УДК 336
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ ПОСЕЛЕНИЙ АЗОВСКОГО НЕМЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
THE LAND TAX AS A BASIS OF FORMATION OF A PROFITABLE PART OF BUDGETS OF RURAL SETTLEMENTS OF THE AZOV GERMAN NATIONAL MUNICIPAL RAION OF OMSK REGION
Т.Н. Богославец, Н.Ф. Гроц T.N. Bogoslavets, N.F. Grots
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Земельное налогообложение занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений консолидированного бюджета района, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования бюджетов поселений.
Land taxation occupies a special place in the tax system of the Russian Federation. Despite the relatively small share of land tax in the total volume of revenues of the consolidated budget of raion, the land tax acts as an important source of forming the budgets of rural settlements.
Ключевые слова: местный бюджет, сельское поселение, земельный налог.
Key words: the local budget, rural settlement, a land tax.
Местные бюджеты являются важной составной частью финансовых ресурсов муниципальных образований, необходимых для осуществления задач и функций органов местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее -БК РФ) местные бюджеты входят в единую бюджетную систему Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Азовского немецкого национального района Омской области (далее - Азовский муниципальный район) включает в себя бюджет муниципального района и бюджеты восьми сельских поселений: Азовского, Александровскоого, Березовского, Гауфского, Звонаревокутского, Пришибского, Сосновского, Цветнопольского.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под сельским поселением понимается «один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления».
В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к местным налогам отнесены только два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. В БК РФ в настоящее время имеются нормы, предусматривающие процентные отчисления в доходы местных бюджетов от налогов. В бюджеты поселений зачисляются средства от земельного налога и налога на имущество физических лиц по нормативам 100 %.
Земельное налогообложение занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решениями советов сельских поселений Азовского муниципального района в отношении земельного налога определены налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, по-
© Т.Н. Богославец, Н.Ф. Гроц, 2012
рядок и сроки уплаты. Органы местного самоуправления могут дополнительно устанавливать категории лиц, имеющих право на льготное налогообложение по земельному налогу. Решениями представительных органов муниципальных образований Азовского муниципального района предусмотрены следующие льготы:
1) лица I и II группы инвалидности могут воспользоваться льготой в размере 50 % от кадастровой стоимости земельного участка, представленного физическому лицу для личного подсобного хозяйства, в отношении одного земельного участка;
2) полностью освобождаются от налогообложения муниципальные учреждения.
Налоговые доходы от местных налогов за 1 квартал 2012 г., фактически поступившие в бюджеты поселений Азовского муниципального района, составляют 483,6 тыс. руб., из них от уплаты земельного налога - 387,7 тыс. руб., или 80,2 %, от уплаты налога на имущество физических лиц - 95,9 тыс. руб., или 19,8 % [1].
За 1 квартал 2011 г. фактически поступило в бюджеты поселений от местных налогов 2574 тыс. руб., из них от уплаты земельного налога - 2247 тыс. руб., или 87,3 %, от уплаты налога на имущество физических лиц - 327 тыс. руб., или 12,7 %. Налоговые доходы от местных налогов за 1 квартал 2010 г., фактически поступившие в бюджеты поселений, составляют 1602,1 тыс. руб., из них от уплаты земельного налога - 1584,1 тыс. руб., или 98,9 %, от уплаты налога на имущество физических лиц - 18 тыс. руб., или 1,1 % (рис. 1).
100%
90%-
80%-
70%-
60%-
50%-
40%-
30%-
20%
10%
0%
1 кв. 2010
1 кв. 2011
1 кв. 2012
Рис. 1. Соотношение поступлений земельного налога и налога на имущество физических лиц в бюджеты поселений Азовского муниципального района
Главной обязанностью налоговых органов является контроль за правильностью ис-
числения, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налоговых платежей. Эта обязанность исполняется путем проведения налоговыми органами камеральных и выездных проверок. Камеральную проверку можно рассматривать как основную, приоритетную форму контроля, потому что она позволяет охватить 100 % налогоплательщиков, а также трудозатраты на ее проведение значительно ниже по сравнению с выездной налоговой проверкой.
Согласно отчету, составляемому налоговыми органами, сумма земельного налога, заявленная в декларациях юридических лиц, в
2010 г. по сравнению с 2009 и 2008 г. снизилась на 4,6 и 8,7 % соответственно. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма налога снизилась на 4,3 % (рис. 2).
Тыс. руб.
35°00Г31341,5 29993,5 28613,2
30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
всего по декларациям
в т.ч. по уточненным
2008
2009
2010
Рис. 2. Сумма земельного налога, заявленная в декларациях юридических лиц за период с 2008 по 2010 г.
