ЗАВИСИМОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОТ ЦЕНОВОГО ФАКТОРА
Леонтьева Ф.Р.
ГУП "Таттехмедфарм", г. Казань
Товарный ассортимент фармацевтической организации имеет важное социально-экономическое значение, так как его качество определяет полноту удовлетворения покупательского спроса и уровень торгового обслуживания участников рынка.
Согласно экономического закона спроса его объем зависит от цены потребляемого товара: при снижении цены — спрос на товар увеличивается, и, наоборот, спрос сокращается при увеличении цены. Данный закон действует и в сфере обращения лекарственных средств и для отдельных групп населения повышение цены делает невозможным приобретение ранее используемых медикаментов.
Непосредственное влияние на потребление лекарственных препаратов оказывает соотношение цены и качества. В этом случае важную роль играет возможность получения дополнительной информации о характеристиках товара. В случае препарата, имеющего хорошую рекламу увеличение цены никак не отразится на его спросе, а в случае отсутствия какой-либо дополнительной информации о лекарственном средстве — важную роль при выборе будет играть цена.
Нами проанализированы потребности населения Авиастроительного р-на г. Казани в лекарственных средствах в зависимости от их стоимости. Это район с населением более 109 тысяч человек, характеризующийся низким уровнем подушевого дохода.
Данные проведенного анкетного опроса показали, что порядка 60% респондентов заинтересованы в покупке лекарственного средства стоимостью до 100 рублей. Однако 50-70% опрошенных готовы изменить свое решение по рекомендации фармацевта и выбрать не самое дешевое лекарственное средство, а среднее по цене — стоимостью от 100 до 300 рублей. 10-20% респондентов готовы приобрести достаточно дорогие медикаменты (стоимостью более 300 рублей), считая нецелесообразным «экономить на здоровье».
Наличие на российском рынке препаратов-дженериков также оказывает большое влияние на потребителя при изменении цены. Чем больше у лекарственного средства синонимов, тем менее спрос на него. Немаловажную роль в этом случае будет играть реклама лекарственного средства. В то же время спрос практически не реагирует на изменение цены в любом направлении в случае жизненно-важных лекарственных средств, не имеющих дженериков, например, препаратов для лечения бронхиальной астмы и сахарного диабета. В случае, когда затраты на приобретение лекарственных средств почти не отражаются на семейном бюджете и покрываются третьей стороной, потребители мало чувствительны к цене (такая ситуация складывается в льготном обеспечении).
Таким образом, дорогостоящие лекарственные средства имеют стабильный спрос при отсутствии у них синонимов или аналогов либо в случае их отпуска бесплатно декретированным слоям населения.
Важными факторами, влияющим на потребление лекарственных средств являются доходы населения и доля в них затрат на приобретение медикаментов. Чем выше доходы на одного члена семьи, тем больше возможности у населения выбора более дорогого лекарственного средства. Изменение цены наиболее существенно отражается на уровне жизни групп населения, постоянно пользующихся лекарственными препаратами (диабетики, больные бронхиальной астмой и др.), чьи затраты на приобретение медикаментов составляют до 50% семейного бюджета. В меньшей степени изменение цены влияет на потребление лекарственных средств у групп населения со средним достатком. В то же время для людей с высокими доходами приобретение более дорогих медикаментов становится престижным.
С целью ускорения оборачиваемости товарной массы рекомендовано в районах с низким уровнем подушевого дохода формировать ассортимент лекарственных средств с учетом данных социологического исследования посетителей аптечного учреждения преимущественно (до 80%) из препаратов, наиболее востребованной ценовой категории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва