Научная статья на тему '"зеленые" проекты - сегмент внимания банков'

"зеленые" проекты - сегмент внимания банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1211
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / "ЗЕЛЕНЫЙ" БАНКИНГ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ / "ЗЕЛЕНОЕ" ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / "ЗЕЛЕНЫЕ" ЦЕННЫЕ БУМАГИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шершнева Елена Геннадьевна, Дубровина Саида Абдуловна, Кондюкова Елена Станиславовна, Земляницына Наталья Викторовна

Экологическая безответственность и безграмотность современных людей уже приводит к необратимым изменениям в ландшафтах, воздушных и водных бассейнах. «Зеленая экономика» набирает обороты с осознанием промышленников и хозяйственников вести рациональную, устойчивую экономику. Экологические знания получают развитие в трудном поле межнационального сотрудничества, осложненном негативными политическими факторами. Тем не менее, понимание ценностей устойчивого развития формируют основы социальной ответственности. Идеи экологической ответственности социальных институтов были закреплены в еще в начале 70-х годов XX столетия в декларациях ООН. Представители бизнеса осознают, что фактор развития и конкурентоспособности бизнеса коррелирует с «зеленой» экономикой. В рыночном поле возникают технологии экологические и одновременно экономически выгод-71Economy and management in branches and fields of activityные для предпринимателей. Данные технологии модернизируют производственные системы, сокращают издержки и повышают прибыльность проектов.В конце XX столетия и банковский сектор обращает внимание на «зеленую экономику» как позитивный тренд способа хозяйствования, обладающий неисчерпаемым финансовым потенциалом для продвижения экологически значимого проектирования. Национальные банки занялись экологией собственных офисов, показывая бизнес-сообществу пример бережного отношения к окружающей среде, уменьшая «углеродный след» от собственной деятельности. Банки «ухватили» тренд реализации экологических проектов в связке с предприятиями-заемщиками.В статье рассматривается место зеленого банкинга как концепции эколого-ориентированной деятельности. Базируясь на рассмотрении трудов зарубежных авторов систематизированы подходы к терминологическому осмыслению «зеленый» банкинг. Авторы пришли к заключению о доминировании трехаспектного понимания: финансирование природоохранных проектов, разработку «зеленых» банковских продуктов, совершенствование внутрибанковских процессов.Анализ практики кредитования экологически значимых проектов показал, что в России отношение к природоохранным проектам зависит от степени «масштаба» банка. В статье проведен обзор состояния «зеленого» банкинга с описанием экологических банковских продуктов и благотворительности. Крупные финансовые институты включены в «зеленое» кредитование промышленных отраслей. Средние банки кредитуют небольшие энергоэффективные проекты совместно с международными финансово-кредитными организациями.Авторы статьи предлагают альтернативные каналы финансирования природоохранных мероприятий в виде эмиссии «экологических» ценных бумаг, поскольку для российских банков это представляет собой неосвоенный сегмент фондового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"GREEN" PROJECTS AS A SEGMENT BANK`S CONSIDERATION

Environmental irresponsibility of people are already leading to irreversible changes in landscapes, air and water basins. «Green economy» is gaining momentum with the awareness of industrialists and business executives to a sustainable economy. Environmental knowledge is developed in a difficult field of international cooperation, complicated by negative factors. However, the values of sustainable development forms the social-responsibility basis.The environmental responsibility of governments and social institutions were enshrined in the early 70-ies of XX century in the UN declarations. Business representatives realize that the factor of business development and competitiveness correlates with the «green» economy. In the market field there are environmental technologies and at the same time economically beneficial for entrepreneurs. These technologies modernize production systems, reduce costs and increase profitability of projects. The banking sector also draws attention to the «green economy» as a positive trend of management, which has an inexhaustible financial potential to promote eco-projects. National banks have taken up the ecology of their own offices, showing the business community an example of respect for the environment, reducing the «carbon footprint» of their activities. Banks «caught» the trend of ecoprojects in conjunction with enterprises-borrowers.The article considers the place of green banking as a concept of eco-oriented activity. Based on the works of foreign authors, the approaches to the terminological understanding of «green» banking are systematized. The authors came to the conclusion about the dominance of three-dimensional understanding: financing of environmental projects, development of «green» banking products, improvement of internal banking processes.The analysis of lending`s practice to environmentally significant projects showed that in Russia the attitude to eco-projects depends on the Bank`s «scale». The article provides an overview with a description of environmental banking products and charity. Large financial institutions are included in the «green» lending to industrial sectors. Medium-sized banks lend to small energy-efficient projectstogether with international financial and credit organizations.The authors of the article offer alternative financing channels for environmental activities: the issue of «environmental» securities. For Russian banks it is an undeveloped segment of the stock market.

