программы и информационные технологии, обеспечивающие комплексную реализацию поставленных экономических задач. Внедрение современных информационных технологий в деятельность организации преследует две главные цели: достижение сокращения финансовых затрат на предприятии; увеличение отдачи и повышение производительности.
Итак, анализируя современные информационные технологии в современной экономике, мы пришли к выводу, что информация как экономический ресурс используется многоаспектно и в разных направлениях, среди которых ученые выделяют такие как: коммерциализация информации в товарах, ус-
Библиографический список
лугах, технологиях; воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов, предполагающее создание информационного образа какого-либо продукта, компании, ее репутация, формирование и анализ потребностей. Поэтому информация, с экономической точки зрения, представляет собой важный стратегический ресурс и важный ресурс и инструмент роста производительности предприятия, значительно оптимизирующая хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
1. Радионова И.М. Значение информационных технологий в современной экономике. Москва, 2014.
2. Алипханова Ф.Н. Методологические основания педагогических технологий в образовательной практике. Педагогические науки. 2009; 3 (36): 16 - 19. References
1. Radionova I.M. Znachenie informacionnyh tehnologij vsovremennoj 'ekonomike. Moskva, 2014.
2. Aliphanova F.N. Metodologicheskie osnovaniya pedagogicheskih tehnologij v obrazovatel'noj praktike. Pedagogicheskie nauki. 2009; 3 (36): 16 - 19.
Статья поступила в редакцию 09.11.18
УДК 378.172
Anikeeva N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of physical education and sport, University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia),
E-mail: [email protected]
RELEVANCE OF PROBLEMS AND MODERN TECHNOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF HEALTH-SAVING ERVIRONMENT IN THE CLASSROOM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN AGRICULTURAL UNIVERSITIES. Considering the current state of the problem of health preservation in the educational process, one can note a number of contradictions that determine its undoubted relevance for both the Russian and the global education system. New social and economic conditions, intensive educational process make high demands on the compensatory-adaptive mechanisms of the students' body, lead to a decrease in physical and mental capabilities, overwork and an increase in morbidity. The state of health of students, as a separate group of the population, attracts the close attention of specialists. A comprehensive program "Students' Health" has been created, which has as its goal the strengthening of the health of the country's population, including students, as well as the enhancement of prevention of various diseases. On the one hand, the very need to implement the principle of health protection in the educational process is beyond any doubt. State educational policy in the XXI century proposed a health-saving model of the educational process, which provides for the reduction of health costs at all levels and directions of education in different types and types of educational institutions. Preserving health and improving its quality should become a system-forming principle for building an educational environment for an educational institution, including any vocational education institution. In the system of vocational education, tendencies toward building a health-saving educational environment and facilitating the formation of attitudes toward preserving and promoting health as one of the most important life priorities of a future specialist are also growing. This direction of modernization of the education system is particularly relevant due to the increasing information richness, technologization of education, representing the risk of deterioration of students' well-being, as well as the personality-oriented pedagogy aimed at the comprehensive harmonious development of the student's personality in the unity of realizing the potential of his physical, intellectual and spiritual development.
Key words: living conditions, pedagogy, physical culture, quality of life, health-competence, negative phenomena, functional state, chronic diseases, learning process, level of knowledge, health, activity.
Н.Г. Аникеева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень,
E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В АГРАРНЫХ ВУЗАХ
Рассматривая современное состояние проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе, можно отметить ряд противоречий, обусловливающих её несомненную актуальность как для отечественной, так и для общемировой системы образования.
Новые социальные и экономические условия, интенсивный учебный процесс предъявляют высокие требования к компенсаторно-приспособительным механизмам организма студентов, приводят к снижению физических и психических возможностей, переутомлению и росту заболеваемости.
Состояние здоровья студентов, как отдельной группы населения, привлекает пристальное внимание специалистов. Создана комплексная программа «Здоровье студентов», имеющая своей целью - укрепление здоровья населения страны, в том числе и студентов, а также усиление профилактики различных заболеваний.
С одной стороны, сама необходимость реализации принципа здоровьесбережения в образовательном процессе ни у кого не вызывает сомнений. Государственной политикой в области образования в XXI в. предложена здоровьесберегающая модель учебно-воспитательного процесса, предусматривающая снижение здоровьезатратности на всех уровнях и направлениях образования в разных типах и видах образовательных учреждений.
