Научная статья на тему 'Жанр исторической трагедии в драматургии Поволжья'

Жанр исторической трагедии в драматургии Поволжья Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДРАМАТУРГИЯ ПОВОЛЖЬЯ / ЧУВАШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ / ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ / COMPARATIVE-CONTRASTIVE LITERARY CRITICISM / NATIONAL LITERATURE / THE VOLGA REGION DRAMATURGY / CHUVASH DRAMATURGY / HISTORICAL TRAGEDY / VOLGA BULGARIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якимова (афанасьева) Екатерина Романовна

В данной статье рассматриваются драматические произведения национальных литератур Поволжского региона, художественно осмысливающих эпоху распада Волжской Булгарии в результате нашествия татаро-монгольских войск в первой половине ХIII века. В ходе анализа мы пришли к выводу, что эти события оказались одинаково переломными для всех народов, населявших Поволжье, так как сыграли значительную роль в становлении нации и не раз становились и, возможно, будут становиться главной темой, выявляя схожие мотивы, сюжетные линии, похожих народных героев и антигероев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENRE OF HISTORICAL TRAGEDY IN THE VOLGA REGION DRAMATURGY

The article examines dramatic pieces of the Volga Region national literatures, artistically comprehending the decay epoch of Volga Bulgaria as a result of the invasion of the Tatar-Mongol forces in the first half of the XIII century. In the course of the analysis the authors draw a conclusion that these events turned out to be equally crucial for all people, having inhabited the Volga Region, as they played a significant role in the nation formation and became not once and, probably, will become the main topic, revealing similar motives, plotlines, alike national heroes and antiheroes.

Текст научной работы на тему «Жанр исторической трагедии в драматургии Поволжья»

Якимова (Афанасьева) Екатерина Романовна

ЖАНР ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ В ДРАМАТУРГИИ ПОВОЛЖЬЯ

В данной статье рассматриваются драматические произведения национальных литератур Поволжского региона, художественно осмысливающих эпоху распада Волжской Булгарии в результате нашествия татаро-монгольских войск в первой половине ХШ века. В ходе анализа мы пришли к выводу, что эти события оказались одинаково переломными для всех народов, населявших Поволжье, так как сыграли значительную роль в становлении нации и не раз становились и, возможно, будут становиться главной темой, выявляя схожие мотивы, сюжетные линии, похожих народных героев и антигероев. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/6-1/17.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 1. C. 62-64. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список литературы

1. Болкунов А. Н. Художественная литература в периодических изданиях: опыт систематизации // Известия Саратовского университета. Серия: Филология. Журналистика. 2011. Т. 11. № 2. С. 82-88.

2. Горький М. Беглые заметки // Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Худож. лит., 1953. Т. 23. Статьи: 1895-1906. С. 141-187.

3. Горький М. О том, как я учился писать // Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Худож. лит., 1953. Т. 24. Статьи, речи, приветствия, 1907-1928. С. 466-499.

4. Горький М. Собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Худож. лит., 1952. Т. 19. Жизнь Клима Самгина, 1925-1936. Ч. 1. 537 с.

5. Кожинов В. В. Вымысел художественный // Краткая литературная энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. Энцикл., 1962. Т. 1. Стб. 1069-1070. URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-a691.htm (дата обращения: 18.03.2016).

6. Менделеев Д. И. Впечатление о Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде // Менделеев Д. И. Собрание сочинений: в 25-ти т. Л.: Изд-во акад. наук СССР, 1952. Т. 21. Экономические работы. IV. С. 143-150.

A JOURNALISTIC FACT IN THE LITERARY TEXT: MEANS OF EXPRESSION OF THE AUTHOR'S EVALUATION

Shum Ol'ga Yur'evna, Ph. D. in Philology, Associate Professor V. I. Vernadsky Crimean Federal University shum_olga@inbox. ru

The specificity of expression of a subjective author's evaluation in the episodes of the novel by M. Gorky "Life of Klim Samgin" (1927-1936) is considered. It is found out that in the literary narration in contrast to the journalistic essays and sketches devoted to the All-Russian industrial exhibition of 1896 the writer goes away from simplicity in the evaluation of the depicted, using a number of specific techniques, that increase the degree of literary novel text.

Key words and phrases: fact; fiction; illustrative, factographic, literary image; author's subjectivity; literary technique; the subject of narration; the characters-antagonists; montage.

УДК 82.091

В данной статье рассматриваются драматические произведения национальных литератур Поволжского региона, художественно осмысливающих эпоху распада Волжской Булгарии в результате нашествия татаро-монгольских войск в первой половине ХШ века. В ходе анализа мы пришли к выводу, что эти события оказались одинаково переломными для всех народов, населявших Поволжье, так как сыграли значительную роль в становлении нации и не раз становились и, возможно, будут становиться главной темой, выявляя схожие мотивы, сюжетные линии, похожих народных героев и антигероев.

