Женщины и государство:
но пути к гражданскому обществу
26—27 мая 2010 г. в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва) состоялась научно-практическая конференция «Женщины и государство: на пути к гражданскому обществу». Ее организаторы — Научный совет по проблемам тендерных отношений Отделения общественных наук РАН и Московский центр гендерных исследований (МЦГИ) . Основная цель конференции — представление новых знаний о правах женщин в России и анализе структур национального механизма по ген-дерному равенству на федеральном и региональном уровнях, а также обсуждение инновационных подходов к гендерной и социальной политике.
В конференции принимали участие чиновники, работающие в органах законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Москвы и Санкт-Петербурга, эксперты, представители академического сообщества, неправительственных организаций и СМИ.
Этому событию предшествовала большая организационно-метод оло-гическая и аналитическая работа,
а также ряд дискуссий на интернет-форумах и семинарах1. В начале 2009 г. федеральные эксперты разработали проект руководства по сбору данных, который был разослан для предварительного ознакомления в регионы, а в марте того же года специалисты академических институтов в области гендерных/женских исследований и приглашенные ученые региональных университетов и научных центров Воронежа, Краснодара, Москвы, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Перми, Ростова-на-Дону, Самары и Саратова согласовали единый подход к сбору материалов и подготовке обзоров о современном положении женщин, возможности их дальнейшего межрегионального анализа и сопоставления.
В этом научно-методологическом мероприятии от Института социально-экономических проблем
1 Все семинары и конференции, о которых идет речь в данном обзоре, организованы и проведены при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров в рамках проекта МЦГИ № 08-90908-000-088 (руководитель проекта д.ф.н. О.А. Воронина).
народонаселения РАН принимали участие д.э.н. Н.М Римашевская, к.ф.н. Е.А. Баллаева, д.э.н. М.Е. Баскакова, к.э.н. В.К.Бочкарева, к.г.н. Л.Г. Лунякова, к.э.н. Е.Б. Мезенцева, к.э.н. Л.А.Мигранова. Сбор и анализ информации об актуальной ситуации с соблюдением прав женщин — гражданских, экономических и социальных — осуществлялся региональными экспертами в течение года.
Наиболее острые проблемы, связанные с социальным, политическим и экономическим статусом женщин в Москве, были ключевым предметом обсуждения научно-практического семинара, проходившего в декабре 2009 г. в Московском Доме общественных организаций. В своем вступительном слове председатель Научного совета по проблемам гендерных отношений РАН, чл.-корр. РАН д.э.н. Н.М. Римашевская обозначила первостепенный круг проблем, имеющих непосредственное отношение к ген-дерному равенству. Среди них — недооценка человеческого капитала и человеческого потенциала женщин, распространенность гендерных стереотипов в общественном сознании: «Пока не будет преодолен патриархат-ный характер общественного устройства, мы не справимся с бедностью и целым рядом других социальных и экономических проблем». Она подчеркнула, что гендерные стереотипы негативно влияют на демографическое развитие.
Основной доклад — «Права женщин в Москве: законодательство, политика, социально-экономический анализ ситуации» — был представлен М.Е. Баскаковой. Определяя характер политических и административных инструментов, используемых властными структурами Москвы для реше-
ния вопросов гендерного неравенства, она констатировала отсутствие в городе последовательной гендерной политики, но при этом отметила, что 40% городского бюджета покрывают те направления социальной политики в отношении женщин, которые остаются вне поля зрения социальных программ федеральных властей. По мнению М.Е. Баскаковой, социально-экономическое положение женщин Москвы по многим показателям существенно лучше, чем в целом по России.
В ходе семинара с сообщениями и в дискуссиях выступали представители РОДП «Яблоко» (Председатель жен-ской/гендерной фракции Г.М. Михалева), Федерации независимых профсоюзов России (секретарь Постоянной комиссии Генерального совета ФНПР по вопросам гендерно-го равенства Т.Ю. Пашко), научные сотрудники институтов РАН (д.э.н. Л.С. Ржаницына, Институт экономики, и к.соц.н. О.Б. Савинская, Институт социологии), Общественной палаты РФ, Минздравсоцразви-тия России, Правительства Москвы и муниципальных органов власти.
Участники декабрьского семинара пришли к единому мнению о необходимости воссоздания национального механизма по гендерному равенству на федеральном и региональном уровнях, призвали к консолидации усилий женских НПО, профсоюзов и органов власти в этом направлении.
Местом следующей встречи был выбран г. Саратов, где на базе Саратовского государственного техни-чес ко го университета в апреле 2010 г. проходил расширенный семинар, посвященный поиску стратегий защиты прав женщин. Открывая семинар, ректор СГТУ д.и.н. И.Р. Плеве под-
черкнул важность работы в направлении расширения возможностей для реализации потенциала личности и значительную роль женщин в современной науке.
Директор МЦГИ, эксперт Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ д.ф.н. О.А. Воронина и ст. науч. сотрудник ИСЭПН РАН, эксперт МЦГИ Е.А. Баллаева рассказали о ходе выполнения проекта в регионах России, а также о проблемах реализации гендерной политики в Москве, о необходимости изучения гендерной политики и ее развития в регионах. Они напомнили тот факт, что после завершения действия двух Национальных планов по улучшению положения женщин в обществе, а особенно с принятием закона № 122-ФЗ (2004 г.), прекратил действовать механизм соблюдения тендерного равенства. Единственная структура на федеральном уровне, которая уделяет внимание этой проблематике, — Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ.
Гендерный эксперт ЮНИФЕМ к.э.н. Е.Б. Мезенцева рассказала о международных индикаторах ген-дерного равенства и отметила, что в рейтинге стран по этим показателям Россия занимает 59-е место из 156 стран.
Повестка дня этого весьма представительного семинара была чрезвычайно плотной и интенсивной. Здесь выступали заместитель председателя Саратовской областной Думы и председатель комитета по социальной политике М. Алешина, которая уверенно назвала гендерное равенство в качестве одной из ключевых задач региональной политики. Интересно,
что с 2001 г. при Правительстве Самарской области действует комитет по гендерной политике, а недавно самарские депутаты внесли в Госдуму законопроект против дискриминации при приеме на работу. Возможно ли перенять подобный опыт в Саратове? — на этот вопрос М. Алешина ответила утвердительно.
Затем Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Н. Лукашова проиллюстрировала расхождение буквы закона с реальностью. Начальник управления семейной политики министерства социального развития Саратовской области С. Савочкина представила основные направления деятельности социальных программ. Заместитель министра занятости, труда и миграции Саратовской области Н. Кривицкая охарактеризовала ситуацию на рынке труда и помощь по трудоустройству безработных. Научную точку зрения на природу гендерной асимметрии изложила профессор Саратовской государственной академии права О. Овчарова. Свое видение решения гендерных проблем в Саратовской области обрисовали руководители нескольких женских неправительственный организаций и фондов. При подведении итогов этого регионального семинара научный руководитель Центра социальной политики и гендерных исследований проф., д.с.н. Е.Р. Ярская-Смирнова и директор МЦГИ д.ф.н. О.А. Воронина подчеркнули необходимость институ-ционализации диалога по проблеме нарушения прав женщин и формирования стратегий в социальной политике данного региона. Все присутствовавшие поддержали идею создания такой межведомственной структуры, как Комиссия по равным возможностям.
И, наконец, 26 мая 2010 г. исполнители проекта «Права женщин в регионах России» собрались в Москве на двухдневную конференцию, чтобы ознакомить гендерное сообщество и коллег с полученными результатами, поделиться опытом и обсудить предложения о мерах и механизмах обеспечения прав женщин в регионах и возможных путях общественного воздействия на региональные и федеральные власти.
Первый день конференции был посвящен выступлениям региональных экспертов. И хотя мониторинг ситуации с правами женщин в различных регионах Европейской территории России проводился по единой модели, проблемное поле и структура докладов имели свои характерные особенности, которые были отражены в темах выступлений, представленных для обсуждения.
Так, к.э.н. Базуева Е.В. представила доклад «Особенности дискриминации женщин на рынке труда в Пермском крае». В числе основных проявлений гендерного неравенства на рынке труда в докладе были представлены: гендерная сегрегация в сфере занятости; ухудшение условий труда; рост хронической безработицы (как среди женщин, так и среди мужчин) и низкая результативность мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края со стороны властей региона.
К.э.н. Машкова Е.В. проанализировала гендерные диспропорции рынка труда в Республике Татарстан и влияние экономического кризиса на углубление феминизации бедности. Степень включенности женщин в экономическую деятельность в Татарстане выше, чем в ряде регионов, и характеризуется меньшей разницей разрыва
в показателях уровня занятости мужчин. Однако экономически активное население возрастает в основном за счет мужчин. Снижение активности женщин в начальный период реформ из-за вытеснения из состава рабочей силы как менее конкурентоспособной части стабилизировалось. Ряды безработных пополняются больше мужчинами, однако, если для городского населения показатели по полу различаются незначительно, то для сельской местности этот разрыв составляет 4 раза.
