Научная статья на тему 'Анализ зависимости развития некоторых психофизиологических показателей учащихся от уровня функциональной подвижности нервных процессов'

Анализ зависимости развития некоторых психофизиологических показателей учащихся от уровня функциональной подвижности нервных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ / ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ / РЕАКЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МОЗГ ГОЛОВНОЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Холоднюк Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ зависимости развития некоторых психофизиологических показателей учащихся от уровня функциональной подвижности нервных процессов»

Вестник КемГУ

№ 4

2008

Физкультура и спорт

УДК 612.821

АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ОТ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Т. А. Холоднюк

Любая, в том числе и учебная, деятельность обеспечивается целой системой психофизиологических механизмов. Успешность учёбы определяется, наряду с другими факторами, также и тем, насколько учитываются индивидуально-типологические особенности ребёнка при выработке учебных навыков, овладении учебными действиями [5].

По И. П. Павлову, определяющую роль в формировании типологических признаков индивидуума играет центральная нервная система и ее свойства, характеризующие особенности протекания в ее структурах процессов возбуждения и торможения [2].

Одним из таких типологических свойств является уровень функциональной подвижности нервных процессов (УФП). От степени его развития в значительной мере зависят индивидуальные различия функций внимания, памяти и мышления. Данные показатели принимают особое значение при обучении школьников в процессе личностно-ориентированного и профильного обучения.

Определение уровня функциональной подвижности нервных процессов проводилось в динамике трех лет обучения в предпрофильных и профильных классах с помощью автоматизированной программы «Профиль ПФ».

Все учащиеся были разделены на три группы (1 - с высоким уровнем; 2 - со средним уровнем; 3 -

с низким уровнем УФП). В предпрофиле 46 % учащихся имеет высокий уровень УФП, 41 % - средний и 13 % - низкий. В профильных классах за счет возрастающих требований к учащимся количество школьников с высоким уровнем УФП несколько со-сокращается (42 %) за счет увеличения группы со средним уровнем (49 %).

Психофизиологическое обследование включало определение: латентного периода простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР); реакции на движущийся объект (РДО); работоспособности головного мозга (РГМ); памяти; внимания; мышления. Для изучения уровня активности механизмов вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы определялись показатели сердечного ритма (частота сердечных сокращений (ЧСС), индекс напряжения по Р. М. Баевскому [1] (ИН), мода (Мо), амплитуда моды (АМо), вариационный размах (dX)). Личностный профиль оценивался с помощью теста Кеттелла; также проводился анализ успешности обучения.

Показано, что учащимся с высокими показателями подвижности нервных процессов присущи более высокие уровни развития мышления и работоспособности головного мозга (РГМ), а также более высокую успешность обучения (табл. 1 ), что подтверждается рядом исследований [2 - 4].

Таблица 1

Средние значения некоторых показателей у учащихся с разным уровнем УФП

в динамике трех лет обучения

8 класс 9 класс

выс. (1) средн. (2) низк. (3) р<0,05 выс. (1) средн. (2) низк. (3) р<0,05

Абстракция 8,75± 0,97 5,64± 0,61 4,69± 0,87 1-2 8,56± 0,74 6,43± 0,61 5,6± 2,09 1-2

РГМ 621,5± 579,69± 554,06± 1-2, 583,7± 537,63± 465,8± 1-2

13,00 10,59 18,58 1-3 10,87 11,15 17,6 1-3

Успеваемость 3,98± 3,84± 3,68± 1-3 3,98± 3,76± 3,62± 1-3

0,12 0,07 0,08 0,08 0,08 0,16

Продолжение таблицы 1

10 класс

выс. (1) средн. (2) низк. (3) р<0,05

Абстракция 9,7±1,00 9,04±0,89 6,2±1,66 2-3

РГМ 638,86±10,29 602,26±6,94 610,66±24,62 1-2

Успеваемость 3,94±0,09 3,85±0,08 3,52±0,23 1-3

№ 4

2008

Физкультура и спорт

|| Вестник КемГУ

Использование корреляционного анализа было направлено на отслеживание динамики формирования особенностей приспособительных реакций к возрастающей учебной нагрузке у учащихся с различными уровнями функциональной подвижности. Так, в предпрофиле у учащихся с высоким уровнем УФП параметры сердечного ритма связаны только с личностными факторами, особенно с показателями эмоционально-волевой сферы (16 внешних связей). При обучении в профиле у лиц с высоким уровнем подвижности нервных процессов ситуация стабилизируется: выявляется примерно одинаковое количество внешних связей между блоком показателей сердечного ритма и остальными группами параметров, к тому же появляются связи с успеваемостью.

В группе учащихся со средним уровнем подвижности нервных процессов в начале обучения в предпрофиле показатели вариабельности сердечного ритма имеют большое количество корреляций (48 внешних связей) с факторами Кеттелла и когнитивной сферой. Обнаруживается связь успешности обучения с абстрактным мышлением, памятью, интеллектуальными особенностями и временем РДО. По мере углубления в профиль в этой группе число связей с показателями сердечного ритма уменьшается при наличии устойчивых связей успешности обучения с когнитивными показателями.

Незначительное число корреляционных связей выявлено в группе учащихся с низким УФП. Эта тенденция сохраняется на протяжении всех трех лет обучения: общее число связей в восьмом классе -19, в девятом - 11, в десятом классе их нет вовсе. Данный факт говорит об усугублении неустойчивости системы и о прогрессировании напряжения адаптационных механизмов.

Таким образом, показаны отличия в развитии когнитивной сферы, успешности обучения и формирования приспособительных реакций у учащихся с различными уровнями функциональной подвижности нервных процессов. Данные исследования могут быть использованы с целью прогнозирования успешности обучения и формирования индивидуального подхода к учащимся в условиях повышенного образовательного уровня.

Литература

1. Баевский, Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский. - М.: Наука, 1984. - 221 с.

2. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. - М., Наука, 1970.

3. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях: научно-методическое пособие. - Новокузнецк: ИПК, 2004. - 169 с.

4. Макаренко, Н. В. Нейродинамические характеристики сложных сенсомоторных реакций у лиц с различным уровнем функциональной подвижности нервных процессов // Принципы и механизмы деятельности мозга человека: Всесоюзн. конф. / Н. В. Макаренко. - Л. Наука, 1989. -С. 129 - 130.

5. Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса: методические рекомендации / сост.: Н. А. Литвинова, Н. Г. Блинова, В. И. Иванов и др.; научн. ред. Э. М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. - 91 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.