УДК : 796.01:614:378
Ж.Б. Сафонова, G.B. Safonova, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ЗДОРОВЬЕ И ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
HEALTH AND ITS DEFINITIONS IN THE CONTEXT OF PHYSICAL ACTIVITY OF THE PERSON
В статье представлены современные определения понятия здоровья и его составляющих: уровень двигательной активности, физического развития и состояния. Раскрыты возможности управления способностью к адаптации в процессе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья.
The article presents the current definition of health and its components: the level of motor activity, physical development and. The possibilities management ability to adapt to the process of physical education of students with disabilities in the state of health.
Ключевые слова: Здоровье, физическое воспитание, двигательная активность, студенты, адаптация.
Keywords: Health, physical education, physical activity, students, adaptation.
Здоровье населения, динамика его развития на ближайший и долгосрочный периоды во всех цивилизованных странах являются основными, когда встает вопрос об уровне и перспективах развития общества [1].
В настоящее время в изучении и оценки здоровья необходим, прежде всего социально-гигиенический подход, основанный на медико-статистических показателях, педагогических наблюдениях с философско-социологическим осмыслением. При этом можно выделить следующие направления: первое - это оценка состояния здоровья популяции на основании демографических показателей рождаемости, заболеваемости, смертности, уровня физического развития и средней продолжительности жизни; второе - это самооценка населением (любой возрастной группы) своего самочувствия, удовлетворенности своим состоянием, желанием учиться, трудиться и наряду с этим выполнение гигиенических правил здорового образа жизни с ориентацией на формирование здоровых потребностей в жизнедеятельности.
При этом оценивается уровень гигиенических знаний и культуры, в частности отношение к курению, употреблению алкоголя, двигательной активности и использования средств физический культуры в самосовершенствовании морфофункциональных показателей.
Предлагаемый для обсуждения вопрос не нов, но это не снижает его актуальности, так как, по мнению А.Г. Щедриной, несмотря на позитивные социальные преобразования проблема «здравоохранения, массовости физической культуры, здоровья населения страны далека от разрешения».
Высокая заболеваемость взрослых и детей, ограничивающая работоспособность и трудоспособность, возможность выбора той или иной профессии и достижения в ней определенного успеха требуют дальнейших совместных исследований специалистов медицины, педагогов и тренеров в области физической культуры и спорта.
Следует отметить, что достаточно долго понятие «здоровье» рассматривали как феномен, противоположный болезни, пока в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) не было
дано его определения как состояния полного физического и социального благополучия, а не только отсутствия болезни или физических дефектов [2].
Р.М. Баевский (1991) предложил определять здоровье как функциональный оптимум, вкладывая в это понятие сохранение способности организма по регулированию физиологических показателей с целью обеспечения равновесия со средой в различных ситуациях [3].
Исходя из этого, Т.В. Хутиев с соавторами (1991) добавляют, что это «процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности творческой жизни» [4].
По мнению А.Г. Щедриной (2003), «здоровье, является целесообразным, (разумным) сочетанием определенных качеств, позволяющих жить, реализуя в различной степени биологические и социальные функции». При этом автор считает правомерным определить конкретное состояние здоровья, используя термины «хорошее», либо «плохое или ослабленное» [5].
В то же время, даже наличие хорошего здоровья не исключает какой-либо дефект или заболевания. Поэтому в зависимости от количественного проявления степени компенсации они могут рассматриваться одним из элементов системы «здоровье» в которой: уровень и гармоничность физического развития; резервные возможности организма; неспецифическая резистентность и иммунная защита, а также способность к выводу метаболитов, являются интегральными характеристиками, влияющими позитивно или негативно на его целостное состояние [5, с. 84].
Поскольку здоровье в большей степени процесс, чем фиксированные значения тех или иных показателей жизнедеятельности организма, то значит этим процессом можно управлять согласно общей теории систем и системного подхода к изучению явлений природы [6].
Живой организм - это открытые системы, зависимые от внешней среды, а уровень устойчивости системы, то есть здоровья обеспечивается степенью развития у человека способностей к адаптации, позволяющей осуществлять его биологические и социальные функции.
Под управлением в кибернетике понимают такое воздействие на процесс (объект), которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния процесса (объекта), его характеристик, и ведет к улучшению функционирования или развития объекта, т.е. приближению цели.
В то же время А.Г. Щедрина (2003), считает, что проблема управления развитием здоровья, как комплекса научно-обоснованных мер (медико-биологоческих, социальных, психологических) в единой программе вызывает многочисленные дискуссии ученых этого профиля.
Управлять - значит не подавлять, не навязывать процессу развитие, противоречащее его природе, а, наоборот, максимально его учитывать, рационально согласовывать каждое воздействие на него.
Управление процессом формирования противостояния стрессогенному фактору (физическому, психоэмоциональному и др.) базируется на представлении о физиологических и биохимических возможностях организма, а также психологических установках, которые совершенствуют, корригируют или дополняют физиологические реакции адаптации или создают условия, на фоне которых физиологические реакции могут оптимально раскрываться и реализовываться (Медведев В.И., 1998).
