10. The December 1, 1991 Referendum/Presidential Election in Ukraine.1992. A Report Prepared by the Staff of the Commission on Security and Cooperation in Europe // https://www.csce.gov/sites/helsinkicommission.house.gov/files/120191UkraineReferendum.pdf
11. Public papers of the presidents of the United States. George Bush 1992-93 (In two books) Book I - January 1 to July 31, 1992. Washington, 1993. The President's News Conference with President Leonid Kravchuk of Ukraine May 6, 1992 // https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PPP-1992-book1/pdf/PPP-1992-book1.pdf
12. Agreement between the Government of the United States of America and the Government of Ukraine on Scientific and technological cooperation // https://www. state.gov/documents/organization/130437.pdf
13. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement, the White House, July 1994 // http://nssarchive.us/NSSR/1994.pdf
14. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement, the White House, February 1995 // http://nssarchive.us/NSSR71995.pdf ,
15. Summary: H.Con.Res.120 — 104th Congress (1995-1996) // https://www.congress.gov/bill/104th-congress/house-concurrent-resolution/120
16. A National Security Strategy for A New Century, May 1997 // http://nssarchive.us/NSSR/1997.pdf
17. A National Security Strategy for A New Century, December 1999 // http://nssarchive.us/NSSR/2000.pdf
18. The National Security Strategy of the United States of America, the White House, September 2002 // https://www.state.gov/documents/organization/63562.pdf
19. The National Security Strategy of the United States of America, the White House, March 2006 http://nssarchive.us/NSSR/2006.pdf
20. National Security Strategy, the White House, May 2010 // http://nssarchive.us/NSSR/2010.pdf
21. Активное участие, современная оборона. «Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора» // https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_68580.htm
22. The National Military Strategy of the United States of America 2015. The United States Military's Contribution to National Security. June 2015 // http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Publications/2015_National_Military_Strategy.pdf
23. НАТО. Годовой отчет 2014 Генерального секретаря // https: //www.nato. int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2015_01/20150130_Annual_Report_2014_ru.pdf
24. National Security Strategy, the White House, February 2015 // http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2015/02/2015.pdf
25. О Стратегии национальной безопасности США / Совет Безопасности Российской Федерации. 25.03.2015 // http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/865/
26. National Security Strategy of the United States of America, the White House, December 2017 // http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2017/12/2017.pdf
27. Summary of the 2018 National Defense Strategy of The United States of America. Sharpening the American Military's Competitive Edge // https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf
28. Nuclear Posture Review. February 2018 // https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872877/-1/-1/1/EXECUTIVE-SUMMARY.PDF
29. The Trouble with Arming Ukraine. Sending Lethal Weapons Would Backfire // https://www.foreignaffairs.com/articles/ukraine/2017-10-11/trouble-arming-ukraine
30. Fuller, Graham E. Turkey and the Arab Spring: leadership on the Middle East. Bozorg Press, 2014. P. 362.
31. DW interviews US Special Representative for Ukraine Kurt Volker // https://www.youtube.com/watch?v=F9RxPrN5wdI
ЧМЫРЕВА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института экономики РАН. CHMYREVA, VERA A. - Ph.D. in History, Research Fellow, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 746.3(470.62)(282.247.36)«189/190»
БРЫЛОВА Л.Ю.
ЖАНРОВЫЕ МОТИВЫ В ЮЖНОРУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ДОНА И КУБАНИ)
Ключевые слова: народная вышивка, рушник /полотенце, жанр, сюжетные композиции, «русский стиль», эпиграфика, счетные схемы для вышивания.
В статье проводится сравнительно-исторический и формально-стилистический анализ сюжетных композиций южнорусской народной вышивки. Предмет исследования - вышитые рушники - полотенца утилитарного и обрядового назначения с жанровыми мотивами. Выявляются круг мотивов, их жанровая природа, источники происхождения. Делается вывод, что вышивка в основном выполнялись по готовым схемам, выпускавшимся в России и за границей, отмечаются формально-содержательные компоненты «национального стиля» и «литературность» многих вышитых картинок-иллюстраций.
BRYLOVA, L.Yu. GENRE MOTIVES IN THE SOUTH RUSSIAN FOLK EMBROIDERY OF END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY (ON THE MATERIAL OF DON AND KUBAN)
Keywords: folk embroidery, embroidered towel / towel, genre, plot compositions, "Russian style", epigraphy, counting schemes for embroidery.
