Статьи
УДК 75(091)(470):352.075(045) С.Е. Лазарев, Д.В. Кузнецова
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В статье впервые предпринимается анализ содержания произведений изобразительного искусства, посвящён-ных Земской реформе 1864 года. Авторы собрали богатый иллюстративный материал в различных музеях и печатных изданиях на территории нашей страны и пришли к следующим выводам. Изобразительные материалы на тему Земской реформы 1864 года довольно многообразны. Сразу после создания земств в общем числе преобладали жанровые картины. Особо значительный вклад в разработку этой темы сделали тогда художники-передвижники, включая тех, кто стоял у истоков движения. Многие мастера, так или иначе, были непосредственно связаны с земствами - принимали участие в их работе, получили первоначально образование в земских школах, обращались в земские больницы и т. д. Нашлись и живописцы, которые, можно сказать, специализировались на земской проблематике - Н. П. Богданов-Бельский, братья К. Е. и В. Е. Маковские, К. А. Трутовский и др. К сожалению, в советское время, на общем фоне пренебрежительного отношения к нововведениям царской России, земская тема была живописцами искусственно «похоронена». Выходившие отдельные работы на эту тему событиями не стали и, разумеется, не могли ими стать. С течением времени, особенно в постсоветской России, преобладает жанр исторического пейзажа, который нашёл своё выражение в серии замечательных акварелей, художественных открыток и почтовых марок.
Ключевые слова: Земская реформа, жанровая живопись, изобразительное искусство, исторический пейзаж, медальерное искусство, местное самоуправление, портретное искусство.
DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-5-1032-1047
Культура всегда играла особую роль в развитии общества - деятели искусства отражали в своих произведениях те изменения, которые происходили в определённый исторический период.
С середины XIX века произошёл перелом в социальном строе страны. Одним из итогов Крестьянской реформы 1861 года стало складывание новых взаимоотношений, в первую очередь, между крестьянами и помещиками. На фоне текущих перемен перед правительством встала задача формирования новой системы местного самоуправления.
Обращаясь к отечественной историографии данного вопроса, необходимо выделить основные этапы её развития: дореволюционный период (со второй половины XIX в. по 1917 г.), советский период (с 1917 г. по 1991 г.) и постсоветский период (с 1991 г. по настоящее время).
Среди крупнейших исследователей дореволюционного периода следует отметить Б. Б. Веселов-ского [4], К. Ф. Головина [7], Г. А. Джаншиева [9], С. А. Приклонского [17], чьи труды создали базу для изучения истории земств. Они подчёркивали, что создание органов самоуправления привело к самостоятельности населения, его умственному перевоспитанию и возможности широкого представительства - всё это вызывало одобрение, прежде всего, со стороны прессы.
В основу советской историографии легли работы Г. А. Герасименко [6], Л. Г. Захаровой [11], В. Г. Чернухи [21]. Большую роль в формировании их взглядов сыграли сочинения В. И. Ленина [14], где земские органы оценивались преимущественно с негативной стороны. Владимир Ильич писал, что земства являлись обременительными учреждениями - над ними сразу был установлен контроль со стороны правительства, которое сужало полномочия земских органов, предоставляя им право ведать только хозяйственными вопросами. Именно эта оценка будет господствовать в трудах советских исследователей вплоть до 70-80 гг. XX века.
В рамках анализа постсоветской историографии отметим исследования Н. А. Троицкого [19], В. Ф. Абрамова [1], работы А. П. Корелина, Н. Г. Королевой, Л. Ф. Писарьковой [12]. В этот период наблюдается пересмотр роли земств теперь уже с положительной стороны, поскольку они обеспечили развитие нового строя страны, активизировали общественную жизнь, улучшили социальную сферу общества, и, как следствие, произошло трансформирование политической культуры.
Таким образом, в отечественной науке на сегодняшний день накоплен достаточно разнообразный материал по деятельности земств, но нет исследований обобщающего плана, которые структурировали бы основные тенденции местного самоуправления через призму культуры.
В последние годы всё больший научный интерес вызывает отражение эпохальных исторических событий и личностей в изобразительном искусстве [2; 8; 10; 13; 15; 16]. Это направление исследовательских поисков является сравнительно новым и подходы к нему только разрабатываются.
Земские учреждения в своё время стали новаторством в развитии русского общества. Как правило, они формировались из либерально настроенных представителей. Земцы проделали колоссальную работу по улучшению местной жизни населения. Обращением к истокам развития земского самоуправления занималось огромное количество историков, экономистов, политологов. Деятельность земств важно изучать и в настоящее время, так как на основе накопленного опыта происходит выстраивание взаимоотношений между правительством и муниципальными властями. Актуальность нашей статьи состоит в том, чтобы показать на примере изобразительного искусства, как функционировали земские органы самоуправления, и какое значение они имели в пореформенный период. Авторы задались целью выяснить, какое отражение получили явления и процессы, а также люди, связанные с Земской реформой 1864 года, в отечественной живописи. При этом для педагогов, использующих наглядные материалы в своей работе, очень важно самим понимать и донести до учащихся тот круг вопросов, который входил в полномочия земских органов управления, хотя бы для того, чтобы суметь объяснить, какое отношение к данной тематике имеет тот или иной иллюстрированный источник. С этой, поясняющей, целью авторы напоминают, что к компетенции земских учреждений, в частности, относились:
- агрономическая помощь крестьянам;
- борьба с пожарами;
- изучение крестьянского быта, ведение статистики, составление демографических, медицинских, поземельных, хозяйственных и других переписей;
- попечение о развитии местной торговли и промышленности;
- создание продовольственных запасов на случай неурожая;
- строительство и содержание больниц, дорог, почтовых трактов, тюрем, школ.