Ключевые слова и фразы: сравнительно-сопоставительное литературоведение; национальная литература; драматургия Поволжья; чувашская драматургия; историческая трагедия; Волжская Булгария.

Якимова (Афанасьева) Екатерина Романовна, к. филол. н.

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова katya-af@yandex. т

ЖАНР ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ В ДРАМАТУРГИИ ПОВОЛЖЬЯ

На сегодняшний день учеными-филологами Поволжья активно разрабатывается проблема сравнительно-сопоставительного анализа литературных произведений писателей данного региона [1; 7; 9]. Целью нашей работы является сопоставительный анализ пьес чувашских, татарских, удмуртских, марийских и мордовских авторов, художественно осмысливающих эпоху распада Волжской Булгарии в результате нашествия татаро-монгольских войск в первой половине XIII века. Данная статья является продолжением серии работ, посвященных изучению жанра исторической трагедии в драматургии Поволжья [13; 14]. Ее новизной является то, что впервые комплексно на основе сравнительно-сопоставительного метода анализируются драматические произведения разных национальных литератур и выявляются схожие мотивы и сюжетные линии.

Жанр трагедии отличается особым характером конфликта. Характерным признаком исторической трагедии является то, что сюжетную основу произведения составляют переломные события в истории народа, нации. Таковыми в истории чувашского и других народов Поволжья явились исторические события времен Волжской Булгарии, ее распад в XIII веке, поэтому значительная часть исторических трагедий народов данного региона посвящена именно этим событиям [Там же].

В пролог трагедии Т. Педеркки «Юнла кунсем» («Кровавые дни», 1971) вынесена идея «Кто мы - чуваши?». В прологе пьесы старик-чуваш говорит своему внуку, что раньше чуваши назывались по-другому. Автор уводит читателя в исторические времена народа булгар. События происходят в XIII в. По сюжету жители одного города героически сражаются с войсками Куюкхана, разорившими Волжскую Булгарию. Но сюжет и образы героев оказались схематичными. Автор уделяет большое внимание и внутренним распрям, которые впоследствии привели к распаду феодального государства [6].

10.01.00 Литературоведение

63

Как мы уже говорили, в трагедиях изображается какое-либо историческое событие, и обычно авторы обозначают хронотоп. Б. Чиндыков же в своей трагедии «Урасмет» (1993) не указывает место и время действия. Более того, автор в начале пьесы пишет: «Действия трагедии могли произойти, происходят или могут произойти в глубокой древности или в будущем, или сегодня в Чувашии или где-нибудь в другом месте, в любом уголке земли» [10, с. 106]. По событиям, развертывающимся в произведении, зритель понимает, что время, изображенное в трагедии, предшествует вхождению волжских булгар в состав Российского государства. Образ главного действующего лица трагедии Урасмета автор взял из народных преданий времен татаро-монгольского ига. «Взятый в ханское войско, Урасмет участвовал во многих грабительских походах. Хан заметил храброго воина и повысил его в чине. Со временем Урасмет забыл обычаи своего народа, принял ислам и стал ревностным приверженцем ханских порядков. За верную службу хану он был назначен старшим сборщиком ясака со своих сородичей-чувашей. Много зла и горя принес им Урасмет. Он грабил их до нитки. Во всем старался выполнить волю завоевателей, а по жестокости даже превзошел их. Парней насильно сдавал в ханское войско, а красивых девушек отвозил в ханский гарем. Многих чувашей он принудил принять магометанскую веру» [4, с. 229]. В народных сказаниях Урасмет предстает как предатель народа. А для автора он - еще и предатель традиций, обычаев, культуры и языка народа. Символично, что Урасмет Б. Чиндыкова своими руками убивает родную мать, пытавшуюся его образумить. В историческом прошлом автор пытается отыскать ответ на непростые вопросы сегодняшнего дня, рисует облик вождей народа. В результате перед зрителем открывается страшная картина-действительность - результат многовековой жизни в иллюзиях. Зритель сам понимает, почему его народ и язык оказались на грани исчезновения.

