Научная статья на тему 'Тенденции мировой "зеленой" экономики и перспективы "зеленых" финансов в России'

Тенденции мировой "зеленой" экономики и перспективы "зеленых" финансов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2016
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / GREEN ECONOMY / ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / GREEN FINANCING / ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / GREEN BONDS / ЗЕЛЕНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / GREEN INVESTMENTS / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА / CLIMATE CHANGE MITIGATION / ФАКТОРЫ ЭСУ / ESG FACTORS / ОТНОШЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ / INVESTORS RELATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаилова Каринэ Георгиевна

В статье приведен анализ эволюции финансовых решений в поддержку экологически безопасного низкоуглеродного и устойчивого развития. России нужны современные инструменты для привлечения финансовых средств, чтобы обеспечить устойчивый переход к новой модели экономики. Предварительным условием развития рынка ««зеленых»» облигаций в России является, прежде всего, необходимость перехода к устойчивому развитию посредством внедрения экологически чистых инновационных технологий, обеспечивающих положительный синергетический эффект на развитие связанных с ним высокотехнологичных отраслей. Необходимо обеспечить ключевую роль финансовых рынков в финансировании ««зеленых»» проектов и устойчивом развитии. Экспертный совет Правительства Российской Федерации отметил ряд изменений, необходимых для внедрения ««зеленых»» облигаций в России, таких как совершенствование нормативной базы, определение требований к раскрытию информации, разработка процедур утверждения и регистрации, а также стандартов для независимой проверки проблем «зеленых» облигаций и т. д. Зеленый сегмент мировой экономики имеет огромные перспективы и, несмотря на нынешнюю ситуацию, Россию нельзя исключать из этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the global "green" economy and prospects for "green" finance in Russia

The evolution of financial decisions in supporting environmentally safe, low-carbon and sustainable development is one of the modern long-term world trends. Green bonds is one of the several financial instruments that could be used to finance these sustainable transitions. As many other countries Russia needs modern tools to attract financial involvements, in order to ensure a sustainable transition to a new model of the economy. The existing prerequisite for the development of the green bond market in Russia is, first of all, the need to transition to sustainability through the introduction of green innovative technologies providing among other things a positive synergetic effect on the development of related high-tech industries which will lead to GDP growth. Also, beyond doubt, due to the existing budget deficit, it is necessary to ensure the key role of the financial markets in financing green projects and sustainable development. Meanwhile the theme of the green bonds has recently become part of the general discourse of our national leaders on the environment, green financing and energy efficiency. The Expert Council of the Russian Government noted a number of changes necessary for the introduction of the green bonds in Russia, such as the improvement of the regulatory framework, the definition of disclosure requirements, the development of approval and registration procedures, as well as standards for independent verification of green bond issues, etc. The green segment of the world economy has objectively huge prospects and, despite the current situation Russia should not be excluded from this process.

Текст научной работы на тему «Тенденции мировой "зеленой" экономики и перспективы "зеленых" финансов в России»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 6 • июнь 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

Тенденции мировой «зеленой» экономики и перспективы ««зеленых»» финансов в России

Мусаилова К.Г.1

1 Акционерное общество «НТП», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье приведен анализ эволюции финансовых решений в поддержку экологически безопасного низкоуглеродного и устойчивого развития. России нужны современные инструменты для привлечения финансовых средств, чтобы обеспечить устойчивый переход к новой модели экономики. Предварительным условием развития рынка ««зеленых»» облигаций в России является, прежде всего, необходимость перехода к устойчивому развитию посредством внедрения экологически чистых инновационных технологий, обеспечивающих положительный синергетический эффект на развитие связанных с ним высокотехнологичных отраслей. Необходимо обеспечить ключевую роль финансовых рынков в финансировании ««зеленых»» проектов и устойчивом развитии.

Экспертный совет Правительства Российской Федерации отметил ряд изменений, необходимых для внедрения ««зеленых»» облигаций в России, таких как совершенствование нормативной базы, определение требований к раскрытию информации, разработка процедур утверждения и регистрации, а также стандартов для независимой проверки проблем «зеленых» облигаций и т. д. Зеленый сегмент мировой экономики имеет огромные перспективы и, несмотря на нынешнюю ситуацию, Россию нельзя исключать из этого процесса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: зеленая экономика, зеленое финансирование, зеленые облигации, зеленые инвестиции, устойчивое развитие, смягчение последствий изменения климата, факторы ЭСУ, отношение инвесторов..

