МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 371.7 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-80-86
Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи
Шубович М.М., Гринева ЕА., Бибикова Н.В.
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
г. Ульяновск, Россия ODCID: 0000-0002-8325-8626, [email protected] [email protected], [email protected]
Аннотация: Авторы, обосновывая актуальность исследования, отмечают, что в настоящее время сохранение и укрепление здоровья является одной из главных стратегических задач развития страны, о чем свидетельствуют статистические данные о состоянии здоровья населения в разных регионах. России Материалы. В качестве исходных материалов была уточнена сущность базовых понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии», «профилактика вредных привычек» и проведен анализ основных дефиниций. Методы и организация. Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова со студентами факультета педагогики и психологии. Цель исследования заключалась в реализации социальной программы по профилактике вредных привычек студенческой молодежи в условиях вуза посредством здоровьесберегающих технологий «Мы выбираем здоровье». Для выявления уровня отношения студентов к здоровому образу жизни была использована методика «Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровом образе жизни» (Ю.В. Науменко) и авторская анкета «Наличие вредных привычек». Результаты. Проведенное исследование показало, что программные мероприятия способствовали формированию полезных навыков здорового образа жизни, чувства ответственности за свою жизнь, осознанию ценности жизни. Контрольная диагностика свидетельствует об уменьшении склонности к вредным привычкам и положительных изменениях в отношения к здоровому образу жизни. Заключение. Изучение роли здоровьесберегающих технологий в профилактике вредных привычек в перспективе может служить основой для дальнейшего всестороннего исследования проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи, процесса сохранения и развития биологических, психических и физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, вредные привычки, профилактика.
Для цитирования: Шубович М.М., Гринева Е.А., Бибикова Н.В. Здоровьесберегающие технологии по профилактике вредных привычек студенческой молодежи. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 80-86. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-82-86
Health saving technologies in the prevention of addictions student youth
Marina M. Shubovich, Elizaveta A. Grineva, Nadezhda V. Bibikova
Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia ODCID: 0000-0002-8325-8626, [email protected] [email protected], [email protected]
Abstract: The authors justify the relevance of the study. They note that at present, the preservation and strengthening of health is one of the main strategic objectives of the development of the country. It is evidenced by statistical data on the health status in different regions of Russia. Materials. The essence of the basic concepts: "health", "healthy lifestyle", "health-saving technologies", "prevention of bad habits" was clarified as starting materials and the analysis of the main definitions was carried out. Methods and organization. The study was conducted on the basis of the Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk with students of the Pedagogy and Psychology Faculty. The purpose of the study was to implement a social program for the prevention of students harmful habits in the conditions of
the university through health-saving technologies "We choose health." To identify the level of students' attitude to a healthy lifestyle, the method "Express-diagnostics of valuable ideas about a healthy lifestyle" (Yu.V. Naumenko) and author's questionnaire "The presence of bad habits" was used. Results. The study showed that the program activities contributed to the formation of useful skills of a healthy lifestyle, a sense of responsibility for their lives, awareness of the life value. Control diagnosis indicates a decrease in the propensity for bad habits and positive changes in attitudes towards a healthy lifestyle. Conclusion. The study of health saving technologies role in the prevention of student youth harmful habits in the future can serve as the basis for further comprehensive research on the problem of shaping a healthy lifestyle for students, preserving and developing biological, psychological and physiological functions, optimal working ability and social activity of a person.
Key words: health, healthy lifestyle, health-saving technologies, bad habits, prevention.
For citation: Marina M. Shubovich, Elizaveta A. Grineva, Nadezhda V. Bibikova. Health saving technologies in the prevention of addictions student youth. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 80-86. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-80-86
Введение
Проблема здоровьесбережения выступает как глобальная неотъемлемая от других проблем человечества. Сегодня все едины в том, что здоровье населения - это основное условие процветания России. Задача сохранения, укрепления и развития здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни и сознательного отношения к нему является приоритетной в политике Российского государства [1,9].