Сохранение здоровья и повышение его качества должно стать системообразующим принципом построения образовательной среды учебного заведения, в том числе - любого учреждения профессионального образования. В системе профессионального образования также усиливаются тенденции к построению здоровьесберегающей образовательной среды и содействию формирования установок на сохранение и укрепление здоровья как одного из важнейших жизненных приоритетов будущего специалиста. Это направление модернизации системы образования является особо актуальным в связи с возрастающей информационной насыщенностью, технологизацией образования, представляющих риск ухудшения самочувствия студентов, а также в связи с тем, что личностно ориентированная педагогика нацелена на всестороннее гармоничное развитие личности обучаемого в единстве реализации потенциала его физического, интеллектуального и духовного развития.
Ключевые слова: условия жизни, педагогика, физическая культура, качество жизни, здоровьесберегающая компетенция, негативные явления, функциональное состояние, хронические заболевания, процесс обучения, уровень знаний, состояние здоровья, деятельность.
Период обучения в вузе является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Именно по этому физическое воспитание должно формировать уро-
вень здоровья молодежи и фундамент физической культуры будущего специалиста, в которые входит следующее: положительное отношение к физическим упражнениям, закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдение режима дня; знания в области физической культуры; начальные навыки
естественных движений общеразвивающего характера, культуры поведения, самостоятельность, организованность, дисциплинированность и т. д.
Таким образом, очевидно, что необходимо организовывать физическое воспитание студентов так, что бы в его процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительная мотивация к физической активности и здоровому образу жизни. Именно для этого необходимо построить целостную систему здорового образа жизни. Физическая культура -часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она выступает одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Рассматривая современное состояние проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе, можно отметить ряд противоречий, обусловливающих её несомненную актуальность как для отечественной, так и для общемировой системы образования.
С одной стороны, сама необходимость реализации принципа здоровьесбережения в образовательном процессе ни у кого не вызывает сомнений. Государственной политикой в области образования в XXI в. предложена здоровьесбе-регающая модель учебно-воспитательного процесса, предусматривающая снижение здоровьезатратности на всех уровнях и направлениях образования в разных типах и видах образовательных учреждений.
Сохранение здоровья и повышение его качества должно стать системообразующим принципом построения образовательной среды учебного заведения, в том числе - любого учреждения профессионального образования. В системе профессионального образования также усиливаются тенденции к построению здоровьесберегающей образовательной среды и содействию формирования установок на сохранение и укрепление здоровья как одного из важнейших жизненных приоритетов будущего специалиста. Это направление модернизации системы образования является особо актуальным в связи с возрастающей информационной насыщенностью, технологизацией образования, представляющих риск ухудшения самочувствия студентов, а также в связи с тем, что личностно ориентированная педагогика нацелена на всестороннее гармоничное развитие личности обучаемого в единстве реализации потенциала его физического, интеллектуального и духовного развития.
Анализ научной литературы показал, что основа проектирования здоро-вьесберегающей образовательной среды на сегодняшний день представлена несколькими концептуальными подходами, которые условно можно обозначить следующим образом:
- эколого-валеологический подход (С.Д. Дерябо, Е.Н. Дзятковская, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.);
- концепции безопасной образовательной среды, предполагающие исключение или минимизацию в образовательном пространстве всех возможных рисков образования - физиологических, личностных, социокультурных (И.А. Бае-ва, Е.А. Тюгашев и др.).
Однако более внимательный анализ содержания данных подходов показывает, что они не только не противоречат друг другу, но даже имеют много общего. В связи с этим можно отметить, что проблемы духовного здоровья и адекватного личностного развития тесно связаны с проблемой психологической безопасности личности, изучению которой в последнее время уделяется значительное внима-ние[1, с. 262].
В целом, можно заключить, что здоровьесберегающая образовательная среда характеризуется как взаимосвязь факторов, способствующих становлению личности, формированию потребности в здоровом образе жизни посредством организации пространства учебного и свободного времени, приобщения к нравственно-экологическим ценностям, юридической и психологической защиты физического, психического, социального и духовного здоровья студентов, профилактики асоциальных условий, которые в совокупности вырабатывают внутреннюю потребность студента в овладении средствами и методами использования возможностей своего организма для поддержания, сохранения и укрепления личного здоровья и овладения современными технологиями.