Trends in the global "green" economy and prospects for "green" finance in Russia

Musailova K.G.1

1 Joint Stock Company "NTP", Russia

Введение

Устойчивое развитие экономики и гармоничное взаимодействие с окружающей средой - это приоритетные и жизненно важные ориентиры для всего мирового сообщества. В сентябре 2015 года на саммите ООН по устойчивому развитию представители 193 стран определили 17 основных целей, обозначенных в итоговом документе «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Истощение природных ресурсов и негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды

названы основными проблемами последующих лет, а модель устойчивого развития экономики становится приоритетной.

Для обеспечения устойчивого развития мировой и национальных экономик необходимы как поддержка государств, так и налаживание международного сотрудничества в решении глобальных проблем. Так, в 2016 году на саммите G20 в городе Ханчжоу лидеры стран признали важность зеленой экономики и необходимость увеличения объемов зеленого финансирования для поддержания экологически устойчивого роста на глобальном уровне. «Мир стремится создать лучшее будущее для людей и планеты. Но мы не сможем достичь нашего устойчивого видения, не используя глобальную финансовую систему, использующую ее капитал для стимулирования трансформации», - сказал Эрик Солхайм, глава ООН по окружающей среде.

Модель для подражания

Зеленые финансы лежат в основе концепции низкоуглеродного (зеленого) экономического роста в силу того, что они связывают финансовые институты, действия по

ABSTRACT:_

The evolution of financial decisions in supporting environmentally safe, low-carbon and sustainable development is one of the modern long-term world trends. Green bonds is one of the several financial instruments that could be used to finance these sustainable transitions. As many other countries Russia needs modern tools to attract financial involvements, in order to ensure a sustainable transition to a new model of the economy. The existing prerequisite for the development of the green bond market in Russia is, first of all, the need to transition to sustainability through the introduction of green innovative technologies providing among other things a positive synergetic effect on the development of related high-tech industries which will lead to GDP growth. Also, beyond doubt, due to the existing budget deficit, it is necessary to ensure the key role of the financial markets in financing green projects and sustainable development. Meanwhile the theme of the green bonds has recently become part of the general discourse of our national leaders on the environment, green financing and energy efficiency. The Expert Council of the Russian Government noted a number of changes necessary for the introduction of the green bonds in Russia, such as the improvement of the regulatory framework, the definition of disclosure requirements, the development of approval and registration procedures, as well as standards for independent verification of green bond issues, etc. The green segment of the world economy has objectively huge prospects and, despite the current situation Russia should not be excluded from this process.

KEYWORDS: green economy, green financing, green bonds, green investments, sustainable development, climate change mitigation, ESG factors, investors relation.

JEL Classification: Q56, Q57, G30 Received: 22.05.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Musailova K.G. (karine.musailova0gmail.com)

CITATION:_

Musailova K.G. (2018) Tendentsii mirovoy «zelenoy» ekonomiki i perspektivy «zelenyh» finansov v Rossii [Trends in the global "green" economy and prospects for "green" finance in Russia]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (6). - 1765-1776. doi: 10.18334/rp.19.6.39196

охране окружающей среды и экономический рост: зеленые финансы являются тем звеном, которое позволяет реально осуществить переход к зеленой экономике.

Для решения экологических проблем многие страны используют целый комплекс мер, таких как государственное субсидирование, фискальное стимулирование, а также принимаются соответствующие законодательные инициативы, способствующие переходу к устойчивым моделям развития. Эти действия вносят значительный вклад в развитие зеленой экономики и создают дополнительные возможности в финансовом секторе для частных и государственных игроков.

За последние несколько лет ряд стран таких, как Аргентина, Китай, Италия, Сингапур и Южная Африка приняли национальные планы действий и «дорожные карты» для своих финансовых систем. Конкретное сочетание инициатив, будь то рыночные или государственно-частные, в каждой отдельной стране зависит от приоритетов национального развития и, безусловно, имеет свою специфику, но тем не менее абсолютно у всех в основе лежат долгосрочные системные планы по расширению возможностей финансовой системы мобилизовать частный капитал для «зеленых» инвестиций.