Текст научной работы на тему «"зеленые" проекты - сегмент внимания банков»

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Шершнева Е.Г. Shershneva E.G.

кандидат экономических наук,доцент кафедры «Банковский и инвестиционный менеджмент», ФГАОУВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерация

Кондюкова Е.С. Kondyukova E.S.

кандидат философских наук, доцент кафедры «Банковский и инвестиционный менеджмент», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный

университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерация

Дубровина С.А. Dubrovina S.A.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность производственных комплексов», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург, Российская Федерация

Земляницына Н.В. Zemlyanicina N.V.

магистрант кафедры «Банковский и

инвестиционный менеджмент», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург, Российская Федерация

УДК 336.719

«ЗЕЛЕНЫЕ» ПРОЕКТЫ - СЕГМЕНТ ВНИМАНИЯ БАНКОВ

Экологическая безответственность и безграмотность современных людей уже приводит к необратимым изменениям в ландшафтах, воздушных и водных бассейнах. «Зеленая экономика» набирает обороты с осознанием промышленников и хозяйственников вести рациональную, устойчивую экономику. Экологические знания получают развитие в трудном поле межнационального сотрудничества, осложненном негативными политическими факторами. Тем не менее, понимание ценностей устойчивого развития формируют основы социальной ответственности. Идеи экологической ответственности социальных институтов были закреплены в еще в начале 70-х годов XX столетия в декларациях ООН. Представители бизнеса осознают, что фактор развития и конкурентоспособности бизнеса коррелирует с «зеленой» экономикой. В рыночном поле возникают технологии экологические и одновременно экономически выгод-

ные для предпринимателей. Данные технологии модернизируют производственные системы, сокращают издержки и повышают прибыльность проектов.

В конце XX столетия и банковский сектор обращает внимание на «зеленую экономику» как позитивный тренд способа хозяйствования, обладающий неисчерпаемым финансовым потенциалом для продвижения экологически значимого проектирования. Национальные банки занялись экологией собственных офисов, показывая бизнес-сообществу пример бережного отношения к окружающей среде, уменьшая «углеродный след» от собственной деятельности. Банки «ухватили» тренд реализации экологических проектов в связке с предприятиями-заемщиками.

В статье рассматривается место зеленого банкинга как концепции эколого-ориентирован-ной деятельности. Базируясь на рассмотрении трудов зарубежных авторов систематизированы подходы к терминологическому осмыслению «зеленый» банкинг. Авторы пришли к заключению о доминировании трехаспектного понимания: финансирование природоохранных проектов, разработку «зеленых» банковских продуктов, совершенствование внутрибанковских процессов.

Анализ практики кредитования экологически значимых проектов показал, что в России отношение к природоохранным проектам зависит от степени «масштаба» банка. В статье проведен обзор состояния «зеленого» банкинга с описанием экологических банковских продуктов и благотворительности. Крупные финансовые институты включены в «зеленое» кредитование промышленных отраслей. Средние банки кредитуют небольшие энергоэффективные проекты совместно с международными финансово-кредитными организациями.

Авторы статьи предлагают альтернативные каналы финансирования природоохранных мероприятий в виде эмиссии «экологических» ценных бумаг, поскольку для российских банков это представляет собой неосвоенный сегмент фондового рынка.

Ключевые слова: банковский сектор, «зеленый» банкинг, экология, экологическая ответственность, эколого-ориентированные банковские операции, «зеленое» финансирование, экологическое кредитование, «зеленые» ценные бумаги, социально-экологические проекты.

«GREEN» PROJECTS AS A SEGMENT BANKS CONSIDERATION

Environmental irresponsibility of people are already leading to irreversible changes in landscapes, air and water basins. «Green economy» is gaining momentum with the awareness of industrialists and business executives to a sustainable economy. Environmental knowledge is developed in a difficult field of international cooperation, complicated by negative factors. However, the values of sustainable development forms the social-responsibility basis.