Доклад к.п.н. Гнедаш А.А. был посвящен политическому представительству женщин в Краснодарском крае, конструированию, воспроизводству и преодолению гендерного неравенства. В числе немногих субъектов Российской Федерации этот регион в основном сохранил элементы национального механизма по ген-дерной политике, что в значительной степени способствовало сохранению позиций женщин на рынке труда и в социальной сфере. На это влияет также большое число женщин на государственной службе. Рост доли женщин-госслужащих в структуре администрации края непосредственно связан с введением механизма замещения должностей на конкурсной основе. В то время как в других регионах имеет место гендерная асимметрия в виде пирамиды (чем больше власти, тем меньше женщин), главным итогом введения конкурсного механизма стал постепенный рост числа женщин в главной и старшей группах должностей государственной гражданской службы, т.е. именно по тем позициям, которые в реальности воздействуют на процесс управления краем.
Зороастрова И.В. (Нижний Новгород) остановилась на проблеме на-
силия в отношении женщин в семье в контексте права на неприкосновенность личности. Основное внимание в выступлении было уделено деятельности органов власти Нижегородской области по снижению уровня семей -ного насилия. Отмечалось, что у областного правительства нет никакой статистики на этот счет, государственная поддержка кризисных центров и горячих линий недостаточна. Экономический кризис сопровождается ростом проявлений насилия в отношении женщин, в то время как институциональная поддержка потерпевших сокращается.
Анализу активности региональных социальных институтов в защите прав женщин было посвящено выступление к.э.н. Кижикиной В.В. (Ростов-на-Дону). В Ростовской области существует активная позиция женских организаций и понимание необходимости сотрудничества с правозащитными институтами. Однако в целом социально-экономическая политика в этом регионе является ген-дерно нейтральной. В целевых программах женщины рассматриваются в контексте «социально-уязвимой» категории населения (чествование многодетных семей, проведение семейных праздников, праздников матери, назначение социальных пособий в случае нуждаемости, оказание содействия в трудоустройстве через центры занятости и т. п.), социальная защита женщин обеспечивается общими программами, в которых выделяются проблемы малообеспеченности, нуждаемости, материнства, детства.
Специальных программ по финансированию мелкого женского бизнеса, проведению мероприятий, направленных на изменение установок профессиональных сообществ (мили-
ция, юристы, социальные работники, врачи и т. д.), на проблему насилия над женщиной, дискриминацию в оплате труда, не разрабатывается.
В выступлении к.и.н. Попковой Л.Н. (Самарская область) было предложено рассматривать региональную семейную политику в контексте соблюдения прав женщин и широкого круга социальных вопросов, касающихся социальных интересов как женщин, так и мужчин. В целом гендерный подход в социальной и семейной политике направлен на выявление, критику и устранение механизмов воздействия социальных программ и политических действий, усугубляющих или воспроизводящих гендерное неравенство.
По мнению к.и.н. Е. И. Якушки-ной, женские организации Воронежа и Воронежской области можно разделить на две большие группы: женсо-веты и независимые женские организации. Деятельность женсоветов, охватывающих около 200 тыс. женщин, достаточно эффективна, однако сращивание с исполнительной властью лишает их самостоятельности и независимости, зачастую формализует их работу. По сравнению с женсовета-ми независимые женские организации — более разветвленная, разнообразная, но менее структурированная часть женского движения. Слабость независимого женского движения Воронежа и области в его разобщенности. Неправительственные женские организации практически не связаны между собой, не координируют свою деятельность и сталкиваются с трудностями в попытках наладить диалог с органами власти.
Д.с.н. Ярская-Смирнова Е.Р. (Саратовская обл.) посвятила свое выступление оптимизации межведомс-
твенного взаимодействия в управлении регионов с точки зрения равенства возможностей женщин и мужчин. В качестве индикатора эффективно -сти социальной политики (составной частью которой является гендерная политика) она предложила «индикатор социальной сплоченности», который может быть рассчитан по показателям, связанным с восемью ключевыми областями (занятость, доход, жилье, здоровье, питание и потребление, информация, образование, культура) и шестью уязвимыми группами (меньшинства, мигранты, дети, пожилые, инвалиды, женщины).
Доклад «Новые вызовы политике гендерного равенства», основанный на опыте ее реализации в Санкт-Петербурге, был представлен к.ф.н. Кашиной М.А., к.и.н. Юкиной И.И. Они указали «на цикличность» активности женского движения и его зависимость от экономического и социального развития.