Одним из важнейших приоритетов в этом направлении является развитие локальных рынков «зеленых» облигаций. Рекордный выпуск «зеленых» облигаций в 2016 и 2017 годах был обеспечен поддержкой национальных правительств и объективным ростом рыночных инноваций в сфере экологии. Государственный сектор играет ведущую роль в создании рынка «зеленых» облигаций, осуществляя подготовку соответствующей нормативно-правовой базы, проводя демонстрационные эмиссии и оперативно корректируя все регламентирующие и стандартизирующие нормы с учетом реальных рыночных ситуаций.

Локальные рынки «зеленых» облигаций обеспечили дополнительный источник долгосрочного зеленого финансирования, как для банковского кредитования, так и для финансирования акционерного капитала. Это особенно ценно в странах, где спрос на инвестиции в зеленую инфраструктуру высок, но предложение долгосрочных банковских кредитов ограничено.

Также и 259 инвесторов, контролирующие активы, составляющие $22 трлн и входящие в Глобальную инвестиционную коалицию по климатическим изменениям, публично заявили о своей приверженности идеям сохранения климата и зеленого роста.

ОБ АВТОРАХ:_

Мусаилова Каринэ Георгиевна, заместитель генерального .директора (karine.musai1ova0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Мусаилова К. Г. Тенденции мировой «зеленой» экономики и перспективы ««зеленых»» финансов в России // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 6. - С. 1765-1776. сЫ: 10.18334/гр.19.6.39196

В сентябре 2016 г. Люксембургской фондовой биржей (LuxSE) была создана первая в мире платформа для размещения компаний, инвестирующих в экологию и проекты по защите окружающей среды - Люксембургская зеленая биржа (LGX), за 12 месяцев на LGX были размещены облигации на сумму 63 млрд евро.

В 2016 году по суммарному объему выпущенных «зеленых» облигаций лидировали США, Китай, Германия и Франция, далее располагаются Швеция, Индия, Мексика и Канада, следом идут Япония, Австралия, Корея, ЮАР, Марокко, Бразилия и Перу. Очень показателен пример Китая, осуществив первую эмиссию «зеленых» облигаций в 2016 году, в 2017 Китай, осуществив уже 66 эмиссий объемом $24,89 млрд, выходит на первое место в мире по объему размещенных «зеленых» долговых бумаг, опередив США и Францию, пионеров рынка «зеленых» облигаций. Государственный совет КНР объявляет пять пилотных зон для зеленого финансирования.

На рынок «зеленых» долговых бумаг выходят все новые и новые игроки. Аргентина, Австралия, Южная Корея, Испания, Турция, провинции Онтарио и Квебек в Канаде осуществили эмиссии «зеленых» долговых бумаг в 2017 году. На очереди Италия и Индонезия, объявившие о своих планах эмитировать зеленые облигации в ближайшее время.

Вложения для сбережения

Рынок зелёных облигаций остается лишь небольшой частью мирового рынка инструментов с фиксированной доходностью, но его размеры и значение стремительно растут. Поскольку кредитные риски «зеленых» облигаций отражают кредитоспособность эмитента, доходность не зависит от успеха конкретного проекта и, следовательно, инвесторы не несут убытки в случае провала одного проекта. Это означает, что инвесторам не нужно жертвовать доходностью для стимулирования «зеленых» проектов, или значительно увеличивать рисковой профиль портфеля ценных бумаг для сохранения окружающей среды. Финансовый директор шотландской компании SSE, которая в августе 2017 привлекла 600 млн евро в результате крупнейшего выпуска «зеленых» облигаций в истории Великобритании, свидетельствует: «Все больше и больше управляющих фондами диверсифицируют свои инвестиционные критерии, включая зеленый фактор».

Международный капитал все больше обращает внимание на экологическую сторону финансируемого бизнеса. Например, японский государственный пенсионный инвестиционный фонд, под управлением которого находится $1,3 трлн, поставил перед собой цель размещать 10% своих активов в компании, соответствующие определенным экологическим, социальным и управленческим (ESG) критериям.

