ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ОА.Никифорова1, В.И. Навалихина *, Е.А.Каленская * Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, * МОУ «СОШ №92 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Кемерово
В статье представлен опыт создания системы здоровьесберегающего сопровождения профильного обучения, направленного на функциональное, личностное, интеллектуальное и социальное развитие обучающихся.
Ключевые слова: Профильное обучение. Здоровьесберегающее сопровождение. Профильные способности. Индивидуальный стиль обучения. Дифференцированный подход.
Health support in the system of vocational training. The article presents the system of health support in vocational training, aimed at learner’s functional, personal, intellectual and social development of learners.
Key words: Vocational training. Health support. Profile abilities. Individual learning style. Differentiated approach.
Главной целью преобразований Российского образования объявлена необходимость наибольшей социализации выпускников школ, создание условия для максимального развития их способностей. Профильное обучение, выявление и развитие способностей обучающихся - сложный и многосторонний процесс, включающий изучение влияния социальных и психологических условий, учет врожденных задатков и психолого-физиологических особенностей учащегося, используемой педагогической технологии и др. В концепции профильного обучения среди актуальных требований к учителю профильной школы выделяется необходимость обеспечения вариативности и личностной ориентации образовательного процесса, обеспечивающих более эффективную подготовку выпускников школ, что невозможно без реализации здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Необходимо помнить, что существуют специфические социально-психологические и психофизиологические факторы, влияющие на успешность обучения старшеклассников на этапе предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения. В данный период у обучающихся происходит принятие новой социальной позиции, смещение ориентации с общения со взрослыми на общение со сверстниками, становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к большей самостоятельности, активизируется
Контакты: 1 Никифорова О.А.-E-mail: nikiforova [email protected]
-57-
процесс самоопределения и профориентации. Комплектование профильных классов сопровождается формированием нового коллектива учащихся, что актуализирует дидактогенические проблемы. Профильное обучение часто связано со значительными интеллектуальными и эмоциональными нагрузками, сопровождается выраженным гиподинамическим эффектом. Кроме того, подчас бурные гормональные изменения этого возрастного периода сопряжены с выявлением скрытых до этого генетически обусловленных задатков, со снижением резистентности организма, повышением частоты заболеваний, перенапряжением адаптационных механизмов. Данные факты свидетельствуют о необходимости поиска специализированных организационных решений, разработки и внедрения научно-методического сопровождение, направленного на развитие профильных способностей учащихся, внедрения здоровьесберегающей образовательной поддержки субъектов воспитательно-образовательного процесса, что требует внесения изменений как в структуру и содержание профильного обучения, так и в систему внутришкольного управления.
Основными направлениями деятельности образовательного учреждения, позволяющими раскрыть сущность данных изменений, на наш взгляд, являются:
• реорганизация структуры управления школой с выделением здоровьесберегающего направления деятельности в качестве приоритетных;
• учет типологических и возрастных особенностей обучающихся профильных классов, их способностей и возможностей, в том числе и на этапах предпро-фильной подготовки и профильного обучения;
• построение системы здоровьесберегающего сопровождения профильного обучения;
• реализация образовательного компонента, направленного на формирование у старшеклассников культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни, в том числе через решение надпредметных и метапредметных задач.
В Кузбассе апробирован целый комплекс научных и практических педагогических и психолого-физиологических разработок, целевым назначением которых является здравоцентристская парадигма, направленная на сохранение интеллектуального, психического и физического здоровья обучающихся [12]. Однако анализ профессиональных намерений и успешности профильного обучения старшеклассников показал, что школы, несмотря на проводимую работу по подготовке обучающихся к профильному или профессиональному выбору, не всегда достигают нужных результатов, поскольку нет системы, последовательности в работе, подбора действенных методов профориентационной деятельности, недостаточно учитываются индивидуальные возрастные особенности учащихся, личность школьника не является субъектом профессионального выбора. Обучение в профильных классах должно подразумевать установку не на профессиональную среду, к которой надо приспособить человека, а на человека, на поиск той среды, которая в наибольшей степени способствует его способностям, возможностям, интересам, где он будет более успешным с учётом психофизиологической «цены» деятельности [6].
Серьезное внимание необходимо уделять созданию информационной основы для индивидуализации и дифференциации профильного обучения. Показано, что
-58-
использование дифференцированного подхода с помощью поэтапной комплексной диагностики, направленной на выявление профильно значимых характеристик старшеклассника, повышает успешность выбора и адаптации к определенному профилю обучения [10, 12].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Центра основ здоровья и развития МОУ «СОШ № 92 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кемерова. Объектом исследования были 207 учащихся гуманитарного, физико-математического, химико-биологического и экономического классов. Проведено [16] комплексное изучение факторов, определяющих и/или влияющих на формирование профильной способности, включающее оценку когнитивных, мотивационно-личностных и психофизиологических особенностей учащихся профильных классов. Исследование нейро- и психодинамических особенностей и личностных характеристик проводилось на автоматизированной установке диагностики индивидуальных особенностей «Прогноз» (Институт физиологии им. А.А. Богомольца АН Украины, г. Киев). Исследование нейродинамических характеристик человека включало определение времени простой и сложной зрительно - моторных реакций (ПЗРМ и СЗМР) на световой раздражитель; уровня функциональной подвижности (УФП), уравновешенности (РДО - реакция на движущийся объект) и силы нервных процессов (РГМ - работоспобность головного мозга). Анализировался объем кратковременной зрительной памяти (Пам), концентрация и переключение внимания (Вн). Исследование личностных и когнитивных характеристик основано на использовании тестов Айзенка [23], Кеттелла [11], Спилбергера-Ханина [22], Леон-гарда-Шмишека [13], школьный тест умственного развития (ШТУР) [3]. Оценивались качество и уровень профессиональной мотивации учащегося (Мо) [17].