In the article contains a comparative-historical and formal-stylistic analysis of the plot compositions of the South Russian folk embroidery. The subject of the research - embroidered towels - towels of utilitarian and ceremonial purpose with genre motives. It revealed the circle of motives, its genre nature, sources of origin. It is makes the conclusion that the embroidery was mainly carried out according to ready-made schemes produced in Russia and abroad, it noted the formal-content components of the "national style" and "literary" of many embroidered picture-illustrations.
В середине XIX в. отмечается нарастающее признание в обществе бытового жанра и благосклонность к нему Академии художеств, что позволило начинающим художникам обратиться к изображению «домашних и народных сцен». «Простонародные» сюжеты этнографического (обрядового) характера заняли ведущие позиции и в программных темах Московского училища живописи и ваяния [1]. В целом этот период отмечен распространением «русского стиля» (1860-1880-е), одно из течений которого, следующее традициям русского народного творчества, условно именуют «фольклорным», или «демократическим». Надо заметить, что «русский стиль» охватил широкий круг явлений русской художественной культуры, и в нем работали многие ведущие художники того времени, что дает основание считать его наиболее значительным явлением. В альбомах узоров для вышивания /рукоделия помещались образцы рисунков в «русском /малорусском стиле /вкусе», в том числе сценки чаепитий, гуляний, «деревенской идиллии» и т.п. Разными путями и по разным каналам эти мотивы проникали в народную вышивку.
На материале восточнославянского населения Кубани сюжетная вышивка эпизодически рассматривалась в исследованиях Н.А. Гангур, в статьях автора, в которых был дан сравнительно-типологический и формально-стилистический анализ некоторых популярных сюжетов народного прикладного искусства [2; 3; 4; 5]. На материале донской вышивки таких исследований не проводилось. В последнее время в ходе полевых исследований, работы в краеведческих музеях Краснодарского края и Ростовской области были выявлены дисперсно «разбросанные» в разных музейных коллекциях предметы утилитарного и обрядового назначения - рушники /полотенца с вышитыми изобразительными мотивами, представленными «сценками» или так называемыми «картинками» в «русском /малорусском стиле». Они существенно расширили жанровый диапазон южнорусской народной вышивки, позволив выделить круг мотивов, имеющих ярко выраженную жанровую определенность.
На основе анализа имеющегося вещественного материала, в зависимости от предмета изображения, его темы и сюжета, мы выделили несколько жанровых линий в вышивке: бытовая (труд /отдых, фаблио, встречи /прощания), пейзажная (со стаффажем и без него), героическая (подвиг).
Ранее автором уже рассматривался круг жанровых мотивов, связанных с изображением «русской тройки» и «русской пляски» (хоровод). Но проведенные сравнительно-генетические и типологические исследования выявили, в частности, книжную природу мотива «русской тройки» - французские и русские издания по вышивке: «Alphabet de la Brodeuse» [«Азбука вышивальщицы»] (1913), Второй альбом рукоделий В. Баннер. Изображение «тройки» с кучером и одним или двумя седоками могло включаться в разный контекст, приобретать дополнительные коннотации, обрастать деталями либо утрачивать «оригинальные» мотивы (деревья, верстовой столб). Однако изображение самой «тройки», как правило, максимально приближено к первоисточнику. При этом в некоторых композициях вышивальщицы эклектично соединяют (по принципу «quodlibet»), трактованный «жизнеподобно» мотив с условным орнаментальным изображением центрального мотива (дерево жизни с петухами), на что в свое время обратила внимание Н.А. Гангур [3, с. 134], или атрибутивных элементов (цветочные виньетки, бабочки и др.).
К примеру, на иллюстрации из альбома В. Баннер приведено четверостишие из «Песни ямщика» Фадеева: «Эй! Вы, други дорогие! | Мчитесь сокола быстрей | Не теряйте дни златые, | Их не много в жизни сей» [6, Л.20]. Но в вышитых картинках надпись либо совсем отсутствует, либо заменяется другой эпиграфикой, несущей иную семантическую нагрузку.
