С. Т. Махлина
Зеркало в истории культуры и интерьера: фантазии и реальность
Зеркало (церк. зерцало) - всякая полированная поверхность, плоская или кривая, способная отражать свет по определенным направлениям относительно падающего света. Зеркала бывают металлические и стеклянные (вошли в широкое употребление в эпоху Возрождения). Стекло для зеркала покрывается с задней стороны амальгамой, состоящей из олова и ртути, или тонким слоем серебра.
Ж. Лакан выделял три этапа освоения зеркала: 1) восприятие отражения как реальности; 2) осмысление этого отражения как условного образа и 3) осмысление связи и отождествление этого отражения с предметами и явлениями, которые зеркало отражает. Зеркало выполняет множество функциональных и семантических ролей в культуре, соединяя утилитарно-прагматическое и сакрально-семантическое единство, эстетическую и аксиологическую функции. Гносеологическая функция зеркала связана с тем, что оно выступало и выступает средством познания и самопознания. Сакрально-символическое значение зеркала связано с мифологическими представлениями о магии отражения. Это подтверждается тем, что зеркала часто находят в захоронениях вместе с предметами культа. Кроме того, зеркала часто используются в ритуалах народов традиционного типа.
Зеркало связано с мифологемами Зазеркалья, с солярной символикой (Зеркало-Солнце). Как правило, зеркало - атрибут женского божества -Исиды и Хатор в древнем Египте, Афродиты в Греции, Венеры в Риме, Табити и Кибелы в Скифии, Богини Матери у ираноязычных народов Средней Азии, Аматерасу в Японии, Дянь-му и Нюйвы в Китае, и связаны с культом солнца и плодородия.
Аксиологическая функция зеркала проявляется в его ценностном значении для тех, кто его воспринимает.
Но для темы интерьера значение зеркала определяется его декоративными качествами. Считается, что зеркала появились после того, как человек увидел себя в глади воды. Наиболее ярко такое представление отразилось в мифе о Нарциссе. На самом деле современные ученые считают, что человек увидел свое отражение в воде лишь после того, как заметил, увидел его в зеркале. Считается, что первыми очагами производства зеркал были египетский, индо-иранский, сибирско-китайский ареалы. В Древнем Египте оно появилось в усложненном культурой обществе 3000 лет тому назад в эпоху второй династии Древнего царства. Во втором тысячелетии до н. э. с территории Древнего Египта, Древнего Ирана, долины Инда и Сибири зеркала стали импортироваться в государ-
76 © Махлина С. Т.. 2007
ства Средиземноморья, Средней Азии и Дальнего Востока. Широко были распространены зеркала и на территории Евразии и Африки, что свидетельствует об их универсальности в культуре. Именно во II тысячелетии до н.э. вырабатываются отличительные черты национальных традиций в формах зеркал, которые условно можно подразделить на 6 типов: с ручками, на подставках, с бронзовым ушком или петелькой, с шишечкой-держателем на оборотной стороне и в виде диска. Столь же многообразны материалы, из которых они делались. Первоначально они изготавливались из черного мрамора и обсидиана. Позднее для них стали использовать бронзу, иногда позолоченную или посеребренную. Такие зеркала были слегка выпуклыми, так что с близкого расстояния в них смотреться было нельзя. Форма их чаще всего была круглой, реже овальной, ибо они отождествлялись с солнцем или луной. Такие зеркала имели ручку в форме папирусовидной колонны и завершались капителью в виде головы преимущественно женского божества. В Китае в IV в. до н.э. появились небольшие круглые бронзовые зеркала диаметром около 15 см. В Древней Греции зеркала появились в V в. до н.э. Греческие зеркала диаметром не более 20 см по виду похожи на современные туалетные зеркальца с ручкой в виде колонны, завершавшейся капителью в виде сфинкса. В этой ручке делали отверстие, чтобы зеркало можно было не только держать, но и повесить на стену. На обратной стороне помещалась гравировка, изображавшая дионисийские или эротические сцены, так как оно являлось атрибутом Диониса и Афродиты и входило как магический объект в эзотерические культы. Лучшими считались те, на обратной стороне которых были пластические рельефы. Часто рисунки для них делали знаменитые скульпторы. В Риме появились портативные, «карманные» зеркала. Они использовались как амулеты. Позднее распространились зеркала на подставках. Так в Риме появился тот тип зеркал, который потом распространился в Европе спустя более чем через тысячу лет.
