Научная статья на тему 'Сведения по истории в фольклоре татар Среднего Прииртышья (по записям В. В. Радлова)'

Сведения по истории в фольклоре татар Среднего Прииртышья (по записям В. В. Радлова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ / ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ / ЭПОС / БЫТОВЫЕ РАССКАЗЫ / HISTORICAL LEGENDS / GENEALOGICAL LEGENDS / HEROIC SONGS / EPOS / SOCIAL NARRATIVES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уразалеев Р. Ф.

На основании материалов, собранных в XIX веке исследователем В. В. Радловым, рассматриваются сведения по истории в фольклоре татар Среднего Прииртышья. Даётся авторская интерпретация приведённых источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information on the History of the Folklore of the Tatars of the Middle Irtysh Region (In the Records of V. V. Radlov)

In the article that was based on the material had collected in 19th century by the researcher V. V. Radlov, deal with information on the history of folklore of Tatars of the Middle Irtysh region. The author's interpretation of given sources is given.

Текст научной работы на тему «Сведения по истории в фольклоре татар Среднего Прииртышья (по записям В. В. Радлова)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 246-250. УДК 398.22

DOI 10.25513/2312-1300.2018.4.246-250

Р. Ф. Уразалеев

СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ В ФОЛЬКЛОРЕ ТАТАР СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ

(ПО ЗАПИСЯМ В. В. РАДЛОВА)

На основании материалов, собранных в XIX веке исследователем В. В. Радловым, рассматриваются сведения по истории в фольклоре татар Среднего Прииртышья. Даётся авторская интерпретация приведённых источников.

Ключевые слова: исторические предания; генеалогические легенды; героические песни; эпос; бытовые рассказы.

R. F. Urazaleev

INFORMATION ON THE HISTORY OF THE FOLKLORE OF THE TATARS OF THE MIDDLE IRTYSH REGION (IN THE RECORDS OF V. V. RADLOV)

In the article that was based on the material had collected in 19th century by the researcher V. V. Radlov, deal with information on the history of folklore of Tatars of the Middle Irtysh region. The author's interpretation of given sources is given.

Keywords: historical legends; genealogical legends; heroic songs; epos; social narratives.

Духовная жизнь курдакско-саргатских и тарских татар хорошо представлена их богатейшим фольклорным наследием. Актуальность выбора темы обусловлена наличием жанров, дающих информацию об исторических событиях. К таким жанрам относятся исторические и этногенетические предания, легенды и народный эпос. Предания интересны тем, что «... зачастую носят печать исторической достоверности и очевидно поэтому не получили дальнейшего сказочного оформления», - пишет Е. Б. Вирсаладзе [4, с. 3]. Большую научную ценность в связи с этим для исследователей представляет том IV «Образцов народной литературы тюркских племён, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи», посвящённый наречиям «барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар» В. В. Радлова, опубликованный в 1872 году.

Благодаря записям В. В. Радлова стали известны многие фольклорные памятники

© Уразалеев Р. Ф., 2018

сибирских татар, в которых отложились исторические события. Например, у курдакско-саргатских татар, в селении Тапкач был записан полный текст героического эпоса «Ак Кубак», варианты которого известны также у барабинских татар, алтайцев, ногайцев и хакасов. Столь широкая популярность этого дастана и других героических сказаний у разных тюркских народов, проживающих друг от друга на достаточно отдалённом расстоянии, вероятно, вызвана тем, что в прошлом они тесно соприкасались и имели общую историческую судьбу. Доказательством тому служит вывод И. Г. Закировой, что: «в период Золотой Орды эти отношения ещё более укрепляются, развиваются. Многочисленные национальные версии и варианты дастанов, соотнесённых с эпохой Золотой Орды, являются доказательством взаимосвязи этих народов» [5, с. 12]. Под завесой мифологических наслоений в сказании «Ак Ку-бак» можно проследить междоусобную

борьбу различных тюркских племён, разворачивавшуюся в Дешт-и-Кыпчаке перед началом монголо-татарского нашествия. Через узоры красивых поэтических строк безвестные сказители передают дух эпохи, в которой жили такие феодальные властители, как Ак Кубак, хана Кидан и его сын Мангыш.