В этом году третий по размерам банк США Wells Fargo с активами $1,9 триллионов взял на себя добровольные обязательства направить до 2030 года $200 млрд в коммерческие проекты, способствующие экологически устойчивому развитию. Более

50% этих средств пойдет на финансирование чистых технологий и возобновляемых источников энергии, которые «прямо поддерживают переход к низкоуглеродной экономике».

Оставшаяся часть будет выделена на поддержку проектов в области экологически устойчивого сельского хозяйства, переработки отходов и других видов деятельности, направленных на сохранение окружающей среды. «В этом обязательстве мы сочетаем амбициозную финансовую цель, высокую прозрачность и методы раскрытия информации, которые, по нашему мнению, будут содействовать общему прогрессу в области ответственного и устойчивого финансирования», - отметил глава Wells Fargo Тим Слоан.

В 2017 году банк выполнил ранее взятые на себя обязательства - вся его деятельность на 100% обеспечивается с помощью возобновляемой электроэнергии (посредством заключения соглашений по поставке электроэнергии и покупки «зеленых» сертификатов). На сегодняшний день Wells Fargo инвестировал порядка $6 млрд в солнечные и ветровые электростанции.

Многие коллеги банка по финансовой отрасли взяли на себя аналогичные обязательства. JP Morgan Chase планирует разместить как минимум $200 млрд в «зеленые проекты» до 2025 г, а Goldman Sachs в ноябре 2015 года пообещал инвестировать в чистую энергетику $150 млрд. Французский BNP Paribas направит на финансирование возобновляемых источников энергии до 15 млрд евро к 2020 году. Подобные добровольные обязательства финансового сектора являются важным фактором ускорения мировой энергетической трансформации.

Таким образом, на сегодня мировую ситуацию в сфере «зеленого» финансирования следует оценить как крайне благополучную и максимально перспективную. Зеленая экономика, основной частью которой является быстрорастущая зеленая энергетика, существует и развивается; зеленые финансы, обеспечивающие массу перспективных «зеленых» проектов, требующих финансирования, демонстрируют невероятные темпы роста.

Среднегодовой темп роста рынка «зеленых» облигаций за последние четыре года составил рекордные 64%, что значительно превосходит все прогнозы и опережает ожидания. Столь выдающиеся результаты отражают процессы стремительной энергетической трансформации и констатируют факт растущего доверия финансового сектора и инвесторов к «зеленым» технологиям (рис. 1).

Агентство Moody's прогнозировало объем рынка «зеленых» облигаций в $120 млрд, а организация Climate Bonds Initiative еще в ноябре 2017 года оценивала перспективы в $130 млрд. Однако, по данным Bloomberg New Energy Finance (BNEF), в прошедшем году были зарегистрированы выпуски на общую сумму $163 млрд - на 68% больше, чем в 2016 году. Во многом этот гигантский скачок рынка - заслуга корпоративных выпусков (отмечены красным цветом на графике BNEF). Также следует обратить внимание на появление структурированных (обеспеченных активами) «зеленых» финан-

Рисунок 1. Ежегодный выпуск «зеленых» облигаций по типу облигаций/эмитента Источник: Bloomberg New Energy Finance (BNEF)

совых продуктов (Asset-backed Securities).

Значительные темпы роста «зеленых» облигаций не позволят эмитентам и инвесторам и дальше игнорировать их. Выпуск «зеленых» облигаций позволит эмитентам продемонстрировать, что они осведомлены и готовятся к долгосрочным вызовам, связанным с глобальным потеплением. Требования к эмиттнтам по определению, минимизированию и отслеживанию профиля климатических рисков могут привести к тому, что экологическое мышление укоренится в их корпоративной культуре и бизнег-стратегии.В долгосмочной перспективэ это может обеспечито заметное преимущество перед менее подготовленными в отношении оценки и перспектив бизнеса компаниями.