Как видно, полномочия земств оказались довольно широкими, хотя возможностей для их качественной реализации было не так много.
Следуя логике событий, хронологически выход произведений, посвящённых Земской реформе 1864 года, можно разделить на несколько периодов:
- произведения, появившиеся в дореволюционный период;
- произведения, появившиеся в советский период;
- современные произведения изобразительного искусства.
Однако, поскольку выход этих творений хронологически распределился очень неравномерно, авторы считают целесообразнее построить своё изложение по жанровому принципу. Так, наибольшее число изобразительных материалов приходится на дореволюционный период, когда художники иллюстрировали события, свидетелями которых стали сами по горячим следам. В советское время тему «великих реформ» Александра II не жаловали, а в современном искусстве к этому вопросу обращаются фрагментарно.
Необходимо понимать, что во второй половине XIX века широкое распространение в России получила фотография, дающая учителю и преподавателю истории, учёным-историкам большой простор в выборе наглядных материалов для иллюстрирования уроков (занятий) и научных работ. Да и профессиональным мастерам живописи и скульптуры менее интересно обращаться к событиям, которые достаточно восстановить, пусть и по редким, но всё же фото- и кинодокументам.
Однако даже при этом условии произведения изобразительного искусства, живущие со своими творцами подчас собственной судьбой, не теряют своей привлекательности и ценности для педагогов и исследователей.
В жанровой живописи получили своё отражение бытовые сцены и ситуации из повседневной жизни. К таким работам, написанным по горячим следам, относятся литографии К. А. Трутовского «Земское собрание в провинции» (1868, Государственный исторический музей, г. Москва), «Земские выборы» (1869, Государственный исторический музей) (см. рис. 1), «Сельская учительница» (1883), неизвестного автора «Земская уездная управа» (1882, Государственный музей Л.Н. Толстого,
г. Москва), К. В. Лебедева «В земском собрании» (1907) и др. Наличие целого ряда работ на эту тему уже говорит о том, что земства становятся неотъемлемым атрибутом жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков.
Рис. 1. Трутовский К. А. Земские выборы (1869, Государственный исторический музей)
Прежде всего, нами приводится работа К. А. Трутовского «Земские выборы», которая отображает только зарождающийся процесс избрания деятелей в местное самоуправление. Выборы осуществлялись на основе прусской куриальной системы - гласные избирались по 3-м куриям (уездные землевладельцы, городские избиратели, выборные от сельских обществ).
Автор, изображая в центре картины представителей дворянства, показывает, что их численность в органах самоуправления благодаря содействию правительства превышала вдвое число крестьян. Дворянские круги концентрировали в своих руках основное влияние при обсуждении насущных вопросов в земских собраниях. Ко всему прочему, они не могли смириться с тем, что ещё вчерашние их крепостные теперь находились с ними фактически наравне - крестьяне подключались к решению вопросов, касавшихся общественной жизни.
Но самой известной картиной на эту тему стало полотно одного из первых передвижников Г. Г. Мясоедова «Земство обедает» (1872, Государственная Третьяковская галерея) (см. рис. 2). Современники достаточно высоко оценивали его работу, в их числе был известный художник И. Н. Крамской, который на передвижной выставке Товарищества отмечал: «Пейзажный отдел и отдел портретов - блистательный жанр - средний и даже положительно хорош. А картина Мясоедова -прекрасная» [20].
В окне виден официант-половой, который обслуживает обед дворянской части земства, пока крестьяне сидят, ждут. Живописец акцентировал внимание на стеснённом положении простого народа - его возможности по-прежнему оставались крайне скудными в отличие от привилегированного сословия. Таким образом, автор показывал, что земства не повлияли на существующий процесс дифференциации общества.
С картинами, посвящёнными непосредственно работе земских органов управления, соседствуют работы о деятельности основанных земствами и находившихся на их прямом попечении учреждений - школ, больниц, богаделен, тюрем, почтовых трактов и др. В частности, это работы В. Г. Перова
«У железной дороги» (1868, Государственная Третьяковская галерея), А. С. Степанова «Приезд учительницы» (1889, Чувашский государственный художественный музей, г. Чебоксары), И. И. Творож-никова «Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач» (1880-е гг.) (см. рис. 3), Н. П. Загорского «У земской больницы» (1887, Государственная Третьяковская галерея).
Рис. 2. Мясоедов Г. Г. Земство обедает (1872, Государственная Третьяковская галерея)
Рис. 3. Творожников И. И. Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач (1880-е гг.)
