Сурова Л.В.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье даны определения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Обоснованно, что здоровье составляет непременное условие активной деятельности и достигается индивидуальной системой поведения. Сформулированы основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни. Приведены рекомендации для пропаганды ЗОЖ в системе образования.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, режим дня, двигательная активность, рациональное питание.
Культура - это отношение людей друг к другу, отношение каждого человека к самому себе, природе, производству, к жизни вообще. И эти отношения должны основываться на обеспечении безопасной жизни и трудовой деятельности, активной практической деятельности по снижению уровня опасности во всех сферах жизнедеятельности, тогда и формируется культура безопасности жизнедеятельности. В современном обществе возникли противоречия между увеличением опасностей, которые являются следствием интенсивной деятельности человека, и отсутствием культуры безопасного существования социума в среде обитания; снижением ценности здоровой и продолжительной жизни и необходимостью высокого уровня здоровья в современных условиях для создания семьи, профессиональной карьеры, материального обеспечения.
Хорошее здоровье составляет главную ценность для каждого человека, культура безопасности жизнедеятельности - является фундаментальным механизмом сохранения и укрепления здоровья человека. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно решать профессиональные и бытовые проблемы в современных условиях.
Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание. Исходя из того, что проблематика здоровья неотделима от проблемы самого человека, возникает и видоизменяется вместе с ним, рассмотрение сущности здоровья как основы развития и безопасности человека, выявление факторов, влияющих на состояние его здоровья, поиск закономерностей сохранения здоровья, разработка методов и средств сохранения и
развития здоровья и т.п. являются значимыми задачами, требующими решения и построения концепции педагогического проектирования культуры безопасности [1-3].
В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека и дается определение здоровья: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными принципами нравственного здоровья человека являются, прежде всего, активное непринятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения его можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия «здоровье», так как существует несколько уровней данного понятия (рис.1).
Рис.1. Уровни здоровья
Общебиологическое здоровье - интервал, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального оптимума (оптимальная зона, в пределах которой организм не выходит на патологический уровень саморегуляции). Популяционное здоровье - условное статистическое понятие, которое характеризуется комплексом демографических
показателей, уровнем физиологического развития, заболеваемостью определенных групп населения. Индивидуальное здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Существующие определения здоровья человека, как правило, основаны на таких качествах: отсутствие болезни; нормальное функционирование организма в системе «человек - окружающая среда»; полное духовное, физическое, умственное и социальное благополучие; способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Из этого можно сделать вывод, что здоровье человека формируется в нескольких сферах: природной, социальной и индивидуальной. Эти же сферы оказывают огромное влияние на деятельность человека, самореализацию, направленную на благополучное существование в окружающей среде.
Здоровье - это показатель, который интегрирует и обобщает все многообразие сторон жизни человека: бытовую, духовную, производственную, творческую и т.д. (рис.2).
Рис.2. Факторы, формирующие здоровье
Образ жизни - понятие сложное, в него включаются все стороны поведения человека: этнические особенности, индивидуальные склонности и привычки, культурные нормы. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в тоже время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и
физическое здоровье.
В материалах ВОЗ указывается, что в совокупном влиянии на здоровье населения образу жизни отводится 50 %, среде обитания - 20 %, наследственности - 20 %, качеству медико-санитарной помощи - 10 %, но эти данные носят ориентировочный характер, в различных регионах это соотношение изменяется. То есть если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь. Следовательно, здоровье составляет непременное условие активной деятельности и достигается оно индивидуальной системой поведения, которая способна обеспечить благополучие и активное долголетие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) - в этом основное содержание понятия здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, искоренение вредных привычек, рациональный режим труда и отдыха, оптимальную двигательную активность, рациональное питание, закаливание и т.д. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни, при правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствуют укреплению здоровья, улучшению работоспособности.
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения могут (и должны) соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Наиболее полезный сон с 22 до 2 часов. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Длительность сна - не менее 8 часов, отход ко сну в различное время ведет к бессоннице и нервному истощению.
Важной составляющей ЗОЖ является оптимальная двигательная активность. Ежедневные физические упражнения необходимы потому, что они создают оптимальный психический настрой, повышают работоспособность, укрепляют мускулатуру, повышают минутный выброс крови и
увеличивают дыхательный объем легких, сохраняют и повышают подвижность суставов и прочность связок, улучшают фигуру, оптимизируют вес, стимулируют обмен веществ, благотворно влияют на органы пищеварения, успокаивают нервную систему, нормализуют артериальное давление, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям. Когда физическая нагрузка близка к оптимальной, человек испытывает после нее приятное утомление, расслабление, именно такая нагрузка и нужна для поддержания здоровья, но для каждого индивида она отлична как по тяжести, так и по длительности. Мало того, по мере тренированности объем ее надо постоянно менять.
Тренировочный эффект любого упражнения пропорционален его продолжительности и степени тяжести. Превышение нагрузок, особенно по степени тяжести, приближение их к предельным в плане совершенствования здоровья опасно, так как чревато срывом. Физическая нагрузка оказывает воздействие на все органы и системы, причем эффект этого воздействия на разные органы неоднозначен. Поэтому темп наращивания мощности и продолжительности нагрузок должен быть медленным и при низкой исходной тренированности и малых физических возможностях составлять ежедневно не более 3-5 % от исходных величин, а критерием предела является исчезновение чувства удовлетворения после тренировки, появление тошноты, слабости или боль в подреберье, замедленное восстановление частоты дыхания и сердечных сокращений. Из всех органов и систем при возрастающей нагрузке наиболее уязвимым и, следовательно, показательным является сердце. Если реакция пульса и давления не превышает допустимых пределов, тренировки можно продолжать.
Следующей составляющей ЗОЖ является рациональное питание. Основные требования к питанию в настоящее время сводятся к следующему: суточная калорийность питания должна соответствовать суточному расходу энергии; соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Качественная полноценность рациона человека зависит от правильного распределения белков, жиров, углеводов в примерном соотношении 1 : 2 : 4. Любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и
др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.
Основа режима питания - регулярность приема пищи. При таком распорядке вырабатывается рефлекс выделения в определенное время наиболее активного и богатого ферментами желудочного сока, что способствует лучшему перевариванию пищи, ее усвоению. Правила питания: прием пищи только при ощущениях голода; отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела; отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной. По современным представлениям, лучше всего питаться чаще, съедать небольшое количество пищи, не переедать, не допускать длительных промежутков между приемами пищи.
Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть, положены в основу здорового образа жизни: соблюдение режима дня - труда, отдыха и сна в соответствии с суточным биоритмом; двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе; умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления; рациональное питание.
Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности необходимо реализовать систему мер по пропаганде здорового образа жизни: акцентировать внимание на значении здоровой и продолжительной жизни на шкале индивидуальных ценностей, когда болезнь невыгодна с точки зрения семейной жизни, профессиональной карьеры и трудовых доходов; обучать, как противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям и снижать психоэмоциональное утомление; поднимать ценность знаний, умений как единственных и незаменимых качеств человека, расширяющих возможности в повседневной деятельности и сберегающих энергоресурсы нашего организма - то есть формировать у обучаемых идеологию и практику, обеспечивающего адаптацию своих собственных возможностей к социальным функциям.
1. Давиденко Д.Н. Здоровье и образ жизни // Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2003. С. 181-198.
2. Даниленко О. И. Душевное здоровье в контексте культуры: автореф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2000.
3. Дронов А. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2009.
Зарегистрирована 17.06.2011 г.