ISSN 2072-0920
NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
3. Hemdy A. Taha. Introduction to Operations Research / transl. from English 7 th ed. M.: Williams, 2005. 912 p.
4. Kleinrock L. Waiting Theory / trans, from English by I.I. Grushko; ed. by I.N. Neumann. M.: Mechanical Engineering, 1979. 432 p.
5. Peters Thomas J., Waterman R. In search for effective management: lessons from the most successful American companies [Electronic resource] / trans, from English. Access mode: //https://docviewer.yandex.ru/view/187011418.
6. Aiham Hussein Akhmar, Matveeva L.G., Chernova O.A. New technologies for the effective use of labor potential of network companies: a project approach // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 31(2). P. 139-148.
7. Lunev I.L. Corporate potential management: conceptual, terminological and methodological foundations of the concept, models, tools. Rostov-n/D: SSCC HS,
8. Sales volumes of global corporate software [Electronic resource]. Access Mode: // htpp: //nvtermpaperfdva.hladilni-vitrini.info.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ОСНОВНОГО ФИНАНСОВОГО РЕСУРСА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Реунова Людмила Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Россия
Тел.: 8 (8772) 52 11 55
В статье проведён подробный анализ местного налогообложения и доходной базы местных бюджетов Республики Адыгея. В частности, определена роль доходов местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета Республики Адыгея, а также структура местных бюджетов с точки зрения налоговых и неналоговых доходов.
Так как немаловажную часть доходов составляют местные налоги, то основное внимание сосредоточено на динамике поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц и факторах, влияющих на объём поступлений данных налогов.
2004.
УДК [336.221:352.075] (470.621)
DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10312
Реунова Л.В.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
На основе проведённого исследования выявлены характерные тенденции местного налогообложения Адыгеи и сделаны выводы о достаточности финансовых ресурсов для полного выполнения полномочий органов местного самоуправления и потребности в дополнительных безвозмездных поступлениях. Предложены направления решения финансовых проблем муниципальных образований.
Ключевые слова: местный бюджет, местные налоги, Республика Адыгея, земельный налог, налог на имущество, бюджетная деятельность, реформирование, доходы бюджета, муниципальное образование, налогоплательщики, налоговая система.
Для цитирования: Реунова JI.B. Развитие системы местного налогообложения (на примере Республики Адыгея) // Новые технологии. 2019. Вып. 3(49). С. 138-147. DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10312.
Reunova L.V.
DEVELOPMENT OF THE LOCAL TAXATION SYSTEM AS A BASIC FINANCIAL RESOURCE OF THE MUNICIPAL ENTITIES OF THE REPUBLIC OF ADYGEA
Reunova Lyudmila Valerievna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Finance and Credit
FSBEI HE "Maikop State Technological University", Russia Tel.: 8 (8772) 52 11 55
The article provides a detailed analysis of local taxation and the revenue base of local budgets of the Republic of Adygea. In particular, the role of local budget revenues in the structure of the consolidated budget of the Republic of Adygea is determined, as well as the structure of local budgets in terms of tax and non-tax revenues.
Since local taxes make up an important part of revenues, the main attention is focused on the dynamics of revenues from land tax and property tax and factors affecting the volume of revenues from these taxes.
Characteristic trends of local taxation in Adygea have been identified on the basis of the research and conclusions have been drawn on the sufficiency of financial resources for a complete fulfillment of the powers of local authorities and the need for additional gratuitous income. The directions of solving the financial problems of municipalities have been proposed.
Keywords: local budget, local taxes, the Republic of Adygea, land tax, property tax, budget activity, reform, budget revenues, municipality, taxpayers, tax system.
139
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
For citation: Reunova L.V. Development of the local taxation system as a basic financial resource of the municipal entities of the Republic of Adygea // Novye tehnologii (Majkop). 2019. Iss. 3(49). P. 138-147. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/2072-0920-2019-10312.
Основным принципом организации бюджетной деятельности на региональном и муниципальном уровнях выступает принцип самостоятельности бюджетов, который, однако, предполагает только относительную самостоятельность в виде самостоятельного движения в заданном направлении, то есть возможность решать вопросы бюджетной деятельности на основании российского законодательства.
В настоящее время в России, в связи с реформированием в различных сферах, включая налоговую, наблюдается заметное снижение доходов муниципальных бюджетов в связи с ростом количества налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, что создаёт определённые сложности при сборе налогов.
