Научная статья на тему 'Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства'

Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков С. Н.

Российская Федерация обладает огромным сельскохозяйственным и земельным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation possesses huge agricultural potential.

Текст научной работы на тему «Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства»

производство льна и конопли - 80 млн руб., закладку и уход за многолетними культурами - 370 млн руб., завоз семян для выращивания кормовых культур в северных районах страны - 60 млн руб.

Из федерального бюджета также компенсируется часть затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. Объем расходов по этому направлению в 2007 году составит 3 млрд 400 млн руб., что на 17% больше, чем в предыдущем году. Финансирование ведется без задержек.

Для координации всех действий по проведению в оптимальные сроки весенних полевых работ Министерством создан межведомственный штаб, в состав которого вошли представители федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Аналогичные структуры созданы и в регионах.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Минсельхоз России приступил к разработке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы.

Государственная программа будет содержать прогноз развития сельского хозяйства на пять лет, комплекс мер государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечение финансовыми ресурсами с включением сюда всех направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

В 2007 году на поддержку сельского хозяйства предусмотрены средства в объеме 62,8 млрд руб. (с учетом фактически переходящих на 2007 год 7,5 млрд и 5,7 млрд руб.), в том числе на финансирование приоритетного национального проекта «Развитие АПК» - 23,5 млрд руб. Об этом уже подробно писал ваш журнал.

Существенно, почти в 2 раза по сравнению с 2006 годом, увеличены объемы государственной поддержки на развитие племенного животноводства. Начиная с 2007 года предусмотрены средства на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства. Указанные расходы включены в национальный проект.

Более чем в 1,5 раза увеличены расходы на 2007 и последующие годы на субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие животноводства и развитие малых форм хозяйствования в рамках приоритетного национального проекта «Раз-

Земля и собственность

витие АПК» .

Начиная с 2007 года в рамках национального проекта выделены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до пяти лет в российских кредитных организациях на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов, а также включены дополнительные мероприятия, направленные на развитие промышленного рыбоводства. Реализация мероприятий, предусмотренных на 2007 год, будет продолжена в 2008-2010 годах.

Предусмотрены средства федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО «Росагроли-зинг» на 2007-2008 годы в размере 8 млрд руб. ежегодно и на 2009 год -4,0 млрд руб.

В целях совершенствования законодательной базы развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Минсельхозом России, в соответствии с правительственным и ведомственным планами законопроектной деятельности, в 2007 году ведется работа по подготовке 12 законопроектов, направленных на регулирование отношений в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности сельского хозяйства.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК БАЗОВЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

С.Н. волков

ректор Государственного университета по землеустройству, академик РАСХН

Российская Федерация обладает огромным сельскохозяйственным и земельным потенциалом.

На состоявшейся в конце ноября 2006 года Всероссийской научнопрактической конференции, организованной Правительством России, Россельхозакадемией, Администрацией Саратовской области, обсуждалась актуальная тема - социально- экономические преобразования в сельском хозяйстве России: исторические аспекты Столыпинской реформы и при-

оритеты современной аграрной политики. На конференции с докладом «Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства» выступил ректор Государственного университета по землеустройству, академик РАСХН, Заслуженный деятель науки С. Н. Волков.

Современное состояние и распределение земель сельскохозяй-

«...Все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния - земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощённую землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия».

П.А. Столыпин (Из речи в Государственной Думе 5 декабря 1908 г.)

The Russian Federation possesses huge agricultural potential.

ственного назначения по формам собственности.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения в стране на 1 января 2006 года равнялась 401,6 млн га, в том числе 194,4 млн га сельскохозяйственных угодий (48,4%) и 116,1 млн га пашни (28,9%). Площадь сельскохозяйственных угодий в составе других категорий земель составляла 26,3 млн га, пашни - 5,7 млн га.

Основу рационального использования и охраны этих земель, устойчивого развития сельскохозяйственного производства закладывают земельные отношения, зависящие от складывающихся в сельском хозяйстве форм и структуры земельной собственности, землевладения и землепользования.

Согласно данным государственных статистических наблюдений, осуществляемых Роснедвижимос-тью, на 1 января 2006 года распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности складывалось следующим образом: в государственной и муниципальной собственности находилось 275,8 млн га (68,7% земель категории), в частной собственности - 125,8 млн га, в том числе 120,7 млн га (30,1%) в собственности граждан и 5,0 млн га (1,2%) в собственности юридических лиц.

Из всех земель Российской Федерации, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 97,1% (125,7 млн га), из них 88,8% в общей собственности на землю составили доли граждан.