Выявление способностей проводилось с использованием теста Дж. Рензулли [21], шкалы которого оценивают познавательные (интеллектуальные), мотивационные, лидерские и творческие характеристики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В группе обучающихся по рекомендации профдиагностов (1 группа), по сравнению с учащимися, выбравшими профиль только на основе социально-педагогических факторов (2 группа), достоверно выше не только значение экспертной оценки успешности обучения, но наблюдаются и более оптимальные психодинамические, психоэмоциональные и физиологические характеристики (табл. 1,2). Вместе с тем необходимо отметить, что убеждённость в наличии стандартного «портрета», специфичного для определённого профильного класса, не всегда может быть оправдана в силу ряда обстоятельств. Успешность обучения в профильных классах может определяться степенью активизации личностных ресурсов, выработкой самостоятельной позиции в выборе профессии, выявлении и развитии общих и специальных способностей, разнообразием индивидуальных стилей деятельности, позволяющих компенсировать недостаточное развитие отдельных качеств за счёт других личностных свойств.
-59-
Таблица 1
Изменение психолого-физиологических показателей у учащихся гуманитарного класса
Группа Этап Внимание СЗМР Ситуат. тревожность ОРТО
ИНп Заключ.
1 начало уч.года 48.4 ± 3.1 339. 3 ± 8.9 39.1 ±1.1 125.2 ± 1.1 1.3 ± 0.1
конец уч.года 50.8 ± 3.6 342.8 ± 8.5 40.4 ±1.2 129.1 ±2.0 1.6 ± 0.1
2 начало уч.года 56.0 ±2.2 340.4 ± 8.4 39.4 ± 1.3 140.8 ± 4.4 1.6 ± 0.1
конец уч.года 62.1 ± 2.2 359.7 ± 7.1 43.0 ± 1.4 168.0 ± 5.7 2.4 ± 0.2
Таблица 2
Изменение психолого-физиологических показателей у учащихся экономического класса
Группа Этап Память Эмоции Ситуат. тревожность ОРТО
ИНп Заключ.
1 начало уч.года 3.0 ±0.2 7.5 ± 0.5 39.8 ± 1.2 144.8 ± 7.4 1.4 ± 0.2
конец уч.года 2.9 ± 0.2 6.3 ± 0.5 40.7 ± 1.3 163.8 ± 8.0 1.6 ± 0.2
2 начало уч.года 3.1 ± 0.2 6.9 ± 0.5 41.7 ± 1.3 280.7 ± 12.1 1.4 ± 0.2
конец уч.года 4.2 ±0.4 6.6 ± 0.1 44.5 ± 1.4 317.6 ± 18.6 2.2 ± 0.2
Использование теста Дж. Рензулли позволило выделить группу (I) способных старшеклассников (п=45) и группу (II) старшеклассников (п = 162), не получившие высоких знаний в рейтинге поведенческих характеристик.
Сравнительный анализ изучаемых показателей в данных группах выявил некоторые отличительные особенности способных к обучению школьников (табл. 3). Согласно концепции Теплова Б.М. [20], предпосылками для развития общих способностей - задатками - могут быть свойства нервной системы и функциональные особенности человека. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. По результатам данного исследования значимость проявила только уравновешенность нервных процессов. Количество опережающих реакций, определяемых по методу реакции на движущийся объект (РДО), у учащихся I группы значительно ниже, т.е. преобладание процесса возбуждения - негативный предиктор развития способностей. Значение РГМ, определяющее особенности силы нервной системы, и УФП не проявили достоверных отличий в выделенных группах.
В научной литературе встречаются данные, свидетельствующие о возможности развития высоких способностей у лиц, обладающих разной степенью выраженности силы и лабильности нервной системы [1, 4, 7, 8, 14, 18]. Результаты
-60-
исследования выявили, что преимущество в выполнении ряда умственных действий могут давать противоположные типологические особенности. Предполагаем, что свойства нервной системы влияют не столько на продуктивность деятельности, сколько на ее процессуальную сторону.