Историческая тематика присутствует и в других фольклорных произведениях, зафиксированных выдающимся исследователем прошлого у курдакско-саргатских и тар-ских татар: «Токтамыш хан» (две версии), «Ермак», «Мырза Тус», «Законы казахского народа», «Кырамша», «Ак буга», «Саит», «Купланды», «О том, что Ильяс мулла слышал от своего отца», «Родословная сеида», «Муж Саит Мерген», «Тилай Бирди», «Аксак Тимур» [12].

Драматические события конца XIV -начала XV веков на территории Золотой Орды прослеживаются в двух исторических преданиях про хана Токтамыша, записанных В. В. Радловым в селении курдакско-саргат-ских татар Улу Кай аул и в устье Ишима. По некоторым чертам, описанным, в частности, в статье Ф. Сайфулиной, сказания о Ток-тамыше, как и многие другие, можно отнести к такому жанру, как дастан [13, с. 5]. По стилистике изложения оба сибирских даста-на различаются между собой. Если в первом варианте дастана Идегею отдаются традиционные словесные почести как народному герою, то во втором варианте сказания, зафиксированном на берегах р. Ишим, он получает такой нелестный эпитет, как «кара тушман Итйгй / черный враг Идегей» (перевод наш. - Р. У.) [12, с. 195-204]. Вполне вероятно, в приведенных вариантах эпоса отражены векторы политических предпочтений предков курдакско-саргатских татар. Вариант эпоса под общеупотребительным в тюркском мире названием «Едигей» бытовал в селении тарских татар Яланкуль (тат. - Еланлы) [6, с. 177-178].

Абстрагируясь от мифологической составляющей первого предания, видим обычную борьбу за власть крупных феодалов Токтамыша и Идегея, и его сына Мурадыма, иначе говоря, в произведении затронуто время, когда Золотая Орда стала клониться к упадку. Примечательно, что в сказании кроме имен Токтамыша, Идегея, Мурадыма,

Аксак Тимура (Тамерлана) упоминаются другие, вполне реальные лица с указанием, чьих славных отцов они сыновья: бек Янбай, сын Камала; Супра, сын Сургантая; Булат, сын Аки; Карагуча, сын Аргыла; Кудай-Бирди, сын Изана. Также необычно в первых строках этого варианта дастана описан момент появления эпического героя Идегея, найденного Токтамышем: «...мачгткй барып ултыр^анда ]улда гтт ¡ч1ндйн б1р бала тап-тъ / . когда шёл в мечеть по дороге в сапоге нашёл ребёнка» (перевод наш. - Р. У.) [12, с. 127]. Далее, следуя логике повествования, отмечаем превосходство Идегея над Токта-мышем, которое выражено в эпосе словами последнего на совете беков: «1дйгй юрсй м1н турадым, шк турадым узгм бымйн / Когда Идегей заходит я встаю, почему встаю, сам не знаю» (перевод наш. - Р. У.) [12, с. 127]. Исследователь И. Г. Закирова, разбирая сходный сюжет в дастане «Идегей», отметила, что: «главной особенностью, отличающей Идегея от окружающих, является его хариз-ма.Хан Тохтамыш, .(харизма) которого гораздо слабее, чем у Идегея, неосознанно встаёт при виде последнего. Сильная харизма, . Идегея подтверждает его превосходство над Тохтамышем. Поэтому Тохтамыш пытается уничтожить Идегея. Хан принимает свой страх как предзнаменование того, что ему грозит смерть от Идегея.» [5, с. 38-39].

Во втором предании о Токтамыше сибирские татары демонстрируют и знание политической географии Орды. Так, в строках есть ссылки на Большую Орду (башлы урда), татарское государство, на берегах Волги, образовавшееся к середине XV века после отделения от Золотой Орды ряда ханств: Казанского, Крымского и др. Иносказательно Большая орда упоминается и как Волжская страна (Ш1 ]урт). Об экономическом характере связей курдакско-саргатских и тарских татар с Золотой Ордой подробно говорил тобольский археолог А. А. Адамов: «Археологические факты, хотя и по ряду объективных причин скудные, свидетельствуют, что уже с XIII в. в Прииртышье вплоть до устья Тобола расселяются тюркоязычные группы, имеющие тесные экономические связи с Золотой Ордой. Сибирь не была глухой окраиной с редким и «диким» населением. Экономическое положение посредника на торговых

путях позволяло иметь прочную базу для создания собственного государства» [2, с. 5].

