ной коррекции характеристик которых обучение конкретного слушателя должно стать более успешным.
С учетом полученных результатов исследования были проведены и другие мероприятия оптимизации процесса обучения. К ним можно, в первую очередь, отнести: обеспечение слушателей современными учебниками и учебными пособиями. Так, СарВМедИ получил из Военно-медицинской академии достаточное количество новых учебников (2007). Дополнительно на кафедре разработаны и изданы следующие учебные пособия: Методика решения задач на кафедре организации и тактики медицинской службы (2006), Краткий терминологический словарь по организации медицинского обеспечения войск (2006), Организация работы медицинской роты полка в полевых условиях (2007).
В процессе военно-профессиональной подготовки более эффективно стали использоваться технические средства обучения, в частности, два компьютерных класса, мультимедийный проектор, электрифицированный макет медицинского пункта полка в полевых условиях и др.
Кроме того, было увеличено количество учебных часов на отработку практических навыков, а также продолжительность обязательной самостоятельной подготовки.
Таким образом, результаты проведенного исследования дали возможность решить ряд прикладных задач военно-профессиональной подготовки будущих военных врачей.
Поступила в редакцию 2.08.2007 г.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОГО УРОКА
И.Р. Рыбина
Rybina I.R. Healthkeeping aspects of a school lesson. The aim of the article under consideration is to introduce some main healthkeeping aspects of a lesson to school teachers. The author touches upon the reasons of the valeological approach to the organisation of school lessons, as well as, the main demands to their conduct. The article mentions some components of a lesson, serving the formation of the healthy personality of a child.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. К сожалению, результаты многих научных исследований [1-4] свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России. По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10 % учащихся можно назвать здоровыми, 40 % - хронически больны, 50 % -имеют морфофункциональные отклонения. По детской смертности наша страна обгоняет развитые страны в 2-2,5 раза [5].
Предпосылкой возникновения валеоло-гического подхода к организации занятий в школе был не только отечественный и зарубежный педагогический опыт прошлого, но и проблемы современной школы:
- велик объем информации, очевидна интенсификация образования, большая информационная загруженность школьников ведет к переутомлению;
- существует стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся и, следовательно, снижение их адаптационных возможностей;
- существующие школьные режимы, утвержденные СанПиНом, не учитывают возможности учащихся, фактически разрешают продлевать рабочий день школьников до 10 часов (!) у старших школьников; тогда как еще в 1985 г. отмечалось, что суммарная учебная нагрузка для учащихся 3-4 классов не должна превышать 5,5 часов, для учащихся 7-8 классов - не более 6,5 часов, для учащихся 9-11 (12) классов - не более 8 часов;
- чрезмерная информационная загруженность школьников ведет к серьезным нарушениям режима дня, недостаточный сон и отдых также снижает их адаптивность к учебной нагрузке;
- физическое воспитание явно «уступает» - не обеспечен в полной мере режим двигательной активности школьников, повышается риск возникновения многих заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистых;
- современный режим работы образовательных учреждений не учитывает хронотипа учащихся, а между тем, именно этот биологический ритм устанавливается у человека к двухлетнему возрасту и остается практически неизмененным в течение всей жизни;
- авторитарное поведение некоторых педагогов нередко ведет к дидактогениям у обучающихся;
- валеологическое образование школьников еще не стало обязательным.
Мы также солидаризуемся с выводами ученых [3-6] о том, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Вышесказанное позволяет констатировать здоровьезатратный характер существующей системы школьного образования.
Следует отметить, что возникла неотложная потребность в качественно ином подходе к обучению и образованию в общеобразовательном учебном заведении. Значительный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в современной школе, в полной мере, без вреда для здоровья делает необходимым введение здоровьесберегающих методик обучения, которые основываются на рациональном и осмысленном использовании резервов, сил и способностей человеческого организма.
Основной формой организации учебновоспитательного процесса в современной общеобразовательной школе является урок. Именно урок в наибольшей степени определяет как позитивные, так и негативные влияния образовательной среды на здоровье ребенка. Сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач
урока. Более того, валеологизация урока должна способствовать общему повышению эффективности обучения. Включение валео-логической задачи вводит ограничения на способы достижения цели урока. Сама же эта задача подразумевает выбор средств и форм обучения, которые не вредят физическому, психическому и духовному здоровью детей. Реализация здоровьесберегающих технологий обучения на уроке является одним из условий преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
Перечислим основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Создание соответствующего микроклимата в классе (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей и т. д.).
4. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
5. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
6. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
7. Создание положительной мотивации учения.
8. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
9. Эффективное использование оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, подвижные игры, динамические паузы, приемы релаксации, дыхательная гимнастика, упражнения для зрительной системы, возможности изотерапии, музыкотерапии, фитотерапии и т. д.).
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
12. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
13. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Таким образом, необходимо использовать весь арсенал методов и приемов, направленных на формирование здоровой личности ребенка.