Достаточный уровень финансового обеспечения необходим для обеспечения независимости муниципальных образований. Бюджетные правоотношения в республике относительно местных бюджетов и контроля за их исполнением регулируются БК РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом РА «О межбюджетных отношениях в Республике Адыгея», а также другими законодательными актами, принимаемыми муниципалитетами [3].
Все принимаемые к исполнению проекты бюджетов муниципальных образований составляют и утверждают на срок 3 года - очередной финансовый год и 2 следующих года согласно Закона РА от 11.09.2013 №233. Учёт и порядок операций по распределению налоговых доходов производится в соответствии с нормативами отчислений, законодательно установленными БК РФ.
Консолидированный бюджет Республики Адыгея в 2017 г. характеризует структура, состоящая из 75% из доходов республиканского бюджета и 25% из доходов местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований (МО)). Структура местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых доходов на 36,4 %.
В общих доходах бюджетов МО местные налоги в 2017 г. составили 344,69 млн. руб., это 10,6 % от суммы всех доходов или 2,04 % доходов консолидированного бюджета республики.
Размер суммы, поступивших налоговых и неналоговых доходов в муниципальных бюджетах Республики Адыгея является недостаточным для полного вы-
140
ISSN 2072-0920
NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
полнения полномочии органов местного самоуправления, поэтому возникает потребность в дополнительных безвозмездных поступлениях, объём которых составляет 59,64 % (рис. 1).
14 000.00
12294.60
Налоговые и неналоговые доходы
Безвозмездные поступления
Консолидированный бюджет Республики Адыгея
Налоговые и неналоговые доходы
Безвозмездные поступления
Республиканский бюджет Республики Адыгея
Налоговые и неналоговые доходы
Безвозмездные поступления
Бюджеты муниципальных образований
Рис. 1 .Доходы консолидированного, республиканского и местных бюджетов РА
в 2017 г., млн. руб.
С развитием экономического потенциала страны, увеличением населения, расширением социальной инфраструктуры растёт и объём местных бюджетов. Общая структура бюджетов МО изменяется, в ней заметен рост доли, приходящейся на бюджеты городских округов и бюджеты сельских поселений. Сравнение их темпов роста показывает, что бюджеты городских округов, растут более высокими темпами, чем бюджеты сельских поселений. Объяснить это можно тем, что в существующих экономических условиях количество городских жителей неуклонно возрастает, а бюджетные расходы на них в несколько раз выше, чем на жителей сельских поселений, что и приводит и к увеличению расходов. Местным бюджетам приходится решать задачи по увеличению налоговой базы и оптимизации сбора местных налогов.
Динамика поступления земельного налога с организаций и физических лиц в бюджет Республики Адыгея представлена на рисунке 2.
Данные рисунка 2 позволяют сделать вывод о снижении поступления налога в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 6,42 %, и повышении в 2017 г. на 2,24 %.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
Что можно объяснить увеличением налоговой базой для начисления налога, связанной с повышением кадастровой стоимости земли физических лиц
291.14
za/.i J
1 1 1
2015 г. 2016 г. 2017г.
Рис. 2. Поступление земельного налога в местные бюджеты Республики Адыгея, млн. руб.
Также в республике в 2017 г. сократилось количество земель сельхозназначения на 358 га, которые получили новый статус земель населённых пунктов (331 га), земель различного специального назначения (13 га), земель особо охраняемых территорий и объектов (14 га), для них ставка налога стала выше
С 2016 г. снизилось количество налогоплателыциков-юридических лиц, так как по Решению от 18.02.2016 г. №166-рс «О внесении изменений в Постановление Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 25.11.2005 г. №754 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Город Майкоп» исключены физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями (ИП). Для них налоговую базу начали самостоятельно рассчитывать органы ФНС РФ, формировать налоговое уведомление, а срок уплаты налога установили аналогично сроку для физических лиц - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом [1]. В связи с этим поступление земельного налога в 2016 г. снизилось, так как срок уплаты сдвинулся на 2017 г.
В структуре поступлений доходов местных бюджетов Республики Адыгея земельный налог в 2016 г. составил 12,77 %, в 2017 г. - 11,1 %, что характеризует важность указанного налога для бюджета. Поступление земельного налога в Адыгее имеет разнонаправленную динамику (таблица 1).
Структурно более половины поступлений земельного налога в 2016 г. приходилось на организации - 57,69 %, на физических лиц - 42,31 %, причём в абсолютном выражении произошло снижение поступления налога по обеим категори-
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
ям плательщиков. В 2017 г. мы наблюдаем положительную динамику по налогу с физических лиц (рост на 17,13 %) с дальнейшим ухудшением по организациям (снижение на 15,87 %).
