Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРЫ
В.Г. Жданова
ЖЕНСКАЯ МОДА В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XIX в.
В ЖИВОПИСИ
Женская мода в России в XVIII — начале XIX в. претерпела значительные изменения, отразив усиление роли женщины в обществе. Этот социальный процесс подчеркивает значительный рост интереса живописцев к теме женского образа и моде как неотъемлемой его составляющей.
Ключевые слова: женщина, общество, одежда, мода, Россия.
Women's fashion in Russia in XVIII — early XIX centuries has changed significant. This has resulted in the strengthening of the women's role in society. This social process highlights the significant growth of interest in the topic of female painters of the image, and fashion as an integral component of it.
Key words: woman, society, clothes, fashion Russia.
Ретроспективное представление о моде ушедших веков невозможно без обращения к творчеству художников, стремившихся воссоздать в своих произведениях современную им жизнь, с ее обычаями, различными образами, повседневными ситуациями. Живопись в полной мере можно считать истинным зеркалом женской моды на протяжении практически всей истории человечества. Однако особенно интересен в этой связи и применительно к России период XVIII — начала XIX в. Именно тогда происходят значительные трансформации в обществе. Среди прочего резко меняется и отношение к женщине. Вместе с тем к этому времени относится становление русской художественной школы, представители которой в своих работах демонстрировали изменения во внешнем облике женщины, что, в свою очередь, отражало движения внутри самого общества. Представление о моде, в том числе женской, в предшествующие столетия можно почерпнуть из археологических источников, описаний различных авторов, средневековых руководствах по ведению хозяйства и поведению женщины типа Домостроя, отчасти из произведений иконописи, а также немно-
Жданова Валентина Геннадиевна — преподаватель кафедры французского языка и культуры факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: valentina.zhdanowa@mail.ru
гочисленных заметках путешественников в Россию, иногда сопровождавшихся рисунками. В XVII в. появляется русская портретная живопись парсуна. В некоторых художественных произведениях того времени по-прежнему отражалась иконописная традиция с ее требованиями к сухим идеализированным ликам и плоскостной застывшей одежде1, а в некоторых случаях эта традиция даже усиливалась. Несмотря на это, в течение всего XVII в. происходит заметное оживление изображения. Во многом под влиянием иностранных живописцев, которые работали в России в это время, черты лиц и элементы одежды становятся более объемными, появляется фактурность, рельефность. Более того, происходят тематические изменения художественных произведений. Если раньше художники изображали, скорее, парадные портреты (само понятие «парсуна» происходит от лат. persona — личность, лицо), то во второй половине XVIII в. можно увидеть уже не застывшего портретированного, а человека в движении, как например, на портрете царя Алексея Михайловича на коне2. Более того, меняется сама техника изображения, появляются масляные краски и письмо на холсте с натуры. Над парсунами работали художники Оружейной палаты С.Ф. Ушаков, И. Максимов, И.А. Безмин и др.3 Следует отметить, что среди парсун женские образы были крайне малочисленны. К таким портретным изображениям можно отнести портрет Натальи Кирилловны, жены Алексея Михайловича. На нем хорошо видны типичные для русского традиционного костюма формы одежды4. Незначительное количество женщин в работах живописцев подчеркивает второстепенную роль женщины в русском обществе до XVIII в., для которого женщина и связанные с ней такие «атрибуты», как костюм и мода, оставались существенными лишь в той мере, в которой они поддерживали традицию.
Кардинальные изменения в облике женщины, в женской моде, связанные с реформами Петра I начала XVIII в., а также с дальнейшей политикой России, характеризовались прежде всего ориентированием на западные образцы. Обращение к европейскому опыту происходило в самых разнообразных сферах жизни: от про-
1 Парсуна царя Федора Ивановича. Музеи Московского Кремля. URL: http:// www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.venchaniya-na-tsarstvo-v-moskovskom-kremle/venchanie-na-tsarstvo-fedora-ioannovicha (дата обращения: 20.12.2015).
2 Неизвестный художник. Портрет царя Алексея Михайловича на коне. Вторая половина 1670-х — первая половина 1680-х годов. (?) Государственный исторический музей. URL: http://213.85.18.114/kng/item/item.jsf (дата обращения: 20.12.2015).
