УДК 398 Д. М. ЛУКМАНОВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
жанровый состав фольклора
БАРАБИНСКИХ ТАТАР
На основании анализа фольклорных материалов данной группы сибирских татар автором статьи выявляются жанровый состав и сюжетное разнообразие барабинского фольклора. Автор ограничился рассмотрением лишь области народной прозы, которая является наиболее ложной по структуре. Результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций и теоретических семинаров по фольклору и этнографии сибирских татар, барабинских татар в частности.
Фольклор в историческом плане помогает выявить новые данные, проливающие свет на многие проблемы этнографического характера, в них мы можем найти подтверждение многим историческим событиям и личностям или тех моментов исторического развития, которые остаются недостаточно освещенными в литературе, а также в них «находят отражение реальная действительность, жизнь и их быт в конкретно-исторических условиях» [1].
Цель данной статьи — выявить жанровый состав и сюжетное разнообразие области повествовательной поэзии фольклора барабинских татар. Лирическая и драматическая области составят предмет следующего нашего исследования.
Автором данной работы привлекались самые разные источники: фольклорные материалы этнографических экспедиций разных лет; фольклорные тексты, извлеченные из опубликованных работ, в которых фольклорные произведения рассматривались исследователями в языковом аспекте. Как показали результаты исследования, наиболее информативными и ценными оказались материалы 50 — 70-х гг. XX в., так как именно они несут в себе высокую степень сохранности традиционного фольклора.
К сожалению, работ, в которых систематизирована были бы представлены произведения всех жанровых систем барабинского фольклора, нет. Первые опыты определения жанровой структуры в литературе встречаем в работе Н. А. Томилова, а также в совместной статье Д. Г. Тумашевой и Ф. В. Ахметовой [2]. Безусловно, выдача полной и исчерпывающей классификации вряд ли на данном этапе работы возможна, поэтому предложенный каталог жанров не следует принимать за окончательный.
Итак, в соответствии с классификацией фольклорных жанров по родам и видам рассмотрим область повествовательной поэзии, которая «по своей форме делится на два больших раздела: на поэзию прозаическую и стихотворную» [3]. Барабинская эпическая проза весьма разнообразна по составу и степень ее информативности высока. Она включает в себя сказки (ЙОМАКЛАР), героический эпос, различные мифологические рассказы о демонологических персонажах: былички (С8ЙАОКАОР) и бывальщины, предания (ХИКЭЯТЛАР) и легенды (РИВАЯТЛАР), байты (БЭЕТ), бытовые рассказы (ТЭРМЭШ ЙОМАКЛАР), детский фольклор (ВОКААРНЭН ФОЛКЛОРЭ). Область же стихотворной поэзии включает так называемые афористические жанры как пословицы (МАКАЛЯЛЭР), поговорки (ЭЙТЕМ-НЭР), загадки (ТАБЫШМАКЛАР).
Самым популярным видом народной прозы бара-бинского фольклора является сказка. Так, сказка о животных является одним из самых древних жанров сказки. В литературе отмечается об отсутствии данного жанра в фольклоре барабинских татар. Как оказалось, данное утверждение было несколько преждевременным. Ведь что такое сказка о животных? Это сказка, в которой главными героями выступают дикие животные и птицы. Сказка о животных с присущими ей чертами анимизма и тотемизма в материалах экспедиций ОмГУ, ТГУ нами была обнаружена. Правда, их совсем немного, и их количество не позволяет определить их тематический круг. Но единственное, что утешает, — это характерно для всех групп татар, в том числе и казанских, данная разновидность сказок составляет не более 8 % от всего объема [4] Судя по количеству записей, сказки о животных составляют примерно 0,1 % всего сказочного наследия барабинских татар. Основные герои этих произведений дикие животные и птицы. Среди барабинских татар особенно распространены сюжеты сказок «Кукушка-дочь» [5], «Заяц и лисица» [6], «Лебедь и ласточка» [7].