К государственной и муниципальной собственности относились участки лесных земель, земель под древесно-кустарниковой растительностью, дорогами, водой, болотами, а также участки земель фонда перераспределения, в котором находилось 39,9 млн га.

В структуре частной земельной собственности категории земель сельскохозяйственного назначения основную площадь занимали сельскохозяйственные угодья, включая большую часть пашни (около 90%).

Сельскохозяйственное производство в 2006 году вели предприятия, учреждения и организации различных организационно-правовых форм. Большая часть из них - это сельскохозяйственные коммерческие организации. В связи с тем, что

приватизация имущества и регистрация новых организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий с 1992 года по настоящее время шли без оформления в установленном порядке прав на землю, в границах сельскохозяйственных организаций земля до сих пор используется на основе различных видов права.

Несмотря на то, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации всё имущество коммерческих организаций должно принадлежать им на праве собственности или аренды, в действительности же, вне зависимости от формы хозяйствования, сельскохозяйственные организации использовали землю на праве общей (долевой или совместной) земельной собственности, принадлежащей гражданам, а также основываясь и на иных видах права (аренды, постоянного бессрочного пользования и др.).

По данным Роснедвижимости, в 2005 году доля земель граждан в общей площади земель сельскохозяйственных организаций составила в целом по Российской Федерации 20,4%, а доля сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой или совместной собственности, равнялась 70% (табл. 1).

В 2005 году были ликвидированы государственные унитарные предприятия, занимающиеся оленеводством в Магаданской области, на территории Эвенкийского и Таймырского автономных округов (78% от 7 млн га, занимаемых этими предприятиями).

Как показал анализ, в Российской Федерации с 2000 по 2005 годы продолжалось перераспределение земель между юридическими и физическими лицами, занимающимися сельскохозяйственным производством, что особенно характерно для европейской территории страны.

Так, если в 2000 году у предприятий, занимающихся сельскохозяйственным производством, имелось 581,1 млн га земель, в том числе

157.6 млн га сельскохозяйственных угодий, то в 2005 году они имели

458.7 млн га, из которых 137,9 млн га занимали сельскохозяйственные угодья.

Площади земель у граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, возросли с 63,8 млн га (45,5 млн га сельскохозяйственных угодий) в

Земля и собственность

2000 году до 79,3 млн га (53,8 млн га сельскохозяйственных угодий) в 2005 году (табл. 2).

Это происходило в результате ликвидации нерентабельных сельскохозяйственных предприятий, когда собственники земельных долей, входящих в эти предприятия, осуществляя права собственников, сдавали земельные доли в аренду иным производителям сельскохозяйственной продукции, чаще всего крестьянским (фермерским) хозяйствам. Кроме того, собственники земельных долей выходили из действующих предприятий каждый со своей долей с целью организации крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства. Часть земель, представляющих собой земельные доли граждан, после ликвидации предприятий не использовалась.

По данным на 1 января 2006 года у предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, находилось 538,0 млн га земель, из них земли сельскохозяйственного назна- чения составляли более 361 млн га (67,1%). На землях поселений для сельскохозяйственных целей использовалось 8,5 млн га. Кроме того. часть сельскохозяйственных угодий из земель лесного, водного фонда и других категорий была предоставлена в аренду или срочное пользование для сельскохозяйственного использования.

Из всех земель 6,2 млн га составляли земли сельскохозяйственных предприятий, ликвидированных в результате банкротства, не учтенных в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ) в связи с тем, что вопрос их принадлежности не был решен. Вследствие этого действия по внесению изменений в ЕГРЗ не были произведены.

Таким образом, всего за 20002005 годы площадь земель, находящихся у предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, сократилась с 644,9 млн га (из них 203,1 млн га занимали сельскохозяйственные угодья) до 538,0 млн га (191,7 млн га), или на 106,9 млн га (11,4 млн га).

Около 78% земель, используемых предприятиями и организациями, являлось государственной собственностью. И только 0,6% от общей площади земель, используемых предприятиями, составила собственность юридических лиц (1).

В целом в составе территорий предприятий и организаций имелось 97,7 млн га земель граждан, из них у собственников земельных долей находилось 92,1 млн га, из которых - 24,5 млн га. было не востребовано. В общей совместной собственности состояло 1,3 млн га земель.

Кроме того, сельскохозяйственные организации использовали 4,7 млн га земель иных юридических лиц и земель граждан, не являющихся участниками предприятий, из них 4,3 млн га принадлежало собственникам земельных долей.

Площадь земельных долей, используемых сельскохозяйственными организациями в 2005 году, составила 83% от их наличия в Российской Федерации. По сравнению с 2004 годом этот показатель снизился на 3%.

