М.Г. Зуева, В.Л. Жукова
«Зеркальные судьбы»: зеркала в интерьере
Отражение в воде подтолкнуло людей к изобретению зеркал. Зеркалу не дано ни своего цвета, ни своей формы, в нём отражается всё, что находится перед ним. Зеркальная пустота, на первый взгляд равнодушного стекла, во все времена пугала человека своей таинственной и магической силой.
Представления о том, что с помощью отражения на поверхности воды или других жидкостей, магических кристаллов и зеркал можно предсказывать будущее и открывать тайны бытия, присутствуют с незапамятных времён у многих народов. Зеркальная поверхность не просто отражает, она придаёт отражённому предмету иную сущность хотя бы только потому, что отражение является перевёрнутой реальностью.
Зеркала - свидетели прошлых эпох, могут рассказать и о себе. Самые ранние зеркала относятся к III тысячелетию до н. э., они имеют символическую круглую форму и отлиты из бронзы. Древние египтяне уже умели изготовлять зеркальное стекло, а к V в. до Р. Х. греки добились значительных успехов в шлифовке и полировке разных поверхностей. Оборотная сторона зеркал украшалась узорами, рельефными изображениями мифологических сюжетов и праздничных сцен, чаще всего, конечно, свадебных.
В I в. до Р. Х. в производстве стекла и зеркал древнего мира была достигнута вершина: стеклянную пластину накладывали на слой свинца или олова. Отражение приобретало чистоту и как бы оживало. Однако все языческие достижения были забыты на многие века, и раннее христианство считало зеркало дьявольским изобретением, а отражение в нем - недостойным обсуждения.
Лишь в начале XIII столетия в Европе вновь появились скромные зеркала из полированных металлов или горного хрусталя на серебряной и свинцовой основе. Ими стали украшать интерьеры. Верили: стены слышат, а зеркала всё видят и хранят в своей бездонной памяти многочисленные образы. В начале XIV в. искусные венецианские стеклодувы стали делать выпуклые зеркала: в большой зеркальный шар через трубку вливали расплавленное олово или смесь свинца с сурьмой, когда металл, растёкшийся по внутренней поверхности, остывал, стекло разбивали, и мастер придавал небольшим осколкам нужную круглую форму. Весь куртуазный XIV век отразился в зеркалах со всем своим блеском, роскошью, утончённой любезностью и рыцарской любовью.
Постепенно технология изготовления зеркал прогрессировала. Привычные, близкие по отражению нам, современным людям, плос-
114
кие листовые зеркала впервые изготовили братья Доменико с острова Мурано в XVI в. Они разрезали горячий стеклянный цилиндр, раскатав половинки на медной ровной столешнице. Сплав свинца сменился оловянной амальгамой; её получали, разливая ртуть на лист оловянной фольги (станиоли). Затем сверху накладывали уже тщательным образом отполированное зеркальное стекло, плотно прижав его тяжёлым грузом, чтобы стёк излишек ртути.
Размещались небольшие зеркала как картины на кованых гвоздях при помощи железных цепочек, чаще всего их размещали на уровне глаз стоящего человека. Картина и зеркало считались обязательными предметами мебели, завершающими интерьер дома зажиточного горожанина. Ренессанс с его гуманизмом вознёс на пьедестал красоту одухотворённого тела человека. Роль зеркала возросла. А раз так, то всё должным образом должно быть украшено - и зеркала начинают не просто обрамлять, а придавать этому действию особый смысли значение. Сначала их вставляли в простые, без особых изысков профилированные деревянные рамы, сделанные из ореха, каштана или тополя; затем в более изящные, резные с пилястрами, колоннами, карнизами и фронтонами. В солнечной Италии предпочитали орнаментировать резное дерево и литую бронзу композициями из гротеска с картушами и маскаронами: ангелы и мифологические существа населяли зеркальные ниши, обрамлённые лёгкими узорами, имитирующими виноградную лозу, букеты цветов или фрукты. Модными считались восьмиугольные зеркала в бронзовых рамах, выложенные миниатюрной мраморной мозаикой или обрамлённые агломератным стеклом. С течением времени технология изготовления стекла совершенствовалась. Так, наряду с дутым зеркальным стеклом, стали применять литое стекло, изобретённое французом Бернаром Перро, что позволило намного увеличить зеркальную поверхность. Зеркало использовали как отражатель солнечного света с целью затруднения действий вражеской стороны в Европе во время тридцатилетней войны.
Зеркало получило стилевые характеристики эпохи, изменяясь согласно моде. Его применяли как для визуального расширения пространства каминных и танцевальных залов, так и для отражения их великолепного интерьера. Барочный стиль помещений определил непривычные места расположения зеркал: на потолке - над кроватью короля или королевы, а также на боковых откосах окон в кабинетах, комнат для переодеваний и в длинных коридорах. Вельможам было необходимо уснуть в красивой позе, пробудившись, увидеть себя в зеркале и подать знак церемонии торжественного одевания; а также контролировать правильность деталей своего костюма при многочисленных приёмах гостей.