Работа И. И. Творожникова демонстрирует принципиально новую тенденцию для земских губерний - развитие медицинского обслуживания населения. В пореформенный период страна оставалась по своему характеру аграрной, так как преобладающим звеном было крестьянство, которое в большей степени страдало от различных заболеваний.
Автор отображает, что земские врачи стали востребованными среди сельских жителей, которые впервые начинали получать квалифицированную помощь. Доктора были в числе почётных лиц, к ним уважительно относились и высоко ценили. И в этом плане автор абсолютно прав - народное здравоохранение с конца XIX века начинает развиваться как самостоятельная отрасль, и на его содержание земства ежегодно выделяли внушительные суммы.
При этом на деятельности врачей негативно отражалось состояние дорог в пореформенный период, которые находились в критическом состоянии. Бездорожье, как мы можем видеть на картине, затрудняло путь врача к больным. Земские органы, поднимая на своих собраниях эту проблему, сконцентрировали своё внимание на её решении, выделяя весомые средства на благоустройство дорог.
Значительный интерес представляют полотна Н. П. Богданова-Бельского: «Сельская школа» (1890-е гг., частная коллекция), «Устный счёт. В народной школе» (1895, Государственная Третьяковская галерея) (см. рис. 4), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург) и др.
Рис. 4. Богданов-Бельский Н. П. Устный счёт. В народной школе (1895, Государственная Третьяковская галерея)
Рассматривая одну из них, «Устный счёт...», мы видим, как проходит урок арифметики в сельской школе. На переднем плане художник изобразил задумчивые лица школьников, их заинтересованность учебным процессом, что свидетельствовало о тяге к знаниям со стороны простого русского насе-
ления. В левой стороне картины - учитель С. А. Рачинский, воспитавший когда-то самого Н. П. Богда-нова-Бельского, и теперь последний через полотно пытается запечатлеть свои былые времена.
Школа всегда играла важную роль, способствуя повышению грамотности населения. Не случайно нами приведена данная иллюстрация - в пореформенный период благодаря активному содействию земских органов самоуправления начинается массовое строительство школ, а вскоре появляются приходские училища. Земства выделяли бюджет на обустройство учебных заведений: отопление, освещение, покупку учебников, изготовление мебели и пр.
Целую галерею работ, посвящённых сфере деятельности земства, посвятил Владимир Егорович Маковский (1846-1920): «В приёмной у доктора (1882, Государственная Третьяковская галерея), «В сельской школе (1883, Тульский музей изобразительных искусств), «Приезд учительницы в деревню (1896-1897, Государственная Третьяковская галерея) (см. рис. 5), «На приёме у врача» (1900, частное собрание), «Ярмарка в Малороссии» (1910-1916, Краеведческий музей городского округа Сызрань) и др.
Рис. 5. Маковский В. Е. Приезд учительницы в деревню (1896-1897, Государственная Третьяковская галерея)
На картине «Приезд учительницы в деревню» изображён молодой педагог. По внешнему виду девушки можно полагать, что она приехала из города, возможно, только окончив гимназию. Крестьяне встречают учительницу достаточно гостеприимно, накрыли стол и, скорее всего, уже подготовили комнату в избе.
Автор обращает внимание на печальное лицо девушки, показывая её нежелание оставаться в сельской местности. В этом прослеживается контраст между городом и деревней: городская жизнь может дать больше возможностей, в первую очередь, молодым специалистам, чем работа в сёлах.
И всё же стоит отметить, что земства прикладывали усилия для развития образования в деревнях: устраивали дополнительное обучение для педагогов, повышали их годовое жалование, направляли им благодарственные письма. Эти меры положительно влияли на работу учителей в деревенских школах.
Известно, что в полномочия земств входила и борьба с пожарами. С этой целью они выдавали крупные ссуды на устройство в населённых пунктах водоёмов и подъездов к ним, снабжали деревню
пожарной техникой, создавали пожарные дружины. Это направление деятельности можно проиллюстрировать такими картинами, как «Пожар в деревне» Л. И. Соломаткина (1870-е гг., Государственный Русский музей), «Погорельцы» И. М. Прянишникова (1871, Новосибирский художественный музей), «Пожар в деревне» Н. Д. Дмитриева-Оренбургского (конец 1870-х гг., Государственный Русский музей) (см. рис. 6) и др. В каждом из этих случаев работы художников отличает сочувственное отношение к пострадавшим, а органичным элементом бытового жанра выступает вписанный в обстановку пейзаж.
Рис. 6. Дмитриев-Оренбургский Н. Д. Пожар в деревне (конец 1870-х гг., Государственный Русский музей)
Обращаясь к работе Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, мы можем увидеть, как устраняли пожары в деревнях до введения основных способов борьбы с огнём.
Тема деревенских пожаров всегда была актуальной, потому что дома, как правило, строили из дерева. Автор показывает, что крестьяне при возникновении такой опасности могли полагаться только на себя, и на картине это отчётливо видно: кто-то в панике собирает основные вещи, а кто-то слаженно старается потушить очаг пожара обычными вёдрами с водой. Именно с возникновением земств решается вопрос по организации пожарных служб, во многих городах появляются водопроводы, к которым население первоначально отнеслось скептически. Но на практике такая система стала главным средством в борьбе с пожарами.
