Н. А. Урсегова (Новосибирск)
Жанровый состав украинского фольклора Новосибирской области
Народно-песенная культура украинцев Сибири — одна из богатейших тем сибирской фольклористики — на протяжении не многим более сорока лет привлекает к себе внимание собирателей и исследователей нашего региона. В настоящее время фольклор украинских переселенцев по-прежнему обладает притягательной силой, позволяет сформулировать новые перспективные направления научно-ис-следовательской работы.
Запись украинского фольклора в Новосибирске активно началась в 60-е гг. XX в., а уже в 80-е гг. появились крупнейшие издания, в которых можно найти тексты и мелодии украинских народных песен В первой публикации был представлен свадебный репертуар украинцев с. Лотошное Краснозерского района Новосибирской области2. В 1999 г. вышел в свет нотный сборник «Песни села Белое» (из серии «Традиционная культура Новосибирского Приобья»), представляющий традиционный репертуар одного из сел Карасукского района, расположенного в юго-западной части Новосибирской области (записи были выполнены в 1984 г.). В последующие годы украинский фольклор несомненно записывался, однако большая его часть хранится в ведомственных (архивы учебных заведений), государственных (ГАНО) или личных архивах, не всегда известных и доступных исследователю. Так, в Новосибирском областном колледже культуры и искусства (НОККиИ), в процессе учебной деятельности фольклорно-этнографического отделения (ФЭО), начиная с 1994 г., формировался фольклорный Архив, в котором, к настоящему времени, хранятся свыше одной тысячи фолыслорно-этнографических образцов, записанных в 22-х районах и 58 населенных пунктах НСО. Около половины всех архивных песен (541 фонограмма) представляют украинский фольклор (см. таблицу).
Изучение музыкального фольклора украинских переселенцев началось сравнительно недавно: в последние десятилетия XX в. увидели свет значительные труды обобщающего характера. Прежде всего, следует назвать работы Н. В.Леоновой3, Е. В. Тюриковой4, и других авторов 5, специально посвященные изучению музыкальному фольклору украинских переселенцев. Представляется целесообразным рассмотреть доступные опубликованные украинские материалы, а так-
же неопубликованные источники из Архива ФЭО НОККиИ, классифицируя их по фольклорно-этнографическим комплексам и жанрам, что позволит частично отразить динамику украинских фольклорных традиций функционирующих на территории Новосибирской области.
Шифр кассеты Населенный пункт Автор записи Количество записанных образцов
О/о М» 3 с. Ирбизино Карасукского района Новосибирской области Заводенко Д. 9
Э-6,7,8,9 с. Ирбизино, с. Грамотино, с. Несте-ровка, с. Калиновка Карасукского района Новосибирской области Урсегова Н. А., Шефер И. А., Карчагина О.П. 156
З/о М» 4 с. Хорошее Карасукского района Новосибирской области; г. Карасук Токарева С. 13
О/о №5 с. Черно-Курья Карасукского района Новосибирской области Гуляева Т. 35
О/о № 3 с. Ивановка, с. Подольск Баганского района Новосибирской области Марченко Н. А. 67
Э-3,4, 5 с. Ивановка, с. А.-Невского, с. Савкино Баганского района Новосибирской области Урсегова Н. А., Марченко Н. А., Комракова О. Е. 111
З/о № 20 с. Очкино Чистоозерного района Новосибирской области Жирянова О. 6
З/о № 10 с. Бурла Бурлинского района Алтайского края, с. Коротояк Хабарского района Алтайского края Сухачева Л. 12
З/о №6 с. Решеты Кочковского района Новосибирской области Барон Е. 11
З/о №8 п. Барлак Мошковского района Новосибирской области Стоякин Н. 10
З/о № 18 п. Ташара Мошковского района Новосибирской области Стадникова Т. Н. 8
Э-2 г. Мошково Урсегова Н. А., Стадникова Т. Н. 12
О/о № 2 с. Серебрянское Чулымского района Новосибирской области Терещенко И. 13