Таблица 3
Сравнение психолого-физиологических показателей у учащихся с разным уровнем развития способностей к обучению (р<0,05)
ПОКАЗАТЕЛИ способные (п=45) контр. группа (п=162)
РДО,усл. ед. опережение 10,40 ± 0,56 11,70 ± 0,35
запаздывание 15,55 ± 0,64 13,95 ± 0,38
Индекс напряжения в ортост, усл. ед. 260,70 ± 14,17 291,27 ± 8,25
Тест Кеттела, балл В 5,43 ± 0,43 4,32 ± 0,30
а 5,91 ± 0,30 5,23 ± 0,21
Память, % 42,44 ± 2,80 35,0 ± 2,04
Ш Т У Р , балл Эрудиция 4,42 ± 0,35 3,47 ± 0,19
Аналогии 4,60 ± 0,27 3,50 ± 0,19
Обобщение 5,20 ± 0,29 4,52 ± 0,20
Численный ряд 4,40 ± 0,31 3,67 ± 0,22
Русский язык 5,13 ± 0,25 4,17 ± 0,20
Математика 5,70 ± 0,34 4,70 ± 0,25
Физика 4,31 ± 0,34 3,40 ± 0,22
География 4,88 ± 0,25 4,08 ± 0,20
Конкретный тип 5,20 ± 0,23 4,43 ± 0,18
Общий балл 4,75 ± 0,21 4,09 ± 0,14
Мотив самоутверждения в труде, балл 14,91 ± 0,74 12,70 ± 0,43
Относительно невысокий индекс напряжения в ортостазе (табл. 3) наблюдается в группе способных, что может быть и предпосылкой и результатом включенности старшеклассников в данную группу. Отсутствие выраженного напряжения в деятельности систем вегетативной регуляции способствует формированию более эффективных когнитивных процессов и оптимального эмоционального фона. Кроме того, известно, что благоприятный социально-психологический статус положительно влияет на функциональное состояние человека [2, 5].
Результаты теста Кеттелла свидетельствуют, о том, что учащиеся, включенные в I группу, имеют более высокий уровень развития интеллекта, отличаются абстрактностью мышления, сообразительностью и быстрой обучаемостью (фактор В), характеризуются высокой нормативностью поведения и ответственностью (0,2). Уровень развития памяти, безусловно, влияющий на креативные способности, на успешность обучения, значительно выше в группе способных учащихся.
-61 -
По тесту ШТУР выявлен целый комплекс показателей, перспективно отличающих старшеклассников I группы:
- высокий уровень общей осведомленности свидетельствует об адекватном использовании ими в своей активной и пассивной речи научно-культурных и общественно-политических терминов и понятий;
- развито умение устанавливать аналогии и проводить логическое обобщение; наблюдается высокая школьная предметная успеваемость.
Сравнительный анализ результатов опросника Шмишека не выявил достоверных отличий в акцентуированности свойств характера и темперамента у учащихся рассматриваемых групп (табл. 4).
Таблица 4
Психолого-физиологические показатели обучающихся, проявляющих специфическую профильную способность
Профили обучения 1 физ-мат п=16 л К ^ §р X 3 гуманитар п=15 Р<0,05
Показатели
ПЗМР, мсек 310,6 ± 11,6 318,9 ± 17,3 339,0 ± 13,2 1-3
РДО, усл. ед. опережение 8,46 ± 0,96 11,26 ± 1,10 11,46 ± 0,71 1-2,1-3
точн. реакц. 4,8 ± 0,51 2,8 ± 0,47 3,46 ± 0,65 1-2
УУФП,% Правая рука 59,2 ± 2,37 55,4 ± 4,15 63,6 ± 3,45 2-3
Левая рука 53,2 ± 3,9 48,13 ± 4,03 71,4 ± 6,7 2-3
Тест Кеттелла MD 6,47 ± 0,32 6,00 ± 0,49 5,40 ± 0,41 1-3
а 6,46 ± 0,64 4,69 ± 0,47 6,46 ± 0,53 1-2,2-3
М 3,43 ± 0,44 5,61 ± 0,47 4,36 ± 0,37 1-2
I 4,15 ± 0,54 4,62 ± 0,73 5,78 ± 0,42 1-3
О 4,46 ± 0,57 6,15 ± 0,38 5,8 ± 0,63 1-2
Ш Т У Р, б а л л Аналогии 5,6 ± 0,44 4,00 ± 0,41 4,20 ± 0,48 1-2,1-3
Классификация 5,37 ± 0,40 5,22 ± 0,40 4,00 ± 0,52 1-3
Обобщение 4,77 ± 0,54 5,46 ± 0,37 4,16 ± 0,44 2-3
Абстрагирование 3,55 ± 0,48 5,55 ± 0,35 6,25 ± 0,51 1-3
Смешанный тип 4,53 ± 0,55 3,00 ± 0,51 3,8 ± 0,77 1-2
Общий балл 5,28 ± 0,38 4,25 ± 0,33 4,73 ± 0,37 1-2
тест Шмишек Гипертимный тип 11,53 ± 1,2 12,53 ± 0,99 14,92 ± 0,65 1-3, 2-3
Дистимный тип 17,76 ± 0,98 20,6 ± 0,82 17,71 ± 1,12 1-2,2-3
Изучение мотивации учебной деятельности, т.е. конкретных побуждений, обусловливающих выбор будущей профессии, показало на относительно низкую значимость в данном возрасте мотиваций собственного труда, социальной значимости труда и профессионального мастерства. В группе способных детей в большей степени сформирована мотивация самоутверждения в процессе профильного обучения.
— 62 —
Известно, что система свойств, помогающих человеку достичь высоких результатов в какой-либо сфере деятельности, называется специальными способностями [19].