Таблица 1 - Динамика поступления земельного налога по видам
Вид 2015 г., млн. руб. 2016 г., млн. руб. 2017 г., млн. руб. Темп роста 2017/2015, %
Земельный налог с организаций 163,19 157,17 137,23 84,13 %
Земельный налог с физических лиц 127,95 115,23 149,86 117,13 %
Составлено автором на основе данных [2].
В Республике Адыгея наблюдается тенденция повышения количества плателыциков-физических лиц за 2015-2017 гг. (рис. 3). Это обстоятельство отражается на увеличении налогооблагаемой базы в целом по республике.
—I— Количество
налогоплательщиков ■ фнзлчесских лиц, ед.
—О- - Количество
налогоплательщиков -юридических лиц: ед.
2015 г. 2016г. 2017г.
Рис. 3. Количество плательщиков земельного налога в РА в 2015-2017 гг.
Доля налогоплательщиков, которым предоставлены льготы, изменялась в 2015-2017 гг. незначительно для юридических лиц, а для физических лиц наблюдается противоположная тенденция (таблица 2).
*
Таблица 2 - Доля налогоплательщиков-льготников в РА
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Доля льготников - юр. лиц 12,22 % 11,16% 12,04 %
Доля льготников - физ. лиц 8,97 % 9,90 % 31,83 %
* Составлено автором на основе данных. [2]
143
ISSN 2072-0920
NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
В связи с применением льгот сумма недополученного дохода от налога представлена на рисунке 4. Резкий рост показателя по физическим лицам связан с увеличением предоставленных льгот, уменьшающих величину налоговой базы (в виде не облагаемой налогом суммы).
78 633
65 W,
11 920
45 699
13 328
33 620
□ Юридических лиц о Физических лиц
80 ООО 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0
2015 г. 2016г. 2017г.
Рис. 4. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу
Увеличение количества налогоплательщиков вызвано увеличением количества земельных участков как у физических, так и у юридических лиц. Кроме этого, на сумму поступления земельного налога оказывает влияние изменение кадастровой стоимости земель, так как на её основании формируется налоговая база для начисления налога.
В 2018 г. земельный налог будет рассчитываться на основе кадастровой оценки земельных участков. Этот принцип расчёта начал внедряться в 2015-2016 гг. и рассчитан на поэтапный переход в течение 5 лет, когда к итоговой сумме налога будет применяться поправочный коэффициент, снижающий сумму платежа. Ежегодно коэффициент увеличивается на 20%, пока не достигнет единицы в 2020 г. Земельный налог различных регионах отличается, так как регионы могут использовать дифференцированный подход для различных секторов экономики, предоставлять льготы для отдельных видов деятельности в зависимости от категорий земель и устанавливать льготные категории граждан. Местными властями по их усмотрению устанавливается ставка налога в размере 0,1-1,5 %. Такая схема исчисления земельного налога увеличит поступления в местные бюджеты платежи, в которые по некоторым регионам возрастут в 7-8 раз.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
Ещё одним местным налогом, взимаемым в Республике Адыгея, является налог на имущество физических лиц (табл. 3).
Таблица 3 - Динамика поступления налога на имущество физических лиц в местные бюджеты РА в 2015-2017 гг., тыс. руб.
Всего поступило в местные бюджеты РА В том числе с объектов налогообложения, расположенных:
в границах городских округов в границах сельских поселений в границах городских поселений
2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017
31570 40309 57523 17459 23640 33684 10653 12928 18597 3458 3741 5242
* Составлено автором на основе данных. [2]
В исследуемом периоде сумма поступления налога резко возрастала, что связано с переходом на кадастровую оценку имущества вместо инвентаризационной и увеличением количества облагаемых объектов. Всего в структуре поступлений доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея налог на имущество физических лиц составляет около 2%.
В Республике Адыгея наблюдается тенденция постоянного повышения количества плательщиков налога на имущество - физических лиц, которая вызвана увеличением количества недвижимого имущества у них, в т.ч. того, по которому предъявлен к уплате налог. Это, в свою очередь, вызывает рост доходов местных бюджетов в целом по республике. Количество налогоплательщиков, которым предоставлены льготы, неуклонно снижается - в 2016 г. на 0,68 % по сравнению с предыдущим годом, в 2017 г. ещё на 7,46 %. Данное обстоятельство также положительно отражается на поступлении налогов в бюджет, повышается эффективность налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц.