В целом, по мнению выступавших, защита прав женщин и преодоление дискриминации по признаку пола остается для России одной из важней -ших социальных задач. Как показывает международный опыт, всестороннее обеспечение прав человека может быть достигнуто только благодаря взаимодействию государственных органов и институтов гражданского общества. К сожалению, ценность прав человека и равноправия женщин все менее представлена в России на уровне государственной политики и практики. Начиная с 2000 г. принцип соблюдения прав женщин постепенно стал исчезать из политической повестки дня. Не была официально принята «Гендерная стратегия Российской Федерации», которая разрабатывалась совместными усилиями предста-
вителей органов власти, экспертами и общественными организациями. Не принят «Закон о равных правах и возможностях мужчин и женщин в Российской Федерации», который прошел 2 слушания в Государственной Думе. Последний Национальный план действий завершился в 2005 г.
Многие региональные планы по положению женщин, принятые в 1990-х годах, также утратили силу, а без стимулирования со стороны федерального центра власти субъектов не торопятся принимать новые обязательства. Административная реформа, повлекшая реорганизацию государственных органов — как на федеральном, так и на региональном уровнях — привела к расформированию многих институтов, занимавшихся улучшением положения женщин. Были отменены прямые выборы руководителей субъектов Федерации, которые теперь находятся под полным контролем со стороны Президента и не торопятся проявлять политические инициативы в области прав человека и гендерного равенства.
Реформы избирательного законодательства привели к отмене выборов в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. Это потенциально ухудшило возможности женщин баллотироваться в законодательные органы власти. Политические партии не выполняют Федеральный «Закон о политических партиях», который предписывает им «создавать мужчинам и женщинам, гражданам РФ разных национальностей, являющихся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органах государственной
власти и органах местного самоуправления» (ст. 8). Никакие санкции за неисполнение этой нормы законодателем не предусмотрены.
Институт Уполномоченного по правам человека правами женщин практически не занимается. В последнее 10-летие в его ежегодных докладах описание нарушения прав женщин ограничивается случаями вопиющего семейного насилия и торговли людьми. Единственным ведомством, которое предметно занимается правами женщин, является Федеральная служба по труду и занятости, отслеживающая соблюдение требований законодательства о труде женщин.
На уровне государства образовался разрыв между ранее законодательно закрепленной системой гендерного равноправия и реальной практикой, когда женщины подвергаются дискриминации, а их права систематически нарушаются. Институциональные механизмы обеспечения прав женщин, и без того слаборазвитые, в последнее время все более деградируют.
При этом положение дел усугубляется неравномерностью социально-экономического развития регионов и спецификой региональных факторов, влияющих на положение женщин и мужчин. В качестве наиболее продуктивных позитивных примеров взаимодействия гражданских инициатив и научно-экспертного гендерного сообщества с органами власти субъектов Федерации участники конференции привели опыт Саратовской области, Краснодарского края и Санкт-Петербурга.
Участники конференции отмечали также, что в условиях новой государственной концепции вертикали власти и усиления контроля государства над деятельностью институтов
гражданского общества, особенно возрастает важность консолидации неправительственных организаций. Гендерное сообщество, женские и правозащитные организации могут оказывать позитивное влияние на решение социальных проблем, только объединив свои усилия, опираясь на знание актуальной ситуации и предлагая новые способы воздействия на властные структуры.
Выступление чл.-корр. РАН Рима-шевской Н.М. «Гендерные отношения и гендерная политика в современной России» открыло заседание второго дня конференции (27 мая 2010 г.). Подытоживая социально-экономические и общественные процессы переходного периода, она констатировала, что «вместе с перестройкой в России расцвела гендерная идеология, которая за истекшие четверть века (с 1985 по 2010 г.) пережила состояние от взлета до падения», а все 1990-е годы определила как «"гендерное 10-летие", когда при участии правительственных структур была разработана Концепция действий для достижения гендерного равенства в российском обществе, поскольку создание условий для обеспечения равноправия полов в социальной действительности — основа и базис развития демократии в стране XXI в.».
Сейчас ситуация кардинально изменилась: на самом «верху» властных структур и политической элиты ген-дерная компонента оказалась не в почете, о чем свидетельствует отсутствие сильного национального механизма в центральном управлении, но, по мнению Н.М. Римашевской, «внизу», на уровне регионов, позитивное движение продолжается, гендерное движение, терминология и проблемы реальной жизни «пошли в народ», джинн
выпущен из бутылки и возвратить его непросто». Н.М. Римашевская еще раз акцентировала все болевые точки в состоянии и положении женщины в современном обществе, о которых шла речь в докладах первого дня конференции, и в заключение обозначила настоятельную необходимость преодоления всех аспектов гендерной асимметрии независимо от позиции властных администраций.