С целью анализа особенностей специальных способностей продолжалась работа с учащимися I группы. Анализ особенностей специальных профильных способностей проводился с использованием экспертной оценки, рассчитанной как средняя арифметическая трех составляющих: академической успеваемости по определенному профилю, субъективной оценки перспективности обучения, представленной учителем и самооценки удовлетворенности учащихся своей успешностью обучения по профилю.
Сравнивая изучаемые показатели у старшеклассников, проявляющих высокие специфические способности в определенной профильной сфере (табл.4), можно отметить, что в группах естественных дисциплин преобладают учащиеся с достаточно высоким уровнем возбудимости центральной нервной системы (ПЗМР). Зависимости развития специфических профильных способностей от таких основных свойств нервной системы как сила и подвижность не обнаружено. У учащихся с развитыми физико-математическими способностями наблюдается относительный баланс нервных процессов. Более неуравновешенный тип нервной системы со смещением баланса в сторону возбуждения (РДО) наблюдается у учащихся с развитыми способностями в области химии и биологии. Обращает на себя внимание факт относительного доминирования характеристик регуляторной системы левого полушария у «естественников», т.к. процентное распределение адекватного реагирования правой рукой у них значительно больше, чем левой.
Результаты тесты Кеттелла характеризуют учащихся, способных в физикоматематической сфере, как людей с завышенной самооценкой (фактор МЭ), настойчивых в достижении цели (0), уверенных в себе (О). Учащиеся химикобиологического профиля более подвержены чувствам и не прилагают усилий по выполнению групповых требований и норм (0), имеют развитое воображение, ориентацию на внутренний мир (М), тревожны, чувствительны к реакциям окружающих (О). Отличительными особенностями «гуманитариев» являются настойчивость (0), художественность восприятия мира, эмпатия (I).
Результаты теста ШТУР указывают, что общий уровень осведомленности (общий балл) значительно выше у учащихся физико-математического профиля. У них преобладает смешанный тип мышления. Способность к логическим классификациям больше у математиков, а к логическим обобщениям - у учащихся химико-биологического профиля. Преобладание абстрактного типа мышления выявлено у старшеклассников, проявляющих высокие способности в гуманитарных дисциплинах.
Тест Шмишека позволил выявить тенденции в проявлении гипертимических особенностей у учащихся гуманитарного профиля, что характеризует их как людей общительных, самостоятельных, склонных к прожектерству и трудно переносящих условия жесткой дисциплины. У старшеклассников, способных в химико-биологической сфере, высоко значение показателя дистимичности. Люди этого типа отличаются серьезностью, слабостью волевых усилий, предпочитают замкнутый образ жизни, имеют обостренное чувство справедливости.
— 63 —
Достоверных различий в качествах профессиональной мотивации не выявлено, однако у естественников преобладает мотивация самоутверждения, у гуманитариев - мотивация социальной значимости труда.
Бесспорно, что обучение должно воспитывать такие качества, которые обусловливают успешность деятельности учащихся. Но процесс обучения станет развивающим только тогда, когда будет формировать у каждого школьника оптимальную для него индивидуальную манеру наблюдения, мышления, при которой максимально используются наиболее устойчивые качества данного человека и компенсируются его стойкие недостатки. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, через другую, более развитую способность, либо через формирование типического стиля деятельности.
Нами был проведен анализ влияния различных предпосылок и необходимых компенсирующих особенностей человека на формирование индивидуального стиля в процессе профильного обучения [15]. На основании этого анализа выделена группа учащихся (18 человек), чьи индивидуальные особенности не признаются как «профильно-пригодные», но, тем не менее, эффективность их учебной деятельности, включающей высокую успеваемость и низкую физиологическую «цену» за обучение, достаточно высока. Использование персентильного анализа не позволило нам определить особенности и причины благоприятной нестандартной адаптации к конкретному профильному обучению, т.е. выявить индивидуальный стиль обучения, характерный для определенного профиля.
Нахождение групп схожих объектов в выборке данных проводилось с помощью иерархического метода, позволившего выделить 4 группы (кластера) учащихся. В первую группу вошли 3, во вторую - 7, в третью - 6, в четвертую - 2 человека.
Анализ показателей, характеризующих первую группу учащихся (табл.5), указывает на специфичность врожденных предпосылок развития способностей.
Инертный и слабый тип нервной системы имеет, с педагогической точки зрения - относительно низкий потенциал для перспективного развития когнитивных функций. Но, так как учащиеся данной группы имеют высокий уровень успешности обучения, то делаем предположение о том, что способности данных подростков - это результат фенотипического совершенствования.
Анализ личностных особенностей учащихся, определяемых по тесту Кеттелла, указывает на замкнутость (фактор А), эмоциональную неустойчивость (С и Е), сдержанность в поведении ^). Низкое значение фактора I определяет некоторую жесткость по отношению к окружающим, уверенность в себе и реалистичность суждений, а высокий балл по фактору 02 - независимость, конформизм. Школьники данной группы проявляют высокие способности в логическом обобщении информации (тест ШТУР), имеют высокие уровни школьно-предметной осведомленности и переключения внимания (Вн.).