Любая деятельность управляющего характера определяется факторами, т. е. компонентами среды, значимо влияющими на управляемый процесс, и условиями - возможностями среды, актуальными и потенциальными. Таким образом, факторы могут быть определены как инструментальная, а условия - как ресурсная составляющие процесса управления. Факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающего образовательной среды: личность педагога и собственные ориентиры в области приоритетности здорового образа жизни; материально-техническое обеспечение образовательного учреждения; творческий потенциал педагогического коллектива; всесторонний качественный педагогический мониторинг состояния субъектов образовательного процесса; работа по сохранению и укреплению здоровья; создание научно-обоснованных санитарно-гигиенических условий и соответствующей материально-технической базы функционирования образовательного учреждения; формирование осознанного отношения субъектов образовательной деятельности к приоритетности здоровья [2, с. 96].
Проблема сохранения и укрепления здоровья будущих специалистов народного хозяйства актуальна для всей образовательной среды. За последние годы в России резко обострилась проблема с состоянием здоровья населения: увеличилось количество людей, употребляющих алкоголь, табак, наркотики. Систематически снижается уровень здоровья студенческой молодежи. За время обучения в вузе в несколько раз увеличивается число хронических заболеваний. По данным выборочных медицинских обследований, в среднем у 40% студентов имеются признаки различных хронических заболеваний, в основном нервно-психических, сердечно-сосудистых, органов дыхания, у 25% наблюдается снижение остроты зрения.
В этой связи наиболее актуальными представляется сегодня формирование здоровьесберегающей среды высшего учебного заведения.
В педагогической науке исследованы определенные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:
• идеи и принципы здоровьесберагающего образования (А.П Асмолов, М.М. Безруких, И.И. Брехман, ПК. Зайцев, Н.К. Смирнов, Л.Т. Татарникова и др.);
• адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам (Л.П Хрипкова, М.В. Антропова и др.);
• профилактика наркозависимости у студентов (А.В. Иванов, С.В. Иванова, А. Данилин, В.В. Колбанов и др.);
• модели здоровьесберегающих технологий (ПЕ. Пун, Н.К. Смирнов, И.В. Чупаха и др.).
Вместе с тем необходимость создания здоровьесберегающей среды вуза выступает объективной реальностью и требует дополнительного исследования в этом направлении.
Структуру здоровьесберегающей среды определяют четыре компонента: мотивационно-ценностный, организационный, деятельностный и оценочный[3].
На сегодняшний день ведущим является мотивационно-ценностный компонент, выражающийся в развитии готовности и потребности педагогов и учащихся в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ). Необходимость в ЗОЖ очевидна. Однако только понимание этого не приводит к здоровью. Установка на здоровье и ЗОЖ не появляется у студентов сама собой, а формируется в течение всех лет обучения в вузе.
Организационный компонент в системе педагогических условий, направлен на содержание службы здорового образа жизни в рамках образовательного учреждения, куда входит вся система медицинского контроля и профилактики возможных профессиональных заболеваний.
Деятельностный компонент ориентирован на реализацию в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих методик и программ. Данный компонент обеспечивает целевой, системный и грамотный подход к реализации учебных программ преподавательского и воспитательного состава.
Контрольно-оценочный компонент реализуется в процессе проведения мониторинга роста спортивных достижений студентов и уровня их здоровья. Анализ результатов мониторинга позволяет разработать индивидуальные планы работы со студентами, которых можно отнести к "группе риска". Подобный подход основан на создании системы, позволяющей принимать правильное решение и проводить мероприятия, связанные с сохранением и укреплением здоровья студентов [4, с. 141].
Помимо рассмотренных выше педагогических условий, для создания здоровьесберегающей образовательной среды и реализации ее потенциала необходимы также соответствующие здоровьесберегающие педагогические технологии. Суть технологического подхода заключена в идее полной управляемости работы образовательного учреждения. В связи с этим в педагогической науке понятие «образовательная среда» тесно связано с понятием «образовательные технологии» как конкретной формы реализации потенциала образовательной среды. Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности [5].
Проектирование образовательно-воспитательных технологий предполагает: программирование результата на каждом этапе реализации технологии; выбор методов, способов и приемов достижения результата; создание педагогических условий реализации технологии. Основными компонентами здоровьесберегаю-щей технологии выступают следующие: гносеологический, здоровьесберегаю-щий, эмоционально-волевой, экологический, физкультурно-оздоровительный.