Первые зеркала на европейской части нашей страны были греческого и восточного происхождения. Это было в VI в. до н. э, когда начались интенсивные связи Скифии и Греции. Скифы покупали их в Ольвии. «Эрмитажная коллекция ольвийских зеркал дает представление о характере и эволюции культурных контактов и художественных вкусов Северного Причерноморья»1. Восточные же зеркала представляли собой бронзовый диск, отполированный с одной стороны. На другой был небольшой столбик или петелька, за которые можно было держать или подвешивать зеркало. Бронза - чрезвычайно удобный материал для производства зеркал в древности. Но полированная часть легко могла прийти в негодность. Поэтому их держали в футлярах из кожи или соломки или в матерчатых мешочках. Правда, в истории интерьера все же зеркало отражает и его функции. Так, мифологической функции сакральной семантики
зеркала способствовала вера в его пророческие силы. Поэтому оно часто выступало в гаданиях как главный атрибут у древних иранцев, этрусков, греков, римлян, славян и народов Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока.
В Средние века с зазеркальем связывалось чернокнижие и магия. В эпоху Средневековья в христианстве оно стало переосмысляться как проявление ложного, дьявольского начала. Как предмет туалета оно начинает восприниматься в качестве символа самолюбования, гордыни и любострастия, подвергается резкой критике и табуируется в бытовом пространстве. Но в то же время зеркало символизирует чистоту, правдивость, совершенство. И зеркало-вещь в пространстве повседневности резко отлично от «Божественного Зерцала» в теологии. С падением Рима прервалось изготовление зеркал. С эпохи крестовых походов начинается новое увлечение зеркалами. В эпоху же Возрождения зеркало воспринимается как предмет, отражающий красоту мира. Но начинается процесс десакрализации зеркала.
Тогда были зеркала настольные, ручные и настенные. Делались они из металла. Потом стали применять стекло в Нидерландах, затем в Нюрнберге. Так как зеркала были дорогими и хрупкими, их хранили в футлярах из слоновой кости, футлярах с лиможскими эмалями. Они получили распространение в Европе в XIII в., став символом «ванитас» (тщета), смерти - быстротечности жизни, с одной стороны, и любви - с другой. В интерьерах появляются выпуклые зеркала, призванные скорее служить отражателями света, чем непосредственно воспроизводить окружающее, которое они искажали. В эпоху Возрождения зеркало еще не имеет столь существенного значения в интерьере. Начиная с XVI в. зеркала становятся не только круглыми, но и квадратными, которые стали вставлять в раму. Зеркала начинают активно использовать в интерьерах. В Венеции с 1500 г. раскрыли секрет серебрения стекла. Получавшиеся зеркала были намного лучше прежних. Красоту им придавали стеклянные рамы, в которых нередко цветной рисунок наносился под стекло. Так распространилась в Европе мода на венецианские зеркала, продержавшаяся вплоть до XVIII в. В 1507 г. в Мурано стали использовать дутое стекло для зеркал, на которое накладывалась амальгама. В XVII в. начинается бум в использовании зеркал в интерьерах. Появляются зеркальные кабинеты, зеркальные салоны. При этом символика зеркала сливается с солярной символикой, почему при короле-солнце - Людовике XIV и была создана Галерея зеркал длиной в 63 м и содержавшая 17 огромных зеркальных дверей во дворце Версале - творение Ж. Ардуэна-Мансара.
В XVII в. в Россию с Запада ввозилось много зеркальных стекол. Несмотря на дороговизну, они пользовались спросом, особенно маленькие, так как каждый жених, даже с небольшим достатком, мог подарить не-
весте такое зеркальце. Для сохранения таких зеркал русские мастера изготавливали узорчатые оловянные оправы. Они делались в виде двухстворчатых киотов. Все поле, окружавшее зеркало, покрывалось слюдой, расписанной с обратной стороны на просвет растительным орнаментом. Поверх слюды крепились ажурные оловянные пластины. Поверхность металлических накладок покрывали слоем золотистого лака, что создавало впечатление пышности и богатства. Невидимая часть оклада выглядела скромно - ее покрывали жестяными лужеными пластинами. Делали их в Москве и Ярославле. Они использовались в быту разных слоев. Чем дороже было убранство, тем знатнее был потребитель. Известно, например, о зеркале царевны Софьи, подарившей его своему фавориту Голицыну. Когда он попал в опалу, увез это зеркало с собой в Архангельск. С наступлением эпохи Петра ажурное олово было вытеснено из русского интерьера.