The environmental responsibility of governments and social institutions were enshrined in the early 70-ies of XX century in the UN declarations. Business representatives realize that the factor of business development and competitiveness correlates with the «green» economy. In the market field there are environmental technologies and at the same time economically beneficial for entrepreneurs. These technologies modernize production systems, reduce costs and increase profitability of projects. The banking sector also draws attention to the «green economy» as a positive trend of management, which has an inexhaustible financial potential to promote eco-projects. National banks have taken up the ecology of their own offices, showing the business community an example of respect for the environment, reducing the «carbon footprint» of their activities. Banks «caught» the trend of eco-projects in conjunction with enterprises-borrowers.

The article considers the place of green banking as a concept of eco-oriented activity. Based on the works of foreign authors, the approaches to the terminological understanding of «green» banking are systematized. The authors came to the conclusion about the dominance of three-dimensional understanding: financing of environmental projects, development of «green» banking products, improvement of internal banking processes.

The analysis of lending's practice to environmentally significant projects showed that in Russia the attitude to eco-projects depends on the Bank's «scale». The article provides an overview with a description of environmental banking products and charity. Large financial institutions are included in the «green» lending to industrial sectors. Medium-sized banks lend to small energy-efficient projects

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

together with international financial and credit organizations.

The authors of the article offer alternative financing channels for environmental activities: the issue of «environmental» securities. For Russian banks it is an undeveloped segment of the stock market.

Keywords: banking, green banking, environment, environmental responsibility, ecological-oriented banking, green financing, environmental credit, «green» securities, socio-environmental projects.

Процесс «хозяйствования» человека сопровождается нежелательными последствиями как для окружающей среды, так и для устойчивого существования цивилизации. Трудно стать идеальным «экологическим» банком, но есть успешные практики социально-ответственного поведения финансовых институтов. Банк «Triodos», например, отслеживает только экологически выверенные проекты и сохранил свои устойчивые показатели даже при жестком падении экономического цикла. В силах современного «homo sapiens» свести к минимуму техногенные негативные воздействия и принять на себя ответственность за сохранение планеты.

Экологическая ответственность экономических субъектов становится имиджевой характеристикой бизнеса. «Охрана окружающей среды и предпринимательство - это показатель цивилизационного развития, два лика одной монеты» [1]. Эколого-ориентированная деятельность может стать сегодня источником финансового дохода и вместе с тем внедрить новые финансово-экономические инструменты. Индикатором «прорастания» эко-сознания и эко-программ в сфере хозяйствования выступает инструментарий финансового рынка, основными участниками которого являются коммерческие банки. Несмотря на политические и санкционные ограничения даже с точки зрения инициаторов данных процессов, банковские институты предлагают инвестиционные ресурсы финансирования природоохранной деятельности. Именно коммерческие банки могут стать флагманом формирования экологического сознания промышленного бизнеса, который наносит самый ощутимый урон природе и здоровью человека.

«Зеленый» банкинг - тренд устойчивого развития

В глобальном тренде устойчивого развития появился термин «зеленый» банкинг (green

banking), или «зеленое» банковское дело, характеризующий концепцию сознательных ограничений бизнеса, следующих в стратегическом ключе к сохранению экологии планеты.

Систематизация терминологических подходов дефиниции «зеленый» банкинг была проведена на основе изучения трудов зарубежных и российских ученых, посвященных тематике эколого-ориентированного банковского дела (табл. 1).

На основании представленных в таблице 1 трактовок можно заключить, что эколого-ориентированный банкинг представляет собой стратегически значимый формат банковской деятельности, обеспечивающий достижение тройного «бенефита»: повышение экономической эффективности, снижение вредного воздействия на экосистему и улучшение социального имиджа банка. Как справедливо отмечают исследователи Hardeep Singh и Bikram Pal Singh, «выживание банковской отрасли обратно пропорционально уровню глобального потепления» [5]. Данный вывод основывается на том, что сегодняшние условия жизни человечества определяют демографические и социально-экономические перспективы, что, в свою очередь, влияет на эффективность банковской деятельности.

В банковском сообществе развиваются следующие аспекты экологического позиционирования, учитывающие как работу с контрагентами (внешние связи), так и организационные бизнес-процессы (внутренние связи):

1. Финансирование природоохранных проектов.

