Гончарова Елена Александровна, Булейко Наталья Андриановна ИНТЕРВЬЮ НА ДАГЕСТАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Статья посвящена изучению жанра интервью на телевидении Республики Дагестан. Приводятся результаты систематических исследований телепроектов в жанре интервью на каналах РГВК "Дагестан" и ННТ. Авторы акцентируют внимание на том, что интервью представлено в двух форматах: интервью как самостоятельная передача ("На виду", "Подробности", "Аутодафе", "Кунацкая", "Онлайн студия", "Жизненные истории") и элемент сложных телеформ - новостных программ и тележурналов ("Время новостей", "Новый день"). Главная тенденция развития телеинтервью в Дагестане связана с симбиозом различных видов интервью - информационного, проблемного и портретного - в отдельно взятом телевизионном проекте. Диффузия моделей интервью в программах дагестанских интервьюеров может приводить как к положительным, так и отрицательным результатам.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2018/3-1/1 .html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 3(81). Ч. 1. C. 9-11. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/3-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 654.197
Статья посвящена изучению жанра интервью на телевидении Республики Дагестан. Приводятся результаты систематических исследований телепроектов в жанре интервью на каналах РГВК «Дагестан» и ННТ. Авторы акцентируют внимание на том, что интервью представлено в двух форматах: интервью как самостоятельная передача («На виду», «Подробности», «Аутодафе», «Кунацкая», «Онлайн студия», «Жизненные истории») и элемент сложных телеформ - новостных программ и тележурналов («Время новостей», «Новый день»). Главная тенденция развития телеинтервью в Дагестане связана с симбиозом различных видов интервью - информационного, проблемного и портретного - в отдельно взятом телевизионном проекте. Диффузия моделей интервью в программах дагестанских интервьюеров может приводить как к положительным, так и отрицательным результатам.
Ключевые слова и фразы: виды интервью; жанр интервью; телеканал; журналист; интервьюер; интервьюируемый.
Гончарова Елена Александровна Булейко Наталья Андриановна, к.и.н, доцент
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала elena.solnce2013@yandex.ru
ИНТЕРВЬЮ НА ДАГЕСТАНСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Свою историю дагестанское телевидение начало еще в далеком 1960 году. Пятьдесят семь лет эфирного вещания - это история Дагестана и дагестанцев в огромном количестве аналитических, культурно-просветительских, познавательных передач на актуальные политические, социальные, экономические, религиозные, экологические темы и, конечно же, в интервью-портретах героев-современников.
Интервью на республиканском ТВ, будь то диалог с интересным человеком или же с известной личностью, а иногда и с обществом (пресс-конференция), уделяется большое внимание. Интервью для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой, - публицистический жанр в форме беседы, в которой журналист на экране с помощью вопросов помогает интервьюируемому как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи [10, с. 14].
В вещательных сетках каналов РГВК «Дагестан» и ННТ (Наше национальное телевидение) интервью представлено в двух форматах: интервью как самостоятельная передача и интервью как элемент сложной телевизионной формы. Однако порой дагестанские журналисты забывают, что интервью - очень сложный жанр, который требует колоссальных творческих затрат от его создателей.
РГВК «Дагестан» и ННТ сделали ставку на производство телевизионных интервью в силу недостаточного регионального финансирования. Ежедневный эфир заполняется малоинтересными и плохо подготовленными интервью в рамках проектов «Подробности», «На виду», "Sport time", «Online студия».
Немногим дагестанским интервьюерам удалось создать уникальные программы, которые своей оригинальностью и внутренней динамикой привлекли внимание аудитории к достаточно статичному видеоряду: «Другое измерение», «Игра в классики», «Диалоги», «Аутодафе», «Подробности».
Как самостоятельная передача интервью представлено в авторском проекте Ханжана Курбанова «Кунацкая», который выходил на канале РГВК «Дагестан» с июня 2014 по декабрь 2016; ныне программа удачно вписалась в вещательную сетку канала ННТ.
Цель «Кунацкой» - создание галереи портретов ярких и творчески-мыслящих дагестанцев. Съемки проходили в Центре этнической культуры г. Махачкалы.