Основными факторами снижения жизненного уровня считаются ухудшение демографической, экологической, социально-экономической ситуации, а также недостаточную профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения. В связи с этим, возрастает количество нуждающихся в медико-психолого-педагогической поддержке. Сегодня сохранение и укрепление здоровья - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в РФ», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
По данным Всемирной организации здравоохранения увлечение наркотиками, особенно среди молодежи достигло критического уровня. Одной из наиболее злободневных проблем современности можно назвать злоупотребление табачной продукцией. Статистические данные свидетельствуют о том, что ежегодно из-за чрезмерного курения умирает более 5 миллионов человек. В России за последние 10 лет курят 40% юношей и 17 % девушек [2].
Как показывает статистика, в Ульяновской области за последние 3 года употребляют алкоголь почти 28% ульяновской молодежи, эпизодически употребляют алкогольные напитки -около 15%. Пристрастие к табакокурению есть у 43% юношей и 30% девушек. 12% детей-курильщиков попробовали первую сигарету в возрасте до 12 лет. При этом 94% подростков прекрасно осведомлены о том вреде, который они наносят собственному организму. Особая роль в решении проблемы профилактики вредных привычек принадлежит здоровьесберегающим технологиям.
Целью проведенного исследования являлось теоретическое обоснование проблемы профилактики вредных привычек студенческой молодежи и практическая реализация программы посредством здоровьесберегающих технологий.
Материалы и Методы
В качестве исходных материалов была уточнена сущность базовых понятий: «здоровье»,
Том 13 № 4 2018
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
«здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии», «профилактика». Проведем анализ основных дефиниций.
Современные философы, отвечая на вопрос: «Каково место человека в мире?», считают, что человек обладает абсолютной ценностью, в связи с чем и его жизнь и здоровье являются экзистенциальными ценностями [3].
В соответствии с данным подходом, мы рассматриваем индивидуальное здоровье в качестве сложноподчиненной системы, представляющей собой совокупность телесного, душевного, духовного компонентов и связей между ними.
В настоящее время существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [4,14].
Кроме того, понятие «здоровье» содержит представление о гармоничности и мощности открытой биоэнергоинформационной системы, каковой является человек. Эта система взаимодействует с экологическими и социальными факторами окружающей среды, преобразуя которые, неизбежно сама подвергается их влиянию [5].
Здоровье является процессом сохранения и развития биологических, психических и физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье в первую очередь зависит от образа жизни [6].
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условияхиопределяетнаправленностьусилийличностивсохранениииукреплениииндивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, проявляющейся в двигательной активности, правильном питании, закаливании, в соблюдении режимов труда и отдыха, отказе от вредных привычек [7].
Важная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит здоровьесберегающим технологиям.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию ведения здорового образа жизни [8,10,11].
В учреждениях высшего образования вопросам здоровьесбережения уделяют большое внимание. Здоровье молодого человека, его социально-психологическая адаптация, нормальное развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Реализацию здоровьесберегающих технологий следует понимать, как не только охрану здоровья, но и формирование, укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье. Здоровье для каждого человека условие его активной полноценной и долгой жизни, успешности во всех сферах жизнедеятельности, полноценного социального функционирования.
Методы исследования: теоретический анализ, тестирование, анкетирование, методы обработки данных.
Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического
университета им. И.Н. Ульянова в 2018 году. В исследовании приняли участие 65 студентов факультета педагогики и психологии. Возраст испытуемых 18-19 лет.
В процессе обучения у студентов должно быть сформировано научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; целостное представление о человеке; навыки управления своим здоровьем в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений. Данный процесс осуществляется на основе реализации здоровьесберегающих технологий [9].
Реализация здоровьесберегающих технологий в вузе прежде всего связана с формированием здорового образа жизни и профилактикой вредных привычек, которые влияют на психическое и физическое состояние организма. Формирование здорового образа жизни не сводится только к пропаганде и отдельным видам медико-социальной деятельности. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества. Для укоренения здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, курением, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями, хотя это также имеет большое оздоровительное значение. Здоровый образ жизни - основа профилактики [10].
Сегодня особое значение приобретает формирование здорового образа жизни среди молодых специалистов, работающих в сфере образования. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий развитию потенциала личности. Молодежь наиболее восприимчива к различным формирующим или обучающим воздействиям. С другой стороны, в этом возрасте уже существует основа для проявления сознательной индивидуальной активности в обеспечении здорового образа жизни у своих подопечных [12].