Являясь «экологически нейтральным», банковский сектор исторически играет роль посредника между различными экономическими агентами, ориентируясь при этом на жесткие и формальные подходы. Поддерживая природоохранные проекты, банки выравнива-

ют баланс между экономическим развитием и охраной среды обитания человека. Поэтому, отдавая приоритет социально ответственным клиентам, финансовые посредники укрепляют собственную репутацию, вносят вклад в формирование чистых цифровых технологий «индустрии 4.0».

2. «Зеленые» банковские продукты.

Коммерческие банки совместно с бизнес-партнерами становятся инициаторами «зеленых» карточных программ. Так, альянс с фондами охраны природы дает банкам возможность заявить стейкхолдерам о своих ценностных ориентирах, укрепить свой имидж, вовлечь банковское окружение в социально значимые проекты. Примером такой деятельности является эмиссия банками affinity-карт, при которой банк отчисляет часть процентов за карточные операции в пользу благотворительной организации. Affinity-процедуры позволяют и банку, и его клиентам ощущать себя социально ответственными субъектами рынка.

Таблица 1. Смысловая систематизация «зеленого» (экологи дователей

Вышеназванные аспекты экологического позиционирования характеризуют внешнюю экологическую деятельность банков. Как правило, она направлена на снижение последствий неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов, а также на предотвращение возможного отрицательного воздействия на экосистему.

Внутренние процессы подразумевают снижение вредного воздействия на окружающую среду от непосредственной деятельности самих банков. Использование теплосберегающих технологий и энергосберегающих ламп позволяет сокращать объемы потребления тепло- и электроэнергии, установка сенсорных водопроводных кранов способствует снижению расхода воды. Также экологически значимым вкладом можно считать рациональное использование расходных материалов, правильную утилизацию мусора, внедрение безбумажного документооборота, озеленение территории рядом с банком, строительство «зеленых» офисов. гкого) банкинга (green banking) в работах зарубежных иссле-

Автор Содержание термина «зеленый» банкинг

Stephan Schmidheiny, Federico J.L. Zorraquin [2] Формат банковского бизнеса, который позволяет не только получать экономическую выгоду, но и помогает создавать эффективные и далеко идущие рыночные стратегии для решения ряда экологических проблем, включая изменение климата, качество воздуха, снижение биоразнообразия

Sarita Bahl [3] Новый стратегический императив, в рамках которого происходит развитие эколого-ориентированных (eco-friendly) банковских операций, направленных на защиту окружающей среды

Neeru Kapoor, Meenu Jaitly, Rishi Gupta [4] Сочетание операционных улучшений, технологий и привычек клиентов в банковском бизнесе, направленное на повышение бережного отношения к окружающей среде и уменьшение углеродного следа

Hardeep Singh, Bikram Pal Singh [5] Концепция проактивного и «умного» мышления (smart thinking) банковских управленцев, которые понимают, что сегодняшние действия по охране окружающей среды могут принести пользу будущим поколениям

Broto Rauth Bhardwaj, Aarushi Malhotra [6] Инновационная стратегия банка, основанная на внедрении технологий, процессов и продуктов, которые приводят к существенному сокращению углеродного следа, а также способствуют устойчивому развитию банковского бизнеса

Mark G. Dotzour and Sunshine Manning [7] Спектр возможностей банка для смягчения отрицательного воздействия на среду обитания человека, позволяющий частному сектору стать экономическим бенефициаром природоохранной деятельности

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Векторы развития «зеленого» банкинга

Рассмотрим более подробно направления развития «зеленого» банкинга.

1. Внедрение социально-экологических принципов в систему корпоративного кредитования.

В развитых странах банковское кредитование является наиболее распространенным каналом финансирования экологически значимых проектов. Так, важным шагом в направлении развития «зеленого» кредитования можно считать принятие в 2003 году ведущими мировыми банками «принципов экватора» - пакета социальных и экологических установок, реализуемых в сфере кредитования и проектного финансирования [1]. «Принципы экватора» предполагают разделение финансируемых проектов на группы (А, В, С), каждой из которых соответствует свой уровень экологической безопасности. Например, к группе А относят потенциально наиболее опасные экологические проекты. При этом, ко всем группам проектов существуют минимальные требования по экологической и социальной ответственности.