Мы идем по переходу

Россия - член мирового сообщества и неизбежно следует за мировыми тенденциями, поэтому глобальные цели ООН по устойчивому развитию в значительной степени относятся и к ней. Согласно Стратегии экологической безопасности до 2025 г., на 15% территории России, где сосредоточена большая часть населения и производственных мощностей, где разположены самые продуктивные сальскохозяйственные угодья, экологическая ситуация неблагополучная. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха живет 17,1 млн. человек (это 17% городского населения). 19% сточных вод предприятие сбрасывают (без очистки, 7М% недостаточно очищензыми,

в итоге 30-40% населения регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам.

Для перехода к зеленой экономике России потребуется долгий период преобразований, интеграции экологических технологий в современную инфраструктуру, уход от традиционной «коричневой» экономики и формирование новой экономической модели. Переход к устойчивому развитию с помощью новой концепции потребует активного вмешательства государства, создания режима государственного регулирования, положительного для развития экологически чистых отраслей, а также серьезного развития инфраструктуры.

Необходимость перехода к зеленой экономике обусловлена накопившимися экономическими и социальными проблемами, которые уходят корнями в экономический спад 1990-х гг. и проводимыми в тот период реформами, касающимися нефтяных, угольных, электроэнергетических и металлургических компаний. В последующие годы энергетический сектор вырос в 3 раза, и сейчас российская экономика очень зависима от сырьевой направленности, что и продемонстрировал современный кризис.

Главной экологической опасностью представляется дальнейшее закрепление сырьевой модели развития. Требуется радикальное изменение модели экономического развития и модернизация экономики. Такая стратегия отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, однако для реальных изменений государству нужно приложить значительные усилия. В России отсутствуют механизмы создания и развития зеленого кластера в экономике и практически, нет опыта государственно-частного партнерства в этой отрасли. В настоящее время можно говорить о довольно слабой реальной поддержке государства в виде финансирования, льгот или грантов инициаторам внедрения «зеленых» технологий, хотя на федеральном уровне принято много разных постановлений.

Бесспорно, необходимо корректировать вектор экономического развития. Ни для кого не секрет, что развитие «зеленых» проектов может послужить серьезным локомотивом для обеспечения экономического роста. Развитие зеленого финансирования может способствовать росту высокого потенциала «зеленых» отраслей промышленности, содействовать технологическим инновациям и создать возможности для бизнеса и для финансовой индустрии.

Существующие предпосылки для развития рынка «зеленых» облигаций в России - это, прежде всего, необходимость перехода на устойчивую модель экономического развития через внедрение «зеленых» инновационных технологий, обеспечивающих, помимо прочего, положительный синергетический эффект на развитие смежных высокотехнологичных отраслей, что приведет, в конечном счете, к росту ВВП. Это является одним из основных моментов в связи с существующим бюджетным дефицитом. Необходимо обеспечить ключевую роль рынков капитала в финансировании проектов, способствующих развитию экологической устойчивости и направленных на

Вид генерации Целевой показатель (МВт) - 2024 г

Ветроэнергетика 3 351,2

Солнечная энергетика 1 759,4

Малые ГЭС (до 25 МВт) 425,4

ИТОГО: 5 536,0

Генерирующие объекты, функционирующие на основе использования отходов производства и потребления —

335,0

Рисунок 2. Цели развития возобновляемых источников энергии в Российской Федерации

Источник: http://renen.ru

новый вектор экономического развития.

К сожалению, рынок «зеленого» финансирования в России пока развит чрезвычайно слабо и ограничен банковским кредитованием проектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ). При этом уровень процентных ставок, в сравнении с большинством развитых рынков, крайне высок.

Официальные цели развития «новых ВИЭ» до 2024 года, установленные в России (рис. 2), являются самыми скромными среди всех сколько-нибудь значимых экономик мира: уже к концу 2016 года 18 стран располагали установленной мощностью ветровых электростанций, превышающей российский целевой показатель на 2024 г. Помимо ничтожных размеров возобновляемой энергетики, следует констатировать столь же недопустимую недоразвитость других ««зеленых»» секторов (энергоэффективности и др.). Как следствие малы и объемы «зеленого финансирования», представленного пока исключительно банковским кредитованием («Газпромбанк», «ВТБ» и некоторые другие).