Другой, не менее популярный в народной вышивке сюжет, - «русский хоровод», изображение которого обычно сопровождается надписями: «Пляши Варюшка на моей пирушке» /«Как у наших у ворот стоит девок хоровод» / «Собирайтесь девки красны, собирайтесь в хоровод». У него также имеется протограф - счетная схема для вышивания второй половины XIX в. [7, с. 246-247], которая, помимо мизансцены - танцующей пары и трех «статистов», предлагает несколько вариантов оформления нижнего подузора. В одних случаях в вышивке наблюдается дословное следование первоисточнику (калькирование), в других - репликация. Вариацию на тему русской пляски предлагал и альбом В. Баннер (танцующая пара, гармонист и зрители) [6, Л.19]. В сюжетных композициях «Пляши, Варюшка, на моей пирушке», как правило, присутствует типажная фигура музыканта-балалаечника. И если в этих сценах она «растворяется» в хороводе, то в других случаях, наоборот, принимает на себя функцию доминанты. Реплику этого мотива мы встречаем и на рушнике из Ростовского областного музея краеведения (ОФ 8967). Вышивальщица калькировала картинку по частям, чем и объясняются пропорциональные издержки. Выбор балалайки обусловлен пробудившимся интересом к русским народным инструментам, что связано с именем и творческой деятельностью В.В. Андреева - композитора, виртуоза-балалаечника, организатора и руководителя первого оркестра русских народных инструментов, способствовавшего их широкой популяризации.
Кроме описанных, выделяется круг сюжетов, которые по содержательной компоненте могут быть определены как сцены встреч и прощаний. К первым отнесятся изображения на двух рушниках, хранящихся в музейных собраниях Краснодарского края. Один рушник был вышит в начале ХХ в. казачкой станицы Новодонецкой [8]. В центре композиции изображена девушка, стоящая у ограды дома, и молодец в красной косоворотке, держащий за уздечку коня. Заполняют пространственные разрывы (цезуры) и обрамляют центральные фигуры деревья, аккуратный домик и привставшая на задние лапы собачка. На рушнике отсутствует эпиграфика. Проливает свет на характер изображенной сцены вышивка на рушнике из Феодосийского музея древностей, представляющая собой реплику описываемой композиции. Между кронами деревьев помещена большая литера К и вверху надпись: «МОЛОДеЦЪ КОНЯ ПОИЛЪ, КЪ КРАСНОЙ ДЪВКЪ ПРИВОДИЛЪ». Этот стихотворный текст отсылает нас к русской народной хороводной песне «Конь» (Как у наших у ворот | Стоит озеро воды | Молодец коня поил, | К воротичкам [воротечкам /ко воротом] приводил! | К веревочке привязал,| Красной девке приказал! | Красна девица-душа.| Сбереги добра коня) [9]. На другом рушнике сценку «разбавляет» третий персонаж - «всадник» в красной косоворотке с уздечкой и плетью в руках. Появление этой фигуры усложняет фабулу и выводит ее в иную плоскость. Между элементами изображения вышит текст: «ПОЛОТЕНЦА КАГО ЛЮБЛЮ | ТАМУ ПОДАРЮ ВЕРА СЕ.» [10]. В XIX в. широкое хождение имели лубочные картинки, иллюстрирующие русские народные песни, хотя и академическая живопись не обошла вниманием песенную тематику, утвердив ее в качестве программной.
К иконографии «встреч» можно отнести и вышитую В.М. Поповой «картинку» на рушнике из Северского историко-краеведческого музея. Композиционный центр составляют две стоящие фигуры: девушка в малорусском костюме и парубок в широких шароварах. Вышивальщица стремится к детализации, передаче фактуры акцидентных элементов, убедительности изображенной сцены.
В вышивке отмечен и редко встречающийся сюжет «фаблио» - забавной истории бытового жанра по мотивам малорусской народной песни: «Била жинка мужика, за чуприну взявши», источником которого являются лубочные картинки, переведенные на графический язык схем для вышивания [11; 7, с. 41]]. Свойственные народному творчеству добрый юмор,
ирония корреспондировали с «ходячими мнениями» о простоватости «хохла», бойкости «хохлушки» и ее семейном главенстве. Этот же сюжет вышит на одном конце свадебного полотенца из собрания Ростовского областного музея краеведения (КП 3061/40). Композиция состоит из четырех фигур: двух главных - поверженный «хохол» и негодующая «хохлушка» и двух стаффажных. Комментирует происходящее надпись: «Била жинка мужика за чуприну взявши». На другом конце рушника изображен малорусский сюжет с двумя персонажами -малоросс с люлькой и выглядывающая из-за приоткрытой двери хаты девушка в национальном костюме. Внизу помещена надпись: «А цежъ мш Грицю идэ», переводящая морализирующую фабулу первой сцены в любовную линию.