По данным обзора, совместно проведенно-

Таблица 2. Экологические проекты ведущих банков

го авторитетной консалтинговой компанией KPMG и всемирным фондом дикой природы WWF, крупные европейские банки (Barclays Bank, Deutsche Bank, UNICREDIT Bank, Credit Suisse Bank, BNP PARIBA Bank, Credit Agricole Bank, Societe Generale Bank, ING Bank) активно инкорпорируют экологические и социальные критерии (E&S) в свои задачи в сфере кредитования. Из них 17 % используют критерии E&S при оценке репутационного риска заемщиков, а остальные 83 % используют данные критерии в стратегиях, имеющих ценность как для банка, так и для общества [8]. Например, финансирование объектов низкоуглеродной экономики, способствование их выводу на рынок массового потребления.

Среди российских банков, активно внедряющих экологические и социальные принципы кредитования, можно отметить только несколько крупных банков: Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Альфа-банк. Эти банки осуществляют кредитование проектов, которые направлены на существенное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду и внедрение ресурсосберегающих технологий (таблица 2).

Наименование банка Кредитуемые проекты

Сбербанк Строительство солнечных и ветряных электростанций в Николаевской, Херсонской и Одесской областях суммарной установленной мощностью 96,8 МВт, сумма кредита свыше 7 млрд руб. (Сбербанк-Украина, 2013 г.)

ВТБ Сотрудничество с Фондом дикой природы (WWF) по сохранению популяций снежного барса, амурского тигра, дальневосточного леопарда, сумма финансирования 5 млн долл. США (2016 г.)

ГК Внешэкономбанк Строительство Богучанской гидроэлектростанции установленной мощностью 2997 МВт на р. Ангаре, сумма кредита 28 млрд руб. (2014 г.)

Альфа-банк Строительство энергоэффективных домов АО «Эталон ЛенСпецСМУ», кредитные линии на 27 млн долл. США, 83 млн евро и 670 млн руб. (2014-2016 гг.)

Источник: годовые отчеты, размещенные на официальных сайтах банков.

Практика ряда других российских банков показывает, что кредитование «зеленых» проектов происходит благодаря финансовому сотрудничеству с международными финансово-кредитными организациями. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК) инвестируют средства в проекты по энергоэффективности. Одним из инструментов ЕБРР стала программа эколого-техниче-

ской поддержки малых и средних предприятий, которая реализуется через коммерческие банки-партнеры путем предоставления целевых кредитных линий. Банками-партнерами в России являются Промсвязьбанк и Росбанк. МФК предоставляет долгосрочные целевые кредитные линии банкам-партнерам и лизинговым компаниям, которые, в свою очередь, финансируют энергоэффективные проекты. Банками-партнерами МФК являются Тран-

- 75

скапитал-банк, Локо-Банк, Абсолют Банк, Прайм Финанс и другие. Также МФК оказывает консультационную поддержку в определении потенциала энергосбережения и оценке экономического эффекта проектов [9].

Основными стоп-факторами экологического кредитования в российских банках являются недостаточное экономическое обоснование, высокие затраты и длительный срок окупаемости «зеленых» проектов. Кроме того, проблемы кредитования углубляются под влиянием факторов геополитики и структурных дисбалансов в банковском секторе. Краткосрочная ресурсная база российских коммерческих банков не позволяет осуществлять «длинные» вложения, необходимые для финансирования экологических инфраструктурных проектов [9].

2. Операции на рынке «экологических» ценных бумаг.

Другим каналом финансирования природоохранных мероприятий является выпуск «экологических» ценных бумаг, которые представлены «зелеными» и «климатическими» облигациями (green and climate bonds). Бумаги эмитируются компаниями и банками разных стран, международными финансово-кредитными организациями, а также правительства-

ми государств. Основными покупателями данных ценных бумаг выступают крупные институциональные инвесторы (банки, пенсионные фонды, инвестиционные компании). Ресурсы, полученные от выпуска «зеленых» облигаций, направляются на финансирование широкого круга ресурсосберегающих проектов и ликвидацию последствий природных бедствий. Ресурсы от эмиссии «климатических» облигаций направляются на обеспечение климатических программ.

В настоящее время «экологические» облигации являются интенсивно растущим сегментом международного рынка ценных бумаг. В период 2013-2017 гг. объем эмиссии таких облигаций увеличился с 11 млрд долл. США до 130 млрд долл. США, и, по оценкам аналитиков, их объем к 2020 г. может возрасти до 1 трлн долл. США [10]. Это означает, что в ближайшие 2-3 года ожидается «эмиссионный бум» эко-облигаций. Именно этот факт свидетельствует об их инвестиционной привлекательности и значимости в финансировании «зеленых» проектов. Так, в 2017 году средства от эмиссии «зеленых» облигаций в основном направлялись в транспортные и энергетические проекты (рисунок 1).