К XVIII в. зеркала стали больших размеров. Этому способствовала техника, позволившая отливку большого массива стекла из расплавленной массы. Такие зеркала стали делать во Франции, Англии, Германии, где их называли Копф-бис-Фус-Шпигель (с ног до головы). Зеркала стали комбинировать с мебелью. Получили распространение зеркала на консолях, на туалетных столиках. Зеркала активно вторгаются в быт. «Зеркало стало распространенным элементом убранства и украшения интерьеров, будь то каминные (что и называлось «трюмо») или простенные зеркала»2. В эпоху рококо зеркала создавали в интерьерах иллюзию пространства. Отражая золоченые узоры и переливы шелка на стенах, они превращали комнаты в красочные бонборьерки. В эпоху рококо зеркала обрамлялись часто в золоченые рамы с полочками для фарфоровых вазочек или просто в фарфоровых рамах. Особенно часто такие зеркала украшали будуары. Таково, например, зеркало, рама которого исполнена в середине XIX в. на Императорском фарфоровом заводе мастером П. У. Ивановым.
В эпоху классицизма получили распространение зеркала на двух стойках, ставящихся на пол - псише.
В эпоху романтизма зеркало осознается как чисто физический инструмент, отнюдь не выявляющий сущность человека, как это считалось ранее. «До XIX века оно - символ, отсылающий к иной реальности, иным смыслам; в XIX в. символическое уступает физическому, чистому, к «дурному» удвоению видимой реальности (выражением этой знаковой мутации становится резкое усиление темы двойничества)».3 Все же зеркала оставались долгое время привилегией богатых. XIX в. сделал производство зеркал массовым и они стали сравнительно дешевыми.
В наше время зеркала распространены повсеместно. Но тонкий культуролог М. Ямпольский замечает: «Современный человек не очень склонен к рефлексии на эти тревожащие темы. Так исчезают зеркало и часы.
Из жилища исчезают символическая симметрия и солярная символика. Одновременно идет процесс демократизации и обезличивания жилищ. Любопытно, что из мещанского интерьера, пародийно копирующего аристократический, зеркало исчезает вместе с традиционным «иконостасом» фотографий родственников (сниженным аналогом генеалогической портретной экспозиции)»4.
Суммируя, можно сделать следующий вывод: барокко использует зеркало как выразительное средство для создания иллюзии расширения пространства и интенсификации освещения, для усиления чувства парадности, величия и динамики форм. Рококо с помощью зеркала воплощает идею воздушности и нематериальности. Классицизм с помощью зеркала выявляет симметрию, лаконичность, торжественность интерьеров. В XIX в. зеркало - инструмент физиогномического тренинга, в романтизме - оно символ гармоничного взаимосоотнесения мира и человека, «индикатор» духовного мира человека. В символизме появляется тема двойничества, грозящая кризисом человеческой личности. Образ Зазеркалья открывает в зеркале фантастический, дьявольский мир. С этим соседствует понимание зеркала как реального отражения мира. В XX в. массовое производство зеркал позволило украшать ими не только богатые дома, но и жилища людей простых и бедных. Однако в начале XX в. зеркало все еще служит знаком привилегированности социального статуса владельца. В эпоху историзма (эклектики) и модерна зеркало активно используется в интерьере. Конструктивизм и функционализм в середине XX в. изгоняют его из гостиных, жилых комнат в коридор и ванную, утрируя лишь его утилитарную функцию. Это, в первую очередь, связано с тем, что была утрачена его былая семантическая нагруженность и осталась лишь узко практическая - свойство отражения внешности. В конце XX в. зеркала снова активно используются в интерьере в виде зеркальных шкафов-купе и т. п., отражая диалогическую константу культуры постмодернизма.
1 СкржинскаяМ. «Свет мой зеркальце, скажи...» // ДИ СССР. - 1982. -№ 3. - С. 48.
2 Турчин В. Зеркало: пунктир истории // ДИ СССР. - 1987. - № 6. - С. 36.
3 Ямпольский М. Что отражает зеркало // ДИ СССР. - 1987. - № 5. - С. 36.
4 Там же. - С. 36.