Результаты опроса по тесту Шмишека позволяют сделать заключение об отсутствии акцентуированных тенденций у учащихся данной группы. Известно, что эффективность любой, в том числе и учебной, деятельности зависит от выраженности и качества мотиваций. Ведущий мотив учебной деятельности школьников данной группы - мотив собственного труда, что характеризует их как людей
— 64 —
Таблица 5
Средние значения психолого-физиологических показателей учащихся 1-ой группы проявляющих специфическую профильную способность
О
Показатели Значение Достоверность отличия (р<0.05) от групп
«Прогноз» УФП (мс) 97,67+2,8.5 4
Время вых. на мин эксп. 91,33±3,67 К, 4
РГМ (кол. наж.) 379,67+12,17 К, 3, 4
Внимание 20,33±5,24 К, 4
Тест Кеттелла А 4,33±0,67 2, 3
С 5,33±0,67 2
F 4,33±0,88 2, 3
I 2,33±0,33 2
а2 6,67±0,67 3
Е 3,67±0,88 К, 2, 3
ШТУР Обобщения 7,00±1,00 К
Числовой ряд 6,33±0,67 К
Математика 7,67±1,20 К
Физика 6,67±1,86 К
Биология 6,00±0,58 К
Смешанный тип 7,00±2,08 К
Общий балл 6,00±1,26 К
Мотив собственного труда 14,00±1,05 4
-е-
Обозначения: К - контрольная группа, 1 - первая группа, 2 - вторая группа,
3 - третья группа, 4 - четвертая группа
упорно трудолюбивых, настойчивых в достижении цели. Основные из выявленных характеристик, влияющие на формирование индивидуального стиля учебной деятельности - воля и высокая мотивация.
Во вторую группу (табл.6) объединены учащиеся, которые имеют, в основном, невысокие значения показателей, характеризующих подвижность и силу нервных процессов, слабую скорость сенсомоторного реагирования (ПЗМР). Неуравновешенность нервной системы определяется явным преобладанием тормозного процесса. Предполагаем, что высокая успеваемость у школьников с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу определяется высокой усидчивостью, методичностью и систематичностью.
Высокое значение фактора С (тест Кеттелла) свидетельствует об эмоциональной устойчивости и работоспособности подростков данной группы. У них отсут-
-65-
Таблица 6
Средние значения психолого-физиологических показателей учащихся
2-ой группы
Показатели Значение Достоверность отличия (р<0,05) от групп
«Прогноз» ПЗМР 363,57±27,19 3
УФП (мс) 94,43±1,29 3, 4
Вр.вых. на мин эксп. 82,43±4,9 К, 4
РДО(о) 7,43±1,36 К
РДО(з) 19±1,5 К
РДО(сумма) 1915±323,28 К, 3
РГМ (кол.наж.) 414,3±22,9 К, 3
Кеттелл С 7,71±0,57 1
F 8,71±0,6 К, 1, 4
I 6,43±0,81 К, 1
ШТУР Эрудиция 1 5,57±0,53 К
Эрудиция 2 5,86±0,77 3
Обобщения 6,43±0,65 К
Числовой ряд 5,57±0,69 К
Русский язык 6,57±0,53 К, 3
Математика 7,29±0,18 К, 3
География 5,7±0,68 К
Абстрактный тип 6,86±1,06 К
Общий балл 5,76±0,28 К, 3, 4
Тест Шмишека Ш1 22,8±0,73 К, 1, 4
Ш5 16,6±1,4 К, 3
Ш8 17,6±0,75 К, 3, 4
Ш9 20,4±1,12 К, 1
Ш10 21,6±2,4 1
Обозначения: см. табл. 5
ствует нервное утомление, они социально контактны ^), способны к эмпатии (I). Учащиеся данной группы имеют самые высокие значения, характеризующие общую эрудицию. Высоки показатели и по предметной успеваемости.
По тесту Шмишека выявлены признаки акцентуации характера. В частности, по демонстративному (Ш1), гипертимическому (Ш5), экзальтированному (Ш8), эмотивному (Ш9) и циклотимному (Ш10) типам. Это позволяет охарактеризовать учащихся данной группы, как людей эгоцентричных, самоуверенных, нуждающихся в признании (Ш1); обладающих повышенной самооценкой и жизнерадостностью, лабильностью эмоциональных проявлений (Ш5, Ш8, Ш10). Их выраженная особенность - гуманность и отзывчивость (Ш9).
У учащихся 3-ей группы преобладает сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы (табл.7), что определяет их высокую работоспособ-
-66-
Таблица 7
Средние значения психолого-физиологических показателей учащихся 3-ей группы
Показатели Значение Достоверность отличия (р<0,05) от групп.
«Прогноз» ПЗМР(мс) 281,67±11,01 2
УФП (мс) 80,33±5,56 2
РДО (сумма) 1024,2±92,60 2
РГМ (кол.наж.) 497,00±20,43 1, 2
Тест Кеттелла А 8,17±0,60 1
В 7,67±1,56 К
Е 7,83±0,54 К, 1, 4
F 8,33±0,60 1, 4
Н 6,33±0,70 К, 4
М 5,50±0,34 4
02 2,83±0,70 К, 1
04 3,83±0,48 4
F2 9,00±0,58 К, 1, 4
ШТУР Эрудиция 2 3,17±0,65 2
Обобщения 4,67±0,49 1
Русский язык 4,83±0,40 2
Математика 5,50±0,43 2
Физика 5,00±0,26 4
Конкретный тип 6,00±0,26 К
Общий балл 4,34±0,27 2
ТестШмишека Ш9 17,00±1,48 -
Ш10 15,00±3,00 -
ность и приспособляемость. Уровень сенсомоторного реагирования выше, чем у других подростков.