Работа в данном направлении позволяет также в последующем нейтрализовать развитие факторов риска различных заболеваний, научить молодых педагогов предотвращать возникновение вредных привычек у подрастающего поколения. Одной из составляющих образа жизни являются привычки.
Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия в определенных условиях. По механизму действия привычка представляет собой автоматизированные способы выполнения каких-либо действий, которые закрепились в результате многократного их повторения [13].
Вредные привычки - это такие привычки, которые оказывают отрицательное влияние на психическое состояние, здоровье человека, социальное поведение и препятствуют достижению человеком активного долголетия.
Вредные привычки могут быть направлены:
- на самого себя (нарушение режима питания: анорексия, булимия; гиподинамия);
- на себя и окружающих (курение, алкоголизм, наркомания);
- на окружающих (пассивное курение, асоциальное поведение) [14].
Поскольку вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя, наркомания) являются сложным поведенческим актом, в возникновении и развитии которого принимают участие не только физиологические факторы, но и целый комплекс социальных и психологических условий, необходима разработка теоретических и практических подходов к отказу от вредных привычек, а также создание и широкомасштабное внедрение профилактических программ .
Профилактика вредных привычек традиционно разделится на три этапа.
Первый - первичная профилактика, которой свойственно избежание злоупотребления вредными привычками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место.
Вторичная профилактика имеет дело с уже начавшимся злоупотреблением. Этот тип
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы только всплыли на поверхность.
Третья форма профилактики, которая называется третичной, заключается в лечении людей, у которых уже наблюдаются вредные привычки и зависимость от них [14].
По мнению Бариновой А.Н., профилактическая работа - это создание условий для формирования у молодежи устойчивых установок на неприятие алкоголя, наркотических веществ, табакокурение. Основная задача профилактики заключается в том, чтобы предупредить возникновение желания попробовать их. Для этого молодые люди должны быть успешно реализованы в окружающем мире: уметь решать возникшие проблемы, удовлетворять потребности, используя свои знания, способности [14].
Цель эмпирического исследования заключалась в реализации социальной программы по профилактике вредных привычек студенческой молодежи в условиях вуза посредством здоровьесберегающих технологий. В качестве основных принципов педагогической профилактики вредных привычек у студенческой молодежи были определены следующие: принцип целесообразности, системности, дифференцированности и аксиологичности, стратегической целостности, многоаспектности.
Результаты и обсуждение
На первом этапе проводилась констатирующая диагностика с использованием диагностической методики и авторской анкеты.
1. Для выявления уровня отношения к здоровому образу жизни была использована методика «Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровом образе жизни» (Ю.В. Науменко).
Данная методика позволила определить уровни ценностного отношения к здоровью: высокий - личностно-ориентированый тип; свыше среднего - уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип); средний - недостаточно осознанное отношение к здоровью (адаптационно-поддерживающий тип); низкий - отсутствие сознательного отношения к своему здоровью как ценности.
На констатирующем этапе высокий уровень отношения к здоровому образу жизни имеют 12% студентов, выше среднего - 21 % студентов, средний уровень наблюдается у 49 %, низкий у 18 %. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у большинства студентов недостаточно сформировано осознанное отношение к здоровому образу жизни.
2. Авторская анкета «Наличие вредных привычек».
Результаты анкетирования показали, что большинство студентов осознают пагубное влияние вредных привычек на жизнь, многие респонденты признают наличие вредных пристрастий у себя. Многие студенты хотят избавиться от вредных привычек и прилагают усилия для этого. В ответах на вопрос о наличии вредных привычек первое место у респондентов занимает лень - 75 %, далее следуют интернет-зависимость (62%), курение (43 %), употребление нецензурных выражений (27%), избыточное потребление пищи (24 %), злоупотребление алкогольными напитками (13%). Большая часть респондентов владеет информацией о позитивных мерах борьбы с вредными привычками.
Учитывая полученные в ходе констатирующей диагностики результаты, на втором этапе была разработана и реализована социальная программа по профилактике вредных привычек студенческой молодежи посредством здоровьесберегающих технологий «Мы выбираем здоровье».
Программа по профилактике вредных привычек студентов в условиях высшего образовательного учреждения нацелена на обучение навыкам, направленным на сохранение и укрепление своего здоровья, а также на профилактику вредных привычек через реализацию здоровьесберегающих технологий.