115
Зеркала, зрительно увеличивающие внутреннее пространство, помогали дамам и кавалерам не только видеть себя, но и сравнивать себя с окружающими и обстановкой в любой момент жизни. Огромные зеркала, отражающие интерьеры общественных залов, крепились на филёнках дверей, на стенах и верхних частях высокой мебели. Сами зеркала часто располагались под небольшим углом по отношению к вертикальной плоскости. В них отражалась не только красота интерьеров, но и расписные плафоны потолков, инкрустированные столешницы и мозаичные полы. С помощью зеркал, висевших на стенах, можно было полюбоваться великолепием французского регулярного парка за окном, не выходя из помещения.
Рамы для зеркал, созданные по архитектурным законам, со временем постепенно «вытянулись». Их украшали роскошными гирляндами цветов, связками фруктов и спиралевидными морскими раковинами. В 1665 г. в парижском предместье Сен-Антуан появился первый зеркальный завод. Стеклоделие, активно поощрявшееся европейскими монархами, привело к возникновению зеркальной индустрии, приносящей небывалые прибыли. В конце века массивность и торжественность барочного зеркального обрамления сменилась изысканной лёгкостью рокайля.
В эпоху галантного XVIII в. - века французского рококо, изменение европейского стиля привело к потере цельности восприятия всего визуального мира. Небольшие пространства внутренних помещений, отсутствие прямых углов, всё это вместе взятое изменили формы, размер и пропорции зеркал, а также силуэты и декор их обрамлений. Вместо одного большого зеркала применяли трюмо и трельяжи, позволяющие себя рассматривать сбоку, в профиль, в три четверти и даже сзади. При этом отражения людей и мебели удваиваются, множатся и «разрываются», изменяя восприятие окружающего интерьера.
Зеркала встраивались в потолок и стены, а также в верхнюю часть книжных шкафов. Красивые, ассиметричной формы зеркала стали обязательными атрибутами каминных залов, женских кабинетов и будуаров. Резная мебель с ажурным декором, причудливые деревянные рамки, изготовленные вручную, ещё и расписывались изображениями восточных пагод и водопадов, райских птичек и озорных обезьянок, играющими в воде дельфинами и узнаваемыми цветочками. Всё это соседствовало с музыкальными инструментами и, конечно завершалось фамильными вензелями хозяев.
Стилевой возврат к классике произошёл во Франции (2-я половина XVIII столетия). Но более всего поражает расцвет ампирной любви к зеркалам во времена Наполеона Бонапарта. К примеру: на большое зеркало помещали зеркало поменьше, а красивые позолоченные канделябры из бронзы закрепляли прямо на отражающей
116
поверхности. Отраженный свет свечей улучшал освещение интерьеров. Изобретено было особое зеркало овальной формы на шарнирах - псише, стоявшее обычно в спальне или кабинете. Зеркала, обрамлённые резными деревянными или литыми бронзовыми рамами с классическим орнаментом, украшали туалетные столики и ванны, позволяя любоваться своим отражением во время омовений и макияжа. Последующая эпоха эклектики для зеркал не была наполнена ни существенными открытиями в технологии, ни преобразованиями формы и декора. Разнообразные рамы, повторяющие все стилевые признаки предыдущих веков, оставляли равнодушным профессиональный взор.
Лишь конец XIX - начало XX столетия характеризуется для искусства интерьеров девизом «назад к природным формам». Зеркала стали частью сложной комбинированной мебели. Рамы к ним изготавливали из красного дерева и других экзотических пород, их украшали инкрустацией полудрагоценных камней с перламутром, керамическим цветным рельефом, применяли прорезные лаки и чернённые бронзовые накладки, цветное стекло и мозаику в угоду утончённому вкусу людей эпохи модерна. Представители богемы желали видеть своё отражение в необычных зеркалах. Поэтому рамы обрамляли плетями «живых стеблей трав и диковинными восточными цветами. Появление электрического освещения с эффектом точечной подсветки зеркал изменило характер интерьеров. Зеркала, вмонтированные в паркетный пол, позволяли, не поднимая головы, подробнее рассмотреть декоративную вентиляционную решётку, непривычную рельефную роспись или цветные плафоны на потолке. Искривлённые зеркальные поверхности использовались в помещениях с фальшь-проёмами. Кривизна зеркальных поверхностей и искаженные отражения в них полностью преобразовывали восприятие интерьера.
М.И. Измайлова
Великая Отечественная война и Победа в образах и символах московского метро
Московское метро является уникальным объектом: сложнейшее инженерное сооружение, развернутая система городской коммуникации, образец архитектуры разных эпох. Вместе с тем столичный метрополитен являет собой целостное историко-культурное явление, далеко не все стороны которого привлекают внимание исследователей. Так, недостаточно полно изучена многообразная символика московского метро. Более того, часто изучение символи-
117