Анализ личностных особенностей учащихся данной группы указывает на повышенную общительность (А и F2) с доминантными тенденциями (Е), экспрессивность ^), смелость (Н). Высокие интеллектуальные способности (В) подкрепляются развитым воображением (М).
Им свойственны конформизм (0,2 - зависимость от группы), излишняя удовлетворенность и невозмутимость (04), что часто сопровождается отсутствием выраженной мотивации деятельности.
Результаты теста ШТУР констатируют отсутствие высокой эрудиции, относительно высока осведомленность лишь в области физики и математики. Преобладает конкретный тип мышления.
Выявлены акцентуированные тенденции по эмотивному (Ш9) и циклотимно-му (Ш10) типам, что подтверждает наличие выраженной общительности у
-67-
школьников 3-ей группы. Им присущи гуманность и лабильность в эмоциональных проявлениях.
Поскольку процесс обучения реализуется посредством общения, то последнее может принимать на себя некоторые стилевые особенности деятельности. В данных (вышеперечисленных) случаях стиль обучения опирается на активную жизненную позицию, напористость в достижении значимых для себя ценностей, в частности, через позитивное эмоциональное отношение к окружающим, высокую коммуникабельность.
Учащиеся 4 группы (табл.8) так же имеют сильную, подвижную нервную систему, определяющую высокую работоспособность и адаптированность; однако, возбудимость нервных процессов ниже (ПЗМР).
Таблица 8
Средние значения психолого-физиологических показателей учащихся 4-ой группы
Показатели Значение Достоверность отличия от групп
«Прогноз» УФП (мс) 76,5±1,5 1, 2
Вр. Вых. 41,00±4,00 1, 2
% правая 73,5±6,5 1, 2
% левая 71,00±4,00 1, 2
РГМ (кол.наж.) 521,00±45,00 1
Тест Кеттелла Е 4,5±0,5 3
F 4,5±0,5 2, 3
Н 1,00±0,00 К, 2, 3
М 2,00±1,00 3
а4 6,00±0,00 1, 3
F2 3,00±0,00 К, 2, 3
ШТУР Общий балл 4,25±0,42 2
Шмишек Ш9 19,5±1,5 -
Ш10 21,0±3,00 -
Мотив самоутверждения в деятельности 19,5±1,5 К
Обращает на себя внимание факт рацемического распределения количества правильных ответов, выполненных в тесте УФП правой и левой руками, что может свидетельствовать о более выраженной, по сравнению с другими учащимися, регуляторной способности правого полушария. Но, так как исследование функциональной асимметрии мозга не проводилось, утверждать, что представители данной группы левши или амбидекстеры, мы не можем.
Особенности проявления ряда личностных характеристик у старшеклассников данной группы практически противоположны предыдущей. Подростки
-68-
застенчивы (Е и Н), сдержанны ^^2), напряжены (0,2) и практичны (М). Общий балл по умственному развитию невысок.
Акцентуации по эмотивному (Ш9) и циклотимическому (Ш10) типам выражены в большей степени. Высоко значение мотивации самоутверждения в деятельности.
Важное значение в данном аспекте имеет правильная постановка педагогического процесса, обеспечивающая соответствие учебных нагрузок возможностям и индивидуальным особенностям учащихся. Должна функционировать система, объединяющая профилактические и коррекционные мероприятий по оптимизации когнитивных функций, психического и физического здоровья, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и сбалансированного питания, увеличение двигательной активности школьников, проведение медико-психологопедагогического мониторинга, формирование мотивации на ЗОЖ и т.д.
Стоит обратить внимание на научные данные, свидетельствующие о том, что подростки и молодежь зачастую не учитывают имеющиеся у них заболевания при выборе будущей профессии и специальности, получении профессионального образования, тем самым в значительной мере повышая индивидуальный риск ухудшения здоровья. Исходя из сказанного, своевременное и квалифицированное проведение медицинской профессиональной ориентации и врачебного профессионального консультирования должны быть включены в систему здоровьесберегающего сопровождения профильного обучения [9].
Цели и содержание психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения представлены в таблице 9.
В комплексе специфических мероприятий, направленных на оптимизацию и повышение эффективности профильного обучения выделяется три блока (социально-педагогический, личностный, психофизиологический) здоровьесберегающего сопровождения профильного обучения, реализация которых преследует различную цель и средства ее достижения на каждом этапе обучения. Внедрение данных сопроводительных мероприятий позволит, на наш взгляд, школьнику быть более успешным в овладении профильной программой и в выстраивании дальнейших профессиональных перспектив.