Двухактовость действия соблюдается и на рушнике из Новочеркасского музея истории донского казачества, только иронично-морализирующие сентенции уступают место трагическому обертону. На одном конце изображена та же сцена с надписью, однако мотив «встречи», оборачивается на другом конце рушника вынужденной разлукой. В центре изобразительного поля - прясло изгороди, которому придано значение основной границы -своего и чужого. Женщина остается в своем, обжитом пространстве жилища, а казак в широких шароварах, подпоясанных кушаком, с посохом и «пикой» уходит в чужое, опасное пространство. Надпись вносит ностальгически-тревожные ноты в композицию: «Якъ сердэнько мое бьеться пшшовъ мш Гриць до Китая може и нэ вэрнэтся!». Аналогичная сцена, но без присущей ростовскому рушнику нарративности, бинарности оппозиций, запечатлена и на рушнике из Азовского историко-археологического музея-заповедника (КП 11825). Два рушника, несмотря на различия в стилистике изображения, цветовом решении, генетически связаны с малорусской традицией. Мотив проводов на войну решается в разном ключе в различных видах изобразительного искусства и перекликается с сюжетами печатной графики, в частности с почтовыми открытками начала ХХ в.
Тема русско-японской войны 1904-1905 гг. находит отклик в народной вышивке и в виде репрезентаций сцен подвига. Ярким примером тому является вышивка на рушнике из Новочеркасского музея истории донского казачества. Фабула разворачивается в двух действиях - начало и драматическая развязка. На одной стороне полотенца изображена многофигурная композиция «ПИСЬМО НА РОДИНУ». Свободно и живо обрисована группа из трех сидящих человек. На некотором отдалении от них дана уходящая фигура солдата. В композиции совмещены два разновременных момента - написание письма с участием главного действующего лица и уход последнего на задание. На другой стороне рушника представлен сюжет «Подвигъ Василiя Рябова». На переднем плане изображен коленопреклоненный, осеняющий себя крестным знамением русский солдат Рябов, одетый в китайский костюм. Слева его фланкирует фигура офицера, зачитывающего приговор, справа - двое солдат, сзади обозначена «шеренга» офицеров и солдат в униформе японской армии. Описываемый сюжет связан с событиями русско-японской войны. Запасной рядовой Василий Тимофеевич Рябов (род. в д. Ивановка Пензенской губ.) был зачислен добровольцем в 284-й Чембарский пехотный полк, участвовавший в боевых действиях на территории Маньчжурии. Он служил в охотничьей команде и, переодевшись в костюм китайского крестьянина, вызвался добыть сведения о расположении частей противника. План фактически удался, но по возвращении к месту дислокации полка, произошла досадная случайность, закончившаяся разоблачением Рябова как русского шпиона и вынесением смертного приговора. Во время исполнения приговора Рябов проявил стойкость, твердость духа, достоинство и верность воинской присяге, что произвело глубокое впечатление даже на врагов, назвавших его «русским самураем». Подвиг Рябова произвел широкий общественный резонанс. Император Николай II высочайшим повелением учредил комитет по увековечиванию памяти героя. О подвиге Рябова были сняты фильмы (1909, 1914), созданы живописные и графические произведения и т.д..
В вышивке мы находим и изображения сцен труда, хотя их презентация оказывается довольно формальной. В первую очередь это «идиллические картины» крестьянской жизни. В них присутствуют и лошадь с упряжью, домашний «бестиарий» (собачка, петух, курица),
домик с резными наличниками и «анекдотическая» фигура бородатого крестьянина в лаптях и поддевке, приподнимающего цилиндрический головной убор [12; 13]. Названные элементы без существенных изменений перенесены со схемы для вышивания (к. XIX в.), сопровождаемой надписью: «УРОдИ МНЪ БОЖЕ, ХЛЕБЪ МОЕ БОГАТСТВО!?» [7, с.39]. В другом ракурсе репрезентируется тема труда в вышивке рушника из Ростовского музея (КП 21219/2). Две женщины в клетчатых передниках заняты трудовым процессом: одна насыпает корм в кадку для коровы, другая - подрезает набухший черенок.