Достаточно внушителен объем текстов героического эпоса. Известно, что эпос начинает складываться с упадком семейно-патриархальных отношений в Барабе. «Эпос обыкновенно называют героическим или богатырским, так как он воспевает подвиги богатырей» [8]. Существует утверждение о том, что именно от барабинцев берет свое начало героический эпос, а затем он был заимствован другими тюркскими народами. Героический эпос присутствует в бара-бинском фольклоре в классическом виде, в каком его следует понимать. На это указывал еще В. В. Радлов, который отмечал наличие героического эпоса Иде-гей, цикла богатырских сказок у барабинцев [9]. В отличие от других групп сибирских татар у бара-бинцев он сохранил «черты древнего героического (алып кеше) эпоса, нежели любовного дастана» [10]. Варианты героического эпоса даны не только в работе академика В. В. Радлова, но эпические произведения встречаются также и в работе Л. В. Дмитриевой [11]. Кстати, основные сюжеты эпических произведений, зафиксированные В. В. Радловым и Л. В. Дмитриевой почти полностью совпадают. Но, к сожалению, в записях текстов В. В. Радлова мы не встречаем стихотворных ставок, в то время как у Л. В. Дмитриевой они есть. По мнению С. С. Суразакова, В. В. Радлов «...не смог сохранить полностью стихотворной формы, потому что он записывал не исполнение, а словесный пересказ эпоса сказителем» [12]. По количеству разрозненных сюжетов об Оклеге и Караманче [13], о Ка-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
рамальгале [14], о Кунурбае [15], Насике [16], Артыше [17], Адьян- батыре [18], Карым-батыре [19], Чурум-бае [20], Исбулате [21], о Тэнбатыре [22], о Ермаке и Кучум-хане [23], о Кучуме и Оклеге [24] можно судить о размывании складывающегося героического эпоса.
Героическую тематику можно встретить одновременно и в других фольклорных произведениях: в мифах, легендах, исторических преданиях и исторических песнях, но наиболее ярко, на наш взгляд, выражена в сказках о батырах. Сказки о батырах (богатырях) относятся к числу эпических текстов [25] и в фольклоре барабинских татар она вполне оформлена. Некоторые исследователи считают, что эта сказка имеет архаическую форму [26]. Герои этого жанра батыры совершают подвиги, завоевывая себе невесту: «Каракаколь» [27], «Цан — Мерген» [28], «Темир — алып» [29]. А вот в сказке «Молодец Пю-рюш» герой достает невесту для своего хана [30]. В основе сюжета большинства волшебных сказок лежат подвиги батыра. В сказке «Кордон и Чолдон» события разворачиваются в период войн с казахами [31]. Интересен сюжет сказки о батырше Тайши, которая вступает в сражение со своим мужем Темир-ханом для спасения своего брата [32]. В. М. Жирмунский трактует наличие архаической формы как признак относительной изоляции барабинских татар от более обширных тюркских народов и отсутствием влияния мусульманской культуры. «... поэтому у них (барабинцев. — Д. Л.) сохранилась в чистом виде архаическая форма богатырской сказки [33]. Тексты некоторых барабинских сказок приводит академик Н. А. Томилов в своих работах [34].
Волшебные сказки барабинских татар по своей форме приближаются к классическим образцам. Известно, что классическая форма волшебной сказки предусматривает двух- или трехкратное испытание героя, счастливый конец — женитьбу на царевне и получение полцарства. Е.М. Мелетинский отмечает, что «в сказке женитьба — конечная цель — важнейшая ценность. Благодаря женитьбе герой приобретает более высокий социальный статус и, таким образом, «преодолевает» коллизию, возникшую на «семейном» уровне» [35]. Не отходят от этих канонов барабинские сказки: Косчагын — агай (Орел) [36], Дочь Тахтамыша [37], «Большой Иван и Малый Иван»[38], «Черт — пери» [39], Катича [40], «Сын старика» [41] и другие. Встречаем в работе Л. В. Дмитриевой три варианта лиро-эпического сказания «Ко-зы-Курпяч и Баян-Сылу» [42]. Есть один вариант и среди материалов этнографической экспедиции Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского [43]. Оригинальный вариант данной сказки содержится и в работе В. В. Радлова [44].
