УДК 81'27
Т. Умарова (Т. Р. Омарова)
кандидат филологических наук, доцент; кафедра французского языка, ЧГУ, Чечня; e-mail: tora-umarova@mail.ru
ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ ВЛИЯНИЯ НА ЧИТАТЕЛЯ
Статья посвящена роли и воздействию глянцевых журналов (далее -ГЖ) на читателя, в представлении которого глянцевый журнал - это «мир роскошной жизни», возможность выбора и реализации своих потребностей, увлечений, образов, предоставляемых человеку в демократическом обществе. Автор дает характеристику ГЖ как неотъемлемой части культуры современного общества, а также выявляет особенности глянцевого журнала, которые делают его востребованным. В статье отражены как негативные, так и позитивные стороны влияния глянцевых журналов на разные слои общества. Подчеркивается и то, что появление на рынке ГЖ - это, прежде всего, отражение потребностей общества. Глянцевые журналы являются неотъемлемой частью культуры, их первичная функция - передача информации читателю.
Ключевые слова: мода; глянец; стиль; общество; дискурс; культура; журнал; гламур.
T. Umarova (T. R. Omarova)
Candidate of Philology (PhD), Associate Professor;
the Department of the French Language, Chechen State University,
the Chechen Republic; e-mail: tora-umarova@mail.ru
GLOSSY MAGAZINES AND THEIR SOCIAL AND CULTURAL RESOURCES THAT EXERT INFLUENCE UPON THE READER
The article deals with the role and influence glossy magazines (GM) exert upon the reader who sees them as a world of a lavish lifestyle, as a chance to exercise choice and satisfy needs, as a focus on pursuits and even images that every person enjoys in a democratic society. The author characterises the GM as an integral part of culture in modern society and reveals the attributes that make it popular. The article describes both negative and positive influences glossy magazines exert upon various strata. The author also emphasizes that the emergence of the GM on the market reflects society's needs. Glossy magazines carry the message, with their primary function being to pass information on to the reader.
Key words: fashion; gloss; style; society; discourse; culture; magazine; glamour.
Сегодня можно встретить разные мнения, взгляды и отношение читателей к глянцевым журналам, что еще больше побуждает людей к дискуссии на эту тему. В реальности культура - это некий интегрируемый продукт общества, который формируется благодаря множеству установок и их разнообразию. Особенностью глянцевых журналов, на наш взгляд, является то, что они рассчитаны на определенные слои общества, в основном на обеспеченных людей, и являются неотъемлемой частью их культуры. ГЖ относятся к glamour, что в переводе означает чарующая сила, волшебство. Гламур - это стиль и образ светской жизни общества.
В современном обществе понятиям «мода», «глянец», «стиль» отводится далеко не последняя роль. Глянцевый журнал представляет собой одно из важнейших средств передачи модных образов, стиля и информации, т. е. определенного сообщения (message). Мода, глянец, стиль - это мир роскоши, и каждый читатель имеет возможность приобщиться к этому миру или посмотреть на него, хотя для одних он является подтверждением их статуса, а для других - раздражителем. Тем не менее с уверенностью можно сказать, что глянцевые журналы обладают целым рядом преимуществ наряду с другими средствами массовой информации.
Дискурс ГЖ понимается нами как репрезентация особой менталь-ности, результатом которой является формирование ценностной ориентации общества, что постигается способом подачи материала, конструирующим образ и стиль современного человека, особенно женщины. Глянцевый журнал вводит нас в другой мир и другой стиль, в мир высокой моды, которая доступна одним и недоступна другим.
В дискурсе ГЖ представлен мир, который слишком далек от того естественного мира, где существуют проблемы политического, социального и экономического характера. В модных глянцевых журналах мир предоставляет воображаемые неограниченные возможности. С помощью визуального ряда, а также, главным образом, с помощью вербального происходит формирование ценностной ориентации читателя.
ГЖ несет в себе своебразный элемент массовой культуры. В современной жизни глянцевые журналы привлекают максимум читателей, особенно молодежь, которая с удовольствием смотрит на мир роскоши и хочет иметь всё это в своей жизни. Если судить по тиражам, можно отметить, ГЖ лидируют.