В бытовых сценах присутствуют элементы пейзажа: растительные и архитектурные мотивы - схематизированные изображения бревенчатых изб. Во второй половине XIX в. изображения крестьянских изб появляются в крестьянской вышивке Русского Севера и Северо-Запада (подзоры, подолы женских рубах). Исследователи материального быта отмечают кардинальные изменения, происходившие во внешнем облике и внутреннем убранстве крестьянских домов под воздействием урбанистической культуры. Не случайно в этот период в русской и малорусской вышивке появляются «серийные» изображения таких домов. Как правило, дом центрирует композицию рушника: по обеим сторонам выстраивается ровная линия штакетника с фигурными калиткой и воротами, и два дерева, тянущиеся навстречу друг к другу. Этот мотив в различных вариациях встречается на рушниках, хранящихся в музеях Краснодарского края, Ростовской области и частных собраниях.
На рушнике из Азовского музея-заповедника (КП 14454) этот же мотив переходим из области пейзажного «жанра» в бытовой. Дом, отодвинутый в правую часть изобразительного поля, уже не центрирует, а уравновешивает композицию, приглушается его семантическая значимость. Ряд штакетника разрывается и рушниковое пространство заполняет двухфигурная композиция - девушка в сарафане и парень в косоворотке. «Образцовые» избы, независимо от того входят ли они в бытовые сцены в качестве фона или выступают доминантой сельского мотива, репрезентируют «русский стиль» в народной вышивке. Появление мотива связано в целом с поисками «национального стиля» в русском искусстве XIX в. Русская изба в то время воспринималась как некий архетипичный национальный символ народной архитектуры, не изменяющийся во времени на протяжении многих веков [14].
Сюжетная вышивка репрезентирует формально-содержательные компоненты «национального стиля». Это выражается в выборе сюжета из народной жизни, фольклоризации жанра, акцентации характерных элементов народного костюма и жилища, общем декоративном строе изделий. Мастерицы иногда и сами выстраивали сюжетную линию, используя источники различного происхождения. В основном вышивки выполнялись по готовым схемам, которые выпускались в России и за границей в виде альбомов, приложений к журналам различной направленности. Сюжеты и мотивы, которые осваивали вышивальщицы, разрабатывались и в станковом и декоративно-прикладном искусстве. Нельзя не отметить, «литературность» многих вышитых картинок-иллюстраций, выполненным по мотивам русских и малороссийских песен. Военная тема, актуализировавшаяся в связи с событиями русско-японской войны, ограничена в основном изображением сцен «проводов на войну», в особых случаях аппелируя к резонансно значимым событиям (сцены подвига). Особую группу составляют архитектурные мотивы, в первую очередь изображения крестьянского «парадиза» - образцовых изб с резным штакетником, садом, нашедшего воплощение в архитектурной практике фольклорного направления «русского стиля».
Индивидуальность вышивальщицы проявлялась не только в выборе рисунка, но и в его аранжировке: цветовом решении, графической или живописной трактовке, замене акцидентных элементов, введении эпиграфических и растительных орнаментальных мотивов. Рушники с жанровыми мотивами использовались для украшения интерьера -домашнего «иконостаса», зеркала, в обрядах жизненного цикла; в качестве подарка, подношения (мемориальная /вотивная функция). Вышитые на полотне «картины», нередко
утяжеленные «каскадом» кружевных и тканевых цветных полос, замещали живописные произведения, фототипии, гравюры, которыми в тот период было модно украшать жилые интерьеры. В целом жанровое направление в народной вышивке формировалось в общем историко-культурном контексте и отражало те же процессы, тенденции, которые наметились в различных видах декоративно-прикладного искусства.
Литература и источники
1. Степанова С.С. Московское училище живописи и ваяния. Годы становления. - СПб., 2005. - С. 113.
2. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани XIX - начала ХХ века: учеб. пос. -Краснодар, 1999. - С. 37, 65-66.
3. Гангур Н.А. Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани (на примере текстиля): дис. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2002. - С. 128, 134, 146.
4. Брылова Л.Ю. Сюжетные рушники Кубани и Дона конца XIX - начала XX века: формально-содержательный анализ (на материале музейных коллекций) // Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып. 6: Материалы междунар. конф. «Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия» (Краснодар, 5-6 мая 2012 г.). - Краснодар; Киев, 2012. - С. 138-146.