Большой пестротой отличалась структура землевладений и землепользований хозяйств граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции (табл. 3).

Из таблицы видно, что в частной собственности граждан или объединений граждан, в зависимости от вида хозяйств, находилось от 5,9% земель (участки под огородами) до 75,5% (дачные участки). Другие земельные участки или части земельных участков граждан или их объединений арендовались, находились в постоянном (бессрочном) пользовании, безвозмездном срочном (временном) пользовании, пожизненном наследуемом владении или вообще использовались без оформления прав.

Таким образом, проведенный нами анализ показал, что как минимум 12,6 млн хозяйств граждан (31,0%) из 40,63 млн хозяйств, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, нуждаются в переоформлении документов, удостоверяющих права на землю, и в постановке этих земельных участков на государственный кадастровый учет.

Из 137,92 млн га сельскохозяйственных угодий, закрепленных за

сельскохозяйственными предприятиями и организациями, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции, 96,39 млн га составляли земельные доли, используемые на различных видах права, не выделенные в натуре и не зарегистрированные в установленном порядке.

Если считать, что примерно 200 млн га земель сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями (дороги, лесополосы, земли под древесно-кустарниковой растительностью, водой и др.) являются бесхозными, то примерно на 80% земель сельскохозяйственного назначения требуется проведение землеустроительных работ по закреплению земельных участков в собственность или аренду с постановкой их на государственный кадастровый учет.

Это означает, что большая часть земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время не может находиться в обороте, так как земельная собственность в сельской местности юридически не разделена и фактически не оформлена.

Такое положение не позволяет хозяйствующим субъектам стабильно вести сельскохозяйственное производство. По этой же причине нельзя считать сложившееся распределение земельных участков в сельской местности законным.

Владельцы земельных участков не могут реализовать свои права собственников без их юридического оформления, то есть не могут купить, продать, заложить, подарить, передать по наследству, включить в уставные фонды принадлежащие им земельные участки. Местные же власти не имеют оснований в полной мере применить механизм платного землепользования.

По нашим расчётам, суммарные ежегодные потери, которые понесла наша страна в 1991-2005 годах из-за реформирования земельной собственности на землях сельскохозяйственного назначения и ухудшения использования

Земля и собственность

земли, составляли не менее 123,28 млн т в зерновом эквиваленте. Это равнялось 40,8% от уровня производства 1990 года, которое достигало тогда 301,92 млн тонн.

Учитывая, что 1 т зерна на мировом рынке оценивалась в среднем в 100 долл. США, то суммарные потери от ухудшения землепользования за этот период равнялись не менее 12,32 млрд долл. США, или 325,25 млрд руб. в год.

Если считать, что недополученный чистый доход с общей суммы ущерба 325,25 млрд руб. будет составлять 30%, то есть равняться 97,58 млрд руб. (325,25 х

0,3=97,58), а процентная ставка, используемая для капитализации ренты (процент капитализации), составит 3%, то снижение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий Российской Федерации за 1991-2005 годы будет равняться 3,25 трлн руб., или (97,58 х 100)/3=3252,67 млрд руб.

При ставке земельного налога, равной 0,3%, с этой суммы местные бюджеты ежегодно недополучали и еще будут недополучать 9,76 млрд руб. (3252,67 х 0,003=9,76 млрд руб.). Учитывая то, что в 2005 году в России было собрано 46,6 млрд руб. земельного налога, то можно считать, что земельно-ресурсный потенциал России уменьшился за 1991-2005 годы на 20,9% (9,76 %

46,6 х 100).

К этому также следует добавить потери продукции, связанные с существенным сокращением внесения органических и минеральных удобрений, средств защиты растений, объемов известкования, гипсования и фосфоритования почв.

Чтобы ликвидировать такую негативную ситуацию с использованием земель, необходимы огромные финансовые, трудовые и материальные ресурсы. По нашим расчетам, на осуществление мероприятий по восстановлению земель потребуется не менее 386,25 млрд руб. (2). Естественно, все это сдерживает развитие экономики села.

(Продолжение следует)

Литература

1. Государственный (национальный) доклад (текст) «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации». - М.: МЭРТ - Роснедвижимость, 2006. - 200 с.

2. Шагайда Н.И. Трансакционные издержки сельскохозяйственных организаций при формировании землепользования за счет участков долевой собственности (текст): Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений на региональном и муниципальном уровнях // Материалы заседания выездного бюро Отделения экономики и земельных отношений в г Великий Новгород, 27-28 октября 2006 г. - С. - Пб. - Пушкин.: СЗНИИЭиОСХ, 2006. - С. 108-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.