Научная статья на тему 'Земельная реформа и вопросы рационального использования орошаемых земель в Актюбинской области'

Земельная реформа и вопросы рационального использования орошаемых земель в Актюбинской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
475
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ОРОШАЕМЫЕ ЗЕМЛИ / АКТЮБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / LAND REFORM / EFFECTIVE LAND UTILIZATION / IRRIGATED LANDS / AKTYUBINSK REGION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Онаев Марат Кайрлыулы, Ермуханова Жанна Алибиевна

В статье проанализированы результаты земельной реформы, начавшейся в Республике Казахстан в 1991 г. Представлены итоги ревизии сельскохозяйственного земельного фонда страны. Показано, что инвентаризация земель Актюбинской области позволила выявить 54,4% земель фактически не орошаемых. Одна из причин такого положения заключается в крайне низком техническом уровне действующей оросительной системы. Доказано, что вопросы восстановления и дальнейшего развития надёжных оросительных систем это государственная задача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Онаев Марат Кайрлыулы, Ермуханова Жанна Алибиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND REFORM AND THE PROBLEMS OF RATIONAL USE OF IRRIGATED LANDS IN THE AKTYUBINSK REGION

The results of land reform having been launched in the Republic of Kazakhstan since 1991 are discussed in the article. The results of the country’s farm land fund inspection are submitted. It is shown that as result of farm lands inventory in the Aktyubinsk region, there were revealed 54.4% of practically nonirrigated lands. One of the reasons of this situation is the extremely low technical level of the existing irrigation system. It is ascertained that the problems of recovery and further development of reliable irrigation systems are to be solved at the government level.

Текст научной работы на тему «Земельная реформа и вопросы рационального использования орошаемых земель в Актюбинской области»

Земельная реформа и вопросы

рационального использования орошаемых земель

в Актюбинской области

Ж.А. Ермуханова, магистрант, М.К. Онаев, к.т.н, Западно-Казахстанский АТУ

В новейшей истории Казахстана и Российской Федерации пройден значительный этап в социально-экономическом развитии общества, становлении рыночных отношений во всех производственных сферах. Одной из составляющих экономической реформы является земельная реформа. Земельная реформа, развернувшаяся в Республике Казахстан, была направлена на коренное изменение существующей системы земельных отношений, введение в аграрном секторе экономики совершенно новых форм хозяйствования на земле, разработку правовой базы. Немаловажным был во-

прос о налаживании мониторинга экологического состояния сельскохозяйственных угодий и системы контроля за их использованием. Необходимо было обеспечить качественным агротехническим обслуживанием и картографическими документами всех заинтересованных субъектов земельных отношений [1, 2].

Начало земельной реформе положил Закон РК от 28 июня 1991 г. «О земельной реформе», она явилась составной частью общей политики государства по разгосударствлению и приватизации в экономике страны. Развитие общества и становление рыночных отношений требовали адекватного развития правовой базы в сфере земельных отношений. Поэтому в соответствии с

требованиями времени и сложившейся системы правовых отношений в 1994 г. был подготовлен указ Президента РК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», которым впервые введён институт купли-продажи права землепользования.

Земельный кодекс Республики Казахстан, принятый в 2003 г., законодательно закрепил право частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения и установил нормы регулирования земельных правоотношений в условиях различных форм собственности на землю. Таким образом, в соответствии с концепцией земельной реформы проведено поэтапное преобразование земельных отношений в целях создания правовых, экономических и социальных условий для формирования рынка земли и права землепользования, эффективного функционирования различных форм хозяйствования на земле. Конечная цель реформы заключалась в обеспечении рационального использования и охраны земель и достижения на этой основе высокой продуктивности в аграрном секторе.

В 2011 г., практически через 20 лет после начала земельной реформы, на всей территории республики проведена масштабная ревизия сельскохозяйственного земельного фонда. Основной целью мероприятия явилось выявление соответствия современного состояния использования земельных угодий основным принципам земельного законодательства — приоритету земель сельскохозяйственного назначения, целевое и рациональное использование земель. Практически по всей республике были обнаружены площади неиспользуемых, бесхозных земель, или земель, используемых не по назначению, развернулся возврат таких земель в собственность государства. В итоге выявлено более 15 тыс. неиспользуемых крупных земельных участков на площади более 5 млн га, в т.ч. на 1,2 млн га пашни. Из них взяты были на учёт как бесхозные более 2,7 тыс. участков на площади более 1 млн га и более 1 млн га возвращено в собственность государства [3].