Исходя из вышесказанного анализировать данное явление следует в контексте массовой культуры. Быт людей и образ жизни приближается к единому стандарту: это шоу программы, хиты, айфоны, на-нотехнологии, автомобили, модные глянцевые журналы, финансовые «пирамиды», «кока-кола» и многое другое. Все это является составляющим и формирующим новый единый мир и современную массовую культуру. «Наличие общего социокультурного поля проявляется сначала в материальной культуре (жилище, одежда, еда), затем в области духовного производства, что влечет за собой изменения языка массовой коммуникации (происходит языковая экспансия), структуры общественных отношений (демократия и индивидуализм) и в итоге -системы ценностей» [8].
Человек в погоне за тем, чего у него нет, создает массовую культуру. Заимствуя массовую культуру, читатель попадает под механизм самовнушения, он становится частью культурной массы и подвержен такому же настрою, как и все. В современном мире не редкость, когда человек становится фанатом известных знаменитых людей кино, спорта, глянцевых журналов и т. д. Таким образом, он перестает быть собой, теряет индивидуальность. Недавно была передача о фанатах Аллы Борисовны Пугачевой, один из них настолько ее боготворит, что все свои небольшие сбережения тратит на покупку газет и журналов, в которых есть какая-либо информация о ней. Когда ему предложили несколько миллионов за всю собранную им информацию, он отказался, хотя признается, что ему не хватает денег на жизнь, но для него важнее увлечение, чем собственная жизнь, т. е. его жизнь «растворилась» в чужой жизни. Этот человек потерял свою индивидуальность и как бы проживает чужую жизнь. Как правильно в свое время заметил А. Б. Гофман: «Человек, очарованный гламурными мифами, может потерять контроль над своей жизнью, если за него начинают решать модные эксперты и консультанты по стилю, он может оказаться целиком внутри потребительского механизма» [3, с. 160].
За последние 10-15 лет количество глянцевых журналов, которые посвящены вопросам потребления, заметно увеличилось. В то же время возросло и влияние глянцевых журналов на социальные и культурные ресурсы читателя. И в российском обществе за эти годы произошли значительные изменения ценностных ориентаций. Объяснение этому одно: сфера потребления стала важной составляющей определенной части современного общества.
Анализируя разные разделы (модная одежда, еда, жилье и т. д.) глянцевых отечественных и зарубежных журналов, можно прийти к выводу, что они направлены на определенную аудиторию, так как в «глянцевом» роскошном мире может жить далеко не каждый. Можно смело утверждать, что в дискурсе ГЖ есть свои минусы и свои плюсы.
Гламурная жизнь в глянцевых журналах пропитана историями и мифами из сказок о вечной красоте и молодости, о прекрасных замках, о чудодейственных лекарствах и т. п. Вывод можно сделать, процитировав слова В. И. Ильина, который считает: «Жизнь, рекламируемая глянцевыми журналами, протекает в мире информации, которой нужно лишь умело воспользоваться. Иначе и быть не может. Проблемные материалы - удел "толстых" утомительных, раздражающих своим многословием журналов» [5, с. 12].
Глянцевые журналы модной одежды, например, ориентируют читателя на карьерный рост, который требует определенного внешнего вида, наличия красивого добротного дома, дорогой машины и т. д., что выходит за рамки традиционного патриархального стереотипа. Особенность ГЖ иллюстрирующих, в частности, женскую и мужскую одежду заключается в том, что суть «модного глянца» в плане жизненной установки - это отсутствие проблем, которые нельзя решить. «Главное - позитивный и технологичный подход плюс целеустремленность. При этом внимание уделяется не процессу внутренних изменений, а внешним жизненным обстоятельствам, которые и диктуют подключение и применение той или иной внутренней установки. Отсюда - единообразие финалов всех историй жизни, описанных в глянцевых журналах: это восстановление нормы и стабильности» [7].