Рисунок 1. Эмиссионное распределение «зеленых» облигаций [10]

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

К сожалению, в России пока отсутствует практика выпуска «экологических» облигаций. Несмотря на то, что намерения по эмиссии «зеленых» облигаций были представлены в публикуемых отчетах Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка за последние три года, однако до сих пор выпуска таких облигаций не произошло.

Тем не менее, на государственном уровне лейтмотив формирования эколого-ориентиро-ванных финансовых инструментов получает все более настойчивое звучание. Например, в рамках программ экологического развития России в интересах будущих поколений Президент РФ направил поручение Минприроды и Минэкономразвития России о разработке предложений «О применении «зеленых» финансовых инструментов российскими институтами развития и публичными компаниями» [11].

Таким образом, есть основания предположить, что для российских компаний и банков этот неосвоенный сегмент фондового рынка может стать перспективным направлением инвестиционной деятельности, которая будет приносить доходы и способствовать улучшению экологического фона. В качестве основных факторов, препятствующих созданию российского рынка «зеленых» ценных бумаг, ряд исследователей [12, 13] отмечают несовершенство действующей нормативно-правовой и методической базы, преодолеть которое возможно путем имплементации передового зарубежного опыта.

3. «Зеленые» карточные продукты.

Технологическое инновации, расширение мобильных приложений и экспансия пластиковых карт активизировали развитие сегмента «зеленых» карточных продуктов. Например, финский банк «Alandsbanken» решил сделать свой вклад в заботу об окружающей среде и выпустил первую в мире экологическую платежную карту «The Baltic Sea Card». Эти карты, в отличии от традиционных карт, разлагаются в почве. Для их производства используется кукуруза. Кроме того, этот вид карты позволяет своим держателям рассчитать их углеродный след - меру парниковых газов, выделяемых в процессе производства, использования и утилизации продуктов и услуг, которые потребляет владелец карты. Владельцы карт будут получать экологические отчеты через приложение в мобильных телефонах. Данные помогут пользователям лучше понять и оценить свой собственный экологический след, обусловленный их потребительскими привычками.

4. Эколого-ориентированная благотворительность и волонтерство.

Еще одним градиентом банковской деятельности, способствующим улучшению экологии, является благотворительность и спонсорское участие в проектах по оздоровлению окружающей среды. Финансовые вложения в такие проекты позволяют повысить социальный имидж, формирующий конкурентоспособность современного банка. В таблице 3 приводятся примеры благотворительных проектов, инициаторами которых выступили крупнейшие российские банки.

Таблица 3. Экологические благотворительные проекты, профинансированные банками

Наименование банка Благотворительные проекты

Сбербанк Организация экологической акции «День Енисея» в целях привлечения внимания общественности к состоянию одной из крупнейших рек России -Енисея (2013 г.) Проведение акции «Зеленый марафон», в которой около 50 тыс. россиян из разных городов страны приняли участие в забеге на дистанцию 4,2 км, а по ее завершении внесли вклад в озеленение своих городов, высадив более 3 тыс. деревьев и кустарников (2013-2014 гг.)

ВТБ Очищение от мусора заповедника «Щелоковский хутор», Нижегородская область (2015 г.)

ГК Внешэкономбанк Учреждение премии за лучший проект в области экологии и «зеленых» технологий в рамках ежегодного конкурса «Премия развития»

Альфа-банк Поддержка природоохранных проектов Фонда дикой природы (WWF) на постоянной основе путем ежегодных пожертвований

Источник: годовые отчеты, размещенные на официальных сайтах банков.

- 77

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 3 (25), 2018

5. Экологический маркетинг обещает стать существенным звеном в системе мероприятий по продвижению банковских продуктов, поможет укреплению принципов экологического поведения граждан. Учитывая, что клиентами банков является большое количество людей, банки имеют возможность формировать экологическое сознание людей путем их вовлечения в совместные экологические акции и программы, издания рекламных листовок, интернет-страничек, рассылки sms-уведомлений.

6. Экологизация внутрибанковских процессов.

В соответствии с принципами экологического менеджмента, внутрибанковские процессы выстраиваются на основании требований сокращения вредного воздействия деятельности самих банков на окружающую среду.