Влияние казахских и ногайских устных традиций на фольклор курдакско-саргатских татар можно проследить в отрывках исторического сказания «Купланды», укоренившегося на берегах Ишима. В строках эпоса сказано, что родным племенем героя Купланды, был Кара-Кыпчак. Кара - кыпчаки, как подразделение рода кыпчак в XV веке входили в состав казахов (каз. цара цыпшац) и ногайцев. Кара-кыпчаки, как подразделение рода кыпчак в XV веке входили в состав казахов (каз. цара цыпшац) и ногайцев. Интересно, что в дастане «Купланды» упоминаются такие места традиционных кочевий ногаев, как Крым (Кырым) и Астрахань: «Аштаркан т!гйн улу шар / Этот главный город Аштар-хан» (перевод наш. - Р. У.) [12, с. 193-195]. В исторической песне «Мырза Тус» мы обнаруживаем ссылку на имя Ногай, который говорит: «йкйм idï ip Мама1 / старшим братом моим был муж Мамай» (перевод наш. -Р. У.) [12, с. 168-170]. Надо признать, что кипчако-ногайские элементы весьма заметны в лексике тоболо-иртышских подразделений сибирско-татарского народа, а для некоторых из них (как и для части тюменских и тарских татар) этноним «нугай» служит самоназванием [15, с. 62-63].

Как нам кажется, в среде сибирских татар в старину бытовали песни, имевшие хождение среди профессиональных воинов, как воспоминания о далёких походах и ратных подвигах. Так в песне «Сйт> лейтмотивом звучат слова: «Кс со^ышкан jipläpdä... ар^ымакныц устундй кылыч чабын ок аткан / В тех землях, где мы бились... верхом на аргамаке рубя саблей, стрелы пуская...» [12, с. 192].

Ответ на вопрос, откуда пошли названия племенных подразделений сибирских татар: кордак (курдак), туралы, аялы и бараба, даёт нам предание «Куцум хан». Кучум якобы собрался уходить и обратился к людям указанных племён, как к своим воинам (аскйр), с призывом идти за ним. Первыми отказались уходить со своей земли до наступления первого снега люди, прозванные за это ханом кордаками (от тат. кор - снег). В версии перевода текста В. В. Радлова Н. Ф. Катановым слово кордак, якобы, произошло от того, что

последние сказали: «..."Мы ловим налимов, надо сходить и посмотреть!" Кучум-хан сказал: "Так как вы хотите ловить налимов (курты. - Р. У.) и не идёте со мной, то да будет ваше имя "кордак"» [7, с. 8-9]. Вторые воины просили немного подождать -туралы (от тат. тура - стоит, ждёт), третьи говорили, что жилище будут строить, аялы (от тат. аял - нора, жилище), четвёртые сказали, что уходите, потом догоним - бараба (от тат. баратырыц - уходите) [12, с. 107108].

В предании тарских татар «Куцум хан» можно проследить и социальный заказ части сибирских татар, ведущих происхождение от сартов, пытавшихся исторически легитимизовать своё положение в Сибири путём демонстрации в тексте верности их предков хану Кучуму, уже потерявшему былую власть над своими подданными. В конце предания так и говорится: «Шулаi ттт ктт капты, Сартлар анымтйн бipгä кiттï / Так сказав речь (племенам хан Кучум. -Р. У. ), пошёл восвояси, Сарты с ним вместе ушли» (перевод наш. - Р. У.) [12, с. 107-108]. По мнению И. В. Белича, «трактуемое в предании "происхождение" названий родопле-менных подразделений сибирских татар: курдак, аялы, туралы, бараба, приписываемых "вещему слову" Кучум-хана, на самом деле является интересным, но довольно поздним народным переосмыслением, или этимологизацией, данных этнонимов» [3, с. 67].

В народных сказаниях о хане Кучуме и Ермаке выделяется целый комплекс интересных сюжетов. Например, говорится о том, что Ермак вначале служил у хана Кучума и получил от него землю величиной «с бычью шкуру» для новорождённого сына. Нарезав шкуру на ремни, Ермак взял земли больше, чем полагалось [12, с. 107, 141]. «Бродячий сюжет» с бычьей шкурой присутствует во всех преданиях сибирских татар, так или иначе связанных с Ермаком [1], или приходом русских в Сибирь [10; 11].