Земельный фонд Актюбинской области составляет 30062,9 тыс. га. В результате земельной реформы на 01.01.2014 г. в области функционировали 4568 хозяйствующих субъектов, в том числе 4108 крестьянских хозяйств (КХ) на площади 6052,4 тыс. га, 245 товариществ с ограниченной ответственностью (ТОО) на площади 2596,2 тыс. га, 10 акционерных обществ (АО) на площади 174,7 тыс. га, 29 производственных кооперативов (ПК) на площади 146,8 тыс. га, 153 негосударственных физических лиц на площади 173,8 тыс. га и 23 государственных сельскохозяйственных предприятий на площади 53,4 тыс. га. КХ занимали 60,4% земель сельскохозяйственного назначения, ТОО и АО — 32,4%, ПК - 2,9% и физические лица - 3,5% [4].

Повышение жизненного уровня населения вызывает необходимость снабжения высококачественными продуктами питания, в том числе зерновыми, крупяными, плодово-ягодными и овощными. Одним из резервов повышения урожайности сельскохозяйственных культур в засушливых условиях Актюбинской области является орошение.

Актюбинская область расположена на территории двух крупных речных бассейнов — Урало-Каспийского и Тобол-Тургайского. Водный фонд Урало-Каспийского бассейна составляет 12076 млн м3 воды, в том числе из рек — 11200 млн м3, Тобол-Тургайского бассейна - 2960 млн м3, в том числе поверхностные стоки — 2537 млн м3. Наиболее крупными реками области являются реки Тургай, Иргиз, Эмба, Уил, Илек, Орь, Сагиз. Крупные водохранилища созданы на реках Каргале, Илеке, Сазде, Уиле.

Река Каргала, с притоками Шанды, Карабутак, Косистек, зарегулирована Каргалинским водохранилищем ёмкостью 280 млн м3, расположенным в Каргалинском районе, в 62 км от г. Актобе. Проектная площадь орошения составляет 13500 га.

Река Илек, с притоками Жарык, Тамды, Есет, Табантал, Байбакты, Акжар, зарегулирована Актю-бинским водохранилищем ёмкостью 245 млн м3. Проектная площадь орошения составляет 4720 га.

Использование земель с регулярным орошением в Актюбинской области, га

№ п\п Район Общая площадь орошаемых земель Площадь, намечаемая к списанию, снятию с учёта Орошаемая площадь

1 Айтекебийский 1017 724 293

2 Алгинский 3105 1122 1983

3 Байганинский 58 58 -

4 Иргизский 616 279 337

5 Каргалинский 6238 2936 3302

6 Кобдинский 2443 1565 878

7 Мартукский 4020 1638 2382

8 Мугалжарский 2591 2136 455

9 Темирский 830 627 203

10 Уилский 1540 1506 34

11 Хромтауский 1860 1488 372

12 Шалкарский 555 208 347

13 г. Актобе 2923 - 2923

Итого 27796 14287 13509

Река Сазда зарегулирована Саздинским водохранилищем ёмкостью 6,0 млн м3, которое находится в 7 км от г. Актобе. Проектная площадь орошения — 420 га.

Река Уил зарегулирована головным шлюз-регулятором «Тамдыколь», предназначена для залива системы лиманного орошения.

К началу 90-х годов прошлого века в области имелось 122,7 тыс. га лиманного орошения и 42,3 тыс. га регулярного орошения [5]. Орошаемые земли позволяли получать значительные объёмы зерновых, кормовых и овощных культур, производимых в области.

Выполненная работа по инвентаризации земель регулярного орошения Актюбинской области позволила выявить, что более половины (54,4%) от общей площади земель, находящихся в категории орошаемых земель, фактически уже в течение значительного времени не орошаются, вся оросительная сеть или разрушена, или находится на крайне низком техническом уровне.