В дискурсе глянцевых журналов есть свои плюсы. К позитивным моментам можно отнести возможность релаксации при визуализации материалов, позволяющих окунуться в мир мечты и грез, забыть о проблемах, которые на тот момент неразрешимы. ГЖ не политизированы и не несут той негативной информации, которой подвержен современный читатель. «Глянец» является, как утверждает В. А. Буряковская, «...противовесом огромному потоку негативной информации. Современный человек подвергается прессингу негативных новостей с утра и до позднего вечера, а глянцевый журнал обладает большой отвлекающей силой, уводит человека от серьезных социальных проблем» [2],
т. е. глянцевый журнал стал способом эмоциональной разрядки. Для рекламодателей глянец является удобной возможностью «достучаться» до покупательской аудитории. По этому поводу Ж. Бодрийяр пишет: «.ошибочно видеть в автомашине "женский" предмет. Хотя в рекламе о ней всегда говорится как о женщине: "гибкая, породистая, удобная, практичная, послушная, горячая" и т. д., - это связано, скорее, с общей феминизацией вещей в рекламе: вещь-женщина - это эффективнейшая схема убеждения, социальная мифология, все вещи, и машина в том числе, притворяются женщинами, чтобы их покупали» [1]. Кроме того, глянцевые журналы содержат необходимую и полезную информацию как правильно, например, построить свой рабочий график, как вести здоровый образ жизни, предлагают помощь в выборе своего стиля, советы и консультации лучших стилистов, модельеров, психологов и т. п. Читатель может субъективно и с пользой для себя воспринимать информацию из глянцевых изданий.
ГЖ можно отнести к ярким и далеко не всем доступным продуктам массовой культуры, определенным образом влияющим на современного читателя и формирующим его поведение и иной взгляд на жизненное пространство. Относительно влияния массовой культуры В. И. Карасик пишет: «. суть массовой культуры состоит в особом влиянии общества как целостного организма на поведение индивидуума: чем более многочисленным является социум, с которым ежедневно контактирует отдельный его представитель, тем в большей мере поведение человека носит сугубо знаковый характер» [6, с. 107].
Существует две категории читателей гламурных изданий - те, кто воспринимает «глянец» как однодневную литературу для чтения на досуге, и те, кто воспринимает ГЖ слишком серьезно, более того, понимают как руководство к действию, что нам кажется не совсем правильным. Для читателя глянцевые журналы, на наш взгляд, не должны быть жизненной программой, хотя многие считают, что следует придерживаться советов специалистов, которые учат, как одеваться, что есть и т. д., Возможности читателя и советы глянцевых журналов очень часто оказываются несовместимыми, так как социальная дистанция между ними слишком велика. Глянцевые журналы информативны, и читатель может взять себе на заметку представленную информацию, но ни в коей мере не руководствоваться слепо этой информацией. Глянцевые журналы представляют собой новое явление
современной жизни, и в дальнейшем можно только прогнозировать их процветание.
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что появление на российском рынке ГЖ - это прежде всего отражение потребностей общества в большей части в картинках и в минимальном содержании научно-аналитической информации. Глянцевый журнал - это не закон, которым надо руководствоваться, а только один из источников информации, в частности рекламного характера. Эти издания в виде «сообщения» являются неотъемлемой частью культуры, их первичная функция - передача информации читателю. Глянцевые журналы - это издания с лакированной обложкой и множеством фотографий, основой ГЖ является гламур, т. е. изысканность, блеск, что особенно привлекает внимание читателя. Несомненно, надо заботиться о себе, о своем внешнем виде и т. д., но при этом необходимо помнить, что наивысшие ценности любого цивилизованного общества заключаются, прежде всего, в его духовном развитии. Издание глянцевых журналов дает возможность человеку ориентироваться и быть в курсе модных событий, реализовывать свои потребности, увлечения, образ жизни; дает возможность на время забыть о своих проблемах, а также выбор, который предоставлен человеку в любом демократическом обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодрийяр Ж. Система вещей [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/07.php
2. Буряковская В. А. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://journals.uspu.ru/attachments/article/107/PL_2012_1_25.pdf
3. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. -М. : Наука, 1994. - 208 с.: илл.
4. Идлис Ю. О грязи, глянце и гламуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://polit.ru/culture/2006/03/01/glamuridlis.html
5. Ильин В. И. Поведение потребителей. - Сыктывкар : СГУ, 1998. - 180 с.
6. Карасик В. И. Языковая кристаллизация смысла. - Волгоград : Парадигма, 2010. - 428 с.
7. Психология глянцевых журналов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gorod.tomsk.ru/index-1234109413.php
8. Социология журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/2366503/page:24/