Тем не менее, по словам директора Института энергоэффективных технологий в строительстве Владимира Сидоровича: «В России не существует проблемы «зеленого» финансирования, у нас существует проблема финансирования в целом... Больше половины расходов, уплачиваемых потребителями в рамках механизма поддержки ВИЭ, идет фактически в уплату банковских процентов». В. Сидорович приводит такой пример: «Компания SSE в Шотландии рефинансирует портфель ветровых электростанций, размещая восьмилетние «зеленые» облигации со ставкой купона 0,875% годовых, российская компания берет кредит на строительство солнечной электростанции под 16% годовых. С такой денежно-кредитной политикой вряд ли можно рассуждать о сильной экономике, экономическом росте и технологической модернизации. Поэтому задача «зеленых» отраслей совпадает с задачей российской промышленности в целом. Речь идет о формировании нормальной денежно-кредитной политики».

Зеленые проекты (энерго- и ресурсосбережение, климатические проекты, возоб-

новляемая энергетика, энергоэффективное строительство), как правило, капиталоемкие, именно поэтому они требуют долгосрочного финансирования. Ставка не должна превышать 6%. Для этого Банку России совместно с другими институтами необходимо разработать методики по внедрению льготных программ проектного зеленого финансирования.

Это делается сегодня

Тем временем на государственном уровне тема ««зеленых» облигаций» в последнее время стала частью общего дискурса об экологии, «зеленом финансировании» и энергоэффективности. В декабре 2016 г. по итогам заседания Госсовета Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Среди них есть и поручение Минприроды и Минэкономразвития России о разработке соответствующих предложений «О применении «зеленых» финансовых инструментов российскими институтами развития и публичными компаниями».

Как результат, в апреле 2017 г. экспертный совет при Правительстве Российской Федерации разработал соответствующие предложения. По поводу «зеленых» облигаций было отмечено, что «целесообразно активнее использовать такой популярный и апробированный в мире инструмент». Одновременно экспертный совет отметил ряд изменений, необходимых для внедрения «зеленых» облигаций в России, таких как усовершенствование нормативно-правовой базы, определение требований к раскрытию информации, разработка процедур одобрения и регистрации, а также стандартов независимой проверки эмиссии «зеленых» облигаций и т. д.

На недавней конференции по «зеленому финансированию» для устойчивого развития представители Банка России отметили похожие сложности с выпуском ««зеленых» облигаций» в России. Было также указано на то, что, несмотря на отсутствие в России выпуска ««зеленых» облигаций», соответствующих мировым стандартам, облигации данного типа уже фактически были заявлены. Например, в апреле 2017. ООО «Экология-Новосибирск», с которым Новосибирская область заключила концессионное соглашение о строительстве в регионе двух мусороперерабатывающих комплексов, объявило о размещении облигаций на 1 млрд руб. Также, в апреле 2017 г. глава Минприроды Сергей Донской в ходе выступления в Совете Федерации высказался о необходимости внедрения «зеленых» облигаций и банковского проектного финансирования такого рода. Сделать экономику более экологичной за счет «зеленого» финансирования, страхования и обязательной оценки экологических рисков в инвестпроектах предлагает Минприроды. Идеи реформы изложены в докладе президенту. Идеи обсуждались на Госсовете в конце 2016 г., по итогам которого президент Владимир Путин и поручил подготовить предложения.

В конце октября 2017 года управляющий директор Московской биржи Анна Кузнецова сообщила, что торговая площадка изучает возможность запуска сектора

торгов «зелеными» облигациями. В начале декабря глава департамента по развитию финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская говорила, что пять крупных российских компаний заинтересованы в выпуске ««зеленых»» облигаций. Наконец, 19 декабря первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов на Международном РЕПО-форуме заявил, что первые «зеленые» облигации появятся в России в нынешнем, 2018 году. Они будут выпущены в формате евробондов. «Мы посмотрим на динамику и если увидим высокий спрос на эти бумаги на внутреннем рынке, то уже рассмотрим возможность законодательно закрепить возможность выпуска этих бумаг. Если будет не очень большой спрос, то тогда будем продолжать аналитическую работу, чтобы понять, почему спрос недостаточный и что можно исправить прежде, чем углубляться в развитие законодательства», - сообщил Швецов.