В историческом пейзаже основным предметом изображения является природа, первозданная или преображённая человеком.
Характерными примерами исторического пейзажа являются картина К. Е. Маковского «Ярмарка», эскиз которой хранится в Государственном Эрмитаже (1912) (см. рис. 7), рисунок неизвестного художника «Воскресенская земская народная школа» (1979, Снежинский городской музей Челябинской области) и др.
На полотне К. Е. Маковского, в первую очередь, мы можем рассмотреть оживлённую рыночную площадь, которую заполнили толпа обывателей и лавки с товарами. По рассматриваемой нами теме эта иллюстрация приводится не случайно - рынки были тесно связаны с местным самоуправлением, в том числе, в налоговом отношении. Для земств важно было найти средства, которыми они могли бы обеспечить свою деятельность, налоги стали подходящим вариантом.
Художник показывает, что рынки, впрочем, как и ярмарки, были одинаково важны и в городах, и в сёлах. Посредством них решались многие социальные вопросы, например, обеспечение населения работой. Это было актуально, прежде всего, в деревнях, поэтому многие крестьяне становились тор-
говцами. Также была распространена деятельность офеней - странствующих торговцев, которые со своими товарами путешествовали по деревням.
Рис. 7. Маковский К. Е. Ярмарка (1912, Государственный Эрмитаж)
Особенно в пейзажном жанре следует выделить акварели: П. Л. Чистилина «Здание музея Таврического губернского земства в Симферополе» (1984, Центральный музей Тавриды, г. Симферополь), В. М. Яковлева «Черемисская земская больница» (советское время, Свердловский областной медицинский колледж, г. Екатеринбург) и др. Так, на акварели Л. В. Андреева «Земская школа золотого шитья» (1999, Всероссийский историко-этнографический музей, г. Торжок Тверской области) изображён дом с мезонином и четырьмя колоннами, перед ним палисадник с цветущей сиренью.
Серию исторических пейзажей, в частности, воспроизводит и набор открыток «Старый Оскол, начало XX века» художника Р. Н. Филимоновой и среди них - художественная открытка «Земская больница. Покровская церковь» (2022, Губкинский краеведческий музей Белгородской области).
Большое количество работ выполнено в жанре портрета, который представляет собой изображение конкретного человека или группы людей. Например, портреты инициаторов и проводников Земской реформы 1864 года - самого императора Александра II, Николая Алексеевича Милютина, Петра Александровича Валуева, деятелей земских органов управления.
К примеру, «Портрет императора Александра II» И. А. Тюрина (вторая половина 1860-х гг., Государственный исторический музей), «Портрет императора Александра II» Н. А. Лаврова (1873, Государственный Русский музей), «Портрет Александра II» К. Е. Маковского (1881, Государственная Третьяковская галерея) и др.
Прилагаем, в частности, работу вышеупомянутого И. Н. Крамского «Портрет графа Петра Александровича Валуева» (1880, Государственный Эрмитаж) (см. Рис. 8). В 1861-1868 гг. П. А. Валуев занимал должность министра внутренних дел Российской империи, руководил проведением городской, земской, цензурной и церковной реформ.
Художник обращает внимание на черты внешности своего героя. Мы видим достаточно глубокий и пронзительный взгляд, в глазах читается мудрость и одновременно усталость. Портрет отражает Петра Александровича Валуева как опытного человека, в первую очередь, в политической сфере: этот тяжёлый труд накладывает отпечаток на внешность человека, который многие события так или иначе «пропускает через себя».
Рис. 8. Крамской И. Н. Портрет графа Петра Александровича Валуева (1880, Государственный Эрмитаж)
В дореволюционной периодической печати получила распространение и карикатура, высмеивавшая или критически оценивавшая те или иные общественные явления. Например, обложка девятнадцатого номера журнала «Будильник» за 1900 год вышла под названием «Земское увлечение (К деятельности странствующих агрономов)» (см. рис. 9), на которой художник высмеивал тщетные попытки интеллигенции научить «малограмотных» крестьян, «как нужно пахать», что у самих сельских тружеников вызывало подчас лишь снисходительную улыбку.
Следующее направление исследования - книжная графика. В качестве примера приведём иллюстрации к книге «Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина: Земство и Московская Дума» [5] (экземпляр хранится в Саратовском областном музее краеведения). Или изображения к работе, составленной членом Московской губернской земской управы Сергеем Константиновичем Родионовым «Московское губернское земство в полувековую годовщину основания земских учреждений. 18641914)» [18], экземпляр которой хранится в Музее Москвы. Ещё один пример - книга И. П. Белокон-ского «Земство и конституция» (1910) с рисунками, выполненными Институтом Брукман в г. Мюнхене [3], экземпляр которой хранится в Новочеркасском музее истории донского казачества.