Валеологически целесообразное включение в урок подразумевает создание доминанты, что достигается на уроке четкой постановкой цели и задач урока и ее усвоением детьми. Необходимо кратко описать план занятия, виды учебной деятельности детей, чтобы ученики почувствовали свою сопричастность к уроку.
Завершение доминанты, т. е. достижение запрограммированного на уроке результата, как правило, сочетается с положительной эмоцией, чувством глубокого удовлетворения. В противном случае, следующий за этим урок приводит к появлению новой доминанты, которая может также остаться незавершенной. Накопление незавершенных доминант, по мнению И.А. Аршавского, может способствовать появлению нежелания учиться, а в некоторых случаях даже привести к появлению неврозов [2].
Оптимальный темп урока выбирается на основе результатов диагностики интенсивности умственной работоспособности детей класса, ориентиром является темп работы тех учащихся, показатели которых примерно совпадают со средним темпом работы класса. В случае отсутствия диагностики темп урока подбирается опытным путем. Непозволительно для учителя пренебрегать тем, что даже несколько учеников не справляются с предложенным темпом. Для флегматичных детей должны быть предусмотрены паузы в течение урока, когда другим детям дается необязательное дополнительное задание. Особое внимание на темп урока должны обращать учителя-холерики, склонные навязывать учащимся чрезмерно высокий темп обучения. Помимо темпа на работоспособности сказывается ритм урока. Ритмичность озна-
чает плавное чередование на уроке микрофаз напряжения и отдыха.
Смена видов деятельности на уроке определяется степенью концентрации внимания школьников, которая, как известно, на начальном этапе обучения не превышает 3-8 минут. При планировании уроков необходимо учитывать возможность непроизвольной концентрации внимания на нужном предмете. Это обеспечивается его новизной, яркостью, интересом для детей. Кроме того, учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и способы действий быстро вызывают скуку.
При проведении урока важным является привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся: слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запоминание. Необходимо также учитывать, что ученики имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информация усваивается через орган зрения (визуальный канал), реже у детей в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предметами). Именно поэтому новые термины нужно не только внятно произносить, но и записывать на доске, а также предлагать учащимся зафиксировать их в тетради.
На уроке желательно моделировать «ситуацию успеха» для учащихся. Известно, что для нормального развития ребенка наряду с успехами необходимы и ситуации неуспеха, стимулирующие поисковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении оказывают негативное влияние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является определенность домашних заданий. Ученики четко должны знать, что если они выполнят задание в заданном объеме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого необходимо каждый урок оговаривать, что и как следует подготовить дома. Это значительно снижает тревожность и невротизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников. Учителю лишь надо придержи-
ваться при опросе рекомендованной формы. При выявлении общих ошибок необходимо часть учебного времени посвятить объяснению, как лучше готовить пересказ текста, как находить в определении опорные слова, чтобы не заучивать его механически.
Также важна психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребенка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем - недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза «Было бы лучше, если...». Необходимо поддерживать позитивную психологическую атмосферу урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия.
Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т. д.) [7].
Ориентиром эффективности работы учителя можно считать следующие критерии:
- положительные изменения в отношении учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- позитивные отношения родителей к гигиеническим и валеологическим рекомендациям;
- снижение темпа роста заболеваемости и функциональных расстройств у учащихся.
Свою педагогическую деятельность учителю современной школы надо представлять в развитии и активном внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
1. Базарный В.Ф. // Народ. образование. 1998. № 9. С. 157-167.
2. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М., 2005.
3. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития. СПб., 1997.
4. Школа Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.
6. Колесникова И.А. // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994. С. 37-45.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004.
Поступила в редакцию 2.08.2007 г.
КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ В АКРОБАТИКЕ СРЕДСТВАМИ САМОКОНТРОЛЯ
В.И. Говердовский, П.Н. Лебедев
Goverdovsky V.I., Lebedev P.N. Individual training load correction in acrobatics by means of selfcontrol. In the article the authors speak about using control and self-control methods in acrobatics. The increasing difficulty and amount of program exercises make a trainer and an athlete lead constant search for efficient control and self-control forms and methods in order to increase the educational process and reduce its duration. At present issues of control and particularly self-control in acrobatics are not well-grounded yet. That is why the authors suggest using the methods of «Individual difficulty quotient». They can be used as a form of control by a trainer and as a form of self-control by a sportsman in order to improve training process control in two-men acrobatics.
Целью исследования является повыше -ние качества подготовки акробатов путем коррекции объемов тренировочных нагрузок с учетом данных самоконтроля.
Одним из важнейших факторов в содержании тренировочной и соревновательной
деятельности является нагрузка, целесообразно управляя которой можно существенно повлиять на эффективность выполнения упражнений и спортивный результат.
Под нагрузкой понимается величина всех воздействий на организм спортсмена, а