По данным отчета налогового органа, сумма земельного налога, заявленная в декларациях физических лиц, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 11,6 %. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма налога снизилась на 18,3 % (рис. 3).
Рис. 3. Сумма земельного налога, заявленная в декларациях физических лиц за период с 2008 по 2010 г.
Согласно отчету налогового органа о налоговой базе и структуре начисления по местным налогам (далее - отчет 5МН), земельный налог занимает значительную долю налоговых поступлений в бюджеты поселений Азовского муниципального района в разрезе как юридических, так и физических лиц. В 2010 г. наблюдается увеличение поступлений земельного налога по сравнению с 2009 г. на 4,5 % (рис. 4).
Рис. 4. Динамика уплаты местных налогов, зачисляемых в бюджеты поселений Азовского муниципального района за 2009-2010 гг.
По данным отчета 5МН, наибольшее поступление земельного налога от юридических лиц в 2010 г. наблюдается в Азовском сельском поселении (332 тыс. руб.), наименьшее - в Березовском сельском поселении (13 тыс. руб.). Среди поступлений земельного налога, уплаченного физическими лицами, наибольшее - в Александровском сельском поселении (1456 тыс. руб.), наименьшее - в Гауфском сельском поселении (63 тыс. руб.) (рис. 5).
Исчисление земельного налога, исходя из кадастровой стоимости, привело к возникновению проблем как у налоговых органов, так и у налогоплательщиков и местных бюджетов.
Особенно важной является проблема определения налоговой базы для исчисления земельного налога. Земельный налог является постоянным и прогнозируемым источником дохода муниципальных бюджетов. Недостаток земельного налога заключается в низкой эластичности по отношению к изменениям текущей стоимости земли, что заставляет производить достаточно трудоемкую периодическую переоценку налоговой базы в целях приведения ее в соответствие с текущей рыночной стоимостью.
Рис. 5. Поступление земельного налога по поселениям Азовского муниципального района за 2010 г.
в разрезе юридических и физических лиц
Приказом Министерства имущественных отношений Омской области утверждены показатели кадастровой стоимости земель Азовского муниципального района на 1 января 2012 г. С введением новой кадастровой оценки земельных участков кадастровая стоимость земельных участков по сравнению с предыдущими показателями увеличилась на 6 % по земельным участкам, предназначенным для размещения
домов индивидуальной жилой застройки, на 8 % по земельным участкам, находящимся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, и более чем в 7 раз по земельным участкам, предназначенным для размещения объектов рекреационного и лечебнооздоровительного назначения. По другим видам разрешенного использования земельных участков кадастровая стоимость значительно
снизилась, причем процент снижения варьирует в диапазоне от 37 до 87 [2; 3].
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использования. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, стали нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и налогообложения земли.
В целях снижения потерь бюджетов муниципальных образований на уровне поселений созданы межведомственные комиссии по рассмотрению земельных споров в досудебном порядке, состав которых будет формироваться из представителей органов, осуществлявших кадастровую оценку земли, органов муниципального образования и независимых экспертов. Данная мера позволила предотвратить неплатежи земельного налога в бюджет при переходе и дальнейшем использование результатов кадастровой оценки земли.
Следует отметить отсутствие в гл. 31 «Земельный налог» НК РФ рычагов, которые могли бы заинтересовать землепользователей в наиболее рациональном и эффективном использовании земли. В результате, чем больше землепользователь улучшает используемые им земли, тем выше их кадастровая стоимость, а значит, и взимаемый налог. Таким образом, отсутствует экономическая заинтересованность в улучшении качества используемых земель, в частности сельскохозяйственных угодий.
В этой связи гл. 31 «Земельный налог» НК РФ целесообразно дополнить статьей о введении поправочных коэффициентов к налоговой ставке для земель, кадастровая оценка которых изменяется в зависимости от изменения качественных показателей земли. Например, при увеличении кадастровой стоимости земли за счет улучшения плодородия почв предусмотреть понижающий коэффициент к налоговой ставке, а при уменьшении кадастровой стоимости за счет снижения плодородия почв - предусмотреть повышающий коэффициент к налоговой ставке. Данная мера позволит осуществлять эффективное землепользование, улучшая качественные характеристики используемого земельного участка за счет средств землепользователя.
Налогообложение земельных участков, занятых под объектами недвижимости, особенно под многоквартирными домами, является также немаловажной проблемой.