Благодатное поле для исследований темы реформ 1860-х годов представляет графика малых форм или почтовая миниатюра. В различных музеях и архивохранилищах имеется большое число почтовых марок и карточек, иллюстрирующих тему земства. Отдельные почтовые марки посвящены юбилейным датам. Например, марка «Псковское уездное земство - 40» (1902, Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Или марка Амурского областного земства достоинством 1 рубль (1917, Государственный центральный музей современной истории России, г. Москва). Отрадно, что изображения на эту тему продолжают выходить и сейчас. К примеру, почтовый маркированный художественный конверт с изображением здания земства г. Рославля Смоленской области (1997, Центральный музей связи имени А. С. Попова, г. Санкт-Петербург) (см. рис. 10) и др.
1!п. а .имогсшютмиЗ... Сллчшш. з ¿х'ту тсМ читать, как. нужно ПйяаВЬ-
Рис. 9. Земское увлечение (к деятельности странствующих агрономов).
Карикатура с обложки журнала «Будильник» № 19 (1900, Государственный исторический музей)
Своеобразным жанром является медальерное искусство, или искусство изготовления монет и медалей. В качестве примера можно привести работу Леопольда Христиановича Штейнмана - медаль Екатеринославского губернского земства «За труд и пользу» (1890-е гг., серебро, чеканка, Ярославский художественный музей). В обрамлении лавровых и дубовых ветвей, перевитых лентами, под императорской короной изображён щит с вензелем Екатерины II, звёздочками и датой: 1787 г. Надпись по окружности гласит: «Екатеринославское губернское земство». Реверс - в венке из плодов и колосьев, связанных лентой, расположен текст в четыре строки: «За труд и пользу». Внизу находятся авторские инициалы: Л. Ш. (Леопольд Штейнман).
Другой характерный пример - памятная наградная медаль работы Петра Григорьевича Стад-ницкого «От Саратовского губернского земства за успехи в сельском хозяйстве» (1902, Пермский краеведческий музей) (см. рис. 11). Слева на фоне колосьев, цветов и плодов находится фигурный щит с изображением герба Саратовской губернии под императорской короной. Справа - надпись в четыре строки: «От Саратовского губернского земства». Слева сидит аллегорическая женская фигура в античном платье, с сиянием вокруг головы. Правой рукой она опирается на фолиант с надписью в три строки «1864 г. / Земские / учреждения», в левой - держит факел. У её ног - корзина с плодами и розами, снопы, инструменты, орудия и предметы сельскохозяйственного быта (грабли, коса, серп, пила, молоток, наковальня, колесо и дуга); на втором плане - пашущий на паре лошадей крестьянин. Вдали расположены фабричные здания с дымящейся трубой, поезд, идущий по мосту, грузовой пароход на реке, за рекой на горизонте - горы. Внизу слева по краю подпись: «П. Стадницкий».
Рис. 10. Конверт почтовый маркированный художественный. «Уездное земство. Памятник архитектуры XIX в.». Город Рославль Смоленской области (1997, Центральный музей связи имени А. С. Попова)
Рис. 11. Стадницкий П. Г. Медаль памятная наградная «От Саратовского губернского земства за успехи в сельском хозяйстве» (1902, Пермский краеведческий музей)
В Курском областном краеведческом музее хранится медная медаль с надписью: «Курское губернское земство» (1870-е-1910-е гг.). В центре изображено домашнее животное и сельскохозяйственный инвентарь. На обороте надпись: «За успешные труды по сельскому хозяйству». Край медали обрамлён колосьями.
В Костромском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится бронзовая медаль Костромского губернского земства «За достоинства мёда. Слава пчёлам. Слава пчеловодам» (1910-е гг.).
И таких медалей, как становится понятно, большое количество по всей России. Имеются изобразительные материалы, которые трудно однозначно причислить к какому-нибудь жанру. Например, Программа юбилейного концерта в честь 50-летнего юбилея русского земства работы художника Б. В. Зворыкина (1913, Государственный музей истории Санкт-Петербурга) (см. рис. 12).
Рис. 12. Зворыкин Б. В. Программа юбилейного концерта в честь 50-летнего юбилея русского земства (1913, Государственный музей истории Санкт-Петербурга)
Итак, изобразительные материалы на тему Земской реформы 1864 года многообразны, и у педагога действительно имеется широкий выбор для демонстрации на занятиях и усиления зрительного восприятия темы. Исходя из вышесказанного, по жанрам живописи произведения, посвящённые Земской реформе, делятся на следующие виды (см. таблицу). Хронологически можно сделать вывод, что по горячим следам, сразу после создания земств, преобладали жанровые картины. Особо значительный вклад в разработку этой темы сделали тогда художники-передвижники, включая тех, кто стоял у истоков движения. Безусловно, самая известная картина на данную тему - «Земство обедает» Г. Г. Мясо-едова. Однако представление о том, что современники воспринимали земские органы управления преимущественно негативно, является преувеличением. Тем более, что многие художники, так или иначе, были непосредственно связаны с земствами — принимали участие в их работе, получили первоначально образование в земских школах, обращались в земские больницы и т. д. Нашлись и живописцы, которые, можно сказать, специализировались на земской тематике - Н. П. Богданов-Бельский, братья К. Е. и В. Е. Маковские, К. А. Трутовский и др. К сожалению, в советское время, на общем фоне высокомерного и порой презрительного отношения к нововведениям царской России, земская тема была живописцами искусственно «похоронена». Выходившие отдельные работы на эту тему событием не стали и, разумеется, не могли им стать. Широкое распространение фотографии также негативно сказалось на желании живописцев обращаться к этой теме, поскольку они предпочитали изображать те периоды отечественной истории, свидетельств о которых осталось не так много. С течением времени, особенно в постсоветской России, преобладает жанр исторического пейзажа, который нашёл своё выражение в серии замечательных акварелей и художественных открыток.
