Научная статья на тему 'Французская культура в России в первой четверти XIX В. : женская мода'

Французская культура в России в первой четверти XIX В. : женская мода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1666
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДА / АНТИЧНОСТЬ / ВЛИЯНИЕ / РУССКОЕ ОБЩЕСТВО / ПЛАТЬЕ / FRENCH CULTURE / FASHION / ANTIQUITY / INFLUENCE / RUSSIAN SOCIETY / DRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жданова Валентина Геннадиевна

Французская мода в России является своеобразным отражением увлеченности французской культурой русским обществом. В первой четверти XIX в. именно женский костюм выразительно демонстрирует эту привязанность к искусству, философии и повседневной жизни Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French Culture in Russia in the First Quarter of the 19th Century: Women's Fashion

French fashion in Russia is a peculiar result of the Russian society's keenness on French culture. At the first quarter of nineteenth century, it is woman suit that expressively demonstrates the affection for France's art, philosophy and everyday life.

Текст научной работы на тему «Французская культура в России в первой четверти XIX В. : женская мода»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4

В.Г. Жданова

ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В ПЕРВОЙ

ЧЕТВЕРТИ XIX в.: ЖЕНСКАЯ МОДА

Французская мода в России является своеобразным отражением увлеченности французской культурой русским обществом. В первой четверти XIX в. именно женский костюм выразительно демонстрирует эту привязанность к искусству, философии и повседневной жизни Франции.

Ключевые слова: французская культура, мода, Античность, влияние, русское общество, платье.

French fashion in Russia is a peculiar result of the Russian society's keenness on French culture. At the first quarter of nineteenth century, it is woman suit that expressively demonstrates the affection for France's art, philosophy and everyday life.

Key words: French culture, fashion, Antiquity, influence, Russian society, dress.

Первая четверть XIX в. в России проходит под знаком небывалого увлечения русским обществом французской культурой. В Россию, в том числе по специальному приглашению Александра I, приезжали французские специалисты, работавшие в самых разных сферах. Одни — французские архитекторы, инженеры и мастера смежных профессий — создавали облик главных городов Российской империи. Другие — декораторы и художники — принимали участие в оформлении внутреннего убранства жилых, общественных и культовых зданий. Третьи — повара и портные — проповедовали французскую культуру в быту. Безусловно, к этому времени достижения французской культуры уже были прекрасно известны в Российской империи. Ее горячими поклонницами были Елизавета и Екатерина II. Действительно, Францией, и в частности французским языком и французской модой, увлекались весь XVIII в., несмотря на некоторые события, негативно повлиявшие на образ Франции в России1. Немаловажно, что французский язык до настоящего времени считается языком культуры2. Французская культура стала еще ближе русскому обществу в 1814 г., во время пребывания

Жданова Валентина Геннадиевна — преподаватель кафедры франкоязычных культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-916-606-62-70, e-mail: valentina.zhdanowa@gmail.com

1 См.: Фёдоров В.А. Александр I // Вопр. истории. 1990. № 1. С. 57.

2 См.: Фатющенко В.И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций. М., 2009. С. 263.

армии Александра I в Париже. Сам император с большим почтением и любовью относился к Франции и французской культуре3.

Развитие моды также неразрывно связано со становлением архитектурных стилей4. В историческом контексте конца XVIII — начала XIX в. это становится особенно важным. В искусстве господствует сначала неоклассический стиль, а затем стиль ампир. Идеи эпохи Просвещения о близости человека к природе, раскопки Геркуланума и Помпей — все это обращает внимание публики к Античности, к истории Древней Греции и Древнего Рима. При этом Великая французская революция выдвигает на первый план идеи демократизации, освобождения от условностей костюма эпохи рококо XVIII в.5 Следует отметить, что именно в России мода на Античность нашла самую благоприятную среду. К наследию Эллады обращено время правления Александра I, когда русское общество активно изучает культуру и историю Древней Греции. Проявляется большой интерес к древнегреческому языку, выдающиеся мыслители того времени собираются на "Русском Парнасе"6. Кроме того, Россия активно участвует в греческом освободительном движении. На этот период приходится расцвет греко-русских отношений.