Сравнительный анализ политики гендерного равенства и национальных механизмов по гендерному равенству в Российской Федерации и странах СНГ представила с позиции эксперта ЮНИСЕФ д.э.н. Баскакова М.Е. По мнению докладчицы, отсутствие в государственной политике гендерной составляющей вычеркивает из сферы интересов государства такие вопросы, как искоренение дискриминации по признаку пола, социального неравенства, преодоление традиционных стереотипов в отношении гендерных ролей в обществе, гендерного равенства и в целом снижает эффективность социальной политики.
Согласно данным международных исследований ПРООН, Всемирного банка реконструкции и развития, а также Международного экономического форума, начиная с 2000 г. Россия постепенно утрачивает свои позиции в отношении гендерного равенства, в то время как в большинстве стран СНГ наблюдается их существенный рост. Основная причина — деградация национального механизма по положению женщин и отсутствие стратегических подходов к гендерной политике.
Доклады, посвященные гендер-ной политике в Санкт-Петербурге (Максимова И.А., Администрация Санкт-Петербурга, начальник сектора гендерной политики Комитета
по труду и социальной защите населения) и Москве (Лучникова М.В., Правительство Москвы, Комитет общественных связей), демонстрировали два существенно отличающихся друг от друга подхода к гендерной политике. В ходе дискуссии участники конференции отдали предпочтение Санкт-Петербургской модели, которая, в отличие от социально-ориентированной московской, опирается на стратегию гендерного равенства и ликвидацию дискриминации по признаку пола во всех сферах жизни региона.
Как региональная гендерная политика отображается федеральными и региональными интернет-изданиями? О результатах мониторинга публикаций за 2009—2010 гг., посвященных гендерным проблемам российских регионов, рассказала к.ф.н. Е.А. Бал-лаева. Интернет-издания уделяли внимание преимущественно проблеме занятости женщин (18%), что связано с экономическим кризисом и ростом безработицы. Вторая по значимости группа публикаций (15%) посвящена деятельности региональных органов власти по решению проблем гендерной политики.
Учитывая, что вопросы гендерной политики возникают перед властями регионов в общем контексте социальной политики (особенно после принятия Закона 122 об изменении полномочий федерального центра и регионов), многие управленцы и законодатели осознают, что гендерные проблемы имеют реальное содержание (а не являются плодом воображения), и их необходимо ставить и решать. Однако налицо неумение формулировать эти проблемы, отсутствие инструментов анализа и представлений о методах их решения.
Выступление руководителя Общественно-политического центра Горбачев-Фонда, д.ф.н. Здравомыс-ловой О.М. завершило пленарное заседание второго дня конференции. В нем проблема национального механизма по гендерному равенству была представлена «в свете современных представлений об эмансипации». По мнению О.М. Здравомысловой, данная проблема не может быть рассмотрена вне общего культурного контекста, который в настоящее время характеризуется развенчанием демократических ценностей, усилением влияния православной церкви и ее официальной идеологии, насаждающей традиционно-патриархальные стереотипы и драматизирующей демографическую ситуацию в России, односторонним пониманием эмансипации как исключительно «женского» феномена.
Тема общей дискуссии «Как вернуть политику гендерного равенства в сферу интересов государства?» была предопределена всем ходом конфе-
ренции. Ее участники отмечали, что в условиях новой государственной концепции вертикали власти и усиления контроля со стороны государства над деятельностью институтов гражданского общества особенно возрастает важность консолидации неправительственных организаций.
Гендерное сообщество, женские и правозащитные организации могут оказывать позитивное влияние на решение социальных проблем, только объединив свои усилия, опираясь на знание актуальной ситуации и предлагая новые способы воздействия на властные структуры. В этой связи большой интерес вызвали весьма отличающиеся друг от друга модели ген-дерной политики в Москве и Санкт-Петербурге. Было поддержано предложение о распространении опыта наиболее продвинутых в отношении гендерной политики регионов России, а также создание на базе МЦГИ Межрегионального сетевого центра по гендерной политике в России.
Л.Г.Лунякова,
кандидат географическихнаук; старший научный сотрудник ИСЭПН РАН;
Е.А.Баллаева,
кандидатфилософскихнаук старший научный сотрудник ИСЭПН РАН.