Соблюдая каноны жанра классической трагедии, Б. Чиндыков на первый план выводит тему подчинения интересов личности гражданскому долгу. Трагедия воспроизводит то время, когда племена предков чувашей -древних булгар - с целью отражения натиска со стороны соседнего каганата объединялись в более крупные племена. С целью сближения с соседним племенем родоначальник одного племени Иртис насильно выдает свою сестру - Пиневер - замуж за родоначальника другого племени - Урасмета. Вследствие подчинения гражданскому долгу трагически оборачиваются судьбы Иртиса, его сестры, Урасмета. В Иртисе все время борются две силы, с преобладанием то одной, то другой стороны: жалость к сестре, с одной стороны, и долг перед своим народом - с другой. Проблема самоотверженного героя в пьесе воплощена в теме личности и гражданского долга. Герой терзается между двумя чувствами. Это отчасти обусловлено требованием жанра. Время интеграции подошло, и Иртис приходит к выводу, что в одиночку им не выжить, что будущее - только в единении племен. Но в то же время он понимает, что разрушает счастье Пиневера и ее жениха - Саная. Ради единения племен Урасмету также пришлось отказаться от любимой девушки Алти. И Урасмет, и Иртис все это хорошо понимают, но долг перед своим народом заставляет их поступиться личными интересами. Но долг этот оказался не тем, который требовался их племенам. Трагедия Иртиса заключается в том, что он, желая помочь своим сородичам, напротив, приносит им вред. Его народу не нужно было единение, не нужна была чужая вера. Это Иртис смог понять слишком поздно - лишь после смерти близких людей. В трагедии личные судьбы героев переплетаются с судьбой народа. Трагически обернулись судьбы не только Пиневера, Саная, Алти и других героев, но и судьба целого рода.

Философия трагедии выводит на первый план трагическое не как составляющее концепции жанра трагедии, а как основу мироощущения, идущую от трагизма человеческого существования, его экзистенциального бытия. Эта концепция складывается в трагедии Б. Чиндыкова «Урасмет» - в лице Иртиса автор изображает трагедию отдельной личности в истории. Происходит раскол между личной судьбой и судьбой народа. Герой трагедии подчиняется своему гражданскому долгу и невольно причиняет вред другим. В итоге он остается наедине с самим собой. «В лице Урасмета Б. Чиндыков показал могущественного властелина, который ради достижения своих целей идет на обман, хитрость, принуждение и убийство. Корысть побеждает в нем человеческие чувства: из-за неразделенной любви он держит жену в заточении. Урасмет привык, чтобы его воля выполнялась, в противном случае он применяет силу. Когда Иртис разрывает с ним отношения, он велит Уляку, своему прислужнику, тайно подстрелить его в лесу. Но стрела, направленная в Иртиса, убивает жену Урасмета» [3, с. 108]. Так распорядилась судьба с героем, который пошел против своего народа.

Действия трагедии «Эбга» (1993) удмуртского драматурга П. Захарова происходят в Х-ХШ вв. в древнем городище Иднакар на севере Удмуртии. События основаны на эпических сказаниях о богатыре Донды. В центре повествования судьба красавицы Эбги из рода Калмез, выданной за сына вождя рода Ватка Зуя с целью объединения племен. Зуй понимает, что они с Эбгой стали орудиями власти и насилия в чужих руках, потому он не может быть на стороне отца. Но примкнуть к его противникам он тоже не может [12, с. 157]. Так трагически обрывается его жизнь. Другой центральной трагической фигурой является Эбга. Исследователь творчества П. Захарова Л. Федорова пишет: «В образе Эбги трагическим образом сходятся традиции рода Ватка и Калмез, два верования, поклонение Мустору и Кылдысину, любовь и долг перед народом <...> Именно расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически создавались, но стали тесными и узкими для наиболее смелых и активных, является одной из центральных идей трагедии» [8, с. 87].

О завоевании и крушении Булгарского государства ханом Бату, правителем Золотой Орды, рассказывается и в трагедии татарского драматурга А. Баяна «Золотой кашбау» (1986). Как и в рассмотренных выше чувашских трагедиях, здесь речь идет о внутреннем конфликте государства: между теми, кто хочет сохранить родную землю (Джику, Баян), и предателями (Балтамар, Изух) [11]. Вывод автора однозначен: к распаду великого Булгарского государства привело отсутствие единства среди булгар.

В одном ряду с историческими трагедиями нам бы хотелось рассмотреть и две исторические драмы, в основе которых также лежит неразрешимый трагический конфликт. Борьба за высшую власть внутри

Марийского государства на фоне кровопролитных войн с войсками Бату-хана показана в марийской исторической драме Л. Яндака «Ший калык» («Серебряный народ», 2010) на примере двух противоборствующих сил - отважных сынов марийского народа Вашпатыра, Яшпатыра и Тулпатыра с одной стороны, и предателя Маршана, его сына Олыкпая и Езукая - с другой. Финал произведения автор оставил открытым. В отличие от чувашской драматургии, пьеса Л. Яндака «Серебряный народ» - это единственное на сегодняшний день в марийской драматургии произведение, охватывающее данный пласт в истории народа [5, с. 191].

