поверхности. Отраженный свет свечей улучшал освещение интерьеров. Изобретено было особое зеркало овальной формы на шарнирах - псише, стоявшее обычно в спальне или кабинете. Зеркала, обрамлённые резными деревянными или литыми бронзовыми рамами с классическим орнаментом, украшали туалетные столики и ванны, позволяя любоваться своим отражением во время омовений и макияжа. Последующая эпоха эклектики для зеркал не была наполнена ни существенными открытиями в технологии, ни преобразованиями формы и декора. Разнообразные рамы, повторяющие все стилевые признаки предыдущих веков, оставляли равнодушным профессиональный взор.
Лишь конец XIX - начало XX столетия характеризуется для искусства интерьеров девизом «назад к природным формам». Зеркала стали частью сложной комбинированной мебели. Рамы к ним изготавливали из красного дерева и других экзотических пород, их украшали инкрустацией полудрагоценных камней с перламутром, керамическим цветным рельефом, применяли прорезные лаки и чернённые бронзовые накладки, цветное стекло и мозаику в угоду утончённому вкусу людей эпохи модерна. Представители богемы желали видеть своё отражение в необычных зеркалах. Поэтому рамы обрамляли плетями «живых стеблей трав и диковинными восточными цветами. Появление электрического освещения с эффектом точечной подсветки зеркал изменило характер интерьеров. Зеркала, вмонтированные в паркетный пол, позволяли, не поднимая головы, подробнее рассмотреть декоративную вентиляционную решётку, непривычную рельефную роспись или цветные плафоны на потолке. Искривлённые зеркальные поверхности использовались в помещениях с фальшь-проёмами. Кривизна зеркальных поверхностей и искаженные отражения в них полностью преобразовывали восприятие интерьера.
М.И. Измайлова
Великая Отечественная война и Победа в образах и символах московского метро
Московское метро является уникальным объектом: сложнейшее инженерное сооружение, развернутая система городской коммуникации, образец архитектуры разных эпох. Вместе с тем столичный метрополитен являет собой целостное историко-культурное явление, далеко не все стороны которого привлекают внимание исследователей. Так, недостаточно полно изучена многообразная символика московского метро. Более того, часто изучение символи-
117
ки носит исключительно описательный характер, также распространён подход, который можно назвать искусствоведческим, т. е. при описании и анализе декора станций упоминается и присутствующая там символика.
Такие подходы не принимают во внимание тот неоспоримый факт, что метрополитен является концентрацией культурного кода практически всех эпох, сквозь которые, образно выражаясь, пролегли его линии. Сегодня, в преддверии семидесятилетия Великой Победы, особую актуальность приобретает военная тема в московском метрополитене. Метрополитен в Великую Отечественную войну внес весомый вклад в оборону Москвы. Стратегический объект особого назначения одновременно стал центром жизни для прилегающих районов: там находились пункты питания, бомбоубежища для гражданского населения, медпункты и даже библиотеки и концертные залы.
Во время войны продолжалось и строительство московского метрополитена. 1 января 1943 г. открылся участок Горьковской (ныне Замоскворецкой) линии от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»). Через год, 18 января 1944 г., введен в эксплуатацию участок от «Курской» до станции «Измайловская» («Партизанская»). О подвиге метростроевцев напоминают памятные таблички на станциях «Новокузнецкая», «Павелецкая» (радиальная), «Автозаводская», «Семеновская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Партизанская». Надпись весьма скромная, дата открытия и текст: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны».
А на станциях кольцевой линии, предварительные работы на которых начались также в военные годы, нет и такого памятника мужеству и самоотверженности создателей этих великолепных подземных дворцов. Тем не менее память о войне запечатлена на самих стенах многих из этих станций. В данной статье автор не ставит цель полностью проанализировать всю систему символики, посвящённую Великой Отечественной, однако не хотелось бы повторять ошибки исключительно описательного подхода.
Даже небольшой объём позволяет провести сравнительный анализ подходов к символическому отображению войны в декоре станций и вестибюлей. Можно выделить три подхода, характерных для этой темы. Первый можно охарактеризовать как сочетание буквального, реалистического подхода с классической «прямой символикой». Особенно ярко это выражается в военных станциях-сёстрах и некоторых станциях кольцевой линии. Второй подход - символический, сегодня даже не считываемый напрямую. Отсылки идут к классической традиции, хотя и в этом случае есть и прямые «маркеры»: пятиконечные звёзды, знамёна и оружие времён войны. В
118
послевоенное время, пожалуй, только одна станция московского метро напрямую посвящена военной тематике. Там изобразительность практически исчезает, остаётся лишь предельно лаконичная символика.