Проведенный анализ значимости каждого из блоков для успешного овладения учащимися профильными знаниями выявил относительно меньшую значимость блока социально-педагогических подходов, включающего анализ профессиональных интересов и склонностей старшеклассников (табл. 10). Об этом свидетельствует тот факт, что между группами обучающихся, получивших высокую или низкую экспертную оценку, в данном блоке отмечены небольшие различия. В классе с гуманитарным профилем они составляют 6%, а в классе экономического профиля - 10%. Использование критериев личностной оценки позволило выявить более значимые различия между группами учащихся с высокой и низкой экспертной оценкой: в гуманитарном классе 14%, а в экономическом классе 19%. Наиболее существенные различия между группами получены в психофизиологическом блоке (15-12%).
-69-
Таблица 9
Здоровьесберегающее и психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения
Блоки Цели
Предпрофильная подготовка (9 класс)
Социально- педагоги- ческий Овладение высшими психическими функциями. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Развитие психосоциальной компетентности. Формирование социально-значимых качеств (умение работать в команде, ответственность, социальная эмпатия, ассертивность). Тренинги по развитию произвольности познавательных процессов, жизненно-важных навыков, социальной адаптации, коммуникативной компетентности. Изучение профильных интересов, способностей, мотивации учения. Профилактика девиантного поведения. Работа с семьей по определению и коррекции ожиданий. Формирование рекомендаций по выбору профиля.
Личностный Развитие самопознания на основе выявления индивидуальных особенностей, профильных интересов и склонностей. Формирование готовности к самостоятельному и ответственному выбору профиля, развитие мотивации достижения. Разработка варианта личностного профессионального плана. Выявление профильной пригодности по психолого-физиологическим качествам (личностные особенности, свойства нервной системы, нейро- и психодинамические особенности). Тренинг личностного выбора, проведение профориентационных игр и упражнений. Формирование адекватной самооценки. Обучения навыкам управления стрессом и психоэмоциональной саморегуляции. Нивелирование возрастных факторов риска; коррекционные, оздоровительные и физкультурные мероприятия. Мониторинг интегрального здоровья.
Психофизио- логический Сохранение и укрепление психологического и физического здоровья. Оценка психофизиологического статуса и индивидуально-типологических особенностей.
Профильное обучение - 10 класс
Социально- педагоги- ческий Оптимизация межличностных отношений в новом коллективе, стратегий поведения в конфликте. Адаптация к профилю, к обучению по программе повышенного уровня. Социально-психологический тренинг «Я и другие». Коррекция общения. Коррекция ИСУД. Экспертная оценка успешности обучения. Обеспечение возможности смены профиля при выраженной дезадаптации.
Личностный Уточнение социально-профессионального статуса. Осознание старшеклассниками сильных и слабых профессионально-значимых качеств своей личности, возможностей и способов компенсации ограничений. Работа по формированию и осознанию личностных смыслов и ценностей, мировоззрения. Помощь в решении личностных и экзистенциальных проблем. Формирование индивидуальных стратегий управления стрессом.Обучение тайм-менеджменту, навыкам планирования, целеполагания.
Психофизио- логический Контроль за состоянием здоровья и адаптацией. Коррекция личных профессиональных планов с учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний. Мониторинг функционального состояния. Соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения, сбалансированного питания. Коррекция дезадап-тивных проявлений. Фитопрофилактика, витаминизация.
-70-
Продолжение таблицы 9
Профильное обучение - 11 класс
Социально- педагоги- ческий Изучение профессиональных намерений. Осознание молодым человеком себя субъектом профессионального выбора.Овладение технологией проектирования событий жизни. Проведение экспертной оценки. Тренинги и групповые занятия «Я и моя карьера». Ознакомление с региональными потребностями профессионального рынка, вузами РФ, навыками поведения на рынке труда.
Личностный Гендерное, личностно-профессиональное самоопределение. Изучение соответствия психологофизиологического статуса перспективному профильному (профессиональному) выбору. Консультативная помощь в уточнении и коррекции личностных профессиональных планов. Обучение навыкам психологической саморегуляции, контроля состояния здоровья.
Психофизио- логический Овладения молодыми людьми навыками индивидуального контроля за состоянием своего здоровья.
Таблица 10
Значимость блоков в оценке успешности овладения профильными знаниями
и умениями (%)
Классы Блоки
Социально- педагогический Личностный Психофизиологический
Экономи- ческий Гумани- тарный Экономи- ческий Гумани- тарный Экономи- ческий Гумани- тарный
Высокая экспертная оценка 65 59 70 64 65 69
Низкая экспертная оценка 55 53 51 50 50 48
Полученные данные согласуются с общественными представлениями о том, что психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и эффективно измерять большое число функциональных качеств организма, выявить глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма, прежде всего, центральной нервной системой. Важно, то, что личностные и психофизиологические характеристики могут количественно выражать профильно важные качества и обладают достаточно высокой прогностической ценностью.
Эффективность реализации представленных подходов подтверждается результатами исследования, проведенного в КемГУ [12]. Обследование студен-
— 71 —
тов - бывших выпускников профильных классов и классов с углубленным изучением предметов, и студентов, обучающихся ранее по традиционной общеобразовательной программе, показало, что трудности при обучении и серьёзные нарушения здоровья в значительной степени определяются несформированностью профильных навыков и мышления, т. е. научно-обоснованное психолого-педаго-гическое и здоровьесберегающее сопровождение профильного обучения способствует улучшению адаптации выпускников при освоении вузовской программы.