Гносеологический компонент связан с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоро-
вью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует студента на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни [6, с.165].
Здоровьесберегаюший компонент включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
Эмоционально-волевой компонент включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля -психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
Библиографический список
Экологический компонент учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая учебное заведение, является мощным оздоровительным фактором.
Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личност-но-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
В целом, принципы, условия и средства организации здоровьесберегаю-щей образовательной среды получили в последние годы значительное развитие. Вместе с тем, как правило, обеспечение здоровьебережения среды рассматривается вне непосредственной связи с личностным развитием студентов и процессом их профессионального совершенствования.
Обобщая проведенное теоретическое исследование, можно заключить, что эффективность системы здоровьесбережения в физическом воспитании должна обеспечиваться единой образовательной концепцией вуза, где в каждом изучаемом предмете должны быть отражены идеи защиты здоровья студента - будущего специалиста. На занятиях по физическому воспитанию важно учить студентов упражнениям, основанным на здоровьесберегающих методиках, используемых в учебно-воспитательном процессе для проведения физкультминуток, релаксационных пауз и восстановлений.
1. Кувалдин В.А. Вредные привычки как один из ведущих факторов, негативно влияющих на качество жизни студентов аграрного вуза. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2014: 262 - 266.
2. Волжакова В.В. Формирование здорового образа и стиля жизни студентов аграрного университета. Агропродовольственная политика России. 2017; 7 (67): 96 - 101.
3. Маркин Э.В., Парфенов А.С. Организационно-педагогические условия реализации адаптированного содержания программы по физической культуре для студентов с низким уровнем физической подготовки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Орел, 2013.
4. Оплетин А.А. Формирование профессиональной культуры, физкультурно-спортивных компетенций у студентов вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; Т. 31: 141 - 147.
5. Масунова О.В. Повышение эффективности преподавания физической культуры в вузе. Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016.
6. Семизоров Е.А. Физкультурное и спортивное движение студенчества в Государственном аграрном университете Северного Зауралья. Новые информационные технологии в науке: сборник статей международной научно-практической конференции. 2016: 165 - 167.
References
1. Kuvaldin V.A. Vrednye privychki kak odin iz veduschih faktorov, negativno vliyayuschih na kachestvo zhizni studentov agrarnogo vuza. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitanii sel'skoj molodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 262 - 266.
2. Volzhakova V.V. Formirovanie zdorovogo obraza i stilya zhizni studentov agrarnogo universiteta. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 7 (67): 96 - 101.
3. Markin 'E.V., Parfenov A.S. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya realizacii adaptirovannogo soderzhaniya programmy po fizicheskoj kul'ture dlya studentov s nizkim urovnem fizicheskoj podgotovki. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orel, 2013.
4. Opletin A.A. Formirovanie professional'noj kul'tury, fizkul'turno-sportivnyh kompetencij u studentov vuza. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2014; T. 31: 141 - 147.
5. Masunova O.V. Povyshenie 'effektivnosti prepodavaniya fizicheskoj kul'tury v vuze. Intellektual'nyj i nauchnyj potencial HHI veka: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016.
6. Semizorov E.A. Fizkul'turnoe i sportivnoe dvizhenie studenchestva v Gosudarstvennom agrarnom universitete Severnogo Zaural'ya. Novye informacionnye tehnologii v nauke: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 165 - 167.
Статья поступила в редакцию 12.11.18
УДК 37
Baksheev A.I., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Krasnoyarsk State Medical University of Health of the Russian Federation (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
Andrenko O.V., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Philosophy and Social and Humanitarian Sciences, Krasnoyarsk State Medical University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
Filimonov V.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Krasnoyarsk State Medical University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
Nozdrin D.A., senior teacher, Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Krasnoyarsk State Medical University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE PERIOD OF NEP IN SIBERIA. The article represents features and specifics of the development and modernization of the education system during the NEP period in Siberia. It is noted that the NEP period has become the time of fundamental reconstruction of the system of education, which included a change in the structure of the comprehensive school, a complete modernization of the content and teaching methods. Considering its advantages and disadvantages, the Soviet education system was oriented towards meeting the needs of the state, at introducing socialism. Having a