5. Брылова Л.Ю., Гангур Н.А. Русская тройка и русская пляска: сюжетные композиции в рушниковой вышивке конца XIX - начала XX века (На материале музейных коллекций Дона и Кубани) // Культурная жизнь Юга России. - 2013. - № 3. - С. 55-57.
6. Второй альбом рукоделий. - СПб.: В. Баннер, 1886.
7. Будур Н.В. Вышивка по канве и бисером (конец XIX - начало XX в.). - М., 2001.
8. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына. - КМ 9728 /1.
9. Бобунова М.А., Хроленко А.Т. Конкорданс русской народной песни: Песни Архангельской губернии [Электронный ресурс]. - URL: www.ruthenia.ru/folklore/bobunovakhrolenko1.htm (дата обращения: 15.11.2014 г.).
10. Районный исторический музей станицы Кущевской. - КМ 2732.
11. Лубочные картинки на малорусские темы // Киевская старина. - 1890. - № 12 (Т. XXXI). - С. 503.
12. Старощербиновский историко-краеведческий музей им. М.М. Пастернак.
13. Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей. - КП 10012.
14. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. - Л., 1990. - С.64.
References and Sources
1. Stepanova S.S. Moskovskoe uchilishche zhivopisi i vayaniya. Gody stanovleniya. - SPb., 2005. - S. 113.
2. Gangur N.A. Ornament narodnoj vyshivki slavyanskogo naseleniya Kubani HIH - nachala HKH veka: ucheb. pos. - Krasnodar, 1999. - S. 37, 65-66.
3. Gangur N.A. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo vostochnoslavyanskogo naseleniya Kubani (na primere tekstilya): dis. ... kand. ist. nauk. - Krasnodar, 2002. - S. 128, 134, 146.
4. Brylova L.YU. Syuzhetnye rushniki Kubani i Dona konca HIH - nachala HKH veka: formal'no-soderzhatel'nyj analiz (na materiale muzejnyh kollekcij) // Kuban'-Ukraina: voprosy istoriko-kul'turnogo vzaimodejstviya. Vyp. 6: Materialy mezhdunar. konf. «Kuban'-Ukraina: voprosy istoriko-kul'turnogo vzaimodejstviya» (Krasnodar, 5-6 maya 2012 g.). - Krasnodar; Kiev, 2012. - S. 138146.
5. Brylova L.YU., Gangur N.A. Russkaya trojka i russkaya plyaska: syuzhetnye kompozicii v rushnikovoj vyshivke konca XIX -nachala XX veka (Na materiale muzejnyh kollekcij Dona i Kubani) // Kul'turnaya zhizn' YUga Rossii. - 2013. - № 3. - S. 55-57.
6. Vtoroj al'bomrukodelij. - SPb.: V. Banner, 1886.
7. Budur N. V. Vyshivka po kanve i biserom (konec XIX - nachalo XX v.). - M., 2001.
8. Krasnodarskij gosudarstvennyj istoriko-arheologicheskij muzej-zapovednik im. E.D. Felicyna. - KM 9728 /1.
9. Bobunova M.A., Hrolenko A.T. Konkordans russkoj narodnoj pesni: Pesni Arhangel'skoj gubernii [EHlektronnyj resurs]. - URL: www.ruthenia.ru/folklore/bobunovakhrolenko1.htm (data obrashcheniya: 15.11.2014 g.).
10. Rajonnyj istoricheskij muzej stanicy Kushchevskoj. - KM 2732.
11. Lubochnye kartinki na malorusskie temy // Kievskaya starina. - 1890. - № 12 (T. XXXI). - S. 503.
12. Staroshcherbinovskij istoriko-kraevedcheskij muzej im. M.M. Pasternak.
13. Taganrogskij gosudarstvennyj literaturnyj i istoriko-arhitekturnyj muzej. - KP 10012.
14. Punin A. L. Arhitektura Peterburga serediny XIX veka. - L., 1990. - S.64.
БРЫЛОВА ЛИЛИЯ ЮРЬЕВНА - педагог дополнительного образования муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Дом творчества станицы Кущевской.
BRYLOVA, LILIA Yu. - teacher of additional education of the municipal autonomous educational institution of additional education. House of creativity of the village of Kuschevskaya ([email protected]).