Интересны и увлекательны сюжеты бытовых сказок. Хотя они представлены несколько слабее по сравнению с волшебными сказками. В них отражается народный юмор и в каждом сюжете, как в капле воды, отражаются будни народа, его надежда и мечты о лучшей жизни. В некоторых сказках мы встречаем представителей потусторонних сил. И в этом плане барабинская сказка сродни барабинской быличке. Любят барабинцы сказку «Пылтыр» («Прошлый год») о том, как бараба обманул шайтана [45]. С другой стороны, на наш взгляд, бытовые сказки во многом по сюжету аналогичны историческим преданиям, так как и тот и другой как жанры повествуют о событиях, произошедших в действительности. Например, в сказке «Бедняк и мулла» [46] отражается процесс имущественного расслоения. Аналогичный сюжет встречаем и в сказке «О мулле и Барамбае» [47].
Распространены сказки типа анекдота о народе пулмух: «Раньше был такой народ пулмух (дурнова-тый). Этот народ глупый был [48] — так обычно начинаются сказки. Или вот еще о глупости говорит следующая сказка, в которой один брат убивает другого, целившись в паута, севшего на лоб брату [49]. С аналогичным сюжетом встречаются тексты многих барабинских сказок [50].
Встречаются в фольклоре и былички (СВЙЛО-КЛОР) — рассказ о встрече с мифологическими персонажами с установкой на достоверность, в которых наиболее ярко и полно отражены образы татарской демонологии, охарактеризовать лишь некоторые из них. Здесь можно найти описание почти всех существ низшей мифологии: духов-хозяев (леса, воды, жилища и т.д.), чертей (шайтанов) и др. Таким образом, опираясь на данные материалы, будет несложно хотя бы частично реконструировать образы вышеперечисленных существ. Можно по материалам проследить внешний облик этих персонажей, узнать места их постоянного обитания, их поведение и характер влияния нечистых духов на людей. Значительное место в татарской демонологии занимает образ хозяйки воды — СУ-АНАСЕ [51]; хозяин озера — КУЛЬ-УЯЗЕ [52]; хозяин дома — ЮРТ-АНАСЕ [53]; хозяйка леса (урмана) — пицын [54]; черта — шайтан [55]. Сюжеты о нечистой силе у барабинских татар, взятые в общих чертах, мало чем отличаются от аналогичных сюжетов других групп татар.
Что касается преданий (РИВАЯТ) и легенд (УЙТЫРМА), то они составили предмет исследования предыдущей статьи автора [56]. Отметим только то, что именно произведения этого жанра превалируют в барабинском фольклоре.
Эпический жанр включает в себя и малые или так называемые афористические формы — пословицы, поговорки, загадки. Они составляют область стихотворной поэзии. Пословицы и поговорки способны передать особенности быта, обычаев, элементов традиционно-бытовой культуры, учат нравственности. Они охватывают буквально все сферы жизнедеятельности, и что характерно, одни и те же пословицы и поговорки встречаются (в отличие от крупных форм) у разных этнических групп сибирских татар. Как тут не вспомнить замечание К. В. Чистова о большей «проницаемости» малых форм и «герметичности» крупных [57]. В большинстве из них отражаются социальная дифференциация, высмеиваются людские пороки: лень к труду, злость, жадность, а также восхваляются добродетели. Большое место занимала тема физического и умственного труда. Барабинцы считали труд одним из источников духовного роста человека. Так, известны такие поговорки, например, Полык татарга оцхэр — Без труда не вытащишь и рыбку из пруда [58]. В некоторых пословицах подчеркивается ценность знаний: Онэрле уммас окэрсэз кэн курмас. Не забыли барабинцы отразить свое отношение к переселенцам, в лице поволжско-приуральских татар: Кильган киль мэщак — Пришедший кот [59]. Встречаются поговорки и пословицы, отражающие межличностные отношения членов семьи. Вот, например: Килен кэще — ким. Сноха — униженный человек [60].
Хорошо представлены материалы и по загадкам (ТАБЫШМАКЛАР), которые почти полностью описывают тот тематический круг, который встречается в загадках других народов. «Природа, человеческое тело, мир животных и растений, процессы земледельца, орудия его труда, примитивная техника — вот это основной объем охваченных загадкой явлений» [61].
В загадках отчетливо отражены взгляды людей на природу и окружающую обстановку [62]; о доме, о его составных частях [63]; о домашней утвари [64]; о домашних животных и домашней птице [65]; о земледелии и сельскохозяйственных культурах [66]. Далее тематический круг продолжают загадки о явлениях природы [67]. И завершает тематический круг загадка о небесных явлениях [68].