Авторы надеются, что результаты их исследований будут полезны учёным и преподавателям истории и других смежных дисциплин при подготовке читаемых курсов, научно-исследовательских и методических работ. Они также рассчитывают получить отзывы своих коллег и, возможно, новые иллюстративные материалы, которые могли бы сделать картину того времени полнее для современников.
Жанровая Исторический Портретная Карикатура Книжная графика Графика малых Медальерное
живопись пейзаж живопись форм или почтовая миниатюра искусство
Изображает Основным Изображение Изображение, Представляет Изображения Искусство
бытовые сцены предметом конкретного создающее собой книжные на почтовых изготовления монет
н ситуации изображения человека или комический эффект иллюстрации марках и карточках и медалей
из повседневной является группы людей с целью осмеяния
жизни природа, и критической пример: примеры: примеры:
первозданная. примеры: оценкн того или Белщщсщш II. П. Почтовая марка Медная медаль
примеры: или Крамской И. Н. иного лица или Земство и Псковское уездное с надписью: «Курское
Богданов- преображённая Портрет графа общественного конституция (1910, земство-40 (1902, губернское земство»
Бельскпй Н. П. человеком Петра явлення с рисунками, Псковский (1870-е- 1910-е гг..
Устный счёт. В Алекс андровпча выполненнымн го судар с твенный Курский областной
народной школе примеры: Валуева (1880, ЧЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛАЛАЛЛА V пример: Институтом объединённый краеведческий музей)
(1895, Маковский К. Е. Государственный Земское увлечение Брукман историко- СЩШЙШЩЙ П. Г.
Государственная Ярмарка Эрмитаж) (к деятельности в г. Мюнхене; архитектурнын
Третьяковская (1912, странствующих Новочеркасский и художественный Медаль памятная
галерея) Государственный Тюрнн И. А. агрономов). музей исторпп музей-заповедник) наградная с надппсью
Эрмитаж, г. Портрет Карикатура с донского Марка Амурского «От Саратовского
Мясоедов Г. Г. Санкт- императора обложки журнала казачества) губернского земства
Земство обедает Петербург) Александра П Будильник № 19 областного земства за успехи в сельском
(1872, (вторая половина (1900, достоинством 1 хозяйстве» (1902,
Государственная ЧпгашпнП. Л. 1860-х гг.. Государственный рубль (1917, Пермский
Третьяковская Здание музея Государственный исторический Го судар ств енный краеведческий музей)
галерея) Таврического губернского исторический музей) музей) центральный музей современной
Трутовсюцй К. А. земства в истории России)
Земское собрание Симферополе
в провинции (1984,
(1868, Центральный
Го сударственньга музей Тавриды)
исторический
музей)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В. Ф. Организация земских учреждений и их органов // Советское государство и право. 1991. № 8. С. 134-141.
2. Аксёнова Г. В. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб в русской живописной традиции // Педагогическое регионоведение. 2018. № 1 (13). С. 4-38.
3. Белоконский И. П. Земство и конституция: с рисунками, исполненными Институтом Брукман в Мюнхене. М.: Изд-во Моск. книгоизд. т-ва «Образование», 1910. 184 с
4. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. В 4 т. Т. 3. СПб.: О. Н. Поповой, 1911. 708 с.
5. Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина: Земство и Московская Дума / воспоминания и письма. М.: Кооперативное изд-во «Север», 1934. 384 с.
6. Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. М.: Наука, 1990. 264 с.
7. Головин К. Ф. Наше местное управление и местное представительство. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1884. 158 с.
8. Грибан И. В. Комиксы о Второй мировой войне как инструмент формирования и трансформации образов прошлого // Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. 2023. № 26. С. 184-192.
9. Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. 9-е изд. СПб.: Типо-лит. Б. М. Вольфа, 1905. 859 с.
10. Дмитриева А. А. Победы русского военного флота в морских пейзажах А. П. Боголюбова // Специальная техника и технологии транспорта. 2021. № 10. С. 240-248.
11. Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1968. 178 с.
12. Земское самоуправление в России 1864-1918. В 2 кн. Кн. 1 / А. П. Корелин, Н. Г. Королева, Л. Ф. Писарько-ва. М.: Наука, 2005. 428 с.
13. Каминский Ф. А. Художественное воплощение исторических образов в отечественном искусстве // Российские педагогические ассамблеи искусств в Магнитогорске. 2013. № 18. С. 371-376.
14. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 5. М.: Издательство политической литературы, 1967. 566 с.