Программа включала в себя два блока:
Блок 1. Мероприятия, направленные на повышение уровня отношения к ЗОЖ (упражнение «Учимся здоровому образу жизни», тренинг «Здоровье и здоровый образ жизни», беседа «Быть
здоровыми хотим», игра «Да! здоровому образу жизни», диспут «Что значит быть здоровым?».
Блок 2. Мероприятия по профилактике вредных привычек (создание коллажа «Древо жизни», упражнение «Решение, которое мы принимаем», игра «Причины и последствия», квест «Дорога к новой жизни», лекция «Азбука профилактики», конкурс видеороликов «Физкультура и спорт в нашей жизни».
Авторская профилактическая программа в общей системе
педагогической деятельности образовательного учреждения решала задачи по предотвращению вредных привычек (первичная профилактика). Когнитивный компонент профилактической работы учитывался в различных формах массовой, групповой и индивидуальной психолого-педагогической
деятельности (игровые методы, тренинговая работа, театрализация жизненной ситуации и др.), определяя содержание и превентивную направленность технологий воспитания в условиях вуза.
Результаты контрольной диагностики показали положительные изменения в отношения к здоровому образу жизни, а также уменьшили процент студентов со склонностью к вредным привычкам.
Таким образом, программные мероприятия способствовали формированию полезных навыков здорового образа жизни, чувства ответственности за свою жизнь, осознанию ценности жизни. формированию здорового жизненного стиля студенческой молодежи, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих возникновению вредных привычек; развитию социальной зрелости
молодых людей; созданию условий для общения; развитию личностных качеств, способствующих формированию высокоэффективного конструктивного поведения.
Список литературы
1. Спирин В.К., Смирнова Л.В., Чупехина О.А. Реализация здоровьеформирующей функции школы на основе актуализации педагогического потенциала образовательной среды. Теория и практика физической культуры, 2017; 5: 19-20.
2. Зиновьев Н.А., Бавыкин Е.А. Здоровье в системе ценностных ориентаций студентов в контексте спортивной деятельности. Теория и практика физической культуры, 2017; 5: 19-20.
3. Карабаева С.И., Захарова Л.М., Андрианова Е.И., Шубович М.М. Готовность студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации. Теория и практика физической культуры. 2018; 2: 18-20.
4. Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Особенности образа жизни и отношения к здоровью российских студентов (на примере МГУ и РУДН). Социологические исследования. 2017; 8: 88-94.
5. Шинкевич В.Е., Коробицина Т.В. Оценка состояния, основных детерминант и профилактика наркопотребления в Красноярском крае. Социологические исследования. 2018; 2: 152-158.
6. Баринова А.Н. Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Владимир. 2006: 258.
7. Валюх М.Н., Голева Н.В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности. Инновационные проекты и программы в образовании. 2011; 5: 13-15.
8. Меренков А.В., Сущенко А.Д. Потребности студентов вузов в дополнительном образовании: особенности формирования и реализации. Вопросы образования. 2016; 3: 204-223.
Федорова Е.А., Шубович В.Г., Петрищев И.О. Развитие творческой активности студентов факультета физической культуры и спорта на основе ТРИЗ-педагогики. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(3): 143-149. DOI 10.14526/01_1111_136.
9. American College of Sports Medicine. Physical activity programmes and behavior counseling in older adult populations. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2004; 36(11): 1997-2003.
10. Bauman A.E. Physical activity and exercise programs. Physical activity and health. 2007: 319334.
Том 13 № 4 2018
МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
11. Biddle S.J.H., Atkin A., Cavill N., Foster C. Correlates of physical activity in youth: A review of quantitative systematic reviews. International Review of Sport and Exercise Psychology. 2011; 4(1): 25-49.
12. Bize R., Johnson J.A., Plotnikoff R.C. Physical activity level and health-related quality of life in the general adult population: A systematic review. Preventive Medicine. 2007; 45(6): 401-415.
13. Brehm W., Wagner P., Sygusch R., Hahn U., Janke A. Health Promotion by means of Health Sport. A framework and a controlled intervention study with sedentary adults. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2005; 15(1): 13-20.
Статья поступила в редакцию: 03.11.2018
Шубович Марина Михайловна - доктор педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: [email protected]
Гринева Елизавета Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: [email protected]
Бибикова Надежда Вячеславовна - кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: [email protected]