Большой блок исторических преданий курдакско-саргатских татар посвящён войнам с казахами и калмыками в эпоху хана Кучума и более поздний период. Народная память донесла до нас имена таких батыров среди татар, отражавших набеги кочевников,

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 246-250.

как Саит Мерген, Касмак, Изанмат, Айта Бу-лум. По сюжету исторического предания «Муж Саит Мерген», обнаруженного В. В. Радловым в селении Карагай, казахи во главе с Ишим ханом приходят для взятия полона. Местный 18-летний мерген Саит решил их встретить. Но вначале спрашивает совета у своего отца: в самого хана стрелять, или в его коня. Отец отвечает: «Koi балам! Хан кар^ышы ]аман / Не надо, моё дитя! Проклятие хана очень плохое» [12, с. 226]. В итоге мерген послушав отца, сбивает только шапку с головы хана и тем самым заставляет противника вернуться восвояси. Народ, через строки сказания так понимал цель прихода казахского хана со своим народом: «... бы мында турман jypm щТнда ]'акшы jieim ]акшы кыс болса ту^ум болсын min алып KimmT /...в этом месте живущих хороших парней и хороших девушек взял для продолжения рода» [12, с. 226].

В генеалогическом предании «О том, что Ильяс мулла слышал от своего отца», записанном В.В. Радловым в районе современного села Усть-Ишим Омской области, упоминается Касмак, сын Салар Софи, современник Ермака и Кучума. Сложная обстановка того времени, связанная с падением Сибирского ханства, а также непрекращающиеся набеги казахов и калмык привели Касмака, вероятно главу влиятельного местного рода принять подданство московского царя. По преданию Касмак смог организовать оборону в родовом ауле и ближайших селениях из крепких батыров. Это позволило прогнать незваных гостей, пришедших в набег за девушками татарских аулов. По сюжету царь дарит Касмаку саблю, коня и выдаёт жалование [12, с. 212-215]. Мы считаем, что здесь наличествует факт привлечения местного населения, особенно представителей татарской знати, на службу Русскому государству.

Повествуя, Ильяс мулла указал маршрут, по которому приходили калмыцкие тысячи со своими знатными людьми (Калмакныц турасТ), вдоль берега р. Ишим. По всей видимости, это была одна из старых караванных дорог, про которую писала В. В. Храмова. Этот путь шёл через нынешний Тобольск, Иртыш, Вагай, верховья Ишима на Туркестан, через пески Кзыл-Кума

в Бухару. Проходившие по таким дорогам караваны часто подвергались нападению со стороны кочевников, обитавших здесь [16, с. 475]. Эти же ключевые магистрали средневековья использовались калмыками для нападений на селения сибирских татар. По сюжету упомянутого выше предания, Касмак встречал их со своими 350 воинами и русской помощью. Указана и одна из крупных стычек, имевшая место в районе современного с. Викулово (ВЫлйу ыслабуда) Тюменской области, где калмыки были наголо разбиты, а в плен, среди прочих, попала 18-летняя дочь калмыцкого вождя. Автор предания отметил обычай права на военную добычу Касмака положением его платка на шею и стрелы на голову калмыцкой девушки. В сражениях с калмыками прославился и старший брат Касмака, Изанмат. Батыр Айта Булум из Эбаргуля (Ы/ык Сыцыр) за помощь, оказанную Изанмату в одном из сражений, удостоился чести стать его зятем [12, с. 212-215]. Историческое предание «О том, что Ильяс мулла слышал от своего отца» можно отнести к жанру документальных хроник, так как указанные в предании события, факты, имена реальных персонажей можно проверить через архивные материалы позднего средневековья. Косвенным подтверждением описанных событий может служить исторический факт, приведённый Г. Ф. Миллером, проезжавшим в XVIII в. по этим местам, о том, что в Каурдаке был впоследствии построен острог для защиты татар от нападений калмыков и Казакской орды [8, с. 254].