Особое место занимают исторические песни (ба-иты) барабинских татар. В исторических песнях, как правило, отражаются исторические лица или события, имевшие исторический характер. В наших материалах встречаются тексты исторических песен (ба-ита), сюжеты которых в большинстве посвящены военной тематике, так, например, один из баитов посвящен отражению событиям русско-японской войны 1904—1905 гг. [69], а другой — германской войны (1914 г.) [70]. Не вышел из бытования баит о птицах Сак и Сок [71], который встречается в фольклоре и других групп сибирских татар. Сюжет данного баита в следующем: мать прокляла своих двоих детей, и они превратились в мифических птиц Сак и Сок. Отныне они не могут встретиться ни с родителями, ни даже друг с другом. Ф. И. Урманчеев данный баит относит к числу наиболее ранних образцов жанра и считает его полностью основанным на древних мифологических представлениях [72].
Особого внимания заслуживает детский фольклор, который существует как самостоятельная область устного народного творчества. Среди материалов встречаются игры, а также и считалки. Например, известна барабинцам такая детская игра, носящая название «Шишки, желуди, орехи» [73], или вот еще одна игра, носящая название: «Что мы делаем — не скажем, что мы делаем — подскажем» [74]. Популярны игры, в которых активно задействованы руки ребенка, например, игра, носящая название: «Пэсэем, пэсэем, тонаунга цыцаем» («Кошечка, кошечка, испачкаю тебе носик») [75]. К сожалению, нам не удалось собрать материалы по бытовому фольклору, состоящие из двустиший, четверостиший, песенок и приговорок. Не находим их и в литературных источниках. И в этом смысле существует значительный пробел. Поэтому задача по выявлению сюжетно-тематического круга детского фольклора остается открытой.
Итак, проведенный анализ фольклорных источников данной этнической группы сибирских татар, позволил сделать следующие выводы относительно жанрового состава и сюжетного разнообразия фольклора. Эпический жанр в материалах этнографических экспедиций в классическом виде, к сожалению, не представлен. Но, однако, о его разнообразии и богатстве мы можем судить по работе В. В. Радлова. Также героическая тематика представлена в мифах, легендах, исторических преданиях, песнях, богатырских сказках. Достаточно хорошо представлен такой жанр как быличка, в основе которой лежат также религиозные воззрения барабинцев. Что касается сказок, то из множества их видов выделяются, прежде всего, сказки волшебные. Автором данной работы в результате анализа было выявлено несколько сказок о животных, как вид сказки, ранее определявшийся исследователями как отсутствующий. Что касается бытовой сказки, то она в фольклоре барабинцев представлена слабее. Интересным по содержанию и композиции являются и обнаруженные тексты широко известной у тюркских народов исторической песни (баита). Здесь встречаем как классический образец баита, представленный баитом о птицах Сак и Сок, а
также байты, сложенные намного позже и отразившие события прошлых веков, например, периода русско-японской войны. Жанр малых форм пословичный представлен очень хорошо, и их количество позволяет провести сравнительный анализ с материалами других групп сибирских татар и определить их тематический круг. Также это касается и загадки.
В данной работе автор ограничился рассмотрением лишь области народной прозы, а лирическая и драматическая области станут предметом следующих исследований. Результаты проведенной работы позволяют уже сделать некоторые выводы. Мы видим, что устное народное творчество барабинских татар обладает разнообразием и богатством фольклорных жанров, которые явились результатом взаимовлияния и взаимопроникновения культур нескольких этнических общностей, с которыми барабинцы вступали в разные исторические периоды в этнокультурные и этногенетические контакты. Автор полагает, что в дальнейшем после полного выявления жанрового диапазона фольклора, исследователям предстоит проведение сравнительного анализа фольклора бара-бинских татар с устным народным творчеством других татарских этнических общностей и рядом этносов, являющихся родственными по происхождению или проживающими в данном регионе и на соседних территориях. Представленная в данной работе жанровая структура фольклора барабинских татар может быть использована при подготовке учебных пособий, лекционных курсов.