3 Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955.
4 Неизвестный художник. Портрет царицы Натальи Кирилловны. Первая половина XVIII в. Государственный исторический музей. URL: http://213.85.18.114/ kng/item/item.jsf (дата обращения: 20.12.2015).
изводственной до художественной и даже кулинарной5. Всё это органично отразилось в произведениях художников. Появление светского костюма, значительно отличавшегося от русского традиционного костюма, изменение живописной техники под влиянием мастеров европейских художественных школ привело и к переосмыслению женских образов. Наряду с изменением положения женщины в русском обществе, со значительным усилением ее роли, происходит радикальная смена женских художественных образов. Для XVIII столетия характерно резкое повышение внимания авторов к внутреннему миру женщины, неотъемлемой частью которого его выражением оказывался и ее внешний облик. Художники, изображая женщин, полуобнаженных по понятиям предшествующих веков, но одетых по моде XVIII столетия, многократно увеличивали представление о глубине тех социальных изменений, которые претерпело русское общество за столь короткий период петровских реформ. Теперь вместо первичной утилитарно-практической функции одежды, существовавшей на протяжении столетий, превалирующей становится вторичная, общественно-символическая функция, призванная всецело подчеркнуть индивидуальность того, кто ее носит. Более того, значительно увеличилось количество женских образов в живописных произведениях, художники стали писать не только единичные портреты цариц, но появились многочисленные изображения светских женщин, одетых по самой последней моде тех или иных лет, к которым относилось создание произведений.
Так, прекрасной иллюстрацией модных платьев XVIII столетия могут служить работы Д.Г. Левицкого, в частности, портрет Е.Н. Хру-щовой и Е.Н. Хованской (1773), платья с широкой юбкой и широкими в верхней части рукавами, но сильно суженные корсетом в талии, обутых в узкие туфли с пряжками, и изображающий популярные в то время пасторальные сцены, а также портрет А.П. Левшиной (1775)6. На рубеже Х^П—ХЕХ вв. мода делает резкий разворот от платьев, подчеркивающих контраст форм к более плавным линиям, отказу от корсета и повышению линии талии. Всё это немедленно отражается на художественных полотнах. В. Боровиковский на портрете В. А. Шидловской показал и новый силуэт, и новые легкие ткани, и новую прическу, т.е. весь модный тогда образ, от-
5 См.: Афинская З.Н. Мотив «французская кухня» в русской картине мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 47.
6 См.: Левицкий Д.Г. Портрет Е.Н. Хрущовой и княжны Е.Н. Хованской. Не позднее 1773 г.; портрет А.П. Левшиной (1775 г.) Государственный русский музей. URL: http://rusmuseum.ru/collections/painting/xviii_xix/ (дата обращения: 20.12.2015).
сылающий к античности7. На портрете З.А. Волконской кисти О. Кипренского 1830 г. видно не только утяжеление ткани, произошедшее в 10-20-х годах XIX в., но и очередное изменение силуэта, возвращение линии талии на обычное место.
Очень часто, в отличие от XVII в., в последующий период женщины представлены в полный рост на фоне живописных пейзажей, в различных жизненных ситуациях, в кругу своих близких, дома и т.п. Тщательная работа с образом, привлечение всех художественных выразительных средств типичны для уже сформировавшейся в Х^11—Х1Х вв. классической русской школы живописи. Любопытно, что как русская живопись, так и мода этого периода сложилась под непосредственным влиянием французских живописцев и французских мастеров по пошиву одежды — авторов модных тенденций. Модная одежда выписывается во всех деталях, оживляется порывами ветра, малейшими движениями портретируемых женщин, стремившихся подчеркнуть свою красоту и индивидуальность именно с помощью одежды. Здесь художник выступает как бы продолжателем этой идеи стремления женщин к красоте и идеализированию, подчеркивая красоту и внутренний мир женщины с помощью своего мастерства, обращенного в том числе и к одежде. Более того, внимание художников к женской одежде иногда приводило к тому, что сама одежда становилась отражением желания художников выписать модную одежду. Типичным примером этого явления могут служить так называемые складки Ватто. Считается, что этот элемент женской одежды был назван по имени французского художника Антуана Ватто (1684—1721). Крупные складки закладывались на спине платья от горловины до пола наподобие шлейфа8.