ВЫВОДЫ
1. Здоровьесберегающее сопровождение профильного обучения должно включать в себя организацию комплексного изучения и учета индивидуальных особенностей старшеклассников.
2. Способные к профильному обучению подростки характеризуются адекватной функциональной саморегуляцией, высоким уровнем развития когнитивных функций и общей осведомленности, ответственностью и выраженной мотивацией самоутверждения в деятельности.
3. Проблема специальных способностей - проблема качественная:
за. Старшеклассники с развитыми физико-математическими способностями характеризуются относительно уравновешенным типом нервной системы, доминированием регуляторных отделов левого полушария, высокой настойчивостью и уверенностью, развитой способностью к логическим классификациям.
зб. У учащихся, проявляющих химико-биологические способности, наблюдается неуравновешенность нервных процессов со смещением баланса в сторону возбуждения, высокая подверженность чувствам, интравертированность, относительная тревожность, развитое воображение и высокая способность к логическому обобщению.
зв. Школьники, проявляющие высокие способности в гуманитарной области, характеризуются относительным, по сравнению с другими группами, функциональным превалированием функций правого полушария, высокой способностью к абстрагированию, выраженной эмпатией, общительностью и настойчивостью.
4. Формирование индивидуального стиля обучения может базироваться на различном сочетании генотипических, фенотипических и личностных особенностей.
4а. Сильная и подвижная нервная система является благоприятным предиктором формирования эффективного стиля деятельности при существующей системе обучения.
4б. Индивидуальные генотипические свойства, определяющие невысокую психофизиологическую работоспособность, в целях повышения успешности деятельности могут быть компенсированы развитием специфических личностных особенностей (настойчивость, трудолюбие, высокая мотивация деятельности.
4в. На высокую успешность обучения может влиять высокая эрудированность, социальная контактность, эмпатия, акцентуация отдельных черт характера.
5. Для оценки эффективности здоровьесберегающего сопровождения профильного обучения необходим мониторинг интегральных показателей здоровья,
— 72 —
адаптации и развития на довузовском этапе обучения, и динамического контроля за успешностью дальнейшего профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова, 1975 Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психофизиологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии.-1988.-№6. - с.71-77.
2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М., 1980. - 197 с.
3. Гуревич К.М. Акимова М.К., Борисова ЕМ. И др. Школьный тест умственного развития (ШТУР): Методические рекомендации по работе с тестом (для школьных психологов) - М., 1987
4. Гусева Е. П. Комплексное изучение индивидуальных особенностей математически одаренных учащихся / Е. П. Гусева, И. А Левочкина И.А. // Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Пермь, 1988. - С. 29-30
5. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: МГУ, 1985. - 288 с.
6. Заруба, Н.А. Психологическое руководство профессиональным самоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения [Текст]: автореф. дис. ... к.пед.н. / Заруба Наталья Андреевна. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. - 26 с.
7. Изюмова С. А. Природа мнемических способностей и дифференциации обучения / Рос. акад. образования, психол. ин-т. - М.: Наука, 1995. - 382 с.
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб: Питер, 2001.-464с.
9. Казин, Э.М. Здоровьеформирующее образование старшеклассников в процессе профессионального самоопределения и профильного обучения [Текст]/ Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Блинова Н.Г. //Учитель Кузбасса, 2007, №1(4). -С.13-18.
10.Казин, Э.М. Влияние адекватного выбора профиля обучения на физиологическую адаптацию и успешность учебной деятельности [Текст] / Казин Э.М., Толстикова О.Д., Дубинина Т.В., Корнишина Л.А. //Валеология, №4, 2006г.
11.Кеттелл, Р. Методика индивидуальной профконсультации. [Текст] /Р. Кет-телл. - М., 1982.
12. Комплектование классов профильного обучения: учебно-методическое пособие [Текст] /Авт.-сост. О.А.Никифорова; под общей ред. Н.А.Заруба. -Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. - 74с. Изд. 2-е., исп. и доп.
13. Леонгард К. Акцентированные личности. - Киев: 1981.- 392с.
14. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990.- 165-277.
15.Никифорова, О.А. Анализ факторов, влияющих на формирование эффективного индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассников [Текст] / Никифорова О.А., Кожевникова Э.Э., Навалихина В.И.// Новые исследования: альманах, РАО, - М.: Вердана, 2005, № 1(8). - С.60-69
-73-
16. Никифорова О.А. Психолого-физиологический аспект формирования общих и специальных профильных способностей обучающихся [Текст] / Никифорова О.А., Кожевникова Э.Э., Навалихина В.И. // Учитель Кузбасса: научно-метод. журнал. - Кемерово: КРИПКиПРО. - 2007, №2(5), С.34-39.
17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб, 2000. - 5б0 с.
18. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтес, - М.: Академия, 1996.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -С. 380.
20. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Хрестоматия по психологии «Психология индивидуальных различий». - М.: ЧеРо, 2000.
21. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике // Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ПЕРСЭ, 2000. - 80 с.
22. Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии -1978.- №6.- С. 94-106
23.Jysenck H.I. Manual the maudsly personality inventory. - London, 1959
-Q-