Вестник КемГУ
№ 4
2008
Физкультура и спорт
УДК 612.821
АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ОТ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
Т. А. Холоднюк
Любая, в том числе и учебная, деятельность обеспечивается целой системой психофизиологических механизмов. Успешность учёбы определяется, наряду с другими факторами, также и тем, насколько учитываются индивидуально-типологические особенности ребёнка при выработке учебных навыков, овладении учебными действиями [5].
По И. П. Павлову, определяющую роль в формировании типологических признаков индивидуума играет центральная нервная система и ее свойства, характеризующие особенности протекания в ее структурах процессов возбуждения и торможения [2].
Одним из таких типологических свойств является уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП). От степени его развития в значительной мере зависят индивидуальные различия функций внимания, памяти и мышления. Данные показатели принимают особое значение при обучении школьников в процессе личностно-ориентированного и профильного обучения.
Определение уровня функциональной подвижности нервных процессов проводилось в динамике трех лет обучения в предпрофильных и профильных классах с помощью автоматизированной программы «Профиль ПФ».
Все учащиеся были разделены на три группы (1 - с высоким уровнем; 2 - со средним уровнем; 3 -
с низким уровнем УФП). В предпрофиле 46 % учащихся имеет высокий уровень УФП, 41 % - средний и 13 % - низкий. В профильных классах за счет возрастающих требований к учащимся количество школьников с высоким уровнем УФП несколько со-сокращается (42 %) за счет увеличения группы со средним уровнем (49 %).
Психофизиологическое обследование включало определение: латентного периода простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР); реакции на движущийся объект (РДО); работоспособности головного мозга (РГМ); памяти; внимания; мышления. Для изучения уровня активности механизмов вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы определялись показатели сердечного ритма (частота сердечных сокращений (ЧСС), индекс напряжения по Р. М. Баевскому [1] (ИН), мода (Мо), амплитуда моды (АМо), вариационный размах (dX)). Личностный профиль оценивался с помощью теста Кеттелла; также проводился анализ успешности обучения.
Показано, что учащимся с высокими показателями подвижности нервных процессов присущи более высокие уровни развития мышления и работоспособности головного мозга (РГМ), а также более высокую успешность обучения (табл. 1 ), что подтверждается рядом исследований [2 - 4].
Таблица 1
Средние значения некоторых показателей у учащихся с разным уровнем УФП
в динамике трех лет обучения
8 класс 9 класс
выс. (1) средн. (2) низк. (3) р<0,05 выс. (1) средн. (2) низк. (3) р<0,05
Абстракция 8,75± 0,97 5,64± 0,61 4,69± 0,87 1-2 8,56± 0,74 6,43± 0,61 5,6± 2,09 1-2
РГМ 621,5± 579,69± 554,06± 1-2, 583,7± 537,63± 465,8± 1-2
13,00 10,59 18,58 1-3 10,87 11,15 17,6 1-3
Успеваемость 3,98± 3,84± 3,68± 1-3 3,98± 3,76± 3,62± 1-3
0,12 0,07 0,08 0,08 0,08 0,16
Продолжение таблицы 1
10 класс
выс. (1) средн. (2) низк. (3) р<0,05
Абстракция 9,7±1,00 9,04±0,89 6,2±1,66 2-3
РГМ 638,86±10,29 602,26±6,94 610,66±24,62 1-2
Успеваемость 3,94±0,09 3,85±0,08 3,52±0,23 1-3
№ 4
2008
Физкультура и спорт
|| Вестник КемГУ
Использование корреляционного анализа было направлено на отслеживание динамики формирования особенностей приспособительных реакций к возрастающей учебной нагрузке у учащихся с различными уровнями функциональной подвижности. Так, в предпрофиле у учащихся с высоким уровнем УФП параметры сердечного ритма связаны только с личностными факторами, особенно с показателями эмоционально-волевой сферы (16 внешних связей). При обучении в профиле у лиц с высоким уровнем подвижности нервных процессов ситуация стабилизируется: выявляется примерно одинаковое количество внешних связей между блоком показателей сердечного ритма и остальными группами параметров, к тому же появляются связи с успеваемостью.
В группе учащихся со средним уровнем подвижности нервных процессов в начале обучения в предпрофиле показатели вариабельности сердечного ритма имеют большое количество корреляций (48 внешних связей) с факторами Кеттелла и когнитивной сферой. Обнаруживается связь успешности обучения с абстрактным мышлением, памятью, интеллектуальными особенностями и временем РДО. По мере углубления в профиль в этой группе число связей с показателями сердечного ритма уменьшается при наличии устойчивых связей успешности обучения с когнитивными показателями.
Незначительное число корреляционных связей выявлено в группе учащихся с низким УФП. Эта тенденция сохраняется на протяжении всех трех лет обучения: общее число связей в восьмом классе -19, в девятом - 11, в десятом классе их нет вовсе. Данный факт говорит об усугублении неустойчивости системы и о прогрессировании напряжения адаптационных механизмов.
Таким образом, показаны отличия в развитии когнитивной сферы, успешности обучения и формирования приспособительных реакций у учащихся с различными уровнями функциональной подвижности нервных процессов. Данные исследования могут быть использованы с целью прогнозирования успешности обучения и формирования индивидуального подхода к учащимся в условиях повышенного образовательного уровня.
Литература
1. Баевский, Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский. - М.: Наука, 1984. - 221 с.
2. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. - М., Наука, 1970.
3. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях: научно-методическое пособие. - Новокузнецк: ИПК, 2004. - 169 с.
4. Макаренко, Н. В. Нейродинамические характеристики сложных сенсомоторных реакций у лиц с различным уровнем функциональной подвижности нервных процессов // Принципы и механизмы деятельности мозга человека: Всесоюзн. конф. / Н. В. Макаренко. - Л. Наука, 1989. -С. 129 - 130.
5. Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса: методические рекомендации / сост.: Н. А. Литвинова, Н. Г. Блинова, В. И. Иванов и др.; научн. ред. Э. М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. - 91 с.