154
Высшее образование в России • № 11, 2018
ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПЯТОГО ФОРУМА ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА*
Париж, 25 мая 2018 г.
Мы, министры, ответственные за высшее образование, и главы делегаций Пятого Бо-лонского политического форума единодушны в признании непреходящей ценности высшего образования для общества. Во всё более взаимозависимом и глобализованном мире высшее образование и научные исследования играют важнейшую роль в нашем дальнейшем процветании, прогрессе и мирном сосуществовании. Жизненно важной становится связь высшего образования и общества, особенно сегодня, когда мы сталкивается с проблемами социальной изоляции, безработицы среди молодежи, гендер-ного неравенства, растущего популизма, перемещения людей, изменения климата и самого будущего нашей планеты. Прошедший в Париже в мае 2018 г. Болонский политический форум обеспечил возможность многостороннего диалога и обмена идеями междду членами Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), министрами из других стран и прочими заинтересованными сторонами.
Высшее образование имеет многовековую традицию налаживания международных связей, и сегодня есть много примеров продуктивных партнёрских отношений между нашими странами. Учреждения и заинтересованные стороны высшего образования входят в число основных движущих сил международного сотрудничества благодаря мобильности персонала и студентов, многонациональным исследовательским партнёр-
* Statement of the Fifth Bologna Policy Forum. Paris, May 25th 2018. URL: http://www. ehea2018.paris/Data/ElFinder/s2/Communique/ BPFStatement-with-Annex.pdf (Перевод с английского языка выполнен старшим преподавателем Института качества высшего образования Национального исследовательского университета «МИСиС» Е.Н. Карачаровой.)
ствам, транснациональному образованию и участию в поиске решений глобальных проблем. Этим самым высшее образование создает прочную основу для взаимообогащения идеями и передовым опытом, что позволяет успешно откликаться на глобальные вызовы.
Создание Европейского пространства высшего образования - это пример того, чего можно добиться объединёнными усилиями многих стран, действующих на добровольной основе. В ЕПВО разработаны общие принципы и практические инструменты модернизации и улучшения качества предоставления высшего образования, такие как ориентация на результаты обучения, использование Приложения к диплому, принятие рамок квалификаций, развитие и совершенствование систем обеспечения качества.
Аналогичные подходы приняты и в регионах Юго-Восточной Азии, Африки, Средиземноморья и Латинской Америки, которые активно разрабатывают национальные или региональные интеграционные инструменты: системы качества, системы переноса кредитов, рамки квалификаций - с целью повышения качества и облегчения внутрирегиональных процессов признания и мобильности. Примерами успешных инициатив транснационального сотрудничества являются процесс ASEM, объединяющий страны Азии и Европы, и партнёрство Африка - Евросоюз.
Мы уверены, что Болонский политический форум, поддержанный министрами и международными организациями, может дать импульс более систематическому и устойчивому международному сотрудничеству, которое должно строиться с учётом разнообразия наших регионов, включая различные внутренние социальные и политические контексты высшего образования и его широкий геополитический аспект. Необхо-
Интернационализация образования 155
димо ставить реалистичные задачи и цели, достижению которых будет способствовать обмен идеями, опытом, а также взаимообучение. Для тех, кто несёт ответственность за высшее образование, очень важно слушать, учиться, участвовать в решении общезначимых проблем, среди которых качество, академическая свобода, вовлечённость студентов, социальная интеграция, статус, автономия и расширение роли высшего образования. Пятый Болонский политический форум инициировал глобальный диалог по двум из этих насущных вопросов: социальная интеграция и широкая гражданская миссия высшего образования.
Хотя доля населения, получающего высшее образование, в большинстве стран растёт, социальная интеграция и расширение доступа к высшему образованию по-прежнему остаются проблемой во всём мире. Уязвимые группы, включая мигрантов и беженцев, имеют дополнительные сложности не только в области обеспечения доступа к высшему образованию, но и в плане его дальнейшего получения. Поэтому дискуссии о социальной интеграции затрагивают вопросы как справедливого доступа, так и успешности в высшем образовании, а именно - сохранения контингента, успеваемости, успешного завершения обучения, устойчивой трудоустраиваемости студентов и выпускников.
Современные социальные проблемы требуют вовлечённости в их решение на местном, региональном и глобальном уровнях. Высшие учебные заведения жизненно важны для поддержки экономики местности, региона или страны, где они находятся. Мы
согласны с тем, что вузы могут и должны играть ещё более существенную - социальную, культурную и лидерскую - роль в своих сообществах. Выполняя эту важнейшую гражданскую миссию, вузы вносят вклад в социальную сплочённость, формируя у студентов ценности, навыки и способности, содействующие их гражданскому участию, социальной интеграции, устойчивости и глобальной гражданственности.
Мы, министры, обязуемся поддерживать этот непрерывающийся, успешный межрегиональный диалог по вопросам, которые представляют общий интерес для политиков, организаций, студентов, сотрудников и высших учебных заведений. Для осуществления этой повестки в рамках рабочей программы Болонского процесса на 2018-2020 гг. мы предлагаем создать Глобальную рабочую группу и призываем страны проявить интерес к проведению ежегодных семинаров с целью продолжения диалога о социальной интеграции и всевозрастающей роли высшего образования. Мы намерены продолжать сотрудничество, обмениваться опытом и определять задачи на будущее путём совместных семинаров, конференций и взаимного обучения, что позволит нам получить инновационные ответы на волнующие нас вызовы. В целях дальнейшего развития международных партнёрских связей мы призываем высшие учебные заведения изучить все возможности, предоставляемые двусторонними и многосторонними программами мобильности и сотрудничества, такими как финансируемая ЕС программа Erasmus + или исследовательские программы Horizon 2020.