УДК 796.011 Шириева Зульфия Шамсаддин кызы
докторант Института проблем образования Азербайджанской Республики, г. Баку
ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Shirieva Zulfia Shamsaddin
Doctoral student, Institute of Education Problems of the Azerbaijan Republic
POPULARIZATION OF HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS AS THE PRIMARY OBJECTIVE OF PHYSICAL EDUCATION
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы здорового образа жизни в студенческой среде. Описаны особенности трех видов здоровья: физического, психического (душевного) и нравственного (социального). Названы вопросы, решаемые в процессе физического воспитания в вузе, ресурсы по поддержанию ЗОЖ студента, формы и методы организации деятельности студентов на этапе обогащения соответствующими знаниями принципов ЗОЖ.
Ключевые слова:
физическое воспитание, студенты, здоровый образ жизни.
Summary:
The article deals with the problems of healthy lifestyle among students. It describes the features of the three types of health: physical, psychological (mental), and moral (social). The author discusses the issues addressed in the process of physical education in a higher school, the resources supporting the healthy lifestyle of students, the forms and methods of organization of students' activities at the stage of learning the healthy lifestyle principles.
Keywords:
physical education, students, healthy lifestyle.
Две вещи ценятся только тогда, когда их не имеешь: молодость и здоровье.
Имам Али
Среди важнейших социальных задач, которые стоят перед высшим образованием, следует назвать заботу о здоровье, физическом воспитании и развитии студентов. Экономический, интеллектуальный и культурный потенциал общества находится в прямой зависимости от показателей здоровья будущего поколения. Чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов, необходимо укреплять и формировать здоровый образ жизни, способствовать работоспособности студенческой молодежи.
Обучение в вузах сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Интенсивность учебного процесса связана с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки. Поэтому сочетание физических нагрузок с умственной деятельностью, ориентация студентов на здоровый образ жизни должны осуществляться эффективно.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности. ЗОЖ усиливает адаптивные возможности организма, обеспечивает гармоническое развитие, сохранение и укрепление здоровья, высокую работоспособность, а также позволяет раскрывать наиболее ценные качества личности, необходимые в условиях динамического развития общества.
Существует три вида здоровья: физическое, психическое (душевное) и нравственное (социальное). Физическое здоровье проявляется в отсутствии болезней и болевых ощущений, устойчивости к болезнетворным факторам (уровень иммунитета), в гармоничности физиологических процессов, внешнем виде, хорошей физической форме (например, гибкость суставов и позвоночника, выносливость, высокие силовые и скоростные показатели, функциональные резервы и т. д.) и в широких адаптивных возможностях к изменяющимся параметрам внешней среды [1].
Психическое здоровье характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Оно определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Как говорил великий философ Платон, «хорошее душевное состояние своими добрыми качествами обусловливает наилучшее состояние тела» [2, с. 276].
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивида.
Сохранить здоровье молодого поколения - одна из важнейших социальных задач общества, также основная цель физического воспитания. Физическое воспитание - часть общего воспитания, направленная на укрепление здоровья, гармоническое развитие организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. В процессе обучения физическое воспитание считается одним из основных направлений ЗОЖ. Содержание физического воспитания - совершенствование человеческого тела, что важно для движения, укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, в целом для защиты здоровья человека [3].
В процессе физического воспитания в вузе решаются следующие вопросы:
- оздоровительные: укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности;
- образовательные: формирование спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний;
- воспитательные: формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию.
Таким образом, спортивно-оздоровительное направление воспитания в вузе включает в себя конкретные воспитательные цели и задачи: формирование системы знаний об анатомо-фи-зиологических особенностях функционирования человеческого организма, психических свойствах и процессах, мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности; воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятиях физической культурой и спортом; формирование знания о влиянии факторов окружающей среды на здоровье; предупреждение и профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма и курения; повышение уровня интереса и ответственности у молодых людей за свое здоровье; внедрение новых воспитательных технологий по профилактике асоциального поведения студентов; поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; инициирование студентов к участию в массовых спортивных мероприятиях; обеспечение гармоничного развития всех волевых и физических качеств - силы, выносливости, смелости, настойчивости, ловкости и быстроты, также уверенности в своих силах и способностях.
При организации физического воспитания студентов учитываются возрастные проблемы (адаптационные, физиологические и анатомические изменения, связанные с процессом созревания), высокая психоэмоциональная нагрузка, приспособление к новым условиям проживания и обучения, формирование межличностных взаимоотношений вне семьи.