Под влиянием этих процессов подход к одежде значительно меняется, сама она упрощается и приобретает совершенно новый вид, конструкцию и декоративные элементы, что наиболее заметно в женском костюме. На рубеже XVIII—XIX вв. культурные связи между Россией и Францией активно развивались7. В российских столицах пристально следили за происходившим во Франции и следовали французской моде. Когда же в конце XVIII в. в Париже входит в моду длинное бескаркасное платье-шемиз с короткими рукавами, новый фасон платьев à la grecque быстро перенимается русскими модницами. Некоторое непродолжительное охлаждение к французской моде наступило во время Отечественной войны 1812 г., когда представительницы высшего света носили русские народные сарафаны и кокошники8.

Прямой силуэт, завышенная талия, легкость вертикальных драпирующихся складок женских "ампирных" платьев напоминают

3 См.: Монкло Б. Миф о русских в парижских салонах XIX века // Пинакотека. 2002. № 13-14. С. 49.

4 См.: Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994. С. 9.

5 См.: Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. М., 2002. С. 98.

6 Название усадьбе П.А. Вяземского в Остафьево дал А.С. Пушкин (Пушкинские музеи России и зарубежья: Путеводитель / Ред. Л. Дорофеева. М., 2009. С. 42).

7 См.: Загрязкина Т.Ю. Русско-французские культурные связи // Франция и Россия. Культурные контакты. М., 2008. С. 13.

8 См.: Гусева Н. Когда Россия говорила по-французски // Париж — Санкт-Петербург. 1800-1830: Когда Россия говорила по-французски / Ред. Г. Вилинбахов, Н. Золотова. М., 2003. С. 31.

об Античности, подчеркивают естественность, гармонию, связь человека и природы. Как правило, такое платье изготавливалось из тонких воздушных материалов, в частности муслина, хлопчатобумажного газа белого цвета или тюля9. Силуэт платья ампир сохранялся и при пошиве его из достаточно жесткого сатина и шелка. Не теряет изящества и придает легкость фигуре платье из плотного золотисто-коричневатого сатина, подхваченное под грудью тесьмой с кистями10. Декоративный акцент приходился на нижнюю часть платья и иногда сочетался с разбросанными по всему платью небольшими вышитыми элементами, отделкой верхней части и края рукавов. Вышивка выполнялась хлопчатобумажными, шелковыми, реже шерстяными нитями различными способами; была монохромной в тон платью или полихромной. Платья также могли быть расшиты синелью, тесьмой, блестками, битью, дополнялись бахромой и кружевом. Примерами светлых платьев с вышивкой в узелковой технике служат французское свадебное платье из муслина парижского Музея моды и текстиля; белое платье из хлопчатобумажного газа, расшитое букетами по подолу юбки и по верхней части, Института костюма Киото и русское из кремовой кисеи московского Государственного исторического музея11. Белой гладью вышит растительный орнамент на русском батистовом утреннем платье из коллекции Государственного Эрмитажа12.

Характерным платьем в древнегреческом стиле является платье русской работы, классическая эстетика которого подчеркивается не только силуэтом, но и меандровым орнаментом вышивки по подолу, горловине и рукавам13. Стремление к созданию образа, на-

9 Платье. Около 1800-х гг. Тюль; вышивка (Костюм в России XVIII — начала XX века. Из собрания Эрмитажа: Каталог выставки / Сост. Т.Т. Коршунова. Л., 1974. С. 24. Кат. 32).

10 Платье. Около 1810 г. Франция. Сатин; вышивка, аппликация кружевом, стеклярусом, бахромой (Музей моды и текстиля. URL: www.lesartsdecoratifs.fr/?id_ article=2278&id_document=4376&page=portfolio Inv. 4600.AB).