Борьба за подчинение и объединение мордовских племен на фоне нашествия татаро-монгольского ига во второй половине ХШ века раскрыта А. Пудиным в исторической драме «Каназор» (1991) на примере конфликта двух князей - Пуреша и Пургаса. «В своем произведении, посвященном трагическим страницам в истории мордвы, - пишет Ю. Антонов, - драматург размышляет о проблемах, и сегодня волнующих наших современников. <...> Судьбы драматических героев <...> воплощают писательскую мысль об ответственной миссии человека и его долге перед эпохой» [2, с. 234-235].

Во всех рассмотренных произведениях можно увидеть схожие мотивы:

1) распад феодального государства в результате нашествия татаро-монгольских войск;

2) наличие внутри государства предателя, внутренние распри;

3) принесение себя в жертву, добровольная смерть дочери правителя, насильно выданной за «чужого»;

4) наличие элементов обрядовых традиций, раскрывающих национальную самобытность народов;

5) наличие образа матери, старшей представительницы рода, являющейся хранителем обычаев и традиций народа.

Сказанное выше позволяет говорить о том, что время крушения Булгарского государства волновало и волнует многих писателей. При этом в изображении исторических событий внимание авторов концентрируется на вопросах самоопределения, независимости и будущего нации.

Список литературы

1. Актуальные проблемы изучения национальных культур, языков и литератур народов Урало-Поволжья:

сб. ст.: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / сост. В. Г. Родионов, Г. А. Ермакова, О. И. Печников. Чебоксары: Новое время, 2012. 228 с.

2. Антонов Ю. Г. Зарождение и пути развития мордовской драматургии: монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 260 с.

3. Афанасьева Е. Р. Типология жанров чувашской драматургии 1970-1990-х годов: дисс. ... к. филол. н. Чебоксары, 2000. 145 с.

4. Ахтямова Г. Э. Проблема идеала совершенного человека в социокультурных системах татар и чувашей: дисс. ... д. филос. н. Чебоксары, 2005. 279 с.

5. Бояринова Г. Н. Поэтика драмы Л. Яндака «Ший калык» («Серебряный народ») // Марийская драматургия второй половины ХХ - начала ХХ1 века: сб. ст. / Мар. гос. ун-т; сост. Т. Н. Беляева; науч. ред. Р. А. Кудрявцева. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. гос. ун-та, 2012. С. 186-191.

6. Петёркки Тихан. Юнла кунсем. Шупашкар: Чав. АССР кен. изд-ви, 1971. 48 с. (Педеркки Тихон. Кровавые дни. Чебоксары: Кн. изд-во Чув. АССР, 1971. 48 с.)

7. Софронова И. В. Отображение образа Волжской Булгарии в чувашском и татарском фольклорах // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2012. № 1-2. С. 174-179.

8. Федорова Л. П. Жанровое своеобразие трагедии П. Захарова «Эбга» // Вестник Удмуртского университета. 2002. № 7.С. 87-91.

9. Чекушкина Е. П. Общетюркские художественные традиции в чувашской словесности: дисс. ... к. филол. н. Чебоксары, 2004. 185 с.

10. Чиндыков Б. Б. £атан карта ^инчи хура хамла ^ырли: Пьесасем. Шупашкар: Чав. кен. изд-ви, 1995. 200 с. (Чиндыков Б. Б. Ежевика вдоль плетня: пьесы. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995. 200 с.)

11. Шаехов Л. М. Трагедия в стихах в татарской драматургии: дисс. ... к. филол. н. Казань, 2012. 191 с.

12. Шибанов В. Л. Диалог культур в современной удмуртской драматургии // Национальные литературы республик Поволжья (1980-2010 гг.): коллективная монография / науч. ред. В. Р. Аминева. Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2012. С. 153-160.

13. Якимова (Афанасьева) Е. Р. Зарождение жанра исторической трагедии в чувашской драматургии // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2014. № 1 (81). С. 85-88.

14. Якимова Е. Р. Образ булгарской красавицы в жанре чувашской исторической трагедии // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 179-180.

THE GENRE OF HISTORICAL TRAGEDY IN THE VOLGA REGION DRAMATURGY

Yakimova (Afanas'eva) Ekaterina Romanovna, Ph. D. in Philology Chuvash State University named after I. N. Ulyanov katya-af@yandex. ru

The article examines dramatic pieces of the Volga Region national literatures, artistically comprehending the decay epoch of Volga Bulgaria as a result of the invasion of the Tatar-Mongol forces in the first half of the XIII century. In the course of the analysis the authors draw a conclusion that these events turned out to be equally crucial for all people, having inhabited the Volga Region, as they played a significant role in the nation formation and became not once and, probably, will become the main topic, revealing similar motives, plotlines, alike national heroes and antiheroes.

Key words and phrases: comparative-contrastive literary criticism; national literature; the Volga Region dramaturgy; the Chuvash dramaturgy; historical tragedy; Volga Bulgaria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.