Интересно отметить, что даже в «военных» станциях тема декора зачастую не связана с войной или связана не только с ней. Вторым мотивом становится подвиг тыла. Так, на «Электрозаводской» практически отсутствует военная символика. О войне - и то не впрямую - напоминает лишь два барельефа. «Монтаж танка» и «Производство пушки» находятся не в ряду ассоциаций с войной и боями. Они вписаны в контекст мирного труда, наряду с барельефами, посвящёнными сборке автомобиля, литью, кузнечному делу. Один из барельефов изображает и уникальную сценку - производство электролампочек. Мотив электролампы использован и при создании сводов станции, которая представляет ряд круглых кессонов с вмонтированными в них круглыми электролампами. Рядом со станцией находится Московский электроламповый завод, да и другие предприятия. Таким образом, вся символика и изобразительный ряд станции «Электрозаводская» увековечивает подвиг тружеников тыла. Единство фронта и тыла также показывает и декор станций «Новокузнецкая» и «Автозаводская».
Декор «Новокузнецкой» стал предметом одной из самых устойчивых легенд о метрополитене. Происхождение мраморных диванчиков на станции связывают со взорванным храмом Христа Спасителя. Якобы именно оттуда перенесены эти диваны и вмонтированы возле платформ станции. Никаких подтверждений этой легенде не найдены, а явным опровержением служит тот факт, что в снесённом храме использовался каррарский мрамор. В декоре же «Новокузнецкой» используется великолепный уральский мрамор.
Муссируя эту легенду, мифотворцы не ведают о подлинной героической истории станции. В убранстве со стороны платформ активно используется военная символика - знамёна, картуши с надписями, оружие, лавровые ветви победителей, звёзды. А в центре станции на потолке размещены прекрасные мозаики, посвящённые мирному труду. Практически на всех, кроме одной, фоном изображению служит ярко-синее чистое небо - символ мира и покоя. Эти мозаики были изготовлены во время блокады в Ленинграде, в мозаичной мастерской Всероссийской академии художеств под руководством профессора В.А. Фролова. После отправки готовых мозаик на «Большую землю» мастер умер. В память о его подвиге на станции установлена памятная доска.
Правда, знаток московского метро А.Н. Зиновьев утверждает, что в мастерской Фролова изготавливались не эти мозаики, а те, что расположены на стенах станции «Автозаводская», тоже объединя-
119
ющей в своём убранстве тему мирного труда и войны. Однако, документов пока не найдено, поэтому эта загадка московского метро ещё ждёт своего разрешения. Тем не менее важно то, что на нескольких станциях военного времени доминирует мотив мирной счастливой жизни свободного созидающего труда. Война представлена образами защитников этого мирного космоса.
Образы защитников становятся ведущими и в убранстве станций Арбатско-Покровской линии «Бауманская», «Семёновская» и «Партизанская» (далее будет приводиться именно это современное название станции). Здесь фигуры защитников представлены не символически, а весомо и зримо. На «Бауманской» доминирует скульптурное оформление, с названием связан лишь небольшой бюст Н.Э. Баумана на выходе из вестибюля. А на самой станции по обеим сторонам центрального нефа выстроились защитники - моряки, лётчики, партизанка, инженер - создатель военной техники. Образы очень динамичны, реалистическая манера исполнения подчёркивает: у страны надёжные защитники, победа будет за ними. Не может не быть.
На станции «Партизанская» конкретика идёт ещё дальше: на двух платформах установлены скульптуры мощного бородатого партизана и юной девушки с мальчишеской стрижкой. Зоя Космодемьянская прекрасно узнаваема. Но тут начинается интереснейший переход конкретного образа в символическое изображение. Зоя, почти сразу после своей гибели ставшая образцом народного сопротивления, становится символом борьбы, не утрачивая при этом портретного сходства. Трансформация конкретной героини в героиню символическую происходит на наших глазах.
Иная картина возникает при взгляде на станции кольцевой линии. Чаемая победа становится реальностью. Станции этой линии представляют собой разные образы Победы, торжественная «Ком-сомольская»-кольцевая пышным убранством диссонирует с радиальной станцией, выдержанной в духе конструктивизма. Мозаичные панно прославляют не только нынешнюю победу, они отсылают зрителя к славной российской истории - от образа Александра Невского до победителей Наполеона Бонапарта. На «Киевской» мозаики демонстрируют образы дружбы народов как основы всеобщей Победы. Все работы выполнены в реалистическом ключе, декор пышный, нарядный, что позволяет говорить о стиле, получившем название «Сталинский ампир». Тему Победы продолжает и оформление станции «Белорусская». «Новослободская» показывает щедрые плоды победы в буквальном смысле, как изобилие плодов земных в символическом. Интересен образ райского сада, созданный прекрасными витражами, воплощающими идею пышного и благодатного цветения земли и народа.