Как уже отмечалось, современные банки, в том числе и российские, используют оборудование, снижающее энерго- и водопотре-бление. Внедрение digital-обслуживания и электронного документооборота способствует экономии бумаги и расходных материалов. Кроме того, клиенты, реализующие услуги банка дистанционно, экономят время, топливо, берегут дорожное покрытие, не загрязняют выхлопными газами атмосферу.

Так, в 2013 году в Сбербанке было завершено внедрение системы электронного документооборота. Данная мера позволяет экономить около 40 тонн офисной бумаги в год, что эквивалентно одному гектару живого леса. БПС-Сбербанк и Сбербанк Европа внедряют в своих отделениях систему раздельного сбора отходов. После аккумуляции сбора ПЭТ-упаковок в БПС-Сбербанке объем пластиковых отходов, не подвергающихся переработке, снизился на 90 % [14].

Внести вклад в улучшение экологической обстановки банки могут также организацией перевозок сотрудников корпоративным транспортом. Многие сотрудники банка предпочтут вместо эксплуатации личного авто поездки на работу и домой банковским автобусом [15].

Кроме перечисленного спектра развития «зеленого» банкинга, требуется законодательная поддержка в отношении банков, ори-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ентированных на проведение экологических проектов. На взгляд авторов, для средних и мелких региональных банков хорошей моти-вационной мерой могло бы послужить снижение резервных требований и гибкий подход к оценке деятельности региональных банковских учреждений, о чем велась речь в одной из работ авторов [16].

Подводя итог, отметим, что современным банкам для решения экологических проблем необходимо включить принципы экологического поведения в анналы своей деловой активности, а не просто декларировать их во внешнюю среду для поддержания тренда. В текущих условиях перед российским банковским сектором стоит задача поиска и реализации такой модели развития, которая бы не только помогла пережить текущую экономическую «турбулентность», но влилась бы в восходящие мировые тренды, сохраняющие жизнь на планете.

Выводы

Исследование позволяет сделать вывод, что «зеленый» банкинг представляет собой современную концепцию эколого-ориенти-рованной банковской деятельности, которая нацелена на достижение тройного эффекта: повышения экономической эффективности, снижения вредного воздействия на экосистему и улучшения социального имиджа банка. В качестве доминантных векторов развития «зеленого» банкинга авторы усматривают следующие направления банковской деятельности:

- финансирование природоохранных проектов в форме «экологических» кредитов и выпуска «экологических» ценных бумаг;

- актуализация «зеленых» банковских продуктов;

3) проведение экологических благотворительных мероприятий совместно с бизнес-партнерами;

4) внедрение внутрибанковских технологических процессов, умаляющих негативное воздействие на окружающую среду.

Наблюдая за масштабами эколого-ори-ентированного финансирования в мировой практике и появление «моды» на «зеленые» банковские продукты, можно представить «зеленый» банкинг в качестве тренда дальнейшего развития в банковской сфере. Авторы пола-

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

гают, что в какой-то мере любой современный банк сегодня становится «специфическим» с

Список литературы

1. Очирова Е.Л. Экономические и экологические аспекты устойчивого развития современной экономики: монография. - Иркутск: изд-во ИрГУПС, 2009. - 108 с.

2. Schmidhein S., Zorraquin F.J.L. Financing change: The Financial Community, Eco-efficiency, and Sustainable Development. Cambridge, MA: MIT press, 1996. - 211 p.

3. Bahl S. Green Banking - the New Strategic Imperative // Asian Journal of Research in Business, Economics and Management, 2012.

- Volume 2. - Issue 2. - P. 767-775.

4. Kapoor N. et al. Green Banking: a Step towards Sustainable Development // International Journal of Research in Management, Economics and Commerce, 2016. - № 7. - P. 69-72.

5. Singh H., Singh B.P. An Effective & Resourceful Contribution of Green Banking towards Sustainability // International Journal of Advances in Engineering Science and Technology, 2013. - Vol. 1. - No. 2. - P. 41-45.

6. Bhardwaj B. R., Malhotra A. Green Banking Strategies: Sustainability through Corporate Entrepreneurship // Greener Journal of Business and Management Studies, 2013. - Vol. 3. - № 4.

- P. 180-193.

7. Dotzour M.G., Manning S. Environmental Banking. A Reprint from Tierra Grande, the Real Estate Center Journal, April. - 2002.

8. Новиков Ю.И., Радковская Н.П. Банки и финансовые рынки XXI века - потенциал развития: монография. - СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2016. - 299 с.