О/о № 3 с. Никулино Татарского района Новосибирской области Колыванова А. 7
О/о № 4 с. Первомайка Искитимского района Новосибирской области Гутова Е. 5
О/о №5 с. Красноглинное Новосибирского сельского района Алентикова И. 3
З/о № 18 с. Ново-Феклино Чановского района Новосибирской области Слободянник Г. 4
О/о № 1 д. Васильевка Купинского района Новосибирской области Партыко Н. 7
З/о № 2 д. Чаинка Купинского района Новосибирской области Голубенко Б. 16
Шифр кассеты Населенный пункт Автор записи Количество записанных образцов
З/о № 2 с. Медяково Купинского района Новосибирской области Бригинец С. 2
З/о № 28 г. Бердск Левитес Е. Е. 11
З/о №29 г. Новосибирск Смирнов Н. Б. 3
Наиболее значительные в количественном отношении коллекции украинского фольклора были зафиксированы в юго-западной части Новосибирской области (Карасукском и Баганском районах), а также в прилегающих к ним населенных пунктах Алтайского края. Именно эти записи составляют аналитическую базу настоящего исследования. В качестве дополнительного сравнительного материала будут привлечены опубликованные источники.
Самую многочисленную в количественном отношении группу песен составляют украинские традиционные лирические песни и баллады. Почти все украинцы-сибиряки поют «Ой, там на горе», «Шо й у Гали неридная мати», «На в городи верба рясна», «Шой у поли озе-речко», «За туманом ничего не видно», «Посияла огирочки» и другие. Реже записываются такие песни, как «Бросай, Петре, жинку», «Та не ма гирш никому», «Понад яром, яром». К традиционным лирическим песням наиболее близко примыкают поздние лирические песни, песни литературного происхождения, романсы. Наиболее хорошо сохранившимися являются: «Стоит гора высокая» (сл. Л. Гле-бова), «Цвитэ тэрэн», «Ой у вишневому садочку».
Другую важную группу украинского фольклорного наследия составляют календарные и семейно-обрядовые песни. Среди календарного фольклора наиболее сохранившимися являются песни зимнего цикла — щедравки, колядки, меланки, посевания. Так, меланку «Що в Юрусалиме» нам удалось записать только в селах Карасукского района (с. Белое, с. Ирбизино, с. Нестеровка), а щедровки «Щедровоч-ка щедровала до виконца припадала», «Щедрик-ведрик» знают все опрошенные информанты.
В с. Черно-Курья Карасукского района Новосибирской области к зимнему циклу примыкают так называемые «рождественские песни» (всего 14 образцов), представляющие собой церковные молитвы (тропари, кондаки, ирмосы рождественского канона). «Рождественские песни» исполнялись наряду с собственно календарными песнями во время обхода дворов. Объединение церковного и народного репертуара происходило, скорее всего, благодаря наличию в них общей христианской образности: в меланках упоминается святой город Иерусалим
(Юрусалим), дева Мария, Христос, в посеваниях — Господь, Боже, матерь Божья и т. д.
Экспедиционные записи свидетельствуют, что и в летнее время украинские переселенцы обращались к христианским святым за помощью. Так, Орендаренко Екатерина Яковлевна (1937 г. р., украинка, родители родом с Полтавы), рассказала, что летом, когда долгое время не было дождей, совершался обряд вызывания дождя: все женщины собирались, брали икону с изображением Богородицы и шли за село; ходили по полю и пели «Пресвятая Богородица, помилуй нас» (Э-6, № 11-12).
Календарные песни весенне-летнего цикла (веснянки, троицкие и купальские песни, «петривки», русальные песни) известны нам только по опубликованным источникам. Интересно, что в с. Ирбизино Карасукского района календарную песню «Ой, Петре, Петре, щей Гордие» разучили к одному из смотров-конкурсов, которые проводятся в нашей области: для этого специально приглашали певицу из Белого. К редким находкам относят исследователи и жнив-ные песни 6.
