Интернационализация образования
65
Приложение 2
ДЕКЛАРАЦИЯ
УЧАСТНИКОВ IV ФОРУМА ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
ЕРЕВАН, 14-15 МАЯ 2015 г. *
Мы, министры, ответственные за высшее образование, и главы делегаций, присутствующие на IV Болонском политическом форуме, встретились в Ереване, чтобы вновь подтвердить и углубить сотрудничество в развитии высшего образования наших стран, чьи уполномоченные органы, высшие учебные заведения, студенты и сотрудники привержены принципам демократии, прав человека и верховенства закона. Мы подчеркиваем свою заинтересованность в том, чтобы опыт Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) как успешный пример сотрудничества в сфере высшего образования нашел свое применение и в других региональных контекстах. Мы высоко ценим вклад разных регионов мира, который они своей политикой и практикой вносят в дальнейшее развитие ЕПВО.
Среди проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, - политическая нестабильность во многих из наших стран, высокий уровень безработицы и миграции вследствие экономического и социального кризиса и ограниченный доступ к высшему образованию. В то же время национальное пробуждение в странах вселяет в людей надежду на более демократичное и толерантное общество, открывающее возможности для личного развития и для развития качественного высшего образования. Реформы высшего образования должны способствовать формированию демократической культуры и вооружать наши общества знанием, пониманием и навыками, которые помогут решить стоящие перед нами задачи. Ключом к достижению этого должна стать поддержка сотрудников и студентов в осуществлении права на академическую свободу, добросовестность и автономия высших учебных заведений.
Мобильность студентов и сотрудников облегчает обмен новыми знаниями и их создание, помогает укреплять взаимное доверие и понимание. Быстрое технологическое развитие будет влиять на высшее образование и пути его реформирования.
Вот почему необходимо продолжать и усиливать политический диалог и сотрудничество между Европейским пространством высшего образования и странами Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, с должным вниманием относясь к разнообразию систем высшего образования и политических, экономических, культурных ландшафтов наших регионов и стран. Мы выявили ряд общих проблем, которые будут определять наше совместное сотрудничество в ближайшее время. Среди них - демографические
* Statement of the Fourth Bologna Policy Forum Yerevan, 14-15 May 2015. http:// www.ehea.info/Uploads/SubmitedFiles/5_2015/113600.pdf . (Перевод с английского языка выполнен старшим преподавателем Института качества высшего образования Национального исследовательского университета «МИСиС» Е.Н. Карачаровой.)
66
Высшее образование в России • № 10, 2015
изменения, безработица выпускников, экономические и политические кризисы, затрагивающие многие наши страны, наличие стереотипов, недостаточный межкультурный диалог, рост экстремизма и радикализации. Вместе с академическим сообществом мы будем добиваться, чтобы высшее образование играло ключевую роль в решении этих проблем и в создании общества, в котором нам хотелось бы жить. Мы будем искать пути реформирования образования, способствующие построению такого общества.
В решении этих задач мы будем опираться на то, что у нас есть общего, побуждая национальные системы образования действовать с учетом собственных преимуществ и традиций. Разнообразие и многоаспектность политического диалога подразумевают участие в нем на всех уровнях - региональном, национальном и институциональном.
Основная тема Четвертого Форума по вопросам политики Болонского процесса -укрепление сотрудничества между ЕПВО и странами Ближнего Востока, Северной Африки, Азии, которые граничат со странами ЕПВО. Необходимо добиться, чтобы высшее образование отвечало вызовам сегодняшнего дня. Реформы высшего образования позволят улучшить его качество и помогут справиться с проблемой безработицы среди молодежи и особенно среди молодых женщин. Болонский политический форум также сосредоточил внимание на роли структурных реформ, включая схемы мобильности и совместные программы.
Структурные реформы и инструменты прозрачности ЕПВО, а также аналогичные инициативы в других регионах должны стать основой дальнейшего регионального сотрудничества, закрепляющего успех проектов, которые реализуются различными международными организациями, национальными уполномоченными органами и высшими учебными заведениями. Такими проектами являются: использование результатов обучения и общих ориентиров при разработке и реализации учебных программ, совершенствование систем обеспечения качества, развитие квалификационных рамок, мобильность и признание, а также кредитные системы, совместные степени, докторское образование.
Приоритетными направлениями нашего дальнейшего сотрудничества будут:
> разработка национальных рамок квалификаций и методов установления совместимости между национальными рамками в ЕПВО (совместимыми с КР-ЕПВО) и национальными рамками, принятыми в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Азии;
> развитие сотрудничества в области обеспечения качества с целью укрепления взаимного доверия к нашим системам образования и их квалификациям. Мы будем побуждать агентства по обеспечению качества в странах-участницах добиваться включения в Европейский реестр (EQAR);
> совершенствование взаимного признания квалификаций путем повышения информированности, совместной разработки и распространения практики и методологии признания. Мы призываем ЮНЕСКО инициировать пересмотр региональных конвенций в Средиземноморском регионе и в Арабских государствах с целью включения ключевых принципов и положений принятой Советом Европы / ЮНЕСКО Лиссабонской Конвенции о признании и недавно пересмотренных региональных конвенций ЮНЕСКО.
Интернационализация образования
67
Необходимо также возобновить деятельность сети Средиземноморских информационных центров по признанию (MERIC);
> Сотрудничество в разработке и реализации системы переноса и накопления кредитов с учетом ECTS и недавно пересмотренного Руководства пользователя.
На институциональном уровне мы будем поощрять и поддерживать академическое сотрудничество в выполнении совместных проектов по реализации политики и инструментов, необходимых для полного осуществления реформ и развития студентоцентри-рованной среды обучения. Для успеха этих реформ требуется участие академического сообщества, включая студентов и сотрудников, а также других заинтересованных сторон.
В условиях возникшей политической нестабильности и нападок на демократию и верховенство закона в ряде стран мы подчеркиваем важность продолжения сотрудничества между высшими учебными заведениями. Мы будем и дальше поддерживать совместные проекты и обмены студентами и сотрудниками с целью укрепления потенциала высших учебных заведений в ЕПВО и в странах-партнерах и тем самым способствовать демократическим преобразованиям на основе качественного образования и научных исследований.
Успех дальнейшего сотрудничества между ЕПВО и нашими странами невозможен без должного внимания к другим региональным процессам.
Мы, министры, ответственные за высшее образование, и главы делегаций, участвующие в Четвертом Болонском политическом форуме, признаем, что успешный диалог по вопросам политики требует постоянного использования разнообразных методов работы, включая конференции, семинары, рабочие группы, исследования, пилотные проекты и взаимное обучение в период между Болонскими политическими форумами.
Мы обязуемся направлять эту деятельность наших стран и регионов. Поэтому мы просим Болонский Секретариат обеспечить - в тесном контакте с Наблюдательной группой, Советом Болонского процесса и представителями стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии - контроль за ней, определить основные области сотрудничества и на следующем заседании BFUG представить график и план работы.
Очередной Болонский политический форум пройдет в 2018 г. во Франции вместе с Конференцией министров.