9. Шершнева Е.Г., Кондюкова Е.С., Сай-футдинов Н.А. Перспективы эколого-ори-ентированных финансовых инструментов в процессе перехода к «зеленой экономике // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова.

- 2017. - № 2. - С. 181-185.

10. Bonds and Climate Change. The State of the Market in 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www. climatebonds.net/files/reports/cbi-sotm_2017-bondsclimatechange.pdf

11. Поручения Минприроды во исполне-

точки зрения применения технологий экологической ответственности.

ние поручений Президента России по итогам заседания Госсовета 27 декабря 2016 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://government.ru / dep_news / 26411

12. Богачева О.В., Смородинов О.В. «Зеленые» облигации как важнейший инструмент финансирования «зеленых» проектов // Финансовый журнал. - 2016. - № 2. - С. 70-81.

13. Хуторова Н.А. Обзор состояния рынка климатических облигаций, проблемы и перспективы // Лесной вестник. - 2013. - № 7.

- С. 138-145.

14. www.balticseaproject.org

15. Официальный сайт Сбербанка РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://2013.report-sberbank.ru/sr/environment/ raising-resource-and-energy-efficiency

16. Rajput N., Kaura R., Khanna A. Indian Banking Sector towards a Sustainable Growth: A Paradigm Shift. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 2013. - Vol. 3. - № 1. - P. 47-58.

References

1. Ochirova E.L. Economic and Environmental Aspects of Sustainable Development of Modern Economy: Monograph. - Irkutsk: IrGUPS, 2009.

- 108 p.

2. Schmidhein S., Zorraquin F.J.L. Financing change: The Financial Community, Eco-efficiency, and Sustainable Development. Cambridge, MA: MIT press, 1996., - 211 p.

3. Bahl S. Green Banking - the New Strategic Imperative // Asian Journal of Research in Business, Economics and Management, 2012. - Vol. 2. - Issue 2. - P. 767-775.

4. Kapoor N. et al. Green Banking: a Step towards Sustainable Development. International Journal of Research in Management, Economics and Commerce, 2016. - № 7. - P. 69-72.

5. Singh H., Singh B.P. An Effective & Resourceful Contribution of Green Banking towards Sustainability. International Journal of Advances in Engineering Science and Technology, 2013. - Vol. 1. - № 2. - P. 41-45.

6. Bhardwaj B.R., Malhotra A. Green Banking Strategies: Sustainability through Corporate

Entrepreneurship // Greener Journal of Business and Management Studies, 2013. - Vol. 3. - № 4.

- P. 180-193.

7. Dotzour M.G., Manning S. Environmental Banking // A Reprint from Tierra Grande, the Real Estate Center Journal, April. - 2002.

8. Novikov Yu.I., Radkovskaya N.P. Banks and Financial Markets of the XXI Century -Development Potential: Monograph.

- SPb.: St. Petersburg state University publ.,

- 2016. - 299 p.

9. Shershneva E.G., Kondukova E.S., Saifutdinov N.A. Prospects of Environmental-Oriented Financial Instruments in the Process of Transition to Green Economy // Bulletin of the North Osetian state University named After K. L. Khetagurov. - 2017. - № 2. - P. 181-185.

10. Bonds and Climate Change. The State of the Market in 2017. [Electronic Resource]. Access mode: URL: https://www.climatebonds.net/files/ reports/cbi-sotm_2017-bondsclimatechange.pdf

11. Orders of the Ministry of Natural Resources in Execution of Orders of the President of Russia

Following the Meeting of the State Council on December 27, 2016. [Electronic Resource]. Access mode: URL: https://government.ru / dep_ news / 26411

12. Bogacheva O.V., Smorodinov O.V. «Green» Bonds as the Most Important Instrument of Financing of «Green» Projects // Financial journal. - 2016. - № 2. - P. 70-81.

13. Khutorova N.A. Review of the Market of Climate Bonds, Problems and Prospects // Bulletin of the Forest. - 2013. - № 7. - P. 138-145.

14. www.balticseaproject.org

15. Official Site of Sberbank of Russia [Electronic Resource]. Access mode: URL: https://2013.report-sberbank.ru/sr/environment/ raising-resource-and-energy-efficiency/

16. Rajput N., Kaura R., Khanna A. Indian Banking Sector towards a Sustainable Growth: A Paradigm Shift. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 2013. - Vol. 3. - № 1. - P. 47-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.