Некоторые сведения, сходные с информацией из родового предания «О том, что Ильяс мулла слышал от своего отца», содержатся в генеалогическом предании семьи Мирясовых, записанном омскими учёными в 1978 г. в д. Эбаргуль Усть-Ишимского района Омской области. Там утверждается, что «...предок рода Мирясовых был первым министром у хана г. Ургенча. Его сын прибыл на то место, где сейчас г. Тобольск. Там он обосновался и от него пошёл род, к которому принадлежал и старик Касмак. Последний присоединил Сибирь к Русскому государству. Позже воевали с калмыками, киргизами (казахами. - Р. У.) ...Население, которое позже расселилось это остатки калмыков» [1].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: в фольклоре татар Среднего Прииртышья особое место занимают жанры, дающие информацию об исторических событиях. Это, прежде всего, предания и легенды. В этой связи особенно ценен труд В. В. Радлова, поскольку в собранных и опубликованных им материалах масса важной информации для историко-этнографической реконструкции далёкого прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив МАЭ ОмГУ - Архив Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского: Ф. I. Папки 4-1, 5-7, 11-4.

2. Адамов А. А. Позднесредневековые тюркские памятники Прииртышья // Сибирские татары: материалы 1-го Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири». - Тобольск ; Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. - С. 4-5.

3. Белич И. В. «Всемирная сказка» в фольклоре сибирских татар (опыт историко-этнографиче-ского анализа) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. -Новосибирск, 2004. - Т. 8. - С. 63-96.

4. Грузинские народные предания и легенды / сост., перев. предисл. и прим. Е. Б. Вирса-ладзе. - М. : Наука, 1973. - 367 с.

5. Закирова И. Г. Народное творчество периода Золотой Орды: мифологические и исторические основы : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 2011. - 61 с.

Информация о статье

Дата поступления 10 марта 2018 г.

Дата принятия в печать 12 ноября 2018 г.

Сведения об авторе

Уразалеев Руслан Фаритович - учитель истории и обществознания Троицкой средней общеобразовательной школы Омского района Омской области (Троицкое, Россия) Адрес для корреспонденции: 644520, Россия, Омская область, Омский район, с. Троицкое, ул. О. Кошевого, 62А E-mail: [email protected]

Для цитирования

Уразалеев Р. Ф. Сведения по истории в фольклоре татар Среднего Прииртышья (по записям В. В. Радлова) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 246-250. DOI: 10.25513/23121300.2018.4.246-250.

6. Исхакова С. М., Валеев Ф. Т. К вопросу о роли фольклора в историко-этнографическом изучении сибирских татар // Этнокультурные явления в Зап. Сибири. - Томск, 1978. - С. 172182.

7. Катанов Н. Ф. Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Ежегодник Тобол. губерн. музея. - Тобольск, 1895-1896. - Вып. V. -С. 1-13.

8. Миллер Г. Ф. История Сибири. - М. : Вост. лит., 1999. - Т. I. - 630 с.

9. Небольсин П. И. Покорение Сибири // Отеч. зап. - СПб. : [б. и.], 1848. - Т. 60. - С. 225-266.

10. Полевые материалы автора: зап. в с. Карагай Вагайского района Тюменской области от Са-фаралиева Хакимчана Зайнулловича, 1958 г.р.

11. Полевые материалы автора: зап. в с. Тайчи Тевризского района Омской области от Рыча-пова Асхата Худжатовича, 1961 г.р.

12. Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. Наречия барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар Сибири. - 1872. - Т. 4. - 411 с.

13. Сайфулина Ф. Фольклор сибирских татар: история изучения // ¿уае Тatarskie. - 2015. -№ 41 (118) styczen-czerwiec. - С. 2-20.

14. Томилов Н. А. Этническая история тюркоя-зычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI - начале ХХ в. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. - 271 с.

15. Трепавлов В. В. История Ногайской Орды. -Казань : Изд. дом «Казанская недвижимость», 2016. - 764 с.

16. Храмова В. В. Западносибирские татары // Народы Сибири / под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова. - М. ; Л., 1956. - С. 473-491.

Article info

Received March 10, 2018

Accepted

November 12, 2018 About the author

Urazaleev Ruslan Faritovich - Teacher of the History and Social Science of the Troitskaya secondary school of the Omsk District of the Omsk Region (Troitskoye, Russia) Postal address: 62A, O. Koshevogo ul., Troitskoye, Omsk district, Omsk oblast, 644520, Russia

E-mail: [email protected] For citations

Urazaleev R. F. Information on the History of the Folklore of the Tatars of the Middle Irtysh Region (In the Records of V. V. Radlov). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 4 (20), pp. 246-250. DOI: 10.25513/23121300.2018.2.246-250 (in Russian).

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 4 (20). С. 246-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.