11 Свадебное платье. Около 1810 г. Франция. Муслин, узелковая вышивка хлопком (Музей моды и текстиля. URL: www.lesartsdecoratifs.fr/?id_article=2278&id_ document=4307&page=portfolio. Inv. 45569.A); Платье. Около 1800 г. Хлопчатобумажный газ, вышивка. Inv. AC5464 86-42-2 (История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото. М., 2002. C. 159); Платье женское из кремовой кисеи. Конец 1820-х гг. Россия. Хлопчатобумажная ткань, ручная вышивка нитями в узелковой технике, шелковая лента (см.: ЕфимоваЛ.В., Алешина Т.С., Са-монин С.Ю. Костюм в России. XV — начало XX века. Из собрания Государственного исторического музея. М., 2000. С. 119. Илл. 139).

12 Утреннее платье. Россия. 1800-е гг. Батист, вышивка гладью белой нитью. Государственный Эрмитаж. Инв. № ЭРТ-8593 (Париж — Санкт-Петербург... Илл. 213).

13 Платье женское из белой кисеи с поясом. 1790-е гг. Россия. Хлопчатобумажная ткань, золото-серебряная тесьма, вышивка синелью, блестками, битью, цветным шелком, серебряными нитями (Ефимова Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю. Указ. соч. С. 115. Илл. 134).

веянного идеалами Античности, отметил и Н.В. Гоголь: "Такого чистого, благородного очертанья лица нельзя было отыскать, кроме разве только на одних древних камейках... Оделась [она] как [бы] сама собой: в двух, трех местах схватила игла кое-как неизрезанный кусок одноцветной ткани, и он уже собрался и расположился вокруг нее в таких сборах и складках. И если бы перенесть ее со всеми этими складками ее обольнувшего платья на мрамор, назвали бы его копиею гениальных"14.

В России наряду с тонкими платьями получают распространение более плотные платья из хлопка и шерсти, например платье кремового цвета из шерсти с шелком петербургской купчихи А.М. Леонтьевой. Платье было произведено в России в 10-е гг. XIX в. Подол и вырез горловины украшены вытканными цветами и полихром-ными "огурцами"15. Интересно, что подобный орнамент в виде восточных "огурцов" гораздо более свойствен кашмирским шалям. В начале XIX в. эти, как правило, яркие шали глубоких натуральных оттенков получили широкое распространение, дополняя и утепляя "античные" платья. Кашмирские шали импортировались в Россию не только с Востока, но и из Западной Европы, где также было налажено их производство. Образцом является западноевропейская шаль из оранжевой шерсти с "огурцами" на концах и кромке. Она была привезена в Россию в 1813 г., о чем свидетельствует таможенное клеймо16. Шали являлись чрезвычайно дорогим товаром и высоко ценились русскими покупательницами. В начале XIX в. шали импортировались на огромную сумму в 2 млн руб. ежегодно17. В некоторые годы они составляли пятую часть стоимости всех товаров, ввозившихся только через одну Оренбургскую таможню18. Показательно, что в России на помещичьих мануфактурах шали стали ткать уже с 1804 г.19 Изысканный вкус, богатая

14 Гоголь Н.В. Мертвые души. Т. 2. Поздн. ред. // Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1984. С. 39.

15 Платье женское из кремовой шерсти с шелком. 1810-е гг. Россия. Шерсть с шелком, цветная шерсть, ткачество. Отделка цветочным узором, тканым из цветной шерсти по подолу и краю выреза (Ефимова Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю. Указ. соч. С. 116. Илл. 135).

16 Шаль из оранжевой шерсти западноевропейского производства. Отделка по краям тканым узором, в узоре — восточные "огурцы" (там же. С. 116. Илл. 135).

17 См.: Гордеева О., Ефимова Л., Кузнецова М. Русские узорные ткани. XVII — начало XX века. М., 2004. С. 183.

18 См.: Шкунов В.Н. К вопросу о торговых связях Российской империи с Кашмиром, Пенджабом и Тибетом во второй половине XVIII — первой половине XIX в. // Изв. Самарского науч. центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 2. С. 54.