В с. Калиновка Карасукского района церковные молитвы («Святым Боже», «Христос воскрес») называют «песнями» и исполняют их «...громко, на все кладбище...» во время больших церковных праздников (на Пасху, Троицу). Ночью у гроба пели духовные стихи — песни с христианскими образами или сюжетами. В мае 2002 г. были записаны два духовных стиха: «Ой, по мосту, мосту» (этот стих исполнялся у гроба отца или матери, у которых остались сиротами не менее трех детей, а также на Пасху и Троицу) и «Я стою же на краю, вижу гибель свою» (Э-9, № 7, 8). В с. Черно-Курья церковные молитвы исполнялись у гроба (О/о 5, № 12,13).
Семейно-обрядовая сфера украинской песенности является по сути угасающей. Все реже и реже фольклористам удается записать традиционные украинские свадебные песни. Нередко информанты «выдают» за свадебные, песни лирического содержания, в которых упоминаются свадебные образы или мотивы («У церкви стояла карета», «Я раз по садику гуляла»).
Довольно подробное описание народной свадьбы, дополненное исполнением свадебных песен с. Ивановка Баганского района, удалось записать студентке 3 курса ФЭО НОККиИ Наталье Марченко. Сейчас ее коллекция насчитывает 30 свадебных песен. В Архиве ФЭО НОККиИ хранится 55 украинских свадебных песен.
Немногочисленна группа колыбельных песен, детских потешек (не более десятка). Эти образцы были записаны в с. Белое Карасукского района иве. Ивановка Баганского района. На просьбу собира-
теля спеть колыбельную песню информанты отвечают, что «...колыбельных песен не пели, не было времени, работали...».
Украинских песен шуточного содержания, песенно-танцевальных образцов также зафиксировано немного. Так, например, в Карасук-ском районе, в с. Ирбизино поют «Чоловик пропив индыка», «Як пийду я до кумы»; в с. Нестеровка — шуточную скороговорку «Ехал Ваня понад низом»; в с. Калиновка — «Мэне мати полюбила». Несомненным дополнением к песням шуточного содержания выступают частушки. В с. Ирбизино Карасукского района был записан частушечный спев, в котором исполнение частушек разными исполнительницами чередовалась с ансамблевым рефреном: «Правильно, правильно, правильно пропела. Правильно, неправильно — кому какое дело?» (Э-6, № 37).
О количественном соотношении песен разных жанров в современном репертуаре украинских переселенцев Новосибирской области можно судить, например, по записям, хранящимся в Архиве ФЭО НОККиИ (см. Приложение 1).
Важное место в современном репертуаре украинских переселенцев занимают русские песни:
— традиционные лирические песни (Ой, да ты калинушка, раз-малинушка», «Скакал казак через долину»),
— поздние лирические песни («Раз я выпил с друзьями по привычке», «Понапрасну травушка помята»),
— баллады («В одном прекрасном городе», «Что на берегу крутому разыгралася волна»),
— песни литературного происхождения («Отец мой был природный пахарь», «В островах охотник», «Сяду я за стол, да подумаю
— авторские песни («Ой, рябина кудрявая», «Вот уж вечер, а я у порога», «Над полями зорька светлая»).
Особой задушевностью наполнены песни военной тематики («Из-за гор, из-за Карпатских», «Мой платочек с голубой каемкой», «Стэпом, стэпом йшлы у бий солдаты», «Прилетала кукушка» и другие. В русском и украинских языковых вариантах/версиях. Отдельную группу современных народных песен, появившихся на свет явно в советское время, составляют песни о парне-агрономе / шофере / трактористе / летчике и т. п. В них воспевается удаль, профессиональное мастерство, смелость, находчивость главного героя песни.