Библиографический список
1. Исхакова, С.М., Валеев Ф.Т, К вопросу о роли фольклора в историко-этнографическом изучении сибирских татар // Этнокультурные явления в Зап. Сибири. — Томск, 1978. — С. 173.
2. Томилов, Н.А. Фольклор — история — быт (по материалам фольклора барабинских татар) // Народная культура Сибири : материалы VIII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. — Омск, 1999. — С. 59-63; Тумашева Д.Г., Ахметова Ф.В. Этнические группы сибирских татар по языковым и фольклорным данным // Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. — Омск, 1983. — С. 12 — 25.
3. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность. — М., 1976. — С. 46.
4. Татарские народные сказки. — Казань, 1992. — С. 9.
5. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1975, Д. 36-1, К. 79.
6. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1975, Д. 76-1, К.65.
7. МАЭС ТГУ, 1973, Т. 3, Л. 30-31.
8. Миллер, В.Ф. Русская былина, ее слагатели и исполнители // Русское устное народное творчество : хрестоматия по фольклористике. — М., 2003. — С. 314.
9. Радлов, В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. - СПб, 1872, Т. 4. - С. 14.
10. Ахметова-Урманче, Ф.В. Звучание дастанов В.В.Радлова / / Тюркские народы : материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». — Тобольск — Омск, 2002. — С. 340.
11. Дмитриева, Л.В. Язык барабинских татар. — Л., 1981.
12. Суразаков, С.С. Героический эпос алтайцев // Ученые записки Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, 1958, вып.П. — С. 57.
13. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д. 3-1, К. 186, 187, 188.
14. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, 3-1, К. 274.
15. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, 1977, Д. 3-1, К. 162; МАЭС ТГУ, 1971, Т. 503-1, Л. 27.
16. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д. 3-1, К.5.
17. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д.72-7, К. 223.
18. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д.72-7, К. 229.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
19. МАЭС ТГУ, 1973, Т. 542-1, Л. 66.
20. МАЭС ТГУ, 1973, Т. 542-1, Л. 14,15; МАЭС ТГУ, 1973, Т. 5421, Л. 35,36,37.
21. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1975, Д. 76-1, К.15.
22. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д. 3-1, К.92-94.
23. Дмитриева, Л.В. Указ. соч. — С. 27-31; Радлов В.В.Образцы народной литературы тюркских племен. — СПб, 1872, Т.4. — С. 8-9.
24. Дмитриева, Л.В. Указ. соч. — С.16-17.
25. Фольклор и этнография : проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. — Л., 1990. — С. 113.
26. Тумашева, Д.Г., Ахметова Ф.В. Указ. соч. — С. 24.
27. Радлов, В.В.Образцы народной литературы тюркских племен. - СПб., 1872, Т.4. — С. 65 — 70; МАЭ ОмГУ, 1977, Д. 3-1, К. 100-101.
28. Дмитриева Л.В. Указ. соч. — С. 60 — 62.
29. Дмитриева Л.В. Указ.соч. — С. 70 — 72.
30. Дмитриева Л.В. Указ.соч. — С. 66 — 69.
31. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д.3-1, К.85.
32. Дмитриева, Л.В. Указ.соч. — С. 81 — 84.
33. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос. — М., 1984 — С. 21.
34. Валеев, Ф.Т., Томилов, Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. — Новосибирск, 1996. — С.162; Томилов Н.А. Татарские народные сказки // Земля сибирская, дальневосточная. — 1992. — № 7/8. — С. 11 — 16; Томилов Н.А. Об умной жене // Вестник культуры / Изд. Комитета по культуре и искусству Администрации Омской области Омского отделения Российского фонда культуры и Управления культуры Администрации г. Омска. — 1993. — № 4; Томилов Н.А. Ахмет и хан // Вестник культуры. — 1994. — № 2; От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири) — Томск, 1995. — С. 144—163.
35. Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Фольклор и этнография. — Л., 1970. — С. 146.
36. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д.3, К.158-160.
37. Дмитриева, Л.В. Указ.соч. — С. 100— 102.
38. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д.3-1, К.173-176.
39. Дмитриева, Л.В.Указ.соч. — С. 108—115.
40. Дмитриева, Л.В. Указ.соч. — С. 77 — 81.