19 См.: Якунина Л.И. Шали работы крепостных начала XIX в. // Тр. Гос. ист. музея. Вып. XIII: Сб. статей по истории материальной культуры XVI—XIX вв. М., 1941. С. 236-237.

цветовая палитра, интересная орнаментация и необычная техника изготовления отличали русские шали от восточных и западноевропейских образцов. Последние имели как лицевую, так и изнаночную сторон , в России же научились вырабатывать из козьего пуха двустороннее изделие по уникальной технике тончайшего ткачества. Так пришедшая из Франции мода была развита на русской почве. На портретах того времени нередки изображения дам, одетых в ампирные платья с непременной шалью в руке. Шали носили не только во время выходов в свет, но и дома, как зимой, так и летом. Один из портретов кисти В.Л. Боровиковского так и называется "Портрет неизвестной в желтой шали". На портрете представлена дама в легком белом ампирном платье и накинутой на плечи орнаментированной по краям шалью теплого золотистого цвета. Дама изображена на фоне летней зелени, что еще больше подчеркивает гармонию человека и природы20. Этот облик типичен для женщины эпохи ампира.

Таким образом, олицетворенная в моде французская культура встретила в России самый живой отклик. Французскому искусству проектирования и изготовления одежды не только слепо подражали, его творчески переосмысливали, стремясь создать на этой основе собственные произведения. В истории женского костюма первая четверть XIX в. отмечена появлением легких платьев редчайшей бескаркасной конструкции, исчезнувшей в дальнейшем на целое столетие. Вместе с тем в России придавалось большое значение античным культурным традициям, необходимость следования которым так подчеркивалась французскими просветителями и которые столь глубоко повлияли на развитие одежды этого периода. Французская мода, отсылая к античным образам, в некоторой степени воплощала стремление к гармонии, иллюстрировала попытки глубже проникнуть в философию единения человека и природы.

Список литературы

Загрязкина Т.Ю. Русско-французские культурные связи // Франция и

Россия. Культурные контакты. М., 2008. Гоголь Н.В. Мертвые души. Т. 2. Поздн. ред. // Собр. соч.: В 8 т. Т. 6.

М., 1984.

Гордеева О., Ефимова Л., Кузнецова М. Русские узорные ткани. XVII —

начало XX века. М., 2004.

20 См.: Боровиковский В.Л. Портрет неизвестной в желтой шали. 1800 г. Холст, масло. Гос. Третьяковская галерея. URL: www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/ image/_id/2713

Гусева Н. Когда Россия говорила по-французски // Париж — Санкт-Петербург. 1800—1830: Когда Россия говорила по-французски / Ред. Г. Вилинбахов, Н. Золотова. М., 2003.

Ефимова Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю. Костюм в России. XV — начало XX века. Из собрания Государственного исторического музея. М., 2000.

История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото. М., 2002.

Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. М., 2002.

Костюм в России XVIII — начала XX века. Из собрания Эрмитажа: Каталог выставки / Сост. Т.Т. Коршунова. Л., 1974.

Монкло Б. Миф о русских в парижских салонах XIX века // Пинакотека. 2002. № 13-14.

Париж — Санкт-Петербург. 1800-1830: Когда Россия говорила по-французски / Ред. Г. Вилинбахов, Н. Золотова. М., 2003.

Пушкинские музеи России и зарубежья: Путеводитель / Ред. Л. Дорофеева. М., 2009.

Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994.

Фатющенко В.И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций. М., 2009.

Фёдоров В.А. Александр I // Вопр. истории. 1990. № 1.

Шкунов В.Н. К вопросу о торговых связях Российской империи с Кашмиром, Пенджабом и Тибетом во второй половине XVIII — первой половине XIX в. // Изв. Самарского науч. центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 2.

Якунина Л.И. Шали работы крепостных начала XIX в. // Тр. Гос. ист. музея. Вып. XIII: Сб. статей по истории материальной культуры XVI-XIX вв. М., 1941.

Le musée des Arts décoratifs. Mode et Textile. URL: http://www.lesarts-decoratifs.fr/francais/mode-et-textile (дата обращения: 1.06.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.