Заключение

1. У зеленого сегмента мировой экономики объективно огромные перспективы, причем, несмотря на складывающуюся сегодня ситуацию, Россию нельзя сбрасывать со счетов в этом аспекте. Функционирование данного сегмента все еще характеризуется наличием множества нерешенных проблем, связанных, прежде всего, с отсутствием системного подхода к работе с ним.

2. В России необходимо разработать и внедрить в практику механизмы создания и развития зеленого кластера в экономике на базе активного использования такого инструмента, как государственно-частное партнерство.

3. Новая экономика России за счет «зеленого» финансирования, страхования и обязательной оценки экологических рисков в инвестпроектах (как предлагает Минприроды) должна стать более экологичной и ответственной в части снижения с нынешних 30-40% населения, регулярно пользующихся водой, не соответствующей гигиеническим нормативам, до возможного минимума.

4. Переход к устойчивому развитию с помощью новой концепции потребует активного вмешательства государства, создания режима государственного регулирования, положительного для развития экологически чистых отраслей, а также серьезного развития инфраструктуры.

ИСТОЧНИКИ:

1. Архипова В.В. «Зеленые финансы» как средство для решения глобальных проблем

// Экономический журнал ВШЭ, 2017.

2. Сидорович В. Публикации информационно-аналитического центра «Новая энерге-

тика» (www.RenEn.ru)

3. Липина С. А., Агапова Е. В., Липина А. В. Зеленая экономика и зеленый рост: эволю-

ция нормативного правового регулирования в области охраны окружающей среды // Фундаментальные исследования, 2016. - № 3.

4. Альтернативная энергетика как фактор модернизации российской экономики: тен-

денции и перспективы: Сборник научных трудов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, д. э. н. Б. Н. Порфирьева. - М.: Научный консультант, 2016.

5. Макс Гутброд, Храплива Ю. И., Володин С. Н. «Зеленые облигации» как новый фи-

нансовый инструмент и перспективы их внедрения в России» // Экономический журнал ВШЭ, 2018.

6. Bloomberg New Energy Finance, Bloomberg LP, 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Global Progress Report February 2018, International Finance Corporation (2018), as the

Secretariat of the Sustainable Banking Network (SBN)

8. Green Bonds: Country Experiences, Barriersand Options (2016), Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), International Capital Markets Association (ICMA), Climate Bonds Initiative (CBI), and the Green Finance Committee (GFC) of China Society for Finance and Banking

9. G20 Green Finance Synthesis Report (2016) G20 Green Finance Study Group (GFSG)

10. Green Finance: A Bottom-up Approach to Track Existing Flows (2016) International Finance Corporation (IFC), World Bank Group (WBG). Draft for Consultation

11. Green Finance: Green Bond Directions (2017) Conference of Parties (COP22). Report

12. Green Finance for Developing Countries: Needs, Concerns and Innovations (2016) United NationsEnvironment Programme (UNEP)

13. Establishing China's Green Financial System: Report of The Green Finance Task Force (2015) People's Bank of China (PBC). United Nations Environment Programme (UNEP)

14. Financial Globalization: Retreat or Reset (2016) McKinsey Global Institute

REFERENCES:

Alternativnaya energetika kak faktor modernizatsii rossiyskoy ekonomiki: tendentsii i perspektivy [Alternative energy as a factor in the modernization of the Russian economy: trends and prospects] (2016). (in Russian).

Arkhipova V.V. (2017). «Zelenye finansy» kak sredstvo dlya resheniya globalnyh problem ["Green finance" as a means to solve global problems]. Ekonomicheskiy zhurnal VShE. (in Russian).

Lipina S. A., Agapova E. V., Lipina A. V. (2016). Zelenaya ekonomika i zelenyy rost: evolyutsiya normativnogo pravovogo regulirovaniya v oblasti okhrany okruzhayuschey sredy [Green economy and green growth: evolution of standard legal regulation in the field of environmental protection]. Fundamental research. (3). (in Russian).

Maks Gutbrod, Khrapliva Yu. I., Volodin S. N. (2018). «Zelenye obligatsii» kak novyy finansovyy instrument i perspektivy ikh vnedreniya v Rossii» ["Green bonds" as a new financial instrument and prospects for their implementation in Russia]. Ekonomicheskiy zhurnal VShE. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.