Своеобразным выражением этого небывалого увеличения количества изображений женщин, одетых по последней моде, повышения внимания к женским образам, что было типично как для России, так и для Франции, стало появление во Франции Элиза-беты Луизы Виже Лебрен (1755—1842), широко известной в Европе того времени и работавшей в том числе и в России. Ее многочисленные полотна наполнены самыми разнообразными женскими образами, они демонстрируют платья, нижнюю одежду и аксессуары.
7 Боровиковский В. Портрет В.А. Шидловской, 1798 г. Государственная Треть-яковкая галерея. URL: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/ 2718 (дата обращения: 20.12.2015).
8 Исторический словарь галлицизмов русского языка. М., 2010. URL: http:// www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm (дата обращения: 20.12.2015).
Проблемы, связанные с осмыслением положения женщины, ее роли и места в обществе и культуре вызывают неизменный инте-рес9. Вместе с тем в настоящее время наблюдается рост интереса к отражению моды в художественных произведениях. Проводится значительное число выставок, связанных с модой, которые практически не проходят без привлечения живописных произведений. Так на крупнейшей за всю историю выставке костюма Государственного Эрмитажа «При дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа», прошедшей в 2014 г., были представлены не только сами костюмы, но и многочисленные художественные изображения этих или аналогичных костюмов всех периодов, с которыми была связана тематика выставки. Размещенные одновременно костюмы и картины дополняли друг друга, создавая взаимный иллюстративный фон10. В Государственной Третьяковской галерее читается курс для школьников по истории моды в русской живописи конца XVIII — начала XX в.
В центре моды XVШ—XIX вв. в Париже в последние годы также проводятся выставки, демонстрирующие неразрывную связь живописи и моды. Самой яркой из них можно считать выставку «Импрессионизм и мода» 2012—2013 гг.11 Кроме того, парижский музей Большой дворец в период с 23 сентября 2015 г. по 11 января 2016 г. организовал выставку произведений Элизабеты Луизы Виже Лебрен, известной своей тягой к тщательнейшему отображению всех нюансов женской моды12.
Повышение интереса к женщине, художественное переосмысление образа женщины, новое, в отличие от XVII в., его представление, акцентирование художником деталей модной одежды показывает не только внешние изменения костюма, но и внутренние трансформации общества, его отношения к женщине как к важнейшей, а не второстепенной его части.
Список литературы
Афинская З.Н. Мотив «французская кухня» в русской картине мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1.
9 См.: Загрязкина Т.Ю. Madame — Monsieur — Mademoiselle: Гендер и пол сквозь призму языка и культуры // Вест. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4. С. 9.
10 При дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа. СПб., 2014.
11 L'Impressionnisme et la Mode. Paris, 2012.
12 Elisabeth Louise Vigée Le Brun. URL: http://www.grandpalais.fr/fr/evenement/ elisabeth-louise-vigee-le-brun (дата обращения: 20.12.2015).
Загрязкина Т.Ю. Madame — Monsieur — Mademoiselle: Гендер и пол сквозь призму языка и культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4.
Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века, М., 1955.
При дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа. СПб., 2014.
L'Impressionnisme et la Mode. Paris. 2012.
Государственный исторический музей. URL: http://www.shm.ru/ (дата обращения: 20.12.2015).
Государственная Третьяковская галерея. URL: http://www.tretyakovgallery. ru/ (дата обращения: 20.12.2015).
Государственный русский музей. URL: http://rusmuseum.ru/home/ (дата обращения: 20.12.2015).
Исторический словарь галлицизмов русского языка. М., 2010. URL: http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm (дата обращения: 20.12.2015).
Музеи Московского Кремля. URL: http://www.kreml.ru/ (дата обращения: 20.12.2015).
Élisabeth Louise Vigée Le Brun. URL: http://www.grandpalais.fr/ (дата обращения: 20.12.2015).