Форма и выраженность реакции, набор вовлеченных в нее механизмов и динамика оценки целей адаптационного процесса при формировании двигательного поведения отражают взаимодействие двух глобальных механизмов - физиологических, обеспечивающих постоянство внутренней среды, и психофизиологических, которые направлены на адекватную минимизацию психофизиологических реакций при действии стрессового фактора и на восстановление утраченной физической и психоэмоциональной адаптации организма.
В научных докладах комитета экспертов ВОЗ отражены задачи по достижению здоровья для всех популяций, среди которых обращается внимание: на формирование современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни, который необходимо обеспечить через реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе развития биологических факторов, определяющих состояние здоровья; смысловые компоненты (информационные - образ того к чему человек стремится; эмоционально-оценочный - отношение к значимым объектам; поведенческий - готовность к действию по отношению к объекту, имеющему личностный смысл.
Вот для чего особую значимость приобретает "принцип самости" - научить человека самодиагностике, самооценке, самокоррекции (психофизиологической и физической), самоконтролю и самораз-
витию индивидуальных резервных возможностей организма, а также сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, рациональное поведение и самореализацию личности.
Специалисты спортивной медицины и педагогики включают в состояние здоровья такое определение, как «физическое здоровье» и «физическое состояние» [8, 9]. В предложенные термины авторы вкладывают не только наличие или отсутствие заболеваний, но и оценку физического развития, и уровень физической подготовленности у молодых, здоровых людей.
Многочисленные данные научных исследований указывают на то, что уровень здоровья молодых людей, к которым относятся дети, студенты за последние десятилетия резко падает. Растет число молодого населения, относящегося к третьей медицинской группе, то есть имеющих отклонения в состоянии здоровья, либо недостаточное физическое развитие. При распределении для занятий физической культурой они направляются в специальные медицинские группы или «освобождаются» от практических уроков.
Однако, если обратиться к определению физического состояния человека, данному Т.В. Ху-тиевым и соавт. (1991), то обязательным компонентом его являются антропометрические показатели и физиологические параметры, влияющие на качество его двигательной активности, которая включает работоспособность, тренированность, физическую подготовленность и толерантность к нагрузке [4 с.168].
При этом у лиц с выявленными отклонениями здоровья показатели физического состояния, как субъективные, так и объективные, имеют различные значения. Как показали наши исследования у студентов с отклонениями состояния здоровья управление физическим развитием, коррекцией здоровья возможно при обязательном определении отдельных морфофункциональных показателей [10].
Зависит это не только от характера заболевания, но и степени нарушения функциональных систем, исходя из которых для установления физической нагрузки, проводятся специальные реабилитационные физкультурно-оздоровительные технологии. При этом наиболее выраженные положительные сдвиги были выявлены у студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, изначально более низкие по сравнению с другой патологией. Это свидетельствует о значительном резерве основной функции организма - выносливости, то есть наиболее необходимого качества в жизнедеятельности человека.
Конечной и эффективной точкой отсчета улучшения физического здоровья человека является: оптимальный адаптированный и рациональный стиль жизни, который выходит за рамки "стесненной болезнью жизни" и несет социально-бытовое благополучие. Восстановление, стабилизация и сохранение индивидуального здоровья, путем формирования и развития личностных, духовных, психических, физических возможностей, необходимых для успешной самореализации и адаптации к изменяющимся физическим, социальным и экологическим условиям, является основной целью физического воспитания в вузе - одного из значимых направлений подготовки конкурентоспособного специалиста в современном обществе.
Библиографический список
1. Щепин, О. П. Современные проблемы населения и здравоохранения России / О. П. Щепин, В. К. Овчаров, Т. М. Максимова // Бюллетень НИИ СГЭ им. Н. А. Семашко. - 1997. - Тематич. выпуск. - С. 9-15.
2. Новые направления в изучении факторов риска развития сердечно-сосудистых болезней : докл. Науч. группы ВОЗ. - Женева : Всемирная организация здравоохранения, 1994. - 72 с.
3. Баевский, Р. М. Программирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баев-ский. - М. : Медицина, 1991. - 296 с.
4. Управление физическим состоянием организма тренирующая терапия / Т. В. Хутиев, Ю. Г. Антамонов, А. Б. Коткова, О. Г. Пустовойт. - М. : Медицина, 1991. - 213 с.
5. Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья : методологические аспекты / А. Г. Щедрина. - Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 2003. - 163 с.
6. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 402 с.
7. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. -Киев : Здоровья, 1987. - 214 с.
8. Сауткин, М. Ф. Авторский взгляд на понятие «здоровье» и «физическое состояние» человека / М. Ф. Сауткин // Здравоохранение РФ. - 2003. - № 1. - С. 55-58.
9. Физическая культура студентов специальной медицинской группы / Ж. Б. Сафонова, О. А. Мельникова, Т. В. Колтошова, И. Н. Шевелева. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 135 с.