Автору удалось создать свой неповторимый образ, в котором всегда присутствуют элементы национального дагестанского орнамента. Вся атмосфера интервью пронизана этническими мотивами. Студия выдержана в теплом домашнем стиле с элементами, присущими только Дагестану: ковер на полу, подушки с национальным табасаранским узором, скатерть ручной работы и т.д. Телепортреты в «Кунацкой» многомерны. Собеседниками Х. Курбанова становятся политики, общественные деятели, журналисты, поэты, композиторы. Они размышляют не только о своем жизненном пути, успехах и неудачах, но и о судьбе Дагестана. Таким образом, «Кунацкая» трансформируется из портретного в информационно-проблемно-портретное интервью.
Несмотря на определенные технические погрешности и языковые трудности, «Кунацкая» выполняет благородную миссию живого общения и завоевала сердца дагестанцев [9].
Не менее интересен проект РГВК «Дагестан» «Аутодафе». Его автор и ведущий передачи - писатель, публицист, обозреватель еженедельника «Свободная Республика» Заур Газиев при помощи неожиданных вопросов,
10
ISSN 1997-2911. № 3 (81) 2018. Ч. 1
неординарных людей предлагает зрителям взглянуть на привычные вещи в ином ракурсе. Он создает особую атмосферу и эстетику передачи - отсыл к стихии огня, к некой журналистской провокации, без которой невозможно творческое прочтение обсуждаемых тем. Острый ум, умение нестандартно мыслить, слышать собеседника, импровизировать, искренность и легкость общения - качества, которые характеризуют З. Газиева-интервьюера. За кажущейся легкостью стоит тщательная подготовка, которая позволяет тележурналисту исследовать самые актуальные вопросы современности. Глобальная проблема - экстремизм и терроризм - обсуждалась с гостем «Аутодафе» деканом факультета психологии и философии Дагестанского государственного университета, профессором Мухтаром Яхъяевым.
Журналист не стремится поставить точку в исследовании проблемы. Интервьюер и интервьюируемый на равных размышляют об экстремизме как социально-историческом феномене, выдвигая свои аргументы и контраргументы, вовлекая телеаудиторию в активный мыслительный процесс. Каждый выпуск «Аутодафе» дает зрителям пищу для рассуждений, повод для споров и с журналистом, и с героем студии. «Аутодафе» является удачным примером соединения элементов портретного, информационного и проблемного интервью.
Большой интерес у аудитории вызывает и финал передачи: притча, которую рассказывает Заур Газиев. Философская «точка» оставляет некое «послевкусие» от программы «Аутодафе» [1].
В структуре РГВК «Дагестан» интервью используется как элемент информационной программы «Время новостей». Вел подобные интервью ныне министр печати и информации Республики Дагестан Рашид Акавов совместно с ведущей новостного выпуска, однако такая практика продлилась недолго.
Различные телепроекты в жанре интервью выходят в эфире канала ННТ: «Жизненные истории», «Новый день», «Онлайн студия», «Онлайн диалог», "Sport-time" и другие. В качестве интервьюеров выступают многие журналисты канала: Д. Гулиева, М. Абакаров, К. Рагимов, К. Девятов, Г. Гусейнов, Н. Бахадори. Тематика интервью разнообразна: религия, юриспруденция, психология, медицина, искусство.
Неоднозначную реакцию вызывало телеинтервью «Жизненные истории», которое вел студент отделения журналистики ДГУ Исрафил Исрафилов. Проект «Жизненные истории» выходил как информационное интервью, однако были и попытки соединения данной модели с портретным интервью. Начинающий интервьюер сталкивается с различными барьерами: «страх вопроса», «вялые уши». Журналисту пока сложно формулировать уточняющие вопросы, часто он придерживается запланированного сценарного плана. Но, как говорил Г. Кузнецов, «порой и незадачливому журналисту может повезти» [8]. Так произошло в портретных интервью с участием журналистов Гусейна Гусейнова (ННТ), Магидат Абакаровой (ГТРК «Дагестан»), Тимура Абдулаева (ГТРК «Дагестан»).