Можно выделить следующие ресурсы по поддержанию ЗОЖ студента в вузе:
1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоро-вьесберегающих мероприятий, пропаганда ЗОЖ, поддержка, финансирование, контроль и др.).
2. Ресурсы учебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о ЗОЖ, использование возможностей физкультурного образования, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и досуговые формы работы).
3. Медицинское обеспечение (медицинский осмотр студента, диагностика состояния его здоровья, профилактика, медицинское сопровождение и др.) [4].
Для здоровья молодого человека огромное значение имеет образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя следующие главные компоненты: правильный режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, достаточную двигательную активность, личную гигиену, занятия физическими упражнениями, закаливание организма, духовность, рациональное питание и др.
Правильный режим труда и отдыха - важнейший элемент здорового образа жизни. Режим дня - это основа жизнедеятельности каждого человека, поэтому он должен быть индивидуальным в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, интересов и склонностей. При правильном соблюдении режима вырабатывается четкий и необходимый ритм жизнедеятельности организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья и улучшению работоспособности.
Немалое значение оказывает на здоровье личная гигиена и рациональное питание. Личная гигиена - это поведение человека, направленное на гигиеническое содержание тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища и т. д. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье человека. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья и продлению жизни.
Двигательная активность - это сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Не следует забывать, что вредные привычки являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения.
Закаливание организма - это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, вырабатывают иммунитет и укрепляют дух человека.
На современном этапе развития общества важнейшими показателями физически совершенного человека являются:
- крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
- высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
- пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
- всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающее однобокое развитие человека;
- владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
- физкультурная образованность, т. е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте [5].
В вузах продуктивность обучения зависит от здоровья студента: чем крепче здоровье, тем эффективнее проходит процесс учебы. Новые знакомства, новые условия, большое количество учебной информации, усиление ритма жизни создают дополнительные нагрузки на интеллектуальную и эмоциональную сферы студентов. Успешная адаптация студентов к новым условиям в вузе возможна лишь при их ориентировании на ведение здорового образа жизни. В процессе физкультурного образования у студентов развивается ценностное отношение к своему здоровью, актуализируется потребность к совершенствованию здоровья.
Выбор форм и методов организации деятельности студентов на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие студентов в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровьесберегающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного ЗОЖ. Реализация обозначенных выше педагогических условий ориентирования студента на ЗОЖ способствует получению им знаний по теории и практике формирования ЗОЖ, позитивному отношению к созданию собственного ЗОЖ, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности [6].
Пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни является одной из основных задач в вузах и современном обществе. Следует уделять внимание информационно-разъяснительной работе (наглядная агитация на сайтах вузов, лекции с привлечением специалистов, трансляция тематических видеороликов в холлах учебных корпусов университета, опросы и анкетирование студентов по проблемам ЗОЖ с последующим анализом и выработкой решений по содержанию и форме профилактической работы, участие в конференциях, круглых столах, мероприятиях, вовлечение студентов во все формы внеучебной работы, организационная и методическая поддержка студентов - участников олимпиад, конкурсов разного уровня). Социологические исследования показывают, что в целом студенческая молодежь позитивно относится к занятиям физической культурой. Вместе тем у большой части юношей и особенно девушек не сформированы интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. И поэтому основной целью физического воспитания является формирование соответствующей мотивации деятельности, осознанной студентами ценности здоровья и физического совершенствования, потребности в занятиях физической культурой, безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, установления взаимосвязи интереса к спорту с другими интересами студентов. Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом,
психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать трудности, занять свое место в жизни и обществе, быть конкурентоспособным и добиваться успеха в современном динамическом мире.
Ссылки:
1. Психология личности : учеб. пособие / под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. М., 2008. 653 с.
2. Книга афоризмов. Избранное из избранных / сост. С. Халилов. М., 2012. 288 с.
3. Ghmadov H.H. Pedaqogika (dars vasaiti). Baki, 2006. 296 s.
4. Терентьев Л.А. Здоровый образ жизни студентов и его формирование. // Труды VII Международной конференции «Современные технологии восстановительной медицины». Сочи, 2004. С. 687-691.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2003. 480 с.
6. Белкова И.Ю., Чухрова М.Г. Стратегические принципы и педагогические условия формирование здорового образа жизни студентов // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 197-199.