По налогу на имущество физических лиц в 2018 г. установлен 5 -летний переходный период, в течение которого налог будет подниматься на 20% в год. При этом в связи с изменениями налогового законодательства, в 2018 г. налог на имущество физических лиц будет уплачиваться по новым правилам, согласно которым физические лица будут платить 0,1% от кадастровой стоимости недвижимости, а налогом будут облагаться квартиры, комнаты и другие жилые помещения; места для парковки, гаражи; недостроенные объекты жилого строительства; комплексы, включающие хотя бы одно жилое помещение; хозяйственные постройки площадью до 50 м , находящиеся в дачных или садовых товариществах. В кадаст-
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
ровой оценке учитывается регион, город, район расположения недвижимости, её близость к социально значимым объектам, благоустроенность придомовой территории, инфраструктура и т.д. Определять кадастровую стоимость будут независимые эксперты. Поэтому владельцы разного типа жилья будут иметь разный размер налога на недвижимость
Данные таблиц 1 и 3 характеризуют рост поступления земельного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц в 2015-2017 гг. в связи с изменениями федерального налогового законодательства. А именно, сроки уплаты местных налогов перенесены на более позднее время, выполнялась переоценка земли и недвижимого имущества по кадастровой стоимости, индивидуальные предприниматели были переведены в категорию физических лиц.
Нововведением в местном налогообложении является курортный сбор, который вводится в 2018 г. и будет действовать в тестовом режиме до 2022 г. в Краснодарском крае, на Алтае, Северном Кавказе и в Крыму. Региональные органы власти устанавливают размер сбора и порядок его уплаты, но не более 50 руб. с человека за сутки в 2018 г. и 100 руб. в следующие годы.
Льготные категории граждан, включая инвалидов, Героев России и героев труда, несовершеннолетних детей, освобождаются от сбора. Собранные средства пойдут на развитие инфраструктуры для туризма, улучшение условий проживания, благоустройство территории, расширение спектра оказываемых услуг.
В 2015-2017 гг. отношение доходов местных бюджетов республики от земельного налога к налогу на имущество с физических лиц составило 2,5, т.е. в Адыгее налоговые поступления от имущественных налогов в основном приходятся на земельный налог.
Проведённый анализ местного налогообложения и доходной базы местных бюджетов в целом выявил следующие тенденции:
- состав и структура налоговых доходов местных бюджетов подвержены периодическим изменениям, зависящих от множества разнообразных факторов;
- структура собственных доходов местных бюджетов чувствительна к изменениям налогового законодательства;
- по объёму и экономическому значению основное место в доходах муниципальных образований занимают отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, доля местных налогов составляет 14-15 %.
- в связи с проводимой налоговой реформой уровень бюджетных доходов муниципалитетов снизился.
ISSN 2072-0920 NOVYE TEHNOLOGII (MAJKOP). 2019. 3(49)
Финансовые проблемы, возникающие у муниципальных образований, можно решить при привязке местных бюджетов к доходам реального сектора экономики, так как на территории любого муниципального образования функционируют предприятия, уплачивающие региональные и федеральные налоги (на прибыль и имущество, транспортный налог). Это, в свою очередь, может решить многие финансовые проблемы муниципалитетов.
В целом, налоговая система должна характеризоваться акцентом на развитие приоритетных секторов экономики для реагирования при изменении социально-экономической ситуации в стране или регионе, в целях улучшения сбора налогов. Налоговая политика должна стать основой для эффективного развития муниципальных образований Российской Федерации.
Литература:
1. Налог на землю [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://maikop.ru/ ekonomika-i-finansy/finansovoe-upravlenie/mestnye-nalogi/nalog-na-zemlyu/
2. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn01.
3. Реунова Л.В. Социально-экономическая характеристика Республики Адыгея // Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук: материалы международной научно-практической конференции / под ред. Насретдинова И.Т. Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2017. С. 791-792.
Literature:
1. Land tax [Electronic resource]. Access Mode: https://maikop.ru/ekonomika-i-finansy/finansovoe-upravlenie/mestnye-nalogi/nalog-na-zemlyu/
2. The Federal Tax Service of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: https://www.nalog.ru/rn01.
3. Reunova L.V. Socio-economic characteristics of the Republic of Adygea // Modern studies of the main directions of the Humanities and Natural sciences: materials of the international scientific and practical conference / ed. by Nasretdinova I.T. Kazan: Pechat-Servis-XXI vek, 2017. P. 791-792.