15. Матвеичева А. В. Образ Петра I в старообрядческом искусстве на примере балахнинской иконы XVIII века // Восток и Запад в духовной культуре России: диалог и противостояние (от Александра Невского до наших дней): сборник статей. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской духовной семинарии Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви, 2021. С. 188-200.
16. Мещерина Е. Г. История России в русской живописи XIX века: проблемы жанра и формы культурной памяти // Образ русского мира в междисциплинарном дискурсе: сборник статей. М.: Изд-во Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина, 2020. С. 77-91.
17. Приклонский С. А. Очерки самоуправления земского, городского и сельского. СПб.: изд-во Ф. Павленкова, 1886. 382 с.
18. Родионов С. К. Московское губернское земство в полувековую годовщину основания земских учреждений. 1864-1914. М.: б/и, 1917. 84 с.
19. Троицкий Н. А. Лекции по русской истории XIX века. Саратов: «Слово», 1994. 272 с.
20.Хворостов А. С. Земство обедает в Новосильском уезде. К 175-летию со дня рождения Г. Г. Мясоедова // Третьяковская галерея. 2009. № 3. С. 56-67
21. Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х годов XIX в. / под ред. Р. Ш. Гане-лина. Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1978. 248 с.
Поступила в редакцию 07.04.2024
Лазарев Сергей Евгеньевич, кандидат исторических наук,
доцент кафедры «История и философия» Гуманитарно-педагогического института
E-mail: [email protected]
Кузнецова Дарья Вадимовна, студентка Гуманитарно-педагогического института
E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
445020, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14
S.E. Lazarev, D.V. Kuznetsova
ZEMSTVO REFORM OF 1864 IN FINE ARTS
DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-5-1032-1047
The article is the first to analyze the content of works of fine art dedicated to the Zemstvo reform of 1864. The authors collected rich illustrative material from various museums and printed publications in our country and came to the fol-
lowing conclusions. Visual materials on the theme of the Zemstvo reform of 1864 are quite diverse. Immediately after the creation of zemstvos, genre paintings predominated in the total number. A particularly significant contribution to the development of this topic was made by the Itinerant artists, including those who stood at the origins of this movement. Many masters, one way or another, were directly connected with zemstvos — they took part in their work, initially received their education in zemstvo schools, applied to zemstvo hospitals, etc. There were also painters who, one might say, specialized in zemstvo themes — N.P. Bogdanov-Belsky, brothers K. E. and V. E. Makovsky, K.A. Trutovsky and others. Unfortunately, in Soviet times, against the general background of a disdainful attitude towards the innovations of Tsarist Russia, the zemstvo theme was artificially "buried" by painters. The individual works published on this topic did not become events and, of course, could not become them. Over time, especially in post-Soviet Russia, the historical landscape genre has prevailed, which has found expression in a series of wonderful landscapes, artistic postcards and postage stamps.
Keywords: Zemstvo reform, genre painting, fine art, historical landscape, medal art, local government, portrait art.
REFERENCES
1. Abramov V.F. Organizaciya zemskih uchrezhdenij i ih organov [Organization of zemstvo institutions and their bodies]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo [Soviet state and law], 1991, no. 8, pp. 134-141. (in Russian).
2. Aksenova G.V. Svyatye blagovernye knyaz'ya-strastoterpcy Boris i Gleb v russkoj zhivopisnoj tradi-cii [The Holy Blessed Princes-Passion-Bearers Boris and Gleb in the Russian Painting Tradition]. Pedagogicheskoe re-gionovedenie [Pedagogical Regional Studies], 2018, no. 1 (13), pp. 4-38. (in Russian).
3. Belokonsky I.P. Zemstvo i konstituciya: s risunkami, ispolnennymi Institutom Brukman v Myun-hene [Zemstvo and the Constitution: with drawings made by the Bruckman Institute in Munich]. Moscow, "Education" Publ., 1910, 184 p. (in Russian).
4. Veselovsky B.B. Istoriya zemstva za sorok let [History of the Zemstvo for Forty Years History of the Zemstvo for Forty Years]. V 4 t. T. 3. St. Petersburg, "O.N. Popovoy" Publ., 1911, 708 p. (in Russian).
5. Vospominaniya Borisa Nikolaevicha Chicherina: Zemstvo i Moskovskaya Duma / vospominaniya i pis'ma [Memories of Boris Nikolaevich Chicherin: Zemstvo and Moscow Duma / memoirs and letters]. Moscow, "Sever" Publ., 1934, 384 p. (in Russian).
6. Gerasimenko G.A. Zemskoe samoupravlenie v Rossii [Zemstvo self-government in Russia]. Moscow, "Nauka" Publ., 1990, 264 p. (in Russian).
7. Golovin K.F. Nashe mestnoe upravlenie i mestnoe predstavitel'stvo [Our local government and local representation]. St. Petersburg, "Tip. M.M. Stasyulevicha" Publ., 1884, 158 p. (in Russian).
