Учебный модуль № 3 имеет тоже четыре предваряющих этапа.
Учащиеся с доминирующей логической компонентой мышления затрудняются в представлении об- 1. разной картины изучаемого явления. Следовательно, первым этапом должно быть их эмоциональное включение (использование зоны «предвнимания») 2 в деятельность. Вторым - желателен визуально наглядный, третьим этапом является - формирование 3. образного представления изучаемого явления в визуальной форме (это может быть визуально-логи- 4. ческая граф-схема, линейный узелковый фрактал, алгоритм в образной форме и т. д.). Когда образное 5 представление сформировано и соединено с логи- ' ческой последовательностью действий осуществля- 6. ется переход к этапам базового модуля для усвоения содержания. 7.
Литература
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Издательство института проф. образования. - 1995. - 336 с.
Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Т.2.-М.: 1881. С 97 - 101.
Липкин А.И. Модели современной физики (взгляд изнутри и извне). - М.: Гнозис, 1999. - 166 с.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Лог. - психологические проблемы построения учебных предметов). -М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
Щуркова Н.Е. Символ как воспитательное средство. -Смоленск: СИИУ, 1995. - 87 с.
Лосев А.Ф. Логика символа. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 272 Шаталов В.Ф., Шейман А.М., Хант А.М. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 142 с.
В данной работе авторы поднимают проблему охраны здоровья школьников, напоминают о важности данной проблемы, в частности, для учащихся младших классов, предлагают свой план и практические методы реализации здоровьесберегающих технологий в сфере образования.
Самарцева Ирина Юрьевна
учитель начальных классов Курбачева Татьяна Леонидовна
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17 с углубленным изучением английского языка»
г. Ачинск [email protected] [email protected]
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Как комплекс кинезиологических упражнений может помочь эффективно снять утомление и повысить работоспособность учащихся?
Ж
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, социальная адаптация, физминутка, мотивация, уроки здоровья
«Девять десятых счастья зависит от здоровья»
(Шопенгауэр)
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными со-
циальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многообразна и сложна, и улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Здоровый образ жизни не занимает пока первое ме-
сто в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научили детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если не будем примером здорового образа жизни, то каким будет новое поколение?
Знакомясь с документами своих будущих первоклассников, их медицинскими картами, обратили внимание на здоровье детей.
Удручающая картина!
I гр. Относительно здоровые дети
II гр. Дети, имеющие отклонения в здоровье (нарушение осанки, снижение зрения, эндокринные изменения, плоскостопие)
III гр. Дети с хроническими заболеваниями
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику ассоциативного поведения.
Поэтому для себя поставили цель: создать условия для формирования психически здорового, социально адаптированного, физически развитого выпускника.
Исходя из цели, мы сформулировали для себя, родителей и учащихся задачи.
1. Задачи учителя:
• выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;
• индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
• создание условий для физического и психического здоровья учащихся;
• влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);
• просвещение учащихся;
• мотивация учащихся;
• взаимодействие с семьей.
2. Задачи родителей:
• создание условий для оздоровления ребенка;
• формирование морали, социальных установок;
• формирование мотивации;
• передача культурной традиции;
• взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
• влияние на психологические внутришколь-ные факторы.
3. Задачи учащихся:
• формирование собственной мотивации к здоровью;
• формирование потребности
• соблюдение гигиенических правил и норм;
• изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
• нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.
«Школа - территория здоровья»
1. Условия для физического здоровья школьников
Для реализации поставленных задач мы проводим уроки здоровья, которые открывают ребенку собственную индивидуальность и резервные возможности организма, дающие ключ к повышению работоспособности и адаптивности. На уроке используем такие методы, как беседа, тренинг, дискуссии. Обсуждаем проблемы, касающиеся здоровья детей, делаем выводы, каждый получает практические рекомендации.
Уроки здоровья проводим - на свежем воздухе, спортивных площадках.
В наших четвертых классах работает группа «Не-болейка», которая готовит и проводит беседы по гигиене не только в своем классе, но и у младших ребят. Темы бесед:
* Режим дня школьника.
* Сон и его значение для здоровья.
* О правильном питании.
* Личная гигиена.
* Закаливание в домашних условиях.
* Кожа и ее функции. Профилактика кожных заболеваний.
* Движение для здоровья.
* Что нужно знать о лекарствах и лекарственных растениях.
* Вредные привычки и здоровье.
* Профилактические действия перед эпидемией гриппа.
У учеников появляется интерес к собственному здоровью, увеличивается число учащихся, посещающих спортивные секции, постоянно растет саморазвитие учеников.
Помимо укрепления соматического здоровья детей, наша задача - охранять их психическое здоровье.
В своей работе используем формы и методы:
1. Специфические:
• Организация рабочего места
• Питьевой режим
• Проветривание
• Освещенность
• Зеленый уголок
• ТСО
• Динамические паузы
• Дни здоровья
• Посещение бассейна
2. Общепедагогические
1). Рациональная организация работы
• Разнообразные виды деятельности
• Частота их чередования
• Плотность урока не менее 60% и не более 80%
• Физминутки
• Смена позы
2). Использование активных методов и форм
обучения.
