Научная статья на тему 'Заявление участников пятого форума по вопросам политики Болонского процесса, Париж, 25 мая 2018 г'

Заявление участников пятого форума по вопросам политики Болонского процесса, Париж, 25 мая 2018 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заявление участников пятого форума по вопросам политики Болонского процесса, Париж, 25 мая 2018 г»

154

Высшее образование в России • № 11, 2018

ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПЯТОГО ФОРУМА ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА*

Париж, 25 мая 2018 г.

Мы, министры, ответственные за высшее образование, и главы делегаций Пятого Бо-лонского политического форума единодушны в признании непреходящей ценности высшего образования для общества. Во всё более взаимозависимом и глобализованном мире высшее образование и научные исследования играют важнейшую роль в нашем дальнейшем процветании, прогрессе и мирном сосуществовании. Жизненно важной становится связь высшего образования и общества, особенно сегодня, когда мы сталкивается с проблемами социальной изоляции, безработицы среди молодежи, гендер-ного неравенства, растущего популизма, перемещения людей, изменения климата и самого будущего нашей планеты. Прошедший в Париже в мае 2018 г. Болонский политический форум обеспечил возможность многостороннего диалога и обмена идеями междду членами Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), министрами из других стран и прочими заинтересованными сторонами.

Высшее образование имеет многовековую традицию налаживания международных связей, и сегодня есть много примеров продуктивных партнёрских отношений между нашими странами. Учреждения и заинтересованные стороны высшего образования входят в число основных движущих сил международного сотрудничества благодаря мобильности персонала и студентов, многонациональным исследовательским партнёр-

* Statement of the Fifth Bologna Policy Forum. Paris, May 25th 2018. URL: http://www. ehea2018.paris/Data/ElFinder/s2/Communique/ BPFStatement-with-Annex.pdf (Перевод с английского языка выполнен старшим преподавателем Института качества высшего образования Национального исследовательского университета «МИСиС» Е.Н. Карачаровой.)

ствам, транснациональному образованию и участию в поиске решений глобальных проблем. Этим самым высшее образование создает прочную основу для взаимообогащения идеями и передовым опытом, что позволяет успешно откликаться на глобальные вызовы.

Создание Европейского пространства высшего образования - это пример того, чего можно добиться объединёнными усилиями многих стран, действующих на добровольной основе. В ЕПВО разработаны общие принципы и практические инструменты модернизации и улучшения качества предоставления высшего образования, такие как ориентация на результаты обучения, использование Приложения к диплому, принятие рамок квалификаций, развитие и совершенствование систем обеспечения качества.

Аналогичные подходы приняты и в регионах Юго-Восточной Азии, Африки, Средиземноморья и Латинской Америки, которые активно разрабатывают национальные или региональные интеграционные инструменты: системы качества, системы переноса кредитов, рамки квалификаций - с целью повышения качества и облегчения внутрирегиональных процессов признания и мобильности. Примерами успешных инициатив транснационального сотрудничества являются процесс ASEM, объединяющий страны Азии и Европы, и партнёрство Африка - Евросоюз.

Мы уверены, что Болонский политический форум, поддержанный министрами и международными организациями, может дать импульс более систематическому и устойчивому международному сотрудничеству, которое должно строиться с учётом разнообразия наших регионов, включая различные внутренние социальные и политические контексты высшего образования и его широкий геополитический аспект. Необхо-

Интернационализация образования 155

димо ставить реалистичные задачи и цели, достижению которых будет способствовать обмен идеями, опытом, а также взаимообучение. Для тех, кто несёт ответственность за высшее образование, очень важно слушать, учиться, участвовать в решении общезначимых проблем, среди которых качество, академическая свобода, вовлечённость студентов, социальная интеграция, статус, автономия и расширение роли высшего образования. Пятый Болонский политический форум инициировал глобальный диалог по двум из этих насущных вопросов: социальная интеграция и широкая гражданская миссия высшего образования.

Хотя доля населения, получающего высшее образование, в большинстве стран растёт, социальная интеграция и расширение доступа к высшему образованию по-прежнему остаются проблемой во всём мире. Уязвимые группы, включая мигрантов и беженцев, имеют дополнительные сложности не только в области обеспечения доступа к высшему образованию, но и в плане его дальнейшего получения. Поэтому дискуссии о социальной интеграции затрагивают вопросы как справедливого доступа, так и успешности в высшем образовании, а именно - сохранения контингента, успеваемости, успешного завершения обучения, устойчивой трудоустраиваемости студентов и выпускников.

Современные социальные проблемы требуют вовлечённости в их решение на местном, региональном и глобальном уровнях. Высшие учебные заведения жизненно важны для поддержки экономики местности, региона или страны, где они находятся. Мы

согласны с тем, что вузы могут и должны играть ещё более существенную - социальную, культурную и лидерскую - роль в своих сообществах. Выполняя эту важнейшую гражданскую миссию, вузы вносят вклад в социальную сплочённость, формируя у студентов ценности, навыки и способности, содействующие их гражданскому участию, социальной интеграции, устойчивости и глобальной гражданственности.

Мы, министры, обязуемся поддерживать этот непрерывающийся, успешный межрегиональный диалог по вопросам, которые представляют общий интерес для политиков, организаций, студентов, сотрудников и высших учебных заведений. Для осуществления этой повестки в рамках рабочей программы Болонского процесса на 2018-2020 гг. мы предлагаем создать Глобальную рабочую группу и призываем страны проявить интерес к проведению ежегодных семинаров с целью продолжения диалога о социальной интеграции и всевозрастающей роли высшего образования. Мы намерены продолжать сотрудничество, обмениваться опытом и определять задачи на будущее путём совместных семинаров, конференций и взаимного обучения, что позволит нам получить инновационные ответы на волнующие нас вызовы. В целях дальнейшего развития международных партнёрских связей мы призываем высшие учебные заведения изучить все возможности, предоставляемые двусторонними и многосторонними программами мобильности и сотрудничества, такими как финансируемая ЕС программа Erasmus + или исследовательские программы Horizon 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.