Телеинтервью должно «зацепить» аудиторию с первых секунд. Героя одного из выпусков Тимура Абдулаева называют «пожиратель саранчи». «Жизненные истории» начинаются с фрагмента из репортажа Т. Абдулаева: корреспондент в кадре поедает саранчу. Искренне звучит вопрос интервьюера: «Как это вам пришло в голову?». Оригинально прозвучал ответ Абдулаева: «Дурость!». Интервьюер сразу подхватил: «Насколько такая дурость нужна журналисту?». Далее собеседники говорят о духовных ценностях, нравственных принципах, творческих поисках. Интервьюер не обходит стороной биографические вопросы, но больше всего его интересуют критерии профессионализма Тимура Абдулаева, его работа на каналах «Россия» и «Звезда». В интервью подкупало всё: простота, мягкость, ирония, самоирония, искренность. Конечно, можно сказать, что И. Исрафилову повезло с собеседником. Но не будем умалять и заслуги интервьюера, который смог расположить к себе собеседника [6].
Интересно и использование журналистами ННТ интервью-анкеты в специализированной новостной программе «Дорожный ликбез». Серия стандартизированных интервью украшает выпуски передачи за счет актуальности темы и разных типов респондентов (подростки, молодые матери, дети) [5].
Информационное интервью используется в познавательно-развлекательной программе в форме утреннего обозрения «Новый день». При этом это могут быть интервью достаточно серьезной тематики и интервью чисто познавательно-развлекательного характера.
В качестве интервьюируемых выступают одни и те же собеседники. К Гусейну Гусейнову и Зауру Адильгерееву в программу «Новый день» на ННТ каждую неделю приходит спортивный врач Анвар Дакаев. Одно из интервью начинается весьма позитивно. Ведущие интересуются настроением гостя. Логически звучит вопрос Г. Гусейнова: «От настроения зависит здоровье?». Завязка выглядит многообещающей. Но после этого журналисты заявляют тему - «интервью посвящено проблемам спортсменов, их травмам». Тема для утреннего эфира достаточно специфическая, предназначена для узкого круга зрителей. Думается, что профессиональные спортсмены вряд ли заинтересуются данной информацией - в каждой детской, юношеской школе, не говоря уже о взрослом спорте, есть врачи. И спортсмены прекрасно знают, как надо растягиваться и питаться. Если бы журналистов на самом деле волновали заявленные вопросы, то и готовиться к интервью надо было серьезнее. О неподготовленности интервьюеров свидетельствовало неподдельное удивление Г. Гусейнова на замечание Анвара Дакаева о том, что спортсмены должны принимать пищу 6 раз в день. Вместе с тем журналисты задавали и вопросы, которые касались общих проблем, связанных с обычными, а не профессиональными тренировками. И сам интервьюируемый порой давал общие рекомендации. В целом интервью прошло в доброжелательной обстановке и шутливой манере. К сожалению, часть аудитории канал потерял при озвучивании темы разговора. Если бы интервью затронуло проблемы питания юных спортсменов и первой помощи при элементарных травмах, разговор бы заинтересовал родителей, в особенности мам, которые утром и смотрят эту передачу [12].
Один из наиболее распространенных и эффективных способов организации связей с общественностью и передачи ей необходимой информации через посредника - пресс-конференция. Роль посредника выполняет пресса и другие СМИ.
На ТВ пресс-конференция является разновидностью интервью. На дагестанском телевидении пресс-конференции представлены в двух вариантах: прямая трансляция и комментирование основных моментов пресс-конференции в новостных выпусках.
Политические пресс-конференции появились в арсенале дагестанских журналистов благодаря бывшему Главе республики Р. Г. Абдулатипову. Их ведущими чаще всего становятся руководитель Пресс-службы Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан Азнаур Аджиев и журналист Магидат Абакарова. Шли пресс-конференции в прямом эфире канала РГВК «Дагестан», а на канале ГТРК «Дагестан» - в записи. В подготовке и проведении пресс-конференции принимали участие оба канала. Если в первых пресс-конференциях существовала прямая телефонная связь со зрителями, которые могли лично задавать вопросы, то в последующих это делалось уже через интернет-связь. Последняя из конференций проходила в Дербентской крепости. В отличие от пресс-конференций В. В. Путина, на которых Президент страны сам отвечает на все вопросы, Р. Г. Абдулатипов приводил с собой представителей различных министерств, которым он и переадресовывал некоторые вопросы. Создавалось впечатление, что Глава республики не в курсе многих проблем. Но надо отдать должное Р. Г. Абдулатипову, который первым из руководителей пошел на подобное общение с дагестанцами [13].