41. Дмитриева, Л.В. Указ.соч. — С. 50 — 55.
42. Дмитриева, Л.В. Указ.соч. — С. 32 — 49; С. 95 — 98; С. 115 —
119.
43. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д.3-1, К. 170-172.
44. Радлов, В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. — СПб, 1872, Т. 4. — С. 9 — 20.
45. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, К. 169.
46. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1972, Д. 72-7, К. 335-336.
47. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1975, Д. 76-1, К.26.
48. МАЭ ОмГУ, 1977, Д. 3-1, К. 167, К. 293.
49. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1975, Д.76-1, К.29.
50. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1975, Д.76-1, К.34; МАЭ ОмГУ, 1975, Д.76-1,К.83; МАЭ ОмГУ, 1975, Д. 76-1,К.82; МАЭ ОмГУ, 1977, Д. 3-1, К.69.
51. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д.3-1, К.14, 166.
52. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977 Д. 3-1, К.166.
53. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д. 3-1, К.23.
54. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1977, Д.3-1-, К.156.
55. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1975, Д.1-30, К.164; МАЭ ОмГУ, 1977, Д. 3-1, К.147.
56. Исторические предания и легенды барабинских татар // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». — 2007. — № 6 (62), ноябрь — декабрь. — С. 35 — 39.
57. Чистов, К.В. Духовная культура и этнические процессы. Вводные замечания // Современные этнические процессы в СССР. — М., 1977 . — С. 318.
58. МАЭ ОмГУ, 1983, Д. 9-1, К. 244.
59. Полевые материалы автора 2005 г., инф.: Сунинова Джамиля Азатуловна, 1970 г.р., д.Усманка, Венгеровского р., Новосибирской области.
60. Полевые материалы автора 2005 г., инф.: Сунинова Д.А.
61. Рыбникова, М.А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское устное народное творчество : хрестоматия по фольклористике. — М., 2003. — С. 124.
62. Полевые материалы автора, инф.: Сунинова Д. А.
63. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1983, Д. 9-1, К. 257.
64. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1983, Д. 9-1, К. 282; МАЭ ОмГУ, 1983, Д. 9-1, К. 283.
65. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1983, Д. 9-1, К. 281; полевые материалы автора, инф.: Сунинова Д. А.
66. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1983, Д. 9-1, К. 283.
67. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1983, Д. 9-1, К. 280; полевые материалы
автора, инф.: Сунинова Д.А.
68. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1983, Д. 9-1, К. 279.
69. Дмитриева, Л.В.Язык барабинских татар. — Л., 1987. — С. 56.
70. Дмитриева, Л.В.Язык барабинских татар. — Л., 1987. — С. 65.
71. Полевые материалы автора 2005 г., инф.: Сунинова Д. А.
72. Урманчеев, Ф.И. Народное поэтическое творчество // Этнография татарского народа. — Казань, 2004. — С. 201—202.
73. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1983, Д. 9-1, К. 262.
74. МАЭ ОмГУ. Ф.1, 1983, Д. 9-1, К. 262, К. 264.
75. Полевые материалы автора 2005 г., инф.: Сунинова (Майлюкова) Д. А.
ЛУКМАНОВА Динара Маликовна, старший лаборант музея археологии и этнографии.
Статья поступила в редакцию 21.04.08 г.
© Д. М. Лукманова
Книжная полка
История и культура Отечества [Текст] : учеб. пособие для техн. вузов / В. В. Гуляева [и др.] ; под ред. В. В. Гуляевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Трикста : Акад. Проект, 2007. - 749, [1] с. : ил. -(Gaudeamus). - Библиогр.: с. 738-743. - ISBN 5-8291-0784-8. -ISBN 5-902358-97-3.
Пособие разработано в соответствии с Гос. стандартом высшего профессионального образования РФ. В нем освещается история России с древнейших времен до наших дней. Авторы достаточно полно рассматривают различные стороны жизни общества, обращая особое внимание на ключевые моменты каждой эпохи. Особое внимание уделено этапам развития экономики, предпринимательства и проведения социально-экономических реформ.
Пособие предназначено, прежде всего, для студентов, но оно будет интересно и широкому кругу любителей истории.