8. Griban I.V. Komiksy o Vtoroj mirovoj vojne kak instrument formirovaniya i transformacii obra-zov proshlogo [Comics about the Second World War as a Tool for Forming and Transforming Images of the Past]. Zapad, Vostok i Rossiya: Voprosy vseobshchej istorii [West, East and Russia: Questions of General History], 2023, no. 26, pp. 184192. (in Russian).
9. Dzhanshiev G.A. Epoha velikih reform [The Era of Great Reforms]. 9-e izd. St. Petersburg, "Tipo-lit. B.M. Vol'fa" Publ., 1905, 859 p. (in Russian).
10. Dmitrieva A.A. Pobedy russkogo voennogo flota v morskih pejzazhah A.P. Bogolyubova [Victories of the Russian Navy in the Seascapes of A.P. Bogolyubov]. Speci-al'naya tekhnika i tekhnologii transporta [Special Equipment and Transport Technologies], 2021, no. 10, pp. 240-248. (in Russian).
11. Zakharova L.G. Zemskaya kontrreforma 1890 g. [Zemstvo counter-reform of 1890]. Moscow, Moscow University Press, 1968, 178 p. (in Russian).
12. Zemskoe samoupravlenie v Rossii 1864-1918 [Zemstvo self-government in Russia 1864-1918]. V 2 kn. Kn. 1 / A.P. Korelin, N.G. Koroleva, L.F. Pi-sar'kova. Moscow, "Nauka" Publ., 2005, 428 p. (in Russian).
13. Kaminsky F.A. Hudozhestvennoe voploshchenie istoricheskih obrazov v otechestvennom iskusstve [Artistic embodiment of historical images in domestic art]. Rossijskie pedagogicheskie assamblei iskusstv v Magnitogorske [Russian pedagogical assemblies of arts in Magnitogorsk], 2013, no. 18, p. 371-376. (in Russian).
14. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenij [Complete works]. V 55 t. T. 5 / V.I. Lenin. Moscow, "Izdatel'stvo politich-eskoj literatury" Publ., 1967, 566 p. (in Russian).
15. Matveicheva A.V. Obraz Petra I v staroobryadcheskom iskusstve na primere balahninskoj ikony XVIII veka [The Image of Peter I in Old Believer Art Based on the Example of the 18th Century Balakhna Icon]. Vostok i Zapad v duhovnoj kul'ture Rossii: dialog i protivostoyanie (ot Aleksandra Nevskogo do nashih dnej): sbornik statej [East and West in the Spiritual Culture of Russia: Dialogue and Confrontation (From Alexander Nevsky to the Present Day): A Collection of Articles]. Novgorod, "Izdatel'stvo Nizhegorodskoj duhovnoj seminarii Nizhegorodskoj Eparhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, " Publ., 2021, pp. 188-200. (in Russian).
16. Meshcherina E.G. Istoriya Rossii v russkoj zhivopisi XIX veka: problemy zhanra i formy kul'turnoj pamyati [The History of Russia in Russian Painting of the 19th Century: Problems of Genre and Forms of Cultural Memory]. Obraz russkogo mira v mezhdisciplinarnom diskurse: sbornik statej [The Image of the Russian World in Interdisci-
plinary Discourse: A Collection of Articles]. Moscow, Russian State University named after A.N. Kosygin Press, 2020, pp. 77-91. (in Russian).
17. Priklonsky S.A. Ocherki samoupravleniya zemskogo, gorodskogo i sel'skogo [Essays on Zemstvo, Urban and Rural Self-Government]. St. Petersburg, "F. Pavlenkov" Publ., 1886, 382 p. (in Russian).
18. Rodionov S.K. Moskovskoe gubernskoe zemstvo v poluvekovuyu godovshchinu osnovaniya zemskih uchre-zhdenij. 1864-1914 [Moscow Provincial Zemstvo on the 50th Anniversary of the Founding of Zemstvo Institutions. 18641914]. Moscow, [n. a.], 1917, 84 p. (in Russian).
19. Troitsky N.A. Lekcii po russkoj istorii XIX veka [Lectures on Russian History of the 19th Century]. Saratov, "Slo-vo" Publ., 1994, 272 p. (in Russian).
20. Khvorostov A.S. Zemstvo obedaet v Novosil'skom uezde. K 175-letiyu so dnya rozhdeniya G.G. Myasoedova [Zemstvo dines in Novosilsky district. On the 175th anniversary of G.G. Myasoedov's birth]. Tret'yakovskaya galereya [Tretyakov Gallery], 2009, no. 3, pp. 56-67 (in Russian).
21. Chernukha V.G. Vnutrennyaya politika carizma s serediny 50-h do nachala 80-h godov XIX v. [Domestic policy of tsarism from the mid-50s to the early 80s of the 19th century]. Leningrad, "Nauka" Publ., 1978, 248 p. (in Russian).
Received 07.04.2024
Lazarev S.E., Candidate of History, Associate Professor
of the Department of History and Philosophy of the Humanitarian and Pedagogical Institute
E-mail: [email protected]
Kuznetsova D.V., student of the Humanities and Pedagogical Institute
E-mail: [email protected]
Togliatti State University
Belorusskaya st., 14, Tolyatti, Samara region, Russia, 445020