Из 27796 га земель, отнесённых к орошаемым, практически используются в последние годы 13509 га. По материалам инвентаризации можно проанализировать фактическое использование орошаемых земель в разрезе районов (табл.).

Инвентаризация выявила, что в 50% случаев участки, числящиеся с оросительной сетью, уже в течение длительного времени используются в качестве пастбищных угодий, потеряли связь с источником орошения, а оросительная сеть вышла из строя более чем на 50%. Это относится к оросительной сети и орошаемым участкам в Кобдинском, Байганинском, Темирском, Уилском, Мугалжар-ском, Айтекебийском районах. Крайне неудовлетворительно используются орошаемые участки Кар-галинского, Мартукского, Хромтауского районов.

Не лучшее положение и с использованием земель лиманного орошения. В 60—80-е гг. прошлого столетия в Уилском, Иргизском, Темирском, Хромтауском районах области были созданы крупные системы лиманного орошения на высоком инженерно-техническом уровне. Однако на сегодняшний день значительная часть земель не может эксплуатироваться по назначению из-за прорыва дамб, размыва водообходов или выхода из строя водосбросных сооружений.

Основными причинами нерационального использования регулярно орошаемых земель по области являются разрушение созданных по специальным проектам оросительных систем, невозможность восстановления и эксплуатации их непосредственно самими фермерскими хозяйствами, недостаточная водообеспеченность оросительных систем.

Вопросы создания и восстановления орошаемых массивов, создание надёжных оросительных систем — это вопрос государственной важности. Существует прямая связь между водой и производством продовольствия. Выращивание сельскохо-

зяйственных культур и животноводство — процессы водоёмкие. На сельское хозяйство приходится 70% всей воды, отбираемой сельскохозяйственным и промышленным (включая энергетику) секторами. Растущий спрос на продукты животноводства увеличивает спрос на воду. Особенно увеличивается спрос на пресную воду соответствующего качества. Ответственное управление водными ресурсами в сельском хозяйстве станет важным вкладом в глобальную водную безопасность будущего.

Предполагается, что к 2050 г. мировой спрос на продовольствие увеличится на 70%. Однако прогнозирование спроса на воду в сельском хозяйстве чревато неопределённостью и зависит от используемых методик и предположений. Спрос зависит от численности населения, востребованного типа питания и объёмов потребления. Виды культур, урожайность и производительность сельского хозяйства также влияют на количество требуемой воды, а климатические изменения добавляют неопределённости.

Согласно экспертным оценкам, к 2050 г. мировое потребление воды сельским хозяйством (как орошаемым, так и неорошаемым) вырастет примерно на 19%. Рост водопотребления для орошения в значительной мере придётся на регионы, уже страдающие от нехватки воды.

Поэтому для всей общественности Актюбинской области остаются важными проблемы экономического обоснования, рационального использования водных, земельных, энергетических и других ресурсов, улучшения плодородия почв. Экономическая оценка мелиоративных мероприятий часто расширяет направление использования земель путём изменения структуры посевных площадей, совершенствования технологий орошения. А это, в свою очередь, расширяет спектр производимой на орошаемых землях продукции и повышает уровень производительности общественного труда в земледелии.

Проблема рационального использования земли усложняется постоянным выбытием земли из активного (главным образом сельскохозяйственного) оборота, вследствие деградации под антропогенным воздействием — эрозии и засоления, загрязнения, нарушения при горных разработках и др. Общество заинтересовано в улучшении производительных свойств земли. Решение этой проблемы наиболее актуально в сельскохозяйственном производстве.

Литература

1. Спектр М.Д. Земельная реформа и стратегия развития аула (села) и сельской местности // Земельные ресурсы Казахстана. 2012. № 2. С. 20-23.

2. Несват А.П. Формирование рационального сельскохозяйственного землепользования на основе системного подхода // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 1 (45). С. 198-201.

3. Низамиев М. Размышления у кромки брошенного поля // Земельные ресурсы Казахстана. 2012. № 2. С. 24-26.

4. Земельные ресурсы Актюбинской области на 01.01.2014 г. Актобе, 2014. 28 с.

5. Бекбергенов К.Ж. Сельскохозяйственная мелиорация (на казахском языке). Алматы: Кайнар, 1994. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.