Вместе с тем пресс-конференции могут быть посвящены не только политической или социальной тематике, но и спортивной. Канал ННТ стал организатором пресс-конференции, посвященной инциденту на Чемпионате России по вольной борьбе. Тогда в Якутии произошла массовая драка дагестанских болельщиков, которые были недовольны судейством поединка Мусакаева и Лебедева. В пресс-конференции участвовали министр по физической культуре и спорту РД Магомед Магомедов, главный тренер по вольной борьбе сборной Дагестана Гайдар Гайдаров и тренер Убайдула Османов.
В роли модератора выступил журналист ННТ Рамазан Омаров. Пресс-конференция имела традиционную форму: вступительная, официальная часть, последующие вопросы от представителей СМИ и самого ведущего конференции. Всех интересовало поведение судей, тренеров, борцов и болельщиков. Несмотря на актуальность темы, все действие на экране выглядело затянутым, слишком спокойным, без необходимой для пресс-конференции динамики и эмоциональной приподнятости, как со стороны выступающих, так и журналистов.
Ежедневно в эфире дагестанского ТВ выходят различные интервью. Тенденции развития жанра связаны с симбиозом нескольких моделей интервью в отдельно взятом выпуске. Стратегия соединения элементов информационного, проблемного и портретного интервью сказывается на качестве медиапродукта. Порой интервьюерам не удается передать заинтересованность в теме и собеседнике, скрыть свою неосведомленность и неподготовленность к эфиру. Дагестанским журналистам необходимо оттачивать мастерство и развивать профессиональные навыки. Ведь как никогда интервью востребовано в дагестанском обществе для прямого общения с властью, политическими и общественными организациями, деятелями культуры и искусства.
Список источников
1. Аутодафе [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eeQn08rqlto (дата обращения: 13.11.2017).
2. Белановский С. А. Индивидуальное глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001. 320 с.
3. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью: учебно-методическое пособие. М.: Наука, 1993. 352 с.
4. Гвоздев Л. З. Техника интервью: учебное пособие. М., 1999. 9 с.
5. Дорожный ликбез [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLczpuIkX4F4ZLZDzN_3m8uex Eos0zI9UK (дата обращения: 18.11.2017).
6. Жизненные истории [Электронный ресурс]. URL: http://newsvideo.su/video/4625547 (дата обращения: 13.11.2017).
7. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 320 с.
8. Кузнецов Г. В. ТВ-журналист. М.: Изд-во МГУ, 1980. 81 с.
9. Кунацкая [Электронный ресурс]. URL: http://rgvktv.ru/obshchestvenno-politicheskie/kunatskaya/42232 (дата обращения: 29.10.2017).
10. Лукина М. М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2008. 190 с.
11. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2007. 202 с.
12. Новый день [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLczpuIkX4F4YobFyAPOI8XKYaBgQQl5_H (дата обращения: 18.11.2017).
13. Пресс-конференция Р. Г. Абдулатипова [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8pNaEUVWoZw (дата обращения: 22.11.2017).
INTERVIEW ON DAGESTAN TELEVISION
Goncharova Elena Aleksandrovna Buleiko Natal'ya Andrianovna, Ph. D. in History, Associate Professor Dagestan State University, Makhachkala elena. solnce2013@yandex. ru
The article is devoted to studying the genre of interview on the television of the Republic of Dagestan. The results of systematic studies of TV projects in the genre of interview on the channels of the Republican Public Broadcasting Company "Dagestan" and NNT are given. The authors focus on the fact that the interview is presented in two formats: an interview as an independent program ("Na vidu", "Podrobnosti", "Autodafe", "Kunatskaya", "Online studiya", "Zhiznennye istorii") and an element of complex teleforms - news programs and TV magazines ("Vremya novostei", "Novyi den'"). The main tendency of the development of a television interview in Dagestan is connected with the symbiosis of various types of interviews - information, problem and portrait - in a single television project. Diffusion of interview models in the programs of Dagestani interviewers can lead to both positive and negative results.
Key words and phrases: types of interviews; genre of interview; TV channel; journalist; interviewer; interviewee.