С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если не учитываются три условия.
1) Состав упражнений физминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние).
2) Обязательным является эмоциональная составляющая физминутки, амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
3) Учителю, проводящему физминутки, необходимо вырабатывать для каждого класса 2-3 условных вербально - поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
Данные методы и формы работы привели к уменьшению заболеваемости детей. (Приложение 6)
2. Условия для психического и эмоционального здоровья ребенка
Укрепляя здоровье детей через разнообразные виды деятельности, вырабатывая у них интерес к себе, собственному здоровью, заметно возросли показатели физического развития школьников, посещаемость уроков, дети стали меньше болеть.
В построении урока учитываем психологические и эмоциональные факторы. Это особенно важно на первом этапе урока - этапе включённости. Для этого используем загадки, ребусы, стихи, мелодии, отгадывая и узнавая которые ребёнок с интересом включается в урок.
Учим ставить цель, следовательно, работаем на мотивацию, создаём атмосферу эмоционального комфорта.
Главные принципы урока:
- атмосфера открытого диалога;
- возможность ребёнка работать на уровне своих возможностей;
- отсутствие боязни задавать вопросы;
- право на собственное мнение;
- уважительное отношение к мнению других.
Наши дети не боятся быть услышанными. Это придаёт им уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
Девизом в работе с детьми служит «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ошибка для нас - не показатель незнания, а показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую отметку, ребёнок чувствует себя спокойно, а значит на уроке ему комфортно.
Для развития познавательной активности на уроке:
- создаём проблемные ситуации;
- меняем формы работы (индивидуальная, парная, коллективная);
- вводим упражнения на снижения негативного влияния;
- выполняем творческие задания;
- привлекаем дополнительную литературу(разные источники информации);
- включаем проектную деятельность.
3. Практические результаты
Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие и получение детьми новых знаний, разные формы работы, способствуют развитию познавательной активности, итогом работы могут служить успехи наших детей в городской научно - исследовательской конференции 2008 года. Их работы заняли почетные второе и третье места. Классы являются победителем школьного конкурса «Класс - года» 4«В», лауреат краевого конкурса «Лучший занковский класс» 4«А», лауреат Всероссийского конкурса «Вернисаж занковцев» 4«А».
Создавая условия для сохранения здоровья детей, мы не можем обойтись без сотрудничества с родителями. Наш девиз в работе с родителями: «Наша сила в единстве».
Его главные позиции:
• проблемы ребенка - наши общие проблемы;
• активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
• разные формы работы (родительские собрания, круглые столы, психологические тренинги, проведение досуга)
• выработка единой системы требований.
Здоровье учащихся во многом зависит от самочувствия и состояния здоровья педагога. Мы сами формируем собственную мотивацию здоровья.
Показатели заболеваемости
1класс
2 класс
3 класс
4 класс
2005 2006
2007
2008
Данная работа по здоровьесбережению дала положительные результаты, что подтверждается низкой заболеваемостью среди учащихся.
А главный результат - видеть детей здоровыми, веселыми, спешащими в школу, ведь «Девять десятых счастья зависит от здоровья».
Литература
1. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. Москва, 1971.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Просвещение, 1982.
3. Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02.
4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Начальная школа. Москва, 2004.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4). Москва: «Вано», 2004.
6. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе // Начальная школа. - 2003. - №1.-С.57.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Москва, 2003.
Приложение
Оценка показателей заболеваемости обучающихся
Показатели 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Нормосоматическое развитие 92,9 % 92,9 % 92,9 % 92,9 %
1 группа 9 % 9 % 9 % 9 %
2 группа 87 % 87 % 87 % 87 %
3 группа 4 % 4 % 4 % 4 %
Основная группа 88 % 88 % 92 % 94%
Подготов. Группа 12 % 12 % 8 % 6%
Специал. Группа - - - -
Нарушение осанки 16 % 12 % 8 % 7%
Нарушение зрения 9 % 9 % 9 % 9%
Не болевшие дети 45 % 65 % 79 % 87%
Приложение
Комплексы упражнений, направленных на снижение негативного влияния учебных занятий
Учебная деятельность специфически влияет на органы и системы человека. В результате развивается утомление, затем переутомление, которое и является основной причиной развития патологии.
Предлагаем Вашему вниманию комплексы кине-зиологических упражнений, эффективно снимающих утомление и повышающие работоспособность учащихся.
КОМПЛЕКС № 1
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указа-
тельный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («ку-лак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.
4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки
5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
КОМПЛЕКС № 2
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед
и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медленно. Затем подключите руки. Придумайте сюжет
7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.
8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
КОМПЛЕКС № 3
1. Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.
2. Паровозик. Правую руку положите на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10-12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите.
3. Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы X. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения - ходьба с высоким подниманием рук и ног.
4. Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.