модификации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. 24 с.
References:
1. Malygina I.V. Ethnocultural identity: ontology, morphology, dynamics. - Diss. for the Dr. of Philology degree. - M., 2005. - 305 pp.
2. Nikitina O.A. A hero in the modern newspaper and magazine periodicals in the context of the identity crisis: Diss. for the Cand. of Philology degree: SPb., 2006. - 196 pp.
3. Mikhaylova S.V. Feminine identity and ways of its objectification in the literary discourse of the 17th century. - Diss. for the Cand. of Philology degree: M., 2012. - 236 pp.
4. Izhaev A.N. Information-political and ethnic identity in the space of mass communication. - Diss. for the Cand. of Polit. Sciences degree: M., 2007. - 175 pp.
5. Zinev S.N. Ways and means of identification of a charismatic person. URL: https:// superinf.ru/view_helpstud.php?id=3681 (date of access: 06.10.2017).
6. Maevskaya A.Yu. Glossy magazine in the context of globalization of mass media: Russian practice: Diss. for the Cand. of Philology degree. SPb., 2015. - 218 pp.
7. Fyodorova M. A letter from the editor // Glamour, 2017. - No. 9. - P. 22.
8. Sevastyanova O. There is money! A short course of a rich life // Cosmopolitan, 2017. -
No. 10 (October). - P. 193 -206.
9. Beshukova F.B., Khatkova I.N. The role of stereotypes and archetypes of mass consciousness in advertising communication // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2016. P. 137-144.
10. Tochilov K.Yu. Glamour as an aesthetic phenomenon: genesis and historical modifications: Diss. abstract. for the Cand. of Philology degree, 2011. 24 pp.