В целом, жанровый состав украинского фольклора Новосибирской области, включая его разграничение по образно-тематическим сферам, жанрово-родовым сферам, обрядовым циклам, можно представить в виде многоуровневой системы (см. Приложение 2).
Украинский традиционный лирический репертуар получил широкое распространение на всей территории Новосибирской области: его записывают в русских старожильческих селах (с. Балман Куйбышевского района), белорусских (д. Колбаса Кыштовского района), а также селах смешанного типа (с. Тебисское Чановского района, пос. Западный Мошковского района). Так, материалы Архива ФЭО НОККиИ свидетельствуют, что лирическая песня «Посияла огурочки» записана в с. Тебисское Чановского района, д. Макаровка, д. Ново-Майзас, д. Колбаса Кыштовского района, с. Крутишка Черепановского района, пос. Западный Мошковского района, в с. Верх-Ирмень Ордынского района и т. д. Кроме того, широкой известностью в народе пользуются песни: «За туманом», «В огороде верба рясна», «Ой, ты, хмелю», «Как у поля озеречко», «Посадила розу в край викна» и другие.
Таким образом, наибольшее распространение в Сибири получила украинская лирика. Но не вся лирика, а лирика, широко распространенная, прежде всего, на территории Украины — это украинский общенациональный фонд. Такие песенные образцы легко запоминаются, имеют простую и, в то же время, красивую мелодию, их интонационно-ритмическая структура способна преодолевать национальные барьеры и проникать в репертуар других славянских народов. В то же время, христианские образы и мотивы, а также некоторые церковные жанры, проникая в народную украинскую культуру, становятся составной частью украинской фольклорной традиции, определяют ее своеобразное «лицо», ее особый колорит.
Приложение 1
Процентное соотношение песен разных жанров в современном репертуаре украинских переселенцев Новосибирской области
(по материалам Архива народной музыки фольклорно-этнографического отделения Новосибирского областного колледжа культуры и искусств)
п
|пжи|
Приложение 2
Жанровый состав репертуара украинских _переселенцев Сибири_
Лирика
Укра- Бал-
инские лады
тради-
ционные
лириче-
ские пес-
ни
Поздняя Песни Романсы
укра- литера-
инская турного
лирика происхо-
ждения
Обрядовый фольклор / -■ \
Календарно-
обрядовый
фольклор
Семейно-
обрядовый
фольклор
Зимний Весенне-
цикл летнии
цикл
Украинские шуточные, танцевальные песни
Русские песни
Свадебный Похоронно-
фольклор поминальный
фольклор
Примечания
Календарно-обрядовая поэзия сибиряков / Сост.: Ф. Болонев, М. Мельников. Новосибирск, 1981; Хороводные и игровые песни Сибири / Сост.: Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников, 1985.
Захарченко В., Мельников М. Свадьба Обско-Иртышского Междуречья. М„ 1985.
Леонова Н. В. Украинский фольклор // Музыкальная культура Сибири: в 3-х т. Т. 1. Традиционная музыкальная культура народов Сибири. Кн. 2. Традиционная культура сибирских переселенцев. Новосибирск, 1997. С. 52-68.
ТюриковаЕ.В. Украинская народная песня на территории Новосибирского Приобья: Дипломная работа. Новосибирск, 1984; Динамика фольклорной традиции (песенный фольклор украинских переселенцев Новосибирского Приобья): Автореф. Дис.... канд. искусствоведения. Киев, 1994. Марченко H.A., Урсегова H.A. Свадебный обряд и песни украинцев села Ивановка Баганского района Новосибирской области // Народная культура Сибири: поиски молодых исследователей. Омск, 2001. С. 160-165; Урсегова H.A., Комракова О. Е., Марченко H.A. По итогам фольклорной экспедиции в Баганский район Новосибирской области // Народная культуры Сибири: поиски молодых исследователей. Омск, 2001. С. 166-170. Леонова Н. В. Украинский фольклор // Музыкальная культура Сибири... С. 58.