120
Из общего ряда станций кольцевой линии выделяются две -«Таганская» и «Октябрьская». Интересно, что они создавались разными мастерами и в разной стилистике. Тем не менее, их следует рассматривать именно как парные. Объединяет образы станций не только бело-голубая гамма. По сути, «Таганская» - зал триумфа, зал, ярко и открыто поющий гимн всем победителям. Пожалуй, это единственная станция, на которой прямым текстом и неоднократным повторением поётся слава героям: упоминаются все рода войск, с прославлением героев-пограничников, лётчиков, танкистов. Таким образом, «Таганская» становится воплощением знаменитого Парада Победы 1945 г. Белый и голубой цвета находятся в равновесии и гармонии, всё залито ярким светом, никакой тяжеловесности, всё устремлено ввысь, создаётся образ неба Победы.
Иной смысл и иное решение у «Октябрьской». Там светлые тона станции звучат приглушённо, даже в многолюдье сохраняется образ тишины. Светильники на станции похожи на погребальные факелы, знамёна траурно приспущены, знаки доблести как бы сопровождают погребальную процессию. Станция-плач, станция-реквием разрешается небесно-голубой апсидой в конце зала. Невидимая подсветка создаёт образ буквально сияющего голубого пространства. Чёрная ажурная решётка отделяет место земной скорби от места небесного торжества. Кажется невероятным, что в эпоху тотального атеизма в центре Москвы, в многолюдном метро, на глазах у тысяч людей создаётся такой выразительный образ героев, обретших вечный покой и непреходящую небесную славу. С точки зрения автора, эти парные станции наиболее полно раскрывают символику Победы земной и небесной.
В период 60-70-х гг. трудно найти такую же отчётливую символику войны и Победы, военная тематика возвращается лишь в 80-х гг. прошлого века. В 1984 г. на Замоскворецкой линии вводится в строй новая станция, названная в честь знаменитой Кантемировской дивизии, как и одноименная улица, на которой расположена станция. Оформление предельно лаконично: облицовка стен в красноватой, очень сдержанной гамме. Бронзовые буквы названия выполнены рубленым шрифтом, по краям дубовые листья с пятиконечными звёздами. В простенках между названиями располагаются золотые прямоугольные щиты с гвардейской символикой. По центру станции -столбы с круговыми скамейками, наверху крепятся информационные табло, скруглённые края которых выполнены в цветах георгиевской ленточки. Создаётся строгий и лаконичный образ героев-кантемировцев.
Даже краткий обзор образов и символов военного подвига и Победы показывает, что эти темы являются сквозными для московского метро, проходят через несколько эпох. При этом мы видим и
121
преемственность символики, и уникальность времени, выраженную в стилистике и символическом языке образов московского метро. Представляется необходимым более тщательно и подробно изучить эту тему, поскольку она наглядно демонстрирует формирование, развитие и преемственность культурного кода времени сквозь призму одного из самых значимых событий нашей истории.
А.Г. Мартынова
Выборгский художник Киселёв Пётр Дмитриевич
«Моё первое свидание с Выборгом случилось в 1948 году. Признаюсь: сразу и навсегда влюбился я в этот поэтичный город, несмотря на его тяжкие тогдашние раны. С тех пор почти вся послевоенная выборгская история творилась фактически на моих глазах. Я был свидетелем разных событий... Сожалею, что мое изобразительное творчество началось лишь с посещения студии рисования и живописи, руководил которой добрый энтузиаст, светлой памяти Николай Семенович Соколов. Именно он дал толчок дальнейшему поиску. А сожалею потому, что этого не произошло раньше: ведь сколько интересного можно было бы отразить в первые годы восстановления?! Рисунки мои отнюдь не познавательные, не историко-архитектурные, а сугубо эмоциональные: мой взгляд на городские детали.», - так написал о себе художник1.
Петр Дмитриевич Киселев - талантливый журналист и художник родился 12 июля 1927 г. в деревне Юдино Андреевского района Смоленской области в семье крестьян. С 1934 г. учился в школе, но окончить учебу помешала война. В 1944 г. пошел работать слесарем МТС, а в декабре 1944 г. был призван в армию. Стоит отметить, что во время войны Киселев вел личный дневник. Бумага была в то время в дефиците и поэтому приходилось писать на листах из брошюр XVIII сталинского съезда. После войны, Киселев окончил службу в 1951 г. командиром отделения радиобатареи управления в г. Плауэн (Германия).
После мобилизации в 1951 г. он приехал в Выборг, где проживала его мать. Благодаря своему увлечению журналистикой вскоре был принят на работу в газету «Выборгский коммунист», где проработал 36 лет. В 1954 г. Киселев пошел учиться в вечернюю школу, а в 1987 г. ушел на пенсию. В Выборге был учеником изобразительной студии Соколова Н.С. и участвовал в Ленинградской области в
1 Страницы выборгской истории: сб. ст. Кн. вторая / ред. С.А. Абдуллина, Е.Н. Кальщиков. 2004. С. 714.
122