Например, земельный участок общей площадью 10 000 м2, предоставлен ОАО «Ромашка» для строительства многоквартирного дома. В течение полугода организация построила многоэтажный дом жилой дом. В нем 40 однокомнатных квартир площадью 40 м2; 30 двухкомнатных квартир площадью 70 м2; 20 трехкомнатных квартир площадью 100 м2. Все квартиры приобретены гражданами в собственность. На первом этаже дома расположен подземный кооперативный гараж общей площадью 600 м2, в котором 30 боксов по 20 м2 каждый, принадлежащих физическим лицам. Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен дом, - 26 000 000 руб. На территории Азовского сельского поселения установлены ставки земельного налога: 0,3 % - для земельных участков, занятых жилищным фондом; 1,5 % - для земельных участков под гаражи.
Общая площадь дома = 40 • 40 + 70 • 30 + + 100 • 20 + 600 = 6300 м2.
Земельный налог с владельца 1-комнатной квартиры = (26 000 000 • 0,3 % • 1600/ 6300)/40 = = 495 руб.;
Земельный налог с владельца 2-комнатной квартиры = (26 000 000 • 0,3 % • 2100/6300)/30 = = 867 руб.;
Земельный налог с владельца 3-комнатной квартиры = (26 000 000 • 0,3 % • 2000/6300)/20 = = 1238 руб.
Земельный налог с владельца гаража = = (26 000 000 • 1,5 % • 600/6300)/30 = 1238 руб.
Таким образом, земельный налог для владельцев однокомнатной квартиры составляет 495 руб., двухкомнатной - 867 руб., трехкомнатной - 1238 руб. и гаража - 1238 руб.
Ситуация усугубляется, если объекты недвижимости расположены на земельных участках, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога.
Организация розничной торговли приобрела 18 мая 2011 г. и 6 июня 2011 г. два нежилых помещения, оборудованных под магазины в многоквартирных жилых домах, права собственности на которые зарегистрированы в установленном порядке. Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен первый приобретенный объект, не определена. Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен второй приобретенный объект, по состоянию на 1 января 2011 г. составляла 12 000 000 руб. Доля в праве общей
собственности на земельный участок, принадлежащая организации, - 1/142. Площадь обоих магазинов по 80 м2, площадь домов по 7 000 м2.
Относительно первого земельного участка расчет земельного налога не представляется возможным произвести, так как в отношении него не проведен кадастровый учет. Такие участки передаются в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме после проведения государственного кадастрового учета.
Земельный налог с владельца 2 магазина = 12 000 000 • 80/7 000 • 7/12 • 1,5 % = = 1200 руб.
Таким образом, в данном случае организация является плательщиком земельного налога только по земельному участку, приобретенному 6 июня 2011 г., в отношении которого кадастровый учет был проведен и земельный участок был сформирован. Другой земельный участок должен включаться в состав объектов обложения земельным налогом с момента присвоения ему кадастрового номера.
В результате развития налогового законодательства предлагается объединить земельный налог и налог на имущество физических лиц в один - налог на недвижимость.
Главная проблема введения этого налога связана с тем, что объект и налоговая база связаны с формированием кадастра объектов недвижимости и с разработкой методов кадастровой оценки объектов. На сегодняшний день в Омской области проводится оцифровка архивов центров технической инвентаризации, которые являются основой для внесения данных в кадастр объектов недвижимости.
Подводя итог, следует отметить, что преимуществом земельного налога в качестве ис-
точника поступлений в бюджеты поселений Азовского муниципального района является относительная стабильность налоговой базы, позволяющая прогнозировать доходы местных бюджетов на достаточно длительные промежутки времени. Недостаток заключается в низкой эластичности по отношению к изменениям текущей стоимости земли, что заставляет производить достаточно трудоемкую периодическую переоценку налоговой базы в целях приведения ее в соответствие с текущей рыночной стоимостью.
Несмотря на возникающие трудности, земельный налог остается основой формирования местных бюджетов практически всех поселений Азовского муниципального района.
1. Официальный сайт Азовского немецкого национального муниципального района Омской области. - ИКЬ : http://azov.omskportal.ru /ги/типісіра1/1оса1АшЬ^Ш -52-201-1/ойїсіакіїе/ budget1/2012r/ отчет об исполнении бюджета Азовского ННМР Омской области за 1 квартал 2012 г. (последнее обращение 14.05.2012)
2. Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 26 сентября
2011 г. № 36-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области» // Правовая справочно-информационная система «Кон-сультантПлюс».
3. Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 18 ноября 2010 г. № 46п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области» // Правовая справочно-информационная система «Консультант-Плюс».